THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Монастырь Гандзасар находится в центральной части Нагорно-Карабахской Республики (НКР) - независимого государства образованного в результате распада бывшей Азербайджанской Советской Социалистической Республики на две части: Азербайджанскую Республику и НКР. Азербайджанская Республика населена в основном тюрками-мусульманами, известными начиная с 1930-ых годов в качестве «азербайджанцев». В Нагорно-Карабахской Республике проживают армяне, традиционно исповедующие христианство.

Нагорно-Карабахская Республика была провозглашена в 1991 году на основе Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) - армянской самоуправляемой единиц в составе СССР, территориально подчиненной Советскому Азербайджану. В прошлом, на большей части территории современной Нагорно-Карабахской Республики располагался Арцах - 10-ая провинция древнего Армянского Царства. Несмотря на то, что топоним «Карабах» остается в употреблении по сей день, он постепенно вытесняется более аутентичным и адекватным названием страны - «Арцах».

Нагорный Карабах является президентской республикой, в которой проживает приблизительно 144 тысячи человек. Главным законодательным и представительным органом республики является Национальное Собрание.

Президентом республики, третьим по счету, является Бако Саакян (избранный в 2007 г.) Президент Саакян сменил президента Аркадия Гукасяна, главу республики с 1997 по 2007 год. Страна на протяжении многих лет развивает свои связи с международным сообществом.

Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха имеет свои представительства в Австралии, Германии, Ливане, России, Соединенных Штатах и Франции. НКР поддерживает близкие экономические и военные отношения с Республикой Армения. Рубежи республики находятся под защитой Армии Обороны Нагорного Карабаха , считающейся одной из самых боеспособных армий на всем постсоветском пространстве.

В октябре 2008 года, в Гандзасарском монастыре состоялось венчание 675 пар молодоженов из Нагорно-Карабахской Республики.

Октябрь 2008 г.: Церемония коллективного венчания в Гандзасарском монастыре, Нагорный Карабах (Арцах). Свидетелями венчания наряду со взятыми на себя обязанностями крестных стали семеро армян-благотворителей, прибывших из России. Главным же крестным и спонсором Большой свадьбы стал известный благотворитель, преданный патриот Карабаха - Левон Айрапетян, потомок древнего рода Асан-Джалалянов.

Нагорный Карабах в период античности и в средние века

История государственности Нагорного Карабаха уходит корнями в седую древность. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, историка 5-огo веке и основоположника армянской историографии, Арцах входил в состав Армянского Царства уже в 6-ом веке до н.э., когда династия Ервандуни (Ервандидов) утвердила свою власть над Армянским Нагорьем после распада государства Урарту. Греческие и римские историки, такие как Страбон, в своих произведениях упоминают Арцах как важный стратегический регион Армении, поставляющий в царскую армию лучшую конницу. В первом веке до н. э. царь Армении Тигран II (правил в 95 – 55 гг. до н. э.) построил в Арцахе один из четырех городов, названных в честь него Тигранакертом. Название местности «Тигранакерт» сохранялось в Арцахе на протяжении веков, что позволило современным археологам начать раскопки древнего города в 2005-ом году.

В 387 году н.э., когда единое Армянское Царство было разделено между Персией и Византией, правители Арцаха получили возможность расширить свои владения на восток и образовать свое собственное армянское государство - Агванкское Царство. “Агванк” назван в честь одного из правнуков Патриарха Хайка Наапета - легендарного прародителя армян, праправнука праведного Ноя. Управление Агванкского Царства осуществлялось из армянонаселенных провинций Арцах и Утик. Агванк контролировал обширную территорию, включающую предгорья Большого Кавказа и часть побережья Каспийского моря.

В пятом веке, Агванкское Царство становится одним из культурных центров армянской цивилизации. Согласно армянскому историку 7-го века Мовсесу Каганкатваци, автору «Истории Страны Агванк» (арм. Պատմություն Աղվանից Աշխարհի ), в стране строилось большое количество церквей и школ. Почитаемый армянами Св. Месроб Маштоц, создатель армянского алфавита, открыл первую армянскую школу в Монастыре Амарас, приблизительно в 410 г. Поэты и сказители, такие как автор 7-го века Давтак Кертох, создают шедевры армянской литературы. В пятом веке Царь Агванка Вачаган II Благочестивый подписал знаменитую Агвенскую Конституцию (арм. Սահմանք Կանոնական ) - самый древний сохранившийся армянский конституционный указ. Ованнес III Одзнеци, Католикос Всех Армян (717-728 гг.), впоследствии включил Агвенскую Конституцию в общеармянский юридический сборник известный как «Свод Законов Армении» (арм. Կանոնագիրք Հայոց ). Одна из глав «Истории Страны Агванк» полностью посвящена тексту Агвенской Конституции.

В средние века, в период феодальной раздробленности, Агванкское Царство распалось на несколько отдельных армянских княжеств, самыми значимыми из которых были Верхнехаченское (Атеркское) и Нижнехаченское княжества, а также княжества Ктиш-Бахк и Гардман-Парисос. Все данные княжества были признаны частью Армении со стороны ведущих мировых держав. Византийский император Константин VII Багрянородный (905-959 гг.) свои официальные письма адресовал «князю Хачена, в Армению».

В середине 9-го века феодалами Арцаха была признана власть династии Багратуни (Багратидов), собирателей земель армянских, в 885 г. восстановивших независимое армянское государство, столицей которого стал город Ани. В 13-ом веке Великий Князь Асан Джалал Вахтангян (правил с 1214 до 1261 гг.), основатель Гандзасарского Собора Св. Иоанна Крестителя, объединил все мелкие государства Арцаха в одно единое Хаченское Княжество. Хасан Джалал называл себя «самодержцем» и «царем», а его государство известно в истории также как Арцахское Царство.

После ослабления единого Хаченского Княжества вследствие татаро-монгольского нашествия, войн Тамерлана и нападений тюркских кочевников из орд Черной и Белой Овцы, Арцах стал формально частью Персидской Империи, но при этом своей автономии не потерял. С 15-го по 19-ый век власть в Арцахе принадлежала пяти объединенным армянским феодальным образованиям - меликствам, известным как Пять Княжеств или Меликства Хамсы. Пять княжеств/меликств - Хачен, Гюлистан, Джраберд, Варанда и Дизак - имели собственные вооруженные силы, а армянские мелики (князья) часто воспринимались в качестве представителей политической воли всего армянского народа. По свидетельствам российских и европейских дипломатов, военноначальников и миссионеров (таких как фельдмаршал А. В. Суворов и российский дипломат С. М. Броневский), совокупная мощь армянских войск Арцаха в 18-ом веке доходила до 30-40 тысяч пехотинцев и всадников.

В 1720-ые годы, Пять Княжеств, под руководством духовных предводителей Святого Престола Гандзасара, возглавили крупномасштабное национально-освободительное движение, направленное на восстановление армянского государства при содействии России. В письме к русскому царю Павлу I армянские мелики Арцаха сообщали о своей стране как об «области Карабагской, яко едином остатке древния Армении, сохранявшем чрез многие веки независимость свою» и называли себя «князьями Великой Армении». Фельдмаршал А. В. Суворов начинает один из своих рапортов со слов: «От великого армянского государства осталась после шаха Аббаса пред двумя веками самовластная провинция Карабаг».

В начале 18-го века, Святой Престол Гандзасара некоторое время стал религиозным центром всего мирового армянства. Это продолжалось до тех пор, пока Верховный Престол Св. Эчмиадзина вновь не принял на себя эту роль.

Исторические корни Карабахского конфликта

Термин «Карабах» известен с 16-го века. Данное географическое понятие обозначало восточные окраины Арцаха, которые в средние века периодически подвергались вторжению тюркских племен из Средней Азии.

Термин «Карабах» имеет армянские корни, указывая на Княжество Бахк (Ктиш-Бахк), которое в период между 10-ым и 13-ым веками занимало южную часть областей Арцах и Сюник. Проникшие в Закавказье тюркские кочевые племена начали использовать термин «Карабах» по причине его фонетического (звукового) сходства с тюркским словом «кара» (черный) и персидским словом «бах» (сад). Подобные фонетические казусы не являются редкостью в ситуациях, когда мигранты пытаются перенять и переиначить на свой лад географические названия коренного населения.

С расширением тюркско-исламской колонизации Ближнего Востока, Малой Азии, Балкан и Закавказья кочевники постепенно вытесняли коренное христианское население в горы, а сами занимали равнинные территории. В результате этого процесса, в центральных и восточных областях современного Азербайджана коренное армянское население было вынуждено бежать на запад, в труднодоступные местности, населенные армянскими горцам Арцаха с античных времен.

Для контроля над полным циклом отгонного скотоводства тюрки-кочевники планировали занять не только равнины но и горные пастбища в Арцахе и других регионах Армянского Нагорья. Армянскому народу в течении многих веков удавалось отражать попытки турок колонизировать территории Закавказья. Надпись 13-го века выгравированная на стене Собора Св. Богоматери монастыря Дадиванк рассказывает о победах арцахского князя Асана Великого в его 40-летней войне против турок-сельджуков.

К середине 18-го века многолетняя армяно-турецкая война с османскими захватчиками разорила Арцах, а внутренние разногласия ослабили власть армянских князей. В результате мусульманским кочевникам удалось продвинуться в горную часть Арцаха, захватить крепость Шуши и провозгласить так называемое «Карабахское Ханство» - армяно-тюркское княжество, просуществовавшее чуть более 40 лет. В 1805-ом году «Карабахское Ханство» было присоединено к Российской Империи и вскоре упразднено. Все три представителя династии «карабахских ханов» - Панах-Али, его сын Ибрагим-Халил и внук Мехти-Кули погибли насильственной смертью от рук персов, армян и русских.

Ликвидация ханства послужила делу установления стабильности и мира в отношениях между армянским населением и мусульманским меньшинством в Арцахе. Административный центр края, город Шуши, стал торговым и культурным центром края. В Шуши родились и творили многие выдающиеся музыканты, художники, писатели, историки и инженеры - как армяне-христиане, так и мусульмане.

Несмотря на относительно быструю ликвидацию «Карабахского Ханства», часть тюркских колонистов не возвратилась на свои прежние территории в Муганской Степи, а пожелала остаться в Арцахе. После заселения тюрками города Шуши, в городе стали возникать вспышки межрелигиозных трений.

Армяно-тюркский конфликт в Арцахе разгорелся в полную силу в начале 20-го века. В 1905-1906 годах практически все Закавказье, и Арцах в частности, был втянут в так называемую «армяно-татарскую войну» (этноним «азербайджанцы» полностью вошел в употребление только в 1930-ые годы; вместо этого, русские называли азербайджанцев «кавказскими татарами»).

Нагорный Карабах после Октябрьской революции 1917 г.

Ситуация в Нагорном Карабахе намного ухудшилась после падения Российской Империи в октябре 1917 г. В 1918 г. в Закавказье возникли три независимых государства - Грузия, Армения и Азербайджан. С первых же дней своего существования все три республики вверглись в территориальные споры друг с другом. Во время этого трагического периода, в марте 1920 г., закавказские тюрки-мусульмане (будущие «азербайджанцы») и поддерживавшие их турецкие интервенты учинили широкомасштабную резню армянского населения в административном и культурном центре края, городе Шуши, продолжая при этом политику геноцида армянского народа, начатого правительством Османской Империи в 1915 г. Было убито до 20 тысяч армян-шушинцев, разрушено около 7 тысяч зданий города. Сохранилось большое количество документальных свидетельств о погроме, в том числе фотографий, свидетельствующих о масштабах разрушений в армянских кварталах Шуши. Армянская половина города была фактически стерта с лица земли. Таким же образом были разрушены и сожжены тысячи армянских городов и селений в Западной Армении, Киликии и других регионах Османской Империи во время геноцида в 1915-1922 г.

Нагорный Карабах под властью большевиков

В 1921 году большевики признали Арцах частью Армении вместе с двумя другими населенными преимущественно армянами областями: Нахичеван и Зангезур (древний Сюник, населению которого удалось отстоять свое право остаться в Армении). Лидер азербайджанских большевиков Нариман Нариманов лично поздравил своих армянских соратников с определением статуса всех трех провинций в границах Армении. Однако позиция Баку быстро претерпела изменения. Нефтяной шантаж Азербайджана (Баку не направлял в Москву керосин) и желание России заручиться поддержкой турецкого лидера Кемаля Ататюрка привели к тому, что Иосиф Сталин, исполнявший в то время роль наркома по делам национальностей, насильственным путем изменил решение советских властей и передал Нагорный Карабах Азербайджану в 1921 г., что вызвало бурю возмущения у армянского большинства края.

В 1923 г. Нагорный Карабах получил статус автономной области в составе Закавказской Федеративной ССР (позже - Советского Азербайджана), став, таким образом, единственной в мире христианской автономией, подчиненной мусульманскому территориально-политическому образованию.

В течение последующих 70 лет Азербайджан применял по отношению к Нагорному Карабаху различные формы этно-религиозной, демографической и экономическогй дискриминации, стремясь выжить армян из Нагорного Карабаха и заселить область мигрантами-азербайджанцами.

Нагорный Карабах в качестве автономной области СССР

То что официальный Баку пытался вытравить армянское большинство из Нагорного Карабаха не было тайной для самих карабахцев, которые папками посылали в Кремль жалобы о противоправных действиях Азербайджана. Однако Азербайджан действовал скрытно и умело маскировал свою политику демагогией о «братстве закавказских народов» и «социалистическом интернационализме».

Завеса секретности была снята после распада СССР. В 1999 г., бывший лидер Советского Азербайджана - а, позже, его третий президент - Гейдар Алиев в своих публичных выступлениях заявил, что начиная с середины 1960-ых его правительство преследовало сознательную политику изгнания армян с территории Нагорного Карабаха путем изменения демографического баланса в области в пользу азербайджанцев. (Источник: «Гейдар Алиев: Государство с оппозицией лучше», газета «Эхо» (Азербайджан), Номер 138 (383) CP, 24 июля 2002). Алиев не только признавался в содеянном на страницах печати, но и давал понять что гордится этим.

В Нагорном Карабахе гейдаралиевская демографическая политика привела к полной остановке роста армянского населения края: НКАО была единственной единицей национально-территориального деления СССР, где и абсолютный и относительный прирост титульной национальности (армян) был негативным. НКАО также была единственной единицей национально-территориального деления СССР, где, несмотря на христианское большинство населения, не было ни одной действующей церкви.

Численность же азербайджанского меньшинства резко увеличивалась: если согласно переписи 1926 г. азербайджанцы (официально указанные как «тюрки») составляли всего 9% населения области, а армяне 90 %, то к 1986 г. количество азербайджанцев от общего числа населения составило 23 %. К 1980 г. в Нагорном Карабахе исчезли 85 армянских сел, при этом добавилось 10 новых азербайджанских деревень.

Одна из причин демографической экспансии Азербайджана в Нагорном Карабахе кроется в событиях связанных с эпизодом почти полного исчезновения тюркского меньшинства из края в 1930-ые годы. После чудовищной резни в г. Шуши в 1920 г., азербайджанские националисты, казалось, добились своей цели - армянское население города было уничтожено, и Шуши перестал быть культурным и политическим центром армян Закавказья. Однако массовое умерщвление рабочих, торговцев и технических специалистов, а также разрушение большей части городской инфраструктуры города вышли азербайджанцам боком. Несмотря на то, что азербайджанцы стали хозяевами Шуши, город, точнее, то, что от него осталось, быстро пришел в упадок и стал непригоден к эксплуатации в качестве населенного пункта на два десятилетия вперед. Данное обстоятельство, а также эпидемия чумы в Нагорном Карабахе в 1930-ые годы, привели к массовой миграции азербайджанцев из Шуши. К 1935-му году в Нагорном Карабахе практически не осталось азербайджанцев, которые являлись бы потомками «первоначальной» общины тюрок-мусульман, живших в регионе со времен «Карабахского Ханства». На этом история «старой» азербайджанской общины Нагорного Карабаха закончилась. «Сталинская» перепись населения области 1939 г. была полностью сфабрикована бакинским руководством Мирджафара Багирова для создания видимости присутствия (и даже роста) азербайджанцев в области. Все азербайджанцы, которые регистрировались Всесоюзной переписью населения в послевоенные годы, являлись потомками мигрантов-колонистов, засылаемых в Нагорный Карабах из других районов республики.

Армяне периодически направляли ходатайства в Москву, в которых просили защитить их от политики бакинских властей и воссоединить область с Советской Арменией. Наиболее масштабные акции были предприняты в 1935, 1953, 1965-67 и 1977 годах.

Хотя официальный Баку в период сильной центристской власти СССР не скрывал своего крайне негативного отношения к акциям протеста в Нагорном Карабахе, Азербайджан не имел возможности применять силу против армянского населения края. К сердине 1987 года действия бакинских властей приняли характер открытого принуждения армян к выезду из республики.

По утверждению самого Президента Гейдара Алиева и его Министра Внутренних Дел, ген-майора Рамиля Усубова, основные антиармянские демографические акции были организованы Азербайджаном в г. Степанакерте, административном центре НКАО, и в областях лежащих к северу от Нагорного Карабаха (Источник: Рамиль Усубов, «Нагорный Карабах: миссия спасения начиналась в 70-е годы», «Панорама», 12 мая 1999 года). Данные армянонаселенные территории - Шамхорский, Ханларский, Дашкесанский и Кедабекский районы не были включены в состав автономной области в 1923 году, и там бакинским властям удалось снизить удельный вес армянского населения и освободить от занимаемых руководящих должностей лиц армянского происхождения. Исключение составлял лишь Шаумяновский район Азербайджана, который граничил с НКАО.

Другой вектор антиармянской политики Азербайджана в начале горбачевской перестройки (1985-1987 гг.) был направлен на разрушение армянских архитектурных памятников в Нагорном Карабахе и смежных областях, и присвоение, или же отчуждение, армянского историко-культурного наследия. Целью данных действий была «зачистка» Азербайджана от следов армянского исторического и культурного присутствия. Методы бакинских властей также включали уничтожение архивных документов, перепечатывание исторических свидетельств с изъятием упоминаний об армянах, и издание ревизионистских публикаций предъявляющих территориальные притязания к Советской Армении.

Перестройка и гласность: выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР

Усиление антиармянских настроений в Азербайджане в 1987 г. насторожило население Нагорного Карабаха. Катализатором же новой волны народного движения за выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР послужили события в большом армянском селе Чардахлы Шамхорского района Азербайджана. Чардахлы не было включено в состав НКАО в 1921 г. во время формирования автономной области. Когда директором чардахлинского совхоза стал человек, который провел часть своей жизни в Армении, азербайджанские власти сняли его с занимаемой должности, а населению села открыто потребовали покинуть Азербайджан. Когда армяне отказались выполнить это требование, руководство Шамхорского района устроило два погрома в Чардахлы - в октябре и декабре 1987 г. Советская газета «Сельская Жизнь» писала о чардахлинском инцинденте в выпуске от 24 декабря 1987 г. В октябре 1987 г., в Ереване прошел первый митинг в защиту чардахлинцев.

После событий в Чардахлы, армяне НКАО пришли к выводу, что история повторяется, и дальнейшее нахождение под властью Баку чревато катастрофой.

Воодушевленные политикой перестройки и гласности, армяне Нагорного Карабаха развернули у себя на родине первое в СССР массовое демократическое движение, котороe вскоре поддержала большая часть партийного аппарата области. Движение перекинулось и на территорию Армении. Многотысячные митинги прошли в Ереване и других городах республики.

20-го февраля 1988 г., областной совет народных депутатов Нагорно-Карабахской Автономной Области, который в течение 70 лет был чисто формальным административным органом, официально обратился к Азербайджанской ССР и Армянской ССР с просьбой рассмотреть возможность выхода области из состава Азербайджанской ССР и присоединении ее к Армянской ССР.

Данная беспрецедентная инициатива шокировала московские власти, которые не ожидали, что на местах перестройку, гласность и демократию могут воспринять настолько серьезно. Более того, карабахское движение было воспринято в Кремле с опаской, так как, по сути дела, оно шло вразрез с принципами тоталитарного строя и коммунистического авторитаризма. Ситуация с Нагорным Карабахом создавала прецедент для других советских автономных образований, некоторые из которых также стремились изменить свой статус.

Баку, тем временем, готовил свое «решение» карабахского вопроса. Вместо того, чтобы начать конституционный диалог, что и предполагало обращение совета народных депутатов области, азербайджанское правительство прибегло к насилию, в одночасье трансформировав правовой процесс в силовой межнациональной конфликт. Уже через два дня после оглашения ходатайства облсовета НКАО, бакинское руководство вооружило многотысячную толпу погромщиков из близлежащего азербайджанского города Агдам и направило ее в столицу области Степанакерт «наказывать» армян НКАО и «наводить порядок». А через 5 дней после агдамского нападения, Советский Союз потрясло необычайное за всю историю этого государства событие - массовые убийства армян в азербайджанском городе Сумгаите, расположенного недалеко от Баку. В течение двух дней были зверски убиты и покалечены десятки людей. После запоздалого прибытия в город советских внутренних войск и отрядов милиции, все 14 тысяч проживавших в городе армян в панике покинули Сумгаит. Впервые в СССР появились беженцы.

Партийное руководство в Кремле находилось в состоянии смятения и бездействия, а простым советским гражданам не верилось, что описанные события могут происходить в государстве, где воспевалась дружба народов.

Нерасторопность Кремля и его непоспешность в деле осуждения сумгаитских событий обернулись, в конечном счете, катастрофой для всей страны. Во-первых, карабахский вопрос быстро вышел из правового русла и принял форму вооруженного конфликта. Во-вторых, ощущение безнаказанности вскоре привело с жестоким актам насилия в других республиках СССР. Например, к погромам в Ферганской долине Узбекистана в 1989 г.

Акции массового насилия против армян в Азербайджанской ССР сделали процесс выхода Нагорного Карабаха из состава Азербайджана необратимым. Кошмар сумгаитской резни в феврале 1988 г. повторился в Азербайджанской ССР не один раз - в начале в Кировабаде в ноябре-декабре 1988 г., а затем в Баку в январе 1990 г., когда погибли сотни армян. В основном это были пожилые люди, которые не успели выехать из столицы Азербайджана после сумгаитских событий. В целом, из 475 тысяч армян, проживавших в Советском Азербайджане на время переписи 1979 г., были изгнаны 370 тысяч человек. Большинство из них обосновалось в лагерях для беженцев в Армении.

В то время как десятки тысяч армян начали покидать Азербайджанскую ССР во время погромов осенью 1988 года, азербайджанцы, боясь возмездия, также начали оставлять Армянскую ССР, поддавшись панике и слухам. Армянские активисты карабахского движения всяческими способами пытались остановить процесс насильственного обмена населением между Арменией и Азербайджаном и повернуть события обратно в русло конституционного процесса. Несмотря на то, что многие ожидали ответных действий на армянские погромы, в Армении и НКАО проявляли сдержанность и терпимость; сумгаитский погром так и остался без ответа. В основе данной стратегии карабахских активистов лежала не только убежденность в потенциальной эффективности правовых методов решения карабахской проблемы в пользу армян, но и холодный расчет. В Армении и НКАО быстро поняли, что кремлевское руководство настроено против карабахского движения, и ищет повода для его подавления. Азербайджанцы же, напротив, не чурались насилия, так как их позицию по сохранению статуса-кво в карабахском вопросе разделяла Москва. Более того, бакинское руководство пыталось спровоцировать армян на ответное насилие: во-первых, чтобы создать для Москвы предлог для ликвидации Карабахского движения, а во-вторых, чтобы «под шумок» довести до логического завершения реализацию начатого осенью 1987 г. проекта по изгнанию армян из республики и созданию моноэтнического, тюркского Азербайджана.

К 1990 г. в Кремле приобрели влияние реакционные силы пытавшиеся затормозить горбачевские реформы и укрепить пошатнувшиеся позиции КПСС. Бакинские власти нашли в этих силах, возглавляемых членом Политбюро ЦК КПСС Егором Лигачевым, важных союзников. Лигачевцы считали Нагорный Карабах своеобразным «ящиком Пандоры», откуда «вредоносная демократическая ересь расползлась по всей территории Союза», угрожая территориальной целостности республик и гегемонии Коммунистической партии. Лихачевцы поддерживали действия Азербайджана, передав в его распоряжения подразделения советских внутренних войск, которые вместе с карательными отрядами азербайджанской милиции преследовали армянских активистов, бомбили карабахские деревни с военных вертолетов и терроризировали сельчан области. В свою очередь, бакинские власти не оставались в долгу, ублажая некоторых коррумпированных кремлевских покровителей щедрой мздой.

В апреле-мае 1991 г., совместными усилиями советских войск и азербайджанской милиции была организована «Операция Кольцо», приведшая к депортации 30 армянских деревень в НКАО и пограничных с нею армянских районах и убийству десятков мирных жителей.

Военная агрессия Азербайджана против Нагорного Карабаха

Развал СССР развязал Азербайджану руки. Прежняя задача азербайджанских националистов, стремившаяся «решить» карабахский вопрос методом «выдавливания» армян из Нагорного Карабаха, была заменена новой, более амбициозной и жестокой стратегией, в которой предполагался военный захват Нагорного Карабаха и полное физическое уничтожение армянского населения региона. В основу этой политики были положены идеалы и принципы Азербайджанской Республики 1918 г., руководство которой задумало и осуществило резню армянского населения бывшей столицы Нагорного Карабаха, города Шуши, в 1920 г., в результате которой погибло до 20 тысяч человек.

В конце 1991 г., Азербайджан быстро разоружил бывшие военные части Советской Армии, размещенные на территории республики, и, в одночасье, получив вооружение четырех советских сухопутных дивизий и почти всей Каспийской Флотилии, начал против Нагорно-Карабахской Республики полномасштабные военные действия.

В своей антиармянской кампании правительство Азербайджана использовало все доступные средства, включая большое количество иностранных наемников. Среди них было до 2 тысяч моджахедов из Афганистана и боевики из Чечни, возглавляемые известным впоследствии террористом Шамилем Басаевым. Несколько лет позже, воевавшие в Азербайджане исламские наемники стали частью террористической сети Аль-Каида. Обучали азербайджанских военных натовские инструкторы из Турции.

В 1988-1994 годах американский Конгресс и структуры Европейского Союза в своих официальных заявлениях осудили агрессию Азербайджана и выступили в поддержку права Нагорного Карабаха на самоопределение. В частности, в 1992, Конгресс США принял поправку номер 907 к Акту о Поддержке Свободы (Freedom Support Act), которая ограничила помощь Азербайджану вследствие применения им блокады, направленной против Армении и Нагорного Карабаха.

Ереван всячески старался поддержать народ Нагорного Карабаха в его неравной борьбе за выживание, но Армения сама оказалась в крайне затруднительном положении вследствие Спитакского землетрясения в декабре 1988 года, которое произошло спустя 8 месяцев после начала Карабахского движения. В результате декабрьской катастрофы была разрушена треть жилого фонда Армении, 700 тысяч человек остались без крова (каждый пятый житель республики), погибло 25 тысяч человек.

Азербайджан не замедлил воспользоваться ситуацией, создавшейся в связи с землетрясением. Летом 1989 г. Азербайджан полностью блокировал железнодорожное сообщение Армении через свою территорию, что остановило восстановительные работы в Зоне Бедствия. А несколько месяцев спустя, Азербайджан закрыл единственную дорогу, соединяющую Нагорный Карабах с Арменией, перекрыл воздушное пространство над Нагорным Карабахом и в 1990 г., с помощью своих вооруженных сил, занял аэропорт г. Степанакерта. Данные действия привели к блокаде наземных и воздушных путей сообщения с Нагорным Карабахом, полностью отрезав область от всего остального мира. В Армении же, сотни тысяч жертв землетрясения остались под открытым небом, а города и села республики оставались разрушенными вплоть до конца 90-ых.

Другим, еще более трагическим эпизодом развязанной Азербайджаном войны явились обстрелы гражданского населения столицы области, г. Степанакерта. Обстрелы осуществлялись тремя способами: системами залпового огня с высот над Степанакертом, из г. Шуши, который до мая 1992-го года полностью контролировался вооруженными формированиями Азербайджана; дальнобойными орудиями из города Агдама и штурмовой авиацией ВВС Азербайджана. Обстрелы длились долгие девять месяцев. По городу ежедневно выпускалось до 400 реактивных ракет земля-земля и воздух-земля. Уже через неделю после начала бомбежек, центральная часть Степанакерта превратилась в груду развалин, а через несколько месяцев с лица земли была стерта большая часть города.

К началу 1992 года, после 3 лет полной блокады со стороны Азербайджана, в Нагорном Карабахе начался голод, и вспыхнула эпидемия тяжелых инфекционных заболеваний. Сохранившиеся от разрушения больницы края были переполнены ранеными и больными.

Самооборона и провозглашение Нагорно-Карабахской Республики

Тяжелое положение не сломило народ Нагорного Карабаха. В ответ на военную агрессию Азербайджана, население Нагорного Карабаха организовало героическую самооборону. Несмотря на свое численное меньшинство и отсутствие адекватного вооружения вследствие полной блокады, карабахские армяне пошли на неслыханные жертвы за право жить на своей исторической родине и строить демократическое государство. Благодаря дисциплине, выдержке и хорошему знанию военного дела, помноженные на неистребимое желание выжить, карабахцам удалось перехватить инициативу в военных действиях. Сказался и фактор отсутствия поддержки Азербайджана со стороны Кремля.

С помощью добровольцев из Армении, которые перебрасывались в Нагорный Карабах вертолетами из Еревана под шквальным огнем азербайджанских ПВО, формированиям самообороны Арцаха удалось не только отбросить противника за границы края, но и создать широкую демилитаризованную зону по периметру бывших границ области, что помогло сократить линию фронта и установить контроль над господствующими высотами и важнейшими горными перевалами. В мае 1992 г., армянским отрядам самообороны удалось пробить наземный коридор между Нагорным Карабахом и Арменией через Лачин, положив тем самым конец трехлетней блокаде.

Эхо недавней войны: восстановительные работы в Гандзасаре в конце 1990-ых, залечивающие монастырь от следов азербайджанских бомбардировок и десятилетий запущения. Фото А. Берберяна.

Зона безопасности является основой системы обороны Нагорного Карабаха. Однако некоторые территории Арцаха по сей день остаются под оккупацией Азербайджана. Это весь Шаумяновский район, подрайон Геташен и восточные отрезки Мардакертского и Мартунинского районов.

В августе 1991 г. Азербайджан в одностороннем порядке вышел из состава СССР, заодно приняв постановление об «упразднении» Нагорно-Карабахской Автономной Области, в обход Конституции СССР. Действия Азербайджана позволили Нагорному Карабаху воспользоваться Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», принятом Верховным Советом СССР в апреле 1990 года. По статье 3 этого закона, если союзная республика имела в своем составе автономное образование (республику, область или округ), и желала покинуть СССР, референдум должен был проводиться отдельно в каждом из этих образований. Их жители имели право решить либо остаться в составе СССР, либо выйти из СССР вместе с союзной республикой, либо же самим решать свой государственный статус. Опираясь на данный закон, совместная сессия облсовета народных депутатов НКАО и Шаумяновского районного совета провозгласили выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР и объявили о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в составе СССР. Когда же СССР распался в декабре 1991 г., Нагорно-Карабахская Республика провела референдум и объявила о независимости. Референдум проходил под наблюдением многочисленных международных наблюдателей.

В мае 1994 года в столице Кыргызстана, Бишкеке, между Нагорным Карабахом, Азербайджаном и Арменией было подписано соглашение о перемирии, которое остановило военные действия. С этого времени, Нагорно-Карабахская Республика начала процесс восстановления экономики, укрепления основ либеральной демократии и подготовки к формальному признанию независимости республики со стороны международного сообщества.

Политика уничтожения армянского историко-культурного наследия в Азербайджане

Нагорно-Карабахской Республике, молодому христианскому и демократическому государству, продолжает противостоять Азербайджан - мусульманская квази-монархическая диктатура ближневосточного типа, опирающаяся на добычу нефти.

Начиная с конца 1960-ых, Азербайджаном управляет клан Алиевых, основанный Гейдаром Алиевым - генералом КГБ, который после избрания на пост первого секретаря Коммунистической Партии Азербайджана управлял Азербайджанской ССР в 70-ые и 80-ые годы. В 1993 году, через два года после провозглашения независимости Азербайджаном, вернувшийся к тому времени из Москвы Гейдар Алиев организовал военный переворот и пришел к власти, став третьим по счету президентом страны.

Когда в 2003 году умер Президент Гейдар Алиев, главой Азербайджана стал его единственный сын Ильхам. Его «выбрали» подтасовав, как обычно, результаты голосования. Ильхам Алиев продолжает традиции авторитарного правление своего папы. В ильхамовском Азербайджане подавляется любое проявление инакомыслия: оппозиционные партии фактически запрещены, свободной прессы нет как таковой, интернет - под контролем, за критику властей каждый год десятки людей отправляются за решетку или же погибают при невыясненных обстоятельствах.

На сегодняшний день основной мишенью алиевского режима в Азербайджане являются памятники армянского историко-культурного наследия, сотни которых находятся на западе Азербайджана и в области Нахичеван.

В 2006 году Ильxам Алиев приказал разрушить все армянские церкви, монастыри и кладбища в Нахичеване. Нахичеван был признан частью Армянской Республики как правительствами Антанты, в 1919-1920, так и российскими большевиками, в 1921 г. Однако под давлением турецкого правительства Нахичеван был передан в правление Советского Азербайджана. Массовое разрушение памятников архитектуры и хачкаров (армянских каменных резных крестов), находящихся на всемирно известном средневековом кладбище в Джульфе, весной 2006 г. вызвало протест международной общественности. Западная пресса сравнила азербайджанский вандализм с разрушением в 2001 году памятника Будды в Афганистане режимом Талибан.

А за два года до этого, Ильхам Алиев публично призвал азербайджанских историков переписывать учебники истории, вычеркивая все упоминания о фактах, не имеющих прямого отношения к азербайджанскому (тюркскому) историческому наследию своей страны. Задача это действительно не из простых. Aзербайджанцы - относительно молодая этническая общность. Являясь потомками тюркских кочевников пересилившихся из Средней Азии, азербайджанцы практически не оставили на территории современного Азербайджана какого-либо ощутимого культурного следа.

В отличие от Армении, Грузии и Ирана (Персии), история и культура которых сформировалась еще в период античности, «Азербайджан» как географическая, политическая и культурная единица появилась лишь в начале 20-го века. До 1918г. «Азербайджаном» называлась не территория нынешней республики, а провинция Персии, граничившая с нынешним Азербайджаном на юге и населенная преимущественно тюркоязычными персами. В 1918 году, после долгих совещаний и рассмотрения нескольких альтернативных предложений, тюркские руководители Закавказья решили провозгласить свое собственное государство на территории бывшей Бакинской и Елизаветпольской губерний России и назвать его «Азербайджан». Это незамедлительно вызвало острую дипломатическую реакцию со стороны Тегерана, который обвинил Баку в присвоении персидской историко-географической терминологии. Лига Наций отказала признать и принять самопровозглашенное государство «Азербайджан» в свой состав.

Для того, чтобы продемонстрировать всю нелепость ситуации с провозглашением независмости «Азербайджана» в 1918-ом г., представьте что немцы образовывают для себя национальное государство и называют его «Бургундия» (аналогично названию одной из провинций Франции) или же «Венеция» (аналогично названию провинции Италии) - вызывая тем самым протест Франции (или Италии) и ООН.

До 1930-ых годов понятия «азербайджанцы» как такового не существовало. Оно появилось благодаря так называемой «коренизации» - большевистскому проекту, направленному в частности, на создание национальной идентичности для множества этнических групп, не имеющих самоназвания. В их число входили и тюрки Закавказья, которые упоминались в царских документах как «кавказские татары» (наряду с «поволжскими татарами» и «крымскими татарами»). До 1930-ых годов, «кавказские татары» именовали себя либо «мусульманами», либо определяли себя в качестве членов племен, кланов и городских сообществ, например афшары, падары, сарыджалы, отуз-ики и т.д. В начале, однако, кремлевские власти решили называть азербайджанцев «тюрками»; именно этот термин официально фигурировал при определении населения Азербайджана во время Всесоюзной переписи 1926 г. Московские большевики-этнографы также придумали стандартные фамилии для «азербайджанцев» на основе арабских имен с добавлением славянского окончания «-ов», и изобрели алфавит для их бесписьменного языка.

На сегодняшний день, азербайджанский исторический ревизионизм и культурный вандализм подвергается открытому осуждению российскими и международными учеными и политиками. Однако бакинский правящий режим игнорирует международное общественное мнение, и продолжает относиться к армянским историческим и культурным памятникам на территории Азербайджана как к прямой угрозе азербайджанской государственности. Однако интерес международного сообщества к памятникам древнего христианского зодчества помогает остановить азербайджанский вандализм и сохранить бесценное культурное и духовное наследие Южного Кавказа.

Bournoutian, George A. Armenians and Russia, 1626-1796: A Documentary Record. Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2001, pp. 89-90, 106

О термине «Карабах» и его связи с княжеством Ктиш-Бахк, см.: Hewsen, Robert H. Armenia: a Historical Atlas . Chicago, IL:University of Chicago Press, 2001. p. 120. См. также: Armenia & Karabagh (tourist guide). 2nd edition, Stone Garden Productions, Northridge, California, 2004, p. 243

Bournoutian George A. A History of Qarabagh: An Annotated Translation of Mirza Jamal Javanshir Qarabaghi"s Tarikh-E Qarabagh . Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 1994, Introduction

Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Ред. Н.А.Тройницкого; том I. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. С.-Петербург, 1905

См. фотографический материал в: Шаген Мкртчян, Щорс Давтян. Шуши: город трагической судьбы . «Амарас», 1997; также в: Шаген Мкртчян. Сокровища Арцаха . Ереван, Тигран Мец, 2000, стр. 226-229

Газета «Коммунист», Баку от 2 дек. 1920 г.; см. также: Карабах в 1918-1923 гг.: сборник документов и материалов . Ереван, Издательство АН Армении, 1992, стр. 634-645

См. Всесоюзная перепись населения 1926 года . Центральное статистическое управление СССР, Москва, 1929

См. Рамиль Усубов: «Нагорный Карабах: миссия спасения начиналась в 70-е годы», «Панорама», 12 мая 1999 года. Усубов писал: «Можно без преувеличения утверждать, что лишь после прихода Гейдара Алиева к руководству Азербайджана карабахские азербайджанцы почувствовали себя полными хозяевами края. В 70-е годы проводилась большая работа. Все это вызвало приток в Нагорный Карабах азербайджанского населения из окружающих районов - Лачинского, Агдамского, Джабраильского, Физулинского, Агджабединского и других. Все эти меры, осуществленные благодаря дальновидности первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, благоприятствовали притоку азербайджанского населения. Если в 1970 году доля азербайджанцев в населении НКАО составляла 18%, то в 1979 г. - 23%, а в 1989 - превысила 30%» .

См.: Bodansky, Yossef. “The New Azerbaijan Hub: how Islamist Operations are Targeting Russia, Armenia and Nagorno-Karabakh.” Defense & Foreign Affairs’ Strategic Policy, section: The Caucasus, p. 6; см. также: "Bin Laden Among Islamists’ Foreign Backers." Agence France Presse, report from Moscow, 19 September 1999

См.: Cox, Caroline, and Eibner, John. Ethnic Cleansing in Progress: War in Nagorno Karabakh . Institute for Religious Minorities in the Islamic World, Switzerland, 1993

Fowkes, Ben. Ethnicity and ethnic conflict in the post-communist world. Palgrave , 2002, p. 30; см. также: Swietochowski, Tadeusz. Russia and Azerbaijan: A Borderland in Transition. New York: Columbia University Press, 1995. p. 69

Brubaker, Roger. Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe . Cambridge University Press, 1996. Also: Martin, Terry D. 2001. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939 . Ithaca, NY: Cornell University Press, 2001


Нагорный Карабах - государство, которое не признал никто, включая Армению. Однако понятно, что Карабах живёт в теснейшей экономической и политической связи с Арменией, а во многом и благодаря этой связи. Отчасти этим, отчасти культурным и этническим родством, географической близостью обусловлено то, что Карабах на Армению очень похож. Поэтому многое, что я , справедливо и для Карабаха, и я часто буду ссылаться на тот рассказ.


Плакат на подъезде к карабахскому пункту пропуска

Пересечение границы
1. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) граничит с Арменией и Азербайджаном. Граница с Азербайджаном, разумеется, закрыта, и к ней даже приближаться не рекомендуется. Во-первых, вас могут принять за шпиона, во-вторых, могут просто грохнуть, благо перестрелки и стычки с жертвами с обеих сторон периодически происходят. Война.

По мнению МИД НКР, пересечение границы допускается только в одном месте: пункте пропуска, расположенном на шоссе, ведущем из Гориса в Шуши. Фактически границу можно пересечь и на севере, по дороге, идущей через Зодский перевал. Пункта пропуска там нет, и некоторые путешественники проезжают там никем не замеченные. Однако, случайная встреча с военными чревата задержанием и допросом.

Наш первоначальный план заключался в том, чтобы въехать по шоссе Горис - Шуши, посмотреть Шуши, столицу НКР Степанакерт, разрушенный город Агдам, монастыри Гандзасар и Дадиванк и выехать через Зодский перевал. Но учитывая выходные и предстоящие праздники, мы не рискнули прорываться с риском задержания: нас вполне могли задержать и забыть на выходные, а у нас самолёт через два дня. Но вообще, как я понял, особых проблем не возникает: если и происходит встреча с военными, заканчивается она профилактической беседой (или допросом на два-три часа) и пропуском; в худшем случае - развернут. Последний вариант для нас, кстати, тоже был нежелателен - слишком большие концы.

Так или иначе, всё это слухи, предположения и единичный опыт. Каждая новая попытка пересечения границы через Зодский перевал делается на свой страх и риск. Тот, кто рискует, должен понимать, что в глазах карабахских силовиков это самое полноценное незаконное пересечение границы, за которое во всех странах обычно предусмотрена уголовная ответственность. Практика пока, вроде бы, благоприятствует путешественникам.

2. Въезд. Итак, правильное пересечение границы осуществляется по шоссе Горис - Шуши. Там расположен стационарный пост, на котором стоят карабахские (только) милиционеры. Машина должна остановиться, все предъявляют документы. Россиянам виза не нужна, поэтому после проверки документов нас только предупредили, чтобы мы незамедлительно зарегистрировались в МИД НКР, расположенном в Степанакерте.

Поскольку мы приехали часа в четыре дня, мы сразу предупредили, что зарегистрироваться сможем только завтра. Возражений у милиционера это не вызвало, равно как и проблем при последующем заселении в гостиницу в Шуши и при проверке документов милиционерами на улице. Мы всем говорили, что приехали сегодня и зарегистрируемся завтра.

3. Выезд. При выезде процедура повторяется. Машина останавливается, пассажиры предъявляют документы и регистрацию, после чего милиционер даёт разрешение на выезд. Что будет в случае отсутствия регистрации или нарушения её сроков, не знаю.

Регистрация
Это обязательная процедура, которую надо пройти в МИД НКР, расположенном в центре Степанакерта. Адрес запоминается легко: Степанакерт, Азатамартикнери 28. Мы пришли туда в субботу, наутро после приезда в НКР. То ли из-за субботы, то ли там всегда так, но нас попросили подойти через полтора часа. Погуляв по Степанакерту, мы вернулись через полтора часа, получили анкеты, заполнили их и ждали ещё часа полтора - сначала когда вернётся с обеда ответственная сотрудница, потом когда она просмотрит вчерашние заявки, потом когда она обслужит в порядке живой очереди всех накопившихся посетителей (мы, правда, прошли в первых рядах).

Анкета простая, никаких коварных вопросов в ней нет. Указываются основные личные данные, адрес проживания в НКР, срок пребывания и планируемые к посещению места. Мы выразили желание выехать через Зодский перевал, в чём нам тут же было категорически отказано. Сотрудница сказала, что НКР находится в состоянии войны, там рядом линия фронта, пункта пропуска нет, ездить запрещено, если поймают военные, будут проблемы. Поэтому она своей рукой вычеркнула из наших анкет Зодский перевал и распечатала нам регистрацию следующего вида.

В первой строке указано имя вождя группы и номер его паспорта, ниже аналогичные данные других участников. Обратите внимание: документ разрешает передвижение только по основным дорогам и не позволяет приближаться к линии фронта.

В порядке компенсации за полуторачасовое ожидание и отобранную мечту о Зодском перевале (а заодно о Дадиванке и Гандзасаре), мы выпросили вообще-то неположенные россиянам карабахские штампы в паспорта. Так что у меня теперь есть штука, которой ни у кого нет.


Оцените изысканную композицию разворота: Азербайджан, Армения, Нагорны й Карабах. Не хватает только турецких штампов, которые остались на предыдущей странице.

Выводы такие:
- сама по себе процедура несложная;
- есть риск, что с наскока регистрацию получить не получится, придётся подождать час-другой (третий-четвёртый);
- плата за регистрацию не взимается.

Достопримечательности
Достопримечательностей в Карабахе много. В этом отношении он Армении не уступает. Здесь и красивая природа, и древние монастыри, и старинные крепости. Понятно, что многие едут в Карабах, чтобы увидеть следы войны, и для нас этот интерес тоже был не на последнем месте.

Мы хотели посетить Шуши, старый город с богатой историей, сыгравший важную роль в последней войне и до сих пор сильно руинированный. Дальше мы собирались ехать в Степанакерт - находящуюся рядом с Шуши столицу НКР, тоже сильно пострадавшую во время войны, но уже большей частью восстановленную. Потом - Агдам, город-призрак, разрушенный практически целиком и после войны опустевший. По пути в Агдам - крепость Аскеран, а потом монастыри Дадиванк и Гандзасар. Выезжать собирались через живописный Зодский перевал.

В итоге по причинам, описанным выше, мы посмотрели только Шуши и Степанакерт, а на обратном пути ещё и монастырь Цицернаванк, о чём будет подробно рассказано в своё время. Пока вкратце отмечу, что было очень интересно, не пожалели что заехали, как-нибудь при случае надо будет повторить, уделив Карабаху побольше времени.

Цены
Как правило, такие же , но иногда чуть повыше, а качество чуть пониже. Существенной разницы мы не обнаружили. Всё равно всё дёшево.

Деньги
Деньги - армянские драмы. В мае 2011 г. за российский рубль давали чуть больше 13 драмов, за доллар США - около 375 драмов, за евро - около 530 драмов.

Еда
То же самое, что в Армении, но немного подороже, похуже и порции поменьше, равно как и выбор забегаловок. Но всё равно недорого, сытно и вполне приемлемо по качеству.

Настоятельно рекомендую проверять срок годности продуктов при покупке в магазине. Там, в отличие от Москвы, люди честные, даты изготовления не подделывают, просто часто продают просроченные продукты без всякой задней мысли. Будучи уличены, деньги возвращают без спора.

Ночлег
Ночь была только одна, и мы провели её в центральной гостинице Шуши. Сначала с нас запросили 18000 драм с завтраком за троих, но мы сказали, что привыкли платить за ночлег не больше 12000 драм, и путём многоэтапных переговоров и дружеских споров пришли-таки к привычной сумме.

Представьте мой восторг, когда уже потом в Москве я случайно попал на сайт "Армянского бюро путешествий", на котором предлагается забронировать такой номер, как у нас аж за 3428 рублей в сутки ! Не делайте ошибку, ничего не бронируйте, договаривайтесь на месте.

Поднявшись в номер, мы поняли, что и заплатив 18000, мы, мягко говоря, не переплатили бы. Прекрасный просторный номер с чистым бельём, удобными кроватями, балконом с видом на Шуши, ненужным нам телевизором и нужным нам душем с горячей водой - чего ещё желать!


Украшение номера - карабахский букетик, веточки стоят в огромной изящно задрапированной гильзе даже не знаю, от чего. Очень уютно, сразу хочется проверить, нет ли противопехотной мины под диваном.

Ориентирование и дороги
То же самое, что и в Армении: ориентироваться просто, но многие указатели на армянском языке. При необходимости местные жители охотно подсказывают дорогу.

Дорога до Шуши хорошая, живописная, но довольно извилистая, что не всякому водителю понравится. Другие основные дороги, говорят, тоже неплохи, но мы не проверяли. Просёлочные дороги проходимы, но лучше на внедорожнике.


На обочинах постоянно мелькают благодарственные знаки с именами бизнесменов, оплативших ремонт дороги.

Мобильная связь
Купленные в Ереване сим-карты МТС в Карабахе не работали. Покупать местные ради пары дней мы не стали.

Интернет
Видел интернет-кафе рядом с гостиницей. Цену, к сожалению, не записал, но то ли 7, то ли 14 рублей за час. Что это за бизнес, я не понимаю. Я к тому времени уже попользовался бесплатным (и довольно медленным) интернетом в гостинице, поэтому упустил возможность посетить самое дешёвое на моей памяти интернет-кафе.

Фотографирование
Фотографировали города, людей, оставшиеся после войны руины, памятники, красоту, убожество, ни в чём себя не ограничивали. Никто нам замечаний не делал, проблем никаких не возникало.

Бытует информация, что запрещено фотографировать в Агдаме, который до сих пор стоит в руинах после войны. Но мы туда не доехали и проверить эти сведения не смогли. Встреченный нами в Степанакерте путешественник из Болгарии сказал, что только что приехал из Агдама, где сфотографировал всё, что хотел.

Проблемные люди
С гопниками не сталкивались, с контуженными тоже. Всё было очень спокойно.

Единственное событие, заслуживающее внимания, имело место вечером в Шуши, когда мы, заселившись в гостиницу, пошли прогуляться и добыть честно заработанный хоровац. Когда мы возвращались часов в одиннадцать, к нам подошли два молодых человека в какой-то совершенно вольной одежде и, представившись сотрудниками милиции, испросили документы для проверки, обосновывая это военным положением.

Поскольку меньше всего они были похожи на сотрудников милиции, я попросил их предъявить документы, но удостоверение оказалось только у одного из них. Объяснили, что один на дежурстве, а другой ему помогает. Оставив «помощника» в покое, я тщательно переписал все данные удостоверения, приговаривая, что такая уж у нас в Москве традиция - милицейские документы проверять. «Милиционер» при этом любезно светил мне.

Молодые люди оценили традицию, и сказали, что у них здесь ничего «такого» не бывает, всё спокойно, только вот война, и поэтому надо проверить документы, но вполне достаточно чьего-нибудь одного паспорта. С самого начала разговора до его конца они были очень вежливы, и я так и не понял, то ли это была попытка разводки, то ли действительно проявили бдительность.

Язык
С языком ситуация примерно такая же, как в Армении, разве что немного похуже: поменьше вывесок на русском языке, почаще встречаются люди, не говорящие по-русски. Но связанных с этим затруднений не возникало никогда.

Сувениры
Мы нашли только одно место с неплохим выбором сувениров: киоск напротив храма Св. Христа Спасителя в Шуши. Там было много всякой керамики, изделий из дерева, магнитиков, символов Нагорного Карабаха и прочей приятной мелочи. Вещи оригинальные, качественные. А кроме этого киоска, по-моему, толком и не видели ничего.

Ну ещё купили всяких варений. Штука хорошая, но много не увезёшь, особенно если путешествовать без машины.

Теперь, когда я посетил Азербайджан, и куда я не собираюсь возвращаться в ближайшее время, можно, наконец, опубликовать отчёт о путешествии в Армению и Нагорный Карабах.
Как известно, территория Нагорного Карабаха является предметом неразрешенного спора между Азербайджаном, в котором он находится, и его этническим армянским большинством, которое поддерживает соседняя Армения.
Армяно-азербайджанские столкновения начались в Нагорном Карабахе еще в ХХ веке. После распада Российской империи этот регион вошел в состав Азербайджанской демократической республики, что вызвало сопротивление армянского населения. В июле 1918 года Карабах провозгласили независимой административной единицей с собственным правительством. Два года спустя азербайджанские войска подавили сопротивление армян, и Карабах вошел в состав Азербайджанской ССР, формально имея право на самоопределение.
С распадом Советского Союза, в конце 1991 года, Нагорный Карабах объявил себя независимой республикой со столицей Степанакартом. В Азербайджане признали данный акт незаконным и упразднили автономию Карабаха. Вслед за этим началась карабахская война, в ходе которой регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими.
В ходе боевых действий погибли от 20 до 30 тыс. человек. Этнические азербайджанцы, которые до войны составляли около четверти населения региона, бежали из Карабаха и Армении, а из Азербайджана были вынуждены бежать этнические армяне. Всего свои дома покинули более миллиона человек.

Если посмотреть на карты Google (да и на другие), то Нагорный Карабах действительно является территорией Азербайджана. Однако де-факто это не так, попасть в Республику можно исключительно со стороны Армении. Такое перемещение с точки зрения Азербайджанцев является нелегальным пересечением Государственной границы, а поскольку после Карабаха я собирался в Азербайджан, афишировать посещение НКР не следовало. И хотя отметки о посещении Карабаха в паспорте не ставятся, Азербайджанские спецслужбы отслеживают в основном через интернет, кто нелегально въезжает в Карабах, и хотя обычно это касается известных людей, после чего им запрещается въезд в страну, рисковать не хотелось, поэтому отчет на всякий случай решил опубликовать уже после поездки в Азербайджан.
Итак, приближались 4 дня мартовских праздников 2016 года. Хотелось улететь куда-нибудь из Российской весенней серости, но в пределах нескольких часов лета погода была не намного лучше, чем в Москве, с температурой чуть выше нуля и дождями. Лишь в Закавказье было относительно тепло и солнечно. Было решено - лететь в Армению. Но поскольку саму страну я ранее изъездил вдоль и поперек, выбор пал на Нагорный Карабах.
Прилетев в Ереван, прямо в аэропорту взял напрокат машину в Sixt. Доверенность выдают на Армению и Нагорный Карабах по умолчанию. С гостиницами в Армении за пределами Еревана не очень, поэтому переночевал в столице, а рано утром выдвинуться в путь.

Официальный маршрут в столицу Карабаха - Степанакерт (google автоматически меняет название на азербайджанское Ханкенди), которым могут пользоваться иностранные граждане, проходит через Вайк - Горис (серая линия на карте), им же нужно возвращаться и обратно. Гораздо более живописный (с моей точки зрения) лежит через Зодский перевал, восточнее озера Севан. Раньше этот маршрут был закрыт для иностранцев, на границе их могли развернуть. К тому же зимой он может быть закрыт из-за снежных заносов (а во время моего путешествия было самое начало весны). Несколько лет тому назад здесь с трудом проехал известный путешественник puerrtto , но тогда была осень, а сейчас - ранняя весна. Точной информации о состоянии дороги в интернете не было, но я все равно решил рискнуть и поехал через Зодский перевал.
До границы ведет относительно хорошая асфальтированная дорога. Заодно можно полюбоваться видами Севана. Кто угадает, что делают машины в озере?)

Вот, впрочем, отгадка:

А это уже въезд в Нагорный Карабах:

Пересечение границы Армении и Азербайджана). Дорога на самом деле идет немного в стороне, либо навигатор показывает неверно.

Разумеется, пересечь границу Армении и Азербайджана невозможно, разве что вы умеете обходить минные поля и уворачиваться от снайперов, но на официальных международных картах Нагорный Карабах показан как Азербайджан.
И вот начинаются красоты Нагорного Карабаха и бесконечные серпантины.

Повезло с погодой, солнце подсушило дорогу, и без особых проблем можно проехать. Несколько дней тому назад тут явно понадобился бы полный привод, а возможно, и трактор.

Зимой тут метровые сугробы, возможно, дорогу и чистят, но после снегопада сюда явно лучше не соваться.

Моя машина

Те редкие туристы, кто ездил здесь 5-10 лет тому назад, писали о большом количестве подбитой военной технике у обочин дорог. Теперь из нее сделали импровизированные памятники новейшей истории

Впрочем, попадаются еще и аутентичные экземпляры. Азербайджанская граница совсем рядом; надо думать, тут шли очень ожесточённые бои

В одном месте дорога буквально зажата между скалами. Очень красиво и необычно.

Трафик совсем небольшой, заправок также нет, обязательно иметь полный бак бензина после Вардениса - последнего крупного города Армении. Изредка попадаются небольшие деревеньки. Видно, что живут очень бедно.

Дорога через Зодский перевал еще интересна тем, что позволяет посетить один из самых труднодоступных монастырей Армении и Карабаха - Дадиванк.

Находится в очень живописном месте. Туристов тут нет в принципе. Еще бы, от столицы Карабаха - Степанакерта ехать 130 километров по убитым дорогам, от Еревана - в 2,5 раза дольше.

Саргсанское водохранилище. Виды потрясающие. За горами враждебный Азербайджан. Раньше оно обеспечивало водой несколько Азербайджанских районов, теперь находится под контролем НКР и водой, понятное дело, не делится

Небольшой участок хорошей дороги

Барашки)

А такие вот дороги по большей части во всем Карабахе:

А это печально известная достопримечательность Карабаха, город-призрак Агдам. Город, до войны по большей части населенный Азербайджанцами. После войны их всех выгнали, а дома начали разбирать на стройматериалы. Сейчас вроде в городе находится военная часть и несколько жителей - армян, живущих в кое-как реконструированных развалинах. Официально въезд в город запрещен из-за упомянутой военной части, на въезде расположен КПП, но поскольку я ехал с другой стороны от Степанакерта, где туристы обычно не ездят, то попал в город свободно, а на выезде уже никто мною не интересовался

Более-менее сохранилась лишь мечеть

Можно даже залезть на минарет, хотя зрелище открывается весьма печальное.На горизонте линия фронта и Азербайджан

Еду дальше в Степанакерт. Раньше такими плакатами был утыкан весь Карабах. Мне же попался лишь один

Машина с номерами Азербайджанской ССР. Иногда кажется, время здесь остановилось

Пейзажи, конечно, уступают Тосканским, но всё равно очень красиво

На ночь остановился в Степанакерте. Современный полностью восстановившийся от войны город. Можно сказать, островок цивилизации, с современными отелями, ресторанами, и даже аэропортом, хоть и не действующим. Утром зарегистрировался в МИДе. Регистрация вроде как обязательна для иностранцев, работает ежедневно (по выходным регистрирует дежурный).Но как выяснилось позже - зря, я выезжал через неофициальный пункт пропуска, про регистрацию никто и не спросил.

День 2.

Наутро поехал в ещё одну Карабахскую достопримечательность - Гандзасарский монастырь.

по пути, посетив село Ванк, известное тем, что там родился бизнесмен Левон Айрапетян, который, разбогатев, решил вложить в свою родину немало денег, отремонтировав дороги и построив довольно интересный отель в виде корабля

Возможно в сезон здесь больше туристов, но сейчас, в начале марта, было абсолютно пусто. Сейчас бизнесмен под арестом в Москве, не исключено, что скоро село снова придет в упадок.

А вот так выглядит стена в центра села:

Возвращаюсь в Степанакерт и еду в сторону Армении. Но так быстро возвращаться в Армению пока не хочется, поэтому почти доехав до границы, сворачиваю на глухую дорогу до Минджавана - поселок, бывший железнодорожный узел, находится на границе с Ираном.

Дорога сначала относительно неплохая, но потом быстро сменяется на ужасную.

Трафик нулевой. Сломается машина или лопнет колесо на многочисленных ямах - никто не поможет. Территория необжитая и неиспользуемая. Населенных пунктов почти нет. Те, что есть, были населены Азербайджанцами, и полностью разрушены

Так и хочется задать вопрос, а ради чего воевали, и ради чего погибло столько народу с обеих сторон?

Разрушенное Азербайджанское кладбище

Доезжаю до бывшей узловой станции Минджнаван. Все разрушено, среди развалин умудряется буквально выживать несколько семей. От станции не осталось и следа.

Рядом иранская граница. Горы на фотографии - уже территория Ирана.

Выезжаю из Нагорного Карабаха в Армению по строящейся дороге, проложенной по насыпи бывшей ж/д Минджнаван - Капан

Формально здесь нельзя пересекать границу, но на самой границе никого, да и разницы особой не видно, разве что в Армении снова начала работать сотовая связь, и на меня обрушилась туча пропущенных звонков и смсок за эти 2 дня.
Ночую в городе Капан. Капан - яркая иллюстрация тому, как можно заср@ть красивейшее место убогим городом.

День 3,4

Далее поехал в самый южный город Армении - Мегри. Туда ведут две дороги через перевал, обе фантастически красивые.

Попадаются Иранские фуры.

На перевале куча снега и жутко холодно. Несмотря на холод, чувствуется, как яркое солнце, многократно отражаясь от заснеженных гор, обжигает кожу.

...

Самый южный город Армении (и одновременно самый удаленный от Еревана) - Мегри - ничем не примечателен.

Весьма интересны инженерные сооружения бывшей железной дороги Баку - Нахичевань - Ереван, которая шла прямо вдоль иранской границы. Увы, поезд тут теперь скорее всего уже никогда не пойдёт

Сколько средств и сил было потрачено на никому не нужные противообвальные галереи

слева видна колючая проволка, а за ней Иран

...

Бывшая станция Мегри на Иранской границе. Во времена СССР строжайшая погранзона.

Все, что осталось от подвижного состава, который, по-видимому, не успели вывезти

Обратно возвращаюсь другой дорогой, через Цав. Она только что открылась после зимы, трафик нулевой.

На перевале полно снега

Снова город Капан. Издалека прекрасен, но на самом деле разруха и депрессия

По пути в Ереван заехал посмотреть на монастырь Татев. Навигатор вывел на короткую дорогу с нулевым трафиком, которая, по всей видимости, только что оттаяла после зимы, на которой чуть было не застрял

Монастырь, безусловно, прекрасен

Сторожевая башня неподалёку

Дорога Татев - Ехегнадзор

Советская техника радует глаз

Поскольку оставалось время, решил удлинить путь через Селимкий перевал и свернул в Ехегнадзоре в сторону Севана. На перевале метровые сугробы, весна тут наступит ещё очень нескоро, но проехал без проблем.

К вечеру 4-го дня добрался до Еревана. Поужинал в одноименной таверне


(находится на улице Терян, очень рекомендую, вкусно и совсем недорого) и улетел в Москву. Путешествие было слегка экстремальным, но очень интересным и познавательным. Спасибо за внимание.

Начинаю серию статей про самостоятельное путешествие в Нагорный Карабах. Сегодня расскажу о том, как туда добраться, как мы пересекали границу, о необходимой регистрации для русских, о дороге и о людях. Кто-то наверняка сейчас подумал: “что за сумасшествие, лезть на территорию военного конфликта”. Отвечаю: таких «сумасшедших» полно среди путешественников, зарубежные туристы Степанакерт уже давно свободно посещают, еще и деньги за это платят. Если бы там действительно было “жарко”, то никого бы туда и за 50 км не пустили.

Экскурсии. Тур. агентства в Ереване могут организовать поездку в Нагорный Карабах на 2-3 дня в купе с попутными достопримечательностями Армении. Пример турагентства «Йур Сервис» (Ереван, ул. Налбандяна, д. 96): стоимость 80000-90000 драм/чел (с отелем и питанием, 2 дня/3 ночи). А можно заказать заранее целый .

Арендованная машина из Еревана. Если не хочется заморачиваться с общественным транспортом и у вас в кармане водительские права, можно арендовать машину в Ереване. Однако в Карабахе есть сложные и продолжительные участки горной дороги. Цены и варианты смотрите .

Дорога до Нагорного Карабаха

Мы до Карабаха поехали автостопом. На “копейке” местный мужичок довез до ближайшего к города — Ехегнадзора. А здесь нам случайно повезло сесть в машину с “военными рубашками”. Двое мужчин имели по паре-тройке звезд на погонах, но для нас это не имело никакого значения, ведь изначально до Нагорного Карабаха мы не собирались. Я думала сначала съездить до городка Джермук, а напоследок уже заглянуть в Карабах. Поэтому мы сказали армянам, что едем до поворота на Джермук.

Однако, армяне оказались очень приятными в общении, постоянно шутили и даже заподозрили в нас шпионов, так как мы легко без карты в руках ориентировались в названиях и дорогах Армении, включая вопросы про Нагорный Карабах. В процессе такого диалога вдруг выяснилось, что военные именно туда и едут. Обычно мы быстро меняли планы, если попадался удачный попутный транспорт. Но до Карабаха реально было не близко и наглеть не хотелось.

Самого юморного звали Камо и он сидел за рулем, а второго чуть поменьше чином – Армен. Ребята ехали прямиком до Мардакерта (Мартакерта). Если вы не совсем ориентируетесь, то это один из последних и дальних населенных пунктов перед границей с Азербайджаном, точнее последний безопасный населенный пункт.

Когда мы доехали до поворота на Джермук, забрали рюкзаки из багажника, Камо вдруг предложил ехать с ними до конца. Очень сложно было отказаться от такого предложения, военные нам понравились, да и мы вызывали у них интерес. Мы согласились и снова сели в машину, подождет. Ехать предстояло еще более 200 км.

Была в этих мужиках, прошедших все круги ада военного конфликта с Азербайджаном, какая-то “хитринка”, еле уловимое ощущение, непонятное мне. И вместе с тем они настолько были обаятельны, добры, душевны по-армянски, что первое ощущение как-то само собой гасилось на фоне остальных.

Воротанский перевал (Зангер)

Всю дорогу они как-будто никуда не торопились, достаточно было вскользь заинтересоваться чем-либо за окном, чтобы машина тут же остановилась, и армяне пошли вместе с нами осматривать достопримечательности и фотографироваться. К примеру, первую остановку мы сделали на перевале Воротан (Зангер) , лежащем на высоте — 2344 м над уровнем моря. Он, как и большинство высокогорных перевалов Армении, служит рубежом различных природных границ.

Камо еще в машине предупредил, что будет холодно и сильный ветер. Меня это не пугало, пойду залезу на одну из половинок этих ворот.

Многие думают, что это один определенный маршрут, на самом же деле существовало много маршрутов, пересекавших разные страны и соединявших Восточную Азию с Европой, так один из них проходил и через Армению.

Горис

В городе Горисе мы остановились пообедать в кафе, а заодно встретить и забрать еще одного военного – майора. Армяне угостили нас кебабом, шашлыком, а за соседним столом на нас покашивались иранцы, празднующие вольное пребывание в чужой стране. После обеда в машине было уже пятеро человек. Кстати, Горис — довольно интересное место, я вам советую сюда съездить отдельно.

Начало территории Нагорного-Карабаха

Наконец, мы стали подъезжать к территории Нагорного Карабаха , первым указателем чего были вот такие строения 2005 года постройки.

Поочередно мы залезли на самую верхушку “треугольника”, только ветер холодный и сильный в лицо.

А за строениями находится армянский хачкар.

Уже здесь виды зеленых в вечернем закате гор были просто потрясающими. А пустынная безлюдная дорога добавляла какой-то таинственности общему впечатлению.

Оставался последний короткий отрезок до границы.

Граница Нагорного-Карабаха

На самом деле границ со стороны Армении две (граница с Азербайджаном, естественно, закрыта, ибо война).

Первая — это та, где мы сейчас стояли, то есть трасса Горис — Шуши. По мнению карабахского МИДа — это единственно правильная и официальная для пересечения граница.

Вторая — находится на севере через Зодский перевал. Мы там не ездили (хотя была такая мысль), кто-то говорит, что пункта пропуска там нет, постовой нам сообщил, что есть. В любом случае пересекать границу с НКР с севера не рекомендуется. Потому как, если пропускного пункта там нет, то по закону это будет нарушением со всеми вытекающими, по факту многие путешественники проходили свободно либо с кратким задержанием и допросом со стороны военных.

Правильное прохождение границы Армения-Нагорный карабах

На въезде. Доезжаете до поста по трассе Горис — Шуши, останавливаетесь, все пассажиры транспортного средства предъявляют документы. Для русских виза не требуется, но необходимо по прибытию в Степанакерт сразу же сделать регистрацию в МИД НКР (об этом ниже).

На выезде. Также останавливаетесь у поста, все пассажиры транспортного средства предъявляют документы и регистрацию, уезжаете.

Неправильное прохождение границы Нагорного-Карабаха (личный опыт)

На въезде. Признаться, я не знаю, чем мы так приглянулись военным, что они решили нам помочь. Жаль что вместо помощи получилась “медвежья услуга”. Благодаря своему чину, Камо никогда не заморачивался вопросом проезда через границу, и к сожалению, не знал, что русским пребывание на территории Карабаха бесплатно (в отличие от жителей других стран). Армянин решил, что нам, как и прочим иностранцам нужно платить, поэтому когда машина встала у приграничного пункта, а мы собрались было уже вылезать для предъявления документов, он сказал, чтобы мы сидели в машине и не вылезали. Естественно, мы возмутились, что могут возникнуть проблемы, но тот на ходу кинул, что сам все решит. Не знаю, почему, но мы ему доверились на тот момент.

Через 5 мин. Камо вернулся и мы поехали дальше. На мой вопросительный взгляд, он спокойно заявил, что с ним нам не о чем беспокоиться, он обо всем договорился. Я не унималась и спросила, как же нам теперь возвращаться, на что получила ответ: “я сам лично отвезу вас обратно”. Почему-то я ему не поверила, с учетом того, что в Карабахе мы не планировали находиться долго, может пару дней всего, а полковник ехал в командировку дней на 10. Но дергаться было поздно, очень хотелось верить в то, что слово военного – сила.

На выезде. Обратно из Карабаха, конечно же военные нас не повезли, но на всякий случай оставили один из телефонных номеров, вдруг какие проблемы… Пока ехали до границы все обдумывали, как бы так выкрутиться, чтобы и нам плохо не было и военных не подставлять. Все-таки они хотели как лучше, я это только сейчас поняла, просто он не был в курсе деталей с регистрацией для русских. И как всегда, когда в уме представляешь, как будешь отвечать на возможные вопросы, по факту получается совсем не так. По крайней мере говорить, что мы прошли через другой пограничный пункт было глупо, потому что вранье могло привести к еще худшим результатам.

Как мы не надеялись, а проскочить без предъявления регистрации у не вышло. Пограничник долго не мог понять, как мы проскользнули незамеченными мимо поста. Мы ответили, что проехали вместе с военными, на что посыпались новые вопросы, что за военные и как так получилось. Пришлось воспользоваться тем самым звонком, в трубке сказали ждать звонка. Я чувствовала себя глупо за то, что мы сразу не настояли предъявлении документов. Возможно, из-за нас доверять военным уже не будут.

Через 20 мин. пограничник сообщил, чтобы мы ехали обратно в Степанакерт за регистрацией в Министерство иностранных дел (МИД). Ну да, время сумерки уже, там наверняка закрыто, а у нас только палатка за спиной. Мой спутник, побродив возле поста, заметил за рекой зеленую лужайку, где можно поставить палатку. Естественно, мы спросили разрешения у постового. Тот посмотрел на нас как на идиотов, но и сам понимал, что не с ним же в будке мы будем всю ночь сидеть. Отпустил, и обещал, что завтра утром отправит нас в столицу на попутке.

Мы ушли за реку, я и не думала, что тут еще жилые дома стоят. Раз уж мы тут застряли, мой спутник пошел попросить у пограничников горячей воды для чая. Пока его не было, нашу палатку заметила местная женщина, я наткнулась на нее взглядом и успокоила, что мы не воры, а по стечению обстоятельств будем спать тут 1 ночь. Вместо ответа женщина пригласила нас обоих на чай и кофе. Когда Андрей вернулся с пакетом булочек, печенья и колбасой, мы решили таки заглянуть на чай к женщине по имени Лида.

У Лиды был настолько маленький домик, больше напоминающий сарай, что она постеснялась нас пригласить внутрь, тем более печка, на которой разогревался чайник стояла прямо на улице, два кресла тут же. За кривым забором женщины жил ее брат и племянники в большом хорошем доме, кстати в тот момент они как раз ковырялись в машине во дворе. А вот Лиду, похоже, не сильно жаловали, раз оставили в одиночестве в таком хилом жилье. Правда, чуть позже я поняла, что она чуть-чуть не нормальная, но разговаривать вполне можно было, добрая тетка. Пока мы пили чай, нас с фонарем искал постовой.

— Ну куда вы исчезли?! – услышала я уже по-свойски знакомый голос.
— Сидим, чай пьем с Лидой, — спокойно ответили мы.
— А я тут бегай по деревне, ищи вас с собаками. Заглянул в палатку – никого, думал, сбежали что ли, но тогда зачем вещи оставили, пошел искать.

Пограничник присел тут же и тоже попросил чаю. Оказывается он вспомнил тех самых военных, с которыми мы проезжали границу, он сам был тогда на дежурстве. Оказывается Камо им сказал, будто в машине кроме майоров никого нет, а слово полковника всегда в цене, ему и поверили. Мы попросили, чтобы постовой не сильно “злился” на военных, они хотели как лучше. Тут же спросили о других пограничных пунктах как бы невзначай, на что получили ответ, что сейчас везде стоят пограничники и без регистрации выезд невозможен.

Молодой армянин не только за этим пришел, он еще не до конца нам доверял и хотел узнать подробности, кто мы, откуда, зачем в Карабахе были. Так полночи и проболтали у Лиды во дворе с пограничником и чашечкой горячего чая.

Регистрация МИД Нагорного Карабаха

Рано утром нас практически на первой же машине отправили в Степанакерт до МИД КНР. За рулем сидел армянин пожилых лет, за время пути мы с ним так “подружились”, что он дал адрес в Ереване и телефон, если будем проездом, звал в гости.

МИД находится в центре Степанакерта, адрес: ул. Азатамартикнери-28. Как я уже упоминала выше, регистрация для русских бесплатна, а для иностранцев стоит 3000 драм (245 руб.) на 21 день. И делается практически за 5 минут. Заполняется анкета по образцу о том, какие города мы хотим посетить в Карабахе, и сколько собираемся дней провести, а потом отдается сотруднику МИДа. Взамен получаем некое подобие квитанции для пограничников, вот и все, мы свободны.

Кстати, а если вы не знаете, какие достопримечательности можно посмотреть в Карабахе, то прямо здесь висит стенд с картинками и указанием различных крепостей, церквей, монастырей и так далее.

А какие достопримечательности и города посмотрели мы, я расскажу в . До новых встреч!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама