THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Проблемный урок по повести М.Горького «Фома Гордеев»
«Надо знать, для чего живешь»

Цель урока:
- нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького
«Фома Гордеев»;
- отражение исторической обстановки в повести Горького; картины
купеческой жизни;
- «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я
не должен быть»;
- развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать
выводы, обобщения, сравнивать.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!
Горький М. «Фома Гордеев»
Нет уж, я сам себе место выберу.
Горький М. «Фома Гордеев»

Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов,
определите цель урока.
(Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда
волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление
к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет
это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя
к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».
Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет
дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов
спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту,
которую показал Горький в пьесе «На дне»
-Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.
1 группа - гл.1 стр.47-49 (ученик Кузнецов)
- Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
- Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни,
отличительные черты характера) и о матери.
- Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?
Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили
они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним
развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо
всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его
сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко
всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло
на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.
Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
- Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни?
отец
- Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять
ее?
Уроки жизни?!

Отец
«Надо учить тебя «Ты им хозяин, они твои
жить» слуги, так и знай »

Зачитывают несколько правил, Каждый из группы зачитывает
данных отцом. по 1 поучению гл.(2,3 стр.26,27,
(Ответ учащихся) 29,30,37).
Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, - быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.
- В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили?
Пушкин А.С. «Капитанская дочка» - «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» - «копи копейку».
- Близка ли мораль Игната Фоме?
Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует (хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе.
Уроки жизни продолжаются.
- Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему
повернуть Фому? (крестный, Яков Маякин).
- Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему
«Буду я тебя, Фома, учить»
- гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
- Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
- Принимает ли Фома уроки жизни Якова?
-Отвергает
Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину,т.к. не принимает его жизненных принципов.
Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал.
Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то
большое.
4. Какое значение для понимания
- идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе
купца Кононова?
- Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
- Принесло ли это удовлетворение Фоме?
а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет
дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев –
личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском
«Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города.
Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.
б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли
правду приятно слушать? (нет)
Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а
не следует законам, их правде.
- Чему они учат?
к вопросу 4
Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-та тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.
5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых
людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
- Пытаются ли они научить Фому чему-то?
- Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у
него острый интерес.
- Рассказы о ровесниках Фомы.
Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он
пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему – то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается
найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
- Назовите их. Кто они?
(Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
- Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса
этого времени.
- Когда писалась повесть? Что это за время?
-1899 г.
Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).
Зачитать стр.89 «Практикум»
- Удалось ли Горькому показать такого человека?
- А почему?
(не учился, не читал, он ничего не делал)
- Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан?
Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.
- Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою
дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить
большую, яркую цель в жизни.
Домашнее задание:
1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению
к главному действующему лицу.
2. Роман «Мать» читать.

Приложение 1.

Уроки жизни?!

Отец
«Надо учить тебя жить»

Маякин
«Буду я тебя, Фома, учить».

Купцы «только мы и любим
порядок и жизнь»

Медынская
«Мы нашу жизнь
на свою колодку
должны делать»

Ежов
«Нужно жить
всегда влюблён
во что-нибудь н
доступное тебя».

Смолин
«Ты учишься плохо.»
«Перестань, голубчик! Что
ты, с ума сошёл?»

Коллекция сочинений: "Делу не хозяин, а лютый враг» (по роману "Фома Гордеев»)

Против всех, против фальши.

М. Горький

Ярко, с непримиримой ненавистью рисует мир "хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.

В романе "Фома Гордеев» Горький показывает пороки об­щества, разваливающие класс "хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса "хозяев»? Горький подробно рассматривает эту пробле­му и показывает на примере семьи Гордеевых.

Игнат Гордеев - основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех па­роходов. Это мощная и противоречивая личность.

В нем уживались будто сразу три человека: неистовый. и жадный до любого дела работник; "шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокой­но смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. Он не жаден до них, рас­суждая философски: "Волга дала, она же и забрала». Он по­нимает, что "дело - зверь живой и сильный, править им нуж­но умеючи». Игнат - хозяин, строящий дело.

Долгожданный же наследник - Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем много странного, не нуж­ного и лишнего для "хозяина жизни». Фома не понимает поль­зы учения, не хочет читать книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная смерть отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги.

Речи крестного Маякина о ценности денег не внушают ему доверия. Молодому человеку страшно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Деньги для него сродни обузе. Он го­тов тратить их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: "Человек разбился». Нет в нем "стержня», опоры.

Фома выступает "против всех... против фальши». Его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого Фо­мы. Он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.

Горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой Фомы нет никакой видимой цели. Он не знает, что хочет, а это страшнее всего. Капитан Ефим говорит про него: "И делу не хозяин, а лютый враг».

"Класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему гро­зит беда извне. Защищая капитал Игната Гордеева, дело жиз­ни приятеля, Маякин доводит его сына до "сумасшествия». Никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. Здесь правят деньги. Они Бог этого общества. Ради них эти люди - "столпы общества» - пойдут на любое преступление.

Фома оказался "лишним», и был выкинут из "общества дельцов» без всякого сожаления.

Горький показал в романе, что протест, даже самый иск­ренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.

Чтение произведения оставляет горькое чувство зря загуб­ленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что бла­годаря таким "безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.

«Романтизм в творчестве Горького» - Чувства. Роль пейзажа в произведении. Каковы черты романтизма. Черты романтизма. Горячее сердце Данко. Портрет героини. Что такое романтизм. Как выглядят люди. Песня о буревестнике. Композиция рассказа «Старуха Изергиль». Легенда о Моисее. Обратимся к финалу. Н.Е.Федосеев. Легенда о Данко. Буря. Гагары.

«Годы жизни Горького» - Несвоевременные мысли. Короленко. На дне. Максим Горький. Слава Горького. Песня о Соколе. Образ. Композиция «рассказа в рассказе». Тест. Лука советует Ваське Пеплу искать праведную землю в Сибири. Шум. Пьеса. Жизнь Клима Самгина. Раннее творчество Горького. Лойко Зобар. Алексей Максимович Пешков. Бубнов.

«Жизненный путь Горького» - Владелец красильного заведения. М.Горький. Дед был владельцем красильного заведения. Учились осознанно и правильно читать, составлять план для пересказа. 1. Детство. Словарная работа. Упражнение для глаз. Красильное заведение. Тема урока: Жизненный путь Максима Горького. 2. «В людях». Пересказ по плану всех пунктов плана.

«Повесть Детство Горький» - Праздничный вечер в доме Кашириных. Как восприняли ба- бушка и дед разоре- ние и нищету? Образ бабушки Алёши Пешкова. М.Горький. Дни нездоровья. Какой видит Алёша бабушку? Какой запомнилась вам бабушка Алёши? Пожар в доме Кашириных. Разорение и нищета. Повесть «Детство». В какой обстановке живёт бабушка Алёши?

«Старуха Изергиль Горький» - Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры? Легенда о Данко. Ценности М. Горького. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет? На что обречена Изергиль в конце жизни? Романтические произведения М. Горького. Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. Представления Ф. Ницше. В чем трагедия бессмертия Ларры?

«Легенда о Данко» - Обобщение урока. Урок литературы в восьмом классе. Вступление завязка кульминация развязка заключение. Гипербола сравнение повтор олицетворение эпитет метафора. Охарактеризуйте внешность старухи Изергиль. В жизни всегда есть место подвигам. Композиция легенды. Художественные средства языка. Расскажите краткое содержание легенды.

Всего в теме 42 презентации

Слайд 1

Максим Горький Имя при рождении: Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936)
Около 1900 года

Слайд 2

Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 3

Роман «Фома Гордеев» (1899)
В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 4

Наставления отца
Жалеть людей надо... это ты хорошо делаешь! Только - нужно с разумом жалеть... Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо. ... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса. Один, без дружбы, не проживешь... старайся дружить с теми, которые лучше, умнее тебя... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Хуже других в науке не будь… Бога и родителя - чти! ….одних книг мало: надо ещё уменье пользоваться ими… Этому надо учиться от самой жизни… Человек должен себя беречь для своего дела и путь к своему делу твердо знать... ….Ты в грехе, ты и в ответе… Живи честно и твёрдо…Чужого не желай, своё береги крепко…

Слайд 5

Наставления Якова Маякина
Ты живи себе безбоязненно и делай то, к чему назначен. А человек назначен для устроения жизни на земле… … никто, брат, себе в убыток не действует, ежели он умный... ...Зачем нам дом чинить, ежели не мы в нем жили и не наш он есть? Не умнее ли это будет, ежели мы станем к сторонке и будем до поры до времени стоять да смотреть… Жизнь…очень просто поставлена: или всех грызи, иль лежи в грязи… …Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 6

Любовь Маякина о смысле жизни
…с каждым днем я всё больше убеждаюсь, что жить - трудно... Что мне делать? Замуж идти? За кого? За купчишку, который будет всю жизнь людей грабить, пить, в карты играть? Не хочу! Я хочу быть личностью... я - личность, потому что уже понимаю, как скверно устроена жизнь. Учиться? Разве отец пустит... Бежать? Не хватает храбрости... Что же мне делать?
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 7

Растёт у меня в душе что-то…
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Долги платить надо… Видимый суд нужен…Чтобы понимать людям… А какая от них (деньги) радость человеку? За глаза – не ругайся – а ругайся – в глаза прямо…
- Таракан ползёт – и то знает, куда и зачем ему надо, а ты – что? Ты куда?.. Разве человеку с душой можно жить так, как ты живёшь? В душе – огонь горит…стыд в ней… И я тоже чувствую – растёт у меня в душе что-то…Против всех! … Против фальши!..!
Гордеев и Маякин
Гордеев и Саша

Слайд 8

Где же мое место?
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. Шум вокруг него вызывал и в нем желание кричать, возиться вместе с мужиками, рубить дерево, таскать тяжести, командовать -заставить всех обратить на себя внимание и показать всем свою силу, ловкость, живую душу в себе. Но он сдерживался и стоял молча, неподвижно: ему было стыдно. Он хозяин тут над всеми, и если примется работать сам -никто не поверит, что он работает просто из охоты, а не для того, чтоб подогнать их, показать им пример... "Где же мое место? - угрюмо думалось ему. - Где мое дело?.."

Слайд 9

Нужно такую работу делать…
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Добежав до ручки ворота, он с размаха ткнулся об нее грудью и, не чувствуя боли, с ревом начал ходить вокруг ворота, мощно упираясь ногами в палубу… Первый раз в жизни он испытывал такое одухотворяющее чувство и всей силой голодной души своей глотал его, пьянел от него и изливал свою радость в громких, ликующих криках в лад с рабочими… - Нужно такую работу делать, -говорил он, двигая бровями, - чтобы и тысячу лет спустя люди сказали: вот это богородские мужики сделали... да!..

Слайд 10

Душа у меня болит!
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Фома чувствовал, что вновь возникающее возбуждение недолго продержится в нем. Какой-то червь сосал его сердце… - Коли тошно -значит, хочется чего-нибудь... Чего тебе надо? - Не знаю я! - грустно качнув головой, ответил Фома… - Кутить я не хочу... Всё одно и то же: и люди, и забавы, и вино... Злой я становлюсь -так бы всех и бил... Не нравятся мне люди... Никак не поймешь -зачем живут?
…трудно говорить так, чтобы понимали тебя... трудно!
- Душа у меня болит! - …И оттого болит, что -не мирится!

Слайд 11

Но вырваться из пут своего богатства он не мог…
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Так жил Фома день за днем, лелея смутную надежду отойти куда-то на край жизни, вон из этой сутолоки. …ему хотелось кричать, выть зверем, испугать всех людей - остановить их бессмысленную возню, влить в шум и суету жизни что-то свое, сказать какие-то громкие, твердые слова, направить их всех в одну сторону, а не друг против друга… Он представлял себя вне котловины, в которой кипят люди; он видел себя твердо стоящим на ногах и - немым. Он мог бы крикнуть людям: "Как живете? Не стыдно ли?" Но если они, услыхав его голос, спросят: "А- как надо жить?" Он прекрасно понимал, что после такого вопроса ему пришлось бы слететь с высоты кувырком, туда, под ноги людям, к жёрнову. Желание свободы все росло и крепло в нем. Но вырваться из пут своего богатства он не мог… …понимал, что старик теснит его затем, чтоб поворотить на свой путь. … потом он помирился с этим и продолжал свою бесшабашную, пьяную жизнь,

Слайд 12

Что нужно делать, чтобы собой быть довольным?
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
- …что нужно делать, чтобы спокойно жить... то есть чтобы собой быть довольным. - Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь не доступное тебе... Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху... - Здесь двое нас... отверженных от жизни... Мы оба хотим... одного и того же... внимания к человеку... счастья чувствовать себя нужными людям...
Гордеев и фельетонист Ежов

Слайд 13

Обманщики…
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Их было человек тридцать, все солидные люди, цвет местного купечества… Вот Луп Резников, -он начал карьеру содержателем публичного дома… Кононов, лет двадцать назад, судился за поджог, а теперь тоже состоит под следствием за растление малолетней… …Среди этих людей нет почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного... …Многие из них в ссоре друг с другом, все не дают пощады один другому в боевом торговом деле, все знают друг за другом нехорошие, нечестные поступки... Но теперь…они слились в плотную, темную массу и стояли и дышали, как один человек… "Обманщики..."-думал он, ободряя себя.

Слайд 14

Что вы сделали?
Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек! Вы не жизнь строили- вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Есть у вас совесть? Помните вы бога? Пятак - ваш бог! А совесть вы прогнали... Чужой силой живете... чужими руками работаете!
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

Слайд 15

Я пропал... знаю
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Фома замолчал. Всё, что он сделал, - ни к чему не повело, его речи не пошатнули купцов… Они спокойны, тверды, относятся к нему как к буяну и что-то замышляют против него… - У меня сердце изболело... я правду чувствовал! - Я пропал... знаю! Только - не от вашей силы... а от своей слабости... да!... Я пропал -от слепоты... Я увидал много и ослеп...

Слайд 16

Прошло года три
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы
Недавно Фома явился на улицах города. Он какой-то истертый, измятый и полоумный. Почти всегда выпивши, он появляется - то мрачный, с нахмуренными бровями и с опущенной на грудь головой, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Иногда он буянит, но это редко случается. Живет он у сестры на дворе, во флигельке... Знающие его купцы и горожане часто смеются над ним. Идет Фома по улице, и вдруг кто-нибудь кричит ему: - Эй ты, пророк!

Слайд 17

Темы для сочинения
Всегда ли наставления отца позитивны? Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга «Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»? Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Роль родительского наставления в жизни человека.
Иванова А.В. УКП при ИК-2 с.Талицы

30.03.2013 17358 0

Уроки 17–18
роман Горького «Фома Гордеев»:
проблемы и герои

Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. – № 7. – 2006).

Цели : обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.

Ход уроков

Класс разбит на четыре группы, две из которых – группы игроков, одна группа – исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).

I. Предварительное задание.

1. Подумайте над вопросами:

– Каким человеком был отец Фомы?

– В чем состояла суть отцовской науки?

– Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?

– Какова жизненная философия Якова Маякина?

– Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.

– Как складывается судьба Фомы после смерти отца?

– Почему Фома не пошел по следам отца?

2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.

На доске (эпиграфы):

Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.

Нет уж, я сам себе место выберу.

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

1-я страница. Сын своего отца.

Учитель . В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».

Вопросы командам .

1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» – часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

Назовите отцовские наставления:

– ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;

– ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;

– ум имей хоть маленький, но свой;

– нужно с разумом жалеть... и т. д.

Таким образом, главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина (Грибоедов. «Горе от ума»); уроки чести офицера Гринева (Пушкин. «Капитанская дочка»); отцовские наставления Чичикова (Гоголь. «Мертвые души»))?

4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

– Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).

– Пренебрежительное отношение к бедным.

– Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).

– Странности характера (мечтательность, «самокопание»).

– Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).

Обобщение . Фома – белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».

2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»

Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.

Вопросы командам .

1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?

«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь – будешь жить без ошибок».

– Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

2. «А умен... умнее отца... умнее, но – хуже», – думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?

3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова?

Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.

5. Каким в словах Фомы предстает купечество?

3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)

Учитель . В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?

Группы готовили по 2 сообщения (на 2–3 минуты):

1. Люба Маякина.

2. Африкан Смолин.

3. Тарас Маякин.

4. Николай Ежов.

Обобщение учителя . Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».

Ежов – пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.

Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Мечется в поисках людей , которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.

4-я страница. Возможное будущее Фомы.

Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.

Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.

5-я страница. Анализ языка романа.

Учитель . Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?

Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:

– Совесть непобедима лишь для слабых духом.

– А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

– Правду только подслушать можно.

– Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.

6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.

Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).

Вопросы к командам игроков.

1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?

3. С кем из героев можно сравнить Фому?

II. Подведение итогов турнира.

Слово дается экспертам.

Домашнее задание. (Эту работу можно провести и в классе, если останется время.)

Учитель . Этот роман, как и все произведения Горького, многогранен по проблематике. Закрывая последнюю страницу, вдумчивый читатель задает себе не один вопрос. Вот и вы ответьте на один из них: «Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?» (Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой. Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное себе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху.)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама