THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


Родился я в 1892 году в Москве, в Гранатном переулке, в семье жедезнодорожного статистика. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем.

Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно, из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте. После Москвы он служил в Пскове, в Вильно и, наконец, более или менее прочно осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге.

Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась "твердых взглядов", сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей.

Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них "что-нибудь путное".

Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник.

Учился я в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых "гуманитарных наук" - русской словесности, истории и психологии. Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков.

Лучшим временем - порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей - была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополе и розовых свечах старых каштанов.

В такие весны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. И я писал их без всякого удержу, по два- три стихотворения в день.

В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. О рабочих, о пролетариате говорили редко.

В то время при слове "пролетариат" я представлял себе огромные и дымные заводы - Путиловский, Обуховский и Ижорский, - как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах.

Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством. В последнем классе гимназии я написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале "Огни". Это было, насколько я помню, в 1911 году.

С тех пор решение стать писателем завладело мной так крепко, что я начал подчинять свою жизнь этой единственной цели. В 1912 году я окончил гимназию, два года пробыл в Киевском университете и работал и зиму и лето все тем же репетитором, вернее, домашним учителем.

К тому времени я уже довольно много поездил по стране (у отца были бесплатные железнодорожные билеты). В 1914 году я перевелся в Московский университет и переехал в Москву. Началась первая мировая война. Меня как младшего сына в семье в армию по тогдашним законам не взяли.

Шла война, и невозможно было сидеть на скучноватых университетских лекциях. Я томился в унылой московской квартире и рвался наружу, в гущу жизни, о которой так мало знал.

Я пристрастился в то время к московским трактирам. Там за пять копеек можно было заказать "пару чая" и седеть весь день в людском гомоне, звоне чашек и бряцающем грохоте "машины" - оркестриона.

Трактиры были народными сборищами. Кого только я там не встречал! Извозчиков, Юродивых, крестьян, рабочих, толстовцев, молочниц, цыган, белошвеек, ремесленников, студентов, проституток и бородатых солдат - "ополченцев". Тогда у меня уже созрело решение оставить на время писание туманных своих рассказов и "уйти в жизнь".

Я воспользовался первой же возможностью вырваться из скудного своего домашнего обихода и поступил вожатым на московский трамвай.

Поздней осенью 1914 года в Москве начали формировать несколько тыловых санитарных поездов. Я ушел с трамвая и поступил санитаром на один из этих поездов.

Мы брали раненых в Москве и развозили их по глубоким тыловым городам. Тогда я впервые узнал и всем сердцем и навсегда полюбил среднюю полосу России с ее низким и, как тогда мне казалось, сиротливыми, но милыми небесами, с молочным дымком деревень, ленивым колокольным звоном, поземками и скрипом розвальней, мелколесьем и унавоженными городами - Ярославлем, Нижним Новгородом, Арзамасом, Тамбовом, Симбирском и Самарой.

Во время работы на санитарном поезде я слышал от раненых множество замечательных рассказов и разговоров по всяческим поводам. В 1915 году всю нашу студенческую команду перевели с тылового поезда на полевой. Теперь мы брали раненых вблизи места боев, в Польше и Галиции, и отвозили их в Гомель и Киев.

Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии.

В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два моих брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры.

Я вернулся к матери, но долго не смог высидеть в Москве и снова начал свою скитальческую жизнь. Февральская революция застала меня в глухом городке Ефремове бывшей Тульской губернии. Я тотчас уехал в Москву, где уже шли шумные митинги на всех перекрестках, но главным образом около памятников Пушкину и Сковелеву.

Я начал работать репортером в газетах, не спал и не ел, носился по митингам и впервые познакомился с двумя писателями - другом Чехова Гиляровским, и начинающим писателем - волгарем Яковлевым.

После Октябрьской революции и переезда Советского правительства в Москву я часто бывал на заседаниях ЦИКа, несколько раз слышал Ленина, был свидетелем всех событий в Москве в то небывалое, молодое и бурное время. Потом опять скитания по югу страны, снова Киев, служба в Красной Армии в караульном полку, бои со всякими отпетыми атаманами.

Из Киева я уехал в Одессу, начал работать там в газете "Моряк" - пожалуй, самой оригинальной из всех тогдашних советских газет. Она печаталась на обороте разноцветных листов от чайных бандеролей.

В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников "Моряка" были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич.

В Одессе я жил у самого моря, и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром.

Вскоре мною снова овладела "муза дальних странствий". Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву.

Несколько лет я работал в Москве редактором РОСТа и уже начал время от времени печататься. Первой моей книгой был сборник рассказов "Встречные корабли". Почти каждая моя книга - это поездка. Или, вернее, каждая поездка - это книга.

После поездки в Поти я написал "Колхиду" , после изучения берегов Черноморья - "Черное море" , после жизни в Карелии и в Петрозаводске - "Судьбу Шарля Лонсевиля" и "Озерный фронт". Во время Великой Отечественной войны я был военным корреспондентом на Южном фронте и тоже изъездил множество мест.

У каждого писателя своя манера жить и писать. Что касается меня, то для плодотворной работы мне нужно две вещи: поездки по стране и сосредоточенность.

В послевоенные годы я много ездил по Западу, - был в Польше, Чехословакии, Болгарии, Турции, Италии - жил на острове Капри, в Турине, Риме, в Париже и на юге Франции - в Авиньоне и Арле.

Был в Англии, Бельгии - в Брюсселе и Остенде, - Голландии, Швеции и мимоходом еще в других странах.

Константин Георгиевич Паустовский. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве - умер 14 июля 1968 года в Москве. Русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.

Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, имевшей украинско-польско-турецкие корни и проживавшей в Гранатном переулке Москвы. Был крещён в церкви святого Георгия на Всполье.

Родословная писателя по линии отца связана с именем гетмана П. К. Сагайдачного. Дед писателя был казаком, имел опыт чумака, перевозившего с товарищами товары из Крыма в глубь украинской территории, и познакомил юного Костю с украинским фольклором, чумацкими, казацкими песнями и историями, из которых наиболее запомнилась тронувшая его романтическая и трагическая история бывшего сельского кузнеца, а затем слепого лирника Остапа, потерявшего зрение от удара жестокого дворянина, соперника, вставшего на пути его любви к прекрасной благородной даме, которая затем умерла, не вынеся разлуки с Остапом и его мучений.

До того, как стать чумаком, дед писателя по отцу служил в армии при Николае I, попал в во время одной из русско-турецких войн в турецкий плен и привез оттуда суровую жену-турчанку Фатьму, принявшую в России крещение с именем Гонораты, так что у отца писателя украино-казацкая кровь смешана с турецкой. Отец изображается в повести «Далекие годы» не очень практичным человеком свободолюбивого революционно-романтического склада и атеистом, что раздражало его тещу, другую бабушку будущего писателя.

Бабушка писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкассах, была полькой, ревностной католичкой, бравшей внука-дошкольника при неодобрении его отца на поклонение католическим святыням в тогда российской части Польши, и впечатления от их посещения и встреченных там людей также глубоко запали в душу писателя.

Бабушка всегда носила траур после разгрома польского восстания 1863 г., так как сочувствовала идее свободы Польши. После поражения поляков от правительственных войск Российской империи активные сторонники польского освобождения испытывали неприязнь к угнетателям, и на католическом богомолье мальчик, предупреждённый бабушкой об этом, боялся говорить по-русски, тогда как польским владел лишь в минимальной степени. Испугала мальчика и религиозная исступленность других католических паломников, и он один не выполнил требуемых обрядов, что бабушка объяснила дурным влиянием его отца, безбожника.

Польская бабушка изображается строгой, но доброй и внимательной. Её муж, второй дед писателя, был человеком неразговорчивым, жившим в своей комнате в мезонине уединенно и общение с ним было у внуков не отмечено автором повести в качестве значительно повлиявшего на него фактора в отличие от общения с двумя другими членами той семьи - юной, красивой, веселой, порывистой и музыкально одаренной тетей Надей, рано умершей, и её старшим братом искателем приключений дядей Юзей - Иосифом Григорьевичем. Этот дядя получил военное образование и, имея характер неутомимого путешественника, не отчаивавшегося неудачливого предпринимателя, непоседы и авантюриста, надолго пропадал из родительского дома и неожиданно возвращался в него из самых дальних уголков Российской империи и остального мира, например, со строительства Китайско-Восточной железной дороги или поучаствовав в Южной Африке в англо-бурской войне на стороне малочисленных буров, стойко противостоявших завоевателям-англичанам, как полагала тогда либерально настроенная российская общественность, сочувствовавшая этим потомкам голландских переселенцев.

В свой последний приезд в Киев, пришедшийся на время произошедшего там вооружённого восстания в ходе Первой русской революции 1905-07гг., он неожиданно ввязался в события, наладив неудачную до того стрельбу восставших артиллеристов по правительственным зданиям и после поражения восстания вынужден был эмигрировать до конца жизни в страны Дальнего Востока. Все эти люди и события оказали влияние на личность и творчество писателя.

В родительской семье писателя было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина. В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию .

После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.

Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс.

Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах.

Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, где проучился два года .

В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе.

С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.

Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии.

После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море.

После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917-1919 гг., связанных с Октябрьской революцией.

Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве в декабре 1918 года он был призван в гетманскую армию, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию - в караульный полк, набранный из бывших махновцев.

Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк был расформирован.

Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк» . В этот период Паустовский подружился с И. Ильфом, И. Бабелем (о котором позже оставил подробные воспоминания), Багрицким, Л. Славиным.

Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии.

В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках.

В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки : «Разговор о рыбе» (№ 6), «Погоня за растениями» (№ 7), «Зона голубого огня» (№ 12).

С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах.

В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз». Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме». Повесть «Кара-Бугаз» была дописана в Ливнах летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой - после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем.

В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Петрозаводского завода (тема была подсказана ). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».

По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» № 4 за 1932 год. В 1937 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию.

Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении советских писателей» от 31 января 1939 года К. Г. Паустовский был награждён Орденом Трудового Красного Знамени («За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы»).

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. В письме Рувиму Фраерману от 9 октября 1941 года он писал: «Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырёх дней, на линии огня...».

В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАССа. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов.

Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова, эвакуированный в Барнаул. В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы».

Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времен оттепели «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961).

Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф, Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис Балтер, Иван Пантелеев.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году.

В 1965 году некоторое время жил на о. Капри. В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы , которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову.

К. Г. Паустовский был в числе любимых писателей .

В 1966 году Константин Паустовский подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина. Литературным секретарём у него в этот период (1965-1968 годы) был журналист Валерий Дружбинский.

Долгое время Константин Паустовский болел астмой, перенёс несколько инфарктов. Умер 14 июля 1968 года в Москве. По завещанию похоронен на местном кладбище Тарусы, звание «Почётного гражданина» которой ему было присвоено 30 мая 1967 года.

Личная жизнь и семья Паустовского:

Отец, Георгий Максимович Паустовский, был железнодорожным статистиком, происходил из запорожских казаков. Умер и похоронен в 1912 году в с. Городище около Белой Церкви.

Мать, Мария Григорьевна, урождённая Высочанская (1858 - 20 июня 1934 г.) - похоронена на Байковом кладбище в Киеве.

Сестра, Паустовская Галина Георгиевна (1886 - 8 января 1936 г.) - похоронена на Байковом кладбище в Киеве (рядом с матерью).

Братья К. Г. Паустовского были убиты в один день 1915 года на фронтах Первой мировой войны: Борис Георгиевич Паустовский (1888-1915) - поручик сапёрного батальона, убит на Галицийском фронте; Вадим Георгиевич Паустовский (1890-1915) - прапорщик Навагинского пехотного полка, убит в бою на Рижском направлении.

Дедушка (со стороны отца), Максим Григорьевич Паустовский - бывший солдат, участник русско-турецкой войны, однодворец; бабушка, Гонората Викентьевна - турчанка (Фатьма), крещёная в православие. Дед Паустовского привез её из Казанлыка, где был в плену.

Дедушка (со стороны матери), Григорий Моисеевич Высочанский (ум. 1901 г.), нотариус в Черкассах; бабушка Викентия (Wincentia) Ивановна (ум. 1914 г.) - польская шляхтянка.

Первая жена - Екатерина Степановна Загорская (2. 10. 1889-1969). По материнской линии Екатерина Загорская родственница знаменитого археолога Василия Алексеевича Городцова, открывателя уникальных древностей Старой Рязани.

Со своей будущей женой Паустовский встретился, отправившись санитаром на фронт (Первая мировая война), где Екатерина Загорская была медсестрой.

Паустовский и Загорская венчались летом 1916 года, в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области). Именно в этой церкви служил священником её отец. В августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим (02. 08. 1925 - 10. 04. 2000). До конца жизни Вадим Паустовский собирал письма родителей, документы, многое передал в Музей-Центр Паустовского в Москве.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот «связался с полькой» (имелась в виду вторая жена Паустовского). Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода.

Вторая жена - Валерия Владимировна Валишевская-Навашина.

Валерия Валишевская (Waleria Waliszewska) - сестра известного в 20-е годы польского художника Зигмунта (Сигизмунда) Валишевского (Zygmunt Waliszewski). Валерия становится вдохновительницей многих произведений - например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь Валишевская явилась прообразом Марии).

Третья жена - Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова (1903-1978).

Татьяна была актрисой театра им. Мейерхольда. Они встретились, когда Татьяна Евтеева была женой модного драматурга Алексея Арбузова (ей посвящена арбузовская пьеса «Таня»). Вышла замуж за К. Г. Паустовского в 1950.

Алексей Константинович (1950-1976), сын от третьей жены Татьяны, родился в селе Солотча Рязанской области. Умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков. Драматичность ситуации в том, что он не один покончил с собой или отравился - вместе с ним была девушка. Но её доктора реанимировали, а его не спасли.


Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Паустовского Константина Георгиевича

Константин Георгиевич Паустовский родился 19(31).05.1892 в Москве. Его отец в это время служил в конторе специалистом по железнодорожной статистике, ему приходилось много ездить по стране. Он вообще имел страсть к путешествиям. Отец исколесил всю Россию и все страны Европы. Дальние предки Кости были из запорожских казаков. Бабушка писателя со стороны матери была турчанкой.

Ранние годы

Родители Константина развелись, поэтому подростку приходилось зарабатывать на жизнь самому. Будучи гимназистом, Паустовский пробовал писать, напечатал первый рассказ. Он решил приобрести больше жизненного опыта, чтобы всё знать и всё прочувствовать самому. После окончания гимназии Константин поступил в Киеве на философский факультет местного университета. Через некоторое время он перевёлся на тот же факультет, но уже в университет в Москве. Когда началась война – Первая мировая, Паустовского в армию не взяли, так как по закону тогда не брали младших сыновей. Поэтому Константин поступил работать – сначала трамвайным вожатым, затем начал трудиться санитаром, правда, в тылу. Позднее молодой человек стал ездить по стране, скитался по городам и менял работы. За короткое время он побывал в Брянске, где потрудился рабочим на заводе, потом работал в Таганроге, часто рыбачил летом на Азовском море с артелью местных рыбаков.

Послереволюционные годы

Сразу после Февральской революции Константин Паустовский вновь оказался в Москве и был свидетелем абсолютно всех московских революционных событий. Он работал простым репортёром в столичных газетах, а в свободное время писал свою первую повесть. Работая в газетах, Константин много ездил по России и провинциям бывшей Российской Империи. Он переехал в Киев и воевал в рядах Красной Армии, бесстрашно сражаясь с местными атаманами. Затем будущий писатель уехал в Одессу, там он поступил опять на работу в газету. В дружной и довольно многочисленной среде одесских писателей он познакомился с Валентином Петровичем Катаевым, Эдуардом Георгиевичем Багрицким, Исааком Эммануиловичем Бабелем и другими знаменитостями. В Одессе он не остался, уехал опять скитаться и приобретать новый опыт жизни. Прежде, чем снова оказаться в столице России, он побывал в крупных городах юга, работал в Ереване, Тбилиси и Сухуми.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Начало профессионального писательства

В 30-х годах Константин Паустовский напечатал в одном из московских издательств свою первую повесть, которая называлась «Романтики». В столице, работая редактором в РОСТА, он опубликовал сборник собственных рассказов, затем повесть под названием «Кара-Бугаз». В поездках по стране он узнавал новое и писал обо всем, что видел. Издав несколько книг, Паустовский решил посвятить дальнейшую судьбу литературному творчеству, оставил службу репортёра. Ездить по стране Константин Георгиевич не перестал, он сделал для себя открытие исконной заповедной России, в особенности Мещеры.

О Мещерском крае было им написано много рассказов. В конце 30-х годов писатель стал публиковать послемещерский цикл коротких лирических рассказов. В них писатель показывал простых людей с отстранением от повседневности и профессиональной работы, внося некоторый сентиментальный оттенок в бытовые истории. Это были рассказы о красоте и невыразимой прелести, присутствующих в каждом мгновении человеческой жизни.

Идеи творчества

Свои убеждения о писательских задачах Константин Георгиевич Паустовский изложил в философском трактате под названием «Золотая роза». Паустовский читал в литературном институте лекции студентам о мастерстве словотворчества. При этом писатель возвращался постоянно к своим выстраданным идеям в собственных произведениях. Это были идеи о вольности творчества, о невозможности привязки к канонам и законам для писателей.

Годы Отечественной войны

Во время войны Константин Георгиевич Паустовский работал в качестве военного корреспондента в нескольких армейских газетах, он много писал заметок и коротких очерков. В это время он работал над большим романом «Дым отечества». В центре романа – блокадный Ленинград. Роман был утерян, однако найден впоследствии и уже через двадцать лет опубликован.

«Повесть о жизни»

Константин Георгиевич Паустовский после войны впервые попал за границу, начав путешествовать как турист. В юности писатель уже неоднократно побывал во всех этих зарубежных странах в своём воображении. Паустовский увидел многое, написал обо всем увиденном и проникся идеей родства всех стран планеты Земля. Основное внимание он уделил напряжённой работе над серией книг, объединённых общим названием «Повесть о жизни». В пяти книгах этой серии он отразил текущую советскую действительность, работа была окончена в 1963 году. Начало повести – годы гражданской войны. В этом большом и сложном автобиографическом эпосе отразился весь лиризм, свойственный творчеству писателя, при этом он остался верен своей постоянной манере изложения и своим идеям. Строгая, принципиальная историчность была расцвечена в автобиографической серии книг лирическими и достаточно живописными подробностями. Однако как раз в историческом изображении были допущены многие неточности. Это были описания мест, где писатель не был свидетелем произошедших событий, но которые он желал изобразить как важные вехи истории. Именно в этих местах он оказался слабее как писатель, отступил от своей обычной автобиографичности. Однако эта мемуарная проза Константина Георгиевича была самой значительной, показала прошедшую эпоху в самом широком охвате. В работе над этими повестями прошли последние годы жизни Паустовского, которые он провёл в Тарусе.

Личная жизнь

Константин Георгиевич трижды был женат. Первой его супругой была Загорская Екатерина Степановна, дочь священника и учительницы. Константин и Екатерина встретились на фронте. Прекрасная история любви: он – молодой и бравый борец за мир во всем мире, смелый санитар, она – заботливая и милая медсестра… Влюбленные обвенчались летом 1916 года. В 1925 году у них родился сын Вадим.

В 1936 году супруги развелись. Причиной этому послужила новая влюбленность Паустовского – несравненная Валерия Владимировна Валишевская-Навашина, сестра знаменитого польского художника, которая чуть позже стала второй женой писателя.

Однако и Валерия не смогла раз и навсегда завоевать сердце Паустовского. В конце 1940-х годов Константин Георгиевич влюбился в третий раз. Его избранницей стала Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, театральная актриса. Татьяна Алексеевна подарила Паустовскому сына Алексея (1950 г.р.). К сожалению, юноша скончался в возрасте 26 лет от наркотической передозировки. А спустя два года отошла в мир иной и сама Татьяна…

Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».

Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

Творчество писателя

После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером.
Если рассматривать краткую биографию Паустовского, в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.

Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься.

Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году.

Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Она была хорошо принята критиками, и они сразу выделили Паустовского среди прочих советских писателей.

Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.

Последние годы и смерть

С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. В 1956, а также в 1961 годах вышли сборники с демократическим содержанием, («Литературная Москва», «Тарусские страницы»), в которых также были напечатаны произведения Паустовского. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил.

Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Небольшой тест по биографии Константина Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в городе Москве, в Гранатном переулке, в семье железнодорожного служащего. Отец Константина, Георгий Максимович — потомок запорожских казаков, мать, Мария Григорьевна — дочь служащего сахарного завода.

Дед Константина Паустовского – бывший николаевский солдат, и бабка-турчанка жили недалеко от старинного города Белая Церковь, что на берегу реки Рось. Именно там осели запорожские казаки после поражения Сечи. В жилах Константина текла кровь Востока, польская кровь, запорожская. Своими корнями Константин Георгиевич гордился.

Профессия отца – железнодорожный статист – совсем не творческая, требующая взвешенного взгляда на жизнь. В душе отец был неисправимым романтиком, мечтателем. Мать, Мария Григорьевна, нрава была крутого и сурового, особенно, что касалось воспитания детей.

Семья, как писал впоследствии Константин Георгиевич, была не малой, и все с разносторонними интересами. Члены семьи тяготели к занятиям искусством; много спорили на разные жизненные темы, беззаветно любили театр, пробовали себя на певческой стезе, увлекались игрой на рояле. Среди родственников Паустовского были люди, наделённые поэтическим даром, с богатым воображением, с развитым чувством прекрасного.

О детских годах Константин Георгиевич вспоминал с нежностью. Он писал о том, что смотрел на мир светлыми и чистыми глазами, его радовало яркое солнце, и удивительный запах травы, он думал о загадочной земле, которую нужно беречь и охранять.

Характер отца Константина Паустовского был противоречив. Долго находиться на одном месте он не любил; после Москвы пытался осесть в Вильно, Пскове, но задержался в славном городе Киеве.

1-й киевская классическая гимназия – учебное заведение, в котором Константин Георгиевич начал освоение наук. О детских и юношеских годах, прошедших на Украине и в Москве, Паустовский вспоминал в дальнейшем в книгах «Романтики», «Далёкие годы».

Характер будущего писателя не был боевым. Мальчик был застенчив и деликатен. Но это продолжалось до тех пор, пока ему не попадалось на глаза перо. С этим предметом молодой человек был на «ты». Откликнуться на смелую шутку, подобрать острое словцо – тут равных Константину не было.

В детстве будущего писателя привлекало всё неожиданное, «ветерок чего-то необычайного» всегда шумел где-то рядом. Желание чего-то выдумать и даже поверить в это сидело в нём крепко.

Когда мальчик учился в шестом классе, семья распалась. С этого момента будущий писатель вынужден был сам отыскивать средства на жизнь и учёбу. Константин начал заниматься репетиторством. Впоследствии он написал, что рано остался наедине с собой, начал работать, зарабатывать деньги на существование.

Первые рифмованные строки у Паустовского появились в последних классах гимназии. Стихов становилось всё больше, они были загадочно туманны, и не удовлетворяли юношу. Первый рассказ Константина Паустовского увидел свет в киевском литературном журнале «Огни», это было в последнем классе гимназии, в 1911 году. Рассказ вышел под псевдонимом К.Балагин. В дальнейшем писатель подписывался истинным именем.

Подбор материала: Ирис Ревю



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама