THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Эдвард Григ (1843-1907) - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, связанного с пробуждением национального самосознания. В 60-70е годы XIX века передовые норвежские художники обратились к изучению национального эпоса, народных сказок, музыкального фольклора. В Бергене, на родине Грига, открылся Национальный норвежский театр, работу которого возглавил Генрик Ибсен (виднейший норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт»). Выдающийся скрипач-импровизатор Уле Булль стал пропагандировать норвежскую народную музыку, исполняя собственные концертные фантазии на фольклорные темы. Автор национального норвежского гимна Нурдрок вместе с Григом создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В качестве автора многочисленных романсов выдвинулся Хьерульф . И все же именно Григу удалось вывести музыкальную школу Норвегии на мировой уровень. Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов обрели лирические образы матери Пера, старой Озе, и его невесты Сольвейг.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках ), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T - вводный тон - D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах , в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг , где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • обилие органных пунктов;
  • частое использование лидийского и дорийского ладов;
  • повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре - излюбленная григовская альтерация;
  • гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар - это норвежский крестьянский марш. Халлинг - сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) - задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев - сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры - фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры - фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве (кроме него - «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Григ посвятил фортепиано также 3 крупных произведения: сонату e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе.

Наряду с фортепианной музыкой, (около 150 песен и романсов, в т.ч. вокальные циклы «Мелодии сердца» на слова Г.Х Андерсена, «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»). Показательно, что основу григовских вокальных сочинений составила норвежская поэзия (стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони.

В основном это музыка к драматическим спектаклям. Опера «Улаф Трюгвасон» осталась незавершенной.

Презентация "Путешествие в Норвегию" 2, является второй частью, содержит краткую биографию Эдварда Грига. Презентации " Путешествие в Норвегию"1 - 2, предназначены для детей 1 - 4 классов начальной школы на уроках музыки и для музыкальных школ. См. Приложение к презентациям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие в Норвегию - 2

И в этой прекрасной стране жил и творил великий музыкант и волшебник – Эдвард Григ

Город Берген – город культурных традиций. Трольхауген – поместье, где жил Эдвард Григ.

Мать Эдварда была профессиональной пианисткой. Увидев талант в своём ребёнке, сама стала обучать его музыке.

Однажды к ним в гости приехал знаменитый норвежский музыкант Уле Бум. Который, услышав игру Эдварда, сразу распознал его величайшую музыкальную одарённость. По совету Уля Бума, в 15 лет, Григ поступил в консерваторию. После окончания консерватории Эдвард возвратился на родину.

Удивительный облик был у этого невысокого и слабого здоровьем человека. Удивительный по красоте и благородству.

На родине, Эдвард Григ женится на своей двоюродной сестре-Нине.

Всё творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Григ страстно любил родную природу, совершал длительные поездки в горы. Под впечатлением норвежских сказок создал свои знаменитые произведения.

Эдвард Григ – любовь и гордость норвежцев. Норвегия уставлена памятниками Григу.

Умер Эдвард Григ в сентябре 1907 года от воспаления лёгких.

Великий композитор прожил всего 64 года и был похоронен, как сказочный герой в скале, рядом с домом, вместе с женой.

Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Григ.

Предварительный просмотр:

Приложение к презентации.

Путешествие в Норвегию -1

Показ слайдов:

  1. Наше путешествие в страну Норвегию. Название страны происходит от древнескандинавского слова Nororvegr – «путь на север».

Посмотрите – флаг Норвегии тоже имеет 3 цвета, как и наш российский. А на гербе изображён лев.

Норвегия – государство в Северной Европе, граничит на востоке с Финляндией и Россией. Омывается 3-мя морями: Баренцевым, Норвежским и Северным. Норвегия славится рыболовством. Столица Норвегии – город Осло.

  1. Наше путешествие мы можем совершить на разных видах транспорта: На самолёте На корабле Поехать поездом
  2. Норвегия – страна с очень красивой природой, горами и долинами.
  3. Страна, где срываются с круч водопады,

И к низу стремятся отвесной стеной,

  1. Где берег морской весь изрезали фьорды,

Там волны нашли свой приют и покой.

  1. Страна рек холодных и льдов заполярья,

Ты радуешь взоры в убранстве своём,

Ты даришь минуты огромного счастья

  1. И дышится вольно в просторе твоём.
  2. Здесь пела Сольвейг свои дивные песни

И музыка Грига звучала порой, 9.Напевы её и легки и прекрасны,

И радуют слух не земной красотой. 10.Здесь прячутся гномы за ветками леса, И феи порхают в тумане морском, 11.Здесь скалы круты и обрывы отвесны, И снежные шапки белеют кругом.

12.Норвегия – страна, в которой существуют сказки про злых духов – троллей. Это враждебные людям человеческие существа. Они строят в пещерах, в горах целые дворцы.

13. Вот такие памятники – сказочные тролли, стоят на въезде и на выезде из Норвегии.

Приложение к презентации

Путешествие в Норвегию – 2

Показ слайдов

  1. слайд

2. И в этой прекрасной стране жил и творил, великий музыкант и волшебник Эдвард Григ.

4. Город Берген – город культурных традиций. Трольхауген – поместье, где жил Эдвард Григ.

5. слайд

6. Его мама была профессиональной пианисткой и, увидев талант в своём ребёнке начала обучать его музыке.

7. Однажды к ним в гости приехал знаменитый норвежский музыкант Уле Бум. Он, услышав игру Эдварда, сразу советует поступить в консерваторию. После окончания консерватории, Григ возвращается к себе на родину.

8. Удивительный облик был у этого невысокого и слабого здоровьем человека. Удивительный по красоте и благородству.

9. На родине Эдвард Григ женится на своей двоюродной сестре – Нине.

11.слайд

12. Всё творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

13. Григ страстно любил родную природу, совершал длительные поездки в горы, под впечатлением норвежских сказок создал свои знаменитые произведения.

14. Эдвард Григ – любовь и гордость норвежцев. Норвегия уставлена памятниками Григу.

15. Умер Эдвард Григ в сентябре 1907 года от воспаления лёгких.

16. Великий композитор, прожил всего 64 года и был похоронен, как сказочный герой, в скале, рядом с домом, вместе с женой.

17. слайд

18. Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Григ.


Эдвард Григ – музыкальный гений Норвегии Ещё с далёких времён человека тянуло к великому – к искусству. Человеку нравилось творить самому, удовлетворённо глядеть на плоды своих трудов и радоваться принесённым пользе и счастью другим людям.

С каждым веком развития человечества и культуры мир полнился новыми и новыми именами великих композиторов и музыкантов, поэтов и прозаиков. Во времена средневековья в искусстве наступил настоящий застой.

Религия и церковь своими амбициями и желанием власти не давала свободной душе человека развернуться во всей своей красе. Но былые времена прошли, ушли старые принципы и понятия. На замену им пришла новая эпоха – эпоха возрождения, давшая начало многим течениям в искусстве, живущим и поныне.

Европа эпохи романтизма прославлена многими великими композиторами. Лист, Шопен, Брамс и многие другие были композиторами-романтиками, старались посредством музыки выразить всё богатство внутреннего мира человека, раскрыть душу в своих глубоких произведениях.

Одним из таких талантов романтической Европы и стал норвежский мальчик, готовившийся с детства посвятить свою жизнь произведениям, признанными впоследствии классикой романтизма.

Детство

Эдвард Хагеруп Григ родился в Бергене, одном из крупнейших городов Норвегии, 15 июня 1843 года. Рос Эдвард в обеспеченной семье, корни которой идут от шотландского купца Александра Грига. Дед Грига, играл в бергенском оркестре. Мать будущего композитора училась игре на фортепиано и пению у Альберта Метфесселя.

Мальчика с самого детства приучали к музыке. Мать любила исполнять на фортепиано произведения Моцарта и Шопена. Вместе с Эдвардом музыке обучали брата Эдварда и его троих сестёр. Впервые же Григ опробовал игру на фортепиано в четыре года. С первого раза его завлекло гармоничное звучание инструмента, появилась заинтересованность в музыке.

Эдвард пишет свою первую фортепианную пьесу в возрасте двенадцати лет.Спустя три года после окончания школы мальчик поступает в Лейпцигскую консерваторию, где позже напишет 4 пьесы и 4 романса. Настаивал на его поступлении в консерваторию известный норвежский скрипач, Уле Булль. Однако, молодой музыкант остался не очень доволен своим обучением в консерватории.

Эдвард критиковал излишнюю консервативность преподавателей, схоластику и некую оторванность учителей от реальной жизни. Но профессора считали его гением, обладателем высшего музыкального таланта, учеником со своей особой, продуманной, манерой исполнения.

Творчество

В творчестве Грига отражены элементы норвежской народной и бытовой музыки, песни скальдов, звучание и мелодию пастушьих рогов. Немалую роль в произведениях композитора сыграло влияние скандинавской мифологии. Отображение образов троллей, гномов, эльфов и других сказочных персонажей часто можно заметить в произведениях Грига. Большое внимание музыкант также уделяет воспроизведению образов природы.

В трудах Грига присутствует ряд особенностей, характерных для норвежской народной мелодики. Форшлаги, морденты и трели в инструментальной музыке. Часто используются свежие на то время дорийский и фригийский обороты, которые служили обогащением его гармонических приёмов. В своём творчестве Григ основывался на произведениях многих именитых музыкантов эпох классицизма и романтизма.

Большим почитанием у композитора пользовались Моцарт и , Шуман и Брамс. Каждого из них он уважал по-своему, в произведениях каждого было что-то, что могло зацепить Эдварда. Тёплым и глубоко сердечным тоном он отзывался о произведениях Шумана. К фортепиано Григ относился с большим почтением, прибегая к нему на протяжении всей своей жизни. Для этого инструмента он написал около ста пятидесяти пьес. Пьесы отличались особенной импровизацией и импульсивностью.

В фортепианной музыке композитора прослеживаются два направления. В первом направлении Эдвард склонен выражать свои личные чувства, музыка пропитана домашней интимной атмосферой и самобытностью. Второе же направление в основном изображает самобытность и культуру народа, народную песенную и танцевальную музыку, воспроизведение жизни простого народа и яркое описание природы Норвегии.

Знаменитые произведения

  • Соната для фортепиано ми минор (1865)
  • Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа-мажор (1865)
  • «Осенью» для фортепиано в четыре руки, также для оркестра (1866)
  • «Лирические пьесы», 10 сборников, с 1866 до 1901
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль-мажор (1867)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1868)
  • «Сигурд Крестоносец», музыка к пьесе Бьёрнстьерне Бьёрнсона (1872)
  • «Пер Гюнт», музыка к пьесе Генрика Ибсена (1875)
  • Струнный квартет соль-минор, (1877-1878)
  • «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки, также для оркестра (1881)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1882)
  • Соната № 3 для скрипки и фортепиано до-минор (1886-1887)
  • Симфонические танцы (1898).

Личная жизнь

После окончания обучения в консерватории Эдвард уезжает в Копенгаген, город, более развитого музыкального искусства, который давал молодому композитору большую перспективу. Там же он и встречает свою двоюродную сестру, Нину Хагеруп. Нина выросла очень красивой девушкой с ярко выраженным талантом пения. Григ влюбился в Нину и на Рождество 1864 года сделал ей предложение.

Свадьба состоялась в июле 1867 года. Из-за женитьбы с сестрой семья начинает всячески давить на молодую семью. Не вытерпев давления, молодожёны переехали в Кристианию, будущий Осло. В процессе своей совместной жизни Григи ездили с гастролями по разным городам, представляя всё новые концерты. Первый из них он организовал в 1866 году в виде отчёта о достижениях норвежских композиторов.

В 1868 году у семьи родилась дочь, Александра. В возрасте одного года она заболела менингитом и скончалась, что сильно сказалось на Нине. Разбитая горем мать ушла в себя. Однако, молодая семья нашла в себе силы выдержать горе с достоинством и продолжить гастроли. В 1907 году композитор собирался посетить музыкальный фестиваль в Англии. Григ с женой остановился в Бергене в ожидании корабля, но Эдварду становится хуже, и он ложится в больницу. Эдвард Григ умер 4 сентября 1907 года, что отмечалось в Норвегии, как национальный траур.

  • Во время обучения в школе Эдвард принёс с собой нотную тетрадь с собственными наработками, за что был высмеян учителями, назвавшими это ерундой.
  • В 1870 году Григ встретился с Ференцем Листом в Риме. Молодой композитор показал Листу свои сочинения, среди которых был концерт ля-минор. Лист сыграл концерт на фортепиано и похвалил Грига, назвав работу великолепной.
  • Король Норвегии решил наградить Эдварда орденом и пригласил егово дворец. Когда Григу вручили орден, тот засунул его в задний карман фрака. Услышав это, король очень обиделся на музыканта.

Наследие и память

За свою недолгую, по нынешним меркам, но насыщенную жизнь Эдвард успел повстречаться со многими известными композиторами, такими, как Ференц Лист и Пётр Чайковский. Григ написал великое множество произведений для фортепиано и оркестровых исполнений, за что почитался великим музыкантом и композитором.

Творчество Эдварда Грига и по сей день почитается и высоко ценится, как профессиональными музыкантами, так и простыми слушателями. Особенно ценят своего великого музыканта норвежцы, вполне заслуженно считая его гордостью своей нации. Его дом в Бергене, Тролленхауген, стал популярным домом-музеем. Рядом с домом же установлена статуя Грига в настоящую величину.

Но самое главное то, что до сих пор его произведения можно услышать не только в филармонии и концертном зале, но и с динамиков телевизоров, в фильмах и сериалах. Люди по достоинству ценят музыку непревзойдённых классиков, воздавая им дань памяти, включая их труды в собственные произведения. Эдвард внёс неоценимый вклад в развитие мировой классической музыки, как вида искусства. Благодаря его трудам, его последователям и почитателям его имя навеки вписано в историю мировой музыки.

15 июня 1843 года в Бергене родился Эдвард Григ. Он принес славу Норвегии. Его творчество покорило сердца не только жителей этой северной страны, но и любителей музыки во всем мире. А она присутствовала в жизни маленького Эдварда с рождения.

Мать Грига, пианистка, выступающая в Бергене с концертами, стала первым преподавателем нотной грамоты для своего сына. Уже с шести лет мальчик начал постигать азы мира музыки. Гаммы, тональности, этюды, арпеджио, нотные записи – все это прочно вошло в его жизнь.

Огромное влияние на подрастающего музыканта оказало творчество Моцарта. Моцарт обладал феноменальным музыкальным даром. Его музыка доставляла истинную радость мальчику.

Эдвард Григ не стал любимчиком фортуны с первых шагов своей карьеры. Начало было сложным. Его первые произведения не впечатлили слушателей. Но надо отдать должное родителям — они всегда поддерживали Эдварда. В 15 лет он стал слушателем Лейпцигской консерватории, которую успешно закончил в 1862 году, получив красный диплом.

Эдвард Григ переезжает в Копенгаген, где судьба сводит его с норвежским композитором Рикардом Нурдроком (одним из авторов государственного гимна Норвегии) и датским композитором Нильсом Гаде, которые стали одновременно и учителями и друзьями музыканта. Под их началом совершенствуется композиторское мастерство начинающего автора. Впоследствии Эдвард Григ посвятил памяти Нурдрока первое издание своего фортепианного концерта.

Произведения знаменитого норвежского композитора известны всем — это музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт», фортепианные концерты, тетрадь «Лирических пьес», сонаты для скрипки и фортепиано, песенные композиции на стихи Андерсена, Бьернсона, Ибсена, музыкальное оформление к драматическому монологу «Берглиот», сюиты для струнного оркестра, вариации на норвежские народные мелодии, романсы, вокальные миниатюры, танцевальные мелодии и многое другое.

У Грига много композиций, затрагивающих душу человека. Это лирические произведения «К Норвегии», «Со скал и фиордов», «Люблю тебя» и другие.

Главная особенность творчества великого мастера – это то, что он привнес в свою музыку элементы национального колорита северной страны. Все его творчество тесно переплетено с жизнью норвежского народа, его культурой, обычаями, бытом, милыми сердцу картинками родной природы. Народные норвежские мотивы, наигрыши, напевы родной глубинки – вот источник, ставший для композитора основным при создании самобытной норвежской музыки.

Эдвард Григ — классик норвежского музыкального искусства. Благодаря его творчеству небольшая Норвегия стоит в одном ряду с лучшими музыкальными державами в Европе.

Норвежский дирижер, пианист и композитор Эдвард Григ известен далеко за пределами Норвегии. Его опубликованные работы входят в обязательную программу обучения многих современных музыкантов. За свою жизнь музыкальный деятель успел сотворить более 600 произведений. Легендарные и известные работы, дошедшие до наших дней – это сонаты для скрипки, а также концерты для фортепиано.

Григ: детство и юность

Летом 15 июня 1843 года в зажиточной норвежской семье родился мальчик, которого назвали Эдвардом. Отцом мальчика был Александр Григ, занимавший должность вице-консула в третьем поколении. Матерью Эдварда была Гесина Григ, в юности слывшая талантливой пианисткой.

Род Григов имел шотландские корни. Прадед мальчика был купцом, а дед дослужился до вице-консула, и всегда интересовался музыкой. Поэтому музыкальное образование для Эдварда было выбрано, как нечто само собой разумеющееся.

Первый раз Эдварда усадили за пианино в 4 года. Уже тогда у него неплохо получалось слышать гармонию музыки и воспроизводить ее при помощи клавиш. Малыша признали самым музыкальным ребенком в семье и начали активно обучать музыке.

В возрасте 12 лет мальчик написал свою первую музыкальную работу для фортепиано. Его родители впечатлились способностями Эдварда. Поэтому устроили ему прослушивание у культового исполнителя того времени Оле Булла.

Скрипач Булл высоко оценил творение Эдварда, затем порекомендовал родителям отправить сына на учебу в консерваторию. Выбор пал на заведение в Лейпциге. Хотя семья тогда проживала в Бергене.

Обучение и развитие таланта

Первым учителем в Лейпцигской консерватории для Грига стал Плайди. Учитель и ученик плохо понимали друг друга, часто конфликтовали, поэтому Григ подал прошение на перевод к другому педагогу по классу фортепиано Венцелю. Консерваторию Григ окончил блестяще. Его оценки были на высоте, а педагоги хорошо отзывались о способностях юноши.

Проживая в Лейпциге, Григ посещал различные концерты, слушал музыку Шумана, Баха, Вагнера, Шопена и Моцарта. Эдвард особенно любил произведения Шумана. Все его ранние работы содержат отсылки к музыке великого композитора.

В период учебы Григ создал 4 пьесы для фортепиано. Позже, после получения диплома, он выступил с первым сольным концертом. Кроме музыки Эдвард Григ тяготел к литературе, поэтому описал свои школьные годы в очерке «Мой первый успех». Из произведения следует, что учиться в консерватории было скучно, а педагоги представлялись Григу педантами, оторванными от реальности.

В ранние годы Эдвард Григ считал, что музыка должна быть ближе к народу. Он тяготел к норвежским мотивам, часто включал народное творчество в свои работы. Иногда переписывал простые музыкальные мелодии на классический лад.

Карьера и женитьба Эдварда Грига

Живя в Лейпциге, Григ очень скучал по родной Норвегии, и после завершения обучения отправился в Берген. Повидав родных, Эдвард пытался работать в городе, но не смог получить от слабо развитой культуры Бергена, то, что хотел. Осознав это, композитор переехал в Копенгаген в 1863 году.

Для 19 века Копенгаген был центром светской и музыкальной культуры Скандинавии. Переезд хорошо повлиял на Грига, в первый же год работы в новом городе он сочинил свои «Поэтические картинки». Произведение состояло из 6 законченных пьес для пианино, в которых прослеживались вкрапления национального скандинавского фольклора.

Эдвард Григ всегда тяготел к народному творчеству. Идея воссоздания скандинавского музыкального фольклора захватила его полностью, как только он нашел группу единомышленников.

В 1864 году музыкант с друзьями основал сообщество «Эвтерпа». Главная деятельность группы заключалась в знакомстве публики с норвежскими композиторами и их произведениями. «Эвтерпа» регулярно устраивала выступления для всех желающих. Зрители очень любили концерты группы, а вот критики отзывались о творчестве «Эвтерпы» пренебрежительно. Оценки критиков возросли после того, как творчество «Эвтерпы» стало пользоваться большой популярностью.

Копенгаген для Грига был не только прекрасной творческой площадкой, этот город способствовал тому, чтобы Эдвард встретил там свою любовь.

Двоюродная сестра композитора Нина Хагеруп прибыла в Копенгаген с сольным концертом. Эдвард не видел девушку с 8 лет. За столь долгий срок она выросла и превратилась в великолепную певицу. Опьяненный ее певческим талантом и красотой, Эдвард сделал Нине предложение. Хагеруп согласилась стать женой композитора. В 1867 году состоялась их свадьба.

До конца жизни пара сохраняла теплые отношения. Их союз был плодотворным и творческим. Лишь одно омрачало счастье молодых людей. Родственники резко осудили брак двоюродных брата и сестры. Они отвернулись от молодоженов. Поэтому Эдвард с Ниной приняли решение переехать в Осло. Там они надеялись избежать общественного осуждения, а также хотели уделить больше внимания своей творческой деятельности.

Осло: лучшие годы творчества

В Осло Григ провел отчетный концерт, в котором были вынесены на суд публики лучшие работы норвежских композиторов того времени. Критики и простые ценители были от услышанного в восторге. Так Эдвард Григ получил должность дирижера в филармоническом сообществе Осло.

Затем последовала публикация первой тетради «Лирических пьес» композитора. После вышли сборники музыки на стихи скандинавских поэтов, среди которых были озвучены такие авторы, как Андерсен и Янсон.

В 1868 году у Эдварда и Нины родилась дочь Александра. Спустя год их семью постигла ужасная трагедия, девочка скончалась от менингита. Нина сразу ушла в себя, стала замкнутой и немногословной. Несмотря на это, совместные концерты супруги давать не перестали.

За свою творческую карьеру Григ даже пытался создать с нуля институт норвежской оперы. Но его попытки не увенчались успехом. Зато его произведения пользовались популярностью. За них Григ получил прижизненную стипендию и множество других наград.

Весь 1874 год стал для композитора весьма плодотворным. Он получил приглашение от именитого поэта Генрика Ибсена. Так началась их совместная творческая работа, результатом которой стала легендарная драматическая музыка к пьесе « Пер Гюнт».

Эта музыкальная композиция принесла Григу невиданную до того момента славу. Композитор стал печататься в лучших изданиях Норвегии. Его произведения исполняли не только на сцене, но и в домашней обстановке. Вся его музыка стала известна не только в Норвегии, но и в Европе, что принесло Григу много денег. Заработав, таким образом, большое состояние, музыкант принял решение вернуться в родной Берген.

Эдвард Григ: зрелость и смерть

В Бергене у Эдварда Грига случилось обострение старой болезни. Еще учась в консерватории, он заболел плевритом, который в любой момент мог перерасти в туберкулез. Не ладились у Грига и личные отношения с женой. Занимаясь музыкой, композитор уделял Нине мало внимания, между ними как будто выросла стена. Поэтому жена ушла от Грига на целых три месяца.

Когда состояние здоровья музыканта ухудшилось, Нина вернулась к нему, чтобы ухаживать и поддерживать Грига. В 1885 году чета Григов переехала в собственное поместье «Тролльхауген». Оно было отстроено по заказу композитора, и находилось недалеко от Бергена. Поместье располагалось в очень живописном месте, рядом с ним находились фьорды и живописные холмы, переходящие в скалы.

После переезда Эдвард Григ стал много времени проводить на природе. Затевал походы в горы, общался с местными крестьянами и рыбаками. Он продолжал писать музыку, наполненную красотой норвежских фьордов, лесов и рек.

В этот период своей жизни композитор познакомился и подружился с Чайковским. Получил несколько наград, среди которых были следующие знаки отличия:

  • Доктор Кембриджского университета;
  • Член Французской академии изящных искусств;
  • Член Шведской королевской академии;
  • Член Лейденского голландского университета.

Все вышеперечисленные организации сочли за честь принять Грига в свои ряды. В 1989 году Григ придумал и провел первый в Бергене национальный фестиваль музыки Норвегии. Этот фестиваль регулярно проводят даже сегодня.

Эдвард Григ написал немало очерков о своих современниках музыкантах. Он занимался развитием норвежской музыки, организовывал концерты. В 1907 году Григ вместе с женой поехал в турне, которое охватывало Норвегию, а также города Дании и Германии.

Важно знать! «Помимо продвижения музыки родной Норвегии, композитор старался поддерживать культурные связи с музыкантами со всего мира. Он считал, что у музыки не может быть территориальных границ, поэтому много путешествовал, обучался сам, и учил других глубже понимать музыку. Его деятельность, как дирижера, носила просветительский и наставнический характер».

Позже он собирался посетить и Англию. Ожидая парохода, Григ сильно заболел, жена уговорила его лечь в больницу, но было слишком поздно. После обострения болезни в 1907 году Эдвард Григ скончался. Дату его смерти – 4 сентября, объявили днем траура для всей Норвегии. Прах композитора погребли в скале возле его дома. Так была исполнена последняя воля великого музыканта Эдварда Грига.

Григ: особенности творчества

В настоящее время музыка Эдварда Грига столь же востребована, как и при жизни композитора. Ее исполняют в филармониях и концертных залах, используют, как заставку для популярных сериалов. Например, одна из его композиций включена в звуковой ряд сериала «Доктор Хаус».

Что Григ включал в свою музыку из фольклора? Там можно услышать известные напевы скальдов, мелодии пастухов, простые песни крестьян. Григ облагораживал музыкальный фольклор, делал его более понятным и многогранным.

Были в произведениях Эдварда Грига и норвежские танцевальные мотивы. Спрингар и халлинг тесно перекликаются с его работами. Фортепьяно служило композитору своеобразным личным дневником. Он писал мелодии о своей жизни, включал в музыку личные переживания, радости и потери.

Эдвард Григ горячо любил Норвегию. Он был покорен ее бытом, природой и культурой. Поэтому композитор стремился беречь фольклор своей страны, всячески культивировал народные песни, нес их в массы и в высший свет.

Эдвард Григ: наследие

Сегодня музыкальные темы Грига исполняются знаменитыми музыкантами, такими, как Лейф Ове Адснес. Произведения композитора включают в различные шоу и концертные программы. Многие фигуристы выбирают музыку Грига для выступлений. Работы композитора звучат со сцен, где ставятся мюзиклы и спектакли.

Дом, где последние годы проживал великий музыкальный деятель, теперь отдан под музей его имени. Там же установлена статуя музыканта. Компания Warner Bros. часто использует музыку из его пьесы «Утро» в качестве вступления к мультипликационным фильмам.

В 1970 году в честь композитора был поставлен отдельный мюзикл «Песнь Норвегии». В постановке-биографии была использована музыка Грига.

Композиции из сборников Эдварда Грига применяются в выступлениях групп, играющих в стиле хард-рок. Многие голливудские режиссеры включают работы Грига в свои фильмы.

Эдвард Григ – один из немногих композиторов, чья популярность после смерти только возросла. Невиданная слава пианиста и дирижера простирается далеко за пределы родной Норвегии. Его произведения узнаваемы и находятся на слуху у миллионов людей.

За что любят творчество норвежского гения? Возможно, за его легкость и простоту восприятия. Или за волшебные музыкальные переливы, напоминающие дуновения северных ветров, шум волн и шелест лесов. В любом случае, мелодии Грига не устаревают, и, по-прежнему, остаются актуальными.

Мир народного творчества стал для Эдварда Грига неиссякаемым источником силы, которая выразилась в его творениях. Лирические мотивы красной нитью проходят через все его работы, находя отражение, как в задорных и быстрых, так и в грустных произведениях композитора.

Слушать: Эдвард Григ



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама