THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ. 4

1.1. Франция. 4

1.2. Испания. 6

1.3. Италия. 6

1.4. Германия и Англия. 9

2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. 10

2.1. Французская готика. 10

2.2. Английская готика. 12

2.3. Готическая архитектура в других странах. 14

2.4. Светские сооружения эпохи готики. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21


Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»... Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете»..

Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.

В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей в разных странах и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.


В 11 в. в Европе начинается экономический подъем, с которым совпали два столетия романской архитектуры. Тогда еще не существовало национальных государств в сегодняшнем понимании этого понятия, однако феодальная раздробленность и развал системы римских дорог способствовали самостоятельному развитию территорий.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.

Несмотря на наличие ряда общих черт, и конструктивного сходства, принято различать романский стиль Бургундии и Испании, Прованса и Оверни, Сицилии и Ломбардии.


По своей конструктивной схеме соборы Оверни похожи на те, что строили в Провансе, но их трансепт и средокрестие иногда повышены. Над средокрестием – двухъярусная башня, увенчанная пирамидальной кровлей.

Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле. Зодчие остановили свой выбор на простейшем цилиндрическом своде для главного нефа и полуцилиндрических сводах для боковых. Осветить здание с помощью верхних окон невозможно, поэтому в церкви так же темно, как в Сант Амброджо. Прованс принадлежал к числу наиболее процветающих римских провинций, и там сохранилось множество античных построек, в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме. Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Каннелированные коринфские пилястры, греческий мотив зубчатого орнамента и сенаторская осанка скульптурных фигур несомненно связаны с античным прошлым этих мест.

Норманны использовали в своих сооружениях достижения романской архитектурной школы Ломбардии (примером может служить собор Сент Этьен в Кане). В Нормандии был создан шестичастный крестовый свод. Романские церкви Нормандии обычно имеют план в форме латинского креста, двухбашенный западный фасад и стропильное перекрытие центрального нефа, который часто значительно превосходит по ширине боковые; интерьер образован тремя ярусами горизонтальных членений (колоннада нефа, галереи и клерестория).

Романская эпоха – время расцвета монастырей и монастырских орденов. Четыре дороги вели к церкви Сант Яго да Компостела, расположенной на северо-востоке Испании, где хранились мощи апостола Иакова. На каждой из них в романскую эпоху возникли большие паломнические базилики. В основе плана собора в Компостеле лежит латинский крест. Это трехнефная церковь с трехнефным трансептом и большой восточной частью с девятью капеллами. Над боковыми нефами – хоры. Таким образом был организован круговой обход в нижнем и верхнем ярусах и возможность доступа к капеллам, в каждой из которых был устроен собственный алтарь и хранились священные реликвии.

Главный неф и ветви трансепта собора в Компостеле перекрыты цилиндрическими сводами. Свод центрального нефа пересекают поперечные ребра, положение которых соответствует осям опор. Из-за использования цилиндрических сводов освещение здесь недостаточное.

В самой большой паломнической базилике Сен Сернен в Тулузе, расположенной на юго-западе Франции, как и в соборе Сант Яго, полукруглые в плане капеллы примыкают к апсиде и восточной стороне трансепта. Средокрестие отмечено многоярусной башней, строительство которой было завершено в 1233 г.

Сицилия. Греческие колонии, а затем столетия римского владычества заложили прочный классический фундамент сицилийской культуры. Позднее остров принадлежал Византии, арабам и норманнам, сохраняя тесные контакты с Ломбардией, и архитектура сохранила следы всех этих культурных и временных слоев. В кафедральном соборе города Монреале легкие аркады, разделяющие внутреннее пространство на нефы, и стропильное перекрытие напоминают архитектурные формы раннехристианских базилик. Резные капители и мозаики исполнены византийскими мастерами, на что указывают греческие надписи. Башни, фланкирующие фасад собора в Чефалу, явно норманнские по происхождению. В Монреале наружная стена апсиды украшена аркадой из пересекающихся арочек, опирающихся на пилястры и накладные колоннки (декоративный мотив, привнесенный норманнскими завоевателями). Но в Нормандии использовали полукруглые арочки, а в Монреале, под влиянием арабской архитектуры, они имеют стрельчатые очертания. В Палатинской капелле в Палермо зодчие возвели сталактитовые своды, ведущие происхождение от арабской архитектуры. Форма арок свидетельствует о контактах с Ломбардией.

Новая система сводов с силовыми линиями ребер, а также применение составных (пучковых) опор, чередование главных и промежуточных опор, введение арок для передачи нагрузки на внешние стены не имели прецедентов. Этой системой было связано будущее как романской, так и готической архитектуры. Однако важным ее недостатком является невозможность обеспечить нормальное освещение. Из-за размещения хоров над боковыми нефами высота боковых частей здания стала равна высоте стен главного нефа. Свет, поступающий во внутреннее пространство церкви через верхние окна главного нефа, освещал теперь только хоры, а интерьер центрального и боковых нефов оставался темным. Сант Амброджо очень темная церковь. В целом трактовка деталей здесь более строгая, они обычно довольно сильно акцентированы. В оформлении экстерьера преобладает тот же суровый стиль. Фасад Сант Амброджо украшен рядом крупных арочек. В местах соединения архивольта с опорой каждой арки находятся маленькие консольные полочки. Этот декоративный мотив типичен для ломбардской архитектуры и носит название «ломбардская арка».

1.4. Германия и Англия

В романскую эпоху Священная Римская империя стала ведущей политической силой в Европе. Германские императоры носили и железную корону Ломбардии. Возможно, это способствовало проникновению в Рейнские земли изобретенной в Ломбардии связной системы. Многие романские церкви Германии, среди которых особенно знамениты соборы Падерборна, Майнца, Шпейера и Вормса, очень импозантны. Трансепт устраивался не только с восточной, но и с западной стороны нефа; над обоими средокрестиями, над концами трансепта и по обе стороны апсиды возводились башни. Это придавало сооружениям живописный силуэт.

В 1066 норманны завоевали саксонскую Англию. Вскоре там началось строительство больших церковных зданий. Пространство собора в Дареме разделено на нефы массивными, богато украшенными столбами, поддерживающими ярусы галерей и клерестории, и перекрыто первыми в Англии большими крестовыми сводами.

Новые хозяева в только что завоеванной стране, норманны нуждались в укрепленных замках, за высокими стенами которых можно было укрыться как от враждебных саксов, так и от воинственных соседей. Башни нормандских замков были, как правило, квадратными в плане и имели по одному помещению на каждом этаже. В замке Хедингем проникнуть на первый этаж главной башни можно было только изнутри здания. Один лестничный марш вел на второй этаж, где располагался зал, в котором жили, ели и спали домочадцы. Камины, по одному на каждом этаже, служили для обогрева, но так как оконных стекол еще не существовало, зимой в таком доме гуляли сквозняки и было холодно. Для защиты от врагов и непогоды окна делали небольшими, так что в замке царил полумрак. Комфортом явно жертвовали в пользу безопасности, зато Хедингем был почти неуязвим и простоял невредимым вплоть до начала Первой мировой войны. http://www.krugosvet.ru/articles/71/1007145/1007145a1.htm


К середине 12 в. во Франции зарождается новый стиль – готический, который затем распространился по всей Европе; Италия попала в орбиту готического стиля в 30-е годы 14 в., другие страны – с 15 в. Термин «готика» возник от названия германского племени готов и не имеет отношения к сути обозначаемого им явления. В эпоху Возрождения все Средневековье было объявлено варварским, а архитектура стрельчатой арки стала для критиков символом варварства.

В эпоху господства готического стиля, и особенно в ранний его период, церковь оставалась ведущей силой в обществе. Поэтому именно в церковной архитектуре время выразило себя наиболее ярко. Готический собор высоко вздымается над крышами города, являясь его архитектурным и духовным центром. В эту эпоху на арене истории появилась новая сила, способная оспорить первенство церковной власти. Феодализм слабел, королевская власть постепенно крепла; города росли и процветали, получая привилегии от королей и герцогов в обмен на обещанную поддержку в борьбе с другими правителями и знатью.

Чтобы становившиеся все более тонкими стены могли нести тяжесть обширных сводов, была создана система контрфорсов и аркбутанов. Помимо передачи горизонтального распора свода эти висячие арки, или аркбутаны, могли противостоять давлению ветра на высокую кровлю, возведенную над сводом.

Нервюрный крестовый свод, опоры, аркбутаны и контрфорсы позволили превратить готический собор в каркас из камня, а почти всю поверхность наружных стен – в окно. Тонкие свинцовые перемычки разделяли кусочки цветного стекла, из которых были составлены помещенные в оконные рамы панно – витражи.

Уже в церкви Сент Этьен в Кане в оформлении ее западного фасада было отражено разделение интерьера на главный и боковые нефы, а также по вертикали – на аркаду, галереи и клересторию. Архитекторы готической эпохи восприняли эту композиционную схему.

На плане готического собора видна паутина линий, которые обозначают положение арок и нервюр, соединяющих опоры и перекинутых от них к контрфорсам. В Шартрском соборе пространства главного и боковых нефов, обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира. Благодаря контрфорсам, висячим аркам, пинаклям и острым вертикалям шпилей собор как бы взмывает ввысь. В интерьере церкви вертикали тонких колоннок заставляют человека, скользящего по ним взглядом, поднимать глаза все выше.

Формирование готики пришлось на вторую половину 12 в. В то время главный неф часто перекрывали шестичастными нервюрными сводами, а между нижним ярусом аркад и верхним ярусом клерестории находилось еще два яруса – галереи и трифории (впоследствии, в эпоху высокой готики, будет принята трехчастная схема). К первой половине 13 в. композиционную схему готической церкви можно считать сформировавшейся.

В самой Франции на продолжении 14 в. было создано немного архитектурных произведений прежде всего из-за Столетней войны с Англией, которая велась на французской территории. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен. Церковь Сен Маклу в Руане демонстрирует высочайший художественный уровень и техническую виртуозность. По-видимому, работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства.

Сформировавшись во Франции, готика пришла в другие страны. В Англии главный неф собора ýже, чем во Франции, и нередко длиннее; два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму «архиепископского креста»; полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания храма. Если в Амьене своды достигают 42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских сводов – не выше 24 м. Утолщенные, как в романских зданиях, стены, композиция с подчеркнутыми горизонтальными членениями, тоже характерная для романской архитектуры, сохранялись в Англии долгое время после их исчезновения во Франции.

Многие английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов.

В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов, что не удивительно, так как его главным заказчиком был король Генрих III, известный франкофил.

В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колоннок по всему периметру. Самая удивительная метаморфоза происходит с окнами, ширина которых увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент.

В 15 в. на смену «украшенной готике» приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, – такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в. http://www.krugosvet.ru/articles/71/1007162/1007162a1.htm

В Германию готика тоже пришла из Франции. Некоторые соборы, например Кёльнский, очень напоминают французские. В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. В Германии в эту эпоху строили церкви с зальным внутренним пространством, в которых боковые нефы равны по высоте главному. В Германии расцвет готики относится к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная ппастичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец 14-начало 16 вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499- 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).

В Испании городские соборы (Леон, 1205-88; Севилья, 1402-1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325-1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426-51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке. В Испании с ее ослепительным солнцем уменьшали поверхность, предназначавшуюся для остекления, и несколько увеличивали толщину стен, чтобы сделать внутреннее пространство прохладным и тенистым. В Испании в готическом стиле создавали также алтарные преграды, или «коро», отделявшие хор от основного пространства церкви.

В Италии готики почти не было. Здесь всегда царил дух классики, который требовал уменьшить кривизну стрельчатых арок и разбить уходящие вверх, к сводам, опоры на части, соразмерные человеческой фигуре. Кафедральный собор в Сиене сохранил первый в Италии великолепный готический фасад; некоторые из церквей, основанных монахами цистерцианского ордена, в том числе в Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют бургундскому варианту готического стиля. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми арками, «розой», готическими статуями, а также типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является «наиболее готическим» из итальянских храмов.

В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии готическая архитектура пришла в конце 13-15 вв. были построены – церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде. Расцвет чешской готики приходится на 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388-1547), построены Карлов мост в Праге (1357- 1378), королевский замок Карлштейн (1348-1357) и зальные церкви южной Чехии. Готика распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382-1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 - около 1476). В Польше развитие готики началось в 13-14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378-1492, и Торуни, 13-14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360-1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343-1502)и нередко украшались фресками. В Латвии готическая архитектура распространяется 13-14 вв. Построены – Домская церковь в Риге, 1211 - около 1300; замок в Цесисе, 13-16 вв. В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готический облик Таллина складывается в 14-15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр - Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341-1628) и церковью Олевисте (хор - около 1400). К 14-15 вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове); в 15-16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.

В городах, под защитой мощных стен, сооружались здания ремесленных корпораций – цехов. Грандиозность Палаты суконщиков в бельгийском Ипре свидетельствует о богатстве этого ремесленного цеха. Архитектурные элементы и формы постройки характерны для 13 в. Здание Палаты гильдии мясников в Гильдесгейме построено так, что каждый из его этажей немного выступает над предыдущим.

В Венеции сформировался собственный вариант готического стиля, нашедший выражение в архитектуре Дворца дожей. Стены верхних этажей, покрытые ромбовидным орнаментом из золотистого и розового кирпича, покоятся на двух рядах арок.

Вне городских стен строили замки и поместья. Замок Бодием в Англии имеет тонкие стены и симметричные башни; для защиты от нападений он окружен рвом. Покои замка устроены вокруг внутреннего двора. На эту сторону выходят большие окна. За каждым из помещений были закреплены специальные функции. Большой зал, расположенный с противоположной стороны от главного входа, по-прежнему оставался центром дома, здесь обедали и принимали гостей, к залу примыкали кухня и кладовые, спальня хозяина замка и будуар его жены. Рядом с личными покоями была устроена часовня. Напротив, через двор размещались комнаты слуг, склады и конюшни, поскольку замок имел собственное хозяйство.

Резиденции знати постепенно утрачивали облик замков. После утверждения на английском троне династии Тюдоров в 1485 на смену феодальной раздробленности пришло государственное единство. Комтон Уайнйетс, построенный ок. 1525, уже не нуждался в укреплениях, хотя был, по-видимому, окружен рвом и стеной с зубцами, игравшими чисто декоративную роль. Здание полностью приспособлено к условиям мирной жизни: большие окна выходят не только во внутренний двор, но и прорезают внешние стены. Окна имеют остекление, так что внутри достаточно света. В каждом жилом помещении – камин.


Главное отличие между описываемыми стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений – феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика (термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства, которое ассоциировалось у них с варварским искусством).

Эпоха готики (конец XII - XV вв.) – это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой – стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени. Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.


1. Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие / Н.В. Бирюкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 365 с.

2. Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 350 с.

3. Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – 425 с.

4. Исаев, А.А История архитектуры: Текст лекций / М-во образования РФ, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – 126 с.

5. Карсавин, Л.П. Культура средних веков. – Киев: Символ – Air-Land, 1995. – 200 с.

6. Мартиндейл, Э. Готика / Эндрю Мартиндейл; Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – 286 с.

7. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Б. А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2001. – 766 с.

8. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова. – М.: Политиздат, 1992. – 542 с.

9. Тяжелов, В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе / Редкол.: А.М. Кантор и др. – М.: Искусство, 1981. – 383 с.

Гутнов А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С.126

Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.138

Там же. С.141

Мартиндейл, Э. Готика / Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – С.82

Мартиндейл, Э. Готика / Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – С.185

Мартиндейл, Э. Готика / Пер.: А.Н. Богомякова. – М.: Слово, 2001. – С.189

Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – С.293

Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.286

Карсавин, Л.П. Культура средних веков. – Киев: Символ – Air-Land, 1995. – С.93

Открытый урок по истории искусств для 2 класса художественного отделения.

Тема: «Художественная культура Средневековья. Романский и готический стили».

Урок составлен преподавателем теоретических дисциплин Куриловой К.С.

Цель: формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.

Задачи: Ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;

Выявить отличительные особенности романского и готического стилей; развить познавательную активность;

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории искусств для 2 класса художественного отделения.

Тема: «Художественная культура Средневековья. Романский и готический стили».

Урок составлен преподавателем теоретических дисциплин Куриловой К.С.

Цель : формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.

Задачи :

Ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;

Выявить отличительные особенности романского и готического стилей; развить познавательную активность;

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Иллюстрационный материал:

Презентация, которая наглядно отражает все особенности архитектуры Средневековья.

Другие материалы:

Альбомный лист для выполнения практической работы, масляные (или другие) карандаши.

СЛАЙД № 1.

Ход урока

Организационный этап.

СЛАЙД № 2.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах.

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывают мне…

И погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величие рыцарства и блеск Средневековья.

Этот романтический образ средневекового замка создал французский писатель и поэт XIX века Теофиль Готье.

И не случайно в словах поэта слились противоположности: «острый взлет» и «угрюмые зубцы», «глубокие рвы» и «сводчатые залы», «величие рыцарства» и «блеск».

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.

Изучение нового материала.

Постановка цели.

Ведущим видом искусства эпохи Средневековья является архитектура. С ней органично связаны и другие виды искусства – музыка, изобразительное, прикладное и другие. Сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья. Попытаемся понять их и различить между собой. Но как? – Спросите вы. С помощью языка.

Язык, он дает нам возможность высказывать свои чувства и мысли. Искусство тоже обладает даром говорить на своем особенном художественном языке о духовных ценностях человека в разные эпохи. Этот язык в искусстве называется стилем.

Вглядимся в образцы архитектурных памятников и попытаемся понять, из чьих уст звучат «слова» о прошлом?

На экране образцы романского и готического стиля. Учащиеся рассматривают образцы и пытаются определить, для кого, для чего с какой целью построено то или иное здание.

СЛАЙД № 3.

Образец Романского стиля – замок, крепость, здание достаточно массивное. Кто же говорит с нами из прошлого?

Учитель: Для чего, по вашему мнению, служило это сооружение?

Учащиеся: Это здание создано для защиты от врага, напоминает эпоху рыцарей.

СЛАЙД № 4.

Образец Готического стиля – церковь, здание воздушное и устремленное вверх.

Учитель: Кто говорит с нами в данном случае? Для чего создано это здание?

Учащиеся : Это церковь, она создана для верующих, монахов.

Слово учителя.

И действительно архитектура эпохи Средневековья имеет два лица – это так называемые Романский и Готический стили. Но прежде чем приготовиться к детальному рассмотрению, нам необходимо знать значение терминов, которые определяют эти стили.

У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.

СЛАЙД № 5.

Сообщение ученика о происхождении термина «романское искусство».

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X – XII веков. Ученые полагают, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось.

Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

СЛАЙД № 6.

Работа в тетради. Термин «романское искусство» возник в XIX веке, так обозначают стиль Европейского искусства X- XII веков.

Слово учителя.

СЛАЙД № 7.

Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм-крепость, замок-крепость. Может быть, оттуда и пошло выражение «Мой дом – моя крепость».

Но прошли времена рыцарских войн и сегодня мы вполне можем совершить путешествие по Романскому собору. Но прежде чем войти, рассмотрим его снаружи.

СЛАЙД № 8.

Храм кажется строгим и массивным. В романских храмах делали прочные каменные перекрытия. Огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. Окна в храмах небольшие и узкие, чтобы стены не потеряли надежности. Поэтому в романских соборах чаще всего господствовал полумрак.

СЛАЙД № 9.

Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон . Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, цилиндров.

СЛАЙД № 10.

Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода.

Свод - тип перекрытия, которое образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене.

СЛАЙД № 11.

Вход в здание начинался с Портала, который вписывался в окружающую среду.

СЛАЙД № 12.

Важным элементом романской архитектуры является колонна с украшенной скульптурным орнаментом капителью.

Стены храма гладкие. Ребята, каким способом можно украсить гладкую стену?

Учащиеся: Роспись, мозаика, фрески.

Учитель: Это действительно так, стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.

В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).

СЛАЙД № 13; 14.

Скульптура романского храма особенна. Здесь все для того, чтобы верующий задумался о своих грехах. Сюжеты Страшного суда, библейские сцены, нашлось даже место чудовищу, пожирающему грешника.

Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

СЛАЙД № 15.

Сообщение ученика об одном из памятников романской архитектуры.

Собор в Вормсе (1171 – 1234 гг.) Стоит лишь взглянуть на этот храм в Вормсе, чувствуешь его особый дух. Он подобен кораблю, рассекающему волны. Четыре узкие башни сторожат храм с востока и запада. В его архитектуре нет ничего лишнего, отделка очень сдержанна, лишь арки подчеркивают основные линии. Скульптура храма – необычные, дикие, иногда чудовищные звери. Они как каменная книга – созданы для размышления верующего о Боге и его законах.

СЛАЙД № 16.

Промежуточные выводы.

Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.

Продолжим знакомство с архитектурой Средневековья. И следующий стиль готический.

Сообщение ученика о происхождении термина «готическое искусство».

СЛАЙД № 17.

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.

Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII – XIV века.

СЛАЙД № 18.

Работа в тетради. Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль Европейского искусства XII – XV веков.

Слово учителя.

СЛАЙД № 19.

Само слово «готика» более позднего происхождения, оно происходит от слова «готы». Готы – это варварские племена, разрушившие Рим и уничтожившие античное искусство. Но взглянув на эти прекрасные, воздушные готические соборы мы не найдем ничего общего с варварами. В готическом стиле чувствуется единая художественная идея, и она последовательно проводится во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, музыке, прикладном искусстве и даже в письменном шрифте. В готических соборах камень превращается в кружева, а вместо тяжелых каменных стен посетитель собора видит сверкающий через витраж свет. Преодоление материальности – вот, пожалуй, главная идея готического стиля. Дух преображает материю, изменяет ее.

СЛАЙД № 20.

Готический храм – это воплощённый в камне духовный символ эпохи. Как же прочитать этот символ? В храме воплощен образ мироздания. Каменные стены теряют свою мощь и начинают просвечивать. И вместо толстых стен мы видим хрупкие, пронизанные светом витражи. Оставляя земное, готический храм устремляется вверх к небесам, побеждая всю тяжесть камня.

СЛАЙД № 21.

Именно архитекторам средневековья удалось создать такое чудо, где хрупкие стены, состоящие почти целиком из витражей – окон, не рушатся под тяжелыми каменными сводами с помощью каркасной системы с наклонными дугами. Именно эта система позволила воплотить внутри готического храма парящий свод.

СЛАЙД № 22.

Скульптуры готического собора полны смысла. Здесь изображены сцены из Библии, образы Христа и Богоматери, святых и пророков, царей древности и современности и даже средневековый календарь – знаки Зодиака и сцены сельскохозяйственных работ.

СЛАЙД № 23.

Отличительная деталь средневековой готики в архитектуре – это центральное окно-витраж «готическая роза» . На первый взгляд это лишь набор разнообразных разноцветных стеклышек – глаз теряется в этой бесконечности. Но если присмотреться, то можно увидеть, что здесь вовсе нет хаоса. Все на своих местах. Мало того, готическая роза изображает не что иное, как порядок мироздания. В центре – Бог, вокруг него – ангелы, потом – апостолы, далее святые, епископы, короли и так далее.

Совершим с Вами небольшое путешествие по Европейским средневековым готическим соборам. А нашими экскурсоводами будут учащиеся экспертной группы, которые занимались исследованием соборов готического стиля.

Сообщения учащихся. На экране иллюстрируются памятники архитектуры.

СЛАЙД № 24.

Кёльнский собор - римско-католический готический собор в Кёльне (Германия), который занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось за два приёма - в 1248-1437 годах и в 1842-1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием мира.

СЛАЙД № 25.

Собор в Реймсе был построен в XIII веке, то есть позже собора Парижской Богоматери и собора в Шартре. Собор в Реймсе является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начиная с периода Средневековья и до XIX века, собор был местом коронации практически всех французских монархов.

СЛАЙД № 26.

Собор в Шартре - католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр. Находится недалеко от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. Например, собор в Шартре имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

СЛАЙД № 27.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) - христианский собор в центре Парижа, географическое и духовное «сердце» французской столицы, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана.

Величественный Нотр-Дам-де-Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III), но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.

Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.

СЛАЙД № 28.

Нотр-Дам-де-Пари известен своими колоколами. Самый большой колокол – Мария, назван в честь Богоматери и покровительницы этого собора, его вес 6 023 кг. Колокол повешен на Южной Башне. На нем выгравирована его история.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

СЛАЙД № 29.

Обобщение по готическому стилю.

Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.

Обобщение и закрепление полученных знаний.

Слово учителя. Каждому из вас я раздаю таблицу с характеристиками стилей Средневековья, ваша задача, с помощью полученных знаний и таблицы, выявить к какому стилю относятся предложенные изображения на экране (на экране 3 слайда с изображениями сопоставлений Романского и Готического стиля) .

Работа по изображениям.

СЛАЙД № 30 – 33.

(данная таблица раздается каждому учащемуся для вклейки в тетрадь)

Особенности стилей средневекового искусства

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Церковная архитектура

Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.

Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит, их не нужно было делать толстыми и массивными.

Живопись

Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

В готическом соборе стеная роспись, уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.

Скульптура

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали – это придавало им большую выразительность и убедительность.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

СЛАЙД № 34.

Учитель: Для закрепления знаний о Готическом стиле, предлагаю вам изобразить на листе бумаги один из элементов орнамента витражного окна – «трилистник». Трилистник – символ христианской веры, символизировал Святую троицу: Бог-Отец, Сын и Святой дух.

Итог урока.

Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о двух основных стилях средневековой архитектуры: Романского и Готического.

Запись в тетрадь: Термин «романское искусство» возник в XIX веке. Так обозначают стиль Европейского искусства X – XII веков.

Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость

Характерный признак Романской архитектуры - толстые стены, прорезанные маленькими окнами.

Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, цилиндров. Донжо́н (фр. donjon) - главная башня в европейских замках Романского стиля.

Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Свод - тип перекрытия, которое образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене.

Здание тщательно вписывалось в окружающую природу, выглядело прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

ПОРТАЛ – вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками.

В 12 веке впервые для декодирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного Суда.

Скульптура Романского храма

Собор Святого Петра в Вормсе

Некоторые выводы: В романской архитектуре впервые появляются огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты архитектуры Романского стиля.

Предварительный просмотр:«Готическая роза»

Собор в Кёльне (Германия)

Собор в Реймсе (Франция)

Собор в Шартре (Франция)

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари)

Некоторые выводы: Внешний вид готического собора – устремленная вверх постройка. Легкость, воздушность конструкции придают арки, галереи, купольные своды, громадные окна. Особую роль играют витражи, особенность готического собора, круглое окно – «готическая роза». Готический собор внутри и снаружи населен массой скульптур.

Романский город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII в.) , Франция

Готический Собор в Йорке, XIII век, Англия

Готическая часовня-реликварий Святая Капелла Сент-Шапель, XIII век, Франция

Романская Крепость Конкистадоров, X-XIвв., Германия

Трилистник – символ христианской веры.

Домашнее задание: Нарисовать эскиз замка в Романском стиле.


Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний - период романского стиля (VI-XII вв.) и поздний - период готического стиля (XII-XV вв.).

Ранний период феодализма характеризуется раздробленностью земель и междоусобными войнами между феодалами. Эти условия находят отражение в архитектуре. Места для строительства выбирают удобные в стратегическом отношении. Здания отвечают целям обороны; стены и своды, делают массивными, световые проемы напоминают бойницы, здания увенчивают дозорными башнями.

Эти признаки романского стиля встречаются в постройках периода раннего феодализма во всех странах Европы.

Рис. 30.

Романский стиль основывался на использовании опыта и элементов римской каменной архитектуры, откуда и произошло его название появившееся в ХIX веке.

Характерными чертами романской архитектуры, кроме массивных стен, стали полуциркульные арки и цилиндрические или крестовые своды. Для поддержки такой массы камня нужны были очень толстые колонны, которые иногда заменяли мощными крестчатыми или восьмигранными столбами - пилонами. Романские капители имели простые геометрические формы, часто их украшали, вопреки конструктивной логике, резными рельефными изображениями.

Рис. 31.

Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово.

Памятников романской архитектуры сохранилось довольно много на всей территории Западной Европы. Огромные, строгие и величественные храмы в городах и монастырях располагались друг от друга на расстоянии колокольного звона. Часто им приходилось выступать в роли крепости для всего населения города или прихода.

У феодалов настоящей крепостью был их дом-замок, окруженный глубоким рвом с водой, обнесенный высокими стенами с башнями и подъемными мостами, ведущими к воротам.

Крепость - вот тот образ, который рождается при взгляде на памятники романской архитектуры, образ, который несет ощущение стабильности и незыблемости.

Рис. 32.

Рис. 33.

Рис. 34.

Зодчие средневековой Руси создали варианты романского стиля, воплотившие национальные формы и традиции. Романский стиль встречается в новгородской и псковской архитектуре XII-XIV вв.

Рис. 35.

Рис. 36.

Готика (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15-16 вв.). Термин "Г." был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским".

В отличие от романского готический стиль характеризуется вытянутыми ввысь формами больших общественных зданий (соборы, ратуши), которые возвышаются над остальными постройками города.

В идеологии и культуре времени Г. сохранялись феодально-церковные основы; Г. развивалась в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами.

Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни - "бефруа" и т.д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.

Рис. 37.

Рис. 38.

Рис. 39.

Рис. 40. Фрагмент витражного окна готического собора

Рис. 41. Интерьер готического собора

Рис. 42.

Рис. 43.

Рис. 44.

Рис. 45.

Рис. 46. Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия ("украшенный стиль"; аббатство Гисборо). 4. "Перпендикулярная готика". Англия (собор в Уинчестере).

Рис. 47.

Рис. 48.

Система аркбутанов и контрфорсов. В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Рис. 49.

Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры - идею устремленности храма ввысь.Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль.

Пинакли - это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

Рис. 50.

Рис. 51.

Рис. 52.

Рис. 53. Витраж собора в Кельне

Рис. 54. Главные ворота собора в Кельне

Рис. 55.

Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Второй, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

В связи с тем, что возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую "оболочку", их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Рис. 56.

Развитию готического стиля способствовали две крупные общественные силы - католическое духовенство и быстро нарождавшиеся классы торгового и ремесленного бюргерства. В архитектуре готических соборов своеобразно отражены устремления обеих сил. С одной стороны, церковь призывала отрешиться от всего земного. Отсюда дематериализация камня, превращения его в фантастический кружевной узор, таинственный полусумрак огромных залов, чтобы вызвать религиозный экстаз у прихожан. С другой стороны, смелость инженерного замысла, устремленные в небо тонкие ажурные шпили, легкий упорядоченный рисунок сводов и пучков колонн служили гордым памятником самим строителям, великолепному мастерству каменотесов, резчиков, живописцев.

Введение

Средние века (Средневековье) - это исторический период, который отделял античность (т.е. греко-римскую древность) от её «возрождения» в XV-XVI вв. Политическая карта Средневековья представляла собой государства вестготов, лангобардов, франков, остготов и др.

Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за своё несоответствие нормам идеальной классической формы, культура - примитивной. Доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви.

Западноевропейская культура - это тесная связь с религией; это близость к народному творчеству; символика; живопись и скульптуры, украшающие средневековые храмы, а также архитектура.

Искусство западноевропейского средневековья подразделяется на три этапа: дороманский (VI-Х вв.), романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). В данной контрольной работе речь пойдёт о романском и готическом стилях, а именно об архитектуре.

В эпоху готики было сооружено множество соборов - высоких, с вытянутыми окнами, украшенными витражами. Таков был и собор Notre Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери) во Франции. И не только был, он и сейчас действующий и он является духовным сердцем Парижа. Более подробно об этом замечательном соборе речь пойдёт в четвёртом пункте.

«Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре» - писал В. Гюго в предисловии к одноимённому роману «Notre Dame de Paris». Кого ещё из литераторов вдохновил этот прекрасный Парижский собор, мы узнаем в пятом пункте.

Романский и готический стили в архитектуре

Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. (в ряде стран до XIII в.), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. Романская архитектура является развитием предшествующей, истоки которой лежат в христианской античности, а, следовательно, и римской архитектуре.

В начале XI в. прежде всего в областях, примыкающих к Средиземному морю, появляются первые романские постройки. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из наибольших грубо отёсанных камней. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа архитектуре, массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и доминировали над местностью. Облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, чётко выявленных объёмов, подчёркнутых равномерными членениями; мощь, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются: собор Notre Dame в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Луиде (Швеция), церковь монастыря Мария Лах (Германия). Памятники романского стиля есть в Австрии, в Скандинавских странах, Польше, Венгрии и др. странах.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим (от итальянского слова gotico - готский, по названию германского племени готов).

Готический стиль отличается от предшествовавшего; это стиль, создавший совершенно другую систему форм, организацию пространства и объёмную композицию. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. 1). Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики - устремлённость ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяжённость и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).

В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т. е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

ГОУ СОШ № 000 ЗОУДО Г. МОСКВЫ

РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Проектная работа по МХК

11 «В» класс

Руководитель:

учитель истории, обществознания, права, МХК

МОСКВА 2010

ВВЕДЕНИЕ . 3

ГЛАВА 1 . ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНСКОГО СТИЛЯ. 5

ГЛАВА 2 . ОСОБЕННОСТИ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. 9

ГЛАВА 3 . РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ – ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 21

Литература . 22

Приложение . 23

ВВЕДЕНИЕ

Меня всегда интересовала эпоха средневековья. Романский и готический стили вызывали восхищение и необъяснимое чувство тайного, необычного, великого.

Тема актуальна. Многие романские церкви и готические соборы находятся под наблюдением и охраной государства, некоторые являются достоянием ЮНЕСКО.

Я решила поподробнее познакомиться с этой темой на примерах соборов, построенных в данных стилях и радующих глаз человека по настоящее время.

Объект исследования – всеобщая история, эпоха средневековья.

Предмет исследования – средневековое европейское искусство, шедевры романской и готической архитектуры.

Цель – систематизировать, обобщить и расширить знания о романском и готическом художественных стилях в их сравнительной характеристике, исследовать наиболее известные и значительные романские и готические соборы.

Задачи :

· поиск, отбор, систематизация материала по избранной тематике;

· охарактеризовать особенности романской и готической архитектуры;

· познакомится с наиболее выдающимися романскими и готическими соборами Франции, Германии, Англии, Италии;

· выяснить влияние романского стиля на готический стиль;

· определить место и роль этих стилей в истории;

· изучить художественные произведения поэтов и писателей (легенды, сказания), посвящённые данной тематике;

· создать компьютерную презентацию, используя программу Power Point для иллюстрирования положений проекта.

Методы исследования : описание, сравнение, комплексный анализ источников, систематизация и обобщение полученной информации.

Гипотеза : готический стиль возник путем эволюции романской архитектуры и означал переход ее на новую, более высокую стадию развития.

Романский стиль господствовал в Западной Европе в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Основной вид искусства романского стиля - архитектура, преимущественно церковная.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры - оборона. Девиз романского стиля, "Мой дом - моя крепость", в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.

Становлению романской архитектуры способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.

Готический стиль – художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII в. и 15-16 вв.). Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики.

Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Готический собор представляет несомненный интерес. Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, собор святого Вите и другие восхищают величием и красотой и по праву считаются подлинными жемчужинами готической архитектуры.

Практическая значимость заключается в том, что материалы проекта могут использоваться на уроках МХК, внеклассных мероприятиях.

ГЛАВА 1

ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНСКОГО СТИЛЯ

Романский стиль (от лат. romanus - римский) развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля - архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526-530), церковные здания поздней эпохи Каролингов - придворная капелла Карла Великого в Аахене (795-805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий.


Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.

Наиболее известные памятники готического стиля.

Франция

· Собор в Шартре, XII-XIV вв.

· Собор в Реймсе, 1211-1330 гг., где короновались французские короли.

· Собор в Амьене, 1218-1268 гг.

· Собор Парижской Богоматери, 1163 г. - XIV в.

· Собор в Бурже, 1194 г.

Германия

· Кёльнский собор, 1248 г. - XIX в.

· Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия

· Собор в Кентербери XII-XIV вв., главный храм английского королевства

· Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв. в Лондоне

· Собор в Солсбери 1220-1266 гг.

· Собор в Эксетере 1050 г.

· Собор в Линкольне к. XI в.

· Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия

· Готическая архитектура Праги

· Собор святого Вита (1344-1929 гг.)

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле , карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.

ГЛАВА 3

РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ – ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Преобладающие и модные цвета : коричневый, красный, зеленый, белый.

Линии : бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные.

Форма : прямоугольная, цилиндрическая.

: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.

Конструкции : каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом.

Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.

Двери : дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Преобладающие и модные цвета : желтый, красный, синий.

Линии : стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии в отделке домов.

Форма : прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.

Характерные элементы интерьера : веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен в отделке квартир; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

Конструкции : каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.

Окна : вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.

Двери : стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада - порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад - нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним.

Развитие готического стиля в Иль-де-Франсе поражает быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля.

Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны - в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль и попытались определить его стилистические особенности. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю.

В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:

· пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»);

· вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»);

· насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).

Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:

· благородство форм нового здания;

· значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма;

· тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления;

· своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями;

· «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»;

· большую высота нового здания - как раз на высоту окон.

Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их.

Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской эпохи. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия. Действительно, даже самое поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно, и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти, по меньшей мере, полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Собор Парижской Богоматери – расположен в центре французской столицы, на острове Сите. Notre Dame de Paris – расположен на том месте, где ранее находилась базилика Святого Стефана. В соборе причудливо сплелись различные архитектурные стили и образы: романский стиль (с его массивностью), готический (придающий зданию пространство и простоту).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития.

И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.

Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления.

Мнения о готическом стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны - в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

Сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.

Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире.

Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, то фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора.

Используемая литература

1. Воротников и искусство. – Мн.: ТОО «Харвест», 1996.

2. , Смирнова по мировой художественной культуре. – М.: Издательский и книготорговый центр А3, 1997.

3. , Хурумов художественная культура. – М.: Интеллект-Центр, 2008.

4. Рапацкая художественная культура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

5. Архитектура романского стиля. Романское искусство.

http://*****/architec041.html

6. Готический стиль архитектуры. http://revolution. *****/construction/_0.html

Приложение

Романский стиль

Готический стиль

в Германии

Собор Святого Вита, Прага



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама