THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи - это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье (который ранее назывался Куманским), а с другой - река Сарн (в древности).

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей - в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах - Помпеях, Геркулануме и Неаполе - очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города - Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие - с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля - останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей - выдумка, основанная на письме который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

Сразу надо отметить, что тела умерших граждан в Римской империи не предавали земле, а кремировали. Для современных историков это большой минус, так как по костям можно многое узнать о жизни человека. Что он ел, чем болел, какой вёл образ жизни. Поэтому скелеты, возраст которых исчисляется двумя тысячами лет, представляют собой очень большую ценность. Найти их в Италии сложно. Отсюда огромное археологическое значение Помпеи. В этом городе, который был погребён под многометровым слоем вулканического пепла, скелетов сохранилось очень много.

Гибель Помпеи датируется 24 августа 79 года . Через 62 года можно будет отмечать 2000 лет со дня гибели города. По историческим меркам срок сравнительно небольшой. По меркам космоса - мгновение. Но если рассматривать трагедию с позиций продолжительности человеческой жизни, то прошёл огромный период времени.

История Помпеи

Сами Помпеи были основаны в VI веке до н. э. Город вобрал в себя 5 небольших поселений и превратился в единое административное образование. Это были владения этрусков, тех самых древних племён, культура которых послужила основой римской культуры. В конце V века город захватили самниты, а через 100 лет Помпеи связали свою судьбу с Римской республикой. Жители города пользовались большими правами и считались не подданными, а союзниками Рима.

Но такое союзничество было чистой формальностью. Римский сенат смотрел на подобные города с потребительских позиций. Горожан брали на службу в армию, а римское гражданство не давали. Обделяли их также в материальных вопросах, касающихся прав на общественные земли. Всё это породило восстание.

План города Помпеи

В 89 году до н. э. в Помпеи вошли войска, и город объявили колонией Римской республики. Город навсегда утратил даже формальную независимость. Но на жителях это никак не сказалось. Оставшиеся 90 лет они жили свободно и обеспечено. Земли были плодородными, рядом располагалось море, климат отличался мягкостью, и знатные римляне охотно строили виллы в этих местах.

Рядом находился город Геркуланум. В нём селились легионеры, вышедшие в отставку, а также бывшие рабы, ставшие свободными гражданами. В Римской республике любой раб мог купить свободу или получить её в дар за какие-то заслуги. Вот такие люди и населяли город.

Ещё один соседний город назывался Стабии. Это было место римских нуворишей. Здесь стояли утопающие в зелени роскошные виллы. Дома бедных людей находились в отдалении. В них жила обслуга, ремесленники, торговцы. Все они кормились от богатых людей, обеспечивая их потребности.

Гибель Помпеи неразрывно связана с этими двумя городами. Они также были погребены под вулканическим пеплом «проснувшегося» Везувия. Большинство жителей погибло. Спаслись только те, кто покинул свои дома в самом начале извержения. Они бросили всё имущество и ушли, тем самым, сохранив жизни себе и своим близким.

Улица Помпеи

Со дня своего образования Помпеи активно строились. Особенно оживлённо велось строительство последние 300 лет до трагедии. Был возведён огромный амфитеатр на 20 тысяч мест. Строительство его датируется 80 годом до н. э. На арене, которая в длину достигала 135 метров, а в ширину 105 метров, устраивались гладиаторские бои. За 100 лет до этого древние строители возвели Большой театр на 5 тысяч зрителей. Почти одновременно с амфитеатром поострили Малый театр на 1,5 тысяч зрителей.

В городе располагалось множество храмов, посвящённых различным богам. В центре находился форум. Это площадь, сформированная из общественных зданий. На ней проходила как политическая, так и торговая жизнь. Улицы были прямыми и пересекались перпендикулярно.

Водоснабжение города осуществлялось посредством акведука. Это большой лоток на опорах. Строители всегда делали небольшой уклон, и вода бежала по нему. В город живительная влага попадала из горных источников. Из акведука она стекала в огромный резервуар. Он находился выше жилых зданий и имел множество труб, которые отходили от него к домам богатых граждан. То есть в наличии имелся водопровод, но только для обеспеченных людей.

Простой люд довольствовался общественными фонтанами. К ним также подходили трубы от резервуара. Но был один неприятный нюанс. Все трубы делали из свинца. Это, естественно, сказывалось на здоровье людей и влияло на продолжительность жизни. Если бы люди тех времён знали об этом, то, скорее всего, делали бы серебряные трубы. Это отразилось бы на здоровье самым положительным образом.

Во дворе роскошной виллы
Обращает на себя внимание добротная кирпичная кладка

Хлебом город обеспечивали хлебопекарни. Существовало текстильное производство. Имелась мощная крепостная стена и, конечно, термы (бани). В Древнем Риме они пользовались огромной популярностью. В таких местах люди не только мылись, но и общались, обсуждая последние общественные и коммерческие новости.

Археологи нашли даже лупанарий. Так называли публичные дома в римскую эпоху. В Помпеях представлял он собой 2-х этажное каменное здание. На каждом этаже располагалось по 5 комнат. Предполагается, что в городе ещё имелось 30 одиночных комнат. Находились они над винными лавками в разных жилых районах.

Если посчитать, то получается, что клиентов обслуживало не более 40 проституток. В городе жило 20 тысяч человек. Из них половина мужчины, плюс приезжие. На такую массу людей всего 40 жриц любви. Можно утверждать, что мужчины в то время были гораздо целомудреннее нынешних жителей планеты. Отсюда вывод: половая распущенность римских граждан является лишь плодом воображения недобросовестных историков.

Вулкан Везувий

А что же Везувий? Это действующий вулкан. Расположен он в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1280 метров. За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. Лишь в 63 году он активизировался. Произошло землетрясение, которое разрушило несколько зданий в городе. Землетрясение и извержение - это один и тот же геологический процесс, выраженный в разных формах. Но откуда жители Римской республики могли знать об этом.

Город Помпеи и Везувий

После трагедии 79 года вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Активизировался в 1631 году. Из заросшего лесом кратера вылилась лава. Она уничтожила небольшой итальянский город Торре-дель-Греко. При этом погибло 1500 человек. Вулкан был активен в течение 2 недель.

С этого момента Везувий периодически активизировался с интервалом в 15-30 лет. Крупное извержение началось 4 апреля 1906 года. Вулкан безумствовал вплоть до 28 апреля. При этом выбрасывался газ, и лилась лава. Затем аналогичный сценарий, но в более скромной форме повторился через 7 лет. А 20 марта 1944 года произошло последнее извержение. По силе оно соответствовало извержению 1906 года.

Таким образом, видно, что вначале из вулкана выделялись лишь газы, пемза и твёрдые породы. Всё это сопровождалось сильными взрывами и тоннами раскалённого пепла, который покрывал землю многотонной массой. С XVII века помимо газов и пепла из кратера потекла лава.

По-сути, те люди, которые живут возле Везувия, очень рискуют. А ведь это густонаселённый район Италии. В любую минуту он может превратиться в место страшной трагедии. Но пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит лишь через тысячу лет.

Хронология гибели Помпеи

Итак, вернёмся в 79 год. За неделю до 24 августа в городе произошло землетрясение. Оно было очень сильным и соответствовало 6 баллам по шкале Рихтера. Город, едва оправившийся от землетрясения 63 года, вновь подвергся частичному разрушению. Половина жителей покинула его. Но другая половина осталась. Люди стали расчищать завалы и благоустраивать нарушенный быт.

Не исключено, что в городе появились мародёры. Они грабили брошенные богатые усадьбы. Видимо административная власть сразу не смогла навести порядок, поэтому воры чувствовали себя вполне вольготно. Ситуацию усугубило то, что в водоводе пропала вода. Технические службы не смогли сразу определить причину аварии. Нужно было идти в горы и там проверять состояние акведука.

На всё про всё как раз и ушла неделя. Жизнь постепенно входила в привычную колею. Утро 24 августа ничем не отличалось от предыдущих дней после землетрясения. Люди ходили по улицам, работали рынки. Вдали величественно возвышалась гора Везувий. Она выглядела вполне спокойно, и горожане никак не связывали землетрясение с ней.

Постепенная гибель Помпеи началась около часа дня. Вначале последовало несколько сильных подземных толчков. Затем послышался звук взрыва, и над Везувием появился чёрный столб дыма. Из кратера стал под огромным давлением вырываться газ. Он увлёк за собой мелкие камни твёрдых пород, вулканический пепел и пемзу (вулканическая пористая порода). Огромный столб достигал в высоту 30 км.

Гипсовые тела погибших людей

Вся эта масса закрыла небо и стала падать на землю. Когда с огромной высоты падает даже маленький камушек, он может убить человека. Поэтому люди покинули улицы и попрятались в домах. Вулкан при этом то активизировался, то ослабевал в своём неистовстве.

Те жители, которые, бросив всё, в полдень покинули город, остались в живых. Но основная масса населения даже не представляла всю серьёзность опасности. Многие считали крыши домов самой надёжной защитой.

Вулканическая пыль вперемешку с пемзой падала на землю всё активнее. Уже к 4 часам дня стало темно, как ночью. Некоторые крыши домов под тяжесть вулканических извержений стали рушиться. По улицам невозможно было ходить. Жители поняли, что их живьём замуровывает в домах.

Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Сводчатый потолок помещения равномерно распределял нагрузку, создаваемую вулканической пылью. Поэтому убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Усугубил же ситуацию пирокластический поток (вулканические газы и пепел с температурой до 700 градусов Цельсия).

В недрах Везувия резко возросло давление. Раскалённые газы и пепел с утроенной силой рванулись наружу. Часть вершины кратера не выдержала и обрушилась. В результате раскалённая масса устремилась не вверх, а в бок и с огромной скоростью 500 км/ч двинулась в сторону города. При этом температура пирокластического потока достигала 300 градусов по Цельсию.

Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало. Так погибло множество людей, оказавшихся в это время на улицах города. Археологи нашли конюшню, где заживо истлело более двух десятков лошадей. Бедные животные были привязаны, и не смогли вовремя вырваться наружу.

Жуткое вулканическое явление значительно ускорило гибель Помпеи. Те 54 человека, которые укрылись в подвале оптового склада, задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли. Они лежали в спокойных позах. В отличие от них, те, кто погиб на улицах, зажарились заживо.

Кратер Везувия

Раскопки города начались в XIX веке. Полости, которые обнаруживали в вулканической пыли, заливали гипсом. И пустота превращалась в скрюченное тело человека. Таковых было великое множество. Практически всё население погибло. Приводится цифра в 16 тысяч человек. Но это с учётом двух других городов: Геркуланума и Стабии.

Таким образом, гибель Помпеи стала величайшей трагедией, случившейся в самом начале I тысячелетия новой эры. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Расчищено 75% его площади. Остальная часть пока находится под пеплом. Сейчас о трагедии ничто не напоминает. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Глядя на него, и не скажешь, что виновник ужасного кошмара затаился лишь на время. Но вот когда наступит роковой час - неизвестно никому.

Pompeii (город Помпеи) – древнеримский город в Италии, расположенный неподалеку от Неаполя, региона Кампания. В результате извержения 24 августа 79 года оказался погребенный под слоем вулканического пепла. Сейчас это музей под открытым небом, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


5 февраля 62 года произошло сильнейшие землетрясение, которое и стало предвестником извержения вулкана Везувий. Это бедствие нанесло огромный урон городу, большинство зданий успели отремонтировать, но некоторые так и остались, повреждены до самой гибели Помпеи. Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 года и длилось целые сутки, о чем свидетельствуют некоторые сохранившиеся фрагменты писем Плиния Младшего. Это извержение привело к гибели трех городов – Помпеи, Геркуланум, Стабии и еще несколько небольших селений и вилл. Под многометровой толщей пепла были найдены целые улицы города, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. О силе извержения доказывает тот факт, что его пепел долетал до Египта и Сирии.


В 1592 году архитектор Доминико Фантана, прокладывая канал от реки Сарно, наткнулся на часть городской стены. При постройки колодца в 1698 году обнаружили руины древнего здания с надписью «Помпеи», тогда решили, что это вилла Помпея Великого.

Под руководством Р. Дж. Алькубьерре раскопки опять начались в 1748 году, но его интересовали только находки, представляющие художественную ценность, а все остальное уничтожалось. После протеста ряда ученых его практика была прекращена. В 1760 – 1804 году под руководством Ф. ле Вега, раскопки продолжили. В 1763 году обнаружили надпись на пьедестале статуи погребенной под пеплом, только тогда стало ясно, что это город Помпеи.

В 1870 году обнаружили, что на месте тел людей и животных, погребенных под слоем пепла образовались пустоты. Эти пустоты заливали гипсом, эта технология помогла восстановить предсмертные позы жертв извержения. После землетрясения в 1980 году, в городе Помпеи ведутся одни реставрационные работы. На сегодня осталось 20-25 % территории Помпеи не раскопано.

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:

  • – путешествие начинается с выбора выгодной страховки, сервис позволяет найти лучший вариант под ваши требования;
  • Hotellook – поиск лучших цен на отели со всех систем бронирования (Booking, Островок и др.);
  • Aviasales – поиск дешевых авиабилетов путем сравнения цен с сайтов авиакомпаний, агентств и других систем бронирования;

24 августа 79 года произошло извержение Везувия. Оно было настолько сильным, что полностью уничтожило три города. Помпеи, Геркуланум и Стабии просто исчезли с лица Земли. Многие жители погибли в жестоких мучениях, а их дома оказались погребенными под многометровым слоем камней и вулканического пепла.

Считается, что история гибели Помпеи хорошо известна. Там постоянно ведутся археологические раскопки. Сохранились и свидетельства очевидцев. Тот же Плиний описал все очень подробно. Тем не менее, многое в этой трагедии остается непонятным, и постоянно всплывают новые факты:

Жители Помпеи знали, что может быть извержение

Предвестником трагедии стало сильнейшее землетрясение, которое произошло в 62 году. В городе тогда практически не осталось неповрежденных зданий, некоторые были полностью разрушены. А за день до извержения 79 года была сразу серия подземных толчков. Конечно, жители Помпеи не понимали, что это связано с вулканом. Зато они верили: земля трясется из-за тяжелой поступи гигантов, которые предупреждают, что людям грозит гибель.

Незадолго до извержения температура воды в Неаполитанском заливе резко повысилась, а кое-где дошла до точки кипения. Все ручьи и колодцы на склонах Везувия пересохли. Из недр горы стали доноситься жуткие звуки, напоминающие протяжный стон. Вот интересно, который в последние годы слышится по всей планете, тоже предвещает гибель тысяч людей?

Большинство жителей успели покинуть город

На улицах Помпеи погибла примерно десятая часть населения – около 2 тысяч человек. Остальным, возможно, удалось бежать. Значит, катастрофа не застала людей врасплох. Это ясно из писем Плиния. Правда, останки погибших были найдены и за пределами города, так что точного числа погибших никто не знает. По некоторым данным, общее количество жертв извержения в Помпеях, Геркулануме и Стабии составляет 16 тысяч человек.

Люди бежали к гавани, рассчитывая покинуть опасную территорию по морю. Во время раскопок на побережье было обнаружено множество останков. Видимо, корабли не смогли или не успели принять всех желающих. А те, кто остались, надеялись отсидеться в глухих погребах или закрытых помещениях. Потом, правда, попытались выйти, но было уже поздно.

Как погибли Помпеи на самом деле

Кто-то считает, что люди сгорели заживо в потоках раскаленной лавы, а город охватило пламя. На самом деле все было не так. Везувий тогда практически не извергал лаву. А если где и возникали пожары, то только случайно. Это известно из писем Плиния.

Сначала из кратера поднялся серо-черный столб дыма и пепла. Потом вулкан начал выбрасывать более крупные обломки. Раскаленное облако достигало 33 километров в высоту. Энергия Везувия многократно превосходила ту, что выделилась при атомном взрыве над Хиросимой. Люди в панике метались по улицам, но быстро выбивались из сил, падали и в отчаянии закрывали головы руками.

На город хлынули разрушительные гидротермальные пирокластические потоки. Их температура доходила до 700 °C. Они несли страх и гибель. Горячая вода смешивалась с пеплом, и образовавшаяся масса облепляла все, что оказывалось у нее на пути. Начался камнепад. Все это продолжалось 18-20 часов. Вулкан извергал огромное количество камней и шлаков.

Дышать было трудно, тяжелая черная пелена висела в воздухе. Люди боролись за свои жизни, пытались спастись от неминуемой гибели, найти безопасные участки. Потом падали без сил, и их быстро засыпало пеплом. Они задыхались и умирали в жестокой агонии. Искаженные лица, открытые в безмолвном крике рты, конвульсивно сжатые руки, сведенные пальцы… Именно так погибло большинство горожан.

В итоге, город был погребен под вулканическими породами. Нижний слой состоит из камней и небольших кусочков плазмы. Его толщина в среднем составляет 7 метров. Потом идет двухметровый слой пепла. Всего получается около 9 метров, но в некоторых местах толщина завалов была значительно больше.

На жутких фото – не трупы, а всего лишь гипсовые слепки

Большинство жителей Помпеи погребены в верхних слоях вулканического пепла. Они пролежали там без малого 2 тысячи лет, но, на первый взгляд, неплохо сохранились. На фотографиях, которых полно в интернете, можно видеть не только положение тел в момент гибели, но даже выражение ужаса и агонии на лицах несчастных.

Но на самом деле это только слепки, которые делают археологи. Первому такая идея пришла некоему Джузеппе Фиорелли, который руководил раскопками. Еще в 1870 году он обнаружил, что на местах гибели людей образовались пустоты. Ведь смешанный с водой пепел, хлынувший на город во время извержения, плотно облеплял погибших. Масса высохла и затвердела, сохранив точные отпечатки тел, складки одежды, черты лиц и даже мельчайшие морщинки.

Заливая их гипсом, ученый получал точные и очень реалистичные слепки. Так ему удалось воспроизвести позы людей, получить их посмертные маски. Но сами тела давно превратились в прах. И все равно жутко… Это вам не , которые больше смахивают на обычные подделки. Здесь все по-настоящему.

Гибель Помпеи – кара за нравственную деградацию

Так, по крайней мере, думали некоторые историки и философы. Действительно, когда археологи раскопали город, они нашли множество фресок недвусмысленного содержания. А лупанариев (проще говоря, борделей) и отдельных комнат для свиданий с проститутками там было больше, чем, например, хлебопекарен. Недаром жители Помпеи считались самыми распущенными в Римской империи.

Везувий по-прежнему опасен, трагедия может повториться

После 79 года произошло еще несколько извержений. И каждый раз это была страшная трагедия. Так, в 1631 году жертвами вулкана стали примерно 4 тысячи человек. В 1805 году извержение погубило около 26 тысяч человек и разрушило большую часть Неаполя. В 1944 году погибло 27 человек, а потоки лавы уничтожили города Масса и Сан-Себастьяно. Подробнее о вулкане можно прочитать , а о гибели Помпеи – . Кстати, есть документальные видео:

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки города

Стили настенной живописи и фресок

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания - перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя . В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem » («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно, был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Веттиев

Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле . Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа , можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями . Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля - юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи , второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной - святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Раскопан в -1954 годах , однако лишь в - в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета было обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя - дом Парфюмера.

Городские укрепления

Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI-V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II-начале I века до н. э..

Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама