THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Кроманьонский человек

Кроманьонский человек


Самые ранние свидетельства существования современного типа гомосапиенс имеют возраст 30–40 тыс. лет. Ученые впервые «познакомились» с этим нашим пред ком в 1868 году, когда рабочие случайно обнаружили в пещере Кро-Маньон (Франция) останки доисторического человека, жившего, как показали исследования, 28 тыс. лет назад. С тех пор за людьми этого типа закрепилось название кроманьонцев. Сегодня следы кроманьонского человека обнаружены на всех континентах - в Африке, Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке. По строению черепа и остального костяка этот «финальный» разумный человек практически ничем не отличался от нас с вами, разве что несколько более массивным телосложением, но эта оговорка распространяется только на первых, наиболее древних представителей современного человеческого типа. Рост и строение тела кроманьонцев полностью соответствовали росту и строению тела современных людей. Череп и зубы также имеют все признаки современного типа, надбровные дуги обычно слабо выражены или практически отсутствуют, средний объем мозга составляет 1350 см3.

Многочисленные находки скелетов позднепалеолитического человека позволяют нам получить представление о состоянии здоровья наших предков. Их средний возраст составлял 30 лет, в исключительных случаях они поживали до 50 и более лет. Впрочем, величина среднего возраста сохранялась на этом уровне вплоть до Средневековья, так что можно смело утверждать, что здоровье позднепалеолитических охотников было по тогдашним условиям жизни вполне удовлетворительным. Патологические изменения на костях встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты. Судя по находкам, в большинстве случаев у них были очень здоровые зубы. Кариес зубов практически не встречался.

Охота была главным занятием кроманьонцев. Их жизнь подчинялась годовым циклам миграции стад крупных копытных, являвшихся основным объектом охоты. Долгую холодную зиму ледникового периода эти люди проводили в постоянных становищах, где были оборудованы довольно прочные и теплые хижины. Летом племя кочевало вслед за стадами животных, делая короткие стоянки и живя в легких палатках из жердей и шкур. В Европе широко известны такие «классические» стоянки первобытного человека, как Кро-Маньон и Комб-Капелль во Франции, Оберкассель в ФРГ, Пржедмости и Долни Вестонице в Чехии.

Основным отличием кроманьонца от всех предшествовавших ему человекообразных существ является неизмеримо более совершенный и разнообразный инвентарь, сопутствующий находкам останков кроманьонского человека. Главным оружием человека каменного века было копье с каменным или костяным наконечником. В искусстве изготовления этих орудий кроманьонцы достигли настоящей виртуозности. Нередко можно встретить костяные наконечники с желобком для оттока крови, гарпуны с направленными назад шипами («елочкой»). Палеолитические охотники знали уже разнообразные системы западней и силков. В прибрежных поселениях кроманьонцев обнаружены сети и сачки, сплетенные из лозы и служившие для рыбной ловли, а также различные типы удочек. К тому же периоду относятся первые каменные наконечники стрел и луки, тяжелые костяные дубинки, костяные ножи, часто украшенные орнаментальной резьбой. Высокой степени совершенства достигла и выделка кожи. Даже некоторые этнографические группы современных людей, например эскимосы или некоторые народы Сибири, признанные мастера обработки кож, располагают менее богатым набором орудий, чем кроманьонские охотники.

Кроманьонцы делали ожерелья из раковин, клыков хищных зверей, перьев, цветов и костей, вырезали из кости или делали из обожженной глины Фигурки зверей и людей. Но самым потрясающим было искусство наскальной живописи кроманьонцев. Оно достигло таких высот, что ученые XIX века, открывшие наскальные росписи эпохи верхнего палеолита, долго отказывались верить в то, что они сделаны «первобытными дикарями». И в этом необыкновенном, неслыханном расцвете искусства и таится, вероятно, загадка происхождения современного человека. Вопреки распространенным еще недавно заблуждениям, отнюдь не труд «сделал обезьяну человеком» - «человек умелый» Луиса Лики сотни тысяч лет долбил свои камешки, но человеком так и не стал. И уж тем более не спорт - австралопитек миллионы лет бегал на длинные дистанции и метал камни, но как был обезьяной, так обезьяной и остался. И не в объеме черепа тут дело - у неандертальца была голов как пивной котел, но где он сейчас, этот неандерталец?

Одна лишь культура, таинственным образом пробудившая тупого троглодита, позволила ему в кратчайшее время лишиться звериных черт и человеком в истинном смысле этого слова. Влияние культуры на биологическое развитие человека с самого начала было исключительно сильным, но последних фазах эволюции оно приобрело прямо-таки решающее значение!

Духовной жизни палеолитического человечества, палеолитическом) искусству и попыткам реконструкции социальных отношений того времени посвящены тысячи статей и сотни книг. Однако загадка происхождения человеческой культуры не получила никакого удовлетворительного объяснения до сих пор. Можно с большой долей уверенности предположить, что она не будет решена никогда. И, вероятно, правы те религиозные философы, которые утверждают, что история - это диалог человека с Богом и когда этот диалог прекратится, прекратится и человеческая история. А каким образом еще можно вести диалог с Богом, как не на языке культуры?

Обнаруженные археологами захоронения кроманьонцев доказывают наличие у них развитой системы культово-религиозных представлений. Из отложений позднего палеолита известны погребения с чертами сложного погребального ритуала. В большинстве захоронений могилы прикрыты лопатками, челюстями и другими крупными костями мамонтов. Обеспечение умерших «последним приютом» характерно не только для первобытных людей, но и для исторического времени (римские саркофаги и т. д.), и даже для наших дней. О существовании у кроманьонцев каких-то сложных ритуалов свидетельствуют и находки чаш, сделанных из человеческих черепов. Но главным доказательством того, что именно в эти времена начался диалог человека с Богом, являются росписи пещер - изумительные и удивительные наскальные картины, выполненные древесным углем и минеральными пигментами. Любопытно, что большинство этих картин находится в местах укромных, плохо освещенных и неудобных, что говорит о том, что они явно не предназначались для широкого обозрения, а служили местом каких-то ритуальных действий или обрядов, в которых принимал участие небольшой круг людей. Интересно и другое: как установили исследователи, живопись в таких местах нередко является многослойной, то есть первобытные охотники, попав сюда, добавляли свои рисунки к тем, что были сделаны их предшественниками. То есть людям разных племен, живших в разные времена, были понятны смысл этих рисунков и сакральное значение места, где они находились. Это позволяет говорить о существовании единой системы религиозных представлений, по крайней мере у значительных групп кроманьонских племен. И хотя ясно, что главным элементом этого культа было, вероятно, поклонение неким божествам охоты, картина мира кроманьонского человека еще далека от полной ясности. И это не единственная тайна кроманьонцев.

КРОМАНЬОНЦА не случайно все единогласно именуют также «человеком современным». (Имея в виду, конечно же, современного европеоида.) Название «кроманьонец» - условно: оно от места Кро-Маньон во Франции, где был найден первый такой скелет. Нет никаких биологических оснований не называть кроманьонца ранним европеоидом - или нас с вами поздними кроманьонцами. Если вопрос о прямом происхождении негров от неандертальцев ставится пока не очень уверенно (более уверенно - о происхождении от них же австралоидов; мы лично уверены в том и другом), то здесь нет никаких сомнений. Каждый представитель европейских народов и даже некоторых иных (более поздних) может сказать: кроманьонец - мой пра-пра-пра…-прадедушка.

Это понимали уже на заре антропологии. Крупный немецкий антрополог Александр Эккер (1818-1887) в 60-х годах XIX века обнаружил черепа «северного типа» в могилах Южной Германии и установил их тождество с черепами современных немцев. Черепа чистого «северного типа» повсюду в Скандинавии и Северной Германии обнаружил и крупнейший шведский антрополог Андерс Ретциус (1796-1860). Именно на основе этих многочисленных краниологических серий и было высказано предположение, что современный «северный тип» по своей структуре восходит к кроманьонскому типу палеолитической Европы. Классик французской антропологической школы Арман де Катрфаж (1810-1892) даже назвал древнего кроманьонца блондином в современном смысле этого слова. Идеально прямоходящие, очень высокие (средний рост 187 см) и большеголовые (объем мозга от 1600 до 1900 см?), они, как и мы, имели прямой лоб, высокий черепной свод, резко выступающий подбородок. Со временем, обнаружив отпечатки пальцев древних скульпторов на глиняных фигурках эпохи палеолита, ученые установили их полную расовую идентичность с современным европеоидом.

Данные краниологии - серьезнейший аргумент, о чем немало уже было сказано выше. Поэтому заслуживают не только доверия, но и особого внимания и раздумий данные науки о распространении кроманьонского черепа по Земному шару.

Как писал еще Ойген Фишер в работе «Раса и возникновение рас у человека» (1927): «Одна из наиболее обоснованных гипотез такова: от кроманьонской расы произошла нордическая раса, строители мегалитов, дольменных погребений Скандинавии, Дании и т. д. Согласно названной гипотезе, нордическая раса возникла в результате модификации позднепалеолитической расы на Севере по мере освобождения ото льда обитаемых ныне мест. Здесь возникла нордическая раса, тогда же она приобрела и свои типичные качества. Это наилучшее объяснение происхождения нордической расы». Оставим в этом пассаже вопрос о месте этногенеза кроманьонца для дальнейшего обсуждения (как стоящий пока вне компетенции антропологов) и примем главное: европеоиды заселили Север именно как модификанты кроманьонца.

Были ли они уже тогда разделены на расовые подтипы? Началось ли у подтипов уже тогда языковое обособление? В том, что рано или поздно это произошло - сомневаться не приходится. Об этом вполне аргументированно заявляет учение Дарвина: следствием естественного отбора является расхождение признаков. Это значит, что один родоначальный вид может дать начало нескольким новым видам. Именно об этом же говорят и волны миграций с Севера на Юг, которые осуществлялись кроманьонцами периодически в течение всей обозримой исторической и доисторической ретроспективы. Образно говоря, кроманьонцы вплоть до ХХ века нашей эры «квантами» выпрыскивались на Юг, Восток и Запад из своей северной экологической ниши по мере ее переполнения.

Но кроманьонцами они себя, конечно, не называли. Какими же были имена экспансивных «квантов»? Их называют разные источники по-разному, и имена многих забытых мы сегодня опустим. В Средние века, Новое и Новейшее время это, к примеру, были немцы, испанцы, англичане, французы, голландцы, бельгийцы, русские. В более отдаленные времена - франки, викинги, готы, норманны, лангобарды. До них - германцы, кельты, гунны, скифы, славяне. До них - этруски, протоэллины, протоиталики. До них индоарии, до них - протоиранцы, до них - хетты… Все они говорили на языках индоевропейской группы, но за время, протекшее от «кванта» до «кванта», успевших видоизмениться до полной невозможности взаимопонимания.

Всегда «сверху вниз», всегда с Севера на Юг катились одна за одной волны массовых миграций («нашествий»), представленных все новыми потомками кроманьонца. Поздняя волна при этом нередко накатывала на раннюю; вспыхивала братоубийственная война, тем более страшная, что воюющие уже не видели друг в друге братьев, ведь время и метисация с встречными расами и народами порой до неузнаваемости изменяли их облик и язык. Брат не узнавал и не понимал брата. Один «квант» говорил по-хеттеянски, другой - на санскрите, третий на зендском и авестийском языках, четвертый, пятый, шестой, седьмой - на греческом, латинском, финском, славянском… Языковые барьеры уже обрели жесткость, и расовые подтипы - результат метисации - уже сложились: как было восстановить родство? В те времена ведь никому еще не приходило в голову мерять черепа, чтобы решить эту задачу!

Черепа померяли в Новейшее время - и ахнули: потомки кроманьонца, оказывается (судя по протонордическим черепам в захоронениях), добрались до Центральной Африки, Индии, Океании и Полинезии, не говоря уж о Сибири, Урале, Алтае, Казахстане, Китае, Средней Азии, Памире и всем Средиземноморье, включая Северную Африку и Переднюю Азию. И т.д.

Сегодня эти потомки носят самые разные имена, говорят на разных языках, не понимают друг друга и не считаются родством. Но все они вышли из Великой Северной Платформы, все имеют общего предка - кроманьонца.

КУДА ДЕВАЛИСЬ НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ


КАК ВСЕМ известно, неандертальцы некогда населяли всю Европу, кроме Скандинавии и северной России: их останки находят в Англии, Германии, Франции, Италии, Югославии, южной России (в скифских курганах) и т.д. Это автохтоны, старожилы Европы. Находили их и в Средней и Юго-Восточной Азии, и в Южной Сибири, в Китае, в Крыму, в Палестине, в Африке (вплоть до далекой Родезии) и на острове Ява. Не будем пока касаться вопроса о том, как они туда попали или откуда там взялись. Возраст неандертальца разные специалисты датируют по-разному: по одним данным ему 50-100 тыс. лет, по другим, менее достоверным, - аж 200, 250 и даже 300 тыс. лет. Нам достаточно пока принять к сведению тезис: «Антропологи констатируют наличие в упомянутый период антропогенеза в Европе трех вариантов ископаемых людей: 1) неандертальцев; 2) людей современного типа; 3) промежуточных форм», уточнив, что под современным человеком мы понимаем кроманьонца, а под промежуточными формами - гибрид первых двух, а отнюдь не «переходное звено».

Первый неандерталец найден под Дюссельдорфом в 1856 г. В 1997 году исследователи из Мюнхенского университета проанализировали ДНК останков этого самого первого неандертальца. Возраст находки определили в 50 тыс. лет. Изучение 328 выявленных нуклеотидных цепочек привели палеонтолога С. Паабо к выводу: различия в генах между неандертальцами и современным человеком слишком велики, чтобы считать их родственниками. Эту мысль подтвердили исследования М. Понсе де Леон и К. Цолликофер (университет Цюриха), которые сравнили черепа двухлетнего неандертальца и соответствующего по возрасту маленького кроманьонца. Вывод был однозначен: эти черепа формировались совершенно по-разному.


В облике неандертальцев имелись черты, очень отличные от кроманьонских, но и сегодня свойственные негроидной и австралоидной расе: вдавленный назад подбородок, большие надбровные дуги, очень массивные челюсти. Неандерталец имел более крупный, нежели у кроманьонца, мозг, но иной конфигурации. Несовершенство и небольшая величина лобных долей мозга скрашивалась наличием извилин, свидетельствующих об определенном развитии умственных способностей. В межвидовой борьбе такой мозг не стал преимуществом по сравнению с кроманьонским, но вряд ли есть основания противопоставлять неандертальцев виду homo sapiens в целом, поскольку разум у них, несомненно, был. И строение их неба, нижней челюсти, нижней левой лобной доли мозга (зона речи современного человека) таково, что позволяло неандертальцам владеть речью, хотя и не слишком богатой фонетически, из-за отсутствия подбородочного выступа. Средний рост мужчин составлял 1,65 м, женщины были на 10 см ниже. При этом мужчины весили около 90 кг за счет очень сильно развитых мышц и тяжелых, прочных костей.

Целых трупов неандертальцев (подобно трупам мамонтов) не сохранилось, поскольку в грунтах вечной мерзлоты их не находили. Имеются только скелеты. Поэтому наверняка судить о цвете их кожи мы сегодня не можем. На популярных картинках и школьных пособиях неандертальцев обычно рисуют как покрытых редкой шерстью белокожих прямоходящих существ. Но эта раскраска ни на чем не основана. Ряд ученых сегодня выдвинул гораздо более правдоподобную гипотезу, что неандертальцы были чернокожими. Об этом говорит как географическая локализация наиболее близких к нам по времени неандертальцев, которые жили преимущественно в Центральной и Южной Африке и на Яве, так и цветность тех современных нам рас, которых обоснованно считают потомками неандертальца: негроидов, австралоидов, дравидов и др. Достаточно «перекрасить» неандертальца из школьной таблицы в черный цвет - и перед нами со всей убедительностью предстанет существо, чрезвычайно схожее внешне с названными расами. Не только кожа и внешний облик, но и многое другое, к примеру, строение берцовых и голеностопных костей (чьи суставные плоскости свидетельствуют о привычке подолгу сидеть на корточках, что не свойственно европеоидам) роднит неандертальца с современными жителями Юга Земли. Весьма характерно, что среди останков кроманьонцев, найденных в гротах Гримальди (Италия), так называемых «гримальдийцев», есть два скелета, характеризуемых одними учеными как негроидные, другими - как неандертальские.

Неандертальцы, как и кроманьонцы, были людьми, они радикально отличались от мира животных. Хотя людьми биологически совсем другими, сильно уступавшими кроманьонскому человеку. Но все же неандертальцы создали собственную культуру, называемую мустьерской (шельской и ашельской): каменные и костяные рубила, скребла, остроконечники, хотя и не в столь широком ассортименте, как кроманьонцы, создавшие десятка два каменных и костяных «приборов». Неандертальцы тоже знали огонь, уже 40 тысяч лет назад с честью хоронили своих мертвых по примитивному обряду, чтили загробный мир, практиковали охотничью магию. В это же время у них появились примитивные украшения: подвески из зубов животных. Ученые считают, правда, что обычай украшать себя они могли перенять от кроманьонцев. В любом случае, никому в животном мире это более не свойственно. Но произведений искусства (наскальных картин, скульптур из кости и обожженой глины) неандертальцы, в отличие от кроманьонцев, не оставили.

Отношения между неандертальцами и кроманьонцами не были идиллическими. На стоянках неандертальцев находят тщательно раздробленные и обглоданные кости не только крупной дичи, но и точно так же обработанные кости кроманьонцев, то есть предков современных людей. И наоборот: на стоянках кроманьонцев находили раздробленные кости неандертальцев. Две проторасы вели между собой непримиримую войну, войну на уничтожение, «на съедение», как выразилась бы Библия. Каковая война сопровождалась, как неопровержимо свидетельствуют ископаемые скелеты, расовым смешением, скорее всего насильственным.

Примерно в течение десяти тысяч лет длилось жестокое противостояние двух проторас на одной территории; но к концу этого периода (около 40 тысяч лет назад) кроманьонцы вытеснили неандертальцев из Европы практически совсем. Тридцать тысяч лет назад их остатки еще доживали в районе Гибралтара, в Пиренеях и горах Далмации. Но в целом «раса побежденных» откатилась дальше на юг, в Переднюю Азию и Средиземноморье, где противостояние продолжалось еще долгие тысячелетия.

Как уже вполне достоверно установлено, кроманьонцы не происходили и не могли происходить от неандертальцев. А вот смешиваться с ними (подчеркнем и подтвердим это лишний раз) могли, «улучшая породу». Причем как по своей инициативе, так и помимо нее, в зависимости от исхода той или иной конкретной межрасовой стычки. Если мужчинам, попавшим в плен, грозила участь быть съеденными, судьба женщин могла быть совершенно иной. Изучение тасманийцев, «застрявших» в каменном веке вплоть до своего исчезновения в XIX столетии, показало, что межплеменные отношения людей палеолита, помимо дипломатии, торговли и войны, непременно включают в себя и похищение женщин. Порода неандертальцев при метисации однозначно улучшалась, порода кроманьонцев столь же однозначно ухудшалась, но так или иначе, процесс имел настолько интенсивный, длительный и обоюдный характер, что привел, как уже говорилось, к образованию новых этносов и даже рас второго порядка.

Крупный отечественный ученый Ю. Д. Беневоленская в своей статье «Проблема выявления сапиентной и неандертальской линий на ранних стадиях эволюции» (Курьер Петровской Кунсткамеры. Вып. 8-9, С.-Петербург, 1999) пишет: «Гипотеза эволюционной трансформации неандертальцев в неоантропа все более уступает место представлению о вытеснении первых человеком современного типа, которое сопровождалось метисацией между ними».

Другой выдающийся отечественный антрополог А. А. Зубов в статье «Проблемы внутривидовой систематики рода homo в связи с современными представлениями о биологической дифференциации человечества (Современная антропология и генетика и проблема рас у человека. М., 1995) также указывает: «Мы можем говорить о «сетевидном» характере эволюции рода homo на всех этапах его эволюции. Важно отметить, что “сеть” могла включать разные эволюционные “этажи”, взаимодействовавшие между собой и вносившие свой генетический вклад в общий, единый фонд многообразия эволюционирующего рода homo».

Иными словами, представители более «высоких» человеческих этажей вступали в половую связь с представителями «низших», неандертальских, этажей, в результате чего и произвели на свет метисов, затем численно обособившихся до уровня целых народов и рас, что и породило общее эволюционное многообразие рода homo.

Известный американский биолог Энтони Барнетт в книге «Род человеческий» (М., 1968) также свидетельствует, что «люди современного типа появились примерно в то же время, если не раньше, что и неандертальский человек, и развивались параллельно. Промежуточные типы между современными людьми и неандертальцами могли быть результатом либо скрещивания, либо ранних фаз дивергенции неандертальцев от линии, которая привела к современному человеку».

По всей вероятности, зоной метисации следует считать все территории, включая Европу, где в то или иное время одновременно проживали обе проторасы - неандертальцы и кроманьонцы. Гибридные формы затем продолжали там же повсеместно существовать и давать потомство, скрещиваясь все более с господствующим типом - в Европе таковым уже 40 тысяч лет назад стал кроманьонец. При этом, согласно теории Дарвина, признаки смешанных форм как не предусмотренные естественным отбором (природой) в каждом поколении все более вытеснялись доминантными признаками европеоида, воспринимаясь со временем как атавизм. В результате неандертальские черты среди белых европеоидов хотя и встречаются до наших дней, но уже лишь изредка. Чем ближе к югу, тем они чаще, а в зоне Передней Азии и Средиземноморья либо становятся доминирующими, либо проявляются в виде этносов-гибридов, каковыми можно считать, к примеру, семитов, эфиопов, египтян, магрибинцев и др. Метисация прихотливо избирательна: если эфиопы обладают черной кожей и европеоидными чертами лица, то у семитов, наоборот, нередки негроидные (неандерталоидные) черты лица при белой или оливковой («мулатистой») коже, и т.д.

Нет ничего удивительного в том, что целые народы-гибриды возникли в названной зоне, потому что именно здесь в течение минимум десяти тысяч лет разыгрывался финал Великой Неандертальской войны, и две проторасы, запертые между Средиземным морем и Атласскими горами, продолжали выяснять отношения до тех пор, пока полностью не растворились друг в друге и не распались на причудливо скомбинированные, но притом достаточно гомогенные вторичные расы и этносы. (Доминантный тип при этом исчез как таковой и возможность возврата к нему - реверсии - стала в целом исключена, хотя периодически оба изначальных типа обязательно проявляются, но лишь единично и фрагментарно.)

Об этом, в частности повествуют находки археологов Д. Гаррод и Т. Мак-Коуна, сделанные в начале ХХ века в Палестине на горе Кармел в пещерах Козья (Схул) и Печная (Табун). Там были обнаружены останки древних людей, разделенных во времени примерно десятью тысячами лет: древней золе в Печной пещере - 40 тысяч, а в Козьей - 30 тысяч лет. За эти десять тысяч лет с популяцией, населявшей данную местность, произошли огромные изменения: чисто неандертальский облик постепенно накапливал все большее количество характерных кроманьонских черт. Наиболее близкие к нам по времени насельники пещеры Схул имеют наибольшее количество кроманьонских признаков (включая средний рост 175 см), оставаясь притом, все же, гибридом.

Позднее выводы, сделанные при исследовании пещер Схул и Табун, были полностью подтверждены новыми находками в том же географическом ареале и в тех же временных слоях почвы. А именно: в 1930-е гг. на горе Кафех около Назарета найдены останки шести неандертальцев с такими характерными кроманьонскими отличиями, как высокий свод черепа, округлый затылок и др. Аналогичные находки были сделаны затем в пещерах Ябруд (Сирия), Хауа-Фтеах (Ливия), Джебел-Ирхуд (Марокко), Шанидар (Ирак). В 1963 году японская экспедиция нашла в Израиле скелет целого неандертальца, но… ростом с кроманьонца (170 см). И так далее.

Как мы уже твердо знаем, кроманьонец не произошел от неандертальца. Он бился с ним насмерть, полностью очистил от него Европу (частично смешавшись при этом с врагом, но десятки тысяч лет потом выдавливая из себя по капле его остаточные черты), однако не сумел повторить этот подвиг в Передней Азии и Средиземноморье. Здесь, именно в этом регионе, возник первый в истории «плавильный котел», в котором обрели свою смерть и новую жизнь как «югостремительные» эшелоны кроманьонцев, так и бежавшие от них, но не сумевшие убежать неандертальцы.

Значит ли это, что от древних неандертальцев на сегодня остались лишь гибридные, промежуточные или вторичные формы, что все они полностью растворились в более сильной расе победителей или просто вымерли, уступив место другим расам?

Нет, для такого пессимизма нет оснований.

Атласские горы остановили утомленных преследователей, нашедших в благословенном климате Средиземноморья свой заветный, завещанный генами и племенными преданьями идеал: им некуда и незачем стало далее стремиться. Но спасавшие свою жизнь преследуемые просочились сквозь горную преграду и постепенно заселили всю Африку и не только ее. В результате каждая протораса закрепилась в своем ареале: кроманьонцы, ставшие европеоидами, - у себя, в основном в Европе; неандертальцы, ставшие негроидами и австралоидами, - у себя, в основном в Африке, затем на юге Индии (куда их вытеснили во II тысячелетии до нашей эры потомки кроманьонцев т.н. «андроновцы» - будущие «индоарии»), в Австралии, Тасмании и т.д.; а первая в мире смешанная раса - у себя, в Передней Азии и Средиземноморье. Это произошло примерно 30 тысяч лет назад.

Кроманьонцы - общее название ранних представителей современного человека , которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40-30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию практически ничем не отличались от современного человека.

Термин «кроманьонец» может означать в узком смысле только людей, обнаруженных в гроте Кро-Маньон и живших рядом 30 тыс. лет назад; в широком смысле это все население Европы или же всего мира эпохи верхнего палеолита .

Количество достижений, изменений в социальной организации жизни кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходило количество достижений питекантропа и неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг и достаточно практическую технологию, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперёд. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным.

Этимология

Название происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции (город Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь), где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита . Возраст этой популяции оценивается в 30 тыс. лет .

География

Важнейшие ископаемые находки: во Франции - Кро-Маньон , в Великобритании - Красная дама из Пэйвиленда , в Чехии - Дольни-Вестонице и Младеч , Сербии - Лепенски-Вир , в Румынии - Пештера-ку-Оасе , в России - Маркина гора , Сунгирь , Денисова пещера и Оленеостровский могильник , в Южном Крыму - Мурзак-Коба .

Культура

Кроманьонцы являлись носителями ряда культур эпохи верхнего палеолита (Граветтская культура) и мезолита (Тарденуазская культура , Маглемозе , Эртебёлле). В дальнейшем территории их обитания испытали миграционные потоки других представителей вида Человек Разумный (например, Культура линейно-ленточной керамики). Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное - собака.

Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя.

У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта , еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой , надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (в позе эмбриона).

По другой версии, современные представители негроидных и монголоидных рас формировались автономно, а кроманьонцы распространялись по большей части только в ареале неандертальцев (Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Европа). Первые люди с кроманоидными чертами появились 160 000 лет назад в Восточной Африке (Эфиопия). Покинули её 100 000 лет назад. В Европу проникли через Кавказ до бассейна реки Дон. Миграция на Запад началась приблизительно 40 000 лет назад, а уже через 6 тысяч лет появилась наскальная живопись в пещерах Франции.

Миграция кроманьонцев в Европу

Генетика

См. также

  • Гуанчи - вымерший аборигенный народ Канарских островов, представители афалу-мехтоидной подрасы , считающиеся близкими кроманьонцам по своему антропологическому типу.

Напишите отзыв о статье "Кроманьонцы"

Литература

  • П. И. Борисковского . С. 15-24 // STRATUM plus. 2001-2002. № 1. Вначале был камень;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, М., 1963;
  • Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958, с. 321-38.

Научно-популярная литература

  • Эдуард Шторх - «Охотники на мамонтов». Книга со ссылками на реальные археологические источники
  • Б. Байер, У. Бирштайн и др. История человечества, 2002, ISBN 5-17-012785-5

Примечания

Ссылки

  • - верхнепалеолитическая стоянка древнего человека недалеко от Владимира, 192 км от Москвы

Отрывок, характеризующий Кроманьонцы

– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.

Кроманьонцы - это жители позднего каменного века, походившие многими своими чертами на наших современников. Останки этих людей впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньон, располагающемся на территории Франции, что и дало им название. Очень многие параметры - строение черепа и особенности кисти, пропорции тела и даже размеры мозга кроманьонцев приближены к человеку современного типа. Поэтому в науке укоренилось мнение, что именно они и являются нашими прямыми предками.

Особенности внешнего вида

Исследователи полагают, что кроманьонский человек жил примерно 30 тысяч лет назад, при этом интересно, что некоторое время он сосуществовал с неандертальцем, который позднее окончательно уступил место более современному представителю приматов. На протяжении примерно 6 тысячелетий, как считают ученые, эти две разновидности древних людей одновременно населяли Европу, остро конфликтуя из-за пищи и иных ресурсов.

Несмотря на то что кроманьонец внешним видом мало чем уступал нашим современникам, мышечная масса была развита у него больше. Это было обусловлено теми условиями, в которых проживал этот человек - физически слабые были обречены на гибель.

В чем отличия?

  • У кроманьонца характерный подбородочный выступ и высокий лоб. У неандертальца подбородок очень мал, а надбровные дуги были характерно выражены.
  • Кроманьонский человек имел необходимый для развития мозга объем мозговой полости, чего не было у более древних людей.
  • Удлиненная глотка, гибкость языка и особенности расположения ротовой и носовой полостей позволили кроманьонскому человеку получить дар слова. Неандерталец же, как полагают исследователи, мог издавать несколько согласных звуков, его речевой аппарат позволял это сделать, но речи в традиционном понимании не имел.

В отличие от неандертальца, кроманьонец имел менее массивное телосложение, высокий череп без скошенного подбородка, широкое лицо и более узкие, чем у современных людей глазницы.

В таблице представлены некоторые особенности неандертальцев и кроманьонцев, их отличие от современного человека.

Как видно из таблицы, кроманьонец по особенностям строения гораздо ближе к нашим современникам, чем к неандертальскому человеку. Антропологические находки свидетельствуют о том, что они могли скрещиваться между собой.

География распространения

Останки человека кроманьонского типа находят в различных уголках планеты. Скелеты и кости были обнаружены на территории многих европейских стран: Чехии, Румынии, Великобритании, Сербии, России, а также в Африке.

Образ жизни

Исследователям удалось воссоздать модель образа жизни кроманьонцев. Так, доказано, что именно они создали первые в истории человечества поселения, в которых проживали достаточно большими общинами, включающими от 20 до 100 членов. Именно эти люди научились общаться между собой, владели примитивными речевыми навыками. Образ жизни кроманьонцев подразумевал совместное ведение дел. Во многом благодаря этому им удалось достичь внушительных успехов в охотничье-собирательском хозяйстве. Так, охота большими группами, сообща, позволила этим людям в качестве добычи получать крупных животных: мамонтов, туров. Подобные достижения одному охотнику, даже самому опытному, конечно, были не по силам.

Если говорить кратко, образ жизни кроманьонца во многом продолжил традиции неандертальских людей. Они также промышляли охотой, использовали шкуры убитых животных для изготовления примитивной одежды, проживали в пещерах. Но в качестве жилища могли использоваться и самостоятельные постройки из камней или шатры из шкур. Иногда рыли своеобразные землянки, укрывающие от непогоды. В вопросе жилья кроманьонский человек сумел сделать небольшое новшество - охотники-кочевники стали строить легкие разбирающиеся шалаши, которые можно было легко возвести во время стоянки и собрать.

Жизнь сообщества

Особенности строения и образ жизни кроманьонца делает его во многом сходным с человеком современного типа. Так, в общинах этих древних людей было разделение труда. Мужчины занимались охотой, сообща убивали диких животных. Женщины тоже принимали участие в заготовке пищи: собирали ягоды, семена и питательные коренья. Факт, что в могилах детей находят украшения, свидетельствует: родители питали теплые чувства к своим потомкам, горевали о ранней утрате, старались хотя бы посмертно позаботиться о ребенке. За счет увеличившейся продолжительности жизни кроманьонский человек получил возможность передавать свои знания и опыт следующему поколению, более внимательно заниматься воспитанием детей. Поэтому снизилась и детская смертность.

Некоторые захоронения отличаются на фоне прочих богатыми украшениями, изобилием утвари. Исследователи полагают, что здесь погребены знатные, уважаемые за какие-то заслуги члены сообщества.

Орудия труда и охоты

Изобретение гарпуна - заслуга кроманьонца. Образ жизни этого древнего человека изменился после появления такого оружия. Доступная эффективная рыбная ловля дала полноценную пищу в виде морских и речных обитателей. Именно этот древний человек стал делать силки для пернатых, что его предшественникам было еще не под силу.

На охоте древний человек научился применять не только силу, но и смекалку, сооружая ловушки для животных, в разы превосходящих его по размерам. Поэтому добыча пищи для целой общины требовала гораздо меньших усилий, чем во времена предшественников. Популярен был загон стад диких животных, массовые облавы на них. Древние люди постигли науку коллективной охоты: они пугали крупных млекопитающих, заставляя их бежать на те участки, где забить добычу было проще всего.

Кроманьонский человек сумел шагнуть по лестнице эволюционного развития гораздо выше, чем его предшественник - неандерталец. Он начал использовать более совершенные орудия труда, которые позволили получить преимущества на охоте. Так, при помощи копьеметалок этот древний человек смог увеличить расстояние, пройденное копьем. Поэтому охота стала безопаснее, а добыча - обильнее. Также в качестве оружия использовались длинные копья. Орудия труда усложнились, появились иглы, сверла, скребки, в качестве материала для которых древний человек научился использовать все, что попадало ему под руку: камни и кости, рога и бивни.

Отличительная особенность орудий и оружия кроманьонцев - более узкая специализация, тщательная выделка, использование многообразия материалов в производстве. Некоторые изделия украшает резной орнамент, указывающий, что древним людям было не чуждо своеобразное понимание красоты.

Пища

Основу рациона кроманьонцев составляло мясо убитых на охоте животных, прежде всего млекопитающих. В те времена, когда жили эти древние люди, распространены были лошади, каменные козлы, олени и туры, зубры и антилопы, именно они и служили основным источником пищи. Научившись ловить рыбу при помощи гарпунов, люди стали питаться и лососем, который в изобилии поднимался по мелководью на нерест. Из птиц, как считают антропологи, жители древности могли ловить куропаток - эти пернатые летают невысоко и вполне могли стать жертвой метко брошенного копья. Однако есть гипотеза, что умели добывать они и водоплавающих птиц. Запасы мяса, по мнению ученых, кроманьонцы хранили в ледниках, низкая температура которых не позволяла продукту испортиться.

Растительная пища также использовалась кроманьонцами: они ели ягоды, коренья и луковицы, семена. В теплых широтах женщины добывали моллюсков.

Искусство

Прославил себя кроманьонец и тем, что начал создавать предметы искусства. Эти люди рисовали на стенах пещер красочные изображения животных, вырезали из слоновой кости и рогов оленей антропоморфные фигурки. Считается, что, нанося на стены силуэты животных, древние охотники хотели привлечь добычу. Как полагают исследователи, именно в этот период появилась первая музыка и самый ранний музыкальный инструмент - каменная дудка.

Похоронные ритуалы

О том, что образ жизни кроманьонца усложнился по сравнению с его предками, говорит и изменение в похоронных традициях. Так, в погребениях нередко находят изобилие украшений (браслетов, бус и ожерелий), которые свидетельствуют о том, что умерший был богат и знатен. Внимание к похоронным ритуалам, покрытие тел умерших красной краской позволило исследователям сделать вывод о том, что жители древнего каменного века имели какие-то зачатки верований о душе и загробной жизни. В могилы также складывали предметы домашней утвари, пищу.

Достижения

Образ жизни кроманьонца в суровых условиях ледникового периода обусловил то, что этим людям пришлось более серьезно подойти к пошиву одежды. По находкам - наскальным рисункам и остаткам костяных игл - исследователи сделали вывод, что жители позднего каменного века умели шить примитивные предметы одежды. Они носили куртки с капюшонами, штаны, даже рукавицы и обувь. Нередко одежда украшалась бусинами, что, как полагают исследователи, было признаком почета и уважения у других членов общины. Именно эти люди научились делать первую посуду, используя для ее изготовления обожженную глину. Ученые полагают, что во времена кроманьонцев было одомашнено первое животное - собака.

Эпоха кроманьонцев отделена от нас тысячелетним сроком, поэтому мы можем лишь предполагать, как именно они жили, что использовали в пищу и какие порядки царили в поселениях. Поэтому и возникает множество спорных и неоднозначных гипотез, которые пока не нашли серьезных научных доказательств.

  • Находка детской челюсти малыша-неандертальца, изуродованной каменным орудием, заставила исследователей задуматься о том, что кроманьонцы могли употреблять неандертальцев в пищу.
  • Именно кроманьонский человек стал причиной вымирания неандертальцев: более развитый вид вытеснял последних на территории с засушливым климатом, где практически не было добычи, обрекая на гибель.

Особенности строения кроманьонца во многом приближают его к человеку современного типа. Благодаря развитому мозгу, эти древние люди представляли собой новый виток эволюции, их достижения как в практическом, так и в духовном смысле поистине велики.

До н. э) они расселились по Европе, и жили одновременно с последними представителями неандертальцев.

К началу эпохи Верхнего Палеолита относят так называемую палеолитическую революцию — переход к более совершенной технологии производства и использования орудий труда, произошедшую около 40 тыс. лет до н.э. В этот период произошел взрывной расцвет интеллектуальной и культурной деятельности человека связанной с широким распространением людей современного физического типа, сменивших древние виды людей. Костные останки впервые были найдены в гроте Кроманьон во Франции.

Удивительно, что на протяжении десятков тысяч лет докроманьонское человечество не претерпевает никаких изменений. В то же время по современным представлениям для образования особенностей кроманьонского скелета нужна изоляция и огромное количество лет.

Эволюционные антропологи полагают, что население, состоящее из кроманьонцев, находилось в пределах между 1 и 10 млн. человек, и за 100 тыс. лет они должны были захоронить порядка 4 млрд. тел с сопутствующими артефактами. Значительная часть захоронений из этих 4 млрд. должна была сохраниться. Однако их найдено всего несколько тысяч.

Еще одна неясность — вымирание неандертальца. Одна из господствующих гипотез о причинах его вымирания — вытеснение (т.е. уничтожение) его кроманьонцем — конкурентом на экологическую нишу, произошедшее около 30 тыс. лет назад.

Питание кроманьонцев

Установлено, что пищевой рацион человека эпохи позднего палеолита (40-12 тыс. лет тому назад), жившего на территории Европы, составляли дикорастущие фрукты, овощи, лиственные растения , коренья, орехи, а также нежирное мясо. Результаты антропологических исследований однозначно свидетельствуют, что в ходе эволюции человека большая роль принадлежала питанию, содержащему мало жира, очень мало сахара, но включающему большое количество клетчатки и полисахаридов. Содержание холестерина в мясе диких животных приблизительно соответствует его содержанию в мясе домашнего скота, однако в мясе диких животных содержится практически идеальное соотношение жирных кислот с насыщенными и ненасыщенными связями. Люди эпохи позднего палеолита потребляли много животного белка за счет мяса, что способствовало физическому развитию и быстрому половому созреванию, но не долголетию. Анализ останков древних людей выявил характерные болезни, обусловленные неправильным питанием, в частности, авитаминозы, а продолжительность жизни их составляла в среднем 30 лет.

Так или иначе, в силу того, что в рационе кроманьонцев преобладала мясная пища , они были более статными, нежели их потомки (и предки), предпочитавшие растительную пищу.

Культура кроманьонцев

Религия

С конца 40 тыс. до н.э. начался и расцвет Матриархата — связанный с кроманьонцами и известный в основном по раскопкам в Европе. Поклонение матери богине являлось не просто местным культом, но феноменом мирового масштаба . Материал с сайта

Пещерная живопись (наскальная)

В период жизни кроманьонцев наблюдается расцвет пещерной (наскальной) живописи, пик которой был достигнут в 15-17 тыс. до н.э. (галереи пещерных рисунков Ласко (Lascaux) и Альтамира (Altamira)).

Фреска в Альтамире изображает стадо бизонов и других



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама