Образ автора в романе «Евгений Онегин» необычен: он не только рассказывает историю и смотрит на события со стороны, но сам является другом Евгения, возможно, знает Татьяну, поэтому так сильно проявляются его чувства к героям.
В лирических отступлениях автор, не стесняясь делиться воспоминаниями, высказывает нам свои мысли. Например, в третьей главе он говорит, что может «волею небес» перестать писать стихи и увлечься прозой. В романе он выражает свое представление о сложившихся в обществе традициях. Даны описания театра, бала, деревни, семейной жизни (история матери Татьяны). Светское общество кажется искусственным, а деревня — искренней и простой. Рассказчик любит уединение и природу. Это проявляется не только в чудесных описаниях времён года, но и в следующих словах: «Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой ».
Интересны наблюдения автора за модными общественными явлениями, например, дамские альбомы или витающая среди молодёжи хандра. Она и «знакомит» его с Евгением. Рассказчик заявляет о смежности их взглядов и судеб: «Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас…».
В словах автора на протяжении всего романа прослеживается антитеза моды и старины, причём мода изначально оценивается как нечто наружное, мелкое (вещицы в доме Онегина), а после явно отрицательно: «Как стих без мысли в песне модной,\ дорога зимняя гладка ». Со словом «мода» поэт использует эпитеты: обветшалая, самовластная. Старина, напротив, умная, милая, гостеприимная, простонародная. Однако и старина иногда описывается с сарказмом, вспомним, например, Зарецкого, который позволяет растянуть человека (на дуэли) не как-нибудь, а «по всем приданьям старины».
Следует упомянуть, что рассказчик, конечно, очень начитанный человек, в тексте присутствуют постоянные ссылки на произведения других литераторов, используются цитаты, иногда и с целью пародии. Например, в пятой главе приведена пародия на стихотворение Ломоносова.
Образ автора отличается в начале и в завершении произведения. В первых главах он часто рассказывает о молодости. Например, отходит от описания бала и вспоминает о своей любви к «прелестным ножкам». Говоря о себе, он так увлекается, что «забывает» о главном герое произведения, и потом вынужден возвращаться к повествованию о нём, спрашивая: «Что ж мой Онегин?». В финальных главах его внимание сосредоточено на действующих лицах. Своё мнение рассказчик высказывает в небольших комментариях (иногда афористичных) в конце строф.
На протяжении всего романа отличает автора чувство юмора. В тексте встречается как довольно дружелюбная ирония, так и сатира, причём и на уровне идей (суждений об обществе), сюжета (отношения к героям), формы произведения. Например, «подчиняясь» классицизму, он пишет нужное вступление, только помещает его лишь в конце седьмой главы.
Публикуя первую главу романа «Евгений Онегин» (1825г.), Пушкин снабдил ее предисловие, в котором писал, что несколько песен, или глав, «Евгения Онегина» носят на себе «отпечаток веселости», ознаменовавший его первую поэму «Руслан и Людмила».
Пушкин сохранил в тексте романа явное сближение юношеской поэмы со зрелым «романом в стихах». Почему Пушкин в «Евгении Онегине», не следуя романтической поэме, отдал предпочтение тому тону повествования, который сложился в «Руслане и Людмиле»?
Выбранный несколько игривый, местами несколько ироничный, а иногда серьезный тон помогает автору обозначить собственную позицию, собственный взгляд на героя, на ситуацию, на мир. Автор рядом с героем, со своим детищем, со своим трудом, он, как Ариадна, ведет своих героев (Руслана и Евгения) по тернистым дорогам судьбы; он страдает вместе с ними, негодует, а иногда дистанцируется от них, демонстрируя собственную точку зрения. Вместе с тем именно образ Автора, его «присутствие» в романе придает этому произведению исключительное своеобразие, так как служит объединяющим началом в тексте романа.
Пушкин очень рано почувствовал себя истинно национальным поэтом: в стихотворении 1818 г. «К Н.Я. Плюсковой» он уже сказал о своей поэзии: «И неподкупный голос мой // Был эхо русского народа».
И для Пушкина принципиально важно строить сюжет «Руслана и Людмилы» на национально-русском материале.
И в 1823 г., через три года после окончания «Руслана и Людмилы», обратившись к «роману в стихах», Пушкин продолжил национальную тему, но теперь в самом подходе поэта к воспроизведению русской действительности многое изменилось. Если в «Руслане и Людмиле» перед читателем предстала поэтическая древность, то в «Евгении Онегине» – картины современной поэту жизни.
Онегин в романе – объективный образ, и рядом с ним (как и с Русланом) тоже вполне самостоятельно появляется отдельный от него образ Автора. В «Евгении Онегине» главный герой и Автор – люди одной среды, однако их жизнь, биография, судьбы, занятия, отношение к миру различны:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом
Как только о себе самом.(гл.I, LVI стр.)
Взгляды Автора и Онегина могут совпадать, но в целом – это совершенно разные люди, не похожие друг на друга. В романе «Евгений Онегин» Пушкин дает свой точный духовный портрет, обнажает свою истинную душу перед читателем.
Романная фабула в «Евгении Онегине» соединилась с лирическими признаниями Пушкина. Мысль романа «Евгений Онегин» вырастала из слияния романной ситуации, где действуют четыре основных героя и множество второстепенных лиц и авторских размышлений.
Пушкин рассказывает в романе не только о героях, но и о себе. Он не скрывает перемен, происходивших с ним, начиная с Лицея:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
(гл.VIII, I стр.)
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
…………………………………
(гл.VIII, II стр.)
В роман вошли пушкинская веселость (гл.I, XXX стр.):
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки...,
грусть (гл.I, XIX стр.), раздумья о театре (гл. I, XVIII стр.), о литературном языке (гл. III с XXVIII по XXIX стр.), упоение жизнью, внутренний духовный мир (гл. I, LV, LVI, LIX стр.).
Пушкин как бы вовлекает читателя в разговор, делится своим замыслом, вводит в круг своих друзей (см. предисловие к роману), доводит рассказ о себе до времени завершения романа:
И ныне музу я впервые
На светский раут привожу…
(гл.VIII, VI стр.).
Судьбы героев разошлись, и романная ситуация кончилась. Поэт волен был оборвать нить повествования, но его собственная жизнь продолжалась, и поэтому внутренний духовный сюжет романа открыт:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости…
Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселился новый бес, …
Унижусь до смиренной прозы…
Так завершается авторская мысль в «романе
жизни».
В отличие от поэмы «Руслан и Людмила» герои
«Евгения Онегина» – современник Пушкина, они
живут словно в двух измерениях – в «романе
жизни» и в «романе автора». Онегин – приятель
Автора, он знаком с Кавериным, лицейским другом
Пушкина. Татьяна – вполне живое лицо. Герои могут
беседовать с Автором, он их хорошо знает, они
знакомы с его приятелями (к Татьяне, например,
«подсел» Вяземский), у героев есть прототипы («А
та, с которой образован Татьяны милый идеал…»),
но они также и плод его фантазии.
Автор исключен из романской фабулы, но почти все
действующие лица ему известны. Он, например,
точно знает, что
В пяти верстах от Красногора,
Деревни Ленского, живет
И здравствует еще доныне
В философической пустыне
Зарецкий, некогда буян,
Картежный шайки атаман.
И что теперь он «добрый и простой,
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек».
Таким образом, между персонажами романа и автора устанавливаются очень близкие, тесные отношения. Герои способны свободно «покидать» романную фабулу и «возвращаться» в нее. Автор не скрывает их поведение.
Роман Татьяны и Евгения творится Автором столько же, сколько самой действительностью. Их история достоверна и может быть документально подтверждена (письмо Татьяны, письмо Онегина, стихи Ленского, которые «на случай сохранились»). Итак, благодаря Автору границы между жизнью вымыслом размываются, и читатель захвачен иллюзией подлинной фактичности, но Пушкин не дает нам забыть, что пред нами действительность, преобразованная его фантазией, что роман – его творение, которое создавалось много лет, и напоминает о разных этапах своего творческого пути.
Поэт создает принципиально новое соотношение между автором и его героями, с одной стороны, и Автором и читателем – с другой.
Отношение к героям становится интимнее, чем в «Руслане и Людмиле», в их обрисовке не ограничивается общими психологическими признаками, а проникает в суть конкретного характера Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги. Автор не принимает точки зрения героев безусловно, он может смотреть на происходящее и глазами героя, но его собственный взгляд не исчезает («Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок…»). При этом всюду мотивируется независимо от того, соглашается Автор с героями или нет. так, Онегин в первой главе рекомендуется читателям как приятель Автора («Мой приятель»), затем как ученик в стихотворстве:
…Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.
Подобно Автор рассказывает о своей дружбе с Онегиным, вспоминая о встречах с ним: «Онегин, добрый мой приятель», «С ним подружился в то время…/ Страстей игру мы знаем оба:/ Томила жизнь обоих нас;/ В обоих сердца жар угас…».
И тут же, через несколько строф поэт обнаруживает «разность» между собой и Онегиным.
Между автором и героями всегда есть известное
расстояние. Но тон личной близости к герою в
романе сохраняется в произведении до последнего
стиха!
То же постоянное вторжение авторской речи мы
прослеживаем в описании Татьяны («Моя Татьяна»,
«моя душа»). Частые признания в том, что Татьяна –
«милый идеал» поэта и любима им не мешают Автору
иногда с известной героиней воспринимать
героиню:
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном.
«Евгений Онегин» – роман в стихах, создававшийся на протяжении 7 лет. Пушкин начал писать его молодым человеком, а закончил, когда ему было за 30 лет. Не удивительно, что духовная жизнь поэта стала предметом лирических признаний. А в ней особое место занимает поэтический труд над «Евгением Онегиным», лучшим, как считал Пушкин, его творением.
Читатели узнаю о творческом замысле (предисловие, а также гл.I LX стр.), словом, они посвящены даже в технику литературного процесса.
Так, начиная с первых строф, поэт создает потрет Онегина, подчеркивая, что предметом его заботы становится «верность» описания:
Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мой воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Сюда же относятся и суждения о языке, тесно слитые с характеристикой героя и его среды:
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело, описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет –
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.
Тут же попутно Пушкин вспоминает полемику между «Беседой любителей русского слова» и «Арзамасом». Автор шутливо обвиняет себя в злоупотреблении «иноплеменными словами», вошедшими уже в оборот, и, называя их, он дает представление об одежде Онегина. Ирония тут очевидна: туалет Онегина невозможно представить исконно русскими словами, потому что одет герой в европейское платье, а иностранных слов «Словарь Академии Российской» (1789-1794 гг.) не включал.
Большое место занимают обращения к героям, к себе, чтобы продолжить повествование («А что ж Онегин?», «Вперед, вперед, моя история»), отдельные замечания. Всем этим создается непринужденность рассказа, словно еще не обдуманного («собранье пёстрых глав»). Так мотивируется «свободная форма» романа. Мнимая необоснованность перерывов в повествовании объясняется «увлеченностью» Автора, который затем ставит ее себе в вину и шутливл просит разрешение вернуться к фабуле:
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
Мотивировки перерывов и возвращений к фабуле самые различные – от особенности характера Автора до его усталости:
Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.
Так, раздумывая о героях, входит в роман сам
Пушкин – человек, в его почти обыденной жизни.
Вместе с тем Автор хочет, чтобы читатель понимал
весь роман, воспринимал его целиком. Отсюда
напоминания о предыдущих главах, отсылки к ним.
Духовная жизнь Пушкина в ее разных периодах полно влилась в роман и отразила те изменения, которые претерпела Россия с начала 10-х гг. и до конца 20-х гг. XIX в. Все исторические перемены в стране прошли через сердце Пушкина.
О чем только не размышляет Автор!
Кажется, нет предмета, не затронутого им.
Светский и поместный быт, природа зимой, летом,
весной и осенью и даже в разное время суток,
литературные споры, суждения о современниках. В
романе отразилось все, о чем думал и мечтал
Пушкин: от желания прославиться («…но я бы,
кажется, желал / печальный жребий свой
прославить…») до осознания жизни как
непрекращающегося процесса всеобщего
обновления:
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит,
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
Таким образом, роль Автора в романе заключается в установлении живой связи времен, в изображении их конкретности и преемственности. Автор словно воскрешает всеобщую память. Кому не памятны и «новый шум лесов оживленной природы», и понимание того, что «любви все возрасты покорны», кому не приходит в голову мысль о напрасно прожитой молодости: «…но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана, – / Что изменяли ей всечасно/, Что обманула нас она; / Что наши лучшие желанья, / Что наши свежие мечтанья, / Истекли быстрой чередой…» и кто, наконец, не согласится с Пушкиным, что жизнь, несмотря на все ее невзгоды, – пир, праздник:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.
В этом пушкинская мудрость: уметь ценить
краткие мгновения праздникам жизни, уметь
вовремя остановиться и иметь силы продолжать
жить уже под ударами судьбы.
Автор в романе – носитель гуманного воззрения на
жизнь. Он сам – торжество гуманности по его
отношению к миру и людям. Этот
гуманистический пафос с наибольшей силой
выразился в его творческом даре, в его Музе.
Роман «Евгений Онегин» до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Это действительно «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтичную и горькую русскую действительность зо-лотого века.
Пушкин работал над романом не один год. Автору «Онегина» пришлось пере-жить и изгнание, и одиночество, и поте-рю друзей, и горечь гибели лучших лю-дей России. И в романе отразилась вся жизнь автора, поэтому создается впе-чатление, что главный герой произве-дения все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в те-атре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гости-ных мелкопоместных дворян. Героев романа окружают друзья Пушкина: Чаа-даев, Вяземский, Якушкин. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горест-ных замет».
С образом автора в романе связаны лирические отступления. Их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сказал о Евге-нии «добрый мой приятель». Автор о се-бе и об Онегине пишет:
Страстей игру мы знали оба ,
Томила жизнь обоих нас ,
В обоих сердцах жар угас ...
Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать светскую жизнь, вспоминает юность, светлую и беспечную. Пушкину близок «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недо-вольство собой. Автор и его герой — это люди одного поколения, у обоих были французы-гувернеры, оба провели мо-лодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родите-ли их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами». Обобщая, поэт пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас нему-дрено блеснуть».
Но автор отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни би-лись, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьез-но, называя ее «высокой страстью». Евгений не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы на-слаждаться красотой природы. Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают поэт и его герой, на-пример, театр. Для Пушкина петер-бургский театр — волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным ви-дом «отворотился и зевнул».
Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гос-тиных, балов. Пушкин не приемлет фальшь, неестественность, пустоту светской жизни. С иронией относится автор к поместному и московскому дво-рянству:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд ,
На жизнь смотреть как на обряд ,
И вслед за чинною толпою
Идти , не разделяя с ней
Ни общих мнений , ни страстей ...
Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Пе-тербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобо-да? Он томится и с ней, и без нее, он не-счастлив, потому что не умеет жить пол-ной жизнью.
Многие строки романа раскрывают перед нами жизнь автора, начало его творческого пути, события литератур-ной борьбы, настроения общества и ли-тературных кругов. Многие лирические отступления поэта посвящены культур-ной жизни России начала девятнадца-того века. Размышляя о смысле челове-ческого существования, о молодости в жизни каждого человека, Пушкин с го-речью говорит: Но грустно думать ,
Что напрасно была нам молодость дана , Что изменяли ей всечасно , Что обманула нас она .
Многие друзья Пушкина считали, что он изобразил себя в Ленском. Но в ли-рических отступлениях Пушкин ирони-чен по отношению к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в дерев-не, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин видел дека-бристом, и в этом высоком предназна-чении отразились симпатии автора к своему герою.
А. С. Пушкин создал один из шедевров русской литературы - роман в стихах "Евгений Онегин". И даже спустя столетия читатель продолжает так же переживать за добрую и наивную Татьяну Ларину, жалеет о пылком поэте Ленском и не может понять, как относиться к главному герою, - настолько многогранным получился персонаж. Не менее интересным получился и образ автора в романе "Евгений Онегин". В этом произведении поэт выступает не просто как сторонний наблюдатель, но и открыто выражает свое отношение к действующим лицам. Поэтому при прочтении романа читателю кажется, что автор ему как другу рассказывает эту красивую историю. Ниже будет представлено краткое сочинение "Образ автора в романе "Евгений Онегин".
Кратко о главном герое
Евгений Онегин - это не конкретный человек, а собирательный образ молодого поколения времен поэта. Пушкин описал человека, воспитанного в светской среде, перенявшего черты общества, на фоне обыденной жизни. Читатель сразу отмечает холодность, циничность, равнодушие ко всем проявлениям сентиментальных чувств у Онегина. И возникает вопрос: почему же он стал таким?
Поэт дает простой ответ: таким его сделало общество. Евгений Онегин предстает перед читателем как личность, для которой было важно общественное мнение. Так было и во времена поэта: мнение общества было важно для людей, которые постоянно посещали светские рауты. Александру Сергеевичу жаль поколение, которому важно не личное мнение, а только то, что скажут другие.
Но у читателей может возникнуть вопрос: "А не сам ли поэт раскрыл себя в герое?". И это была одна из причин, почему образ автора в романе "Евгений Онегин" выступает как отдельный персонаж.
Отличия между поэтом и главным героем
Образ автора в романе "Евгений Онегин" противопоставляется образу главного действующего лица. Пушкин хотел показать читателю, что, несмотря на то что он жил и воспитывался в светском обществе, его взгляды на жизнь и ценности отличаются от представлений главного героя. Согласно произведению, автор и Евгений Онегин - друзья, но их разделяет огромная пропасть из-за несхожести взглядов.
Александр Сергеевич был активным, жизнелюбивым, эмоциональным человеком, поэтому он не понимает, как Онегин может оставаться холодным, равнодушным, апатичным. У молодых людей было и различное отношение к искусству: если автор восхищался им, считал чем-то волшебным, то для Евгения это был лишь способ провести время. Но у образа автора в романе "Евгений Онегин" имеются и общие черты с его другом.
Сходства рассказчика и центрального персонажа
В сочинении "Образ автора в романе "Евгений Онегин" следует отметить, что есть черты, присущие поэту и герою его произведения. Так, Пушкин не отрицает, что ему как и его другу, наскучили светские развлечения, что он так же охладел ко всему.
В начале романа автор отмечает, что они познакомились с Онегиным еще в юные годы и сошлись благодаря схожести характеров. Но потом друзья надолго прекратили общение. И, видимо, в этот период, поэт переосмыслил жизненные ценности, что позволило ему не стать апатичным и равнодушным ко всем радостям жизни, как Онегину.
Но Пушкин не критикует своего героя, потому что понимает, что это жизнь в светском обществе сделала его таким. И не стоит забывать, что данное произведение - не история о жизни конкретного человека, а рассказ о целом молодом поколении. И, возможно, поэт не относится к нему слишком критично потому, что верит в силу молодости, в ее энергичность. В то, что она сможет победить предрассудки, навязанные светским обществом.
Отношение к Ленскому
В написании сочинения «Пушкин "Евгений Онегин": образ автора в романе» следует уделить внимание и другим важным героям истории. Одним из таких персонажей был Ленский - молодой поэт, поклонник романтизма, с возвышенной душой. И, как ни странно, именно он стал лучшим другом Онегина, несмотря на противоположность характеров.
Евгений относился к нему покровительственно, снисходительно: ведь Владимир Ленский немного напоминал Онегина в то время, когда жизнь ему еще не наскучила. Пушкину же нравится молодой поэт, потому что он - человек искусства (хотя увлечение романтизмом к тому времени у Александра Сергеевича прошло) и любит жизнь, воспринимает все тонко и может чувствовать.
Поэтому автору жаль было Ленского, когда Онегин из-за своего эгоизма ранил чувства молодого человека. Но тогда почему поэт решил так трагически закончить историю Владимира? Этот эпизод показал, что хоть Евгений и ценил друга, понимал, что поступил неправильно, тем не менее, он принял вызов на дуэль. Из-за того, что боялся, что общество будет презирать его. Получается, что мнение людей было для него важнее дружбы.
И здесь Пушкин показывает, что он не согласен с такой позицией. Поэт отвергает навязанные устои дворянского общества, которые часто бывают бессмысленными и жестокими. Дружба и любовь важнее всех предрассудков. И с горечью он понимает, что как бы Евгений не говорил о своей независимости от общества, он еще не готов полностью отказаться от него. Александру Сергеевичу больно осознавать, что не проснулся еще дух борцов за справедливость и независимость от светского общества у молодого поколения.
Отношение к Татьяне
Образ автора в романе "Евгений Онегин" в кратком изложении будет неполным, если не рассмотреть то, как относятся поэт и его друг к главной героине - Татьяне Лариной. У Пушкина она была самым любимым женским персонажем. Именно в ней он видел идеал женщины - не за счет красивой внешности, а благодаря духовной красоте. Ему казались прелестными ее простота, доверчивость, доброта. Пушкин сделал Татьяну и смелой - ведь в то время было неприлично девушке первой признаваться в любви. Поэтому поэт переживал за свою героиню на протяжении всего романа.
А Онегин не увидел в Татьяне ничего интересного - он не смог разглядеть всю ту внутреннюю красоту, какой она обладала. И не смог оценить ее поступок, ответив на ее признание отеческой проповедью. И лишь потом он осознает, что в ней было все то, что смогло бы сделать его счастливым. И даже в конце романа, когда Евгений признается, что любит ее, Татьяна показывает свою духовную силу: она вышла замуж и будет всегда верна мужу. Пушкин на примере своей любимой героини показывает, что именно благодаря таким женщинам у общества есть надежда стать лучше.
Рассказчик как герой произведения
Автор в романе "Евгений Онегин" является лирическим героем. Потому что не просто рассказывает о жизни своего друга, он высказывает свое отношение к его поступкам, людям. Но при этом он так же делится своими размышлениями на различные вопросы философского характера.
Авторские отступления создают у читателя ощущения доверительной беседы, в которой автор, рассказывая историю, вспоминает о своей жизни, делится своими переживаниями. И такое введение автора как лирического героя делает этот роман особенным.
Виды лирических отступлений
- воспоминания поэта о своей жизни;
- рассуждения об искусстве (особенно о литературе);
- размышления философской направленности;
- об общественной жизни и социальных проблемах;
- путешествии;
- темы дружбы и любви.
Благодаря им образ поэта воспринимается читателем как образ друга, который ведет с ним диалог. Поэтому история Онегина и Татьяны так близко воспринимается читателями.
Особенность стиля повествования
Автор в романе выступает не только в качестве персонажа, но и как рассказчик. Поэт выстроил свое произведение так, что возникает ощущение, будто он на глазах читателя создает свой роман. Все его рассуждения, которые не касаются сюжета произведения, кажутся органичными и придают его творению эту особую душевность. О героях романа он говорит как о своих старых знакомых, и читателю кажется, что и правда существовали и Онегин, и Татьяна, и Ленский.
Для Александра Сергеевича "Евгений Онегин" - это особенное произведение, поэт и сам понимал, что создал нечто удивительное. Поэтому даже спустя столетия люди, читая роман, продолжают сопереживать героям. "Евгений Онегин" - одно из великих произведений русской литературы.
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №7.
г. Мончегорск
Аннотация стр. 3
Введение стр. 4
1. История создания стр. 5
Онегин – добрый мой приятель стр. 7
2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни
поэта стр. 7
2.2. Лирические отступления об обучении и о воспитании стр. 8
2.3. Любовь к родине, природе стр. 9
2.4. Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве стр.10
2.5. Лирические отступления, навеянные весной;
прощание с юностью стр.11
2.6. Заключительные лирические отступления: прощание с читателями,
с героями романа стр.12
3. Духовный мир, мир мыслей, переживанийстр.14
3.1. Характеристика романа стр.14
3.2. Характеристика Байрона и западноевропейского романа стр.15
Заключение стр.15
Список литературы стр.16
АННОТАЦИЯ.
Задачи:
1. изучить литературу по данной теме;
2. собрать материал, раскрывающий взгляды автора на описываемую эпоху, культуру, язык и т.д.
Мотивация:
обращение к теме «Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» вызвано тем, что Пушкин всегда современен; его произведения дают ответы на многие вопросы. Пушкин- это национальное достояние. Не знать Пушкина - не знать свой язык, свою культуру, свою Родину.
ВВЕДЕНИЕ.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах – поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума» в ранних поэмах – певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и другие. Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-1824, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса) и в селе Михайловское (1824-1826). Легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на мировой уровень. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) воссоздает образ жизни и духовный состав «типического», преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены многие ведущие проблемы русской литературы 19 века.
У каждого из нас свой Пушкин. Для кого-то Пушкин – сказочник, для кого-то Пушкин – лирик, прозаик, а для меня он создатель бессмертного «Евгения Онегина».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
«Онегин - самое значительное творение Пушкина, поглотившее половину его жизни» - так отозвался о романе Герцен в статье «О развитии революционных идей в России». И он, безусловно, прав.
Начало написания романа приходится на южную ссылку в Кишиневе и датируется 9 мая 1823г., но в действительности работа над романом охватывает более ранние сроки. Роман в стихах, рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и духовно-интеллектуальной эволюции автора. К 1822 году относятся наброски незаконченной элегии Таврида», отдельные стихи которой вошли в роман. А еще раньше, в 1820 году, была написана поэма «Руслан и Людмила», которая была первым большим опытом Пушкина в написании эпических произведений. Здесь Пушкин достиг практически всех вершин и возможностей свободной поэтической формы. Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре, но по ходатайству друзей и покровителей, Пушкина отправили в южную ссылку.
Встретившись в Екатеринославле с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская «смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний», контакты с членами тайных обществ, способствовали росту политического радикализма (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал). Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско-одесский период (с июля 1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове) далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разных жанрово-стилистических традициях. Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, привели Пушкина к кризису 1823-24. В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которому из письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму, привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии.
На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П.А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэме «Цыганы» (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина». Скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.
В 1830г. Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «о своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавици-бесприданници. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородской губернии). «Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» - ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Здесь и был завершен «Евгений Онегин». Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, строится он на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в «Кавказском пленнике» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковыми стала для России эпоха декабрьского восстания, в сознании людей происходит переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг поэта – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения – и естественно, что он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина, но и всей русской литературы. За семь лет, в течение которых он создавался, многое менялось и России, и в самом Пушкине, и все эти перемены не могли найти своего отражения в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей.
Онегин - добрый мой приятель.
2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта.1
Творчество, как и любовь в жизни поэта играет очень большую роль. Он сам признаётся, что: Замечу кстати, все поэты – «Любви мечтательной друзья». Поэт без любви жить не может. Прослеживая жизнь Пушкина, можно увидеть, что он любил, и любил не один раз2. И, как и все он добивался этой любви. Поэзия и жизнь Пушкина переплетаются. Они писал стихи своим любимым девушкам. В своём романе Пушкин связывает, как уже было сказано, любовь и поэзию:
Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.
Блажен, кто с нею сочетал
Горячку рифм,; он тем удвоил
PAGE_BREAK--
Поэзии священный бред…
Его роман, как мы поняли, прочитав его, становится романом- дневником, где он выливает самое сокровенное (естественно в стихах). Здесь же автор сам позволяет заметить, что он и главный герой его романа - Евгений Онегин - похожи. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал и не каждому открывался». Вот как говорила Анна Керн о Пушкине: «Сам он почти никогда не выражал чувств; он как бы стыдился их и в этом был сыном своего века, про который сам же сказал, что «чувство было дико и смешно».3Любовь для автора и Татьяны - огромная, напряжённая духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут. Для Онегина любовь – это не страсть, а флирт4и для автора, как он сам позволяет заметить. Истинное чувство он познаёт только лишь к концу романа: когда приходит опыт страданий.
Люблю я бешеную младость…
Перейдём к героям. Друг Онегина – Ленский: «…наиболее странное и смешное в глазах света существо…»5Он приводит Онегина в дом к Лариным и знакомит его со своей будущей женой- Ольгой. И здесь Онегин делает первую ошибку:
Скажи, которая Татьяна?
Почему он спрашивает про Татьяну, если приехал знакомиться с Ольгой? Именно здесь начинается завязываться любовный сюжет романа. Татьяна посылает любовное письмо Евгению. Онегин же, как хорошо воспитанный человек дворянского общества и как романтик (в какой-то степени), выдерживает паузу, не приходит в дом к Татьяне. Но все же. Письмом он тронут, но не поддерживает «романтическую игру», понимая «тоску неопытной души». Он готов любить Татьяну, но лишь «любовью брата» и не более того. Многие видят в Онегине холодного эгоиста, а многие считают, что Пушкин сам хотел нам показать Онегина именно таким.
Сюжет 3-5 глав повторяется в 8 главе. Только теперь письмо пишет не Татьяна, а Евгений. Кульминация здесь заменяет развязку; финал остаётся открытым; читатель и автор расстаются с Онегиным на крутом переломе его судьбы.
Онегин, в отличие от романтических героев, непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами российской жизни и с людьми 1820-х годов. Впрочем, Пушкину этого мало: он хочет, что бы его герой был в той же мере «условным», литературным персонажем, с какой производил впечатление героя, «списанного» с реальности. Именно по этому Пушкин дал герою такое литературное имя и такую литературно-вымышленную фамилию.
Автор относится к своему главному герою с небольшой иронией, чего не скажешь о Ленском. Пушкин не старается углубить образ Ленского, в отличие от Онегина. Но в этом то и дело: автор исключает любую окончательность романа. Ленский ранен на дуэли в грудь, его жизнь оборвалась. Но где-то в подтексте видна мысль автора: стань Владимир «героем», он сохранил бы свой помещичий дух, простой и здоровый; сделайся он уездным помещиком - всё равно не утратил бы «поэтический пыл души». Только смерть способна прервать это.
Знакомя читателя с Татьяной, автор замечает, что «впервые именем таким» освещены страницы русского романа. Это значит, что героиня тесно связана с миром провинциальной (деревенской) жизни, как это показывает нам сам автор.6Во-первых, это имя, как подчёркивает сам автор, имеет узнаваемую литературную «рифму»- Светлана- героиня одноимённого рома Жуковского «Светлана». Во-вторых, фамилия Ларина, на первый взгляд кажущаяся простой, провинциальной, так же вполне литературна, происходит от образа: Лар. Будучи уездной провинциальной барышней, она читала много романов. Именно оттуда она почерпнула образ «молодого тирана» Онегина, его таинственно романтические черты. И ведь именно литературного Онегина она полюбила, именно «литературному» Онегину она послала письмо, ожидая от него литературной же реакции, такой, про которую она читала в романах.
После отъезда Онегина в Петербург Татьяна попадает в его кабинет. Те книги, которые читал Онегин, Татьяна тоже пыталась читать, но, глядя на них взглядом Онегина, пыталась понять его через книги, внимательно следила за отметками на полях. И тут позиция автора полностью сближается с позицией Татьяны: он – «не создание ада или небес», а, может, лишь пародия «на свою среду обитания». И здесь происходит то, что, на мой взгляд, должно было произойти: Татьяна становится полной противоположностью Онегина.
На протяжении всего романа Татьяна меняется: она научилась сдерживать свои чувства, вышла замуж, из провинциальной девушки превратилась в уездную барышню. Но, в романе есть ещё один персонаж, который меняется вместе с Татьяной на глазах учитатель - автор. Это окончательно сближает его с Татьяной. И это объясняет особенно тёплую, лично заинтересованную в судьбе героини интонацию рассказа о ней.
2.2. Лирические отступления об обучении и воспитании.
К ним примыкает философское отступление.7
«Все мы учились понемногу
Чему- нибудь и как- нибудь».
Пушкин учился в лицее. В «Евгении Онегине» он тоже упоминает те годы обучения, вспоминает своих старых друзей.8В самом начале 1 главы, как признаётся автор, «пестрит инопланетными словами».9
«А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Инопланетными словами»
Он привык к ним. А так ли это на самом деле?
Когда мы начинаем читать последующие главы, мы видим, что Пушкину вовсе не нужны инопланетные слова. Он прекрасно обходится без них. Автор умеет говорить по-русски блестяще, остроумно и богато. Чего нельзя сказать о его главном герое. Онегин очень часто использует французский и английский языки. Да еще при этом так, что было очень трудно понять, где его родной язык.
Это высказывание: «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» относятся и к Онегину. Разве мог человек, который так учился, говорить с приятелем на исторические темы, задаваться философскими вопросами и чтением литературных, зарубежных книг? Конечно же, нет. Значит, автор дает нам понять, что Онегин неплохо образован, как и он сам.
5 строфа 1 главы, весьма критически оценивает уровень образованности Онегина, но затем в 8 строфе этой же главы делается вывод, что Онегин знает не так уж и мало. Читая 1 главу, мы сравниваем Онегина с выдающимися личностями того времени: с самим Пушкиным, Чаадаевым и Кавериным. Ему не доступны те знания, которые доступны были им, не доступны их таланты и умения. Онегин был «ниже» их, намного «ниже», но гораздо «выше» среднего человека своего круга – это и не прощает ему его круг.
От этого он бежит, скрывается в деревне, которую он получил в наследство от своего дяди.
2.3. Любовь к родине, природе. 10
Когда Онегин приехал в деревню, всё ему казалось интересным:
Два дня ему казались новы
Уединённые поля
Прохлада сумрачной дубравы
Журчанье тихого ручья…
Но уже через несколько дней его отношение к деревенской жизни изменилось:
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне та же скука…
Про какую скуку говорит автор? Разве может быть скучно там, куда ты переехал только что, не успев даже разобраться в новой жизни, привыкнуть к ней? Онегин увидел в том обществе, в новом для него провинциальном обществе то же самое, что он видел в дворянском Петербурге. После не столь долгого пребывания Онегина в деревне он не мог себя чем-либо занять: Онегин пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником). В библиотеке Онегина было много книг, но он читал лишь несколько из них:
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье не любил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана,
Да с ним еще два три романа…
Но если автор говорит об Онегине и Байроне, как бы связывая их, значит, он читал Байрона и знаком с его творчеством. Здесь, как замечает сам автор, они с Онегиным похожи. Но есть у них одно немаловажное различие: автор, как сам говорит:
Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины…
Значит, деревня была ему ближе каких-либо других мест. Это можно проследить даже по биографии Пушкина: он несколько раз был в селе Михайловское. Именно там были написаны его самые известные произведения и много стихотворений: «Зимний вечер», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), которое было посвящено Анне Керн. В романе тоже есть несколько строк, которые Пушкин посвятил Анне; вот что она пишет в своих записках: «Вот те места в 8 главе «Онегина», которые относятся к его воспоминаниям о нашей встрече у Олененых:
Продолжение
--PAGE_BREAK--
Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал,
К хозяйке дама приближалась…
За нею важный генерал.
Она была не тороплива,
Не холодна, не горделива,
Без взора наглого для всех,
Без притязанья на успех…11
Но не Онегину. Ему было скучно в деревне, он от скуки заменил барщину лёгким оброком:
«Ярём он барщины старинной
Оброком лёгким заменил»…
Все соседи Евгения смотрели на него искоса, и через некоторое время перестали с ним общаться вовсе. Здесь автор не даёт никакой оценки своему герою, и никак не поддерживает его, как это было обычно. Но Онегина утомляла на только жизнь в деревне.
Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве.12
Живя в городе, он, как и обычный молодой человек того времени, ходил на различные балы, театры, банкеты. Первое время, как и всем, ему нравилась такая жизнь, но потом эта симпатия к такой однообразной жизни угасла:
…Онегин входит,
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет, косясь, наводит
На ложи незнакомых дам;…
Раскланялся потом на сцену
В большом рассеянье взглянул-
Отворотился и зевнул
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел…13
Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а «только лишь охладила его к бесплодным страстям».14Теперь Онегину не интересен ни театр, ни балеты, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр - «волшебный край», о котором он упоминает в ссылке:
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина;…
Летит, как пух от уст Эола…15
Смысл жизни автор приобретает в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора здесь однозначен - он, прежде всего, поэт, жизнь его немыслима без творчества, без тяжелой, напряженной духовной работы. Именно в этом ему противоположен Онегин. У него просто нет потребности в работе. И все его попытки погрузиться в чтение, писать автор воспринимает с иронией: «Труд упорный ему был тошен…» Этого нельзя сказать об авторе. Он пишет, читает там, где созданы условия для этого.
Пушкин часто вспоминает о Москве, как о прекрасном культурном уголке и просто, как о прекрасном городе:16
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Но это говорит автор, у Онегина же совершенно другое мнение. Он много поведал в своей жизни, и, как уже было сказано, ему больше не интересно ни в Петербурге, ни в Москве, везде, где он был, Онегин видел одно общество, от которого он хотел скрыться в деревне.
Лирические отступления, навеянные весной17; прощание с юностью.18
Как уже говорилось, роман был начат в Кишинёве 9 мая 1823 года. Тогда Пушкину было всего лишь 24 года; тогда он был молод, полон сил. Но человек взрослеет, меняется. Это не могло не отразиться на «Евгении Онегине». Роман был написан с очень верной характеристикой самого автора:
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц лёгких вдохновенье,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет…
Роман был полностью закончен 25 сентября 1830 года в Болдино, когда Пушкину было уже 31 год. Тогда он понимал, что молодость уже прошла и её больше не вернуть:
Мечты, мечты! Где ваша сладость?
Где вечная к ней рифма- младость?
Автор пережил много, жизнь принесла ему много обид и разочарований. Но не уму одному. Онегин и автор здесь очень похожи. Но, если Онегин уже разочаровался в жизни, то, сколько же ему тогда лет? В романе есть точный ответ на этот вопрос. Но пойдём по порядку: Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал в Петербург тогда же. До этого «он убил 8 лет в свете»- значит, он появился в обществе примерно в 1812 году. Сколько лет могло быть Онегину в то время? На этот счёт у Пушкина в черновиках сохранились прямые указания: « 16 не больше лет». Значит, Онегин родился в 1796 году. Он старше Пушкина на 3 года! Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года. Он уже не мальчик, а взрослый, зрелый мужчина, по сравнению с 18 –летним Ленским. По этому не удивительно, что Онегин относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред». Это ещё одно различие автора с главным героем.
Весной, когда Пушкин пишет 7 главу «Евгения Онегина», он полностью утверждается в том, что молодость уже прошла и её уже не вернуть:
Или с природой оживлённой
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Заключительные лирические отступления: прощание с читателями, с героями романа.19
Роман был так же резко закончен, как и начат. Как уже упоминалось раньше, Пушкин исключал любую законченность романа, и поэтому после встречи Онегина с Татьяной мы не знаем дальнейшую жизнь Онегина. Литературоведы предполагают, по незаконченным черновикам, что Онегин мог сталь декабристом, или был причастен к декабристскому восстанию на Сенатской площади. Роман кончается прощанием с читателями; Пушкин отводит большую роль нам в самом конце романа, чем своему главному герою. Его он оставляет на крутом переломе его судьбы:
…И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы его оставим,
Надолго… Навсегда…
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче, как приятель.
3. – Духовный мир, мир мыслей, переживаний.
«Онегин» - есть самое задушевное
Самое любимое дитя его фантазии.
Здесь вся жизнь, вся душа,
вся любовь его;
здесь его чувства, понятия,
идеалы».
(В.Г. Белинский)
3.1. Характеристика романа.
Известный критик В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». И это действительно так. В пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы мы даже ничего не знали об эпохе того времени, читая роман «Евгений Онегин» мы всё-таки узнали бы многое. Но почему же именно энциклопедия? Дело в том, что энциклопедия – приведённое в систему обозрение, как правило, от «А» до «Я». Таковым является роман. Если внимательно просмотреть все лирические отступления автора, мы увидим, что они «развёрнуты» от «А» до «Я».
Продолжение
--PAGE_BREAK--
Сам автор тоже характеризует свой роман. Он называет его «свободным». Эта свобода – прежде всего, непринуждённая беседа автора с читателями с помощью разнообразный лирических отступлений, выражение мыслей авторского «Я».
А ныне все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен - и в романе,
И там уж торжествует он…
Такая форма повествований – с лирическими отступлениями - помогла автору воссоздать картину общества, в котором он живёт: читатели узнают о воспитании молодёжи, о том, как она проводит своё свободное время, буквально, прочитав 20 строф. Прочитав 1 главу, мы увидели образ Онегина.
Как писал Герцен: «…образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что постоянно наблюдали возле себя или в самом себе».
Роман «Евгений Онегин», как уже было сказано, стал романом- дневником. Вот как писал о романе Н.И. Надеждин: «С каждой новой строкою становилось очевиднее, что произведение сие было не что иное, как вольный плод досугов фантазии, поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством.… Само явление его, с неопределённо-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт не имел ни цели, ни плана, а действовал по свободному внушению играющей фантазии».
3.2.Характеристика Байрона и западноевропейского романа.20
Евгений Онегин после не столь долгого пребывания в деревне не мог себя чем-либо занять: он пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником). Пушкин тоже читал Байрона. И, как замечают многие критики, роман «Евгений Онегин» похож на большинство романов Байрона. Они оба в романе обращаются к читателю, к самому себе, не боятся изображать действительность такой, какая она есть на самом деле. Но Пушкин не старается подражать Байрону напрямую, он вообще не старался специально подражать Байрону. У них совершенно разные языки общения. Известный критик Белинский сказал о романе так: «И за то «Онегин» в высшей степени оригинальное и национально – русое произведение». Роман Пушкина не похож на другие западноевропейские романы: «Картины Пушкина полны, живы, увлекательны. «Онегин» не скопирован с французского или английского; мы видим своё, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды...» Так отозвался о романе Пушкина критик Полевой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Из всего вышесказанного можно сделать выводы:
Пушкин показал в своём романе не только жизнь и быт столичного и провинциального дворянства, но и нарисовал широкий историко-культурный фон;
Он сумел расширить географический фон своего романа: Москва, Петербург, Деревня (средняя полоса России), Одесса, Молдова, Крым, Кавказ.
Пушкин является полноправным героем романа, как и Татьяна, и Онегин, и Ленский.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Белинский В.Г. Избранные статьи. Л., Лениздат, 1979, 216 с.
Керн (Маркова- Виноградская) А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка (Сост., вступ. ст. и прим. А.М. Гордина.) М.: Правда, 1989.- 480 с., 8 л. ил.
Керн (Маркова- Виноградова) А.П. Воспоминания о Пушкине Сост., вступ. ст. и примеч. А.М. Гордина.- М.: Сов. Россия, 1988. – 416 с., 8 ил.
Марацман В.Г. Роман А.С. Пушкина в школьном изучении. Пособие для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 159 с.
Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10 томах, тт. 4 и 5 Гослитиздат, М. 1960.
Большой справочник для школьников и поступающих в вузы Э.Л Безносов, Е.Л. Ерохина, Н.Л. Карнаух и др. Сост. В.Ф. Чертов.- М.: Дрофа 2004.- 432с. – (Большой справочник для школьников и поступающих в вузы).
Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. Изд. 3. Том 11 Язык и литература 480 стр. с ил. и карт.
Русские писатели. XIX век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. А.Н. Архангельский, Э.Л. Безносов, В.А. Воропаев и др. – М.: Дрофа 2000. – 464 с.
Русская литература. XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы Э.Л Безносов, И.Ю. Бурдина, Н. Ю. Буровцева и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа 2001- 720 с.
Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов.- Составление, комментарии Л.А. Сугай.- М.: «Рипол Классик», 1988.- 768с.