THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

К азанский кафедральный собор — один из главных и красивейших храмов С-Петербурга.
Собор Казанской иконы Божией Матери находится на Невском проспекте рядом с метро, в сердце туристических маршрутов и практически все посещающие Петербург туристы обязательно его видят. Давно хотел написать о нем подробный пост...

Павел I очень хотел построить нечто Великое, что затмило бы храмы в Риме. Собор построен в стиле ампир в 1801—1811 годах русским архитектором А. Н. Воронихиным.


Художник Алексеев Ф.Я. Вид Казанского собора в С-Петербурге.

Собор посвящен Казанской Божией Матери. Эта петербургская святыня, принадлежавшая царице Прасковии Федоровне, является списком со знаменитой иконы, чудесным образом явленной в 1579 году в Казани девятилетней девочке Матрене Онучиной и через 33 года вдохновившей русских на борьбу с польскими захватчиками.

Петербургская икона была привезена в столицу Петром I и помещена в скромной церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте с деревянным куполом и колокольней над входом. Церковь была чем-то похожа на храм в Перопавловской крепости. На месте этой церкви и был сооружен Казанский собор.

Раньше перед собором стоял обелиск (вид был поход на ). Временный деревянный обелиск был поставлен к торжеству освящения собора 15 сентября 1811 года. Сделать его из камня не успевали, как и чугунную ограду. Обелиск простоял 15 лет и затем его убрали.

У храма лежала еще и колонна с собора. Она была запасной и изначально планировали использовать ее как обелиск. Но увы, не сложилось. Воронихин поставил на колонне золотой шар сделал из нее памятник к празднованию 50-лети Академии Художеств. Ныне колонна стоит на постаменте в академическом саде на Васильевском острове.

Церковь была открыта 6 (17) сентября 1733 года. Ее изображение слева, (автор мне не известен).

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Павел I венчался в этой церкви и когда она обветшала задумал возвести красивый храм достойный Невского проспекта.

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н.
Воронихиным.

Удивительно, но именно этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Сорокалетний талантливый Воронихин к тому времени не успел еще построить сколько-нибудь значительных зданий. Архитектуре и живописи он учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, занимался самообразованием, а получив вольную, побывал за рубежом. Он стал «домашним» зодчим Строганова.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме.

Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту.

В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом А. С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира.

На эту просьбу Павел I ответил отказом: "В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся". На мой взгляд верное решение. Колокольня собору не нужна.

Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора. И время показало, что это было правильное решение.

Для облицовки кирпичных стен использовали пудостский камень, добываемый близ Гатчины. Кроме того, здесь широко применены мрамор, известняк, гранит для 56 монолитных колонн в интерьерах. Воронихин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров.

Собор часто появлялся на открытках. Он любимец художников и фотографов.

Высота собора - 71,5 метра. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.

Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией знаменитых «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.
Пост про оригинал)))

Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Скульптуры перед входом в собор.

В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Не все статуи были установлены из-за нехватки средств. К сожалению, почти не сохранился скульптурный декор интерьеров, замененный позднее росписями.

После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов (вернее некоторые части его тела) и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского.

Петербургская икона Казанской Божией Матери была сразу признана чудотворной, помогающей в трудных испытаниях. Михаил Илларионович Кутузов перед отъездом в армию молился перед этим образом, и когда победа над Наполеоном была одержана, все серебро, отнятое казаками у французов, принес в дар Казанскому собору.

В годы блокады оба памятника оставили на местах и не стали закрывать. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

Барклай де Толли и Кутузов
В 12-м морозили французов
А ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!

В советское время по их поводу ходил анекдот: Барклай де Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». — на противоположной стороне в доме на углу Невского и Большой Конюшенной улицы с давних пор помещается аптека.

6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.

Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.

В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

Губернатор Петербурга того времени был человеком креативным и считал что все площади Петербурга должны иметь фонтаны. Не только красоты ради, а из политических соображений. Он считал что на площади где есть фонтан невозможны народные митинги. Фонтан будет снимать напряжение толпы. Увы... он не успел создать фонтаны на всех площадях, но перед собором фонтан появился.

Всевидящее око... масоны, сними в то время не шутили... такое же око на долларе...

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма.

Заступничество Казанской Божией Матери понадобилось нашему городу и в Великую Отечественную войну. Существует легенда, что в январе 1943 года икону Казанской Божией Матери вынесли из Князь-Владимирского собора, где она тогда хранилась, и обнесли вокруг города. 18 января блокада была прорвана.

С 1991 года Казанский собор действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

На крыше собора в советское время планировали разбить сады. К счастью этого не произошло.

Теперь сам собор, снятый два часа назад.

Вид от собора на Невский и дом Зингера.

Северный фасад. Перед ним грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров.

Одно из самых крупных культовых строений Северной столицы - величественный Казанский кафедральный собор. От центра сооружения в обе стороны раскинулись крылья - колоннады. Снаружи собор украшают барельефы, выполненные из известняка желтоватого цвета. Сооружение производит колоссальное впечатление. Внутреннее и внешнее убранство храма потрясает: 56 великолепных колонн, которые изготовлены из финского розового гранита и украшены золочеными коринфскими капителями, создают ощущение простора и величия.

Строительство собора

На протяжении двух веков являлась святыней дома Романовых. Ее впервые привез в город еще Петр I. В первой половине XVII века в Петербурге была построена церковь Пресвятой Богородицы (автор проекта - М. Г. Земцов, известный русский архитектор). Она находилась на том самом месте, где сегодня расположился великолепный собор. В конце века церковь, а также прилегающие к ней здания были снесены, в результате чего в центре города образовалась огромная площадь.

Создание проекта

Был объявлен творческий конкурс на создание проекта нового храма. Он длился около трех лет (1797-1800 гг.). Перед его участниками стояла довольно сложная задача. Павел I пожелал, чтобы новый храм напоминал знаменитый собор Святого Петра, расположенный в Риме, работы великого Микеланджело Буонарроти и других зодчих эпохи Возрождения. Собор обязательно должна была украшать колоннада, примерно такая же, как пристроенная к собору Святого Петра архитектором Джованни Бернини. Важно было вписать новое монументальное строение в уже оформленное архитектурное пространство.

В соответствии с православными канонами алтарь храма должен быть обращён на восток, а основной фасад - на запад, то есть на Мещанскую (сегодня Казанскую) улицу.

С самого начала конкурса в нем приняли участие великие архитекторы - П. Гонзага, А. Н. Воронихин, Ч. Камерон. В 1800 году для участия в конкурсе в столицу прибыл Ж. Ф. Томон.

Вначале Павел I одобрил проект Ч. Камерона. Однако, благодаря поддержке графа А. С. Строганова, который был ответственным за строительство, в ноябре 1800 года был принят проект А. Н. Воронихина. Это решение широко и довольно долго обсуждалось в обществе. Особенно жаркие дискуссии вызывало происхождение Воронихина, который был бывшим крепостным Строгановых. Вольную он получил в 1786 году.

Святыни храма

Казанский кафедральный собор имеет главную святыню - чудотворную В начале XVII века, во времена борьбы со шведскими и польскими интервентами, икона всегда сопровождала Ополчение князя Дмитрия Пожарского. Затем она хранилась в московском Теремном Казанском соборе.

Петр I в 1710 году повелел привезти в Петербург старинное повторение чудотворного образа.

Когда Воронихин строил Собор Казанской иконы, исполняя волю императора Павла I, он от предложенного прототипа использовал лишь мотив колоннады полукруглой формы, расположенной перед зданием храма. А в остальном русский архитектор создал самостоятельное строение, которое гармонично влилось в застройку Невского проспекта.

95 огромных колонн очерчивают небольшую площадь. Справа и слева колоннада завершается массивными порталами. Это сооружение имеет и особое назначение - оно прикрывает главное тело храма.

Полностью проект здания осуществлен не был. Когда уже заканчивали возводить Казанский собор, предложил построить дополнительную колоннаду, которая должна была находиться с южной стороны здания. Она должна была повторить северный аналог. Однако его предложение было отвергнуто.

Описание храма

Со стороны Казанской улицы было решено сделать центральный вход в Казанский собор. Санкт-Петербург получил совершенно уникальное строение, которым по праву гордятся петербуржцы, и с интересом осматривают многочисленные гости города.

В плане собор напоминает форму латинского креста, над его серединой высится огромный купол. Наружные колонны, антаблемент, капители, облицовка и барельефы изготовлены из пудостского камня. Это довольно мягкий известняк, имеющий желтоватый оттенок. Его добывали неподалеку от Петербурга.

Статуи и скульптурные группы украшают весь город Казанский собор в этом смысле тоже не исключение. Здесь скульптуре придается особое значение во внешнем оформлении. На аттиках порталов (над боковыми проездами), расположены барельефы. С западной стороны - работы И.П. Прокофьева, с восточной - произведение И. П. Мартоса. Над алтарем находится известный барельеф Д. Рашетта.

Северный вход украшают монументальные двери, которые являются точной копией «Райских врат» Баптистерия. Они выполнены из бронзы скульптором из Италии Лоренцо Гиберти.

По обе стороны от дверей, в специальных нишах находятся бронзовые фигуры Андрея Первозванного и Владимира Равноапостольного и Александра Невского.

Барельефы «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Бегство в Египет» находятся в северном портике.

Внутреннее убранство

Казанский отличается богатым и торжественным интерьером. В нем чувствуется русский размах и мощь. Первый уникальный иконостас создавался по рисунку А. Воронихина.

Несколько позднее (1836 г.) был сделан роскошный подарок городу. Санкт-Петербург, Казанский кафедральный собор получил новый, вычеканенный из серебра иконостас, изготовленный по проекту архитектора К.А. Тона. Он был отбит донскими казаками в 1812 году у французов.

Большую часть икон писали лучшие художники начала XIX века - О. А. Кипренский, В. Л. Боровиковский, Ф. А. Бруни, В.К. Шебуев, Г. И. Угрюмов, К. П. Брюллови многие другие.

Значение храма

В 1811 году был освящен Казанский собор. Санкт- Петербург бережно хранит память о доблестных русских воинах, которые прямо из храма, отслужив молебен, отправлялись на Отечественную войну.

Из этого собора уходил командовать русскими войсками М. И. Кутузов, здесь же его тело с почестями было погребено в 1813 году, в склепе под сводами Казанского собора. Спустя двадцать четыре года на площади перед собором был установлен памятник великому полководцу.

В Казанском соборе хранятся многочисленные трофеи Отечественной войны: знамена, поверженных войск, ключи от захваченных городов и крепостей.

Нынешнему поколению трудно себе представить, что в 1929 году был закрыт Казанский собор. Санкт Петербург (в то время Ленинград) начал активную борьбу с «религиозным дурманом». Через три года в этом историческом месте разместился Музей истории атеизма. Бесценные иконы собора были частично переданы Русскому музею.

Самая главная и наиболее почитаемая святыня храма - икона Божьей Матери - была перенесена в собор, который был расположен на Петроградской стороне. Интерьер фактически оказался разграбленным, он значительно пострадал в ходе различных реконструкций.

Собор в наши дни

В конце прошлого века Казанский собор в Питере вернули Епархии, а вместе с этим храму вернулся утраченный статус. В начале XXI века храм и все прихожане встречали чудодейственную икону Божьей Матери, которую вернули на законное место.

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

1. Современный вид на Казанский собор сверху

2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады - северную и южную, реализовали только северную

3. Панорама северного фасада Казанского собора

4.

5. Фронтон "Всевидящее око"

6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию

7.

8.

9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн

10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.

11. Барельеф "Источение воды из камня Моисеем в пустыне", И.П. Мартос

12. Борельеф "Явление Моисею в неопалимой купине", П. Сколари по модели И. Командера

13. Памятник М.И. Кутузову

14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня

15. Ряженые

16. Капитель колонны Казанского собора

17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн

18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой - крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов

19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов

20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду

21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.

22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.

23. Барельеф "Поклонение волхвов" на северном портике, Ф.Г.Гордеев

24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров

25. Капитель

26. Колонна вблизи

27. Крест на куполе

28. Соборные голуби

29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф "Медный змий" И.П. Прокофьева

30. Борельеф "Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе", П. Сколари по модели Лактмана

31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами

32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 "Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая".

2 "Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином".

3 "Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта".

4 "Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова".

5 "Благословение Исааком Иакова".

6 "Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа".

7 "Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе".

8 "Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона".

9 "Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим".

33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".

34.

35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»

36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери

38. Могила Кутузова

39.

40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга

41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов

42.

43. Штандарт

44. Штандарты наполеоновской армии

45. Ключи от Монса

46. Ключи от Нанси

47. Ключи от Любека

48. Ключи от Авена

49. Ключи от Бремена

50. Ключи от Гертруденберга

51. Царские врата

В Петербурге в эти дни с размахом отмечается 200-летие со дня освящения главного храма Санкт-Петербургской епархии - Казанского собора. Российские музеи принимают в этом самое живое участие: 23 сентября в парадных залах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств открылась выставка «Тебе в дар богатство любви к Отечеству» , которая продлится до 11 декабря.
Она раскрывает историю созданию храма, его значение в жизни Петербурга и в русском искусстве. Здесь впервые собран богатый изобразительный материал, ранее известный в основном специалистам, порой лишь по публикациям: проектные чертежи архитектора А.Н. Воронихина, редкие виды этого выдающегося памятника архитектуры, иконы из его иконостаса.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева - один из главных экспонентов этой уникальной выставки. Музей предоставил 15 проектных чертежей А.Н. Воронихина и архитекторов его мастерской, многие из них показываются впервые. В процессе подготовки выставки и ее научного каталога удалось сделать несколько атрибуций графических произведений, уточнить время их создания, сопоставить с близкими музейными предметами из других собраний.
Так, в коллекции Музея архитектуры хранятся три миниатюрных чертежа (11 х 20 см), которые прежде приписывались мастерской А.Н. Воронихина, - генеральный план и два разреза Казанского собора. Во время работы над каталогом выставки удалось установить, что их выполнил сам архитектор А.Н. Воронихин, более того, они являются подносными экземплярами, выполненными самим А.Н. Воронихиным для представления императору. Эти чертежи датируются 1800 г. и соответствуют раннему этапу проектирования собора.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Поперечный разрез. 1800 г.
Бумага, тушь, акварель. 11,3х20,1 см. Фрагмент.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-8337/3.



А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Генеральный план. 1800 г.
Бумага, тушь, цветная тушь. 20,2х11,3 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-8337/1.


Неизвестный архитектор. Проект Казанского собора. Восточный фасад. Копия с чертежа А.Н. Воронихина. 1800 г. (?)
Бумага верже (Филигрань: лев с мечом, под ним J Kool; J Kool), тушь, акварель. 47,3х69,0 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-87.

Для истории возведения Казанского собора необычайно ценны конструктивные чертежи из собрания Музея архитектуры, выполненные архитектором в 1801 г. после утверждения Павлом I проекта и строительной сметы.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Конструктивный разрез по боковому нефу. 1801 г.
Бумага верже (Филигрань: I V), тушь, акварель. 53,1х36,0 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-133.

Один чертеж относится к 1804 г. Тогда у члена комиссии по строительству Казанского собора архитектора И.Е. Старова возникли сомнения в прочности конструкций перекрытий проездов в колоннадах, и А.Н. Воронихину пришлось давать пояснения. В результате зодчий, и сам испытывающий некоторые сомнения, частично переработал конструктивную часть проекта. Один из чертежей представляет собой эскиз А.Н. Воронихина для модели, которую сделали в августе 1804 г., по рекомендации А.С. Строганова, для доказательства прочности предложенной А.Н. Воронихиным конструкции перекрытий проездов в колоннадах. Модель была выполнена в одну треть натуральной величины из тех материалов, в каких предполагалось строить проезды. В течение четырнадцати месяцев она подверглась испытанию тройной нагрузкой, и прочность конструкции была доказана.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Генеральный план. 1805 г.
Бумага верже (Филигрань: J Honig), тушь, акварель, карандаш. 46,2х31,5 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-2295.

Несколько чертежей относятся к позднему этапу проектирования, когда в 1810-1811 гг. А.Н. Воронихин предполагал соорудить с южной стороны собора вторую колоннаду, подобную северной, которая выходит на Невский проспект.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Предварительный вариант 1810 г. Южный фасад.
Бумага верже (Филигрань: А), тушь, акварель. 35,4х54,7 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-75.

Чертежи из собрания Музея архитектуры являются предварительным вариантом проекта, на выставке они соседствуют с великолепными большими чертежами из собрания Государственного Эрмитажа, на которых представлен уже окончательный, представленный на официальное утверждение вариант. Как известно, этот проект не получил осуществления.
Хочется обратить внимание еще на один чертеж, который в коллекции нашего музея долгое время считался проектом неизвестной церкви. Во время подготовки выставки удалось установить, что это - проект уникальной дарохранительницы для главного престола Казанского собора, которая сооружалась в течение пяти лет лучшими мастерами декоративно-прикладного искусства из различных редких материалов и драгоценных камней.


А.Н. Воронихин. Проект дарохранительницы для Казанского собора. Фасад. 1805 г.
Бумага, тушь, акварель. 52,4х57,3 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-137.

В 1809-1810 гг. активно шли работы по внутренней отделке здания. Музей архитектуры демонстрирует проекты императорского места и клироса Казанского собора, подписанные архитектором А.Н. Воронихиным.


А.Н. Воронихин. Проект царского места в Казанском соборе. Варианты обработки фасадов. 1809-1810 гг.
Бумага верже, тушь, карандаш. 30,9х31,4 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-79.

Чертежи по Казанскому собору в Санкт-Петербурге из собрания Музея архитектуры перед экспонированием на выставке были бережно отреставрированы сотрудниками отдела реставрации графических фондов музея, а сами работы представлены и атрибутированы хранителем архитектурной графики XVIII-XIX веков Татьяной Александровной Дудиной. Она же подготовила текст для этого поста в музейном блоге.

И последнее - увы, музей не смог представить на выставку авторскую модель собора - реставрационные работы над ней продолжаются:


Казанский Собор. 1801-1811 гг. Архитектор А.Н. Воронихин. Модель. 1803-1804 гг.
Автор: А.Н. Воронихин А.Н. (арх.). Иоганн Гербер (столярные работы), Ф.И. Яненко (живописец), Семен Яглев и Генрих Берра (скульптуры).
Дерево, бумага, гипс, роспись, позолота, тонировка. Размеры: 121,0х260,0х266,2 см (в собранном состоянии).
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер: РII-13.

Введение

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

2 Площадь у собора

3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина)

5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина)

6 Казанский мост

Глава II. Внешнее и внутреннее убранство собора

1 Внешнее убранство

2 Внутреннее убранство

Глава III. Словарь архитектурных терминов

Заключение


Введение

Икона Казанской Божией Матери, покровительницы государства Российского и дома Романовых, была привезена в Санкт-Петербург Петром І в 1710 году для освящения новой столицы Российской империи. Первоначально икону помещают в церковь Рождества Богородицы на Петроградской стороне. Но эта церковь была деревянной, постройка обветшала, и в 1727 году икону переносят в Троицкий собор близ Петропавловской крепости.

По проекту архитектора М.Г. Земцова 6 августа 1733 на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь. Работы по её постройке были закончены в 1737, и 3 июля того же года, в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, она была освящена. Днём раньше в новую церковь, в сопровождении Императрицы, была перенесена икона Казанской Божией Матери.

В конце XVIII века старая постройка собора, выдержанная в скромном барочном стиле, перестала соответствовать новому облику столицы российской империи, и было принято решение заменить её новой, более соответствующей по стилю постройкой - «Новую соборную церковь Казанской Богоматери предположил воздвигнуть блаженной памяти Государь Император Павел I в 1800 году».

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

казанский собор архитектурный

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс проектов нового собора, в котором участвовали известные столичные архитекторы П. Гонзано, Ч. Камерон, Тома де Томон и практически никому в то время не известный архитектор А.Н. Воронихин. Император потребовал от архитекторов, чтобы новый храм напоминал собор Святого Петра в Риме.

Довольно быстро, уже 14 ноября 1800 года, конкурс был закончен. Проекты П. Гонзано, Ч. Камерона и Тома де Томона были отклонены, а утвердили проект, выполненный А.Н. Воронихиным.

Победа Воронихина была неслучайна. Помимо его творческих способностей немалую роль сыграло то, что ранее он был крепостным графа А.С. Строгонова, назначенного председателем «Комиссии о построении Казанской церкви». Комиссия получила широчайшие полномочия от императорского двора, достаточно отметить, что в её распоряжение поступали все ассигнования, выделяемые на постройку собора. Помимо этого, ей передали государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла у невских порогов.

Собор был заложен в августе 1801 года, само действо закладки было обставлено весьма пышно и торжественно.

Собор, согласно проекту, был построен в форме вытянутого латинского креста. Высота его вместе с куполом составляет 71, 6 метра. В соответствии с традицией, его алтарная часть выходит на восток. Это создало определённые сложности при проектировании собора, т.к. при таком расположении алтарной части главный фасад собора должен быть обращён на улицу (Казанская), а не на невский проспект, куда выходит боковой фасад. Воронихин решил эту проблему весьма оригинально - собор смотрит северным фасадом на невский проспект, где от фасада, в сторону Невского проспекта, раскрывается грандиозная колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колонн. Она охватывает широкую площадь перед собором. Концы колоннады заканчиваются монументальными порталами, решенными как сквозные проезды. Эти колонные, как и облицовка кирпичных стен собора, были выполнены из пудожского камня, который добывался у деревни Пудость, рядом с Гатчиной. Ступени колоннады и облицовка цоколя выполнены из серого сердобольного гранита.

Возведением колоннад, обращённых к невскому проспекту, изготовлением гранитных монолитов и пьедесталов для скульптур, а также укладкой каменных полов занимался С.К. Суханов и его артель.

Снаружи купол первоначально был покрыт тёмно-серым луженым железом, позднее в 1840-х годах его покрыли светло-зелёной краской, затем его покрытие имитировало бронзу.

Воронихин предполагал повторить колоннаду и на южном фасаде собора, но эта его идея не осуществилась из-за смерти графа Строгонова в 1811 году, после чего прекратилось финансирование дальнейших работ.

Сама постройка, обошедшаяся казне в 4,7 млн. рублей, заняла по тем временам немного времени - всего десять лет и была окончена в 1811 году.

Открытие собора состоялось 15 сентября в высочайшем присутствии, его освятил митрополит Амвросий. Освящение собора происходило по частям, по мере готовности.

К сожалению, не всё запланированное архитектором было воплощено в жизнь. К примеру, Воронихин планировал установить в портиках восемь монументальных бронзовых статуй и четыре композиции. Для этого им были предусмотрены по сторонам входов каждого портика по четыре полукруглых ниши. Однако было отлито в 1811 году только четыре бронзовые фигуры: князь Владимир (1805 г. работы С.С. Пименова), Иоанн Креститель (1805 г. работы И.П. Мартоса), князь Александр невский (1810 г. работы С.С. Пименова) и Андрей Первозванный (1809 г. работы В.И. Демут -Малиновского), которые установили в ниши северного портика. Помимо этого, у проездов колоннады, на высоких пьедесталах должны были стоять две фигуры коленопреклонённых крылатых архангелов Гавриила и Михаила, обращённых лицами друг к другу. Пьедесталы стоят и поныне, а фигур архангелов нет, хотя на картине художника Ф.Я. Алексеева «Вид Казанского собора», написанной в начале XIX века, они явно просматриваются. Это не дорисовка художника, а реально стоящие на своих местах статуи, однако они были временные, изготовленные из гипса и тонированные под бронзу. В петербургском климате гипс долго не продержался, и то, что осталось от статуй, через тринадцать лет было разобрано.

Сохранилось ещё два гранитных пьедестала у концов решётки на Казанской улице. Там должны были стоять гранитные фигуры апостолов Петра и Павла. Модели этих статуй разработал Воронихин. Однако ни этих скульптур, ни их временных аналогов так и не появилось.

2 Площадь у собора

По первоначальному проекту Воронихина на площади со стороны Невского проспекта по центральной оси собора должен был быть установлен обелиск. Он и был установлен, но временный - из дерева. По проекту Воронихина этот обелиск должен был быть выстроен из камня, однако его так и не заменили каменным аналогом, и в 1826 году, когда он сильно обветшал - его просто разобрали.

3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

Значение Казанского собора как памятника Отечественной войны усилилось после того, как на площади перед северным фасадом были установлены памятники героям Отечественной войны 1812 года - фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, - ставшие выдающимся произведением монументальной скульптуры 1830-х годов.

Решение о необходимости установки памятников было принято Александром I в 1818 году.

Исполнение моделей памятников было поручено в 1823 году немецкому скульптору Э. Лауницу, ученику Б. Торвальдсена. Однако Лауницу не удалось создать убедительных образов русских полководцев, и в 1829 году заказ был передан молодым русским скульпторам, воспитанникам Академии художеств - Б.И. орловскому и С.И. Гальбергу.

Эскизы, представленные Орловским, получили одобрение, и в январе 1830 года он приступил к исполнению статуй.

Модель статуи М.И. Кутузова Орловский закончил в 1831 году. В 1832 году статую отлил из бронзы литейщик В.П. Екимов. Отливку статуи М.Б. Барклая-де-Толли Екимов выполнил в мае 1836 года.

Статуи установлены на пьедесталах, исполненных по проекту В.П. Стасова из гранита, добытого и вытесанного мастером С. Сухановым. Сооружением памятников руководил архитектор К.А. Тон. Торжественное открытие состоялось 25 декабря 1837 года.

Статуи отличаются большим портретным сходством и правдивостью психологических характеристик. В мощной и величественной фигуре Кутузова Орловский дал образ победителя наполеоновских полчищ, ученика и сподвижника великого Суворова.

Кутузов изображён в фельдмаршальском мундире, задрапированный в плащ. В правой руке - обнажённая шпага, в левой - фельдмаршальский жезл. У ног - знамёна французской армии. Сверху знамён - одноглавые орлы, такие же, как на знамёнах над могилой Кутузова. На пьедестале Кутузова высечена надпись: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КУТУЗОВУ-СМОЛЕНСКОМУ 1812»

Фигура Барклая-де-Толли менее динамична. Он держит маршальский жезл в опущенной левой руке. Взгляд его устремлён вдаль. На его пьедестале высечено следующее: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КНЯЗЮ БАРКЛАЮ-ДЕ ТОЛЛИ 1812. 1813. 1814 и 1815».

В конце XIX века площадь перед собором была превращена в партерный сквер, засаженный низкорослым кустарником.

В годы Великой Отечественной войны было принято решение не закапывать символы российской доблести в землю, для защиты от осколков и снарядов. Они не были повреждены вражескими снарядами и бомбами, обрушившимися на город, но время берёт своё.

В 1945 году была проведена профилактическая реставрация скульптур, а 27 лет ещё одна. Осенью 2002 года была проведена третья и пока что последняя реставрация. Она была вызвана тем, что за прошедшие три с лишним десятилетия состояние памятников заметно ухудшилось. Причём время оказалось особенно безжалостно к статуе Барклаю-де-Толли, чья форма при отливке прорвалась, и часть металла вытекла.

4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина)

Ограда полуциркульной площади перед западным фасадом Казанского собора наряду с оградой летнего сада - одно из лучших достижений русского декоративного искусства. Однако, в связи с отсутствием запланированной архитектором второй колоннады, эта решётка не вошла в архитектурную композицию собора и сегодня воспринимается как самостоятельное художественное произведение.

Ограда сооружена в 1811-1812 годах также по проекту Воронихина. Она состоит из 14 гранитных столбов, обработанных широкими каннелюрами и увенчанных гранитными шарами. Промежутки между столбами забраны звеньями решётки, отлитыми из чугуна. Сплошному гранитному цоколю ограды отвечает широкий орнаментальный пояс, протянутый по верху каждого звена, между двумя горизонтальными тягами, служащими для укрепления звеньев. На вертикальные копья решётки наложены великолепно нарисованные чугунные литые орнаментальные украшения, скомпонованные в форме ромбов. Ажурные по рисунку звенья ограды отлиты на заводе Берда в 1811 году.

Модели для отливки орнаментальных украшений из чугуна исполнил по рисункам Воронихина известный в первой половине XIX века талантливый резчик Василий Захаров.

По проекту Воронихина, разработанному и утверждённому в 1810 году, постаменты по концам ограды предполагалось увенчать гранитными статуями апостолов Петра и Павла. Этот замысел не был осуществлён, однако гранитные основания сохранились.

В конце XIX века в результате постройки нескольких новых зданий замечательная ограда оказалась закрытой со стороны улицы и пришла в крайне запущенное состояние.

5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина)

На площади у собора, между памятниками Кутузову и Барклаю - де - Толли, в 1870-х годах был разбит сквер, удачно увязанный по своей композиции с колоннадой собора и невским проспектом. Однако в конце XIX века в сквере рядом с оградой были построены здания, закрывшие вид на ограду.

В 1934-1936 годах эти обветшавшие здания были разобраны, а сквер на площади перед западным фасадом казанского собора благоустроен. В центре его был установлен фонтан работы Тома де Томона, перенесённый сюда с Пулковского шоссе.

Решение о переносе фонтана было принято в конце 1933 года.

Этот небольшой по размерам, но монументальный фонтан был сооружён в 1809 году на тринадцатой версте дороги из Петербурга в Царское Село. Это один из фонтанов, установленных на дороге. Архитектор Тома де Томон, автор проекта фонтана, задумал его как декоративное сооружение для украшения оживлённой проезжей части магистрали, однако, он имел и практическое значение - в нём поили лошадей.

Массивный цоколь из серого гранита служит постаментом для верхней части фонтана, имеющий форму полуцилиндра. Торцевая часть этого полуцилиндра обработана в виде глухой арки, опирающейся на массивный плинт.

Фонтан украшен высеченной на поверхности крупного гранитного блока маской Нептуна - бона морей и вод. Гранитные чаши наполнялись водой. При установке в сквере перед Казанским собором маска была реставрирована.

6 Казанский мост

В 1766 году при облицовке гранитом берегов Екатерининского канала (старое название канала Грибоедова) стоявший ранее на этом месте деревянный мост через канал по Невскому проспекту был заменён на новый, каменный Рождественский (ныне Казанский) мост. Работами по строительству руководил военный инженер И.М. Голенищев-Кутузов, отец великого полководца.

В 1805 году в связи со строительством Казанского собора и усилением движения по Невскому проспекту возникла необходимость в расширении моста для создания площади перед собором. Строителям пришлось разобрать свод Рождественского моста, сохранив и использовав для нового моста старые устои. Тогда же проезжая часть моста была понижена до уровня мостовой, что позволяет воспринимать его как часть Невского проспекта. Работы проводились по проекту архитектора Л. Руска.

Старый Рождественский мост имел в ширину 35 метров, новый мост составил в ширину 97 метров, став достопримечательностью Петербурга, как самый широкий мост города.

Надо отметить, что проект моста оказался очень удачным, благодаря лаконичной композиции и удачным пропорциям, он воспринимается в непосредственной связи с ансамблем набережных канала Грибоедова и здания Казанского собора.

Казанский мост представляет собой однопролётный арочный мост с кирпичным сводом на каменных опорах, он облицован крупнозернистым выборгским гранитом и ограждён по краям массивными гранитными парапетами.

Надёжность постройки моста просто потрясает, с момента постройки его ни разу не ремонтировали! Однако 200 лет - срок немалый, и возникла необходимость в проведении ремонтно-реставрационных работ, которые были начаты в зимние месяцы 2002 года и закончились в августе этого же года.

Специалисты организации, проводившей восстановительные работы, столкнулись в своей работе с серьёзными трудностями. Сначала было вообще непонятно, с чего начинать ремонт моста. За двести лет кирпичная кладка пришла в ветхость, местами её разрушение достигало половины свода, достигающего 75-сантиметровой толщины. Сильнее всего пострадала кладка в верховой и низовой части моста, и было непонятно, способен ли старый кирпич выдержать расчётную нагрузку. Строителям удалось, не повредив свод, вынуть около 30 кирпичей и передать их в лабораторию прочности на испытание.

Главный инженер проекта Анатолий Сычёв разработал уникальный проект реставрации моста, предусматривающий замену износившейся части свода и усиление сохранившейся его части неразрушающим методом глубинной цементации.

Над сводом моста была создана наружная изоляция, исключающая обводнение и разрушение кирпичной кладки. Ранее, в начале XIX века, про постройке моста строители использовали для изоляции моста цементно-известковое покрытие, которое не выдержало двухсотлетней эксплуатации, так как весьма ненадёжно. Немалую проблему строителям при укладке изоляции создали коммуникации, проходящие по мосту в его проезжей части Невского проспекта. Многие из них находились в весьма ветхом состоянии, к примеру, из 45 пар телефонных кабелей, лежащих на арке моста, самая старая датировалась 1910 годом, поэтому тревожить их для установки гидроизоляции было весьма проблематично. Строителям удалось найти оригинальное решение: изоляция была уложена не на конструкцию свода, а в проезжую часть Невского проспекта, над коммуникациями.

Работы на подводной части моста, по инъектированию подводной бутовой кладки свода, были проведены с использованием водолазов.

Как удалось установить в процессе реставрации, основной проблемой, влияющей на долговечность Казанского моста, оказалась его уникальная ширина. По мнению строителей, проводивших реконструкцию моста, наибольшим испытанием для свода стали наши уникальные климатические условия вкупе с шириной моста. Он практически представляет собой длинную трубу над рекой, и когда наверху мороз, в трубе может сохраняться плюсовая температура, что и является основным разрушающим фактором.

По мнению Дмитрия Лабутина, директора организации, проводившей ремонт, после проведённых работ можно гарантировать надёжную эксплуатацию моста на ближайшие 50 лет.

В принципе, мост, наверное, простоит и ещё двести лет до ближайшего ремонта, ведь ему не впервой.

Глава II. Внешнее и внутреннее убранство собора

1 Внешнее убранство

Во внешнем оформлении собора широко использована скульптура. Рельефное панно над восточным проездом «Источение Моисеем воды в пустыне» исполнено И.П Мартосом, над западным - «Воздвижение медного змия» - И.П. Прокофьевым. Фриз на аттике церковной абсиды, изображающий «Вход в Иерусалим», принадлежит Д. Рашетту.

В нишах стоят четыре бронзовые статуи. Две из них - «Святой Владимир» и «Александр Невский» - отлиты по моделям С.С Пименова, статуя «Иоанн Креститель» - по моделям И.П. Мартоса и «Андрей Первозванный» - по модели В.И. Демут-Малиновского. Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века - В.П. Екимову. Не все задуманные Воронихиным скульптуры были изготовлены и не все сохранились. У портиков северной колоннады на сохранившихся пьедесталах были установлены гипсовые статуи архангелов Михаила и Гавриила. Их предполагали исполнить из бронзы, однако в 1827 году фигуры были удалены и с тех пор пьедесталы пустуют. Из барельефов внутри собора сохранились только два: «Шествие по Голгофу» - Ф.Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсинамском саду» - Д. Рашетта.

Барельефы и статуи на фасадах собора - выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Статуи святых Владимира и Александра Невского - лучшие из работ Пименова.

В 1805-1806 годах для собора были отлиты бронзовые створы северных дверей, воспроизводящие «Райские двери» Баптистерия во Флоренции, работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей Академия художеств приобрела в 1774 году. Отливку и чеканку бронзовой копии дверей исполнил Екимов.

2 Внутреннее убранство

Не менее интересно выполнено и внутреннее убранство собора, расчленённое на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Всего в соборе установлено 56 монолитных колонн, выполненных из красного гранита. Четыре пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, состоящий из трёх оболочек. Нижняя оболочка имеет широкое отверстие диаметром 6,7 метра. Вторая, средняя оболочка прорезана у основания окнами-люкорнами, освещающими пространство между двумя сводами. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа на металлической основе в виде радиально расходящихся рёбер. Это первый в мире металлический купол.

Стройный и лёгкий купол на высоком барабане, обработанном пилястрами, возвышается над развёрнутыми по горизонтали колоннадами, увенчанными широким поясом антаблемента и балюстрад.

Сложен по своей конструкции пол собора. Для создания столь сложного рисунка в центре зала и несущего покрытия по всему собору было уложено несколько тысяч пластин самой разнообразной формы из шокшинского камня и олонецкого мрамора.

К большому сожалению, не сохранилось множество барельефов, изображавших евангелистов, используемых для декорировки иконостасов. Это было связано с тем, что из-за сырости, в апреле 1814 года. В соборе начала осыпаться штукатурка. В связи с этим пришлось удалить штукатурку, а вместе с ней и барельефы, так как они могли осыпаться. Видимо, сказалась спешка при строительстве.

Сегодня место барельефов занимает роспись по штукатурке: изображения евангелистов, гирлянды из лавровых листьев и растительные орнаменты.

До нашего времени сохранилось только два барельефа. Это «Взятие Христа воинами в вертограде» работы Жана-Доминика Рашетта и «Шествие по Голгофу», работы Ф.Ф Щедрина.

Фасады собора облицованы пудожским камнем, который добывался в каменоломнях недалеко от деревни Пудость, что под Гатчиной. Из блоков этого же камня исполнены колонны собора, капители, антаблемент, балюстрады, барельефы. Очень удачно камень использован и в интерьерах собора.

Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, добытого на острове Сорвали под Выборгом, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов.

Глава III. Словарь архитектурных терминов

Абсида - алтарный выступ в церковных зданиях, обычно полуовальной формы.

Антаблемент - перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из трёх частей: архитрав (нижняя часть - балка), фриз и карниз.

Аттик - стенка, надстроенная над венчающим карнизом архитектурного сооружения.

База - утолщённое основание колонны.

Балюстрада - невысокое ограждение балконов, террас, лестниц и т.п., состоящее из фигурных столбиков, объединённых снизу общим основанием, а сверху - плитой, балкой.

Барельеф - выпуклое изображение или орнамент на плоскости (стене). Различают: а) Барельеф - изображение выступает на плоскости менее чем на половину полного объёма; б) Горельеф - выступает более чем на половину полного объёма.

Канелюры - продольные желобки, проходящие по стволу колонные или пилястры.

Капитель - венчающая часть колонны.

Кессоны - углубления квадратной или многоугольной формы, применяемые для художественной обработки сводов.

Колонна - вертикальная, обычно круглая опора. Имеет три части: основание (база), ствол, капитель.

Люнет - небольшой арочный проём, ограниченный снизу горизонталью, расположенный в сводах, в куполе, над окном или дверью. Служит для освещения помещения и для обогащения архитектурных форм здания.

Неф - продолговатая часть храма (имеющего форму вытянутого креста), в большинстве случаев разделённая столбами или колоннами на три части: главный широкий и высокий неф и два боковых, более низких и узких.

Пилоны - в данном случае столбы, поддерживающие купол.

Пилястра (пилястр) - вертикальный выступ на поверхности стены, повторяющий части и пропорции колонны. Портик - галерея, обычно перед входом в здание, образованная рядами колонн или столбов, несущих перекрытие.

Фриз - средняя часть антаблемента, заключённая между архитравами и карнизом.

Заключение

Казанский собор - одна из жемчужин архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга. Расположенный в центре города, на Невском проспекте, он знаком каждому гражданину и большинству гостей нашего города.

Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусство находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества.

Неповторимый облик собора, несомненно, стал одним из городских символов.

Список использованной литературы

1. Шурыгин Я. Казанский Собор/Я. Шурыгин.-Я.-И. Лениздат, 1987.-400 с.

Игнатенко В. КАЗАНСКИЙ СОБОР. Страницы истории. Путеводитель/ В. Игнатенко.- В.Е. 2007-127с.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама