THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по литературе

на тему: Роль эпилога в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Выполнила ученица

10А класса

Фролова Дарья

Введение

Лев Николаевич Толстой -- художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении - "Война и мир". На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться "русским духом", патриотизмом, истинной народностью, а не той суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа "Война и мир" приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам -- читателям XXI. Но истинный художник предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. "Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим", - говорил Л.Н. Толстой.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В романе Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, он логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов “Война и мир”. В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.

Первая часть эпилога богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Она содержит в себе лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Писатель показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Пьер стал прекрасным мужем, семьянином и, по мнению Толстого, настоящим человеком. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая уютная семейная жизнь? Занятия поместьем? Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ: Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием героя в политическом кружке. Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими”.

В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же "срывается", именно Мария помогает мужу обрести душевное равновесие.

Меня удивил образ Наташи. Она стала сильной, мудрой. К этому моменту она уже имела трех дочерей и сына. Героиня пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: "Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно". Она совсем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой в начале романа представляет нам Толстой. Смысл жизни Наташи -- в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам писатель.

Но не только о ценностях семьи говорит Толстой. Писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге -- конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, вечная ценность семьи и воспитания детей.

Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует.

Во второй части эпилога Толстой задается более глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”.

Совсем другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, человек -- лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки -- осознать правила игры и следовать им и в конечном итоге оказаться в числе победителей, а в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им.

Заключение

В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману "Война и мир" явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы композиции в романе. Исследование системы рассказчиков, используемой в нем. Романтические мотивы произведения. Экспозиция, кульминация, развязка и эпилог в создании образа главного героя. Развитие действия в раскрытии внутреннего облика Печерина.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2015

    История и описание сюжетных линий романа Пушкина "Пиковая дама", возможности их интерпретации. Исследование данного произведения многими российскими литературными критиками. Сказка Томского и место данного эпизода в романе. Германн и его роль в сюжете.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Тема "маленького человека" в романах Достоевского.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Выявление специфики жанра литературной сказки в творчестве писателей-романтиков XIX в. Рассмотрение сюжетных линий, персонажей, соотношения реальности и ирреальности в произведении, проявления авторской позиции. Роль сказочных героев в произведении.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Поиски идиллии Львом Толстым на протяжении творческого пути от повести "Детство" к роману "Война и мир". Осмысление дома в парадигме семейно-родственных отношений. Доминантная роль идиллического начала в романе "Война и мир". Лишение смерти трагичности.

    статья , добавлен 25.06.2013

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

    сочинение , добавлен 16.10.2008

    Образ Наташи Ростовой в романе: описание внешности, черты характера в начале произведения и в эпилоге, необычайная бурная жизнь души, борьба и постоянное движение и изменение. Первый бал Наташи, его значение в произведении. Участие героини в войне.

    презентация , добавлен 30.06.2014

    Сущность индивидуального авторского стиля, его проявление в научных и художественных текстах. Анализ жанровой специфики, сюжета, времени и пространства, основных персонажей, образов, мотивов и стилевых особенностей произведения "Шелк" Алессандро Барикко.

Сочинения по литературе: Роль эпилога в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Мысли мои - плод всей умственной работы моей жизни... Л. Толстой Лев Николаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении «Война и мир». На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах.

В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не той наносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир» приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Но истинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим... Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни.

То же с целями исторических лиц и народов». Разворачивая огромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешно ведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленное количество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешное повествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает о дальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь не останавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, а не наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней.

В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность, доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается», именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие. Но не только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года.

Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей.

Рассуждая в эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилоге приступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины - матери и хранительницы домашнего очага. Без fl Г0 не был бы понятен образ «опустившейся» Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая ли женщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, тобовь, общественную роль человека в жизни страны. В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью.

Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

Роль эпилога в романе “Война и мир” достаточно велика, без него произведение не имело бы полной законченности, он завершает каждую сюжетную линию, подводя итоги судеб героев. Это структурная часть композиции содержит огромное количество гениальных философских изречений, которые автор очень гармонично вплетает в канву произведения.

Судьба героев

Эпилог был необходимостью в смысловом плане произведения, он раскрывает те “плоды”, которые принесли поступки персонажей в их судьбу. Особое внимание автор уделяет обновлённым семьям Безуховых (Наташа и Пьер) и семье Ростовых (Мария и Николай). Автор описывает события 1821 года, война позади и герои живут мирной жизнью.

Вечно ищущий Пьер наконец нашёл успокоение в семейной жизни, в чувствах к Наташе, в заботе о детях. Он не перестал мыслить и тянуться к самосовершенствованию, его влечёт общественная деятельность, в герое формируется будущий декабрист. Несомненно Безухов будет участвовать в восстании, он не сможет остаться в стороне, такова уж натура героя. Наташа, его супруга, обрела своё счастье после многочисленных испытаний судьбы, потерь именно в союзе с Пьером.

Она поддерживает супруга во всех начинаниях, наслаждается материнством и семейными узами. Образ Ростовой закончен именно благодаря эпилогу, в нём автор раскрывает её предназначение – материнство (у пары четверо детей). Автор рисует свой идеал женщины, которую видит матерью, хранительницей уюта и семейных уз. Наташа Ростова “раздобрела”, её уже не узнать, материнство и замужество изменило героиню и внутренне и внешне.

Война и личность человека

Л. Н. Толстой размышляет о роли личности в истории, о том, насколько один человек способен изменить её ход. Его интересует личность императора Александра 1 и великого французского полководца Наполеона. Вывод к которому приходит автор: все события истории и их оценка субъективны, только время, смена эпох даст ответ, добро или зло принесло то или иное событие.

Человеческому разуму не дано понимание событий, которые являются судьбоносными для истории государства, есть нечто сильнее и мощнее человеческого разума, именно это управляет человечеством. Автор высказывает следующую мысль: “Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни”. Таким образом, вторая часть эпилога, вполне самостоятельное композиционное целое, его смысловое наполнение не связано с сюжетом “Войны и мира”. Оно по своей законченности и отдалённости от проблематики произведения претендует на отдельное художественное целое. Если воспринимать эпилог как структурную часть, в которой содержится основная мысль произведения, последующие события из жизни героев, их судьба, то его вторая часть содержит основное идейное ядро.

Значение эпилога

Важно подчеркнуть, что именно наличие эпилога в романе-эпопее даёт возможность автору обобщить свои представления о семейных ценностях, о тех событиях, которые произошли в России за то десятилетие, которое прошло после войны 1812 года. Автор окунается в философские размышления о политических переменах этого периода, увековечивает историю, глазами своих персонажей. Его личная оценка многих событий просматривается в определённых мыслях, ведь Л. Н. Толстой попытался охватить переломный момент в истории Родины, изобразить его максимально правдиво, многосторонне, разнопланово, показать итог.

Важна мысль автора о “законах необходимости”, которые двигают исторические события, именно они причина тех или иных последствий. Человек, по мнению автора, “пешка”, он должен принять и понять эти законы, иначе сопротивление судьбе будет приносить боль, разочарование, разрушительные последствия.

В нашей статье содержится материал, который может быть полезен при подготовке к сочинению “Роль эпилога в “Войне и мире””.

Тест по произведению

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа.

В произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, эпилог логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов Война и мири Преступление и наказание.

В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.

Прямо противоположным образом строит свой эпилог в Преступлении и наказании Достоевский фактическое описание жизни героев тесно, буквально неотделимо связано с его философской концепцией. Так, например, реальное описание сна Раскольникова на каторге о трихинах (страшных вирусах гордыни и честолюбия), погубивших все человечество, одновременно является показом гуманистических убеждений Достоевского раскаяние Раскольникова в его преступлении, в неверии в Бога отражает стремление к Богу самого Достоевского установившиеся отношения Сони и Родиона провозглашают идеал человеколюбия Достоевского.

Нельзя сказать, что первая часть эпилога Войны и мира не содержит авторской позиции. Напротив, первая часть эпилога так же богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Но, в отличие от второй части и в отличие от эпилога Достоевского, первая часть содержит лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Так, Толстой показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Пьер стал прекрасным мужем, семьянином, настоящим человеком, приятным и даже необходимым в общении. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальшеТихая уютная семейная жизньЗанятия поместьемНет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием Пьера в политическом кружке. (Как мы понимаем, Пьер станет декабристом, примет участие в восстании на Сенатской площади.) Так Толстой доказывает нам, что люди, как реки, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их вполне хорошими. Удивляет нас в эпилоге образ Наташи, ставшей сильной, мудрой, плодовитой. Она совсем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой мы видим ее в начале романа. Смысл жизни Наташи в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам Толстой. Николай Ростов - вполне добропорядочный средний человек, привыкший подчиняться и не сомневаться. Марья Болконская (теперь уже Ростова) находит свое счастье в семье. Младший Болконский, Николень-ка, только начинает жить, и мы надеемся, что он гак же достойно пройдет свой жизненный путь, как и его отец.

Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует.

Как в Войне и мире, так и в Преступлении и наказании практически все выражение философской концепции авторов сосредоточено в эпилоге. Рассматривая концепции Достоевского и Толстого, нетрудно заметить, что их с трудом удается сопоставить либо противопоставить. И неудивительно авторы рассматривают и разрешают разные философские вопросы.

Достоевского интересуют проблемы добра и зла, сущности человека, падения и возрождения души человека. Его позиция - гуманизм, любовь к человеку, кто бы он ни был. Поэтому он дает возможность своему грешному герою, Родиону Раскольникову, прозреть и ужаснуться содеянному, поверить в любовь и возрождение своей души. Поэтому роман заканчивается фразой Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью...

Толстой же, в отличие от Достоевского, задается более глобальной проблемой Что движет миром, его историей? И дает на него ответ Законы необходимости. Его позиция - фатализм.

Несмотря на разницу в подходах писателей, есть философские вопросы, на которые они оба дают ответы. Одним из таких вопросов является вопрос о роли человека в окружающем его мире.

Как Преступление и наказание, так и все другие произведения Достоевского посвящены изучению сущности человека, и уже в этом проявляется то, что Достоевский отводит человеку ключевую роль в мироздании. Примеры из Преступления и наказания тому подтверждения. Это человек-то вошь!?- восклицает Соня, которая в данном вопросе выражает авторскую позицию. Все положительные герои Преступления и наказания стоят на позициях человеколюбия, и лишь после принятия этой позиции способен возродиться Раскольников.

Совсем другую роль отводит человеку Толстой по его мнению, человек лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки осознать правила игры и следовать им (и в таком случае оказаться в числе победителей-праведников), в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им (Кутузов).

Очень интересны предпосылки, которые приводят великих писателей к мысли о равенстве всех людей Достоевский ценит каждого человека столь высоко, что ничто не может превзойти этого человека в глазах писателя (поэтому все люди индивидуальны, все люди равны как божеские творения). Толстой же утверждает, что каждый человек (даже Наполеон) беспомощен перед судьбой, и поэтому все люди равны.

В эпилогах окончательно проясняется взгляд писателей на Бога. Достоевский никак не упоминает Бога в связи с фактическими происшествиями, не утверждает его влияния на судьбы людей. Однако все положительные герои Преступления и наказания набожны (включая исправившегося Раскольникова). И притча о.воскрешении Лазаря проходит лейтмотивом через весь роман. Достоевский ценит христианскую религию за ее человеколюбивые заповеди, которые совпадают с его философскими убеждениями.

Отношение Толстого к Богу куда более сложно. Это - отрицание Бога общепринятого, с одной стороны, и в то же время - одобрение веры в Бога как в высшее провидение (оно же - законы необходимости). Примером одобрения такой веры служит образ Пьера Безухова, после долгих скитаний и испытаний пришедшего к Богу.

Как видно из вышесказанного, в эпилогах обоих произведений авторами разрешаются многие важнейшие философские вопросы, которые было бы проблематично разрешить по ходу произведения.

Безусловно, в эпилоге Войны и мира представлена более широкая философская позиция, чем в эпилоге Преступления и наказания. Отличие эпилога Толстого и в том, что для подтверждения своей позиции во второй части эпилога он не использует сюжетного материла своего произведения, а пользуется вновь придуманными аргументами. Особо следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное произведение, роль которого сравнима с ролью основной части Войны и мира.

Таким образом, мы видим, что в обоих произведениях эпилоги играют огромную роль, завершая сюжетную линию и показывая философскую концепцию авторов. Кроме того, в Войне и мире вторая часть эпилога служит доказательством философской концепции Толстого, и ее значение сравнимо со значением основной части романа.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В произведении Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, эпилог логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей.

Первая часть эпилога содержит лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Так, Толстой показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими”.

Рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога, Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует. Толстой задается более глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей? ” И дает на него ответ: “Законы необходимости”. Его позиция - фатализм. Толстой отводит человеку определенную роль: по его мнению, человек - лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки - осознать правила игры и следовать им (и в таком случае оказаться в числе победителей-праведников), в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно.

Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им (Кутузов).

Во второй части эпилога Толстой не использует сюжетного материала своего произведения, а пользуется вновь придуманными аргументами. Особо следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное произведение, роль которого сравнима с ролью основной части “Войны и мира”.

Таким образом, мы видим, что в произведении эпилог играет огромную роль, завершая сюжетную линию и показывая философскую концепцию автора. Кроме того, в “Войне и мире” вторая часть эпилога служит доказательством философской концепции Толстого, и ее значение сравнимо со значением основной части романа.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама