THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одним из произведений, вошедших в цикл «Темные аллеи» И. Бунина, является «Кавказ». Этот рассказ - яркий пример необыкновенного художественного дара писателя. Удивительно, как в столь небольшом по объему произведении автор смог передать внутренний мир и душевное состояние совершенно разных людей. Познать настоящее мастерство русского художественного слова можно, совершив анализ рассказа Бунина «Кавказ» или любого другого творения из этого сборника.

Образ героя

Повествование ведется от первого лица, но имени главного героя читатель не знает. О нем, вообще говоря, почти ничего не известно. Кем является герой Бунина? Нет ни имени, ни других сведений. Понятно лишь, что он приезжает в Москву, где встречается с женщиной, с которой собирается отправиться на Кавказ.

Является обязательным на уроке литературы анализ рассказа Бунина «Кавказ». 8 класс - этап в школьной программе, когда ученик уже должен обладать определенными навыками и владеть основными понятиями, такими как композиция, сюжет, фабула. Однако стиль этого писателя и его манера изложения сложны для восприятия ученика. Анализ рассказа Бунина «Кавказ» в 8 классе включает характеристику персонажей, определение композиции и художественных средств. Но если в произведениях других представителей русского реализма сделать это относительно просто, то проза этого писателя создает в этом смысле определенные сложности.

На первом плане в рассказах Бунина - чувства, эмоции героев, страсти, которые движут их поступками. Эта темы была некогда заимствована русским писателем в творчестве немецкого автора Томаса Манна, но позже, проработанная в необыкновенном художественном стиле, приобрела неповторимые формы. Персонаж Бунина - человек, охваченный страстью. Пребывая в страхе быть обнаруженным, он останавливается в номерах незаметных гостиниц. Его действиями руководят чувства, но он не способен нести ответственность за свои поступки.

Героиня

Анализ рассказа Бунина «Кавказ» - это прежде всего характеристика всех его персонажей. О героине известно, что она бледна и взволнованна. Такой видит ее возлюбленный. Она посещает его тайно, и страх перед обманутым супругом отравляет ее счастье. Но, упоминая в разговоре мужа, она беспокоится лишь об одном - о возможной мести человека, который «ни перед чем не остановится, защищая свою честь». Только в последнем абзаце произведения становится ясен смысл этих слов, как и главная характерная черта героини, а именно эгоизм. Женщину не волнуют душевные переживания мужа, он для нее лишь препятствие ее любви и счастью.

Москва

Делая анализ рассказа Бунина «Кавказ», следует обратить внимание на пейзаж. Вначале это Москва. На столичных улицах льют холодные дожди; грязно, сумрачно и темно от черных раскрытых зонтов. Погода в Москве созвучна с внутренним состоянием героя. Он в предвкушении счастья, которое они вместе испытают вдалеке от мрачного на солнечном морском берегу. Но влюбленный опасается, что в последнюю минуту все планы расстроятся, обманутый муж узнает обо всем и не пустит ее. Рай на побережье пока слишком далек.

Сочи

Морской пейзаж описан автором более богатым в художественном смысле языком. Это следует учесть, делая анализ рассказа Бунина «Кавказ». Здесь и чинаровые деревья, и цветущие кустарники, и Писатель в ярких сочных тонах передает животный и растительный мир Сочи. Герои словно оказались в раю. Они проводят вместе время, наслаждаясь видом южного пейзажа. Они счастливы, что наконец вдвоем. Единственное, что может огорчить их, - это мысль о скором возвращении в Москву.

Антитеза

Эти два пейзажа создают четкое противопоставление. В Москве - холод и слякоть, в Сочи - солнце и тепло. Следует делать анализ рассказа Бунина «Кавказ» по плану:

  • характеристика героя;
  • образ героини;
  • Москва и Сочи;
  • гибель третьего персонажа.

Необходимо обратить внимание также на художественный язык. Москву автор изображает сухо, не прибегая к излишним описаниям. На сочинскую картину он не жалеет красок. И особенно яркая антитеза присутствует между рассказом главного героя и последним абзацем, в котором повествование ведется уже от третьего лица.

Он

Обманутый муж изображен сухо, вкратце: высокая фигура, офицерский картуз, узкая шинель. Таким видит его главный герой. Затем лишь местоимение «он». Ни слова о его душевных терзаниях и муках ревности. Только несколько строк о том, как он искал свою жену и, не найдя, купался в море, завтракал, пил шампанское, а потом... выстрелил себе в висок из двух револьверов. Сдержанный стиль, в котором Бунин изобразил последние минуты жизни этого человека, помогает в создании портрета. Обманутый муж - офицер. Все в жизни он совершает взвешенно и четко. И даже узнав об измене, он не предается безумию, не предпринимает попыток найти ее и расправиться. Он покончил с собой, но прежде побрился, надел чистое белье и белоснежный китель. Все это дает представление о человеке решительном и смелом, который является противоположностью главного героя.

Цели:

развивающая:

  • формировать исследовательские навыки учащихся;
  • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

  • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;
  • совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация , акустическая система.


Всеволод Рождественский

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональная настрой.

Видеоряд с музыкальным сопровождением. (1мин.)

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О любви)

Есть ли другое мнение?

Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. Если бы нам предложили “раскрасить любовь”, какие бы цвета вы использовали?

Спасибо, мне было интересно ваше мнение. Я вижу, что у вас это слово ассоциируется с яркими, светлыми красками.

2. Целеполагание.

А мы посвящаем наш урок теме любви в рассказе Бунина “Кавказ”.

(Появляется тема урока на доске) “..... любовь в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”.

Прочитайте тему. Что вас удивило?

Одно слово в теме пропущено. Его мы попытаемся восстановить в конце нашего занятия. Определите цель нашего урока, используя слова из формулировки темы.

Расширить знания о И.А.Бунине.

Выяснить, какую любовь изобразил Бунин на страницах рассказа “Кавказ” и с помощью каких средств воплощается авторский замысел.

3. Знакомство с личностью Бунина. Видеоролик.

А что вы уже знаете о Бунине? Что он за человек? (Ответы уч-ся)

Посмотрите фрагмент из фильма о Бунине, который делали мои ученики, и ответьте на вопросы:

1) Каким предстал перед вами И.А.Бунин? (I вариант)

2) Почему его сборник рассказов о любви называется “Тёмные аллеи”? (II вариант)

Произнесите словосочетание “темные аллеи”. Какие ассоциации оно вызывает? (Трагическая любовь, боль, трудная судьба, мука, безысходность, любовь, полная драматизма...)

Обобщение учителя. “Темные аллеи” здесь вовсе не значит “тенистые” – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. “Эта книга, - писал Бунин, - говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое оригинальное, что я написал в жизни”.

II. Исследовательская работа в парах.

А рассказ “Кавказ” открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за новеллой “Тёмные аллеи”.

Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ. А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.

Перед нами “любовный треугольник”. Встречались ли вы с подобной ситуацией в произведениях русской классики? (А.П.Чехов “О любви”).

В рассказе Бунина нет имён, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект. Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми?

Чтобы ответить на вопрос, поставленный вами в начале урока, заглянем в творческую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина и проведём исследование.

Ребята, есть ли среди вас любители литературы? Те, кто много читает? Для вас у меня приготовлено особое задание.

У всех остальных задание уже на партах. Работать вы будете в парах, а свои наблюдения вносить в специальные карты. (10 минут)

Задача вашей группы – дать характеристику герою (героине).

Порядок работы.

1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Составьте выступление по опорному тексту, вставляя необходимые слова на месте пропуска.

3. Выразительно прочитайте.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы идёте по тёмной аллее. Посмотрите направо....

2. Отчёт о проделанной работе.

а) Выступление 1-го ряда.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ЧТОБЫ ПРОЗВУЧАЛА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ И ЕЁ ВСЕ УСЛЫШАЛИ.

Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене “На вокзале”: Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу... И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, - “ледяная рука”.

Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.

б) Выступление 2-го ряда.

Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.

Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем

(Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает,– очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно.

Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.

в) Выступление 3-го ряда.

Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.

Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.

Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.

В финале рассказа происходит подлинная трагедия, трагедия обманутого мужа. Не потому ли этот финал отделён от основного повествования чертой – последней чертой (последней в буквальном и метафорическом смысле...).

В произведении Бунина есть ещё один главный герой. Читая рассказ, вы обратили внимание, что в нём много пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы?

Я предоставляю слово экспертам, у которых было индивидуальное задание.

Пейзаж в рассказе “Кавказ”

Эпизоды рассказа Описания природы (ключевые фразы) Чувства и настроение героев
Вечер в Москве накануне отъезда на юг. Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно. Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности...
Место, которое нашли герои для отдыха. Солнечно, душно; место первобытное... цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря... имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно... Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье... Но: ещё две-три недели - и опять Москва!
Южная ночь. На закате громоздились... удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;

НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались... удары грома...

Тревога, приближение беды

г) Выступление 4-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.

Казалось бы, план удался, влюблённые скрылись, ничто им не угрожает, счастье так возможно, так близко... НО согласятся ли с нами....... Можно ли сказать, что ничто не мешает переживать полное блаженство и счастье?

д) Выступление 5-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно почувствовать приближение беды, которая ожидает героев.

Первую пейзажную зарисовку можно назвать “Вечер в Москве накануне отъезда на юг”. Идут холодные дожди, грязно и сумрачно. Улицы мокро и чёрно блестели. Бунин называет этот вечер тёмным и отвратительным. Герои, собравшиеся на юг, в этот вечер чувствуют страх, тревогу.

Вторую пейзажную зарисовку назовём “Южная ночь. Приближение грозы”: Бунин пишет о страшных тучах, злобной буре, гробовой черноте лесов. Во всём предчувствие катастрофы.

Вывод: с помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и “нестерпимое сухое” солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Пейзаж в рассказе помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг неё – реальность, грозящая катастрофой.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Обобщение.

Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся)

Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)

- “Трагическая хвала сущему” - так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции.

Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

2. Творческая работа.

Я согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

Я не согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

А кто-то, может, даст своё определение любви, продолжив одну из фраз:

  • “Любовь – это...”,
  • “Любить – это...”,
  • “С любви начинается...”.

Дорогие ребята! Вы ещё молоды, у вас всё впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы “аллеи” вашей любви были самыми светлыми, красивыми и чистыми.

Прозаика и поэта И.А. Бунина называют ювелиром слова. Он был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Аристократ по происхождению, литератор вошел в историю как один из ярчайших представителей Серебряного века. В прозе он подобно живописцу рисовал картины жизни своих героев, пропитанные пейзажами и красотами родных пенатов. Ведь тема России и ее судьбы особенно остро стояла перед Буниным, проведшим в вынужденной эмиграции большую часть жизни. И многие произведения, принесшие ему известность и признание, были написаны именно на чужбине.

Впервые рассказ «Кавказ», который входит в знаменитый цикл «Темные аллеи», был опубликован в 1937 году. В то время Бунин уже давно жил за границей. В своих воспоминаниях он порой обижался на современников, которые скептически относились к его словам о выдуманности сюжетов произведений. И тому есть объяснение. Автор всегда описывал события удивительно реалистично, буднично и потому убедительно. Но в основе «Кавказа», однако, лежат события, имевшие место в жизни самого Бунина. Когда-то он уезжал из Москвы в Киев с одной замужней дамой. При этом, как и в рассказе, автор не признавался, то ли любовь это была, то ли связь. Финал истории трагичен.

К тому же на Кавказе Иван Алексеевич никогда не был. Но описание местных красот он осознанно сравнивал с мрачной осенней Москвой. Ведь личная жизнь писателя не складывалась безоблачно и гладко. А потому увядающая природа столицы и символизирует непостоянство, эфемерность человеческих чувств. Но наряду с этим детальное описание кавказских пейзажей напоминает о существовании любви, счастья и умиротворения.

Жанр, направление

Жанр произведения «Кавказ» — рассказ. Это короткая, лаконичная и лирическая история, что характерно и для других произведений цикла «Темные аллеи».

Направление в литературе — реализм. Автор стремился отразить действительность максимально полно и достоверно, все же прибегая к системе образов. Душевный мир героев он раскрывал через описание природы. Благодаря этому картина развития событий предстает перед взором читателя точной и выразительной.

Суть

В основе сюжета лежит любовный треугольник. Жена оставляет мужа-офицера и поездом уезжает с тайным воздыхателем на Кавказ. История рассказана от лица любовника. Описание пронизано его личными переживаниями, впечатлительностью и мнительностью. Тревожная натура в тревожном проявлении запретных чувств.

Муж женщины подозревает ее в измене, а потому отправляется следом, разыскивая ее на курортах, с которых она отправляла ему открытки. Не отыскав жену, но осознав ее обман, он застрелился, стремясь тем самым сохранить свою офицерскую честь.

Главные герои и их характеристика

  1. Герой-любовник , от лица которого построен рассказ, предстает в образе испуганного, взволнованного, но глубоко чувствующего человека. Он живет в тревожном предвкушении счастья со своей возлюбленной. Он замечает малейшие изменения в ее мимике, жестах и поведении, многое ранит его. Мужчина всем сердцем желает обрести с ней любовную гармонию, но признается себе, что эта любовь неправильна, запретна и осуждаема обществом. Не явно, но автор акцентирует внимание на том, что современный социум не способен принимать разные оттенки любви. А чувство это за редким исключением поддается анализу, потому весь внутренний мир героя пропитан тревогой и одновременно приятным ощущением надвигающегося счастья.
  2. Женщина-героиня не наделена именем, но буквально из первых же ее слов становится понятным, что для нее страшнее жизнь вдали от любимого, чем смерть от рук опостылевшего мужа. Она бросается во взаимное чувство, как в омут с головой, рискует своим положением, ставит на карту репутацию мужа-офицера и уезжает с любовником на Кавказ. Познать крупицы этого истинного и мимолетного счастья становится для нее превыше всего. Крупицы потому, что у любовников на время друг с другом есть лишь две-три недели, после чего им придется вернуться в серую Москву и погрязнуть в прежнем образе жизни. И женщиной руководит еще желание оставить сладостные воспоминания об отдыхе с любимым. Ровно до той поры, когда она вынуждена будет вернуться к мужу, ведь даже смерть ей не страшна.
  3. Муж героини, с ее реплик, выглядит деспотичным и самолюбивым. Он говорит: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!». Тем самым он пугает женщину, намекает на небеспочвенность своих подозрений в ее измене. Судя по всему, в союзе с ним она живет, как птица в золотой клетке, без любви и духовной близости, что только подталкивает даму внести изменения в свою жизнь. Но в конце рассказа муж путем самоубийства проявляет благородство. Ведь он мог, догадавшись о предательстве, свести счеты с любовником жены, но вместо этого предпочел уйти из жизни, тем самым даровав своей жене право на любовь и счастье и избавив себя от унизительного положения.

Темы

  • Любовь — основная тема произведений цикла «Темные аллеи». И в рассказе «Кавказ» Бунин хотел раскрыть грани этого чувства, показать ее важность в жизни человека. Более того, здесь автор подчеркивает, что любовь является смыслом существования, его основой и опорой. Но это чувство не всегда доставляет радость испытавшим его и, как следствие, не всегда приводит к обоюдному счастью. Однако писатель делится мыслями, что и счастье для каждого свое. Возможно, для мужа героини оно заключалось в стабильности его служебного и семейного положения, в верности супруги и постоянстве всех достигнутых жизненных целей. Но имитировать благополучие не все хотят и могут. Потому для женщины и ее любовника обретение любви и гармонии возносится на пьедестал.
  • Ревность . Бунин также отражает в теме рассказа пагубное влияние ревности и эгоизма. Питаясь ими, муж героини хочет насильно привязать ее к себе, подчинив тотальному контролю. Он прозревает не сразу, а уже на грани своего самолюбия.
  • Историзм . Конечно, исторический период написания рассказа диктует его героям правила жизни и каноны массовой идеологии по блокированию любых чувственных проявлений, не принятых в обществе. Этим выражается историзм рассказа, в котором отражены реалии изображенной эпохи.
  • Природа . Эта тема красной нитью проходит через весь рассказ. Душевное состояние героев ярко отражено в описании хмурой Москвы с целью подчеркнуть сердечные волнения любовников, их неуверенность в завтрашнем дне и тревожную вероятность разоблачения. Но осуществив побег, они окунаются в другую среду, совершенно непривычную для обоих. Подробное описание пейзажей Кавказа у автора не случайно. Это как способ для персонажей насладиться моментом счастья и растянуть его. Ведь они ощущают его непрочность и временность, но все равно видят его смыслом жизни.
  • Проблемы

    Проблематика рассказа «Кавказ» заключает в себе сложные жизненные вопросы, ответы на которые пытаются найти герои. Можно выделить морально-этические стороны и размышлять, укладываются ли в эти нормы поступки персонажей. Также значим психологический аспект, согласно которому любовники пребывают в постоянном ощущении опасности, тревоги, но и безоблачного счастья.

    Автор затрагивает в своем произведении вечные проблемы любви и ненависти, жизни и смерти, смысла жизни. Но основной проблемой остается все же преступная любовь, так как именно она связана с главной темой рассказа. Герои предлагают свой путь решения, позволяя читателю наблюдать возможный исход.

    Смысл

    Ради чего же Бунин написал свой рассказ «Кавказ»? Опять же, если доверять некоторым источникам, писатель на личном опыте имел связь с замужней женщиной. Но ему так и не довелось узнать, как сложилась дальнейшая судьба ее мужа. И беспощадный финал рассказа выглядит, как попытка домыслить развитие событий.

    Говоря об идее произведения, можно заметить, что автор вновь подчеркивает значимость любви в жизни человека. Но в контексте рассказа «Кавказ» он намекает, что выбор пути закреплен за каждым из нас, и цена счастья у каждого своя.

    Возможно, автор рассуждает, что, обрекая на гибель одного человека, достигнуть покоя с другим не получится. Муки совести рано или поздно проснутся. Но герои сделали свой выбор в пользу чувства, а в последствиях этого они могли видеть лишь угрозу собственной безопасности и утраты возможности быть вместе, но никак не гибель мужа-офицера.

    И.А. Бунин раскрыл в своем рассказе «Кавказ» трагедию любви, через морально-эмоциональный выбор героев, проиллюстрировав, как на фоне искреннего и светлого чувства двух влюбленных может разыграться личная драма одного обманутого и отвергнутого человека. Главная мысль произведения – указать на острые грани любовного конфликта, на то, как легко порезаться о страсти, пылающие в сердцах людей. И все же, несмотря на трагический финал, автор не перестает петь гимн любви, гимн чувствам, которые делают жизнь человека яркой, насыщенной и стремительной.

    Вывод

    Эгоизм порождает лишь ответное равнодушие. Автор показывает это на примере судьбы офицера. Он не соглашался мирно отпустить жену, видя и чувствуя ее отторжение. Их брак был обречен, но мужчина больше переживал за свою репутацию в обществе, чем за супругу, и за это был наказан. В ответ на его нежелание что-либо предпринять женщина идет на обман, предпочитая, как и он, следовать своим убеждениям и нуждам, пренебрегая интересами партнера. Увидев замкнутый круг безразличия, где он бегал за женой по курортам, офицер осознал свою ошибку, но не смог найти метода ее исправления.

    Автор учит нас быть чуткими по отношению друг к другу, учит идти не напролом, а на компромисс. В каждом конфликте есть разумное решение, просто нужно быть готовым поступиться чем-то своим ради блага окружающих людей. Этого умения не хватает многим, и его нехватка плачевно отражается на межличностных отношениях во всех сферах жизни.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовные треугольники непременно приводят к душевным мукам. Хорошо, если концовка будет не так трагична, как в рассказе И.А.Бунина «Кавказ».

Автор ведет повествование от первого лица любовника замужней женщины, не указывая никаких имен. Он называет себя вором и затворником, понимая низость своего поступка. Он не борется за любовь в открытую, предпочитая тайну.

Женщину Бунин характеризует мнительной и растерянной. Она боится мужа, называя его жестоким и самолюбивым. Нет ни одного слова о бывшей к нему любви. Скорее всего, офицера она не любила никогда: «…лучше смерть, чем эти муки…». У нее не хватило смелости во всем признаться, поэтому утопала во лжи, сбежав с любовником. Сочувствие и жалость к героине проявляется в момент спокойствия, когда «она радостно плакала глядя на…» стаю орлят. Она не вспоминала офицера и была счастлива.

Третий герой, казалось бы, играет второстепенную роль, пока в финале не стало известно, что именно муж - заложник несчастной трагической любви. В начале рассказа автор описывает его бесчувственным человеком с сильным характером: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!». В итоге он не может пережить предательство любимого человека.

Автор ни слова не говорит о чувствах офицера, но поступки явно указывают на преданность. Он везде искал любимую и, когда понял, что не найдет, «выстрелил себе в виски из двух револьверов». Почему Бунин подчеркивает, что именно из двух? Я думаю, что автор тем самым указывает на решительность офицера и боязнь промазать. Он решил прекратить свои душевные муки.

Этот герой противоречив. Его поступок можно рассматривать как действия не безумно влюбленного, а просто человека слова. Он пытался защитить свою честь мужа и не смог. Возможно, именно от безысходности он покончил с собой. Однако его прощание с супругой все-таки доказывает обратное: «целуясь с ней, крестя ее…». Он не хотел ее отпускать из-за сильной привязанности.

Особенность произведения в развязке. На фоне соединения влюбленной пары и мелких деталей описания их жизни, читатель забывает об офицере. Пока автор не сообщает, что педантичный, строгий мужчина, потеряв смысл жизни, прекращает свое существование.

Как расценивать его поступок? Слабость это или сила? Я симпатизирую мужу, и мне кажется, что он проявил силу характера. Он знал, что не сможет полюбить другую, и позволил любимой быть счастливой.
Отдельное место в произведении автор отдает описанию Кавказа: «место первобытное», «страшные тучи», «злобная буря», «чернота лесов», «быстро прыгала…прозрачная речка».

В рассказе И.А.Бунина «Кавказ» раскрывается проблема нравственного выбора людей и вопрос о цене счастья.

Человеческая трагедия в рассказе разыгрывается в курортном городе Сочи. Обманутый муж после безрезультатных поисков своей жены стреляет в виски в гостиничном номере.

Но об этом Бунин говорит не сразу. В основной части рассказа описываются любовники. Замужняя женщина уезжает из Москвы на юг якобы одна, но в поезде соединяется с любовником. Они рассчитывают прятаться в течение месяца, это не окончательный побег – только хотят провести время вместе, вдали от ее очень ревнивого и подозрительного мужа.

Бунин описывает их чувства («воровски остановился в незаметных номерах», «жил томительно, затворником», у нее «голос срывался», она была «взволнованная», это потрясало его «жалостью и восторгом»), мучения обмана (в поезде он немедля опускает занавеску, запирает дверь, он боится даже выглянуть в окно, а когда видит ее мужа «отшатнулся от окна, упал в угол дивана», она «совсем не могла обедать»), ненависть и отвращение к ее мужу, страхи («я должна быть страшно осторожна», «был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги холода»).

А потом романтические переживания их совместной жизни в хижине у моря, где все кажется им восхитительной негой, раем («горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно», «часть моря…лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте», «слышался…горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни», «раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»).

Героиня даже плачет, когда вспоминает, что это должно закончиться.

В то же время сильный контраст этому Бунин создал в конце, показав через какой ад должно быть прошел ее муж, когда не смог вынести бесчестия, моральных мук, оскорбления, убедившись в измене жены.

Для меня трагедия заключается в том, что героиня, любя «чужого» человека, настолько далека от собственного мужа, что совсем не понимает его, не догадывается, что он может убить не их, а себя. Она считает его жестоким, самолюбивым, думает, что он подбирал ключи к ее столу и угрожал ей.

Но следует обратить внимание и на то, что Бунин столь мало уделил внимания обманутому мужу: говорится только с каким внешним спокойствием и четкостью он проживает последний день – он очень прост и понятен, он не испытывает оттенков чувств.

Кажется, автор считает жизнь любовников более важной. Они идут на риск, чтобы недолго побыть друг с другом («лучше смерть, чем эти муки…»). Им даже все равно, что будет после, и они полностью отдаются своей в их понимании настоящей любви. Вместе с тем ее муж хоть и является высоконравственным человеком (по-видимому, он убивает себя, потому что не может найти негодяя и вызвать на дуэль) не понимает божественной цельности жизни с ее положительными и отрицательными моментами. Он не может пережить свою человеческую трагедию и совершает большой грех.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама