THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Голос каждого человека неповторим по своему звучанию и особенностям. Если говорить о характеристиках певческих голосов, то здесь отличительные черты такие: тембр, диапазон, высота раскрытия и индивидуальность.

Как определить тип голоса? Классификация мужских и женских голосов по вокальным характеристикам, существующая в наши дни, была придумана в итальянской оперной школе. О том, какой тип голоса у исполнителя, нетрудно узнать во время прослушивания. Специалисты обращают внимание на его тембр, тональность, особенности и тесситуру, а затем делают вывод.

Тембр

Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.

Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.

Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.

О тональности

Стоит учесть, что в каждом произведении голос может звучать по-разному, поэтому лучше петь в своем рабочем диапазоне. Им, в свою очередь, мы называем тот диапазон нот, которым вокалист способен придать красивую окраску и качественное звучание. Здесь речь не идет о полном диапазоне нот, которые человек может взять своим голосом. Так вот, исходя именно из рабочего диапазона, стоит выбирать тональность для определенного произведения.

Что такое диапазон?

Диапазон каждого типа голоса определяют во время распевания, а также в процессе исполнения песни в удобной для человека тональности. В большинстве случаев певческие голоса обладают конкретным диапазоном, благодаря которому легко определить его тип. Особо ценятся исполнители, которые имеют широкий рабочий диапазон и поэтому могут заменить одного из своих коллег с другим голосом.

О тесситуре

Тесситурой называют участок диапазона, в котором певцу комфортно петь. То есть она может быть удобной или неудобной для определенного голоса. Бывает так, что одному исполнителю песня может быть удобной, а другому - нет, хотя оба обладают одинаковым диапазоном. Это означает, что участок диапазона для комфортного пения у них разный. Поэтому чем он шире, тем удобнее петь.

Более того, исполнитель должен научиться правильной технике пения. Неправильная искажает голос. Чтобы он звучал красиво и убедительно, необходимо обратить внимание на следующие технические особенности:

  • Вы должны дышать диафрагмой, то есть живот должен при вдохе приподниматься, а при выдохе опускаться. Это поспособствует большему контролю над
  • Сохраняйте правильную осанку во время пения. Шею лучше держать прямой и расслабленной. Если стоять прямо, то дышать будет легче.
  • Задняя часть горла во время пения должна быть открытой, гласные пропевайте четко.

Поставить свою технику пения может любой человек. Если говорить о технике вокала, то развитие будет зависеть от наличия концентрации памяти и внимания, объема легких и особенностей голосовых связок. По сути, независимо от того, какие у человека физиологические особенности и вокальные данные, развить певческий голос можно.

Для развития голоса

  • Не ставьте для себя завышенных планок в ожидании прогресса, наберитесь терпения и продолжайте тренировать голос.
  • Пойте сначала простые песни, а затем беритесь за более сложные.
  • Голосовым связкам вредит холодное и горячее питье. Лучше пить воду комнатной температуры, и когда поете, время от времени увлажнять горло теплой водой.
  • Проникнитесь тем, что вы исполняете, постарайтесь почувствовать и передать эмоции этой песни.
  • Важно определить, какой музыкальный стиль для вас более родной, для этого потренируйтесь в пении разных стилей музыки.
  • Полезно для слуха играть ноты на пианино и пропевать их.
  • Не пейте апельсиновый сок и молочные напитки, поскольку они обволакивают горло и затрудняют пение.
  • Разговаривайте на своей обычной интонации, поскольку и шепот и крик могут навредить голосовым связкам.

Характеристика женских типов голоса

Сначала рассмотрим типы женских голосов. Большинство женщин, занимающихся вокалом, обладают сопрано. Кстати говоря, именно он имеет наибольшее число разновидностей. Он отличается звонким и прозрачным характером, а также выразительностью, звучание открытое и легкое.

Различают драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.

Меццо-сопрано известен насыщенным звуком и глубоким тембром. Звучание такого голоса ниже, чем у сопрано. Этот голос тоже может быть драматическим или лирическим.

Основные типы мужских голосов

Если говорить о баритоне, то это более тяжелый, чем тенор, тип голоса. Он обладает ярким и сильным звучанием в верхней части диапазона. Баритоны бывают лирическими и драматическими.

Некоторые заблуждения о классификации голосов по типам

Некоторые исследователи высказывают мнение, якобы не существует никаких типов голоса вообще, и выделяют только женские и мужские. Они считают, что звучание голоса зависит только от конкретных особенностей методик и постановок, другими словами, любая женщина может быть и контральто, и меццо-сопрано, и сопрано.

Однако вокальные данные многих исполнителей подтверждают нелепость этих заявлений. Только в очень редких случаях человек может иметь особые вокальные данные, позволяющие ему петь разными типами голосов. В большинстве случаев исполнитель не может преодолеть различия в тесситуре, например, в терцию. Более того, завышенная или заниженная лишь на один тон тесситура способна навредить голосу.

Упомянем и другие заблуждения, касающиеся типов голоса. Существует мнение о том, что эстрадные исполнители не нуждаются в определении типа голоса, и что классифицируют их только для академического пения. Но такое мнение отличается от действительности, поскольку типы голоса человека природой разделены на три женских и три мужских.

К тому же некоторые путают тембр и тип голоса, хотя это совсем разные термины. Под типом голоса подразумеваются звуковысотные особенности, а разновидности тембра не играют особой роли в таком тонком деле, как определение типа голоса. Индивидуальные показатели тембра важны для выбора своего стиля пения, и чтобы отметить художественные характеристики голоса. Итак, типы голоса являются его звуковысотными показателями, определяемыми с помощью шкалы звукоряда.

Об особенностях голоса

Голос человека невозможно заменить никаким из известных нам музыкальных инструментов, ни голосом каких-либо других созданий, поэтому на живое пение человеческая душа реагирует очень тонко, получая побуждения для сердца и разума.

В прошлом существовало мнение о том, что фониатрия способна, осмотрев оценив размер и форму кадыка, определить тип голоса исполнителя. Считалось, что тенор будет обладателем менее заметного кадыка, а у басов он более выдающийся. Но после многочисленных осмотров и научных исследований стало понятно, что строение кадыка и гортани никак не влияет на тип голоса. Если говорить о связках, то их строение может сыграть роль, но нужно оценить толщину, прочность, размер и эластичность.

Итак, существует конкретный комплекс внешних признаков и личных ощущений, которые помогают определить тип голоса во время пения. Голосовые связки человека очень чувствительные, их довольно легко повредить, что навредит голосу или же он совсем может пропасть.

Поскольку преподаватели тоже иногда ошибаются, во время слушаний лучше не напрягать свой голос слишком сильно, например, исполняя песню в не очень удобной тесситуре. Если вам кажется чей-то голос более ярким и выразительным, чем ваш, не забывайте о том, что каждый из нас имеет неповторимый голос, поэтому пойте только в свойственной себе манере.

Интересно, что когда правоохранительные органы ищут преступников, их выдают особенности голоса. Для поиска правонарушителей спецслужбы пользуются особо разработанными методами идентификации речи. Благодаря индивидуальному звучанию, которое называют обертонами, нам нетрудно узнать по голосу того или иного знакомого человека.

По сути, это является индикатором душевного и эмоционального состояния каждой личности, выражением наших внутренних сил. Именно благодаря голосу можно услышать страх перед публикой, депрессию, восторг, истерику, почувствовать благодарность или ненависть.

Вы когда-нибудь задумывались, почему так много различий в тембре голоса между одними людьми и другими? Вот некоторые факторы, которые прояснят ваши сомнения.

Что такое голос?

Технически, голос — это звук, который мы производим, когда воздух, выходящий из легких, проходит через гортань. Именно там размещаются все голосовые связки, в контакте с воздухом они вступают в процесс вибрации .

Воздух выходит из наших уст уже в форме звука.

Почему у людей разный тембр голоса

Человеческая вокальная система похожа на музыкальную деку; скажем, что наша гортань — это музыкальный инструмент, и необходимый импульс для испускания звуков исходит из наших легких. Вы уже знаете, что все музыкальные инструменты звучат по-разному. Существуют разные размеры и типы, и то же самое происходит с гортанью. У нас голосовые связки разных размеров.

Человек использует свои голосовые связки, чтобы говорить, смеяться, плакать, петь и даже кричать. Частота этих звуков может варьироваться от 60 до 7000 Гц, что является причиной того, что наш тембр голоса может сильно различаться.

Голосовые связки у женщин и детей имеет длину от 12,5 до 17,5 мм, например, звуки более острые, чем у мужчин, чьи голосовые связки измеряют от 17 до 25 мм. Как вы можете видеть, диапазоны пересекаются на 17 мм, и поэтому мы можем найти людей с несколько высокими голосами и женщин с несколько толстыми голосами.

Голосовые связки — это не единственное, что определяет тембр голоса. Если мы играем на инструменте, который мы не освоили, мы издадим неприятные звуки. Точно так же интенсивность и способ вытеснения воздуха через гортань приводят к типу звука, который мы испускаем.

Одинаковые голоса у людей

Тембр голоса уникален и неповторим в каждом человеке, и даже в физически идентичных близнецах существуют различия в их вокальных тембрах. Эти различия могут быть трудно оценены для человека, но есть компьютеры, способные анализировать частоту и голосовые шаблоны, устанавливая различия.

Если Вы планируете обучаться вокалу или уже обучаетесь (причем самостоятельно), Вы должны знать о том, что существуют разные типы голосов . Какие это типы? Давайте разберемся в этом.

Прежде чем начинать учиться петь, необходимо определить свой тип голоса. Если Вы учитесь петь у педагога, то он сам Вам подскажет, какой у Вас тип голоса. А если Вы , то это сделать придется Вам самому. Ведь от типа голоса зависит не только обучение в целом, но и подбираемые произведения.

  • Диапазон - это расстояние от самой нижней ноты, которую может взять человек, до самой высокой. Подробнее тут - " ".
  • Октава - интервал от одной ноты до такой же ноты, но в другой высоте (в следующей октаве), например, До-До, Ре-Ре, Ми-Ми. Подробнее тут - " ".

Типы мужских голосов

  1. Бас . Низкий, грубый, "басистый" мужской голос. Диапазон - от Ми большой октавы до Ми первой октавы.
  2. Баритон . Средний мужской голос, который больше всего распространен среди мужчин. Обычный диапазон голоса баритона - от Ля большой октавы до Соль первой октавы.
  3. Тенор . Высокий мужской голос. Обычный диапазон тенора - До малой - До второй октавы.

Типы женских голосов

  1. Контральто . Низкий женский голос. Диапазон - Ми малой - Фа второй октавы.
  2. Меццо-сопрано . Средний женский голос. Диапазон голоса - от Ля малой октавы до Ля второй октавы.
  3. Сопрано . Высокий женский голос. Диапазон голоса обычных сопрано - 2 октавы (1-я и 2-я целиком) - До первой - До третьей октавы.

Типы детских голосов

  1. Альт . Низкий голос (касается и девочек, и мальчиков).
  2. Сопрано . Высокий голос (девочек и мальчиков).
  3. Дискант . Высокий голос у мальчиков.

Давайте посмотрим на вокальные диапазоны самых распространенных типов голосов:

Опять же - это все примерно , ведь у двух разных людей с одинаковым типом голоса - может быть разный диапазон.

Как определить тип голоса?

Вы должны понять, что у начинающего вокалиста очень сложно определить тип голоса , практически невозможно. Потому что в процессе обучения голос меняется, расширяется диапазон (один из критериев для определения типа голоса), меняется тембр и все остальное.

Поэтому если и получится определить тип голоса у новичка, то, скорей всего, "диагноз" будет неправильным.

Признаки, по которым можно определить тип голоса:

  1. Вокальный диапазон . Диапазон, который может взять вокалист - от самой нижней до самой высокой ноты. Про это мы говорили тут - " ". Ну а какой диапазон какому типу голоса соответствует - мы уже выяснили выше.
  2. Тембр голоса .
  3. Переходные ноты . Ноты, где голос переходит с речевого регистра на головной. Об этом мы говорили тут - " ".
  4. Как звучит верх .

Правильно определить тип голоса - очень важная задача. Самостоятельно определить тип голоса практически невозможно (имеется в виду, если человек самоучка в пении). Даже опытные педагоги по вокалу иногда ошибаются и могут назначить ученику другой тип голоса, не тот, который у него на самом деле. Из-за этого ученик долгое время может петь "не своим" голосом. То есть педагог будет подбирать для него такие произведения, которые не подходят для его голоса, что может плохо на нем отразиться.

Мой совет: найдите себе педагога по вокалу. Если у Вас мало денег или просто не хочется тратиться - найдите педагога на несколько занятий. Он определит Ваш тип голоса и научит основам, и с помощью этих знаний Вы уже дальше будете учиться петь самостоятельно.

Заключение

Мы с Вами разобрали, какие бывают типы голосов и как определить тип голоса . Но все же помните, что чтобы правильно определить, какой у Вас тип голоса, сходите хотя бы на пару занятий к педагогу, который это сделает вместе с Вами. Это будет большим плюсом в дальнейшем обучении.

Голос – важная часть имиджа делового человека. Красивый голос имеет свойство завораживать сознание, заколдовать и расположить владельца к любому человеку. Этим объясняется всенародная любовь к слушаниям и исполнению песен. Теле и радио журналисты, адвокаты, политики и другие публичные персоны, жаждущие славы и всеобщего признания, на заре карьеры не жалеют денег и сил на .

Интересно! Специалистам давно известно, что правильно поставленный тембр определяет почти 30 % успеха. Впрочем, если постараться с тренировками, этот показатель может достигать и 100 %. Всем известно, что при наборе ведущих на радио специальное образование отводится на второй план, а первым выступает наличие колоритного тембра.

Тот тембр, который сейчас есть, определен многими факторами, главными из которых являются анатомические особенности связок и текущее психологическое состояние человека. Среди людей, чья профессия не затрагивает привлечение внимания публики, возможно, упражнения для развития голоса не актуальны. Хотя зря. Ведь тембр относится к коммуникации, то есть, он сам по себе может расположить человека или, наоборот, оттолкнуть, не зависимо от произносимых слов.

Приятная новость заключается в том, что каждый может тренировать свои связки и добиться отличного тембра, который публика будет готова слушать часами. Или, возможно, работа с дыхательными путями откроет новые грани личности и проложит путь к вокальной карьере.

Как объяснить понятие «тембр голоса»?

Что можно преподавать годами в музыкальных учебных заведениях? Почему для сценической карьеры музыкальное образование обязательно? Дело в том, что теоретическая часть музыки содержит очень много интересных вещей. Их невозможно повторить без помощи специалиста и без участия инструментов, но знать об этом будет полезно всем.

Возможно, не все знают, что тональность не полностью подчиняется генетическим факторам. Могут быть общими с родителями и родными только строение верхних дыхательных органов. Учитывая их пластичность, связки можно натренировать с помощью вокальных упражнений для развития голоса.

В тембре отличают два фактора: ведущий тон и его конкретный оттенок – обертон. Если оттенок ведущего тона низкий и теплый, такими же характерами обладает и голос человека.

Тембр голоса имеет свойство часто меняться, особенно у . Например, в зависимости от настроения человека. Также существенное влияние играет текущее психологическое состояние человека, уровень его здоровья и степень усталости. При наличии таких факторов голос теряет яркость и становится монотонным.

Стресс вызывает напряжение плечевых мышц и верхней части спины. В тканях появляется тяжесть, что препятствует яркому звучанию.

При произношении звуков участвуют несколько органов, которые определяют его конечное звучание. Вот факторы, влияющие на качество воспроизведения звука:

  • плотность смыкания связок;
  • размер трахеи;
  • форма трахеи;
  • объем резонатора.

Это фундаментальные характеристики. Кроме этого, есть факторы, которые самопроизвольно меняют тон звука. К таким относятся:

  1. возрастной фактор. Если у детей всегда яркое звучание, то по мере взросления он меняется на более грубые тона;
  2. заболевания дыхательных путей, простуда. При простуде воспроизведение звуков становится низким и хриплым;
  3. вредные привычки. Курение и алкоголь очень сильно раздражают рецепторы дыхательных путей и связок. Голос постепенно становится грубым, тембр снижается. Поэтому артистам категорически нельзя курить;
  4. психологическое напряжение.

Но эти факторы имеют временный характер. В этот период нет необходимости утруждать себя, прибегая к упражнениям для развития голоса. Тембр восстановится, как только раздражающий фактор будет устранен.


Виды тембра

Когда человек находится в спокойном расположении духа и эмоционально стабилен, его манера разговора и тембр также окружающим кажутся привлекательными. Некоторые люди обладают таким свойством от природы. Другим необходимо прилагать усилия, чтобы тон речи не выдавал все внутренние проблемы. Но тренировка голоса творит чудеса – человек очень легко научится управлять им.

При этом нельзя отбрасывать роль эмоций, чувств и даже положения тела. Не зря будущих певцов учат не только развитию голоса для пения, но и управлению телодвижениями и . Все эти факторы вместе производят нужный эффект в сознании зрителей.

Теория музыки отдельно рассматривает мужской, женский и детские тона. Каждый из них имеет свои названия. Мужские звуки имеют три типа:

  • Баритон, представителем которого является Дмитрий Хворостовский.
  • Низкий мужской тон носит название «бас». Голос Федора Шаляпина относится к такому типу.
  • Высокий тембр называется тенор. Представитель этого типа – певец Пласидо Доминго.

Виды женских тональностей звука:

  1. Меццо-сопрано. Чтобы вслух отличать этот тип, следует прослушать певицу Чечилия Бартоли.
  2. Высокий женский тембр называется сопрано. Представитель этого типа – оперная певица Монсерат Кабалье.
  3. Низкий женский тон называется контральто. Этот тип лучше всего характеризует певица Адель.

Детские звуковые тона делятся на два вида: альт и дискант.

Данная терминология применяется в исключительно профессиональных кругах. Более простая и понятная классификация подразделяет голоса на мягкий, холодный, твердый, жесткий, слабый и другие виды. Однако нельзя сказать, что каждый из этих типов характерен для одного человека. Профессиональные певцы умеют воспроизводить каждый тип тембра.

Определить звучность тона без профессиональных знаний достаточно сложно. Но те, кто имеет представление о типах тембра, могут предположить о принадлежности тембра к тому или иному типу.

Есть специальное устройство – спектрометр. Он дает более точные результаты. Устройство анализирует тональность звука и поможет отнести к той или иной категории. Оно состоит из микрофона и усилителя голоса. Фильтры, встроенные в устройстве, воспринимают звуковые сигналы, делят их на мелкие составляющие и выдают результат. Для определения типа своего тембра необязательно петь. Прибор умеет анализировать даже в обычном темпе разговора.

Многим интересно, как они звучат со стороны. Некоторые, впервые услышав себя со стороны, бывают удивлены или шокированы. Дело в том, что ввиду анатомических особенностей, мы слышим себя по-другому, через внутренние звуковые каналы. Наше среднее ухо искажает звуки.

Есть простые варианты определения. Самый доступный из них – записать свою речь на диктофон и прослушать. Лучше всего, если это сделает другой человек, незаметно. Это будет более естественная версия.

Другой способ – зажать одно ухо ладонью и проговорить или петь. Этот нехитрый прием снижает искажение через внутреннее ухо, и мы услышим собственную персону максимально похожей на то, как нас слышат другие.

Такой же эффект дадут и два куска картонной бумаги, приложенные к ушам в момент пения или речи.

Если собственный тон не нравится, то не стоит расстраиваться. Его можно полностью скорректировать с помощью специальных упражнений или тренировок голоса для пения.


Как измерить тембр голоса?

Как уже упоминалось, в этом поможет спектрометр. После того, как тип голоса будет определен, необходимо решить – каким хочется его услышать? В зависимости от этих желаний, подбираются песни для развития голоса и другие упражнения.

Также многие ай-ти специалисты знают, что голос можно изменить до неузнаваемости с помощью компьютерных программ. Есть даже слухи, что некоторые известные певцы не обладают певческим талантом от природы, а используют технически синтезированный звук.

Для постановки правильной тональности необходимы несколько условий:

  • расслабленное состояние плеч, живота и грудных клеток;
  • здоровое состояние;
  • пластичность языка и губ;
  • повторение определенных звуков.

Если с первыми двумя пунктами все понятно, то вторые требуют разъяснения. Пластичность языка и губ достигается с помощью выразительного произношения согласных букв. Для очищения связок следует громко и длинно произносить гласные буквы: ии, ээ, уу, ыы и т. д.

Специалисты считают, что регулярные тренировки в течение 2-3 недель дадут ощутимые результаты.

Певческие голоса можно классифицировать различными способами. Деление по группам выполняется с учётом физиологических особенностей, тембра, подвижности, звуковысотного диапазона, расположения переходных нот, иных параметров. Наиболее удобной и востребованной сегодня, известной ещё с XVI века, считается классификация вокалистов по полу и диапазону. В нашей студии вокала мы выделяем шесть основных типов:

  • баритон;
  • тенор.
  • контральто;
  • меццо-сопрано;
  • сопрано.

Характеристики певческого голоса

Сопрано. Самая высокая разновидность женских вокальных голосов. Выделяется образностью, звонкостью, прозрачностью, полётностью. Для вокалиста характерно лёгкое, подвижное, открытое звучание. Характер сопрано:

  • драматический;
  • лирический;
  • колоратурный

Выделяют также певиц с лирико-драматическим, лирико-колоратурным сопрано.

Известные обладательницы вокала сопрано : Монсеррат Кабалье, Мария Каллас. Знамениты звезды отечественной оперы: Вишневская Г.П., Казарновская Л.Ю., Нетребко А.Ю. Партии, написанные для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарт), Виолетта («Травиата» Верди). Эстрадные исполнительницы с сопрано: Любовь Орлова, Толкунова Валентина Васильевна, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Меццо-сопрано . Запоминается насыщенным, сочным звуком, звучным, глубоким тембром. Звучит ниже сопрано, но выше контральто. Подтипы: драматическое, лирическое. Известными обладательницами данного типа были Татьяна Троянос, Образцова Е.В., Архипова И.К. Оперная партия Амнерис в «Аиде» написана для меццо-сопрано. Эстрадные исполнительницы меццо-сопрано: Аврил Лавин, Леди Гага, Лана Дель Рей.

Самый низкий, редко встречающийся женский голос – контральто . Его отличает бархатное мощное звучание, роскошные грудные ноты. С примерами контральто можно познакомиться в операх Чайковского «Евгений Онегин» (Ольга), Верди «Бал маскарад» (Ульрика). Обладательницей контральто была солистка Мариинского театра М.Долина. Певицы с контральто на эстраде: Шер, Эдита Пьеха, София Ротару, Кортни Лав, Кэти Перри, Ширли Мэнсон, Тина Тёрнер.

Высокие мужские типы голосов представлены лирическим, драматическим либо лирико-драматическим тенором . Характеризуются подвижностью, певучестью, лёгкостью, мягкостью. Примером лирического тенора является Ленский в «Евгении Онегине», драматического – Манрико из «Трубадура», лирико-драматического – Альфред (герой «Травиаты»). Знаменитые теноры: И.Козловский, С.Лемешев, Хосе Каррерас. Теноры на эстраде: Николай Басков, Антон Макарский, Джаред Лето, Дэвид Миллер.

Название «баритон» в переводе с греческого означает тяжёлый. По звучанию находится между басом и тенором. Отличается большой силой, яркостью в верхней половине диапазона. Выделяют лирические (Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини) и драматические (Амонасро в «Аиде» Верди) баритоны. Из известных оперных певцов баритоном владели Паскуале Амато, Хворостовский Д.А. Эстрадные певцы-баритоны: Иосиф Кобзон, Михаил Круг, Муслим Магомаев, Джон Купер, Мэрилин Мэнсон.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама