THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Имя А.И. Куприна прославили такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Поединок», «Белый пудель», «Гранатовый браслет». Рассказ «Гранатовый браслет» (1907) является классикой русской любовной прозы 20 века. Он в полной мере отражает представления писателя о любви, а также его взгляды на общество и современников.
В основе произведения лежит история глубокого и сильного чувства незначительного чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Это чувство, описанное в рассказе, превращает его в истинное произведение искусства, настоящий гимн высокой и светлой любви.
Безусловно, в «Гранатовом браслете» ведущей является любовная тема. Автор рассматривает ее в разных аспектах, с ней связана и вся проблематика произведения. Сущность любви, отношение к ней в современном писателю обществе, способность любить, значение этого чувства в жизни человека – вот тот круг вопросов, которые освещает Куприн.
Писатель показывает внешне благополучную, но внутренне совершенно пустую жизнь русского дворянства. Княгиня Вера Николаевна, ее муж, сестра, брат – все они, по сути своей, глубоко несчастные люди. Прекрасно воспитанные и образованные, свободно рассуждающие на высокие темы, они, тем не менее, не умеют жить полной жизнью, не умеют воплотить свои рассуждения на практике. Все это происходит от того, по мнению Куприна, что современные ему люди разучились любить. И это касается, прежде всего, дворянства.
Семья Шеиных – князь Василий Львович и его жена Вера Николаевна – казалось бы, образцовая семья. Но писатель сразу говорит нам, что между этими людьми нет любви. Холодная красавица княгиня Вера уважает мужа, считает его своим другом, но не более того. Когда-то давно этих людей связывало чувство, но все это осталось в прошлом: «…прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы…» Думаю, Василий Львович испытывал к своей красавице-жене приблизительно такие же чувства.
Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна Фриессе. Куприн отмечает, что она было полной противоположностью княгине Вере: темпераментная, шумная, веселая, любящая жизнь. Но и эта женщина чувствовала пустоту своего существования – у нее не было настоящей любви: мужа своего она не любила, а многочисленные романы не приносили женщине счастья.
В описании семьи Фриессе важна такая деталь: дети Анны Николаевны были слабы здоровьем, болели золотухой. Думаю, во многом это объясняется тем, что они родились без любви.
Брат Веры Николаевны и Анны Николаевны – Николай Николаевич – вообще был убежденным холостяком и смотрел на любовь несколько свысока, насмешливо и презрительно. Думаю, в его систему ценностей это чувство не входило совершенно.
Чем же, по мнению Куприна, объяснялось такое положение вещей? Писатель считал, что изменилось отношение к любви в обществе в целом. Люди перестали придавать значение этому чувству, выбирая себе другие приоритеты. Но натура человека так устроена, что она не может обходиться без любви, душа каждого стремится хоть на короткое время испытать это чувство. Именно с ним связана наша божественная сущность – наша душа.
Отношение к любви в современном Куприну обществе точно характеризуют слова генерала Аносова – старинного друга семьи Веры Николаевны. Этот пожилой человек символизирует старшее поколение, более мудрое, и ценящее, несмотря ни на что, любовь: «…любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения». Аносов, а вместе с ним, я думаю, и Куприн, считает, что в таком положении вещей виноваты мужчины: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью». И далее генерал продолжает: «Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества - поэты, романисты, музыканты, художники?»
И вот, в жизни героев появляется подтверждение именно такой – возвышенной, одухотворенной, светлой, чистой – любви. Ею свыше был награжден бедный чиновник Желтков, влюбившийся в Веру Николаевну. Любовь стала для этого человека смыслом жизни, а княгиня Шеина превратилась в недосягаемое божество.
Важно, что Желтков никогда не добивался взаимности Веры Николаевны – слишком велика была разница в их социальном положении. Ему было достаточно просто смотреть на эту женщину, дышать с ней одним воздухом.
В знак своего чувства этот человек подарил княгине гранатовый браслет – самое дорогое, что у него было. Этот браслет стал для Желткова и всех окружающих символом чистого бескорыстного чувства, настоящей любви, которой так мало в этом мире и которая всем так нужна.
В финале рассказа Желтков уходит из жизни. Муж и брат Веры Николаевны просят его оставить княгиню в покое – они видят в любви простого чиновника оскорбление их семье, их фамильной чести. Желтков обещает сделать это и кончает жизнь самоубийством, не зная, как жить без Веры Николаевны, не представляя себе смысла своего существования без нее. В прощальном письме этот человек благословляет и обожествляет княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Таким образом, в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» раскрывается проблематика, связанная с темой любви. Автор показывает, что любовь – самое необходимое и прекрасное чувство на земле, но в современном писателю обществе оно встречается очень редко. Однако из-за этого любовь ценится еще больше, превращаясь в короткий, но драгоценнейший миг жизни. Эти мгновения похожи на гранаты в браслете чиновника Желткова, подарившего свою жизнь любимой женщине, освятившего ее унылое и серое существование божественным светом высокого чувства.


В литературе вообще, а в русской литера­туре в особенности, проблема взаимоотно­шения человека с окружающим его миром занимает существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество - об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отрази­лись во многих устойчивых формулировках, например в известной фразе «среда за­ела». Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX - начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманисти­ческих традиций, унаследованных от про­шлого, рассматривает этот вопрос Алек­сандр Куприн, используя при этом все ху­дожественные средства, которые стали достижением рубежа веков. Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современников. Сегодня произведения А. Куприна вызывают боль­шой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демокра­тичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А. Куприна пестр и разнообразен. Он сам прожил яркую, на­полненную многообразными впечатления­ми жизнь - был и военным, и конторщи­ком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А. Куприн много раз го­ворил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего инте­реснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жиз­нью люди, а скорее наоборот. Но А. Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой и чело­вечностью, которые всегда отличала рус­ских писателей. В персонажах рассказов «Белый пудель», «Тапер», «Гамбринус», а также многих других угадываются черты «маленького человека», однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его. Раскроем очень известный рассказ Купри­на «Гранатовый браслет», написанный в 1911 году. В основе его сюжета - реальное событие - любовь телеграфного чиновника П. П. Желткова к жене важного чиновника, члена Государственного совета Любимова. Об этой истории упоминает сын Любимо­вой, автор известных воспоминаний Лев Лю­бимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А. Куприна, - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не было известно. В семье Лю­бимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя история вылилась в печальный и трагический рассказ о жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения. В нем дается обширное, неторопливое вступление, кото­рое вводит нас в экспозицию дома Шейных. Сама история необыкновенной любви, исто­рия гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рас­сказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой исто­рии видится оскорбительным и подозри­тельным, самой Веры Николаевны и, нако­нец, генерала Аносова, первым предполо­жившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, «о которой грезят жен­щины и на которую больше не способны мужчины». Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, сколько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу - самоубийству героя. Таким образом утверж­дается право маленького человека на счас­тье, при этом возникает мотив его нравст­венного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало - в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, - и заверша­ется рассказ сценой, когда героиня слуша­ет музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произве­дения входит тема неотвратимости гибели главного героя - она передана через сим­волику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных тради­ций: тема востока - монгольская кровь от­ца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассуд­ности; упоминание о том, что мать сес­тер - англичанка, вводит тему рассудочно­сти, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не слу­чайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в като­личестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром не­понимания, миром людей, для которых лю­бовь - это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. В замечательной повести «Олеся» перед нами предстает поэтический образ девуш­ки, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу - это свободное, про­стое и сильное чувство, без оглядки и обяза­тельств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. Ис­тория девушки заканчивается трагически. В привольную жизнь Олеси вторгаются и ко­рыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и ос­меянная, Олеся вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда. В произведениях Куприна многие герои имеют сходные черты - это душевная чисто­та, мечтательность, пылкое воображение, со­единенное с непрактичностью и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все герои относятся к женщине с сыновьей чисто­той и благоговением. Готовность порибнуть ради любимой женщины, романтическое по­клонение, рыцарское служение ей - и в то же время недооценка себя, неверие в собствен­ные силы. Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются местами с женщинами. Это энергичная, волевая «полесская колдунья» Олеся и «добрый, но только слабый» Иван Ти­мофеевич, умная, расчетливая Шурочка Ни­колаевна и «чистый, милый, но слабый и жал­кий» подпоручик Ромашов. Все это купринские герои с хрупкой душой, попавшие в жестокий мир. Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус», созданный в тревожном 1907 году. Те­ма всепобеждающего искусства сплетена здесь с идеей демократизма, смелого про­теста «маленького человека» против чер­ных сил произвола и реакции. Кроткий и ве­селый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабан­дистов. С восторгом встречают они мело­дии, которые как бы являются фоном, как бы отражают общественные настроения и события - от русско-японской войны до мятежных дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсе­льезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и чер­носотенным «мерзавцам в папахе», отказы­ваясь играть по их требованию монархиче­ский гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он воз­вращается к портовым друзьям, чтобы иг­рать для них на окраине мелодии оглуши­тельно-веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы. Возвращаясь к поставленному в начале вопросу - «человек и окружающий его мир», - отметим, что в русской прозе нача­ла XX века представлен широкий спектр от­ветов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов - трагическое столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но гибели не бессмыс­ленной, а содержащей в себе элемент очи­щения и высокого смысла.

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1910

История создания - На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема - В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр - Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление - Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» - безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями - супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» . Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль - искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция - пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка - получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий - рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация - признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка - смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» - повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Повесть великого гения любовной прозы А. И. Куприна «Гранатовый браслет» можно интерпретировать по — разному, рассуждая на тему, кто здесь настоящий герой. Мнение критиков расходится в этом вопросе, одни считают героем Желткова, любыми способами старающегося доказать свою любовь, но и заявить о своем существовании, другие отдают предпочтение мужу героини, который просто желает, чтобы его супруга была счастлива. Разобраться в этом поможет анализ произведения по плану. Данный материл можно использовать при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1910 г.

История создания — За основу сюжета писатель взял реальную историю, рассказанную им одним из его друзей.

Тема — Главная тема этой повести — любовь, безответная и настоящая.

Композиция — В экспозиции начинается действие, знакомящие с героями повести, следом происходит завязка, когда Вера Николаевна получает в подарок гранатовый браслет. Особенности композиции в использовании символов, тайных смыслов. Здесь и сад, который описан в пору увядания, и новеллы, сам браслет, главным символом является соната Бетховена, проходящая лейтмотивом повести. Идет развитие действия, умирает Желтков, и кульминационным моментом звучит соната Бетховена, и — развязка.

Жанр — Трудно определить жанровую сущность «Гранатового браслета» По своей композиции, состоящей из тринадцати глав, его можно отнести к жанру повести, а сам писатель считал, что «Гранатовый браслет» — рассказ.

Направление — В повести все подчинено направлению реализма, где ощущается легкий налет романтизма.

История создания

История создания повести имеет реальную основу. Когда — то писатель находился в гостях у своего знакомого, где они рассматривали семейные фотографии. Знакомый рассказал историю, которая случилась в его семье. Какой — то чиновник влюбился в его мать, он писал ей письма. Однажды этот мелкий чиновник прислал в подарок любимой женщине какую — то безделушку. Выяснив, кто этот чиновник, ему сделали внушение, и он исчез с горизонта. Куприну в голову пришла идея приукрасить этот рассказ, более подробно охватив любовную тему. Он добавил романтических ноток, возвысил концовку и создал свой «Гранатовый браслет», оставив суть рассказа. Год написания повести — 1910, а в 1911 году повесть была опубликована в печати.

Тема

Александр Куприн считается непревзойденным русским гением любовной прозы, им создано множество произведений, воспевающих любовь в любых ее проявлениях.

В «Гранатовом браслете» анализ повести подчинен этой любимой автором теме, теме любви.

В сущности, в этом произведении рассматривается нравственная проблематика отношений, связанных с любовными отношениями героев повести. В этом произведении все события связаны с любовью, в этом даже смысл названия этой повести, так как гранат — это символ любви, символ страсти, крови и гнева.

Писатель, давая такое название своему названию, сразу дает понять, чему посвящена основная мысль рассказа.

Он рассматривает различные формы любви, разные ее проявления. Каждый человек, описанный писателем, по — разному относится к этому чувству. Для кого — то, это просто привычка, социальный статус, поверхностное благополучие. Для другого — это то единственное, настоящее чувство, пронесенное через всю жизнь, ради которого и стоило жить.

Для главного героя Желткова, любовь — священное чувство, ради которого он живет, понимая, что любовь его обречена на безответность. Обожание любимой женщины помогает ему переносить все жизненные невзгоды, верить в искренность своих чувств. Вера Николаевна для него — смысл всей его жизни. Когда Желткову сказали, что своим поведением он компрометирует любимую женщину, чиновник сделал вывод, что проблемы социального неравенства будут стоять на его пути к счастью всегда, и покончил с собой.

Композиция

Композиция повести содержит множество тайных смыслов и символов. Гранатовый браслет дает яркое определение всепоглощающей теме страстной любви, определение его как крови, дает понять о том, что эта любовь может быть разрушительной и несчастной, гнев — привел к самоубийству Желткова.

Увядающий сад напоминает об увядающей любви Веры Николаевны к своему мужу. Рисунки и стихи в семейных записках ее мужа — история его любви, искренней и чистой, не претерпевшей никаких изменений за все время их совместной жизни. Несмотря на ее угасающую страсть и прохладное к нему отношение, он продолжает любить свою жену по — настоящему.

Генерал Амосов предпочитает делиться с собеседниками рассказами о любви, что тоже символично. Это единственный человек в произведении, правильно понимающий истинную сущность любви. Он — большой психолог, знаток человеческих душ, ясно видящий все их тайные и явные помыслы.

Через все произведение красной нитью проходит вторая соната Бетховена, главный символ всей повести. На фоне музыки развивается действие. Финальное звучание сонаты является сильным кульминационным моментом. Произведение Бетховена раскрывает все недосказанности, все сокровенные мысли и чувства героев.

Завязка действия — Вера Николаевна получает подарок. Развитие действия — брат и муж идут выяснять отношения с Желтковым. Главный герой произведения, остающийся в стороне на протяжении всего повествования, заканчивает жизнь самоубийством. Кульминационный момент — звучит соната Бетховена, и к Вере Николаевне приходит осознание своей жизни.

Куприн мастерски заканчивает свою повесть, приведя все действия к развязке, где раскрывается истинная сила любви.

Под воздействием музыки просыпается спящая душа Веры Николаевны. Она начинает понимать, что прожила, в сущности, бесцельную и бесполезную жизнь, все время создавая видимое благополучие счастливой семьи, а настоящая любовь, сопровождающая ее всю жизнь, прошла мимо.
То, чему учит творение писателя, каждый решает по — своему, здесь все зависит от читателя. Только он решает, в чью пользу сделать выбор.

Жанр

Произведение великого писателя состоит из тринадцати глав, относится к жанру повести. Писатель считал, что это — рассказ. Период происходящих событий длится на протяжении длительного времени, в нем задействовано большое количество персонажей, и оно полностью соответствует принятому жанру.

В литературе вообще, а в русской литера-туре в особенности, проблема взаимоотно-шения человека с окружающим его миром занимает существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество — об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отрази-лись во многих устойчивых формулировках, например в известной фразе «среда за-ела». Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX — начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманисти-ческих традиций, унаследованных от про-шлого, рассматривает этот вопрос Алек-сандр Куприн, используя при этом все ху-дожественные средства, которые стали достижением рубежа веков.

Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современников. Сегодня произведения А. Куприна вызывают боль-шой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демокра-тичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А. Куприна пестр и разнообразен. Он сам прожил яркую, на-полненную многообразными впечатления-ми жизнь — был и военным, и конторщи-ком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А. Куприн много раз го-ворил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего инте-реснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений — чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жиз-нью люди, а скорее наоборот. Но А. Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой и чело-вечностью, которые всегда отличала рус-ских писателей. В персонажах рассказов «Белый пудель», «Тапер», «Гамбринус», а также многих других угадываются черты «маленького человека», однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его.

Раскроем очень известный рассказ Купри-на «Гранатовый браслет», написанный в 1911 году. В основе его сюжета — реальное событие — любовь телеграфного чиновника П. П. Желткова к жене важного чиновника, члена Государственного совета Любимова. Об этой истории упоминает сын Любимо-вой, автор известных воспоминаний Лев Лю-бимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А. Куприна, —. чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не было известно. В семье Лю-бимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя история вылилась в печальный и трагический рассказ о жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения. В нем дается обширное, неторопливое вступление, кото-рое вводит нас в экспозицию дома Шейных. Сама история необыкновенной любви, исто-рия гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рас-сказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой исто-рии видится оскорбительным и подозри-тельным, самой Веры Николаевны и, нако-нец, генерала Аносова, первым предполо-жившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, «о которой грезят жен-щины и на которую больше не способны мужчины». Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, сколько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — самоубийству героя. Таким образом утверж-дается право маленького человека на счас-тье, при этом возникает мотив его нравст-венного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни.

Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало — в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, — и заверша-ется рассказ сценой, когда героиня слуша-ет музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произве-дения входит тема неотвратимости гибели главного героя — она передана через сим-волику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных тради-ций: тема востока — монгольская кровь от-ца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассуд-ности; упоминание о том, что мать сес-тер — англичанка, вводит тему рассудочно-сти, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не слу-чайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в като-личестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования.

Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром не-понимания, миром людей, для которых лю-бовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает.

В замечательной повести «Олеся» перед нами предстает поэтический образ девуш-ки, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, про-стое и сильное чувство, без оглядки и обяза-тельств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. Ис-тория девушки заканчивается трагически. В привольную жизнь Олеси вторгаются и ко-рыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и ос-меянная, Олеся вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда.

В произведениях Куприна многие герои имеют сходные черты — это душевная чисто-та, мечтательность, пылкое воображение, со-единенное с непрактичностью и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все герои относятся к женщине с сыновьей чисто-той и благоговением. Готовность порибнуть ради любимой женщины, романтическое по-клонение, рыцарское служение ей — и в то же время недооценка себя, неверие в собствен-ные силы. Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются местами с женщинами. Это энергичная, волевая «полесская колдунья» Олеся и «добрый, но только слабый» Иван Ти-мофеевич, умная, расчетливая Шурочка Ни-колаевна и «чистый, милый, но слабый и жал-кий» подпоручик Ромашов. Все это купринские герои с хрупкой душой, попавшие в жестокий мир.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус», созданный в тревожном 1907 году. Те-ма всепобеждающего искусства сплетена здесь с идеей демократизма, смелого про-теста «маленького человека» против чер-ных сил произвола и реакции. Кроткий и ве-селый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабан-дистов. С восторгом встречают они мело-дии, которые как бы являются фоном, как бы отражают общественные настроения и события — от русско-японской войны до мятежных дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсе-льезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и чер-носотенным «мерзавцам в папахе», отказы-ваясь играть по их требованию монархиче-ский гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах.

Искалеченный царской охранкой, он воз-вращается к портовым друзьям, чтобы иг-рать для них на окраине мелодии оглуши-тельно-веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Возвращаясь к поставленному в начале вопросу — «человек и окружающий его мир», — отметим, что в русской прозе нача-ла XX века представлен широкий спектр от-ветов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов — трагическое столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но гибели не бессмыс-ленной, а содержащей в себе элемент очи-щения и высокого смысла.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама