THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Знакомя читателя с Татьяной Лариной во второй главе романа (строфы XX-XXIX), Пушкин очень подробно характеризует ту бытовую и духовную культуру, на почве которой взросла героиня, рассказывает, как прошло её детство. Поместный, деревенский быт вполне патриархален. В нём сохранились «привычки милой старины» и стародавние обычаи. Это русская культура. На её фоне вырисовывается необычная натура Татьяны, её исключительность, её «нетипичность», те черты, которые составляли индивидуальность её «необщего лица»:

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
При всей естественности, «природности», детской чистоте Татьяны-девочки и Татьяны-девушки, при всех общих чертах с другими детьми пушкинская героиня уже в детстве отличалась необычностью характера и поведения:
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей …
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Итак, интимное общение с природой, молчаливость, задумчивость, мечтательность, сдержанность чувств, свидетельствующие о глубокой натуре, об интеллектуальной сосредоточенности, о погружении в свой внутренний мир — такова пушкинская обрисовка Татьяны, которой не нужен пёстрый и ослепительный внешний быт. Её привлекает простая обстановка, скромный сельский досуг. Ей не скучно наедине с собой: достаточное удовлетворение и развлечение дают пленяющие воображение страшные рассказы.

В девичестве характер Татьяны при всех его индивидуальных особенностях складывался под воздействием русского быта, русской патриархальной культуры и европейской книжности, недооценивать которую тоже нельзя. И хотя Татьяна резко отличалась от своих сверстниц, есть законы природы, одинаковые для всех. Наступает время, когда девушка задумывается о своей судьбе, о своём суженом. Так и Татьяна, однажды увидев Онегина,

С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.
Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала кого-нибудь,
И дождалась Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нём.

И тут Пушкин снова погружает нас в круг чтения девушки, давая понять, какие же книги читала Татьяна Ларина и которые наполняли её духовный мир в пору влюблённости. Их набор традиционен и очень интересен тем, что они, во-первых, к тому времени, когда писался роман «Евгений Онегин», изрядно устарели — все они принадлежали к сентиментализму (Ричардсон, Руссо, Вертер, Грандисон) XVIII века, за исключением романов баронессы Юлии Крюднер «Валерия, или Письма Густава де Линара к Эрнесту де Г.» (1803) и Софи Коттен «Матильда, или Крестовые походы» (1805), но и те по духу своему должны быть отнесены к предшествующему веку — и, во-вторых, среди героев названы только положительные лица. Через книги Пушкин проникает в душу Татьяны, приоткрывая для нас чистоту, свежесть чувств, наивность, объясняемую малым жизненным опытом и исключительной доверчивостью благородного сердца, ещё не встречавшегося с земным злом, не знавшего ни несчастий, ни страданий.

Главной героиней романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина.

Татьяна родилась и подрастала в селе, в классической семье русских дворян из провинции: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины…». В детстве девочка во многом схожа с остальными девчушками того времени. Также как и остальные она «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы». Однако начиная с малых лет в Татьяне было и немало такового, что отделяло ее из числа остальных, более того «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Таким образом, видно, что она никак не ласкалась ни к папе, ни к маме, вместе массой деток играться и забавляться никак особо не желала и «часто целый день одна сидела молча у окна». Правда, ее никто и не одергивает, никак не пеняют на немногословность и молчание, оставляют быть самой с собой.

В создании индивидуальности Лариной главную роль сыграла ситуация, в которой девочка подрастала и воспитывалась. Наиболее понимающим и «родным» человеком для Татьяны Лариной были не папа, мама, сестра или кто-либо еще из родственников, а крепостная няня.

С юношества Татьяна взахлеб читала слащавые и вызывающие легкую слезу умиления романы авторства Ричардсона и Руссо, которые «ей заменяли все». Чтение книжек будило и поднимало полет мысли и мечты, расширяло фантазию чуткой и любящей грезить девчушки, но никак не могло наглухо запечатать в ней те черты характера и индивидуальности, которые корнями пробивались и глубоко в этническую основу русской души.

Создатель романа «Евгений Онегин» характеризует Татьяну как мягкую мечтательницу. С раннего детства она жила особенной внутренней жизнью. Девочка подрастала в окружении многолетних дубрав, на лоне просторных бескрайних полей и ярких, мягких, свежих лугов.

Тесный контакт с природой, доверительная и близкая дружба с няней обучили Татьяну природному проявлению эмоций и чувств. Поэтому с самого начала знакомства с главной героиней читатель улавливает силу притягательности и искренней красы «девы лесов» и поддается власти этих добрых и эмоционально сильных ее качеств.

Татьяна Ларина с детских лет обожала зиму: «Татьяна (русская душою, сама не зная, почему) с ее холодною красою любила русскую зиму». Именно в данную пору времени ей в особенности ясно, красочно и чувственно мечталось.

Образ Лариной в романе «Евгений Онегин» оживил идеалы автора и раскрыл этническую силу русского духа. Наибольше в данной героине поражает гармоничное хитросплетение наилучших простонародных и дворянских черт характеров и устоев жизни. С самого юношества в Татьяне Лариной подрастала и крепла влюбленность, а со временем и пламенная любовь, ко всему находящемуся вокруг миру без исключений и разделений.

Детство Татьяны. Воспитание. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела, И часто целый день одна Сидела молча у окна


Татьяна не играла с другими детьми Не занималась рукоделием Не умела лгать и притворяться Татьяна – одухотворённая, романтическая натура Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склонясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Она в горелки не играла


Отец Татьяны, добрый малый, но в прошлом веке запоздалый, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, был простой и добрый барин, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, полный искренней печалью, с теплотой вспоминает о нем. Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. Она рвалась и. плакала сначала, но потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы: Она езжала по работам, Сушила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь Все это мужа не спросясь. Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает.








«…характер положительный – пушкинская Ольга Один – безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую господствующую форму. Другой – с инстинктом самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу… Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».


Как строфы объясняют читателю смелый поступок Татьяны – решение писать Онегину, открыть свою душу? Чем проникнуто письмо Татьяны? Как отнёсся Онегин к письму Татьяны?Татьяны


« Здесь не книга родила страсть, но страсть всё-таки не могла не проявиться немножко по-книжному. Зачем было воображать Онегина Вольмаром, Малек-Аделем, де- Линаром и Вертером?.. Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин,Онегин которого она не могла ни понимать, ни знать…»


Поурочное проектирование

Класс: 9

Предмет: литература
Тема:
Татьяна Ларина - «милый идеал» А.С. Пушкина.

Цели: 1. Развить речь учащихся.2. Раскрыть образ, показать, что Татьяна – “милый идеал Пушкина”, .3. Совершенствовать навыки работы с текстом.4. Воспитывать чувство верности, преданности.

Оборудование : презентация, текст.

Эпиграф (на доске)

Татьяна – существо исключительное,
Натура глубокая, любящая, страстная… В.Г.Белинский

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы продолжим работу по роману “Евгений Онегин”. Наша задача – раскрыть образ Татьяны, доказать, что Татьяна-милый идеал Пушкина – идеал русской души.

2. Работа по теме .

Проверка дом.задания (дети выполняли характеристику Татьяны).

3.Вступительное слово учителя. Об эпиграфе.

У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты, особенно, впечатляюще.

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Марья Гавриловна из «Метели». Но самая привлекательная и «знаменитая» из всех героинь Пушкина – Татьяна Ларина.

«Милый идеал» Пушкина – его Татьяна – и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина – всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, «одного из умнейших мужей России».

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

А.С.Пушкин

Татьяна- участница сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставим с ролью Онегина.

То, что ее характер динамичный, развивающийся, рассмотрим сегодня на уроке. Беседа о Татьяне продолжится по такому плану: (таблица на доске):

    Детство и юность Татьяны

    Встреча с Онегиным и любовь к нему

    Татьяна в финале романа

4.Беседа по вопросам: (попутно заполняем таблицу 1. Детство и юность Татьяны)

- В какой социальной среде прошло детство Татьяны?( Татьяна – помещичья дочка, представляет патриархальное дворянство, тип культуры ближе к народу.)

- Какое значение имели для Татьяны книги? Что она читала?

- . Как жили Ларины? (На чисто бытовом уровне Онегин и Татьяна живут в кругу абсолютно различных яств, вкусов, привычек. Онегин употребляет английские слова, Ларины привыкли к русскому “жаргону”. Онегин уважает французские трюфли – у Лариных приняты соленые грибы (“Солила на зиму грибы”).

- Какими словами Пушкин показывает одиночество Татьяны в семье? Есть ли

у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

- Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и в юности? («Задумчивость, мечтательность, наклонность к грусти, одиночеству, молчаливость…»)

- В чем проявляется близость Татьяны к народной жизни? («Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны», Через окружающую ее природу, через крепостных и няню, через обряды, наивные верования и приметы, которыми так полна была деревенская жизнь, Татьяна постигает русское, родное, близкое ее душе)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (до поворота в судьбе Татьяны)

5. Встреча с Онегиным и любовь к нему. (заполняем колонку)

Где произошла встреча героев?

Итак, встреча произошла. Мы узнаем о том, что Татьяна влюбилась. Кому она говорит о своей любви? (Няне)

В разговоре изображена русская барышня в разгаре томящей ее страсти. Сестра не поняла бы ее. Няня тоже не поймет, потому то она и открывает ей свою тайну.

Да, любовь – прекрасное чувство. Говоря о ней, я не могу не вспомнить слова выдающегося академика Лихачева.

Самое воспитательное свойство человека – любовь. Д.С.Лихачев.

Татьяна решается написать письмо Онегину. Что самое удивительное в нем? Каковы слова Татьяны? (Татьяна решается писать письмо. Это порыв наивный и благородный. Все в письме истинно. Поэт старается оправдать Татьяну за ее решимость написать и послать письмо. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение “идеальности” героини)

Как же отнесся Онегин к письму? Как проявил Онегин себя во взаимоотношениях с Татьяной?

(Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока любить.)

“Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель”
Почему “мило поступил”?

“Милый поступок” в том, что он не захотел соблазнять влюбленной в него юной девушки, а предпочел просто той девушке нравоучительную проповедь. Поведав Татьяне о невеселом будущем из совместной жизни и любви он завершает рассуждения утомительными советами “старшего товарища”.

Онегин не понял любви Татьяны, не “доверился” ее искренности. Онегин уезжает

6.Татьяна в финале романа

Как сложилась жизнь Татьяны? Изменилась ли Татьяна?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Чем заканчивается роман?

(Отповедью Татьяны. Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни. Татьяна ответила ему таким же непониманием, восприняв его письмо и признание в охватившей его мучительной любви только как “прихотливого повесы, жаждущего развлечься светской интрижкой с замужней женщиной”. Она не поверила его искренности этим избавила себя и его от множества хлопот)

Татьяна - милый идеал возникает в последней строфе “Я другому отдана”. В этих словах истинная гордость. Верность. Верность таким отношениям, которые составляют особые чувства и чистоту женственности.

7.Подведение цели урока. Оценки и их анализ.

8. Д/ з. Письмо – наизусть.

9. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, какой вы сделаете вывод?

Вывод: В отличие от Онегина, Татьяна думает не только о себе. И даже больше всего не о себе. В этом заключается нравственное величие Татьяны. Это и делает Татьяну идеалом русской женщины.

Можно ли сказать, что Татьяна “милый идеал”.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама