THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1. Ктулху был, есть и будет.
Это немного студенистое, покрытое чешуей существо. У него человекоподобное тело, голова со множеством щупалец и рудементарными крыльями. Он описывался, как «ходячая гора» из-за своего огромного роста.

Ктулху существует.
Это неоспоримый факт. Существуют пять основных доказательств его существования.

В природе происходит зохавание. Ничто не может начать зохавываться само по себе, для этого требуется внешний источник зохавания. Бесконечный поиск источника предыдущего зохавания бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого зохавания, не будучи само по себе зохавано ничем иным. Это и есть Ктулху.

Каждое зохавание имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмысленен. Следовательно, должна существовать «беспричинная причина», первопричина всего последующего зохавания. Это и есть Ктулху.

Все предметы мира находятся во взаимосвязи и взаимозохавывании друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимозохавыванииии. Однако бесконечный поиск предшествовавших друг другу взаимозохавываний и взаимосвязей бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно незохавываемое и совершенно самодостаточное. Это и есть Ктулху.

В окружающем мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание сложности строение последовательно зохавывающих друг друга предметов и существ (например, от морковки до кролика, от кролика до человека), нескончаемое всеобщее стремление к совершенному зохаванию. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенно зохавывающее, являющееся источником всякого зохавывания. Это и есть Ктулху.

В окружающем мире наблюдается определённый порядок и стройность зохавывания, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего зохавывающего начала, установившего этот порядок. Это и есть Ктулху.

Немного истории:
По «Некрономикону» и другим книгам мы узнали наиболее точную историю появления всего, что связано с Ктулху.
Мир был создан Старшими Богами, а Старцы, поселившиеся здесь, создали формы жизни, в том числе человека и обезьяну (в качестве развлечения). В числе Древних был Великий Ктулху. От начала сотворения мира прошло около 7 веков, когда Старшие Боги узрели бесчинства Древних. В гневе Своем Старшие Владыки схватили Древних посреди Их бесчинств и сбросили Их с Земли в Пустоту за гранью миров, где царит хаос и изменчивость форм. И возложили Старшие Владыки на Врата Свою печать, сила которой не уступит натиску Древних. Тогда Великий Ктулху поднялся из глубин и обрушил свою ярость на Стражей Земли. Но Он был заточен Старшими Богами в, тогда ещё не подводном, городе Р’льех. Теперь Ктулху лежит мёртвый в вечном сне.
Но «не мертво то, что в вечности живет, со смертью времени и смерть умрёт.»
Лежа в вечном сне, Великий может влиять на разум людей. Но из-за толщи воды Он может влиять лишь на сновидения.
Примерно через два миллиона лет Ктулху проснется от вечного сна и уничтожит Землю. Время это легко будет распознать, ибо тогда все люди станут, как Великие Древние, дикими и свободными, окажутся по ту сторону добра и зла, отбросят в сторону законы и мораль, будут кричать, убивать и веселиться. Тогда освобождённые Старшие Боги раскроют им новые приёмы, как кричать, убивать и веселиться,наслаждаясь собой, и вся земля запылает всеуничтожающим огнём свободы и экстаза. Культисты стараются приблизить приход Ктулху, веря в то, что они не будут уничтожены, а перейдут в состояние так называемой аннигиляции или фаны (в суфийском мистицизме). Во время аннигиляции человек сбрасывает с себя оковы материи и поглощается Пустотой. Далее он выходит за пределы Пустоты.
Все должны поклоняться Великому Ктулху, ибо Его приход — конец человечества, а Он решает, когда концу наступить.
Также необходимо произносить мантру, единственную в своём роде: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов, следует понимать как «В своём чертоге в Р’льехе мертвый Ктулху грезит и ждет».
Из этой мантры можно взять фразу «Ктулху Фхтагн», что переводится, как «Ктулху спит и грезит во сне», а фраза означает уважение и поклонение Великому.
Ещё культистам необходимо было приносить жертвы, но со временем это утратило свою ценность.

Чем плохи другии религии, религиозные конфессии и культы:
1)Большинство традиционных религий надоели и опротивели.
2)Все религии дискредитировали себя всякими инквизициями, погромами, перманентным облапошиванием населения, сотрудничеством с
агрессивными социальными институциями.
3)Все религиозные культы обещают хорошее, но этого еще никогда не происходило.
4)Большинство религиозных культов имеют традиционную географическую привязку.

Чем хорош культ Ктулху:
1)Культ Ктулху не имеет недостатков, свойственных другим религиям.
2)Культ Ктулху основан на Откровениях великих Пророков.
3)Культ Ктулху обладает совершенной утешающей мощностью, так как все несправедливости и лишения теряют своё значение в связи с тем фактом, что Ктулху придет.
4)Культ Ктулху обладает абсолютной объединяющей силой. Войны и конфликты становятся необязательными, ведь независимо от того, кто победил - Ктулxу придет и уничтожит всех, кроме культистов, которые перейдут в состояние аннигиляции. Но это не лишает их (войн) простой радости пролития рек крови своих врагов.
5)Культ Ктулху доступен всем пластам населения вне сословных или географических различий.

Старшие Боги поселили нас здесь. Но задолго до нас здесь жили Древние. После 700 лет бесчинств Древних на Земле Старшие Боги узрели их и сбросили всех в пустоту за гранью миров. Но Они сбросили всех кроме Старцев и Ктулху. Старцы уеденились на Хребтах Безумия в Антарктиде. Ктулху же Они заточили в Р’льехе. Ктулху очнется от вечного сна и Старшие Боги вернутся. И весь мир запылает огнём свободы и экстаза.

2. Неизвестно, когда точно появился культ, известно только, что он был, есть и будет. Культ этот никогда не прекратится, а сохранитсядо тех пор, пока звёзды вновь не займут удачное положение, и тогда тайные жрецы подымут Великого Ктулху из его могилы, чтобы оживить Его подданных и восстановить Его власть на Земле.

3. 6 февраля 2007 года появилась первая запись в группе в социальной сети ВКонтакте. За эти годы в ней набралось участников. Также за это время в различных социальных сетях стали появляться другие группы, такие, как культы Ктулху, Дагона, Древних и т.д.

5. Настоящим культист становится после 19 лет, когда основное обучение завершено, служба в армии окончена, а работа ещё не выбрана. Тогда же перед ним встаёт выбор: быть культистом дальше или бросит это дело и стать нормальным человеком. Некоторым удаётся совмещать культ и работу. Это удаётся благодаря свободности культа, что не очень-то хорошо.

Давайте рассмотрим вопрос о том, кто такой Ктулху? Ктулху - это божество, относящееся к роду древних, впервые он встречается у писателя Говарда Лайкрафта. В своих книгах он описывает это существо, спящее на дне Тихого океана. Внешне Ктулху - это смесь человека, дракона и осьминога. Его тело покрыто чешуей, на спине - зачатки крыльев, а голова усеяна щупальцами. Своими гигантскими размерами Ктулху подобен огромной горе.

Ктулху обладает возможностями проникать в человеческий разум и управлять им, но учитывая, что находится чудовище под водой, то его суперсилы теряют свою мощь, но тем не менее он может проникать в сны людей. Вот мы познакимолись с его образом и знаем, кто такой Ктулху - это зеленое существо, напускающее кошмары в сновидения людей.

Еще существует культ поклонения Ктулху, и его приверженцы разбросаны по всей земле. Жертвоприношения, пляски и сумасшедшее поведение - неотъемлемые атрибуты оккультного поклонения Учитывая популярность этого древнего божества, возникли многие направления, где использован его образ, например - игры. Карточная Ктулху использует все основные направления оккультизма: в ней присутствуют сражения, сектанты, обьясняется, кто такой Ктулху. Но все это подано в шутливой атмосфере, и у этой игры великое множество поклонников.

Рассмотрим еще вопрос о том, какое распространение Ктулху приобрел среди пользователей интернета. Это и анекдоты, и устрашающие истории, и собственный смайл - (;,;). Кто такой Ктулху на данный момент - это интернет-мем, который преобразовали в концентрацию злобы и негатива, придумав не свойственные для него действия, например, пожирание мозгов, хотя оно более свойственно зомби, чем подводному чудовищу.

Стоит упомянуть еще одну настольную игру, в которой также объяснятся, кто такой древний бог. Это «Зов Ктулху», игра, в которой можно бороться за фракции людей и фракции монстров. Игра - живая, то есть в нее можно добавлять новые карты, создавая новые вариации. Ктулху в ней является главным оружием, самым мощным и непобедимым.

И еще один интересный момент. Когда в 2006 году на пресс-конференции Владимиру Путину хотели задать вопрос относительно его взгляда на пробуждение Ктулху - страшное событие для всей планеты, официально вопрос не был включен в программу, но неофициально В. В. Путин ответил, что он не относится серьезно ко всяким оккультным движениям, а также рекомендовал спрашивающим почитать Библию или Коран.

Кстати, образ Ктулху широко используется и в фильмах, и в мультипликации. Например, в фильме «Пираты Карибского моря» у героя фильма присутствует атрибутика Ктулху. осьминога, внешний вид, напоминающий подводное чудовище, сюжетная линия поведения. В мультфильме «Супермэн» в роли правителя Атлантиды также выступает герой нашего повествования. И даже доктору Зольдбергу из «Футурамы» приписывают схожесть с великим Ктулху, но именно в пародийной атмосфере.

Подведя итог, можем определить, что Ктулху после своего появления занял собственную нишу, его образ узнаваем, а имя знают многие. Он все так же популярен, живет в интернете, в книгах и на телеэкранах. Его можно встретить в играх, на рисунках футболок, а также в виде мягких игрушек.

Однажды из космического Хаоса на планету Земля прибыли Древние Боги, основали свою цивилизацию, занялись селекцией существ, превращая их в своих рабов. Древние боги творили бесчинства. Однако был бог, который защищал этих рабов. Это был Ктулху. Кто это? Что это за защитник?

Ктулху

Впервые Ктулху был упомянут в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху» Говарда Лавкрафта. Ктулху это чудище, спящее на дне Тихого океана, которое воздействует на разум человека. Образ Ктулху близок к шумерскому божеству Кулулу, корни происхождения которого можно найти в древних манускриптах.

Части тела Ктулху похожи на осьминога, дракона, человека. Чудище с головой осьминога, с щупальцами, покрытое чешуей гуманоидное тело и два рудиментарных крыла. Живой Ктулху хлюпает, при движении из него течет слизь. Тело у этого чудища зеленое, студенистое. Точный рост Ктулху не указывается, но он подобен «ходячей горе» и больше чем Циклоп.

Ктулху из рода Древних Богов. Он лежит посреди Тихого океана на вершине города Р’льех. Когда Р’льех, «при верном положении звезд» появляется над водой, то Ктулху освобождается. Пробуждение Ктухлу грозит закату человеческой цивилизации и возвращению Древних богов.

В области Р’льеха, указанной Лавкрафтом, в 1997 году был зафиксирован подводный звук, который получил имя «Bloop». Мощность этого звука много больше, чем звук, издаваемый морскими животными.

Культисты, живущие в разных уголках Земли, поклоняются Ктулху. Среди эскимосов Гренландии и жителей Новой Англии много культистов, которые на своих встречах устраивают человеческие жертвоприношения, пляски и обряды.

Ктулху может воздействовать на разум человека, но из-за толщи воды его способности заглушаются и подвластными остаются только сновидения. Сны, напускаемые Ктулху, ужасают, доводят до сумасшествия. Кто такой Ктулху? Это – существо, совершенно чуждое людской природе и история человечества зависит лишь от его сна.

Ктулху и современная культура

В отличие от других богов из мифов, Ктулху достаточно популярен и известен. Он является одним из персонажей интернет – комикса «User Friendly».

В 1984 году группа «Metallica» исполнила музыкальную композицию «The Call of Ktulu». Затем были группы «Therion», «Draconian», «Cradle Of Filth», которые тоже обращались к этому мифическому герою. Группа «Endura» в своем творчестве многое связала с Ктулху.

В 1994 году вышла фэнтезийная игра «Quest for Glory IV: Shadows of Darkness», в которой, кроме других героев, также есть и Ктулху. В 2007 году вышла компьютерная игра, в русском варианте - «Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху».На сцене Большого драматического театра сейчас идет спектакль «Пробуждение Ктулху». Ктулху неоднократно пробирался на киноэкраны – «Пираты Карибского моря.»

Образ Ктулху в молодежных сообществах Рунета популярен наравне с Медведом, Масяней, Креведко и обзавелся смайликом (;,;) или {:€. Ктулху является предметом анекдотов, карикатур, шуток и пародий.

Ктулху представляет собой мифическое существо, которое обладает безграничной мощью и способно дистанционно влиять на разум всех обитателей планеты, однако долгие годы остается в спящем состоянии на дне Тихого океана. Впервые мир узнал о нем из рассказа Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху», выпущенного в 1928 году. Впоследствии Лавкрафт выстроил объемную мифологию вокруг этого существа, сделав его незримым, но часто упоминаемым персонажем во многих своих произведениях.

Размеры Ктулху огромны, а по своему виду он напоминает сразу нескольких существ:

  • имеет голову с щупальцами, как у осьминога;
  • тело его покрыто чешуей;
  • у него драконьи конечности, хвост и крылья.

При этом Ктулху, подобно человеку, передвигается на двух конечностях, может летать. Из кожи чудовища при движении истекает зловонная слизь. Убить его практически невозможно из-за способности к быстрой регенерации. Герои различных произведений Лавкрафта дополняли описание и другими деталями, в том числе способностью ходить по воде и издавать рев, вызывающий огромные волны.

Происхождение Ктулху

Согласно мифологии в произведениях Лавкрафта, Ктулху относится к так называемому великому роду Древних. В начале времен существо прибыло на Землю из другой реальности вместе со своим многочисленным потомством и сильнейшими старейшинами, среди которых:

  • Йтхогтх;
  • Гхатанотх;
  • Цог-Оммога.

Они построили огромный город на месте Тихого океана. Однако на планете уже обитали Старшие Существа или Старейшины, которые не смирились с захватом и затеяли войну с Ктулху и его приспешниками. Из-за равнозначности сил победу не удалось одержать никому, и обе расы решили жить в мире. Постепенно они впали в состояние глубокого ожидания, а их общение ограничивалось телепатией.

Вследствие многочисленных космических процессов, под влиянием которых планета постоянно менялась, древние города все больше погружались под воду. Ктулху и его свита оказались погребены настолько глубоко, что их связь с внешним миром практически пропала. Также существует мнение, что чудовища погрузились в сон под влиянием некоей расы с другой планеты, решившей очистить Землю. Тем не менее, когда звезды и планеты складываются особым образом, Ктулху и другие чудовища могут ненадолго выходить на поверхность океана, стараясь погрузить мир в первобытное состояние, освободить его от людей и других существ.

Культы Ктулху

Как утверждал Лавкрафт, в истории нет достоверных сведений о том, видел ли кто-нибудь Ктулху и других древних существ в действительности, однако их способность к телепатии все же позволила людям узнать об их существовании. Столетиями чудовища проникали в сны и мысли человечества, заставляя его представителей искать способ полного пробуждения божества и поднятия древнего города на поверхность. Так во многих странах зародился культ Ктулху.

Из поколения в поколение тайные общества передавали сведения о различных реликвиях, использование которых поможет вернуть богов в мир живых и полностью изменить планету. Некоторые фанатики стремятся просто погрузить мир в хаос и вызвать его кончину, другие видят в Ктулху спасение и мудрого правителя, который будет править так, как мир этого заслуживает. Считается, что всех, кто узнает о культе и его целях, немедленно убивают и приносят в жертву во имя пробуждения бога.

Поклонения и обряды

Согласно Лавкрафту, в современном мире основные культы Ктулху находятся в местах, как:

  • южные штаты США;
  • Мексика;
  • Аравия;
  • Сибирь;
  • Гренландия.

Общества тщательно прячут свое местонахождение. Многие из них создают целые подземные города, скрываясь в них ото всех. Другие же населяют отдаленные местности, куда не пускают чужаков. Соблюдение многочисленных обрядов и использование тайных реликвий помогает приспешникам поддерживать связь с древними богами. Это наделяет их нечеловеческими способностями: у них могут отрастать конечности, характерные для океанских существ, они становятся очень выносливыми и живут очень долго. Кроме того, в своих произведениях Лавкравт упоминает о таинственных лабораториях и подводных бункерах, в которых ученые из культа трудятся над созданием чудовищных машин, способных пробудить Ктулху.

Наследие Ктулху

Рассказы Говарда Лавкрафта оказали огромное влияние на весь мир. Неоспоримых доказательств о существовании реальных культов, поклоняющихся Ктулху, нет, однако известно достаточно большое количество приверженцев теории о том, что на дне Тихого океана в действительности находится тайная сила, постичь которую не удается пока никому. В числе них - гавайский культ Тангароа, поклоняющийся гигантскому спруту Кракену, а также западносемитский культ Дагона, поклоняющийся подводному божеству с рыбьими чертами. Для всех этих культов характерны схожие ритуалы, наличие особых реликвий, напоминающих те, что описывал Говард Лавкрафт.

Мифология Лавкрафта нашла отражение в художественных произведениях различных авторов. Ктулху упоминается в рассказах Стивена Кинга, Анджея Сапковского, Нила Геймана, Роджера Желязны и других фантастов. Начиная с 2006 года, после выхода компьютерной игры «Зов Ктулху», начался активный рост популярности этого фантастического божества среди представителей молодежи и молодежных движений. Чаще всего ему присваивается комичный образ: в различных мультсериалах и фильмах Ктулху появляется при неосторожных действиях персонажей на воде или суше.

Со временем Ктулху приобрел статус интернет-мема - явления, часто используемого при создании юмористических изображений и видео-скетчей. Данный феномен возник в России в годы популярности нарочитого искажения русского языка при общении в режиме онлайн. Возникла своеобразная шутка «Ктулху схавал мой мозг», что означает максимальной уровень умственной усталости или глупости. При этом появились картинки-смайлики и просто юморески, на которых Ктулху изображался не в грозном, а достаточно умиляющем виде, словно домашний питомец.

Съедание человеческого мозга и некоторые другие способности были придуманы именно российскими интернет-пользователями и не упоминаются в творчестве Лавкрафта. Скорее всего, Ктулху как персонаж пришелся людям по нраву благодаря своим щупальцам и прочим характерным чертам, придающим ему эффект комичности.

В настоящее время в России существует пародийная религия, схожая с пастафарианством и называемая Ктулхуизмом. Ее приверженцы шутливо утверждают, что Ктулху скоро проснется и «схавает всех». Они даже проводят различные ритуалы в шутку, например, раз в месяц съедают что-нибудь необычное и размещают в сети запись об этом. Также они периодически выбрасывают ненужные вещи в подношение древнему богу. Имеются и пародийные культы Ктулху в других странах, например, Campus Crusade for Cthulhu в США.

Среди всех чудовищ, богов и демонов, созданных фантазией Говарда Филлипса Лавкрафта, Ктулху занимает особое место. Именно рассказ «Зов Ктулху» принято считать первым кирпичиком уникальной авторской мифологии, вдохновившей как самого Лавкрафта, так и многочисленных последователей. Сейчас «Мифы Ктулху» можно признать настоящим явлением, ставшим основой для множества литературных произведений, фильмов, компьютерных игр, философских эссе и оккультных концепций. Мало кто из писателей может похвастаться тем, что создал столь «живучую» мифологию.

Хотя пантеон Великих Древних в настоящее время неимоверно разросся, центральной его фигурой без сомнения остается Ктулху. Внеземное, неизмеримо могущественное и столь же «злое» чудовище, спящее в затонувшем городе, но даже из пучины поддерживающее связь со своими поклонниками и насылающее безумие на все человечество. Большинство Великих Древних с тех пор представлялись примерно схожими: нечто «огромное, бесформенное, слизистое», иногда с крыльями, в большинстве случаев — с щупальцами, столь же могущественное, сколь и чуждое человечеству, находящееся вне моральных норм, которые обычно люди приписывают богам и демонам.

Могло ли подобное божество, равно как и весь лавкрафтовский пантеон, быть созданным исключительно фантазией одного человека, пусть даже и такого, как Говард наш Филлипс? При всем уважении к Мэтру, в этом есть сомнения.

Истоки вдохновения Лавкрафта обычно ищут в литературных образах. Так, автор одной из наиболее подробных биографий Лавкрафта, Сунанд Джоши, в качестве оных называет рассказ Ги де Мопассана «Орля» и роман Абрахама Меррита «Лунная заводь», а также теософские труды. Другие вспоминают стихотворение Теннисона «Кракен», повествующее об огромном чудовище, дремлющем в морской пучине, чтобы проснуться перед концом света. Влияние этих, как и ряда других, образов на творчество Лавкрафта вполне вероятно — однако недостаточно, чтобы создать столь богатую и целостную мифологию. Вспомним Толкиена — британский профессор, человек энциклопедических познаний, при создании своего мира опирался на мощнейший пласт германской и кельтской мифологии, дополненной к тому же христианским мировоззрением автора. Мог ли Лавкрафт, также человек широчайшей эрудиции, опираться на какие-то мифологические образы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Начнем с региона, в котором сам Лавкрафт располагает местопребывание Р’льеха и спящего в нем Ктулху — с Океании. Напомним, что баркас, на котором моряк Йохансен натыкается на поднявшийся из пучины древний город, вышел из Окленда в Новой Зеландии, а корабль «культистов» «Бдительная», как упоминается в рассказе, «курсировал между островами Тихого океана». Есть ли в мифах здешних народов что-то, похожее на Великого Ктулху? Возможно, что и есть!

Среди всех народов Океании самыми развитыми мифологическими представлениями обладали полинезийцы с их достаточно сложным пантеоном богов. Среди них был Каналоа (Тангароа, Таароа, Тагалоа) — один из четырех главных богов полинезийской мифологии наряду с Тане (Кане), Ронго (Лоно) и Ку (Ту). Под разными именами эти боги были известны всей Полинезии, однако их значимость в общей картине мироздания могла варьироваться от острова к острову. Тангароа, например, представлялся то как верховный бог, творец Вселенной, то как «темный двойник» благого небесного божества, местный «дьявол». Именно таким он изображен в гавайской мифологии, где известен под именем Каналоа, противника небесного бога Кане. Впрочем, оба эти бога не только соперники, но и соработники в деле творения — сюжет хорошо известный многим народам Евразии, где мир создается совместно «добрым» и «злым» богами. Кане создает каноэ, но Каналоа заставляет его плавать; Кане создает человека, а Каналоа — всех ядовитых и попросту неприятных тварей. В частности, он считается прародителем кальмаров, почитавшихся существами демоническими, да и сам представляется в виде некоего головоногого. Одно из имен Каналоа — «Каа-хe"e-хaунa-Вeлa» или «Зловонный Кальмар».

Здесь мы уже вплотную подходим к образу Ктулху — огромного чудовища с головой спрута. И то, что Кальмар-Каналоа именуется «зловонным», тоже, что называется, «в тему». Разве сам Лавкрафт уже в другом своем произведении «Ужас Данвича» не пишет о Великих Древних (к которым относится и Ктулху) «лишь по зловонию Их узнаешь ты их»? Впрочем, и в «Зове Ктулху» вскрытие могилы чудовищного бога ознаменовалось «невыносимым смрадом», а позже, когда моряк Йохансен нанес чудовищу удар бушпритом, разлилось «зловоние тысячи разверстых могил».

В глубинах Тихого океана Лавкрафт расположил могилу и еще одного чудовищного божества, описанного им в соавторском рассказе с Хейзел Хилд «Вне времени». В древнем склепе, затонувшем в морских глубинах, скрывается чудовище под именем Гхатанотхоа, столь ужасное, что одним своим видом способно обращать в камень. Разумеется, щупальца и прочие лавкрафтовские прелести в описании данного монстра присутствуют. Само имя Гхатантохоа созвучно с именем Каналоа или Тангароа — не потому ли, что при создании обоих литературных образов Лавкрафт руководствовался одним и тем же мифологическим первоисточником?

Интересная деталь: Лавкрафт мимоходом упоминает, что культ Гхатанотхоа влился в полинезийскую мистическую доктрину «Ареои». Это реально существующий культ плодородия, практиковавшийся на островах Французской Полинезии, включавший ритуальные убийства и ритуальные же оргии. Один из вариантов происхождения этого культа связывает его как раз с Тагароа или с его сыном Оро, богом войны. Поэтому можно сделать вывод, что некоторое представление о полинезийских культах у Лавкрафта имелось и данное представление могло вдохновить его на создание образа Ктулху.

Автор фэнтези и один из продолжателей Лавкрафта Лин Картер назвал Гхатанотхоа «сыном Ктулху». А у Тангароа есть сыновья и помимо Оро. Один из них — Тинирау, хозяин рыб и морских зверей. Его атрибуты — двутелость, соединение в облике сразу двух природ — человечьей и рыбьей. Его вестниками служат акулы, и каждая рыба может считаться его супругой. Тинирау молятся, чтобы он послал хороший улов. Здесь уже прослеживается связь с иными персонажами Лавкрафта — Глубоководными, что имеют полурыбью, получеловечью внешность и способны смешиваться с людьми. Они же могут дарить тем, кто им поклоняется, множество рыб. В повести «Тени над Иннсмутом» упоминается остров Понапе в Океании, откуда и привел Глубоководных в Новую Англию капитан Оубед Марш. Между прочим, неподалеку, на островах Меланезии, тоже существовали легенды о неких полулюдях-полурыбах.

Неизвестно, был ли Лавкрафт знаком именно с гавайской мифологией, но при его широчайших познаниях и множестве прочитанных книг, не было бы ничего удивительного в том, что сведения о Каналоа все же донеслись до писателя, а остальное додумала его богатая фантазия.

В полинезийских легендах хватало и иных огромных спрутообразных существ, а культ Тангароа имеет ряд интересных для рассматриваемой темы аспектов. Даже гимн Тиирау-Тангалоа в исполнении жрецов с острова Таити звучит необычайно зловеще, заставляя представлять культистов из Иннсмута:

От Поглотителя, от Повелителя Океана

Поднимается туча сюда.

В ночных тенях

Поднимается туча…

Для солнца, встающего из океана,

Для солнца, от Поглотителя, поднимающегося сюда.

Еще один возможный источник вдохновения Лавкрафта — культ вуду, а также связанные с ним обряды и божества. Чуть ли не самый жуткий момент в «Зове Ктулху» — это ритуал в честь Ктулху в луизианских болотах. Это поклонение Лавкрафт прямо именует «вуду культом», явно намекая этим на множество пугающих слухов, что ходили в то время о негритянских богах и их почитателях. В реальном вудуизме довольно сложно найти божество даже отдаленно напоминающее Ктулху, но в данном случае этого и не требуется — вуду вдохновило писателя на создание не божества, но его культистов. Лавкрафт, типичный сын старой Америки, убежденный в расовой неполноценности чернокожих, всегда был склонен демонизировать их — что перенес и в иные из рассказов. Как пишет Мишель Уэльбек в книге «Лавкрафт: против человечества, против прогресса»:

«Что до истязателей, прислужников безыменных культов, то это почти всегда метисы, мулаты, полукровки “самого низкого пошиба”…

Христу, как новому Адаму, пришедшему возродить человечество любовью, Лавкрафт противополагает “негра”, пришедшего возродить человечество скотством и пороком. Ибо день Великого Ктулху близок. Эру его пришествия будет легко распознать: “В этот час люди станут подобными Ветхим: свободными, дикими, по ту сторону добра и зла, отбросив всякий моральный закон, истребляя друг друга с громкими криками в течение веселых разгулов. Освобожденные Ветхие научат их новым способам кричать, убивать, пировать; и вся земля зардеет последней бойней разнузданного экстаза. Тем временем подобающими обрядами культ должен поддерживать живую память о тех прежде бывших нравах и прорекать их возврат”. Этот текст есть не что иное, как исключительно сильный парафраз апостола Павла.

Мы подступаемся здесь к самому нутру расизма у Лавкрафта, который сам себя предназначил в жертвы и который выбрал своих палачей. Он не питает никаких сомнений на сей предмет: “тонко чувствующие человеческие существа” будут побеждены “сальными шимпанзе” (так Лавкрафт называет чернокожих, когда оправдывает запрет на совмещение пляжей для черных и белых); их будут перемалывать, истязать и пожирать; их тела будут рвать на части в гнусных обрядах, под неотвязные звуки исступленных барабанов».

Омерзительный до гротеска ритуал, где человеческие жертвы приносятся под шелест крыльев неведомых дьяволов из глубин черного леса, под пристальным взором неведомой твари с щупальцами — квинтэссенция отношения Лавкрафта к чернокожим вообще и вудуизму в частности. Впрочем, о последнем и без того ходили жуткие слухи, особенно распространенные на американском Юге. Процитированный ниже газетный отрывок, описывающий якобы вудуистский обряд, была бы вполне достоин пера Лавкрафта, если бы не его явный сексуальный подтекст:

«По мере того, как ритм там-тамов и банджо ускоряется, обычно благопристойное поведение негров сменяется разнузданной вакханалией. Их поступь и все извивы тел исполнены первобытной мощи, неведомой тем, кто вращается лишь в приличном обществе. Женщины сдирают с себя одежду и возвращаются к неистовому празднеству уже нагими, вопя вместе с остальными… Нагая белая девушка, что выполняет обязанности жрицы вуду, доведена до исступления заклинаниями и танцами, последовавшими за жертвоприношением черной и белой курицы. Змея, обученная своей роли, движется в такт музыке, обвивая члены девицы, а верующие стоят вокруг или пляшут, наблюдая за извивами змеи. Наконец, когда бедная девушка упала, корчась в эпилептическом припадке, наблюдатель в ужасе бежал прочь».

Эта статья из «Нью-Йорк Таймс» (1894 год) рассказывает о церемонии, проводившейся в городе Мобил, штат Алабама. Подобных историй хватало на Юге, в особенности в Луизиане, в Новом Орлеане, с его «королевами вуду» и причудливым франко-негритянским фольклором. Хотя Лавкрафт посетил южные штаты уже после написания «Зова Ктулху», тем не менее, историю Юга он знал и раньше, восхищался «рыцарями» Ку-клукс-клана и всецело одобрял заведенные в южных штатах расовые порядки. Вполне возможно, что вудуистские мотивы в «Зове Ктулху» обязаны своим появлением статье вроде процитированной выше.

Вероятно, впечатления от поездки на Юг вдохновляли Лавкрафта и при написании рассказа «Локон Медузы» (в соавторстве с Зелией Бишоп). Кстати, написан он был в Ричмонде, бывшей столице Конфедерации Южных Штатов. В этом рассказе африканские корни культа Ктулху проступают более отчетливо, так же как и лучше прослеживаются привязки к конкретным вудуистским верованиям. Антураж заброшенного поместья старого Юга, таинственная и зловещая красавица Марселина Бертран с волосами, подобными змеям (отголосок мистерий Дамбаллы, вудуистского бога-змея?), старая зулусская колдунья Софонизба, чуть ли не молящаяся на таинственную хозяйку, которая, как отмечает Лавкрафт в самом последнем предложении, «была, хоть и в обманчиво незначительной степени… негритянкой». Волосы Марселины после ее смерти таинственным образом превращаются в огромную змею, сохраняющую мистическую связь со своей гниющей в могиле хозяйкой — отсылки одновременно и к культу Дамбаллы, и к «живым мертвецам», на легенды о которых так богат вудуизм. Ну а финальный крик старой колдуньи еще больше утверждает нас в мысли, что истоки культа Ктулху находятся на Черном Континенте:

«Иэ! Иэ! Шуб Ниггурат! Йа Р"Лайх! Н"гаги н"булу бвана н"лоло! Йа, йо, бедная Мисси Танит, бедная Мисси Изида! Марсе Клулу, появись из воды и забери свое дитя — она умерла! Она умерла! У волос больше нет никакой хозяйки, Марсе Клулу. Старая Софи, она знает! Старая Софи, она получила черный камень из Большого Зимбабве в старой Африке! Старая Софи, она танцевала в лунном свете вокруг камня-крокодила до того, как Н"бангус поймал ее и продал на корабль, перевозящий людей! Нет больше Танит! Нет больше Изиды! Нет больше женщины ведьмы, которая бы хранила огонь горящим в большом каменном месте! Йа, йо! Н"гаги н"булу бвана н"лоло! Иэ! Шуб Ниггурат! Она умерла! Старая Софи знает

Все эти примеры, казалось бы, подтверждают мнение авторов вроде Джоши или Уэльбека, акцентирующих особое внимание на «расизме» и «снобизме» Лавкрафта, его подчеркнутой боязни «низших рас» и «полукровок», ставших прототипами лавкрафтовских чудовищ. Однако есть и еще один мифологический пласт, также, возможно, оказавший влияние на создание «Мифов Ктулху». Пласт особенно близкий Лавкрафту, потому что он теснейшим образом связан с его «малой родиной» — Новой Англией и некоторыми близлежащими штатами. Это регион, в истории которого было самое дремучее мракобесие, вплоть до сожжения ведьм; где прижились и укрепились предрассудки, привезенные колонистами из старушки Европы. Лучше всего настроения, из которых вырастал ведьмовской фольклор британских колоний, описал сам Лавкрафт:

«Фанатичные приверженцы верований, сделавших их изгоями среди себе подобных, чьи предки в поисках свободы селились на безлюдье. Здесь они процветали вне тех ограничений, что сковывали их сограждан, но сами при этом оказывались в постыдном рабстве у мрачных порождений собственной фантазии. В отрыве от цивилизации и просвещения все душевные силы этих пуритан устремлялись в совершенно неизведанные русла, а болезненная склонность к самоограничению и жестокая борьба за выживание среди окружавшей их дикой природы развили в них самые мрачные и загадочные черты характера, ведущие свое происхождение из доисторических глубин холодной северной родины их предков . Практичные по натуре и строгие по воззрениям, они не умели красиво грешить, а когда грешили — ибо человеку свойственно ошибаться — то более всего на свете заботились о том, чтобы тайное не сделалось явным, и потому постепенно теряли всякое чувство меры в том, что им приходилось скрывать».

«Картинка в старой книге»

«Огромные пространства мрачных девственных лесов, вечно сумеречных, в которых могла водиться любая нечисть; орды меднокожих индейцев, чей странный мрачный вид и жестокие обычаи прямо указывали на их дьявольское происхождение; свобода, данная под влиянием пуританской теократии, в отношении строгого и мстительного Бога кальвинистов и адского соперника этого Бога, о котором очень много говорилось каждое воскресенье; мрачная сфокусированность на своем внутреннем мире из-за лесного образа жизни людей, лишенных нормальных развлечений и увеселений, измученных требованиями постоянного религиозного самопознания, обреченных на неестественные эмоциональные репрессии, да еще вынужденных вести постоянную жестокую борьбу за выживание — все это неизбежно порождало обстановку, в которой не только по уголкам шептались о черных делах ведьм и рассказы о колдовстве и невероятных ужасах передавались из уст в уста много позже жутких дней салемского кошмара ».

«Сверхъестественный ужас в литературе»

Английский, шотландский, немецкий, ирландский фольклор 18-19 веков переполняли причудливые существа, способные соперничать с самыми жуткими персонажами полинезийских или африканских легенд. Лондонские тошеры верили в «крысиную королеву», обитающую в канализации, жители Линкольшира в болотного духа Тидди Мана с белой бородой и оленьими рогами, на Оркнейских островах появлялось морское чудовище Накилеви, лишенный кожи одноглазый «кентавр» с плавниками вместо копыт и огромной китовой пастью, а в реках Уэльса обитал Водяной Попрыгун, зловредный дух, напоминающий огромную жабу с крыльями и хвостом вместо лап. Народная фантазия породила и более причудливых существ, порой подозрительно напоминающих «бесформенных» и «ужасных» шогготов из фантазий Лавкрафта. Таковы, например, чудовище Без Костей из Соммерсета или медузообразное шетлендское Оно. Легенды же о шабашах ведьм, о «подкидышах», о Малом Народе в тех или иных вариациях имелись чуть ли не во всей Западной Европе. Многие эти суеверия проникли и за океан: поверья о письмах крысам, водяных Мэна, чудовище Кровавые кости, которым пугали детей, или Джерсийском Дьяволе. Часть этих существ могла возникнуть под влиянием индейских легенд, как Вендиго, великан-людоед, но многие твари имели вполне европейское происхождение. Лавкрафт, как человек, досконально знавший историю британских колоний в Америке, с его живейшим интересом к родному штату не мог не знать хотя бы некоторых из этих суеверий — и иные из них угадываются в рассказах — «Фотомодель Пикмана», «Затаившийся ужас», «Крысы в стенах», «Неименуемое» и даже «Тени над Иннсмутом». Лавкрафт вполне мог знать и легенду о Снэлгейстере — неведомом крылатом существе, обитающем возле Голубого хребта в штате Мэриленд. Рассказы о нем появились в среде немецких иммигрантов. «Шнелле Гейст», то есть «быстрый дух», описывается как нечто среднее между птицей и драконом с металлическим клювом, с острыми как бритва зубами, а порой и с подобными осьминогу щупальцами. Вспомним опять-таки «Зов Ктулху»:

«Если я скажу, что в моем воображении, тоже отличающимся экстравагантностью, возникли одновременно образы осьминога, дракона и карикатуры на человека, то, думается, я смогу передать дух изображенного существа. Мясистая голова, снабженная щупальцами, венчала нелепое чешуйчатое тело с недоразвитыми крыльями; причем именно общий контур этой фигуры делал ее столь пугающе ужасной».

Снэлгейстер налетает молча с неба и уносит свои жертвы. Самые ранние истории утверждают, что этот монстр высасывает кровь. Семиконечные звезды, которые, по общему мнению, держали Снэллгейстера в страхе, местные знахари рисовали на амбарах. Подобные же символы часто встречаются в произведениях и Лавкрафта, и его последователей.

Нельзя утверждать, что какое-то из упомянутых выше божеств или чудовищ стало конкретным прототипом Ктулху, но очевидно, что все эти мрачные легенды, слухи и суеверия оказали немалое влияние на творчество Лавкрафта. Американская культура и американский фольклор гораздо более многообразны, чем принято считать в России, а смешение различных традиций способно порождать причудливые, порой пугающие образы. Лавкрафт, с его широчайшей эрудицией и глубокой любовью к родной Новой Англии, плоть от плоти которой он был, гениально уловил все эти «глубины сатанинские» американской культуры, воплотив их в образе «пришедших со звезд» чудовищ, оказавшись одновременно их творцом и невольным пророком. Из топких луизианских болот, из густых лесов и пещер Аппалачей и бездонных глубин Океании вышел Великий Ктулху, чтобы с тех пор начать победоносное шествие по всему миру.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама