THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мы проанализировали многие тексты для подготовки к ЕГЭ и выделили те проблемы, которые встречаются наиболее часто. К каждой из них мы подобрали соответствующие аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

Влияние лицемерия на личность

  1. Проблема лицемерия является одной из главных в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» . Даже по названию понятно, что речь пойдет о человеке, который может приспосабливаться к любой ситуации, отодвинув на второй план свои собственные убеждения. Однажды Очумелову, главному герою рассказа и полицейскому надзирателю, пришлось разбираться со случаем, когда господина Хрюкина за палец укусила собака. Как только Очумелов узнал, что собака принадлежит генералу Жигалову, герой уже не так спешил обвинять его любимца. Опасаясь за свою карьеру, Очумелов начал обвинять Хрюкина во лжи, якобы тот сам расковырял себе палец, а собаку и вовсе придумал. Перед генералом же герой всячески прислуживался и льстил ему. Таким образом, лицемерие – враг истины и правосудия, который тем более опасен, чем реже люди осуждают его.
  2. Проблема лицемерия прослеживается в нескольких стихотворениях Маяковского , в том числе и в «Ханже» . В данном произведении появляется образ лицемера или подлизы по имени гражданин Васюткин. Поэт использует гротеск, говоря, что у героя «на метров тридцать» вырос язык. Так он подчеркивает, сколько лжи произносит этот услужливый и всем приятный гражданин. Васюткин представляет себя христианином, однако эта вера является напускной. Он не проявляет ничего, кроме равнодушия, к тем людям, которые доверили ему свои проблемы, берет взятки, ворует и лжет. Это характеризует Васюткина как двуличного персонажа. Кроме того, если на обычных людей он смотрит свысока, то высшим по чину он беспрерывно пытается угодить, меняя роли, чтобы им понравиться. Таким образом, лицемерная позиция обезличивает человека и делает его более порочным, ведь услужливо прикрывает его недостатки.
  3. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главным лицемером и подлецом выступает Лужин. Сначала он делает Дуне предложение, но не из-за любви к ней, а для того, чтобы она была всю жизнь благодарна и обязана ему. Затем Лужин подставляет Соню, подбросив ей деньги и обвинив в краже. Наивная девушка подумала, что герой сделал это от чистого сердца, однако потом она поняла, какой он лицемер. Более того, это поняли все окружающие люди. Лишившись их лояльности и уважения, Лужин получил от судьбы шанс понять, что с ним сделало такое «бесценное» качество? В кого он превратился и куда идет? Однако вряд ли «разумный эгоист» им воспользуется, из-за постоянного притворства его личность потеряла способность критически оценивать себя.

Последствия лицемерия

  1. Последствия лицемерия хорошо прослеживается в романе Джека Лондона «Мартин Иден» . Автор повествует о юноше, который решил заниматься писательством, буквально не спал ночами и упорно работал, чтобы добиться расположения возлюбленной Руфь. Девушка была выше по статусу, и ее родственники не одобряли союза с Иденом. Когда Руфь решила расстаться с героем, его дела неожиданно пошли в гору. Желаемое призвание теперь стало казаться Идену противным, потому что он видел лицемерие окружающих. Он понимал, что печатные издания и друзья стали проявлять интерес к нему только из-за успеха. В итоге Иден решает уплыть на корабле и прожить последние дни на отдельном острове. Лживые и фальшивые люди разочаровали его. Для них последствием их лицемерного поведения стало исчезновение полезного члена общества, который мог бы сделать их лучше. Так человечество неоднократно отталкивало пророков, который находили покой лишь в пустынях, вдали от пошлости и лести неразумной толпы.
  2. Отличным примером лицемерия и его отрицательных последствий является фамусовское общество из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Главный герой приезжает в дом Фамусова и начинает делиться своими прогрессивными идеями. Чацкий не сразу понял, в какое общество попал. Это был лживый высший свет, пропитанный фальшью, где браки заключались ради денег, а не искроенной любви, где заводили дружбу с высшим по чину только ради его расположения. После нескольких конфликтов и оскорблений герой понял, что больше не может вынести такого окружения. Он чувствовал, что с такими людьми нет смысла делиться своим мнением, потому что искренности от них ждать не придется. В финале Чацкий произносит свою знаменитую фразу «Карету мне, карету!» и уезжает из дома Фамусова навсегда. Последствием лжи и притворства является не только потеря прогрессивного и полезного гражданина в лице Александра, но и катастрофа, разразившаяся в тот вечер: Софья увидела измену Молчалина, а гости узнали про их роман. Однако даже в этой беде хозяина дома волновало лишь мнение княгини Марьи Алексевны. Случившееся ничему их не научило.

Двуличность - распространённое явление, актуальное для любого времени. Как в прошлом, так и в настоящем многие люди скрывают свои истинные мысли, чувства и эмоции под маской добродетеля. Они ведут себя так, как им выгоднее всего, и им безразличны чувства других. Всё реже, к сожалению, можно встретить искренних, честных людей.

А. П. Чехов поднимает проблему лицемерия в данном тексте. Главный герой рассказа размышляет о жизни и её проблемах. Он недоволен жизнью, считает её грустной и несправедливой, жалеет нищих и ругает богачей. Можно подумать, Поликарп Семёнович щедрый и отзывчивый человек, готовый помочь любому нуждающемуся. Но когда автор начинает описывать реальные действия и слова героя, мы видим, что Иудин такой же холодный и самолюбивый человек, как и те, кого он осуждает.

Писатель использует приём говорящей фамилии, называя героя Поликарпом Иудиным.

Иуда Искариот - один из двенадцати учеников Христа, предавший обманом своего учителя. Подобно этому библейскому персонажу, Поликарп Семёнович обманывает не только других, но и самого себя, укоряя людей в том, чем он сам же и занимается. С помощью фразеологизма "крокодиловы слёзы" Чехов подчёркивает неискренность и фальшь главного героя. Иудин после своих долгих печальных рассуждений плачет.

В романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского Пётр Петрович Лужин выдает себя за добродетельного и заботливого человека, являясь на самом деле тщеславным и меркантильным. Он сватается к бедной Дуне вовсе не из-за любви, а только для того, чтобы обрести покорную и подобострастную жену, которая будет благоговеть перед ним. Объясняет свой поступок Лужин тем, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а той, в свою очередь, следует считать супруга за своего благодетеля.

Герой по фамилии Молчалин в комедии "Горе от ума" так же скрывается под маской фальши. По наказу своего отца Алексей старается угодить каждому, не спорит и не встревает в разговоры, дабы не натворить чего-нибудь, что может испортить его репутацию. Делает он всё это для того, чтобы заслужить расположение влиятельных людей, получить высокий чин и богатство. Окружающие же, в особенности Соня, восхищаются кротостью и скромностью Молчалина, хотя некоторые догадываются о его низкой душе и намерениях.

Таким образом, мы видим, что лицемерие может проявляться по-разному и преследовать разные цели, но оно всегда несёт в себе негатив. Данный текст ещё раз доказывает, что двуличные люди подлы и бесчестны и что следует обходить таких людей стороной.

  • А.Н. Радищев - «Житие Федора Васильевича Ушакова». Мотив лести, лицемерия звучит в этом произведении: «Большая часть просителей думают, и нередко справедливо, что для достижения своей цели нужна приязнь всех тех, кто, хотя мизинцем, до дела их касается; и для того употребляют ласки, лесть, ласкательство, дары, угождения и все, что вздумать можно, не только к самому тому, от кого исполнение просьбы их зависит, но ко всем его приближенным, как то к секретарю его, к секретарю его секретаря, если у него оный есть, к писцам, сторожам, лакеям, любовницам, и если собака тут случится, и ту погладить не пропустят».
  • А.С. Грибоедов - комедия «Горе от ума». Лицемерие и приспособленчество обнажаются в описании поведения и нравственных принципов Молчалина, ставшего «своим человеком» в доме Фамусова и игравшего роль возлюбленного Софьи. Вся жизненная философия этого персонажа раскрывается в его монологе:

Мне завещал отец:

Хозяину, где доведется жить,

Слуте его, который чистит платья,

  • А.П. Чехов - рассказ «Хамелеон». Тему лицемерия, угодничества, приспособленчества развивает А.П. Чехов в этом произведении. Сюжет отсылает к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Реминисцентным фоном является здесь монолог Молчалина:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где доведется жить.

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья.

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Весь сюжет строится на отношении полицейского надзирателя Очумелова к «белому борзому щенку с острой мордой». Щенок укусил за палец золотых дел мастера Хрюкина. И Очумелов уже готов наказать и щенка, и его хозяина. Но вот он слышит предположение о том, что щенок может принадлежать генералу Жигалову. И настроение полицейского надзирателя резко меняется: ему становится «жарко», он начинает оправдывать собаку, весь гнев его обрушивается на пострадавшего Хрюкина. Пять раз меняется мнение Очумелова о том, как поступить со всеми участниками этой истории. И определяющий момент здесь - какому хозяину, важному чину или простому человеку, принадлежит собака. Исследователи отмечали, что «социальный конфликт предстает комически заостренным в связи с тем, что персонажи проявляют свое отношение не к самим «начальникам», а к собаке, которая может принадлежать генералу Жигалову. <…> Изображение чинопочитания у Чехова выглядит заостренным, так как оно проявляется у героя, которому, в отличие от Молчалина, не нужна «огромная опека». Он сам надзирает за порядком, имея возможность оштрафовать «господ, не желающих подчиняться «постановлениям», истребить, проучить. Однако почтение к высшим чинам настолько глубоко проникло в его психологию, что обусловливает даже непосредственные реакции, чем объясняется гротескная смена ощущений в продолжение одного разговора (от жара - до озноба)».

В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, лицемерящие ради достижения своих целей, и в чем этих персонажей можно сопоставить с героем из приведенного фрагмента?

Жаль, что несколько трудно упомнить всех сильных мира сего; но довольно сказать, что приезжий оказал необыкновенную деятельность насчет визитов: он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору. И потом еще долго сидел в бричке, придумывая, кому бы еще отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников. В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору 13 намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских буточников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза ваше превосходительство, что очень им понравилось. Следствием этого было то, что губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже, с своей стороны, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.
О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать свое почтение первым его сановникам. - Вот всё, что узнали в городе об этом новом лице, которое очень скоро не преминуло показать себя на губернаторской вечеринке. Приготовление к этой вечеринке заняло с лишком два часа времени, и здесь в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано. После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенцо, вытер им со всех сторон полное свое лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде раза два в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой. Таким образом одевшись, покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам, озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон. Впрочем, губернаторский дом был так освещен, хоть бы и для бала; коляски с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики 14 вдали - словом, всё как нужно.

Показать текст целиком

В поэме Гоголя "Мертвые души" Чичиков предстает перед нами лицемерным человеком, который ради достижения собственных целей готов ласкать слух высокопоставленных лиц города.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» один из героев пьесы,Молчалин, постоянно хитрит, притворяется, чтобы добиться расположения Фамусова: «Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…» , также обманывает его дочь, чтобы извлечь из этого обмана выгоду. Образы Молчалин

1.М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

Стихотворение написано в ответ на смерть А.С.Пушкина. Автор обвиняет в смерти поэта всё бездушное обществе, которое часто показывало своё высокомерие по отношению к нему, открыто насмехалось над ним. Для Дантеса А.Пушкин был чужим:

Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;

Высшее же общество, разжигающее конфликт, прекрасно понимало, кто такой А.Пушкин. Это на его совести гибель талантливого поэта.

Равнодушие, безразличие к судьбам людей, особенно простому народу, — всё это обличает поэт в стихотворении.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Поэт понимал, что после смерти А.Пушкина начнут звучать речи о его таланте, лицемерные, лживые. Он резко пишет об этом:

К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?

Данное стихотворение – одно из наиболее ярких произведений поэта, сатирически изображающих существующий порядок в России. Но и в нём звучит вера поэта в справедливость, которая обязательно восторжествует.

Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата…



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама