THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

    Закон жанра.

    Кто-то должен быть добрым, кто-то хитрым, кто-то слабым. Волку досталась роль главного злодея русских сказок. Это хищное животное с большими клыками, которых в те давние времена было в большом количестве, как никто другой подходит на эту роль. Люди всегда боялись волков и отвели ему соответствующее место в народном фольклоре

    Ну почему же всегда? Волк однажды Ивану-царевичу помогал. Не совсем добровольнои бескорыстно, но честно. В теремке- вполне незлобный персонаж, даже пострадавший со всем коллективом от неуклюжего медведя. Да, в большинстве сказок волк совсем недобрый, но ведь и в жизни это достаточно сильный, агрессивный, умный зверь.

    Все объясняется довольно просто. Как и у людей актеров, так и у образов зверей есть свои типажи. Зайчик- трусишка, Лисичка-хитрая, а вот волку досталось быть злым.

    Его цвет, его образ жизни заядлого хищника послужили такому образу-стереотипу.

    Тем более, он сильнее других зверушек.

    Не забываем и про оскал). Те еще зубки.

    Сказки должны учить что в мире есть не только добро, но и зло

    Волк - злой персонаж, охотиться на добрых героев вроде поросят или шапочки.

    Благодаря волку дети понимаю, что не стоит разговаривать с незнакомыми дядями

    И что домик должен быть надежный

    Так что волк злой - потому что так просто нужно.

    И что важно - волк на самом деле в сказках играет очень даже ключевую роль

    Не было бы волка - не было бы большинства сказок, которые дошли до наших дней

    Потому что сказки в основном сочинялись простыми людьми, которые жили на земле и имели хозяйство, держали скотину. Волк, если у него была такая возможность, иной раз то овечку завалит, то курочку унесет. Понятно, что убыток для человека - не есть добро, оттого и волк априори не мог быть хорошим.

    Но зачастую в сказках волк представляется нам не злым, а глупым, ведомым. Яркий пример - сказка Лисичка-сестричка и волк.

    Еще вспоминается мультик Жил-был пес. Помните, как волк под столом песню пел? Ничего плохого за ним припомнить не могу.

    Получается, что в сказках с ровней (собаками, лисами) он вполне себе адекватный, иногда даже добрый.

    Впрочем, по отношению к человеку волк также мог изображаться позитивно: вспомним сказку Иван-царевич и Серый волк.

    Довольно сложно согласится с таким выводом. Сказок в мире большое количество. И не во всех волк - это злой герой.

    Если вспомнить сказку о Иване - царевиче, то Волк добром и правдой служил своему хозяину, во многом помогая ему. Там он представлен нам очень благородным животным.

    А в мультфильме Ну, погоди! волк не злой, а вызывает только сочувствие. Ведь в природе волков заложено то, что он должен гонятся за зайцем, так как последний является его пищей. А в мультфильме он попадает только в дурацкие ситуации и вызывает сочувствие.

    В сказке Теремок все животные жили дружно в теремке, пока не пришел медведь, из-за которого треснула варежка - теремок.

    Так что, все относительно в этом мире.

    И каждая сказка о волке по разному нам преподносит этого героя.

    Позволю себе с Вами не согласится, что волк в сказках ВСЕГДА злой. Волк персонаж ДВОЙСТВЕННЫЙ .

    В сказке Иван-царевич и Серый Волк совсем не злой,да и у Александра Сергеевича Пушкина в поэме Руслан и Людмила :

    А какой волк-очаровашка в мультфильмах Жил был пес

    и Волк и теленок

    В сказке Лисичка-сестричка и волк он вообще наивный простак и жертва коварства Лисицы,доверчиво засунул хвост в прорубь и знакомые с детских лет слова мерзни,мерзни,волчий хвост и битый небитого везет вызывают жалость к этому волку-недотепе.

    Это стиль жанра! Иначе сказка будет скучной!

    Большинство русских народных сказок показывают волка, как плохого и злого, отрицательного героя. Наверное, это представление о волке сложилось от природы. Человеку свойственно бояться волка, он считается злым, агрессивным. Но он же хищник, поэтому и приходиться быть таким.

    Но русский фольклор разнообразен. В нем можно встретить и доброго, хорошего волка (их гораздо меньше, чем про злого). Например про волка, который растил цыпленка или бычка.

    Да потому что он и в былях редко добрым бывает. Волк есть волк, как говорится. Такова его волчья судьба.

    Люди некоторые, конечно, могут сказать: Оо, нет. Если волк сыт, да если он логово сво не охраняет, да если То, да если Это, - то не тронет. Ну, я не против. Пусть прогуляются по волчьим местам, проверят их на доброту поразительную, потом расскажут нам, как дело обстояло. 🙂

    Иными словами, волк издавна ассоциируется у человека с опасностью, с агрессивностью, одним словом - со злом в широком смысле. Поэтому в сказках происходит абсолютно то же самое. Так как сказки написаны людьми.

    Обратите внимание: не львы в сказках злые, не тигры (хотя они тоже хищники), а именно волки. Значит, был резон так писать. Волки порой всю скотину у крестьян перегрызали. За что же их любить, серых существ?

    Потому что его демоннизировали в связи с всеобщей христианизацией. В древнем Риме волчица выкормила Ромула и Рема. А потом у ватесов поменялись сказки. А у греческого Эзопа волк был уже не слишком умный, но хитрый.

«Философ, законодатель, историк – всякий, кто хочет понять свой народ до конца, должен присматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а также к его поговоркам, отдельным выражениями и словам. За словом всегда стоит его значение, за буквенным смыслом – смысл тайный, аллегорический, под странным пёстрым одеянием сказки кроется история и религия народов и наций», - проницательно напутствовал всех итальянский фольклорист Джузеппе Питре (1843 – 1916).

Сегодня мы всё чаще и чаще обращаемся к русским народным сказкам, пытаясь найти в них сокровенную истину, тот волшебный клубочек, который приведёт нас в тридевятое царство, где наши мечты сбудутся и всё будет хорошо.

Помогают герою в пути не только волшебные вещи, но и животные, растения. В своей работе мы попытаемся разобраться не только в символическом значении этих образов, но и в их структуре. В своей исследовательской работе я буду пользоваться таким понятием, как тотем. Данное понятие взято из языка североамериканских индейцев, в научный оборот введено в ХIХ веке. Переводится «тотем» как «его род» и означает родовую принадлежность, но не по семейным узам, а по объединению и себя и своего рода-племени с каким-либо животным, растением, стихией (например, водой, ветром, молнией) или предметом (например камнем). Несмотря на кажущуюся нерусскость понятия «тотем», оно созвучно самым что ни есть русским словам «отец», «отечество», «отчим» и т. п.

Для чего нужны тотемы и почему они появились? Каждому человеку необходимо отличать себя от других. Как подчеркнуть свою уникальность и неповторимость на уровне рода, племени, этноса? Вот здесь-то и выработалась традиция различаться по тотемам, связав себя неразрывными узами с миром живой и неживой природы. В этой взаимосвязанной системе тотему отводилась роль оберега: он охранял, защищал человека, помогал ему в трудных ситуациях. В свою очередь, все тотемные животные и растения табуированы: то что считалось

2 тотемом, нельзя было убивать, обижать употреблять в пищу. Тотему поклонялись, ему приносились жертвы, он прославлялся и изображался всеми доступными способами. В Древнем Риме наиболее экзотическим тотемом был дятел, а наиболее известным - волк (Капитолийская волчица, выкормившая Ромула и Рема).

Греческая мифология особенно богата превращениями богов и героев в животных, растения и некоторые неодушевлённые объекты (камни, скалы, звёзды). Овидий написал на эту тему 15 книг, объединённых в знаменитые «Метаморфозы». Зевс превращается в быка; Гелиос – во льва, вепря, пантеру; Афина – в оленя и т. д.

У русского народа отголоски тотемизма сохранились главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и величанием деревьев, птиц, зверей, в сказках - особенно о животных. Об этом явственно свидетельствуют положительные человеческие черты, которыми народ наделил сказочных животных, а также оберегательные функции, которые они выполняют (первейшее предназначение тотема- оказывать помощь всем, кто находится с ним в в социально-родственных отношениях). Убедительным подтверждением тотемно-родственных отношений между животными и людьми в пошлом может служить хотя бы всем хорошо известное прозвище лисы – Лисичка-сестричка (она же – кума-лиса). Кому же она сестра и кума?

Не волку, не зайцу, не медведю, а нам с вами, точнее нашим далёким пращурам!

Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет

3 лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы - начало и середина зимы. Цвета - красный, рыжий, коричневый.

Пословицы и приметы:

Лисичка всегда сытей волка бывает

Лисой пройти - хитростью

Кто в чин вошел лисой - править волком будет

Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!

Лиса и во сне кур считает

Лиса дорогу перебежала, быть беде.

Лисий лай услышать - к несчастью.

Животные – главные персонажи русских народных сказок – обычно мужского рода: бык, конь, волк, медведь. Заяц петух, кот баран и др. Но есть, конечно, и животные женского рода: коза, лягушка, мышка, курочка. Однако все они ни по популярности, ни по значимости не могут сравниться с Лисой Патрикеевной – носительницей как лучших, так и худших качеств всего женского племени, и в определённой степени – выразительницы самой сути женской природы.

Лиса – героиня главным образом бытовых сказок. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул её, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошёл впереди. Лисица выбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была мертвая. Да уже поздно. Делать нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади» Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна. Собрав рыбу, брошенную на дорогу, лиса стала обедать. Бежит волк: «Здравствуй, кумушка, хлеб, да соль!» - «Я ем свой, а ты подальше стой». С чего бы это лисе угощать волка! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: « Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь Сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!»

Предложение несуразное, дикое, и, чем оно страннее, тем охотнее верится в него. Волк послушался. Лиза вызвалась помогать. Её беспокоит: лишь бы не настала оттепель, лишь бы выдалась морозная ночь. Ходит вокруг волка и приговаривает:

Ясни, ясни, на небе звёзды,

Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

«Рыбу на хвост нагоняю», - поясняет она волку, который не разбирает всех её слов. Просидел волк целую ночь у проруби. Примёрз его хвост. Пришли на реку бабы за водой и увидели волка, стали бить его коромыслами. Волк рвался-рвался – оторвал хвост и пустился наутёк.

После этого лисица, казалось бы, должна страшиться встречи с кумом. Волк на неё зол: «Так-то ты учишь, кума, рыбу ловить!»

Лисица успела побывать в избе, наелась у одной бабы теста из квашни И вымазалась в нём. «Эх, куманёк! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри мозг – выступил!» И волк поверил ей, пожалел, усадил на себя: «Битый небитого везёт».

Сказка изображает торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым кумом. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями. Да и волк хорош! Зависть и глупость губят его. Так можно потерять и шкуру. При всей незамысловатости сказка с психологической правдой передаёт в этих животных и черты людей, особенности их характеров, поведения.

Разумеется, о людских пороках сказочники могли бы поведать и не прибегая к фантастическому вымыслу, но каким бы пресным стал этот рассказ! Он бы не донёс до нас и небольшой части того едкого, глубокого смысла, который содержит сатирическое повествование.

Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка героя, какой бы неправдоподобной и невероятной она ни казалась (хвостом рыбу ловить!), всегда найдёт жадного глупца, который ей поверит. Глупость и доверчивость также бесконечны, как хитрость и расчёт. Когда они встречаются – всё возможно: можно ловить рыбу хвостом, можно потерять голову, пожалеть того, кто тебя едва не погубил. Всегда ли Волк в сказках глуп и смешён? Каково отношение наших далёких предков к этому образу?

6 Волк – одна из центральных и повсеместно распространённых мифологических фигур мирового фольклора и один из древнейших тотемов русского народа. Двойственность (дуальность) данного сказочного образа наглядна. С одной стороны. Волк – кровожадный хищник, нападающий на скот и людей; с другой стороны, он – верный помощник и даже родственник сказочных героев.

Об этом свидетельствуют некоторые свадебные обычаи, сохранявшиеся на Руси вплоть до ХХ века. Так, в северо-западных областях России (в частности в Псковской) дружку – представителя жениха – принято было называть волком, а родня жениха в песнях прозывала невесту волчицей; та тоже не оставалась в долгу и в традиционном причитании называла братьев жениха волками серыми.

Историк культуры Эдуард Тайлор (1832 – 1917) в своём классическом труде «Первобытная культура» обращал внимание на то, что известная русская сказка «Волк и семеро козлят» содержит в себе осколки и мифологемы древнего космического мировоззрения, когда под «волком» понимались тёмные силы хаоса, поглощавшие вовремя затмения солнце, луну и блуждающие небесные светила (так в старину именовались семь наблюдаемых невооружённым глазом планет) в их сказочно-символическом обличье, и выступали «козлята», коих проглатывал «волк», а затем (добровольно или по принуждению) выпускал на волю.

У русских следы такого древнейшего отождествления обнаруживаются, помимо всего прочего, в архаичной загадке- поговорке, где тёмная ночь отождествлена с волком: «Пришёл волк [тёмная ночь] – весь народ умолк» взлетел ясен-сокол [солнце] – весь народ пошёл!» Следы такого древнего космического мировоззрения и верований обнаруживаются даже в незамысловатой детской игре «Гуси-лебеди и волк», где последний олицетворяет тёмную ночь, пытающуюся настичь и поглотить светлые солнечные дни – гусей-лебедей.

Широко было распространено по всей Восточной Европе поверье о людях-волках. Геродот в своей «Истории» писал о неврах - народе, который жил на территории нынешней Белоруссии и, по мнению учёных, несомненно, был связан со славянами. Геродот передал рассказы греков и скифов о том, что «ежегодно каждый невр становится на несколько дней волком, а потом опять принимает свой прежний вид». Не это ли поверье отразилось и в «Слове о полку Игореве», где рассказывается, как князь Всеслав «сам въ ночь влъкомъ раскаше».

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке. Фольклористы относят её к типу волшебных сказок. В том виде, в каком мы её знаем, она действительно волшебная сказка.

Сын караулит отцовский сад. Жар-птица клюёт в нём яблоки, герой хочет поймать её; он ищет злотогривого коня и добывает себе в далёких краях невесту – такие сюжетные положения любит волшебная сказка. Вместе с тем на сказку повлияли древние поверья о животных. В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал. То буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред волку, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной и нарушение её каралось. Когда поступки шли вразрез с родовой моралью, они требовали возмещения самого точного. Волк съел коня. Он сам служит герою конём, он берёт на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для нег родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна. Правда, мы не знаем, какой конкретный вид имели древние повествования о волках, но вполне возможно, что взятая нами сказочная ситуация находится с ними в какой-то связи.

Волк, как и медведь в народных поверьях предстаёт животным, в честь которого устраивали праздники. Его не называли настоящим именем, боясь, что тем самым накличут и его самого. Существо враждебное и опасное, волк вызывал почтение и страх.

По опыту люди знали, что волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Между тем в сказках волк глуп, вечно голодный, вечно избиваемый зверь.

В бесхитростной сказке «Колобок» закодирована информация о соперничестве тотемов зайца, волка, медведя и лисицы-победительницы за право быть хранителем традиций культа солнца-Коло, олицетворяемого Колобком, тождественным древнему светилу и по имени и по обрядовым функциям (его съедают, как на Масленицу поедают блины, символизирующие солнце).

А в не мене популярной сказке «Теремок» получила отражение былая тотемная борьба за «жизненное пространство»: перенаселённость «теремка» решается путём вытеснения тотемов Мыши, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка более сильным претендентом на «жизненное пространство» - кланом Медведя.

Наблюдения этнографов убеждают, что медведь рассматривался людьми как покровитель. Верили, что медведь может вывести из леса заблудившегося.

О медведе-покровителе говорят многочисленные белорусские поверья. Существовал обычай приглашать в дома медвежатника с медведем. Медведя сажали в красный угол, под образа, щедро угощали мёдом, сыром, маслом и после угощения вели по всем закоулкам дома и в хлев. Верили, что медведь изгонял нечистую силу. В других случаях медведь переступал через больного или даже наступал на него. Будто бы действовала целительная сила зверя. Эта сила якобы избавляла и от колдовства.

Медведь - Зверь Велесов

Медведь - ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный - стервятник, средний -овсянник и самый малый - муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище - мед-вед (знающий мед). Истинное его имя - бер, об этом говорит название медвежьего жилища - берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин - сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя - конец зимы. Цвета - коричневый,черный

Пословицы и приметы:

Силен медведь, да в болоте лежит

Не дано медведю волчьей смелости, а волку - медвежьей силы

Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла

Не продавай шкуры, не убив медведя

Два медведя в одной берлоге не живут

Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю

Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Человеческий тип, воплощённый в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведён в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь – зверь высшего ранга. Он самый сильный лесой зверь. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, зверях в яме и других.

Надо думать, что это положение медведя о звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках подчёркивалась огромная сила медведя. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором жили мирно самые разные зверюшки. Не является ли эта полузабытая сказочка полузабытым иносказанием. Мир-община испытывала давление князей и вотчинников: господа наровили обложить данью людей побольше, а принеповиновении наказывали всех непослушных. « Я всем пригнётыш», - говорит медведь о себе.

И в заключительной части своей исследовательской работы я бы хотел уделить внимание своему любимому сказочному образу - Сивке-Бурке.

И начну у бабки

Сказку я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал

Иван Суриков

Летающие и скачущие до небес кони – излюбленные образы русского и славянского фольклора.

С детства врезаются в память завораживающие строки, дошедшие из незапамятных времён и звучащие как заклинания:

«Конь бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет».

«Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

«В правое ухо влезь, в левое вылезь – станешь таким красавцем, каких свет не видывал».

Космические отражения проступают и в сюжетах о конях, скачущих до неба, и в сюжетах о героях, рождённых от лошади. Так в известной сказке об Иване-Кобыльникове сыне, записанной в Сибири в начале ХХ века, спутниками и помощниками героя выступают Иван-Солнцев сын и Иван-Месяцев сын.

В русском фольклоре и народном миросозерцании с единосущностью коня и солнца связаны другие известные образы и имена. Так, сказочный конь Сивка-Бурка (или в сказках других народов – Солнечный конь, Конь-солнышко), вне всякого сомнения, олицетворяет дневное светило. Его имя также восходит к протоиндоевропейским верованиям (богиня Сива «бог Шива»).

В одной из самых ёмких по мифологической закодированности сказок о Василисе Премудрой (Прекрасной) приоткрываются древнейшие представления русского народа о смене дня и ночи как космических всадников: День ясный – «сам белый, одет в белом, конь под ним белый и сбруя на коне белая»; Солнце красное – всадник «сам красный, одет в красном и на красном коне». Ночь тёмная – опять всадник: сам чёрный, одет во всём чёрном и на чёрном коне».

Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари. Конские головы, укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу (в развёрнутых сюжетах вышивок, росписей и резьбы эти кони, как правило, изображаются вместе с солнцем).

В композиции русской избы кони, устремлённые в небо, как бы уносят весь дом в космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных украшениях – оно неотделимо от этого полёта, более того – это как бы модель солнечной колесницы, запряжённой деревянными конями.

Связь коня с культом плодородия очевидна в календарных обрядах и обычаях. Сохраняется обычай ряжения кобылкой или конём на Святки, несущий и свет, и работу в поле, и новое время – новый год. В далёкие времена при закладке дома происходил обряд захоронения головы коня, дающей связь с умершими предками. Среди семейных обрядов конь играл особую роль в свадебном: коня давали в качестве выкупа за невесту, коня и кобылицу привязывали у сеней, где молодые проводили первую брачную ночь.

Коня хоронили вместе с хозяином в языческие времена, павшего коня хоронили с почестями, как преданного воина.

Чуткое и преданное животное породило много гаданий и поверий. Если конь спотыкается на левую ногу – к беде. Во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, садились на неё, куда она пойдёт – туда и девушка замуж пойдёт. При проводах на войну или в рекруты, если лошадь вздрагивает, это считается дурным знаком. Ржёт конь – к добру, топает к дороге, втягивает воздух ноздрями – к приезду домой, фыркает к доброй встрече или к дождю. Конский череп страшен для нечистой силы, оттого-то прежде в деревнях на заборах вывешивалось много лошадиных черепов. Хомут снятый с лошади, и вода, недопитая лошадью, считаются целебными.

Почти все волшебные функции коня-побратима удачно соединены в классической литературной сказке Петра Петровича Ершова «Конёк-горбунок», бережно и скурпулёзно использовавшего образы русского фольклора.

Два небывалых коня золотогривых, их мать – волшебная кобылица, умчавшая Иванушку к поднебесью, и, наконец, чудесный Конёк-горбунок, уносящий своего хозяина ещё дальше, к небесным светилам.

Современное русское слово «конь» - сокращённое древнерусское слово «комонь». «Комони ржут за Сулою» - памятная фраза из «Слова о полку Игореве». Корнь этот сохранился в старорусских словах «орать» - «пахать», «орало» - «соха», «оратай»- «пахарь».

История тотемов – русских и мировых – это неисчерпаемый кладезь знаний о далёком прошлом. Прошлое надо хранить и помнить. Тотемное прошлое не исчезло бесследно. Оно живёт в современных символах, государственной и сословной геральдике, обрядах, традициях, и, наконец, во многих фамилиях, названиях рек, озёр, древних городов, селений и просто заповедных мест. О многом хочется узнать Но это - темы моих следующих исследований.

Исследовательская работа «Волк –образ русских народных сказок и его прототип»

Подготовила ученица КГУ СОШ №9 Тюкова София

Творческий руководитель Евдокимова И.Е.


  • Задачи:
  • познакомиться с историей народных сказок, с особенностями сказок о животных;
  • изучить народные сказки, в которых действует волк, проанализировать образ волка;
  • изучить повадки волка из разных источников;
  • сравнить образ волка с его прототипом.

Объект исследования: тексты русских народных сказок, научно – популярная литература.

Предмет исследования: волк из сказок и его прототип.

Методы: опрос, изучение литературы, наблюдение, классификация, обобщение.

Гипотеза: мое предполагаемое суждение, что образ волка в сказках, его характер не всегда совпадает с повадками его прототипа.


Образ волка в сказках. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Волк – добрый, верный помощник.


Русская народная сказка «Лиса и Волк»

В этой сказке наш герой не совсем привычный для нас. Он добрый, доверчивый, наивный, прямодушный, глупый. Он не может отличить ложь и правду, лесть и здравый смысл.


Сказка братьев Гримм «Волк и семеро козлят»

В этой сказке волк превратился

в символ ненасытности и опасности.

Волк зол, жаден, прожорлив.


Русские народные сказки «Волк-дурень», «Глупый волк»

  • В этих сказках он наделен отрицательными чертами. Это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно обманывают. Он представлен дурнем.
  • «Волк стал под горою и разинул свою широкую пасть, а козел себе на уме, полетел с горы как стрела, ударил волка в лоб, да так крепко, что он с ног свалился. А козел и был таков!»


В " Этимологическом словаре школьника" Г.Н. Сычёвой слово "волк" определяется как общеславянское, индоевропейского характера. Существует мнение, что название "волк" образовано от глагола волочить , т.е. "тащить". Волк - хищное животное, он часто уволакивает, утаскивает домашний скот. Поэтому буквально – "таскающий" (домашний скот).

Слово " волк" широко употребляется в прямом и переносном значении, например: к волку в пасть не лезь – общаясь с кем-нибудь, подвергать себя опасности, неприятности. Но тем не менее, волк символизирует свободу, самостоятельность в животном мире, бесстрашие. В природе волк – животное опасное, хищное, умное, изворотливое, вызывающее страх и почтение.


Сравнительная таблица.

Волк в жизни

Волк в сказках

Необычайно умен, способен на многоходовые комбинации.

Наивен, простодушен. Заканчивает жизнь в качестве глупца.

Верен в семейной жизни, коллективное животное. Заботлив.

Одиночка.

Считает лису злейшим врагом, душит ее.

Жалостлив, всегда обманут лисой.

Объект питания –больные слабые животные. Крупная дичь только от голода.

Вечно голодный, готов съесть всех. .

Сильный. Смелый зверь.

Невезучий


В культуре восточных славян волк - это животное - миф.
Волк принадлежит к "чужому" миру.

Возникновение волка в легендах связывается с землёй. Согласно легенде, Чёрт позавидовал Богу, лепившему человека. Чёрт вылепил из глины волка. Но создав форму, не смог его оживить.

Чёрт предположил, что если волка направить против Бога, то он оживёт. Чёрт стал бегать вокруг волка и кричать: "Куси его!" Но волк не ожил. Это продолжалось до тех пор, пока Бог не крикнул: "Куси его!"

Оживший волк накинулся на Чёрта. Чёрт испугался и залез на ольху.

Но волк успел схватить Чёрта за пятку. Кровь из раненой пятки Чёрта попала на ствол дерева. С тех пор древесина у ольхи красноватая.

А Чёрт стал беспятым. Его в народе так и называют Антипкой (Анчуткой) Беспятым или Беспалым.

В народной культуре образ волка соотносится со смертью и миром мёртвых.

Волк выступает как посредник между миром людей и и силами других миров.

Пословицы и поговорки о волке.

Волков бояться - в лес не ходить.
И волки сыты - и овцы целы.
Сколько волка не корми - он в лес смотрит.
Волка видно и в овечьей шкуре.
Волк волка не съест.

Стихи о волке.

"Волк" Саша Чёрный

Вся деревня спит в снегу.
Ни гу- гу.
Месяц скрылся на ночлег.
Вьётся снег.
Ребятишки все на льду,
На пруду.
Дружно саночки визжат -
едем в ряд!
Кто - в запряжке, кто - седок.
Ветер в бок.
Растянулся наш обоз
До берёз.
Вдруг кричит передовой:
"Черти, стой!"
Стали санки. Хохот смолк.
"Братцы, волк!.."
Ух, ка брызнули назад!
Словно град.
Врассыпную все с пруда -
Кто куда.
Где же волк? Да это пёс -
Наш Барбос!
Хохот, грохот, смех и толк:
"Ай, да волк!"

Считалки о волке.

Раз, два, три, четыре, пять.
Негде зайчику скакать.
Всюду ходит волк, волк.
Он зубами - щёлк, щёлк!
А мы спрячемся в кусты.
Прячься, заинька и ты!

Волки рыщут,
Пищу ищут.
Мы вначале их поймаем,
А потом и поиграем

Сказки о волке.

Волк - герой многих сказок. Все их знают.
Владимир Пропп в книге "Мифология волшебной сказки" пишет о том, что в русских сказках присутствует восхищение и уважение к волку. Волк помощник и друг в "Сказке об Иван - царевиче, Жар - птице и Сером волке".


В сказке "Сказка о Лисичке - сестричке и Волке" простодушный волк обманут лисой. В сказке "Волк и семеро козлят" волк кровожадный, хочет съесть козлят. В сказке "Теремок" волк как и все звери просится в теремок и дружно живёт с другими зверями.

Подвижная игра "Волки и Колобки"

Для группы детей

Цель игры : развитие речи, развитие ловкости и внимания, соблюдение правил очерёдности.

Ход игры:

Все дети встают в единый большой круг. Каждый ребёнок держит в руках предмет (кубик, круг из картона, маленький обруч для кольцеброса, крышку круглой или овальной формы яркого цвета или другое.) Одна половина круга детей – это «Волки», а вторая - это «Колобки». И между ними идёт диалог.

Волки: Колобочки – колобки,

Знаем мы, что вы робки.

Полезайте в наш мешок,

Рты закройте на замок,

Ждите тихо свой итог.

Колобки: Не полезем мы в мешок.

Знаем мы, что волк жесток!

Серый волк еще 200 лет назад засеял практически всю территорию Евразии, Аравийский полуостров и Индокитай.

Помимо этого животные обитали в Северной Америке. Но сегодня этих хищников уже нет в США, а в Европе они встречаются лишь в России и в северной Испании. В Азии серый волк также встречается, но далеко не везде: в Турции, Монголии, Средней Азии и в Китае. А вот в Канаде, Сибири и Аляске этих зверей довольно много.

Вид «серый » состоит из 30 подвидов. Хищники, живущие в северных районах, значительно крупнее южных собратьев. Канадские особи дорастают до 140-160 сантиметров, а в высоте они достигают 85 сантиметров. Длина хвоста достигает 30-50 сантиметров. Весят они не менее 38 килограмм, средний вес составляет 55 килограмм. Европейские собратья весят не более 40 килограмм, а серые волки, живущие в Турции, весят 25 килограмм, представители, обитающие в Пакистане и Иране, весят и того меньше – 13 килограмм. Самцы крупнее самок примерно на 15%.

Внешний вид серого волка

Серый волк имеет пушистый и плотный мех. От сильных морозов хищников согревает короткий подшерсток, который напоминает по своей структуре пух.

Шерсть грубая и длинная, она тоже служит защитой от холода, к тому же она не промокает. Самая длинная шерсть растет на шее и в передней части спины. Длина волос на этих частях тела достигает 110-130 миллиметров. Уши обрамлены коротким и упругим мехом. Такой же меховой покров находится на лапах. Длина волос на задней части спины и боках не превышает 70 миллиметров. Мех настолько теплый, что эти хищники практически не ощущают мороз в 40 градусов.


Когда серый волк зарывает в землю морду, из-за его теплого дыхания на волосках не образуется иней. У южных жителей мех гораздо реже и грубее, чем у северян.

Окрас имеет большое количество оттенков. У серых волков, живущих на Аляске, светлый окрас, иногда он темно-бежевый. У таежных волков шкура серо-бурого цвета.

У хищников, живущих в монгольских степях и Средней Азии, светло-рыжий окрас. В некоторых местностях живут полностью черные или темно-коричневые хищники. Но самым распространенным окрасом является темно-серый. Волки с таким мехом встречаются на юге и на севере. Между окраской самок и самцов не имеется никакого различия.

Поведение и питание серого волка

Серые волки умеют рыть норы, но они не любят это занятие, поэтому чаще устраивают логово в зарослях или расщелинах между скалами. Живут эти хищники в степях и лесостепных районах. В лес они заходят крайне редко.

Рацион питания в основном состоит из копытных: , косулей, сайгаков. В южных районах серые волки охотятся на антилоп. Домашние животные также могут стать жертвой этих хищников.


Серый волк — опасный хищник и великолепный охотник.

На людей серые волки нападают довольно часто. Эти звери занимаются каннибализмом. Также они едят падаль. С удовольствием охотятся на песцов, лис и грызунов. Не отказываются хищники от диких фруктов и ягод. На протяжении 2-х недель серый волк может находиться без пищи.

Прослушать голос серого волка

Эти звери обладают отменными физическими данными. Во время бега они могут разгоняться до 65 километров в час. Но в таком темпе они могут бежать не более 20 минут. В поисках пищи эти охотники преодолевают до 60 километров.

На крупных животных серые волки охотятся стаями, при этом одни ждут в засаде, а другие гонят в нее добычу. Если погоня продолжается долгое время, то хищники сменяют друг друга. Это свидетельствует о том, что серые волки обладают высоким интеллектом.

Живут представители семейства стаями, численность которых доходит до 40 особей. Управляет этим обществом доминирующая пара. После пары на иерархической ступеньке находятся ее близкие родственники, в основном это молодые особи, не достигшие половой зрелости. Следующую ступень занимают волки, примкнувшие к стае. На самой низшей ступени находятся малыши.


В основном продолжением рода занимается доминирующая самка. Молодняк по достижению половой зрелости покидает стаю и образует собственную семью. Между братьями и сестрами никогда не образуется брачных союзов. Партнеров серые волки отыскивают на стороне.

Размножение и продолжительность жизни

Эти звери однолюбы, они образуют пары на всю жизнь. Самок меньше чем самцов, поэтому самкам проще найти партнера. Течка у самок наступает в конце зимы, а беременности длится 2,5 месяца. Самка рожает 5-6 малышей, но в помете их может быть и значительно больше 14-16. Новорожденные щенки глухие и слепые, весят они не более 400-500 грамм. Через 2 недели после рождения у них открываются глаза, а через месяц прорезаются зубы.

В 1,5 месяца волчата уверенно стоят на ногах. Мать не отлучается от своих щенят на протяжении 2-х месяцев. В это время добычей пропитания занимается самец. Он приносит жертву, самка ее ест, а малышам отрыгивает пищу. Твердую пищу щенята начинают есть в месячном возрасте. Щенята быстро растут и на 5-м месяце жизни по размерам догоняют своих родителей. У самок половое созревание наступает в 2 года, а у самцов на 1 год позже. Продолжительность жизни этих хищников составляет около 15 лет.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама