THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

А. А. Блока в контексте его религиозного мировосприятия. В работе раскрывается содержание целого ряда понятий метафизического, религиозного, мистического содержания, которые легли в основу поэтической книги Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Для исследователей , изучающих историю русской литературы начала XX в. , и всех, интересующихся русским символизмом.

Ересиарх всея Руси

Александр Холин Поэзия Отсутствует

Книга известного поэта, прозаика и драматурга Александра Холина удивит читателя своей необычностью. Впрочем, определенного содержания она не имеет. Единственно, что можно отметить и что красной чертой проходит по страницам – это мистические переживания автора за Родину, за родной город, за многих знакомых и не слишком знакомых, окружающих сегодня Ересиарха всея Руси.

На первый взгляд название книги может показаться одиозным, но сравнивая его с краткой аннотацией, сразу становится понятен смысл и содержание: «Я сегодня и. о. , но, представьте, Мессии! Потому что поэт, потому что орать должен я на пустых перекрестках России про разруху и боль, про забытую стать!».

ЖД-рассказы

Дмитрий Быков Рассказы Отсутствует

Предлагаем вашему вниманию аудиокнигу по «ЖД-рассказам» Дмитрия Быкова – талантливого современного прозаика и поэта, автора известных романов и сборников стихов, детских сказок и биографических книг о Борисе Пастернаке и Булате Окуджаве, эпатажного журналиста и общественного деятеля.

В аудиосборник вошло двенадцать «тематических» рассказов, так или иначе связанных с железной дорогой. Интрига разворачивается под мерный стук колёс и дребезжание ложки в стакане с чаем, место действия ограничено парой квадратных метров… Казалось бы, что тут может быть увлекательного и необычного? Однако перед вами кладезь захватывающих сюжетов и настоящая энциклопедия жанров – романтическая история, бытовая сатира, иронический детектив, фантастическая антиутопия, мистический хоррор… В аудиокнигу также вошло пять «Не ЖД-рассказов», содержание которых не связано с железнодорожной тематикой.

Ангарская история Битки Толстовец Девочка со спичками даёт прикурить Другая опера Инструкция Киллер Миледи Можарово Мужской вагон Обходчик Отпуск Предмет Проводник Работа над ошибками Убийство в Восточном экспрессе Чудь Экзорцист-2006.

На дне сердца. Даже у бездонных сердец можно найти дно. Почему героиня оказалась на дне своего сердц

Александра Бублик Современные любовные романы Отсутствует Нет данных

Книга «На дне сердца» представляет сборник рассказов о мистической любви. Содержание данной книги состоит из рассказов: «Загадочное знакомство», «Тайна старого парка», « На дне сердца», «Мой милый волк». Учеными замечено, что сердце представляет собой некую субстанцию.

Кто-то верит, что сердце бездонное, но я считаю, что возможно опуститься на дно сердца. Что случилось в жизни героини, что она казалась на дне своего сердца? Какие поступки необходимо предпринять, чтобы подняться?

Эхнатон и Нефертити

Александра Невская Поэзия Отсутствует

Тема женской доли и материнства составляет важное содержание в творчестве Александры Невской. В ее поэме сталкиваются, казалось бы, противоположные традиции – эзотерического трактата и семейной саги, весьма характерной для современной культуры, но при этом получается не мыльная опера, а гимн космической любви.

Романтически-мистический сюжет, заклинательность поэтики, стихи, построенные как гимны – вот что отличает версию истории Эхнатона и Нефертити, созданную Александрой Невской.

Белый отель

Д. М. Томас Современная зарубежная литература Азбука Premium

Вашему вниманию предлагается один из самых знаменитых романов современной английской литературы. Шокировавший современников откровенностью интимного содержания, моментально ставший бестселлером, вошедший в шорт-лист Букеровской премии и переведенный на тридцать языков, «Белый отель» строится как история болезни одной пациентки Зигмунда Фрейда.

Прослеживая ее судьбу, роман касается самых болезненных точек нашей общей истории и вызывает у привыкшего, казалось бы, уже ко всему читателя эмоциональное потрясение. Лишь мистическим совпадением можно объяснить то, что «Белый отель» до сих пор не добрался до большого экрана – хотя интерес к его постановке в разное время проявляли Бернардо Бертолуччи и Эмир Кустурица, Дэвид Линч и Педро Альмодовар, Теренс Малик и Дэвид Кроненберг, а на главные роли заявлялись Энтони Хопкинс, Мерил Стрип, Барбра Стрейзанд, Изабелла Росселлини, Жюльет Бинош.

Ну а после того, как при таинственных обстоятельствах умерли сперва актриса Бриттани Мёрфи, а затем и ее муж режиссер Саймон Монджек, затеявшие новую попытку экранизации этого произведения современной классики, стали поговаривать о «голливудском проклятии “Белого отеля”»…

Пятерка Мечей

Наталья Солнцева Остросюжетные любовные романы Сады Кассандры

Сотрудник уголовного розыска Артем Пономарев расследует серию убийств, потрясших Санкт-Петербург. Маньяк избирает своими жертвами молодых, красивых женщин, оставляя возле трупа изысканную стихотворную эпитафию . Нити расследования ведут к ясновидящей Динаре, которая предсказала одной из своих клиенток скорую смерть… Тайное проклятие из века в век тяготеет над богатым купеческим родом Салаховых.

Потомок Салаховых - Юрий, молодой преуспевающий бизнесмен, - получает анонимные письма странного содержания. Пономарев пытается распутать клубок необъяснимых событий вокруг Салахова. Но все это лишь увлекательный фон, на котором происходит самое захватывающее: разворачивается история любви Юрия и Анны, полная прелести и мистической тайны.

Не рекомендуется впечатлительным особам и лицам, страдающим бессонницей, - вы не сможете уснуть, пока не разгадаете тайну серийного убийцы, жертвами которого становятся молодые красавицы . Не следует читать роман на ночь, иначе вам будут мерещиться призрак Пиковой Дамы, полосатые коты или невзначай коснутся голубые шелка Мата Хари… Осторожно, возможно привыкание!

Образы Будущего. Размышления об откровении Шри Ауробиндо и Матери

Арчака Религия: прочее Отсутствует

Некоторые из тех, кому попадет в руки эта книга, без сомнения причислят ее к жанру научной фантастики , в то же время найдутся и такие, кто сумеет увидеть связь ее содержания с новым мистическим учением, основоположником которого стал Шри Ауробиндо. В отличие от научно-фантастических произведений речь в книге идет не о внеземном, а о сверхземном, не о завоевании космического пространства, а об освоении нашего внутреннего мира на уровне некоего планетарного сознания, более высокого, чем нынешнее сознание человека.

Рассказы

Эдгар Аллан По Зарубежная фантастика Отсутствует Нет данных

Эдгар По (1809–1849) – неповторимое явление в истории американской словесности. Он является предтечей современной фантастической и детективной литературы, создателем блестящих загадочных новелл и стихотворений, запоминающихся благодаря таинственному пафосу и своеобразной мрачной красоте.

В состав данной книги вошло двадцать самых знаменитых мистических рассказов Эдгара По, интригующих и жутковатых благодаря своей атмосфере и неповторимой эмоциональной окраске. Также книга включает «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима из Нантукета» – одно из самых крупных по объему и спорных по содержанию символически-приключенческих произведений, вышедших из-под пера Э.

По. Перед читателем предстанут наиболее глубокие и необъяснимые закоулки человеческой души, очень странные путешествия, знакомства и удивительные встречи с потусторонним, возникающие на краю пограничной ситуации.

День рождения инфанты. Сборник сказок

Оскар Уайльд Сказки Отсутствует

Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт. Однако то, что в ХХ веке стало почти художественной нормой, для викторианской Англии конца ХIХ века было непозволительным. О. Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений.

Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажёно – условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Все его сказки кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. СОДЕРЖАНИЕ 1. Великан – эгоист; 2.

День рождения инфанты; 3. Мальчик-звезда.

Огненный ангел (сборник)

Валерий Яковлевич Брюсов Русская классика Отсутствует Нет данных

Один из самых загадочных русских романов ХХ века, «Огненный ангел» Валерия Брюсова – одновременно является автобиографическим, мистическим и историческим. «Житие» грешников – оккультистов, жаждущих запредельных знаний, приводит их либо к мученической смерти, либо к духовной опустошенности, это трагический путь Фауста, но в какой-то мере это и путь нашей цивилизации.

В книгу также включены статьи В. Ходасевича и А. Белого, которые помогут современному читателю лучше понять биографический, исторический и литературный контекст романа. Содержание сборника: Огненный ангел Предисловие русского издателя Предисловие В.

Брюсов Оклеветанный ученик В. Брюсов Легенда о Агриппе А. Белый Огненный ангел Последние страницы из дневника женщины Обручение Даши.

Рыбак и его душа. Сборник сказок

Оскар Уайльд Сказки Отсутствует

Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого был Уайльд, привёл юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к которой Уайльд пришёл в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве.

Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт. Однако то, что в ХХ веке стало почти художественной нормой, для викторианской Англии конца ХIХ века было непозволительным. Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений.

Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажёно – условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Все его сказки кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. СОДЕРЖАНИЕ 1. Замечательная ракета; 2.

Рыбак и его душа; 3. Счастливый Принц.

Русские не придут (сборник)

Александр Кабаков Отсутствует

Писатель Александр Кабаков – мастер мрачных пророчеств, мистических антиутопий и психологических романов. В книге «Русские не придут» собраны произведения, которые считаются визитной карточкой Кабакова: легендарный «Невозвращенец», остросюжетный экшн, общий тираж которого перевалил за миллион, его продолжение – фантасмагория «Приговоренный» и прогремевший недавно «Беглец» («Проза года – 2009») – изящная стилизация под старинный дневник.

Дневник царя. Записи о нечисти

Андрей Хемс Современная русская литература Отсутствует Нет данных

Первая мистическая история о Петре, которая не оставит равнодушным ни одного читателя своим содержанием и формой. Данная литература является проводником в мир приключений и мистики.

Приключения. Фантастика

Виктор Житинкин Современная русская литература Отсутствует Нет данных

Фантастические рассказы написаны просто и легко, чтение их доставляет даже наслаждение и превращается в настоящий отдых. Читайте и отдыхайте!

Третье пророчество

Елена Ханга Современные детективы Отсутствует

Модельное агентство – дело не только прибыльное, но и непредсказуемое. В этом пришлось убедиться Жене Линдерману, скандально известному тем, что на светских показах, VIP-вечеринках и банкетах он сводил.. то есть знакомил красавиц-моделей с политиками и олигархами.

И вот прекрасный бизнес нарушен необъяснимыми покушениями на «девочек».. В это же время международная преступная группа похищает из России девушку с уникальными способностями. Кто она, как связана с Линдерманом, где ее искать? Главному герою мистического детектива «Третье пророчество» предстоит не только выяснить это, но и столкнуться с самой большой тайной двадцатого века – третьим пророчеством Фатимской Девы, содержание которого долго скрывалось от человечества.

И возможно, скрывается, до сих пор..

Мы и они. Как дружить с собаками и котами?

Елена Медведева Домашние Животные Отсутствует Нет данных

В предыдущем пособии по собаководству “Усыновить собаку?!” автор, кинолог-любитель, дрессировщик и судья рассказала о необычайных приключениях десятков своих питомцев от крошечного чихуахуа до гигантских мастиффов и борзых. В эти рассказы включены советы по выбору щенка, его содержанию, кормлению, воспитанию, целенаправленной дрессировке.

В этой книге вы найдёте интересные наблюдения за представителями семейства кошачьих, включая невыдуманные мистические истории. Автор, владелица в общей сложности 15 кошек разных пород и нескольких десятков котят, даёт сравнительную характеристику четверолапых питомцев, а также советы по их содержанию.

Полная эйфория присутствующих в зале. Радость и экзальтация столь высоки, что гости, не скоро заметили, что виновница торжества мертва. Суматоха, вызов Скорой помощи, милиции, охраны. Но, когда появляется следователь, выясняется, что в оцепленном зале – трупа нет.

Мистика. Детектив опрашивает всех, кто присутствовал на банкете и тех, кто находился на телевидении. Результатов никаких. История мистическая, полна авантюрных событий. Словно мы смотрим программу «Легенда Звезды» – столь же загадочную, полную удивительных перевоплощений актрисы Алисы Дашковой, созданной ею самой или ее сестрой…? В романе много авантюры, мистики, приключений.

Как стать магом. Французский оккультный манифест эпохи декаданса

Жозефен Пеладан Литература 19 века Отсутствует

Трактат «Как стать магом» был написан знаменитым писателем и мистиком Жозефеном Пеладаном в конце XIX века. В нем отразились взгляды автора на мистическое наследие розенкрейцеров. Содержание книги построено по принципу движения вверх – от конкретного и земного к абстрактному и возвышенному – подобно структуре Древа Жизни в каббале.

В первой части Пеладан рассказывает об образе жизни мага – что придется изменить, как питаться, с кем стремиться общаться и вступать в отношения. А во второй и третьей – о двенадцати шагах, которые приведут вас к пониманию культуры, общества, смерти и идеи божественного.

И если вы полностью окунетесь в книгу, то уже проделаете значительную часть пути, и перед вами откроется возможность прожить жизнь так, словно вся она и есть магическая работа.

Мистическое в узком смысле это греческая мистика, связанная с культами Деметры и Диониса. В более широком - сверхчувственный способ познания бытия, а также результаты этого познания. «Мистикой, - писал о. Сергий Булгаков, - называется внутренний (мистический) опыт, который дает нам соприкосновение с духовным, Божественным миром, а также и внутреннее (а не внешнее только) постижение нашего природного мира». Мистический опыт следует отличать от простого душевного состояния, настроения, которое, по словам Булгакова, ограничивается «заведомо субъективной областью, психологизмом». «Напротив, - подчеркивал философ, - мистический опыт имеет объективный характер, он предполагает выхождение из себя, духовное касание или встречу». Именно эта семантическая специфика определяет эстетическое преломление мистики в литературе. Мистику нужно отделять от фантастики, которая также может быть мистической по форме. Фантастика предполагает целенаправленное выдумывание, заведомый вымысел. Мистика переживается субъектом как подлинная реальность, хотя она и принимает причудливые формы. Формы мистического опыта бывают двух видов: внешнего и внутреннего. Внешний мистический опыт раскрывается как видения, зрительные представления. Внутренний опыт переживается как особые психофизические состояния, воспринимаемые без зрительных впечатлений, как особого рода чувства. Западная христианская мистика ориентировалась на первый тип опыта, восточная - на второй. Самыми прославленными мистиками в западном христианстве были Франциск Ассизский, удостоившийся стигматизации как проявления мистического воздействия, и Игнатий Лойола, разработавший систему медитативных упражнений, направленных именно на зрительные образы. В восточном христианстве развивалась традиция внутренней мистики. Она осуществлялась как опыт «умного делания», в котором центральное место занимает так называемое Иисусова молитва. Высшим результатом внутреннего делания становится «исихия» (молчание), в котором индивидуальный дух соединяется с Богом, входит с Ним в непосредственное энергетическое общение (богословское обоснование исихазма дано Григорием Паламой, 1296-1359). В некоторых случаях оно может реализовываться и в форме общения словом, сопровождаться видимым явлением духовного мира. Примером такого мистического восхождения может служить история преподобных Сергия Радонежского (1314-92) и Серафима Саровского (1759-1833). Многовековой опыт молитвенного делания собран в многотомной антологии аскетики «Добротолюбие», переведенной на церковнославянский язык молдавским иноком Паисием Величковским (1722-94). Самобытным мистическим памятником является «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайской горы (7 век). Опыт внутреннего делания в восточном, и в частности русском христианстве, породил феномен так называемого старчества. Внутренняя мистика восточного христианства реализуется в апофатическом богословии Дионисия (ПсевдоДионисия) Ареопагита (5 - начало 6 века, «Мистическое богословие», «Божественные имена», «Небесная иерархия» и др.).

Кроме христианской мистики, практика и теория духовного восхождения развивалась в разное время и в разных культурах. Самыми известными из них являются: Упанишиды, умозрительная часть ведийских священных сборников; древнекитайский мистический текст, созданный Лаоцзы; в древнегреческой культуре - учения Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла, Платона; иудейско-эллинское учение Филона Александрийского; в египетско-эллинском умозрении - так называемые «герметические книги», связанные с именем Гермеса Трисмегиста; учения неоплатоников и гностиков; каббализм у евреев; суфизм у персов-мусульман. Самобытные мистические учения разработали также мистики Парацельс (1493-1541), Яков Бёме («Аврора, или Утренняя заря в восхождении», 1612), Эммануил Сведенборг («Тайны небесные», 1749-56), Мейстер Экхарт (1260-1327), Генрих Сузо (1295-1366), Иоганн Таулер (1300-61). Особое место принадлежит женской мистике, где духовный опыт приобретает подчас священно-эротические формы. Это Анжела из Фолино, Маргарита Кортонская (13 век); Терезия Великая (15 век, «Автобиография»). В России близкий по направленности опыт связан с именем А.Н.Шмидт (1851-1905), по своему пережившей мистику Вечной женственности. В 20 веке большое распространение имели теософия Елены Блаватской («Тайная доктрина», 1888) и антропософия Рудольфа Штейнера, которые модернизировали так называемый оккультизм. Крупной фигурой в русской мистике был В.С.Соловьёв, создавший софиологическое (С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский) и эсхатологическое (Н.А.Бердяев) направления религиозной философии 20 века. Уникальным мистическим произведением 20 века является «Роза мира» (1958) Даниила Андреева. На англо-американскую культуру 20 века оказала влияние также мистика индейцев, описанная Карлосом Кастанедой («Учения Дона Хуана. Путь знания индейцев яки», 1968).

С мистическими состояниями связан комплекс ощущений , которые могут стать предметом художественного воплощения. Прежде всего мистическое состояние связывается с необычным опытом пространственновременных связей, хронотопа. В искусстве такое психофизическое состояние часто предшествует творчеству и называется вдохновением. По сути дела, вдохновение в искусстве - это мистический трансценз, касание иного мира, духовного инобытия. Это переживание сознательно или бессознательно художник стремится воплотить в художественные формы. Можно говорить также об устойчивых мистических мотивах. Они имеют гносеологический характер и воплощают результаты Богопознания и познания космоса, космософию - где явления природы становятся символами высшей реальности. Такова, например, роза Парацельса и многообразные космологические символы мировых мифов. Единственное мистическое переживание, дающее чувство духовного и воспринимаемое как красота, может конкретизироваться в зависимости от содержания духовности. Духовность Божественная психологически опознается как любовь, а физически как свет. Духовности Божественной противопоставляется демоническая. Она эгоцентрически поглощает окружающее в себя. Физически такая антибожественная духовность переживается как тьма, а в нравственной области как зло и ложь, которые не имеют собственного метафизического содержания, а является разрушением добра и правды. Мистику красоты лучше всего сформулировал Ф.М.Достоевский, сказав о ее двойственности: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей» («Братья Карамазовы»). Красота Божественная, подлинная обладает большой теургический силой, потому что переводит в материальный мир духовные созидательные энергии, рождает в душе человека любовь как опыт высшего мира, меняя его изнутри, а вместе с ним и окружающую действительность. В этом мистический смысл известного афоризма в романе Достоевского «Идиот» Достоевского: «Красота спасет мир».

В истории мировой литературы мистическое раскрывалось в различных эстетических формах. Самой древней и полной формой мистического в литературе является миф. Своеобразием мифологической мистики является то, что раскрывается она в полноценных, чувственно-телесных формах материального мира; это - чудесная реальность. Мифологическую природу имеют некоторые образные единицы, и в особенности олицетворение и символ. В средневековой литературе Западной Европы, Византии, Древней Руси мистическое было основой миросозерцания и эстетики. Однако оно в литературе разрабатывалось лишь в рамках религиозных жанров. В Западной Европе самыми разработанными жанрами мистико-религиозной литературы были мистерии, вышедшие из храмового литургического действия и представлявшие собой инсценировки библейских сюжетов, а также миракли - стихотворные драмы с сюжетом, основанным на чуде, которое совершает святой или Богородица. В мистериях и мираклях воссоздавалась ситуация вмешательства небесных сил в земные события, тем самым реализовывалось мистическое присутствие иного мира . Мистическая природа отличала эти жанры от моралите, где акцент делался на самой земной ситуации и имел нравственно-дидактическую направленность.

В русской средневековой литературе мистическое раскрывалось в жанрах летописи, жития, поучения . Летопись не просто фиксировала события, но и обозначала их историософскую перспективу. Интуитивно летопись опиралась на те книги Библии, которые понимаются как Священная История. Мистическая цель этих произведений - обозначить участие Божественных сил в историческом процессе, и дидактическое имело в них, как и в поучениях, эсхатологический характер. В житиях соединялось мистическое, этическое и эстетическое. Критерием святости было чудо, физически явленное мистическое событие. Духовное переживалось автором жития как красота. Особое место в религиозной культуре и словесности занимал религиозный фольклор, в значительной степени свободный от догматических установлений. Среди жанров религиозного фольклора особенно мистически насыщенными являются легенды, включающие отголоски языческой мифологии (драконы, леший, водяные), и так называемые духовные стихи - поэтические произведения мистико-космологического и житийного, но не канонического, а апокрифического содержания. В западной словесности самым значительным памятником этого типа является «Золотая легенда» (13 век), ставшая основой рыцарского романа, литургической драмы, лирики и иконографии. В русской литературе это круг текстов, связанных с так называемой «Голубиной книгой» (13 век).

Принято считать, что в литературе эпохи Возрождения мистическое в собственном смысле слова отодвигается на второй план . Однако возвращение в эстетическое сознание античности с ее культом тела не поглощает мистическому в принципе. Античная телесность имела мифологическую - духовно-телесную - природу. Знаменательно, что христианское откровение о Богочеловеке Христе было воспринято именно эллинской, а не иудейской культурой. Кроме мистического подтекста, связанного с антиаскетическим отношением к телу, мистика реализуется в эпоху Возрождения в религиозной тематике и образах. Особо следует выделить «Божественную комедию» (1307-21) Данте, «Освобожденный Иерусалим» (1580) Т.Тассо, «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671) Дж.Милтона. Новое эстетическое сознание соединяется здесь с традициями католической мистики и богословия. Важную роль мистическое играет в поэтике трагедий У.Шекспира, который посвоему возрождал традицию античной трагедии рока, где человек оказывался бессильным перед таинственными силами судьбы. Однако мистическое переживалось скорее в подтексте и воспринималось более широко - как иррациональное. Своеобразно мистика преломляется в эпоху барокко, стремящегося к «соединению несоединимого», что художественно реализовывалось в столкновении фантастики и реальности, античной мифологии и христианской символики. Поэтика барокко тяготела ко всему причудливому, изощренная образность развивала искусство восприятия (трактат «Остромыслие или Искусство изощренного ума», 1642, Б.Грасиани-Моралеса). Мистическое как иррациональное исключалось из рационалистической, нормативной эстетики классицизма. В качестве внерассудочного мистическое отчасти появляется в эстетике сентиментализма. Мистический подтекст намечался здесь темой смерти и интуицией рока, входящими в эмоциональную модель «священной меланхолии». Возрождение интереса к мистическому происходит в творчестве романтиков. Универсальная интуиция двоемирия включает в себя двоемирие метафизическое, мистическое. Этим объясняется влечение романтиков к народной фольклорно-мифологической культуре. Решающее влияние на формирование мистического мировоззрения в литературе конца 18 - начала 19 века оказало творчество И.В.Гёте. В его драматической поэме «Фауст» (1808-31) реализуется единство мистического и эмпирического, характерного для мифологической образности. Мистическое изображается здесь как разновидность реальности. Близкий тип образного мышления посвоему конкретизируется в произведениях европейских и русских писателей: Новалиса, Э.Т. А.Гофмана, Дж.Байрона, У.Уитмена, У.Вордсворта, С.Т.Колриджа, У.Блейка, Р.Саути, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя и др. Гностический характер и философское осмысление мистика получает у поздних романтиков Э.А.По, В.Ф.Одоевского (новеллы), М.Ю.Лермонтова (поэма «Демон», 1829-39; стихотворения мистико-религиозного содержания). В рамках реализма мистическое становится приемом романтического остранения, средством философско-психологического анализа действительности и сближается с фантастикой (Гоголь. Нос, 1836; И.С.Тургенев. Клара Милич, 1883; Н.А.Некрасов. Железная дорога, 1864; Достоевский. Двойник, 1846). Мистическое как иррациональное активно используется Достоевским в его романах («Братья Карамазовы», 1879-80). У Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, В.В.Розанова мистическое реализуется через развитие религиозно-философской проблематики. Мистическое как философское, психологическое и эстетическое становится основой эстетики символизма. Теоретики символизма разрабатывают концепцию мистического на всех стадиях творческого процесса; погружение в мистический мир - гностика, анамнезис (Вяч.Иванов, А.Белый, А.Блок, М.Волошин); художественное воплощение - символ, музыка как средства закрепления и передачи мистического; теургия-уровень художественной реализации, восприятия. На некоторых символистов повлияли оккультные учения Е.Блаватской, А.Безант, Р.Штейнера (прежде всего на А.Белого и М.Волошина). В символизме развивалась мифологическая мистика Ф.И.Тютчева и В.С.Соловьёва. Русские символисты второй волны (Белый, Блок, Волошин) художественно разработали мистические мифологемы: Вечная женственность, Мировая Душа, Родина, богочеловек, Богоземля. Мифологемы символизма развиваются в уникальном мистико-художественном, мифологическом мире Д.Андреева - трактат «Роза мира», поэтический ансамбль «Русские боги» (1933-56). Свой тип символизма сам Андреев определяет как метареализм. Это мистический, мифологический реализм в его исконном понимании.

Когда восемь лет тому назад автор этого сочинения переработал в книгу содержание лекций, прочитанных им в 1902 году, он озаглавил ее: «Христианство как мистический факт». Это заглавие должно было указывать на особый характер книги. Ее целью было не только исторически обрисовать мистическое содержание христианства, но и изобразить возникновение христианства, исходя из мистического воззрения на него; показать, что в самой основе христианства лежат духовные события, зримые только для такого, мистического восприятия. Уже само содержание книги показывает, что автор разумеет под «мистическими» вовсе не те воззрения, которые опираются скорее на расплывчатые познания чувств, чем на «строго научное изложение». В наши дни в широких кругах общества «мистику» понимают ведь именно таким образом, и многие относят ее поэтому к таким областям душевной жизни, которые не могут иметь ничего общего с «подлинной наукой». В настоящей книге слово «мистика» употребляется для выражения такого духовного события, сущность которого раскрывается только познанию, черпающему из самих источников духовной жизни. Тот, кто отрицает такого рода познание, черпающее из подобных источников, естественно, не сможет занять никакой определенной позиции к содержанию этой книги. Только тот, кто понимает мистику в таком смысле, что в ней может господствовать не меньшая ясность, чем и при правильном изложении результатов естественнонаучного исследования, только тот сможет согласиться и с нашим мистическим изображением содержания христианства как мистики. Ибо дело идет не только о содержании данного сочинения, но – и это важнее всего – о тех методах познания, с помощью которых оно здесь представлено

В наше время многие относятся еще чрезвычайно отрицательно к таким методам познания и считают их противоречащими истинной научности. И такое отношение можно встретить не только у людей, признающих «подлинную научность» только за тем мировоззрением, которое построено вполне согласно их взглядам, но даже и у последователей христианства, стремящихся уяснить себе его сущность. Автор этой книги держится того воззрения, что естественнонаучные достижения нашего времени требуют возвышения в область истинной мистики. Это воззрение в состоянии показать, что другое отношение к познанию находится как раз в противоречии со всеми достижениями науки. Сами естественнонаучные факты не могут быть постигнуты при помощи тех средств познания, которыми единственно только желали бы ограничиться лица, стоящие, по их мнению, на твердой почве естествознания.

Только тот, кто согласится, что полное признание нашего современного столь изумительного познания природы вполне совместимо с подлинной мистикой, сможет принять и эту книгу.

Посредством того, что названо в этой книге «мистическим познанием», в ней ставится целью показать, каким образом источник христианства создал себе свои предпосылки в мистериях дохристианских времен. В этой дохристианской мистике будет указана та почва, в которой, как самостоятельный зачаток, произрастает христианство. Эта точка зрения позволяет понять христианство в его самостоятельной сущности, несмотря на то, что можно проследить развитие его из дохристианской мистики. Если пренебречь этой точкой зрения, то очень легко можно проглядеть именно эту самостоятельность, усмотрев в христианстве лишь дальнейшее развитие того, что уже существовало в дохристианской мистике. В эту ошибку впадают в настоящее время многие современные мыслители, сравнивающие содержание христианства с дохристианскими воззрениями и заключающие затем, что христианские воззрения являются лишь продолжением дохристианских. Настоящая книга должна показать, что христианство предполагает существование предшествующей мистики совершенно так же, как зерно растения – существование своей почвы. Она стремится не уничтожить, а именно оттенить всю своеобразную сущность христианства таким признанием его происхождения.

С чувством глубокого удовлетворения автор отмечает, что такое изложение им «сущности христианства» встретило признание со стороны лица, выдающиеся сочинения которого о духовной жизни человечества в глубочайшем смысле обогатили собою образованность нашего времени. Эдуард Шюрэ, автор «Великих Посвященных», выразил свое согласие с точками зрения этой книги, так что сам перевел ее на французский язык (под заглавием: Le mystиre chrйtien et les mystиres antiques). Только мимоходом и лишь как показатель существования в наше время стремления понимать сущность христианства в духе этой книги, пусть будет упомянуто, что первое издание ее было переведено кроме французского также и на другие европейские языки.

Приступая ко второму изданию, автор не счел нужным сделать в первом какие-либо изменения. Зато здесь произведены некоторые дополнения по сравнению с написанным восемь лет тому назад. А также относительно многих мест была сделана попытка изложить их точнее и подробнее, чем как это было возможно сделать тогда. К сожалению, многие другие работы позволили автору выпустить это второе издание лишь много времени спустя после того, как первое уже давно разошлось.

«Серебряный век русской поэзии» - Бобэоби пелись губы. Акмеизм(akme-ясность)1910-1921. Сергей Есенин 1895 - 1925. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Николай Гумилев 1886 - 1921. Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. 1917. К. Бальмонт. А.Блок. Декадентство -. Серебряный век Декадентство Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Имажинизм.

«Поэты поэзии серебряного века» - «Красною кистью рябина зажглась…». Иван Владимирович Цветаев 1847-1913. А. Ахматова 5. М. Цветаева 11. 1. И. Анненский 7. Н. Гумилёв 2. К. Бальмонт 8. И. Северянин 3. В. Брюсов 9. С. Клычков 4. М. Волошин 10. М. И. Цветаева. Творчество М.И.Цветаевой. «Я тоже была, прохожий! «Мне нравится…». Поэты серебряного века.

«Творчество поэтов серебряного века» - Николай Гумилёв (1886-1921). Всё достиг сам, самостоятельной работой. Начало 20 века – сближение с Гиппиус, Мережковским, Белым, Брюсовым, Бальмонтом. Домашнее задание на каникулы. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Родился в Олонецкой губернии в крестьянской семье. Революция застала в Эстонии – отсутствие заказов на сборники, концерты.

«Поэты 20 века» - Символизм. Моей божественной природы Я не открою никому. Страница из книги В.Хлебникова «Разин». Идите все на зов звезды, Глядите, я горю пред вами. Почему ТАК мог написать только поэт-футурист? Максимилиан Волошин, или просто Макс. Найдите и прочитайте стихи В.Хлебникова «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы» и др.

«Символизм» - Идеи символизма. Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. В СССР «буржуазный поэт» Бальмонт был на многие годы забыт. Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Д.Мережковский В.Брюсов К.Бальмонт З.Гиппиус Ф.Сологуб М.Кузмин. Русский прозаик и поэт; один из заметных представителей старшего поколения символистов.

«Акмеизм» - Романтика, героика, экзотика. Адамизм Адам – путешественник, конквистадор, человек сильной воли. А. Ахматова, О.Мандельштам, М. Зенкевич, В.Нарбут. 1911 год – литературное объединение «Цех поэтов» Руководители «Цеха»: Н.Гумилев и С. Городецкий 1913 год журнал «Аполлон» - декларация акмеистической группы.

Всего в теме 16 презентаций

Ключевые слова

ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ / АНАРХО-МИСТИЦИЗМ / РЫЦАРСТВО / ЭТИКО-МИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКЛАДА ДУШИ / СТРАДАНИЕ / ORDER OF THE KNIGHTS TEMPLAR / ANARCHO-MYSTICISM / CHIVALRY / AN ETHICAL AND MYSTICAL CONCEPT / IMPROVEMENT OF THE SOUL""S STOREHOUSE / SUFFERING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Назарова Юлия Владимировна

В статье анализируется малоизвестная концепция мистического общества «Орден тамплиеров », существовавшего в Советском Союзе в 20-30 годы ХХ века. Проводится философский анализ мистических и этических элементов мировоззрения Ордена. Тот факт, что в основании социально-политических взглядов тамплиеров лежал анархизм, позволяет сделать вывод, что основной целью тамплиеров было совершенствование личности для построения дальнейшего анархического (акратического) идеала: общества духовно и нравственно развитых индивидов, свободных от какой-либо власти. Этот факт определяет дальнейшее умозаключение о приоритете этического в концепции Ордена; проводится этический анализ некоторых категорий этой концепции. Так, определяется этическое содержания понятия «рыцарь» в концепции тамплиеров, через сравнительный анализ понимания рыцаря как представителя рыцарского этоса, и рыцаря, как воина духа. Устанавливается, что центральным понятием, несущим глубокий этический и мистический смысл в концепции Ордена, было понятие страдания . Рассматривается взаимосвязь этического и мистического, в результате чего делается вывод, что в концепции Ордена этическое рассматривалось как цель служения человечеству, а мистическое как средство достижения этой цели, через овладение знанием и последующее духовное развитие.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Назарова Юлия Владимировна

  • Философско-мистические сообщества в условиях советской идеологии: Орден российских тамплиеров

    2019 / Назарова Ю.В.
  • Толстовское движение и Орден российских тамплиеров: этика неприятия власти

    2018 / Назарова Юлия Владимировна
  • Тамплиерский тайный орден и интеллигенция в Нижнем Новгороде в 1924-1930 годах

    2017 / Лушин Александр Николаевич, Чудецкая Ксения Александровна
  • Дело тамплиеров: от гроба Господня до скамьи подсудимых

    2015 / Гончарова Елена Олеговна
  • Загадки и тайны ордена тамплиеров

    2013 / Гаджиев Н. А.
  • Масонское учение и общественные идеалы екатерининской эпохи

    2014 / Мисюров Н. Н.
  • "мягкая революция" мистического анархизма

    2017 / Димитрова Нина Ивановна
  • Мистика и мистицизм в России в конце XVIII – начале XIX века

    2017 / Карасев Николай Александрович
  • Мистический опыт и мистические практики в свидетельствах российских розенкрейцеров xviii–xix вв

    2013 / Халтурин Юрий Леонидович
  • «Боевая Радуга новой культуры» (анархо-мистическое движение в нижегородской провинции)

    2007 / Сапон Владимир Петрович

A little-known concept of the mystical society "The Order of the Knights Templar ", which existed in the Soviet Union in the 20-30s of the XX century is analyzed in the article. A philosophical analysis of the mystical and ethical elements of the Order"s worldview is conducted. The fact that anarchism was at the base of the Templars "social and political views allows us to conclude that the Templars" main goal was the perfection of the individual for the construction of a further anarchic (acratic) ideal: a society of spiritually and morally developed individuals free from any power. This fact determines the further inference of the ethical priority in the concept of the Order; an ethical analysis of some categories of this concept is carried out. Thus, the ethical meaning of the concept of "knight" is defined in the concept of the Knights Templar, through a comparative analysis of the knight"s understanding as a representative of knightly ethos, and a knight as a warrior of the spirit. It is established that the concept of suffering was the central concept bearing a deep ethical and mystical meaning, in the concept of the Order. The relationship between the ethical and the mystical is considered, which leads to the conclusion that in the concept of the Order the ethical was considered as the goal of serving humanity, and the mystical as a means of achieving this goal, through mastering knowledge and subsequent spiritual development.

Текст научной работы на тему «Этико-мистическое содержание концепции российского Ордена тамплиеров»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Ю. В. Назарова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЭТИКО-МИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РОССИЙСКОГО ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

В статье анализируется малоизвестная концепция мистического общества «Орден тамплиеров», существовавшего в Советском Союзе в 20-30 годы ХХ века. Проводится философский анализ мистических и этических элементов мировоззрения Ордена. Тот факт, что в основании социально-политических взглядов тамплиеров лежал анархизм, позволяет сделать вывод, что основной целью тамплиеров было совершенствование личности для построения дальнейшего анархического (акратического) идеала: общества духовно и нравственно развитых индивидов, свободных от какой-либо власти. Этот факт определяет дальнейшее умозаключение о приоритете этического в концепции Ордена; проводится этический анализ некоторых категорий этой концепции. Так, определяется этическое содержания понятия «рыцарь» в концепции тамплиеров, через сравнительный анализ понимания рыцаря как представителя рыцарского этоса, и рыцаря, как воина духа. Устанавливается, что центральным понятием, несущим глубокий этический и мистический смысл в концепции Ордена, было понятие страдания. Рассматривается взаимосвязь этического и мистического, в результате чего делается вывод, что в концепции Ордена этическое рассматривалось как цель служения человечеству, а мистическое - как средство достижения этой цели, через овладение знанием и последующее духовное развитие.

Ключевые слова: орден тамплиеров; анархо-мистицизм; рыцарство; этико-мистическая концепция; совершенствование склада души; страдание.

TSPU (Tula, Russia)

ETHICAL AND MYSTERY CONTENT OF THE CONCEPT OF THE ORDER OF THE RUSSIAN KNIGHTS TEMPLAR

A little-known concept of the mystical society "The Order of the Knights Templar", which existed in the Soviet Union in the 20-30s of the XX century is analyzed in the article. A philosophical analysis of the mystical and ethical elements of the Order"s worldview is conducted. The fact that anarchism was at the base of the Templars "social and political views allows us to conclude that the Templars" main goal was the perfection of the individual for the construction of a further anarchic (acratic) ideal: a society of spiritually and morally developed individuals free from any power. This fact determines the further inference of the ethical priority in the concept of the Order; an ethical analysis of some categories of this concept is carried out. Thus, the ethical meaning of the concept of "knight" is defined in the concept of the Knights Templar, through a comparative analysis of the

knight"s understanding as a representative of knightly ethos, and a knight as a warrior of the spirit. It is established that the concept of suffering was the central concept bearing a deep ethical and mystical meaning, in the concept of the Order. The relationship between the ethical and the mystical is considered, which leads to the conclusion that in the concept of the Order the ethical was considered as the goal of serving humanity, and the mystical as a means of achieving this goal, through mastering knowledge and subsequent spiritual development.

Keywords: Order of the Knights Templar; anarcho-mysticism; chivalry; an ethical and mystical concept; improvement of the soul"s storehouse; suffering.

Тайные общества мистического характера, существовавшие в Советском Союзе, такие как масоны, тамплиеры, розенкрейцеры - тема малоизученная, окутанная ореолом легенд, предрассудков и домыслов. Между тем, она требует внимательного изучения, причем, не только с исторической, но и с философской точки зрения. Следует учитывать, что, в отличие от европейских или русских (дореволюционных) тайных сообществ, советские развивались в уникальной среде, что не могло не наложить отпечаток на их концепции: в условиях тоталитарного и атеистического общества с единой идеологией. Масон, тамплиер, розенкрейцер для такого общества - в лучшем случае, был фигурой фантастической, а в худшем - ассоциировался с религиозным фанатизмом или антисоветским заговором. Тем не менее, мистические сообщества в Советском Союзе, несмотря на гонения, судебные процессы и частичное забвение, оставили весьма важный след. По словам А. Л. Никитина, исследовавшего мистические общества советской России, «существует обширная область культурной жизни 20-х и 30-х годов прошлого века, оказавшая мощное, а главное -продолжающееся влияние на процесс духовного развития российской интеллигенции практически во всех областях науки, искусства и самой жизни, до последнего времени остававшаяся совершенно неизвестной. Речь идет о мистических обществах, мистических движениях и орденах, существование которых хранилось в глубокой тайне как самими посвященными, пережившими годы тюремного заключения и концентрационных лагерей, так и официальными органами власти, просто забывшими об их существовании» . Эта фраза известного исследователя подтверждает актуальность философского изучения наследия тайных мистических сообществ советского периода: ведь в наше время, в условиях кризиса ценностей, в окружении новых вызовов информационного общества, в процессе смешения культур и религий, российская интеллигенция трансформируется (или уже трансформировалась), определяя новые цели и смыслы нравственной и социальной ответственности. В таких условиях очень важно понять степень влияния наследия тайных мистических сообществ (членами которых были лучшие представители интеллигенции) на эту трансформацию, что поможет посмотреть на происходящее в современной России с необычного ракурса и спрогнозировать дальнейшие процессы духовного развития общества.

Мировоззрение мистических сообществ в контексте философского анализа может рассматриваться с различных точек зрения, однако, в данной статье мы поставим цель рассмотреть этические аспекты этого мировоззрения на примере Ордена тамплиеров. Философский анализ в этическом контексте

поможет понять корни социально-политических взглядов тамплиеров советского периода, этическое содержание, цели и принципы их деятельности.

Достаточно важным в данной статье представляется получение ответа на вопрос о соотношении мистического и этического в концепции тамплиеров. Это поможет определить конечную цель и смысл деятельности Ордена.

Орден советских тамплиеров был основан А. А. Карелиным, одним из идеологов анархического движения, по некоторым данным, не позднее 1919 года, согласно другим утверждениям - в 1920 году , после периода вынужденной эмиграции Карелина во Францию. Существует мнение, что Орден тамплиеров был создан Карелиным именно для распространения анархических идей, причем члены Ордена часто именовались анархо-мистиками, но, с другой стороны, и анархизм мог служить прикрытием для мистических задач Ордена . В любом случае, в основании мировоззрения членов Ордена лежал анархизм, или акратия - непризнание любой власти (любая власть считается безнравственной, поскольку является одной из форм насилия над личностью). Такая точка зрения прослеживается в легендах советских тамплиеров, в частности, в одной из базовых легенд - об Атлантиде («Об Атлантиде») . Основными ценностями в анархизме можно назвать ценности свободы и равенства, однако, в отличие от либерализма, эти ценности формируются не благодаря «общественному договору», а благодаря созданию общества без какой-либо власти, на основании равноправного взаимодействия свободных личностей. В процессе формирования такого общества на первый план выступает духовное развитие и нравственное совершенствование личности, благодаря которым отпадает потребность не только в авторитарной власти, но и в «общественном договоре». Духовное развитие личности в представлении тамплиеров осуществлялось благодаря изучению мистической стороны орденского учения; нравственное совершенствование, «совершенствование склада души» - благодаря следованию определенным этическим моделям, которые были представлены в орденских легендах; основная же цель российских тамплиеров советского периода - «содействовать движению человечества в такой форме бытия и сознания, которая бы определялась высшими духовными началами» . Таким образом, в центре концепции тамплиеров были мистика и этика, причем этика представляется не как средство, а как конечная цель орденского движения. Примечательно то, что, например, русское масонство, имевшее более длительную историю, чем орден тамплиеров, тоже отличалось преобладанием этических идей над мистическими , в отличие от западного масонства, что позволяет предположить, что этический характер мировоззрения был отличительной чертой российских мистических сообществ.

Так же, как и в русском масонстве, в ордене тамплиеров большое внимание уделялось нравственному совершенствованию отдельной личности, что в общем-то нехарактерно для российского менталитета с его идеалом «общины», общественной нравственной ответственности, и, тем более, было нехарактерно для советского ценностного идеала. Нравственный идеал личности для тамплиера - это рыцарь, однако, это весьма условное, аллегорическое

название. Рыцарь духа - это не то же самое, что рыцарь-воин Средневековья. Так, последний, по утверждению М. Оссовской, существовал в двух параллельных системах ценностей - ценностей военной доблести и христианских ценностей, причем ценности обеих систем могли вступать в конфликт друг с другом. Рыцарский идеал Средневековья связан с воинскими добродетелями мужества, чести, верности и т.д, а также с идеей поклонения вечно-женственному (культ Прекрасной Дамы). Представления же о рыцарском идеале в начале ХХ века имеют более выраженный мистико-романтический оттенок; это великолепно показано, например, в пьесе А. Блока «Роза и крест» (создание и постановка которой, возможно, также были связаны с мистическими сообществами, однако, этой теме лучше было бы посвятить отдельное исследование). Таким образом, в представлениях о рыцарском идеале у тамплиеров ХХ века средневековые воинские добродетели чести, мужества и верности приобретают характер средств для служения человечеству в деле влияния на его духовное преображение и трансформируются, наполняясь более широким этическим смыслом (что подразумевается в текстах посвящения в различные уровни Ордена ): честь - как следование единственному предназначению в деле духовного совершенствования на основании знания и ценностных идеалов; верность - как верность идеям Ордена; мужество - как стойкость в отстаивании принципов и достижении цели, как готовность принять страдания во имя человечества.

Вопрос о страдании связан, во-первых, с текстом одного из уровней посвящения, во-вторых, с легендой о Чаше, и в-третьих, с трагической историей Ордена в советский период:

1. Характерно, что при введении тамплиера в самую высокую, третью степень Ордена произносилось следующее: «Не корона, не скипетр, а терновый венец и хитон, залитый кровью - вот отныне твое истинное убранство, рыцарь» . Для сравнения - первая степень посвящения начиналась фразой: «...Будьте сильны, будьте смелы, будьте рыцарем без страха и упрека». Вторая степень: «.К высям идите, духов всех обгоните, в мощном порыве стремясь к творцу!» В первой стадии посвящения речь ведется об этике - как совершенствовании склада души; во второй - о знании, ведущим к духовному совершенствованию. Отождествление с Агнцем, страдающим за грехи человека, наступало после этих двух стадий посвящения; таким образом, страдание и искупление происходило у тамплиеров на высшей стадии духовного развития, право на страдание необходимо было заслужить нравственным и духовным преображением души.

2. Вопрос о страдании тесно связан с легендой о Граале, в которой раскрывается нравственный и мистический смысл страдания. Согласно легенде, Чаша - это сосуд, в который была собрана кровь Христа после казни, и эта Чаша хранима посвященными. Полностью история Грааля в интерпретации тамплиеров приводится в легенде «Аппий Клавдий», в которой, помимо прочего, объясняется происхождение розенкрейцеров и их связь с Орденом тамплиеров, а также указывается на то, что именно розенкрейцеры были хранителями истинного христианского учения. Розенкрейцеры и тамплиеры образовали

«новый Грааль», объединив свои ордена, поскольку Грааль, в который собрана кровь Христова, стал иссякать, как стала иссякать благодать Бога на земле. Рыцари решили наполнить новый Грааль своей кровью, ради того, чтобы уподобившись Христу, преумножить благодать Божью и спасти человечество: «И Орден решил, что для того, чтобы стать достойным хранителем Христова учения, Орден должен приобщиться к живому Граалей, питаемому кровью мучеников; в нем должна храниться святая святых Христова учения, а кровь, в нем хранящаяся, должна пролиться не только в полях сражений, но и от рук палачей...не только должна пролиться их кровь, но и огнем должны быть испепелены тела тех рыцарей, которые, решив подражать Христу, готовы повторить его подвиг, пострадав не менее, чем он пострадал» (курсив мой - Ю.Н).

3. Сама история Ордена тамплиеров в советский период представляется как воплощенное страдание: это не только аресты, допросы, гонения и наказания, но и, в конечном итоге, забвение.

Этика в мировоззрении тамплиеров советского периода имеет большие перспективы изучения, и, ограниченные рамками статьи, мы выделили, на наш взгляд, центральные моменты этики тамплиеров, которые впоследствии интересно изучить, воссоздав целостную этическо-мистическую систему концепции Ордена. Подведем итоги, остановившись на наиболее важных выводах.

1. Значительную часть концепции тамплиеров советского периода можно охарактеризовать как этико-мистическую, где этика является целью, а мистика - средством достижения духовного и нравственного совершенства.

2. Этика тамплиеров направлена на совершенствование склада дущи каждой отдельной личности: личностное совершенствование приводит к совершенствованию всего человечества

3. Понятие «рыцарь» аллегорично: оно окрашено в мистический оттенок, и подразумевает не только тамплиера как «рыцаря храма», но и тамплиера как «рыцаря духа», который, на первой стадии посвящения совершенствуется нравственно - посредством этики; на второй - духовно -посредством мистического знания, а на третьем, высшем, готов преобразиться через страдание.

4. Страдание рыцаря наполняет Грааль, заменяя убывающую кровь Христа - в этой аллегории подчеркивается глубокий нравственный смысл страдания, или, скорее, со-страдания (страдания с Христом); таким образом, тамплиер жертвует собой во благо всего человечества. Но прежде он должен заслужить право на страдание, пройдя первые две стадии посвящения.

Особенностями российского ордена тамплиеров в советский период, были такие черты, как преобладание этики над мистикой, категория страдания, стоявшая в центре этико-мистической концепции тамплиеров и само воплощение страдания, выразившееся в их трагической истории. Дальнейший философский анализ мировоззрения тамплиеров мог бы расширить понимание этических смыслов их концепции, что имеет несомненное значение для современной российской духовной культуры.

Литература

1. Назарова Ю. В. Этика русского масонства // Известия Тул. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 44-52.

2. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. 528 с.

3. Орден российских тамплиеров. В 3 т. Документы 1922-1930 гг. / публ., вст. ст., указ. А. Л. Никитина. М.: Минувшее, 2003.

1. Nazarova Yu. V. Etika russkogo masonstva // Izvestiya Tul. gos. un-ta. Seriya: Gumanitarnyye nauki . 2012. No. 2. P. 44-52.

2. Ossovskaya M. Rytsar" i burzhua: issledovaniya po istorii morali . Moscow: Progress, 1987. 528 p.

3. Orden rossiyskikh tampliyerov . In 3 vols. Dokumenty 1922-1930 gg / publ., foreword art., append. by А. L. Nikitin. Moscow: Minuvshee, 2003.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама