THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Андрей Зорин

Историк и филолог, специалист в области истории российской культуры и интеллектуальной истории, профессор МВШСЭН (Шанинка), Оксфордского университета (Великобритания), профессор кафедры гуманитарных дисциплин и научный руководитель программы Liberal Arts в Институте общественных наук РАНХиГС

- Когда человек читает историческую книжку, он же все равно знакомится с чужой интерпретацией истории? Все равно у автора есть своя позиция.

- В XIX веке возникла наука «критика источников», ставившая своей задачей сформулировать общие принципы подхода к источнику, позволяющие определять степень его достоверности. Примерно тогда же знаменитый историк века Леопольд фон Ранке сформулировал свой тезис, согласно которому задача историка - выяснить, как все действительно было. В последние десятилетия в исторической науке другой тренд - представление, что каждый источник есть в той или иной степени конструкция, написанная в чьих-то интересах. Известная формула: врет как очевидец. Юрий Николаевич Тынянов, великий русский филолог, сказал: документы врут как люди.

- История - это попытка контролировать прошлое?

- Да, это наша борьба с предками. Мы родились во время, которое нам задали, в обстоятельствах, которые нам задали, мы ничего в этом не можем изменить. Но мы берем реванш, рассказывая про предков истории, дополняя их, додумывая, - и через наши рассказы, басни и фантазии о том, что было, мы осуществляем свой контроль над ними.

- Идеология очень часто использует историю как оружие и пытается оправдать свои действия в настоящем, в прошлом. Так было всегда - или это приметы последних столетий?

Если мы говорим о государственных попытках монополизировать историю - они начинаются с момента, когда у государства возникает необходимость объяснить, откуда оно взялось и почему оно такое. Классический пример - история Смутного времени, рассказанная с воцарения династии Романовых. Появилась династия Романовых в 1613 году, после 700 лет предшествующей династии. Права ее на трон были весьма сомнительными, надо было выдумать яркую и убедительную историю, которая позволила бы им легитимизировать свои права на управление Россией. Им это в значительной степени удалось. В следующие 300 лет, до событий 1917 года, эта династия царствовала на русском престоле.

- Почему нужно именно с помощью прошлого оправдать настоящее? И почему этот прием работает? Какая мне разница, что, допустим, Иван Грозный происходит от какого-то племянника императора Августа?

- Каждый человек - это его история о самом себе. Мы приходим устраиваться на работу и говорим: я работал там-то тогда-то - наша биография объясняет, кто мы и что мы собой представляем. Любое сообщество людей, государство в том числе - оно таким же образом устроено, оно и есть собственная история. До Нового времени, как все хорошо знают, власть оправдывалась божественным происхождением. Значит, если твоя власть от Бога, то ты должен рассказать, каким образом Господь передал тебе эту власть. Я только что говорил о династии Романовых. Это характерная история. Пришли на Земский собор казаки и сказали: «Выбирайте Михаила Романова». С вооруженными казаками не больно поспоришь. Но когда Михаил воцарился, то эту историю потребовалось забыть. И была придумана очень красивая легенда, что всем боярам велели написать на бумажке имя будущего царя, они все написали, и у всех было одно и то же имя - Михаил. Конечно, только от Господа Бога могло идти такое невероятное совпадение, он над каждым стоял и это подсказывал; другого объяснения не может быть. То, что эта версия явно заимствована из истории про семьдесят толковников, никого не смущало. Священная история была абсолютным образцом даже не исторической, а трансисторической, внеисторической истинности, поэтому узнаваемость сюжета придавала ему достоверность.

- Получается, что создание мифов или фальсификаций начинается в истории России со Смутного времени, с начала Романовых. Первый миф как называется? Миф основания?

- Да. Это вполне распространенный научный термин. И это стандартная вещь. Все празднуют свой день рождения. Это значит, что ты заново переживаешь акт своего рождения. Семья празднует день свадьбы, день, когда она возникла, мы можем привести много подобных примеров. Государство встраивается в тот же ряд. Центральный миф всякого государства - это вопрос, откуда оно взялось, его миф основания. Оно придумывает себе исходную точку, из которой оно выросло.

- В таком случае XVII век обслуживает миф о том, как Романовы стали правителями. Что же происходит в XVIII веке, во время Петра?

- Гигантский слом, который производит с русским сознанием Петр I, приводит к колоссальной перемене исторической мифологии, причем начиная с его официальной титулатуры. Он назывался Первым, Петр I. До него русских императоров не считали. Задним числом присвоили цифру «четвертый» Грозному, но Грозный никогда не называл себя четвертым, он был просто «царь Иван Васильевич». Петр I называет себя Первым, и это не просто фиксация того, что на престоле России до него Петров никогда не было, но это вообще указание на то, что от него все идет. Из небытия в бытие произвели, говорил канцлер Головкин о России, и подобных цитат великое множество.

- Если Петр - это Новый Завет, то вспоминался ли старый, вспоминалось ли Смутное время, вспоминался ли Михаил Романов?

- Петр настолько фиксирует историческое русское сознание на себе, что указывать на другие значимые страницы в недавнем прошлом стало неинтересно. Все русские цари строят свою личную преемственность по отношению к Петру. Елизавета, которая была, как известно, незаконной дочерью, говорит, что она Петровна и дочь Петра; Петр III говорит, что до него были неизвестно кто, а он - внук Петра; Екатерина ставит Медного всадника и пишет на нем: «Петру I Екатерина II». Хотя никакого родства между ними не было, она вообще была узурпатором престола, но таким образом она опять вписывает себя в петровскую мифологию. И после ее смерти Павел вытаскивает старый памятник Растрелли и на нем пишет: «Прадеду правнук» - противопоставляя собственное родство с великим императором и нумерологию собственной матери (первый и вторая) и опять возводя свою легитимность к Петру.

- Получается, весь XVIII век существует сюжет возвращения к Петру, то есть возвращения к тому порядку.

- Да. Дело в том, что XVIII век - это бесконечная эпоха кризисов, переворотов, споров о престолонаследии, цареубийств. Петр ввел разрешение императору назначать себе наследника, и 75 лет русскую монархию трясло, пока Павел I, которого, впрочем, потом тоже убили, не ввел указ о единонаследии. Императоров делала гвардия, после переворота 1762 года Екатерина провозгласила, что она взошла на престол волей всех сословий, а особливо гвардейских: все равны, но некоторые равнее. И пока, собственно говоря, гвардия не была расстреляна пушками 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, источником легитимности монарха была позиция гвардии и преемственность по отношению к создателю гвардии и современной России - императору Петру.


- На какие конкретно сюжеты вокруг Петра I больше опирались? Какие вещи выдумывали, какие, наоборот, предпочитали забывать?

- Прежде всего это победа в Северной войне, новые территории, выход к морю, строительство Петербурга и знаменитое переодевание дворянства. Петр создал в абсолютно неевропейской стране стопроцентно европеизированную элиту. Люди, которые за 100 лет научились выглядеть, думать и разговаривать как европейская аристократия. Когда русская армия в 1814 году взяла Париж, то у парижской публики было ощущение, что придут какие-то неописуемые варвары, в парижских газетах рисовали русских, у которых дым идет из ноздрей, и все были, конечно, поражены чистым французским языком русских офицеров.

Выходит, что Петр I и следующие за ним правители чувствовали себя европейцами. Появляется Екатерина II, идут бесконечные войны с турками, присоединение Крыма. И при Екатерине, получается, мы уже не совсем европейцы, а потомки греков.

Логика-то понятная. Европейская культура наследует Римской империи, Рим свою культуру взял у Греции, значит, к ним греческое наследие пришло опосредованно. А мы прямо у греков взяли и веру, и классическую культуру. То есть мы и есть центр европейской культуры, потому что мы связаны с ее колыбелью и главным очагом. Мы можем Европу перещеголять в европейскости.

Для Екатерины заново высвечивается мифология Владимира Святого: отсюда ее знаменитая поездка в Крым в 1787 году, присоединение Крыма, все потемкинские проекты будущего империи. И Потемкин пишет Екатерине, что если Петр добился таких успехов в петербургских болотах, то чего ж вы, государыня, добьетесь в таких прекрасных, Богом данных, благодатных местах, какие мы сейчас присоединили.

- Сначала идеология строится на том, что Европа - это здорово, а потом оказывается, что на самом деле мы даже лучше Европы, но во времена Наполеоновских войн самым важным сюжетом снова становится Смутное время. Почему так?

- Еще в 1760-е годы Екатерина писала, что Петр добился таких успехов, потому что применил европейские нравы в европейском государстве. То есть мы и так были европейцами, которых татары временно сбили с пути, но Петр вернул нас обратно на нашу историческую дорогу. Но кого Екатерина имела в виду? Речь шла исключительно о нескольких процентах элиты. К началу XIX века из Европы, опять же, приходит и пускает корни идея народности, что существует единый народ, у него есть единый дух, единая общая история, и что верхи русского общества, дворянство тоже должны в какой-то мере национализировать себя, проникнуться народным духом. И здесь история Смутного времени, ополчения Минина и Пожарского, оказывается необыкновенно удобной.

Мифологических героев антипольского движения было трое - патриарх Гермоген, Минин и Пожарский. То есть патриарх, представляющий церковь, простой человек Минин, из купцов, и князь Пожарский, представляющий дворянскую элиту, - они все объединились, и в результате этого народного единения появилась новая династия. То есть возвращение от петровской мифологии к мифологии Смутного времени - это попытка в какой-то степени расширить социальную базу государственной идеологии. В ходе Наполеоновских войн власти приходилось апеллировать к народным массам, нужна была мобилизация гораздо более широких слоев, чем те, к которым монархия обращалась до этого.

- То есть в мифе Смутного времени довольно важную роль играют интервенты, которые нас захватывают?

- Да. Давайте вспомним последнюю часть Смутного времени: Владислав, освобождение Москвы, пленение Минина и Пожарского. Россия тогда оказалась на грани гибели, потому что была захвачена поляками, - и во время Наполеоновских войн та же зараза, враг с Запада, то есть французы.


- Можно сказать, что это первый случай в истории, когда идеология заключается в том, что вокруг враги, мы окружены, еще к тому же внутри страны есть предатели.

- Война - важнейший способ исторического самоутверждения. В петровской мифологии победа над шведами играла огромную роль. Миф войны, врагов и победы древний - Владимир тоже воевал, в Крым ходил с походом. Но что теперь появилось нового - это мифология предательства. Важность концепта предательства, внутренней измены, очень тесно связана с совершенно новой, абсолютно западной идеей народа как единого тела. Народ - это есть единое тело, организм со всеми метафорами: у него есть голова - это обычно государь, у него есть сердце - это обычно церковь. А организм, соответственно, от чего погибает? Он погибает от заразы, которую кто-то приносит извне. И вот тема предательства возникает именно в это время.

- Рюриковичи правили Россией 700 лет. Это единственный случай, когда династия держалась так долго?

- Нет. Капетинги держались очень долго, а о китайских императорах и говорить нечего. Но 700 лет - все равно ужасно много, и внезапный обрыв династии - это, конечно, шок. Было несколько попыток это преодолеть. С Борисом Годуновым получилось плохо. Потом был Лжедмитрий - опять какая-то ерунда. Потом Василия Шуйского, одного из древнейших русских князей, поставили - снова не очень. Почему не получилось с Годуновым и с Шуйским? По общему мнению, потому что они были не царского рода. Своего другого царского рода у нас не было, зато имелся у поляков. Польскому королю Сигизмунду было предъявлено несколько условий, что его сын Владислав должен принять православие и приехать в Москву. И у Сигизмунда началось то, что Сталин впоследствии называл головокружением от успехов. И он, вместо того чтобы выполнять заключенный с ним договор, решил, что он Владислава в Москву не пошлет, переходить в православие он ему не разрешит, а будет сам в качестве короля управлять Московским царством в качестве своей провинции. Но у него не было политического ресурса, чтобы это осуществить, и это вызвало взрыв.

- Договаривались с боярами?

- С боярами, да. Было посольство, и заключил с ними договоренность боярин Филарет Романов, отец будущего царя Михаила Романова. Но договоренность не была выполнена со стороны Польши, и это вызвало протест, закончившийся вторым ополчением Минина и Пожарского. Но бояр назначить врагами не хотелось, поэтому придумали обвинить казака Ивана Заруцкого и еще несколько человек - в том числе князя Трубецкого, у которого было казачье войско. В основном среди казаков назначали предателей, и они были носителями польской заразы. Плюс, конечно, история Марины Мнишек и ее потрясающая судьба тоже на всех писавших эту легенду производила сильное впечатление. Оказалось, что полячка наших русских людей совершенно совратила. «Тарас Бульба» потом написан на эту же тему и так далее. Образ прекрасной и страшной полячки, которая соблазняет простого, незатейливого русского человека, в русской культуре очень значим.

- Кого назначили на роль предателя в 1812 году?

- Подходящая кандидатура уже здесь была, ею оказался Михаил Михайлович Сперанский, ближайший советник императора Александра I. Он был назначен агентом Наполеона, человеком, который хочет подкупить и погубить Россию и получить польскую корону. До этого одним из советников Александра был князь Адам Чарторыйский, он был действительно поляком, по крайней мере хотя бы понятна логика. Сперанский же был сыном православного священника. Его ненавидели как выскочку. Он был попович и стал главным министром и правой рукой императора.

- А кто выбирал эту жертву?

- Общественное мнение, большое количество дворян, которые его ненавидели с самого начала. Очень раздражало его низкое происхождение, его реформаторские планы. И плюс к тому он появился в ближайшем окружении императора после Тильзитского мира, который был воспринят как национальное унижение. Для простоты надо сказать - консервативно-дворянский лагерь, вероятно, во главе с адмиралом Шишковым его практически назначил предателем. И Александр, который, конечно, ни на грош не верил в версию предательства Сперанского, говорил: «Я должен был принести эту жертву». Впрочем, при таких-то обвинениях ссылка в Нижний Новгород и в Пензу - это еще была довольно мягкая мера.

- Скоро начинается война 1812 года, и искусство начинает вытягивать этот сюжет про Смутное время. Искусство придумывает этот миф или реагирует на него?

- Такие сильные исторические мифы - всегда коллективное творчество. Может быть, искусство его не придумывает, но в искусстве оно обретает ту отчетливость, выразительность и силу овладевать умами. Ставится памятник Минину и Пожарскому в Кремле, создаются театральные постановки. К 25-летию войны - опера Глинки «Жизнь за царя», в советское время получившая название «Иван Сусанин», и так далее. То есть весь этот ряд событий создает мифологический образ.


- Когда перед войной 1812 года в моду вошла русскость, нелюбовь к французам, интерес к Смутному времени, можно ли сказать, что это было в некотором роде даже оппозицией? Ведь официально Россия дружила с Францией в этот момент.

- Да, первоначально это была оппозиционная идеология, конечно. Более того, вплоть до Тарутинской битвы и ухода французов из Москвы, начиная с 1807 года, все время ходили слухи, что Александра вот-вот свергнут с престола. России было не привыкать к государственным переворотам, и у общественного мнения уже был кандидат на его место - это была великая княгиня Екатерина Павловна.

- Попрошу вас о коротком ликбезе. Что предшествовало войне 1812 года?

- Войне 1812 года предшествовало несколько войн, первая из которых кончилась страшным поражением в битве при Аустерлице, описанной в романе «Война и мир». После перемирия была еще одна война, менее катастрофическая, которая закончилась Тильзитским миром, страшно невыгодным для России. В результате Россия должна была примкнуть к континентальной блокаде Англии и принять условия Наполеона. Александр прекрасно знал, что это временно и что новой войны не миновать. Возвышение Сперанского с огромным количеством непопулярных мер, которые были приняты, тоже было связано с подготовкой к войне. Но это нельзя было объявить вслух. И Александру, и Сперанскому, который воспринимался как иностранный агент, противопоставлялась великая княгиня, у которой была прекрасная кредитная история, что к ней посватался Наполеон, и ее в панике выдали замуж за принца Ольденбургского. Утерли Наполеону нос, он не получил нашей замечательной княжны, и она воспринималась как главный центр патриотической партии. Великая княгиня при этом не говорила ни одного слова по-русски.

- Мы совершенно закопались в этом сюжете Смутного времени. Следующий миф основания - это Октябрьская революция?

- Да, конечно. Заново все меняется в XX веке после революции. И в этом смысле это очень похоже на петровскую революцию. Новая эра, создалось новое государство. До конца Советского Союза революция 1917 года в той или иной степени играет роль мифа основания.

- Довольно забавным образом праздник 7 ноября превратился в 4 ноября.

- Да, снова отсылка к Смутному времени, Дню национального единства.

- В Советском Союзе вспоминали о Смуте? Потому что она здорово ложится в сюжет Отечественной войны.

- Великая война начинается со страшного поражения, когда враг оказывается у столицы или к ней подступает. В 1612 году это поляки, в 1812 году это французы, сжигающие Москву, в 1941 году это немцы, которые подходят к Москве на ближайшее расстояние. И страна каждый раз оказывается на грани абсолютной гибели и тотальной катастрофы, из которой волшебным образом, божьим и чудесным произволением лидера, царя, главы ополчения, вождя, генералиссимуса и неизвестно кого, она заново возникает как феникс и поднимается к величайшей победе в своей истории. Здесь парность возникает на терминологии - «Отечественная война» и «Великая Отечественная война». То есть эта параллель - она возникает.

У каждого народа есть свои истории, в которых рассказывается о происхождении Вселенной, о появлении первого человека, о богах и славных героях, совершавших подвиги во имя добра и справедливости. Подобные легенды возникли в глубокой древности. В них отразились представле­ния древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным и непонятным.

Во всем окружавшем его - в смене дня и ночи, раскатах грома, бурях на море - человеку виделись проявления каких-то неведомых и страшных сил – добрых или злых, в зависимости от того, какое влия­ние они оказывали на его повседневную жизнь и деятельность.

Постепенно неясные представления о явлениях природы оформились в четкую систему верований. Пытаясь объяснить то, что было непонятно, человек одушевлял окружавшую его природу, наделив ее конкретными человеческими чертами. Так был создан невидимый мир богов, где взаимоотношения были такими же, как и между людьми на земле. С каждым конкретным богом связывалось то или иное явление природы, например гром или буря.

Человеческая фантазия олицетворяла в образах богов не только силы природы, но и отвлеченные понятия. Так возникли представления о богах любви, войны, спра­ведливости, раздора и обмана.

Произведения, придуманные в Древней Греции, отличались особым богатством ху­дожественной фантазии. Они и были назва­ны мифами (греческое слово «миф» озна­чает рассказ), а от них это название рас­пространилось на такие же произведения других народов.

В разных странах безымянные народ­ные певцы составляли рассказы о знамена­тельных событиях, о подвигах и деяниях вождей и придуманных ими героев. Произ­ведения передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Проходили века, воспоминания о прошлом станови­лись все более смутными, и реальность все больше уступала место фантазии.

Долгое время считалось, что подобные произведения - фантастический вымысел, но оказалось, что это не совсем так. В ре­зультате археологических раскопок была найдена Троя, причем именно в том месте, о котором говорилось в мифах. Раскопки подтвердили, что город несколько раз раз­рушали враги. Несколько лет спустя были раскопаны развалины огромного дворца на острове Крит, о котором также рассказы­валось в мифах.

Так соединились вместе истории о явлениях природы и богах, управляющих этими силами, и рассказы о реальных героях, живших в далекие времена. Древние легенды стали мифами. Их образы продолжают жить и сегодня, в произведениях живописи, литературы и музыки. Хотя образы мифических героев и пришли из далекого прошлого, их истории продолжают волновать людей и в наше время.

Мифологические образы встречаются и в языке. Так, из греческой мифологии пришли выражения: «танталовы муки», «сизифов труд», «нить Ариадны» и многие другие. Об их происхождении ты сможешь узнать из справочников и словарей.

С древних времен человек о многом задумывался. Как устроен мир, который его окружает? Когда и из чего была сотворена Земля? Почему на ней существуют горы и реки, болота и леса? Почему светит солнце, горят звезды, идет дождь, гремит гром? Что такое человек и откуда он произошел? Почему люди умирают, и что с ними происходит после смерти?

Кто мог дать ответ на эти вопросы? Наверное, сам человек, а вернее мифы, созданные им. Итак, обратимся к мифам. Познакомимся с китайским мифом «Рождение Паньгу».

** «В Китае считали: когда земля еще не отделилась от неба, вся Вселенная была яйцом, заполненным хаосом. В этом яйце сам собою зародился и вырос Паньгу. Он, свернувшись клубочком, заснул на восемнадцать тысяч лет, потому что не знал, что делать дальше. Пока спал Паньгу, рядом с ним сами собой появились долото и большой топор, которые стали давить его в бок. Паньгу проснулся, но ничего, кроме липкого мрака, не ощутил. Сердце его наполнилось тоской. Он взял топор, изо всех сил ударил по долоту. Раздался оглушительный грохот, который бывает, когда трескаются горы, и... яйцо раскололось! Все легкое и чистое - ян - тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное - инь - опустилось и стало землею. Так небо и земля благодаря удару топора отделились друг от друга. А у Паньгу тоска прошла, потому что он хорошо поработал.

Но место тоски тотчас занял страх: а вдруг небо и земля снова соединятся! Паньгу уперся ногами в землю и подпер головою небо. Каждый день он подрастал на один чжан. А чжан - это три метра. На такое же расстояние отдалялось небо от земли. Рядом с Паньгу так же быстро росло дерево, корни которого прочно сидели в земле, а ветви не хотели отрываться от неба.

Прошло еще восемнадцать тысяч лет. Небо поднялось очень высоко. Земля стала толстой. Тело Паньгу тоже выросло необычайно. И дерево стало такой же высоты, как великан. Это очень волновало Паньгу. Ведь он не хотел, чтобы земля и небо были соединены. Он стал бить долотом и топором по стволу до тех пор, пока не перерубил дерево.

«Вот я и закончил работу, теперь отдохну», - подумал Паньгу.

Но силы его иссякли совсем. Он упал на землю и умер, отдав всю жизнь работе.

Последний вздох сделался ветром и облаками, вскрик - громом, левый глаз его стал солнцем, а правый - луной. Туловище Паньгу превратилось в пять священных гор, руки и ноги - в четыре страны света, кровь - в реки, жилы - в дороги, кожа и волосы стали лесами и травами, зубы и кости преобразились в драгоценные камни и металлы, а спинной мозг стал священным камнем нефритом. И даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капли дождя и росу».

Вот как китайцы объясняли появление гор, рек, подземных богатств, небесных светил.

Таким образом, при помощи мифов человек ненаучно наивно объяснял картину мироустройства. Каждый народ имеет свою систему мифов. До нас дошли древнегреческие мифы об олимпийских богах, скандинавские мифы об асах, древнеиндийская мифология, изложенная в «Ведах», и мифы других народов.

Что же такое мифология? Это слово, если буквально перевести его с греческого языка, означает «изложение преданий». С точки зрения ученых, мифология – это, прежде всего, «выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущий людям на разных стадиях развития». Мифы – это древние рассказы, в которых люди пытались объяснить различные явления жизни. Первая и главная причина возникновения мифа– это вера в то, что все объекты в природе наделены душой. Одушевление природы учёные называют анимизмом. Солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся одушевленными существами, которые живут наподобие людей, общаются между собой, выполняют определенные функции, обладают своим характером. Происходит олицетворение природы, то есть наделение объектов природы своим лицом.

Эти идеи опираются на очеловечивание окружающего мира. Первые существа, доступные пониманию ребенка, бывают существа человеческие (мама, папа, он сам), обладающие личной волей. Поэтому ребенок наделяет этой волей и окружающие его предметы. Таким образом, ребенок делает первый шаг по пути мифотворчества, стараясь представить себе, что «нечто есть некто», все предметы оживают и действуют самостоятельно. Пережитки первобытнообщинного сознания сохранились и по сей день, например, мы можем ударить предмет, причинивший нам боль; или в Древней Греции суду подвергались предметы (камень или сук дерева), причинивший человеку смерть, если было доказано, что в этом не участвовал человек. Осужденные предметы выбрасывали за пределы города.

Значение мифологии велико. Мифы стали колыбелью, из которой выросли литература, искусство, религия, наука. По пути мифотворчества пошли и ваши, ребята, сверстники - ученики пятых классов. Познакомьтесь с некоторыми мифами, придуманными пятиклассниками. Быть может, вам тоже захочется создать миф. Дерзайте!

Люди всегда стремились узнать, как они появились, откуда берет свое начало человеческий род. Не зная ответа на свой вопрос, они строили догадки, сочиняли предания. Миф о происхождении человека существует практически во всех религиозных верованиях.

Но не только религия пыталась найти ответ на этот извечный вопрос. По мере своего развития наука тоже приобщилась к поискам истины. Но в рамках этой статьи будет сделан упор на теории происхождения человека именно на основе религиозных верований и мифологии.

В Древней Греции

Греческая мифология известна во всем мире, поэтому именно с нее в статье начинается рассмотрение мифов, объясняющих происхождение мира и человека. Согласно мифологии этого народа в начале был Хаос.

Из него появились боги: Хронос, олицетворяющий время, Гея - земля, Эрос - воплощение любви, Тартар и Эреб - это бездна и мрак соответственно. Последним божеством, рожденным из Хаоса, была богиня Нюкта, символизировавшая ночь.

Со временем эти всемогущие существа рождают на свет других богов, завладевают миром. Позднее они обосновались на вершине горы Олимп, которая отныне стала их домом.

Греческий миф о происхождении человека - один из самых известных, поскольку изучается в школьной программе.

Древний Египет

Цивилизация в долине реки Нила является одной из самых ранних, поэтому их мифология тоже очень стара. Разумеется, в их религиозном веровании тоже был миф о происхождении людей.

Здесь можно провести аналогию с уже упомянутыми выше греческими мифами. Египтяне считали, что в начале был Хаос, в котором царили Бесконечность, Тьма, Ничто и Небытие. Эти силы были очень сильны и стремились все разрушить, но в противовес им действовала великая восьмерка, из которых 4 имели мужской облик с головами лягушек, а другие 4 - женский облик со змеиными головами.

Впоследствии разрушительные силы Хаоса были преодолены, и был сотворен мир.

Индийские верования

В индуизме есть минимум 5 версий происхождения мира и человека. В соответствии с первой версией мир возник из звука Ом, произведенного барабаном Шивы.

По второму мифу мир и человек появились из "яйца" (брахманда), пришедшего из космоса. В третьей версии было "первичное тепло", породившее мир.

Четвертый миф звучит довольно кровожадно: первочеловек, которого звали Пуруши, совершил жертвоприношение частей своего тела самому себе. Из них появились остальные люди.

Последняя версия говорит о том, что своим происхождением мир и человек обязаны дыханию бога Маха-Вишну. При каждом его вздохе появляются брахманды (вселенные), в которых проживают Брахмы.

Буддизм

В этой религии нет как такового мифа о происхождении людей и мира. Здесь главенствует идея постоянного перерождения вселенной, которая появляется с самого начала. Этот процесс называется колесом Сансары. В зависимости от кармы, которую имеет живое существо, в следующей жизни оно может переродиться в более высокоразвитое. К примеру, человек, который вел праведную жизнь, в следующей жизни будет либо снова человеком, либо полубогом или даже богом.

Тот же, кто имеет плохую карму, может вовсе не стать человеком, а родиться животным или растением, и даже неодушевленным существом. Это своеобразное наказание за то, что он прожил "плохую" жизнь.

О самом появлении человека и всего мира в буддизме нет никакого пояснения.

Верования викингов

Скандинавские мифы о происхождении человека не так известны современным людям, чем те же греческие или египетские, но не менее интересны. Они верили, что вселенная появилась из пустоты (Гинугага), а остальной материальный мир возник из туловища обоеполого великана по имени Имир.

Этот великан был взращен священной коровой Аудумлой. Камни, которые она лизала, чтобы получить соль, стали основой для появления богов, в числе которых был и главный бог скандинавской мифологии Один.

Один и его два брата Вили и Ве убили Имира, из тела которого и сотворили наш мир и человека.

Древнеславянские верования

Как и в большинстве древних политеистических религий, по славянской мифологии в начале тоже был Хаос. А в нем жила Матерь мглы и бесконечности, которую звали Сва. Захотела она однажды себе дитя и создала из зародыша огненного себе сына Сварога, а из пуповины был рожден змей Ферт, который стал другом ее сына.

Сва, чтобы порадовать Сварога, сняла со змея старую шкуру, взмахнула руками и создала из нее все живое. Человек был создан так же, но в его тело была вложена душа.

Иудаизм

Это первая монотеистическая религия в мире, из которой берут свое начало христианство и ислам. Поэтому во всех трех вероучениях миф о происхождении людей и мира похож.

Иудеи считают, что мир был создан богом. Однако есть некоторые расхождения. Так, некоторые считают, что небо было создано из сияния его одежды, земля - из снега, находящегося под его троном, который он бросил в воду.

Другие же считают, что бог сплел воедино несколько нитей: две (огонь и снег) использовал для создания своего мира, еще две (огонь и вода) пошли на создание неба. Позднее был создан и человек.

Христианство

В этой религии господствует идея сотворения мира из "ничего". Бог создал весь мир при помощи собственной силы. На сотворение мира у него ушло 6 дней, а на седьмой он отдыхал.

В этом мифе, объясняющем происхождение мира и человека, люди появились в самом конце. Человек был создан Богом по своему образу и подобию, поэтому именно люди являются "высшими" существами на Земле.

Ну и, конечно, все знают про первого человека Адама, который был создан из глины. Затем из его ребра Бог сделал женщину.

Ислам

Несмотря на то что мусульманское вероучение берет свои корни из иудаизма, где Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал, в исламе этот миф трактуется несколько иначе.

Для Аллаха не существует отдыха, он сотворил весь мир и все живое за шесть дней, но его ничуть не коснулась усталость.

Научные теории происхождения человека

Сегодня принято считать, что люди появились в ходе длительного биологического процесса эволюции. Теория Дарвина утверждает, что человек появился из высших приматов, поэтому у человека и человекообразных обезьян в древности был единый предок.

Конечно, в науке тоже существуют разные гипотезы касательно появления мира и людей. К примеру, некоторые ученые выдвигают версию, по которой человек является результатом слияния приматов и иноземных пришельцев, которые в глубокой древности посетили Землю.

Сегодня стали появляться еще более смелые гипотезы. Например, есть теория, по которой наш мир является виртуальной программой, а все, что нас окружает, включая самих людей, является частью компьютерной игры или программы, которой пользуются более развитые существа.

Однако столь смелые идеи без должного фактического и экспериментального подтверждения не многим отличаются от мифов о происхождении людей.

В заключение

В этой статье были рассмотрены различные варианты происхождения человека: мифы и религии, версии и гипотезы, основанные на научных изысканиях. Никто на сегодняшний день не может со стопроцентной уверенностью сказать, как было на самом деле. Поэтому каждый человек волен выбирать, в какую из теорий верить.

Современный научный мир склоняется к теории дарвинистов, поскольку она имеет наибольшую и наилучшую доказательную базу, хотя в ней тоже есть некоторые неточности и недочеты.

Как бы то ни было, люди стремятся докопаться до истины, поэтому появляются все новые и новые гипотезы, доказательства, проводятся эксперименты и наблюдения. Возможно, в будущем удастся найти единственно верный ответ.

Любой миф начинается с полуправды и заканчивается абсолютной неправдой - ошибкой, заблуждением или же прямой ложью, иногда спланированной. Классический механизм возникновения околонаучного (читай "лже-" или "псевдонаучного") мифа таков:


1. выдвигается вполне научная гипотеза, дающая возможное объяснение какому-либо явлению;
2. гипотеза проверяется научным сообществом и отбраковывается, как неподтверждённая никаким из исследований, коих проводится множество в случае, если вопрос имеет высокую степень значимости для человечества в целом и науки в частности;
3. проходит время, и материалы по проверке этой гипотезы обнаруживает на пыльных полках научных архивов какой-нибудь не совсем добросовестный учёный (лжеучёный) или же другое заинтересованное в создании сенсации лицо;
4. лжеучёный выдаёт гипотезу за теорию, зачастую внося коррективы: в частности, очень подробно и красочно расписывая потенциальные области применения своего "открытия";
5. далее слухи начинают распространятся и мутировать, подобно вирусам (часто их называют "медиавирусами" или "мемами" в терминологии Р. Докинза).

Рассмотренная схема, конечно, не является единственной и единственно верной, но вполне наглядно поясняет дальнейшее изложение.

Как, кем и зачем распространяются мифы?

О процессе распространения слухов (мемов, медиавирусов) есть достаточно информации в Интернете, поэтому здесь давайте подробнее остановимся на том, кто распространяет слухи.

Слухи распространяются прежде всего людьми с некритическим мышлением и просто любителями сенсаций. Иногда слухи распространяются намеренно теми людьми, которые заинтересованы в этом - речь идёт о получении прибыли от продажи товаров и услуг, эксплуатирующих распространяемый слух, идею.

Такая дезинформация становится возможной отнюдь не благодаря виртуозности "заговорщиков", а по причине банальной доверчивости большинства людей, склонности принимать любые красиво или интересно (наукоёмко, перспективно, оптимистично, а иногда и наоборот) звучащие слова за правду, без попыток их критического осмысления, проверки фактов.

Слухи являются столь привлекательными по следующим причинам:

* несут сильный эмоциональный заряд - дело в том, что эмоционально неуравновешенные люди (в частности те, кто страдает зависимостями) зачастую ищут эмоциональных встрясок - такие поиски приводят их в Интернет и на ТВ, где в обилии присутствует шокирующие материалы (шок-контент);
* в слухе содержится обещание "счастья" без больших затрат времени, сил и средств (а чаще - за умеренную плату), или же предостережение о несчастье (например, конце света), которого можно избежать благодаря преподносимой слухом идее;
* слух играет на человеческих чувствах, обычно на честолюбии и жажде власти, контроля - именно поэтому мошенники часто обещают, что благодаря их учению, средству или прибору вы станете хозяином своей жизни и сможете управлять чужими;

Целью же распространение любого слуха так или иначе является некая тактическая выгода, будь то эмоциональная встряска или доход от продажи "чудо-средства".

Почему эта выгода "тактическая"? Потому что в итоге, для человечества в целом или отдельных сообществ, она приводит к значимому ущербу. Эмоционально нестабильный человек, получая свою встряску, становится ещё менее стабильным, а тот же мошенник, благодаря своим активным вредоносным действиям, разрушает общество - среду, в которой сам живёт. В один прекрасный день продавец "чудо-лекарства" может заболеть и, придя к врачу за помощью, получить рецепт на свой же поддельный (и неэффективный) препарат.

Как зарабатывают на мифах?

Спрос рождает предложение и, наоборот, предложение рождает спрос - это две взаимодополняющих тенденции в рыночной экономике. Как только появляется потребность, начинают возникать и способы её удовлетворения, а появление каждого нового (более простого или эффективного) способа порождает дополнительный интерес к удовлетворению потребности, какой бы низкой или нездоровой она ни была.

Существует также и множество законов (социальных, психологических и т.д.), благодаря которым продавать обещание простого решения становится выгоднее и проще, чем продавать настоящее решение, которое связано с преодолением трудностей.

В эпохи социальных потрясении создаются чрезвычайно благоприятные условия для процветания мошенничества всех видов, от колдовства и борьбы с ним до околонаучных обманов, которые уже не раз существенно подтачивали бюджеты разных стран (Россия - наглядный пример, но речь не об этом).

Люди, обладающие хоть сколько-нибудь развитыми навыками обмана и манипуляций, находят в трудные времена своё "призвание" в обмане других, чуть более наивных людей. Кстати, убедительная просьба не пугаться слова "манипуляции" - это одна из весьма распространённых форм социального взаимодействия, которая весьма часто встречается в быту, например в дисфункциональных семьях

Мифология принадлежит прошлому. Мы привыкли думать, что мифологические сюжеты были нужны человеку в донаучную эпоху - с их помощью он объяснял себе мир. А современный человек, получивший хотя бы школьное образование, представляет мир, пользуясь рациональными концепциями, и в мифе не нуждается. Сегодня не осталось места, где бы миф мог развернуться.

Это, конечно, не так. Научные знания мешают мифотворчеству, но человек пользуется ими далеко не всегда. Каждый из нас применяет научные методы специально, то есть переходя в особое состояние - состояние исследователя. Есть задача - её надо решить. Такие задачи обычно формулируются в сфере профессиональной деятельности. Некоторые рациональные натуры иногда действуют подобным образом и в быту. Но, чтобы приступить к поиску решения, сначала необходимо поставить задачу. Между тем, жизнь не сводится к постановке и решению задач. Жизнь имеет множество планов, и, даже решая задачу, мы одновременно вовлечены и в другие процессы. Держать всё под рациональным контролем невозможно; в конце концов, рациональное мышление - тяжёлый труд, к которому мы должны себя понуждать, а по большей части мы от этого труда отлыниваем. Большинство наших суждений высказываются за пределами научного метода. А, стало быть, у мифа достаточно места.

Наше сознание в значительной степени мифологизировано. Мы активно создаём персональные мифы и живём среди них. Но это всё же - наше личное дело. Миф как социальное явление - нечто большее. Он возникает, когда мифологическое суждение кого-то из нас оказывается интерперсонализировано, попадает в публичное пространство и начинает обращаться в нём, проникая в умы всё новых людей.

Таких мифов тоже достаточно. Мы узнаём об их существовании, когда их удаётся разоблачить. Можно ли сказать, что разоблачение убивает миф? Вряд ли. Миф отступает на периферию общественного сознания, но, как правило, обязательно находятся люди, которые верят в миф, несмотря ни на что. А главное, нет никаких оснований считать, что разоблачение неизбежно. Весьма вероятно, что какие-то популярные суждения, которые мы легко озвучиваем, - не более, чем мифы. Стоит быть бдительными, не отключать критическое мышление и подвергать проверке любую информацию, в надёжности источника которой мы не уверены.

Попробуем проанализировать возникновение мифа на конкретном примере.

Содержание мифов различно. Есть мифы откровенно деструктивные, направленные на разрушение существующих структур, девальвирующие ценности. Возникая постоянно, такие мифы представляют собой явную угрозу для сложившейся социальной системы. И если общество хочет выжить, оно должно бороться с этой угрозой. Срабатывает социальный иммунитет. Вредоносные мифы довольно успешно выявляются и разоблачаются. Эта работа составляет значительную часть содержания аналитической публицистики.

Но есть и другие мифы, скажем так, благонамеренные. Люди, транслирующие их в публичном пространстве, хотят добра и явно стараются послужить ему, как могут. Такие мифы, даже будучи обнаруженными, редко подвергаются анализу и публичному разоблачению. Видя устремлённость к добру, мы снисходительно прощаем им уклонение от истины. Благонамеренность служит этим мифам неплохим прикрытием, повышая их шансы на выживание. Это означает, что число людей, принявших мифологическую коррекцию реальности, не становится меньше, а, возможно, даже растёт. Давление со стороны мифа становится больше, искажения в общественном сознании накапливаются, и мы рискуем со временем утратить ту меру истины, которой сейчас обладаем.

Поэтому благонамеренные мифы также необходимо подвергать критическому разбору. Рассмотрим именно такой миф.

ТЕЛО МИФА

Передо мной флаер - раздаточный материал размером в 1/3 стандартного листа бумаги. Бумага, кстати, отличная - плотная, мелованная, глянцевая. Цветная двусторонняя печать. Сделано не на принтере -качественная полиграфическая продукция.

С двух сторон флаера - текст. С одной стороны стихи. Вот они:

Ты знал, что Я Творец, но Мне не покорился,
Ты знал, что Я есть Свет, но ты Меня не зрил,
Ты знал, что Я есть Путь, но ты с дороги сбился,
Ты знал, что Я есть Жизнь, но Мною ты не жил.

Ты знал, что мудрость Я - не чтил Моих законов,
Ты знал, что Я всеблаг, но не любил Меня,
Ты знал, что Я богат, но не просил с поклоном,
Ты знал, что вечен Я, но ни искал ни дня.

Я милостив - ты знал, но Мне судьбу не вверил,
Ты знал, что Я велик, но Мне ты не служил,
Что Я могу все дать, определить, измерить,
Что Всемогущ -ты знал, но ты Меня не чтил.

Так знай же, человек, пылинка во Вселенной:
Пустые дни прожив, не веря, не любя,
Придя к концу земной, короткой жизни тленной,
В погибели своей вини теперь себя!

С другой стороны флаера напечатано пояснение. Вот оно:

"Этот текст, слово Божие - выговор Бога человеку с предупреждением - был найден более 30 лет назад войнами-десантниками Витебской воздушной дивизии в болоте, в которое они по ошибке были высажены на парашютах во время войсковых учений в той местности.

Слова этого текста были написаны (высечены) Самим Богом на церковно-славянском языке на камне, который не смогли сдвинуть с места 75 воинов. Сейчас этот камень находится возле храма в Полоцком районе Белоруссии."

Эта история растиражирована интернетом, откуда она, скорее всего, и попала на флаер. Стихи также встречаются очень часто. Они действительно находятся у церковных ворот. Например, на этой фотографии они запечатлены у центральных врат Свято-Боголюбского женского монастыря.

Однако перед нами миф.

ПРИЗНАКИ МИФА

Моё сознание, конечно, тоже мифологизировано. И если миф, существующий в публичном пространстве, совпадёт по контурам с каким-то из моих внутренних мифов, меня ничто не насторожит. Я приму внешний миф как данность и включу его в свою систему восприятия мира. Но в тех случаях, когда подходящего мифа внутри не находится, набредя на новую информацию, порою ловишь себя на ощущении, что здесь что-то не так. И в этом случае, принудив себя к анализу, практически всегда можно выделить очевидные признаки мифа.

Такие признаки несложно найти и в нашем примере.

1. Текст с флаера говорит о том, что приведённые слова написаны Самим Богом. Мы знаем, что Бог Сам, Своим перстом начертал заповеди на каменных скрижалях, которые дал Моисею (Исх. 31:18). Это стало поворотным пунктом в истории еврейского народа (а через него - и всего мира), обретшего таким образом Закон Божий. Ещё из Писания нам известно о руке, во время пира у царя Валтасара сверхъестественным и страшным образом начертавшей на стене таинственную надпись "Мене, мене, текел, упарсин", которую смог истолковать только пророк Даниил. Так Бог перед лицом элиты мира того времени явил своё могущество и показал, что Он - Господь господствующих и Царь царствующих. Валтасар посмел пить вино на пиру из священных сосудов, поклонялся ложным богам и не воздал хвалу истинному Богу, и вот устами пророка Даниила ему возвещается: "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и дано Мидянам и Персам" (Дан. 5:26-28). Далее Писание говорит: "В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство..." (Дан. 5:30-31). Долго ждать исполнения пророчества не пришлось.

Текст из нашего примера, с одной стороны, должен оказаться в этом ряду: надпись сделана, как утверждается, Самим Богом. С другой стороны, он явно в этот ряд не встаёт. Кому адресованы слова с камня из мифа? Кто свидетель чудесного их появления? Зачем Бог придал такую форму посланию к людям? Как это повлияло на судьбы людей? Ответов нет. Если бы действительно существовал камень со словами, высеченными Самим Богом, об этом бы говорилось совсем не так. Все бы знали, как выглядит этот камень. Фотографии его вошли бы в энциклопедии, книги, путеводители и календари. Надпись бы цитировалась в проповедях с амвона, на неё бы ссылались. Из всех уголков мира к камню бы тянулись паломники и любопытные. Поскольку ничего подобного не происходит, разумно предположить, что божественное происхождение надписи - вымысел.

2. Послание от имени Бога на флаере изложено стихами. Писание содержит книги, язык которых представляет собой высокую поэзию (Псалтирь, Книга Иова). Но соблюдение одинаковой длины строк, рифмы и ритма - словесная игра, придуманная человеком. Богу не нужно связывать себя этими правилами. Слова Бога воздействуют на наши души не за счёт технических приёмов, а благодаря смыслу и силе Святого Духа, вложенной в эти слова. Стало быть, авторство текста принадлежит не Богу.

3. На флаере сказано, что надпись на камне высечена на церковнославянском языке, но текст стихотворения написан по-русски. Стихотворение не оставляет ощущения перевода, в нём нет и следов церковнославянском языка. В лучшем случае перед нами - переложение.

Но если есть церковнославянский оригинал, почему он не приведён? Тем более, что утверждается, что Бог начертал своё послание по-церковнославянски. Сегодня церковнославянский текст не повергнет читателя в шок, а наоборот повысит достоверность рассказываемой истории. Отсутствие оригинала позволяет думать, что церковнославянского варианта стихотворения не существует.

4. Слова, вложенные автором-человеком в уста Бога, плохо сочетаются с православной традицией. Православному легко вспомнить слова Псалтири, он их часто слышит: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогревается, ниже во век враждует" (Пс. 102:8-9). Текст же со флаера говорит, что терпение Господне истощилось, и Бог прогневался на нас "до конца" (т.е. окончательно). В стихе человек назван "пылинкой во Вселенной". Но у нас есть и на это цитата из Псалтири. Вот слова псалмопевца царя Давида: " Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его" (Пс. 8:4-7). Человек именно таким был сотворён Богом, и в Боговоплощении Господь восстановил славу человеческого естества. Святитель Иоанн Златоуст замечает: "И подлинно, что может сравниться с такою славою, когда мы составляем хоры вместе с ангелами, когда получаем усыновление Богом, когда Он не щадит за нас Единородного Сына?" (Беседы на псалмы, псалом 8).

Очевидно, что стих с флаера имеет отнюдь не православный источник вдохновения.

Эти признаки указывают на несомненно мифологический характер рассказанной нам истории, и, чтобы разоблачить миф, больше ничего и не требуется. Однако интересно разобрать в деталях, как возникают подобные мифы.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ МИФА

Рассматриваемый здесь миф возник совсем недавно, это облегчает поиск его корней.

Начнём с камня. Чудесный камень, как утверждается, находится в Полоцком районе Белоруссии. Раз уж камень добыли из болота и вывезли к людям, вряд ли его решили установить в каком-нибудь глухом месте. Поэтому искать его надо не где-то ещё, а в самом Полоцке.

Самым известным храмом Полоцка является Софийский собор. Полоцкая София стала четвёртой в ряду тезоименитых храмов. Первой появилась Константинопольская, потом - в Киеве, в Новгороде, и вот -Полоцк. Собор был построен в XI-м веке. Судьба его была непростой. Какое-то время храм принадлежал униатской церкви. Во время Северной войны, когда российская армия действовала на территории Речи Посполитой (в состав которой тогда входили белорусские земли), по приказу Петра I в соборе был устроен пороховой склад. В 1710 году, когда русская армия покидала Полоцк, порох взорвался. От взрыва храм сильно пострадал, но потом был восстановлен. Наполеоновские войска использовали собор как конюшню. В 1924 году храм был опять закрыт. Теперь в нём разместился краеведческий музей.


Рядом с Софийским собором действительно есть камень, который доставили сюда специально (видимо, как в музей). Что это за камень? Не маленький. Весит 70 тонн. В поперечнике - 3 метра, а если замерить окружность, получится 8 метров. Минерал -полевой шпат. На камне высечены крест и надпись на церковнославянском языке. Крест - четырёхконечный, стоящий на ступенчатом основании; это символизирует Голгофу. Надпись же следующая: вверху -"ХС НIКА", что читается как "Христос победитель", ниже - "ГИ (Господи) ПОМОЗИ РАБЮ СВОЕМУ БОРIСУ". Считается, что надпись сделана при Полоцком князе Борисе Всеволодовичем (это XII-й век). Современные историки насчитали шесть камней с подобными надписями. По надписям эти камни называются Борисовыми.

Итак, камень у храма в Полоцке есть, надпись на нём на церковнославянском языке есть. Только содержание её отличается от того, что сообщает нам миф. Кстати, на фотографиях камня надписи не видно - она плохо сохранилась, что оставляет место фантазии.

Миф утверждает, что камень вытащили из болота. Полоцкий Борисов камень извлекли из реки (Западной Двины, на которой стоит Полоцк). Основная масса камней с похожими надписями (и в том числе четыре из шести Борисовых камней) располагалась по руслу Западной Двины, являвшейся в то время основной транспортной артерией региона.

Если смотреть глазами истории или краеведения, можно сказать, что камни были однажды открыты, но на самом деле они всегда были на виду. Полоцкий камень сидел в реке в пяти верстах от Полоцка напротив деревни Подкостельцы. Показывался он из воды летом, когда Двина мелела, к празднику Бориса и Глеба (24 июля). Поэтому местные жители прозвали его Борис-Хлебник - то ли потому, что Глеб произносили, смягчая звук "г" (как "Хлеб"), то ли потому, что на Бориса и Глеба обычно начиналась уборка хлебов ("На Глеба Бориса до хлеба берися").

В 1889 году Бориса-Хлебника пытались вытащить из реки, но не получилось. Ворочать такие глыбы -дело непростое. В конце XX-го века техническая мощь оказалась достаточной, чтобы справиться с камнем. Но сиди камень в болоте (как повествует миф), доставать его, скорее всего, просто бы не стали- слишком сложной и затратной вышла бы работа.

В мифе камень находят десантники. В этом повороте сюжета явственно слышны фольклорные (сказочные) интонации. Десантники промахиваются, и попадают неизвестно куда. Потерявшись сами, они находят чудо. Но почему героями истории оказываются именно десантники? Камень доставили к Софийском собору в 1981 году. В этом же году проводились самые масштабные военные учения советского периода "Запад-81". Однако десантный компонент учений отрабатывался не в Белоруссии, а в Польше. В районе Полоцка высадка десанта отрабатывалась тремя годами раньше в рамках учений "Березина". Мифологическое сознание довольно часто совмещает близкие по времени и содержанию исторические события. Возможно, это произошло и в этот раз. Терялись ли какие-то группы десантников во время учений, совершали ли они какие-то неожиданные находки, мне установить не удалось. Впрочем, для мифа более плотного пересечения с реальной историей и не требуется.

Стихотворение, ставшее основой мифа, принадлежит к совсем другой цепочке семантических связей. Очевидно, что это - не подстрочник, а полноценное произведение, написанное на современном русском языке. Его автора найти не очень сложно. Это - украинский поэт Юрий Викула. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале "Вера и жизнь" в 1996 году. Но автор сочинил его не на пустом месте. В одном из журналов ему попался текст надписи со стены старинной церкви города Любека, который, как говорится, "запал в душу". В интернете можно отыскать этот текст. Вот он:

Вы знаете, что Я Творец, но Мне не покоряетесь
Вы знаете, что Я Свет, но Меня не зрите
Вы знаете, что Я Путь, но Мною не ходите.
Вы знаете, что Я Жизнь, но Меня не принимаете.
Вы знаете, что Я Мудрость, но Мне не следуете.
Вы знаете, что Я всеблаг, но Меня не любите
Вы знаете, что Я богат, но Меня не просите.
Вы знаете, что Я вечен, но Меня не ищете.
Вы знаете, что Я милостив, но Мне не вверяетесь.
Вы знаете, что Я велик, но Мне не служите.
Вы знаете, что Я всемогущ, но Меня не чтите.

Вы будете обречены на погибель, но вините в этом себя!

Любек - это город в Германии, некогда бывший центром Ганзейского союза. На сохранившихся средневековых Голштинских воротах Любека золотыми буквами сияет надпись «Concordia Domi Foris Pax» - «Согласие внутри, снаружи мир». Эта надпись была сделана в 1871 году, во время востановительно-реставрационных работ. Изначально (а ворота были построены в 1477) надпись была длиннее и полностью звучала как «Concordia domi et pax foris sane res est omnium pulcherrima» - «Согласие внутри и мир снаружи есть, несомненно, наивысшее благо». Значимые надписи было принято делать на латыни. Можно ожидать, что и слова, вложенные кем-то из жителей древнего Любека в уста Бога, были написаны латынью. Текст, выдаваемый за аутентичный, - не более, чем перевод.

Церковь, о которой говорит Юрий Викула, это, скорее всего, Мариенкирхе - Церковь Святой Марии. Мариенкирхе - самая известная церковь Любека. Именно в ней окормлялись городские власти и наиболее почётные (и богатые) горожане. Мариенкирхе считается «матерью северогерманской кирпичной готики»; построенная в XVIII-XIV веках, она стала образцом для 70 церквей в этом регионе. Но Мариенкихре, такая, какая она есть сейчас, - в значительной степени новодел. В ночь с 28 на 29 марта 1942 года Королевские ВВС Великобритании произвели воздушный налёт на Любек -первый из серии массовых налётов на немецкие города. Бомбардировка и вызванный ею пожар разрушили приблизительно пятую часть города. Мариенкихре полностью выгорела. Восстановление церкви было начато в 1947 году и продлилось 12 лет. Современный интерьер церкви не содержит надписи, перевод которой вдохновил Викулу.

Была ли такая надпись раньше? С одной стороны, мы видим, как работает мифологизированное сознание: ему ничего не стоит привязать надпись к некоему объекту на основании одного представления об уместности этого. Викула почерпнул информацию из журнала, но что это за журнал и можно ли ему доверять? С другой стороны, весьма вероятно, что надпись существовала и погибла в огне. Повесили же у нас стих Викулы у ворот Свято-Боголюбского монастыря, что мешало сделать нечто подобное гражданам Любека? К тому же в прежнее время текстов было меньше, и надписи имели иной статус, к ним относились с большим вниманием. Рассматриваемый текст по духу -откровенно протестантский, а Мариенкихре - лютеранская церковь. Так что семантического противоречия здесь не возникает.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы увидели, как разнородные элементы собираются в единое тело мифа: камень с древней надписью, поднятый из реки, известная воздушно-десантная часть, текст популярного стихотворения, написанного по мотивам надписи на стене немецкой церкви. История мифа не придумывается как литературное произведение. Миф не возникает на пустом месте. Совмещаются контексты, изменяется восприятие: реальные взаимосвязи замещаются придуманными, созданными в соответствии с представлениями мифологического сознания о том, как должно было бы быть.

Миф начинается там, где гипотеза (предположение о возможном) сменяется уверенностью, что так оно и есть. Гипотеза ищет фактов и корректируется в зависимости от того, какие факты обнаруживаются. Миф в фактах не нуждается, он их игнорирует и даже боится. Подлинное познание - всегда труд, миф же избавляет от этого труда. Он комфортен: человек быстро получает картину мира, которая соответствует его ожиданиям. Тому, кто живёт внутри мифа, не надо меняться: он всегда адекватен мирозданию, поскольку то здание, которое он наблюдает через мифологические очки, создано как раз под него. Поэтому мы так цепко держимся за свои мифы: расстаться с ними значит обречь себя на интеллектуальный и духовный труд.

Но миф не только культивирует нашу лень и самодовольство. Главная его опасность в другом. За мифом мы не видим истинного положения вещей. Можно сказать, что мы теряем истину, утрачиваем контакт с ней. Когда-то человечество так потеряло Бога, утонув в языческой мифологии. Миф разрушает все структуры, обеспечивающие соотнесение с истиной. Пусть это соотнесение несовершенно (в силу падшего состояния человека), но оно существует, и благодаря ему процесс познания имеет реальное содержание. Миф не только обесценивает познание, подменяя знание мифологией, он размывает критерии, по которым мы отличаем одно от другого: подлинное от ложного, естественное от примысленного, наконец, просто отдельные понятия, события и предметы. В мифологическом сознании они путаются, накладываются друг на друга, утрачивают чёткие границы. Всё может оказаться всем. Твёрдая почва под ногами не прощупывается. А если ты не можешь установить истину, то её для тебя как бы и нет. Человек оказывается в мире, где истины как таковой не существует.

Но самое страшное - даже не это. Страшнее всего, что, усвоив привычку обрабатывать поступающую информацию с помощью конструирования мифов, человек теряет потребность в достоверном знании. Истина ему уже не нужна; более того - она мешает, раздражает, поскольку столкновение с ней неизбежно оборачивается необходимостью изменить что-то в своём поведении или привычном укладе.

Диалог с мифологизированным сознанием крайне затруднён. Не стоит ожидать, что рациональные аргументы, доводы логики и даже прямое указание на ошибку сразу же исправят ситуацию. Наоборот, если мифологизация зашла достаточно далеко и человек ни разу не пытался сознательно выявлять и преодолевать свои мифы, то высока вероятность того, что он не будет делать этого и впредь. Мифы не отпускают своих жертв.

Язычество было побеждено кровью христиан. Люди отдавали жизни за истину. Это аргумент, который сильнее любых рассуждений. Сегодня (скажем так - пока) убеждения не требуется подтверждать смертью, поэтому люди относятся к ним легко. Предполагается, что они могут быть любыми. Если от тебя не требуется умереть за свои идеи, ты можешь объявить себя приверженцем самой экстравагантной из них. Человечество уже достаточно долго находится в таком состоянии, и последствия могут оказаться необратимыми. Когда (а по некоторым признакам этого ждать недолго) быть христианином снова станет опасным, готовность умереть за истину уже не будет восприниматься как аргумент. Для современного (постмодернистского) человека истина больше не представляет ценности, он не захочет её искать. Его персональная мифология окажется неуязвимой.

Поэтому, пока у нас ещё есть время, давайте всё же обнаруживать мифы, как в своём, так и в общественном сознании, разоблачать и расставаться с ними.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам.

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1 «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3 «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложными.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык...

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История — это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама