THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Помещик с массивной фигурой, схожий с медведем, появляется в галерее персонажей четвертым. Образ и характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» (с цитатами) позволяет ярче представить барина из русской глубинки, крепкого по фигуре, но опустошенного духовно.

Помещик города N

Собакевич - мужчина в возрасте. Ему далеко за 40. Занимаясь своим поместьем, он доволен условиями «захолустья», заброшенного вглубь от даже неизвестного никому города N. В глубинке ему и место. Но таких, как он, медведей в человечьем обличье, несложно встретить и в Москве. У барина крепкое здоровье. Он « ни разу не болел». Причем Собакевич боится такого положения. Ему кажется, что впереди ожидает какая-то страшная сильная болезнь. Он говорит о себе:

«…хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил…».

Но богатырское здоровье оберегает мужчину от недугов.

Внешность героя

С первой до последней черты внешности Собакевич напоминает медведя: фигура, посадка глаз, рубленые линии лица, походка. Черты внешности персонажа:

«…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо;
«…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина;
«…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах...»;
«черты лица «сделаны топором».


Автор рассуждает, как мало мучилась природа над типом Собакевичей. Она не старалась долго,

«…не употребляла никаких мелких инструментов».

Не потребовались мастеру напильники, буравчики. Хватило не очень острого топора:

«хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».

Классик пытается поставить или посадить персонаж прямо, но у него это не получается:

«…шеей не ворочал вовсе…».

Сидел медведь – помещик, глядя исподлобья не на собеседника, а на то, куда попадал взгляд.

Михайло Семенович не видит рядом идущих. Чаще его сторонятся,

«…зная привычку … наступать на ноги…».

Собакевич – медведь небольшой, «средней величины». Гораздо крупнее был его отец. Есть в человеке порода, наследственность, русское богатырство. Но если заглянуть в историю, насколько сильны духом были русские исполины. Они всей душой любили Русь, ее народ. Что осталось от них? Только внешнее сходство. У помещика «медвежий» вкус. Как одет барин:

«фрак…медвежьего цвета»;
«рукава (камзола, рубахи или пиджака) длинны»;
«панталоны (штаны или брюки) длинны».


Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении.

Характер помещика

Собакевич очень разный по характеру. Он, то сворачивается в комок, как кулак, готовый к удару, то становится красноречив и прыток. Все зависит от обстановки вокруг него.

«Собачий нрав» проявляет, когда отзывается о жителях города. Все у него обманщики:

«…мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».


Груб в сравнениях людей. По мнению помещика,

«…есть порядочный человек: прокурор; да и тот … свинья».


Михаил Семенович прямолинеен, он не пытается вести с Чичиковым ненужные рассуждения о странной просьбе – покупке мертвых душ. Сразу без предисловия и удивления переходит к торгам. Помещик говорит мало, строго и бесхитростно:

«Вам понадобились души, я и продаю вам…».

Торгуясь, барин проявляет свою основательность, он медленно уступает рубли и копейки, ценя самый мелкий грош. Нельзя не заметить, что в характере есть хитрость и изворотливость, за это получает от Чичикова эпитет – «бестия». Плут и пройдоха не пройдет мимо выгоды.

Помещик в общении с женой

Фигура жены Феодулии Ивановны противоположна по складу. Это худая высокая женщина. Автор сравнивает ее с пальмой. Представить образ без улыбки невозможно: пальма в чепце с лентами. Хозяйка как «плавный гусь», подобна

«…актрисам, представляющим королев».

Гоголь утверждает, что жена Собакевича хорошая хозяйка. Она окружила мужа заботой, основная задача – накормить. Если сосчитать, сколько по времени отводится в течение дня на еду, то на другие дела почти не остается времени. Обед, на котором побывал Чичиков, - это обычная для семьи трапеза. Перечислить все, что съел барин, невозможно.

«Все ложилось комом в желудке…».

Начало приема пищи – «половина бараньего бока», казалось бы, дальше пойдут ватрушки и напитки, но нет. Съедается

«… индюк ростом в теленка, набитый всяким добром…».

Собакевич признает только русскую кухню. Не принимает французскую, да и представить, как «медведь» пытается запихнуть в рот лягушачью лапку или устрицу, сложно. Собакевич в еде последователен как на торгах, доедает до конца. На обеде с городскими чиновниками:

«наметив издали осетра, лежавшего в стороне на большом блюде... он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что... от произведенья природы оставался всего один хвост...».


Такое отношение к еде – сущность характера персонажа. Сытый барин не становится добрее, не появляется на лице улыбка или другие чувства.

Отношение к крестьянам

Помещик стремиться создать для крестьян условия прочности. Он участвует в жизни хозяйства, понимает, что чем лучше работают мужики, тем крепче его поместье. Собакевич знает каждого живого и умершего. В словах хозяина звучит гордость:

«Ведь какой народ! Просто золото…».

Список помещика подробный и точный. О проданной душе есть все данные:

«…ремесло, звание, лета и семейное состояние…».

Собакевич помнит, как относился мужик к вину, поведение крестьянина.

Собакевич – помещик, отличающийся от других встреченных Чичиковым жителей округа города N. Но это только внешнее отличие. Порок, скупость и равнодушие прочно сидят в характере. Душа черствеет и умирает, неизвестно, купит ли кто-нибудь его душу в будущем.

Меню статьи:

Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.

Внешность

Внешность Собакевича далека от типичной, изощренной и деликатной. По описанию Гоголя, Создатель не сильно утруждался, создавая его – он не применял «никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубил со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: «Живет!».

Лицо его было круглым, широким и очень не привлекательным, похожим на молдаванские тыквы. Цвет был также не самым нежным и приятным – типично, лицо Собакевича было красного цвета, что напоминало Чичикову «медный пятак».

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.

Собакевич отличался крепкой комплекцией – он был высоким человеком, с широкой «лошадиной» спиной. Ноги его были похожи на тротуарные колоны – большие и нескладные. Ступни его, соответственно, также были «исполинского размера». Чичиков с удивлением отмечает, что сейчас редко встретишь такого человека – богатыри уже почти все выродились. Не удивительно, что при такой комплекции Собакевич не отличался грациозностью и был больше похож на слона в посудной лавке – помещик то и дело шаркал ногами и наступал окружающим на ноги.


В то время, когда природа обделила Собакевича наружной привлекательностью, она щедро наградила его здоровьем – «скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформованный помещик».

Занятия Собакевича

Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.. Для него обычное дело – работа на ровне со своими крестьянами. Делает Михаил Семенович это не потому, что не доверяет своим крестьянам, как, например, Плюшкин, или думает, что без него они будут работать плохо, а потому, что не видит ничего зазорного в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Среди прочих привязанностей помещика следует отметить особую любовь к еде. Собакевич очень любит вкусно поесть. Однако в понимании этого помещика вкусная еда и необычная, деликатесная – разные понятия. Собакевич с отвращением рассказывает о поедании лягушек и устриц, употреблении субпродуктов. Для него лучшим вариантом еды выступает исконно русская кухня. Обычное потребление еды превращается у Собакевича в пиршество, обличая присутствовавший «культ еды»: « У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. – Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки».



Собакевич далек от самообразования и искусства – все атрибуты «культурного» развития в его доме, как, например, картины – выглядят комично, заметно, что они размещены, потому, что «так модно» и так «принято», а не потому, что владельцы их интересуются определенным видом искусства.

Ум Михаила Семеновича активно занят способами заработать. Он усиленно работает с целью получить приличный доход. Предложение Чичикова о продаже мертвых душ Собакевич воспринимает спокойно, как будто это самое обычное дело, подобное продаже пшеницы.

Поместье и деревня Собакевича

Поместье и деревня Собакевича выглядит подобно его хозяину – крепкой, надежной и совершенно лишенной эстетики. Все постройки Собакевича (даже колодцы и заборы) сделаны из очень крепкого дерева, они массивны и лишены каких-либо украшений. «Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирпичных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Собакевич считает, что постройки должны выполнять хорошо свою основную функцию – защищать от ветра, холода и дождя, они должны быть достаточно прочными и удобными в эксплуатации, при этом им совершенно не обязательно быть красивыми и утонченными.

Дом помещика выглядит также необычно и комично. Чичикову он напоминает дом для военных поселений: массивный и грубый.

Разглядывая господский дом, Чичиков отмечает, что процесс его постройки – это был продукт активных пререканий педанта-архитектора и Собакевича: некоторые окна в доме были заложены и переделаны в маленькие, вместо традиционных четырех колон было только три – «зодчий хотел симметрии, хозяин – удобства» и поэтому после постройки дома Собакевич все сделал по-своему.

Парадоксы образа

В поэме Гоголь неоднократно обращает внимание читателей на том, что Собакевич – это «вылитый медведь».

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Внешне помещик очень похож на этого зверя, его походка такая же косолапая, он также неуклюж и время от времени проявляет небывалую ловкость, подобно дрессированным медведям. В добавок к этому, одежа его также была коричневая, как шкура медведя – «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны».

В доме все предметы интерьера также роднят помещика с образом этого зверя, даже дрозд и тот Чичикову напоминает медведя.

Павел Иванович при этом неоднократно делает замечания в сторону Собакевича подобного рода: «медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем».

Однако при этом упускается сходство этого помещика с еще одним животным – собакой. Как известно, в поэме Гоголь широко использовал систему символических имен и фамилий. Исходя из этих данных, фамилия Михаила Семеновича должна наталкивать читателя на восприятия этого помещика не только как символического «медведя», но и как символического «пса». Сам помещик также указывает на этот факт в своей речи: «нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему».

Другими словами, парадокс Собакевича заключается в том, что в его образе уживается два символа – медведя – большого, сильного и неуклюжего и собаки – лающей на всех.

Отношение к окружающим

Собакевич, со всей своей «собачьей» отдачей вступает в коммуникацию с людьми. Он редко хорошо отзывается о людях, особенно о других помещиках и дворянах. Бесцеремонно Михаил Семенович отмечает, что все вокруг жадины и дураки. По его мнению, даже самые воспитанные и умные люди уезда, если хорошо разобраться, сущие глупцы. Они мало что понимают в ведении хозяйства, готовы расточать свои силы и финансы на пустяковые занятия.
Собакевич никогда не церемонится в характеристиках. Так, например, он открыто называет малознакомому Чичикову Плюшкина мошенником и собакой, критикует французскую кухню и гастрономические вкусы губернатора, утверждает, что его повар готовит кошек и выдает их за кроликов.

У Михаила Семеновича нежные, насколько это возможно при натуре Собакевича, отношения с женой Феодулией Ивановной – помещик называет свою жену «душечкой» и не забывает похвалить ее за вкусный обед.

Хорошие отношения у Собакевича сложились и с его крепостными. Помещик знает всех своих крестьян по именам, отзывается как об умелых работниках.

Таким образом, Собакевич кажется своеобразным помещиком – в то время как большинство людей стремятся облагородить свой интерьер, он лишает напрочь его любой красоты и гармонии. В то же время он – человек сложный в плане коммуникации – ему непросто сходиться с другими людьми, так как он в первую очередь видит в окружающих недостатки (если, конечно, это не представитель его семьи). При этом Собакевич – хороший помещик, он заботится о том, чтобы его крепостные были сыты и обеспечены необходимым для жизни минимумом.

Образ Собакевича в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

5 (100%) 2 votes

В этой статье будет рассмотрена характеристика помещика Собакевича — одного из главных героев произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Интересно то, что идея этой поэмы принадлежала великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, а Гоголь лишь выполнил свое перед ним обещание — создал произведение.

Следует заметить, что свою миссию он выполнил не до конца, ведь изначально планировалось создание трех томов поэмы (по подобию — Ад, Чистилище и Рай), но до читателя дошел только первый. Существует предположение, что практически полностью готовый второй том был уничтожен писателем по неизвестным причинам, а третий Гоголь написать не успел. Чтобы хоть немного приблизиться к разгадке тайн, связанных с участью этих работ великого писателя, филологами современности тщательно анализируются и изучаются образы его героев, создается Собакевича, Коробочки, Манилова, Ноздрева, Плюшкина и других персонажей произведения.

История написания

Надо сказать, поэма «Мертвые души», как и многие другие сочинения автора, - бессмертное произведение литературного искусства. В нем изображена действительность России XIX века, которая находит свое отражение и в сегодняшнем дне. Деятельность невежественных чиновников, произвол властей, тяжелая судьба простых людей — все это в полной мере представлено автором на страницах произведения.

Кроме того, что Николай Васильевич дает описание разных типов людей, он также детально описывает неодушевленные предметы, что позволяет читателю ясно представить уклад жизни российского народа в XIX веке. Создать общее представление о людях того времени позволяют ключевые фигуры поэмы: Чичиков, Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич. Характеристика героя представлена Гоголем таким образом, что каждый из них наделен и типичными чертами представителей эпохи, и индивидуальными, отличными от других.

Интересным открытием наблюдателей и исследователей стало также то, что очередность появления персонажей в поэме Гоголя не случайна, все подчинено определенному порядку. Этот факт позволяет приблизиться к пониманию основного замысла произведения.

Помещик Собакевич: характеристика героя

Мертвые души продавали многие помещики. Особого внимания среди них заслуживает Собакевич Михайло Семенович. Автор знакомит читателя с этим героем задолго до его появления в сюжете. Сначала Гоголь описывает его владения, как бы подготавливая читателя к восприятию такого непростого персонажа, как Собакевич. Характеристика героя раскрывается благодаря детальному изображению его деревни, большого селения с крепкими постройками. Дом самого Собакевича был основательным сооружением и, казалось, вечным. Крестьянские усадьбы тоже отличались добротностью и надежностью. Но, что заметил Чичиков, въехав в деревню Собакевича, что хозяина владений вовсе не волнует эстетичность строений, не было на них ни единого лишнего «бесполезного» декоративного элемента. Внешний вид зданий не отличался изысканностью, практичность и функциональность — вот главная черта построек, которыми владел помещик Собакевич.

Характеристика героя также прослеживается и в описании окружающей природы. Автор рассказывает, что с одной стороны деревни был лес сосновый, а с другой — березовый. Сравнивает он леса с крыльями одной птицы, только одно из них светлое, а другое темное. Так Гоголь дает понять читателю, что Собакевич, хозяин владений, наделен разными личностными качествами.

Внешний вид помещика

Краткая характеристика Собакевича, в частности его внешнего облика, дается автором в самом произведении. Гоголь сравнивает героя с медведем средней величины, акцентирует внимание на его фраке «медвежьего» цвета. Даже имя, Михайло Семенович, было выбрано не случайно, оно невольно ассоциируется с бурым косолапым животным. К тому же помещик Собакевич и двигался по-медвежьи, то и дело наступая на чьи-либо ноги.

У героя горячий, каленый цвет лица, что, несомненно, еще раз указывает на незыблемость и прочность его натуры.

Особенности характера

Великолепно автором описан характер героя. Он раскрывается не только во внешности, походке, жестах, но и в манере говорить, и во всем укладе его жизни. С первых слов герою приписывается абсолютная приземленность взглядов и интересов.

Каждая деталь в помещении Собакевича была очень похожа на своего хозяина. На картинах, висящих в его доме, были изображены греческие герои, по внешнему виду напоминающие Михайла Семеновича. Похожими на него были и ореховое бюро, и дрозд темной окраски с пятнами.

Представлен писателем как крепкий, расчетливый хозяин Михайло Собакевич. Характеристика героя дает понять, что его крестьянам живется под его началом надежно и спокойно. А его деловитость и природная мощь, которые стали выглядеть как туповатая косность, - беда, а не вина героя.

Взгляды на жизнь

Собакевич ко всему, что связано с духовностью, относится враждебно. В его понимании культура и просвещение — это вредные и никому не нужные выдумки. Главное для него — забота о собственном благополучии и сытом существовании при любых обстоятельствах.

В разговоре с Чичиковым наш герой показывает себя хищником с мертвой хваткой, готовым любой ценой завладеть добычей. Именно в таком ключе автором дается характеристика Собакевича. Мертвые души — вот за чем к нему пришел Чичиков, и Михайло Семеныч сразу назвал вещи своими именами, не дожидаясь, пока его начнут утомлять намеками. Не постыдился он поторговаться и даже смухлевать, подсунув Чичикову Елизаветы Воробей. Во время сделки проявились основные качества помещика Собакевича. Его прямолинейность и смекалистость порой граничили с грубостью, цинизмом и невежеством.

Михайло Семенович собственноручно написал список всех своих усопших крестьян, кроме того, рассказал о каждом из них — чем занимался, какими чертами характера обладал. На первый взгляд может показаться, что Собакевич беспокоится о своих подчиненных, раз так много о них знает. Но на самом деле руководит им простой расчет — ему не все равно, кто живет в его владениях, и он хорошо знает, кто и чем может быть ему полезен.

Взаимоотношения Собакевича с окружением

Внимательный читатель, несомненно, заметит то, чем схож с другими героями Собакевич и в чем его отличия. Основные из них уже были упомянуты выше. Стоит еще обратить внимание на то, что Собакевич не приемлет скупости, о чем свидетельствует его стремление к тому, чтобы его подчиненные жили хорошо, и критика в сторону помещика Плюшкина, который, имея восемьсот душ крестьян, питается, как пастух. Сам же Собакевич любил вкусно поесть. Также он понимает, что с крепкого крестьянского хозяйства можно больше поиметь, потому, наверное, и содержит своих подопечных в достатке.

О чиновниках помещик отзывается нелестно, величая их «христопродавцами» и мошенниками. Но это не мешает ему вести с ними дела и заключать сделки. Да и вообще ни одного доброго слова не вышло из его уст, когда он говорил о людях, с которыми дружит или общается.

Выводы

Что автор оставляет Собакевичу шанс на возрождение, приписывая ему многие хорошие качества, не возникает сомнений, что душа помещика мертва. Он, как и многие другие, не допускает изменений вокруг и внутри себя, ведь меняться может только тот человек, у которого есть душа.

Собакевич – помещик, которому Чичиков предлагает выгодную сделку по продаже «мертвых» душ. Персонаж дополняет галерею образов, созданную . Первоначально писатель планировал создать три тома произведения, отталкиваясь от композиции «Ад – Чистилище – Рай», но позднее отказался от этого замысла. Литературоведы до сих пор анализируют и разбирают характеристики и описания персонажей с целью анализа поэмы.

История создания

Книга «Мертвые души» появилась на свет благодаря . В мемуарах Гоголь писал, что Пушкин мотивировал его на создание произведения и даже подарил идею сюжета для него. Поэт пересказал приятелю забавную историю, которую услышал, будучи в ссылке в Кишиневе. Пересказ анекдота дошел до Гоголя спустя 15 лет после произошедшего события. Речь шла о прохвосте, скупавшем у помещиков мертвые души, чтобы получить банковскую ссуду.

В ту эпоху подобные происшествия не были редкостью, и идея, присвоенная , использовалась не одним мошенником. Сюжет и образы героев прописаны подробно и детально, а реальность той эпохи позволяла читателю проникнуться повествованием.

Работа над поэмой началась в 1835 году, незадолго до написания «Ревизора». Идея не казалась писателю увлекательной, поэтому работа давалась с трудом. Закончив пьесу и вернувшись из путешествия по Европе, Гоголь предпринял попытку дописать произведение. Главы неоднократно переписывались, и работа затягивалась. Книга была закончена в 1841 году. Прибыв из-за границы в Россию, автор представил творение на рассмотрение цензурному комитету.


В Москве книгу восприняли с недоверием, поэтому Гоголь обратился за помощью к Александру Белинскому. Критик посодействовал автору, и «Мертвые души» были изданы в Петербурге в 1842 году.

Биография

«Мертвенность» души героя схожа с той, что проявляют , и другие. Образ жизни героев удобен, и менять его они не намерены. У них нет жизненных целей, а души черствы и неподвижны. У героев нет родственников, или же они не принимают участия в жизни семьи. Возникает ощущение, будто помещики появились из ниоткуда.

Значение имени и фамилии каждого помещика, описанного в произведении немаловажно. Портрет Собакевича выстаивается на ассоциациях с животными. Автор сравнивает Михайло Семеновича с большим неуклюжим медведем и даже награждает героя фраком подобного оттенка. Восприятие внутреннего мира героя начинается со знакомства с его внешностью.


Собакевич ко всем вопросам подходил основательно, чем отличался от своих соседей и вызывал уважение публики. Описание усадьбы, интерьера и отношения персонажа к хозяйству говорит о том, что он не бедствует. Помещик хочет, чтобы крестьяне имели материальные основы, понимая, что судьба его усадьбы во многом зависит от благосостояния крепостных. В этом вопросе благородство смешано с жадностью. При всех недостатках Собакевича нельзя назвать его скупым человеком. Это отличает его от Плюшкина, который живет впроголодь. Трапеза для чревоугодника Собакевича – удовольствие, а для автора – еще один способ подчеркнуть животное начало в герое.

Мужчина крепкого телосложения, твердо стоящий на ногах, Собакевич во всем придерживается максимализма, отдавая предпочтение большим объемам еды. Автор называет своего героя «человек-кулак». Он – человек, отдающий предпочтение плотскому, мирскому. Этот персонаж обладает физической силой, но предстает грубым, неповоротливым существом. У него крепкое здоровье, крупное телосложение и внешность, напоминающая типаж былинных богатырей.


Фамилия Собакевич как будто указывает на животное происхождение. Мужчина имеет крепкую хватку, груб с окружающими людьми, имеет «собачий» нрав. При этом помещик хитер и во всем ищет собственную выгоду и удобство. Его прямолинейность и грубость поражают. Собакевич ни во что не верит и склонен осуждать окружающих. Говорящая фамилия и описание внешности гиперболизируют его образ.

Собакевич порицает чиновников, но выстраивает с ними взаимовыгодные отношения. Учиться барин не любит и ненавидит тех, кто пропагандирует умственные интересы и увлечение получением новых знаний. В образовании Собакевич видит возможности, которые способны пошатнуть комфортные для его существования условия.

«Мертвые души»

Михайло Семенович Собакевич заслуживает отдельного внимания читателей. Читатель знакомится с ним задолго до завязки сюжета. Автор описывает дом героя, поместье в целом и только после этого раскрывает особенности его характера. Имение и господский дом отличаются добротностью, и Чичиков первым делом замечает надежность построек, въехав в деревню Собакевича. Усадьба помещика была практична без лишних украшательств и полностью совпадала с его образом. Каждая деталь, сопровождавшая Собакевича в доме, похожа на него.


Крестьянам спокойно жилось под покровительством такого хозяина. Сытость и благополучие представляли его смысл жизни. Собакевич в беседе с Чичиковым демонстрирует свою хватку и талант дельца. Он быстро уходит от намеков, называя вещи своими именами, и даже умудряется обвести Чичикова вокруг пальца.

Список усопших крестьян помещик писал собственноручно, подробно объясняя, кто кем был при жизни. Расчет, смекалка и цинизм двигали им. Результат сделки оставил довольными обоих участников.

Экранизации

Режиссеры, вдохновлявшиеся классическими литературными произведениями, экранизировали произведение Гоголя. Первая кинокартина вышла в свет в 1909 году. Это была черно-белая немая лента Петра Чардынина, в которой Собакевича сыграл Василий Степанов.


Спустя несколько десятилетий, в 1960 году, Леонид Трауберг поставил фильм-спектакль по сюжету поэмы. В работе над проектом использовали инсценировку произведения, принадлежавшую перу и написанную в 1930 году. В образе Собакевича выступил .

Режиссер Александр Белинский в 1969 году тоже снял телеспектакль по мотивам книги. Собакевича в постановке сыграл Юрий Толубеев.

Премьера следующей экранизации состоялась в 1984 году благодаря режиссеру Михаилу Швейцеру. В образе Собакевича предстал .


Первый телесериал по произведениям Гоголя вышел в 2005 году. Павел Лунгин выпустил проект под названием «Дело о «Мертвых душах». Роль Собакевича досталась .

Цитаты

Умелый делец, Собакевич не желал сплоховать с выгодной сделкой. Демонстрируя размах, он бахвалился перед Чичиковым, используя свои любимые выражения:

«У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!».

Герой не стеснялся в выражениях, описывая свое мировоззрение и пытаясь доказать, что его образ жизни имеет свои преимущества и гораздо честнее, чем у остальных:

«Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Честные рассказы о своей точке зрения не мешали Собакевичу плутовать, дерзко окручивая гостя вокруг пальца и набивая цену погибшим крепостным:

«Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня – что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик».

Михаил Семенович Собакевич - мелкопоместный помещик 40-ка лет отроду. К нему четвертому по счету заезжает покупатель мертвых душ Чичиков. Читателю он представляется в виде сильного и большого человека. Гоголь имел особый талант давать фамилии своим персонажам по особенностям их характера. Так и Собакевич, изначально представленный как добрый и сильный, позже оказывается недовольным и ругающимся.

Собакевич живет в глухом захолустье, которое наложило на него неповторимый отпечаток. Он активно занимается своим поместьем, ведя со своей супругой Федулией Ивановной размеренный и давно уже укоренившийся быт. Жену представляют в облике высокой и в то же время худощавой особой. Да, довольно-таки гармоничная парочка получается.

(Усадьба Собакевича в своей деревеньке )

Деревенька Собакевича обустроена крепкими крестьянскими избами, которые имеют довольно неуклюжий вид, зато добротны и надежны. Свою усадьбу Собакевич обнес надежной оградой. В доме его вся обстановка крепкая и надежная, кажется, что каждый стул кричит: «Я тоже Собакевич». Все чем-то похоже на медвежью берлогу. Большие и громоздкие стулья и кровати, а всюду развешены картины в таких же громоздких рамках.

Характеристика героя

("Собакевич", художник Александр Агин, 1846-47 )

Собакевич самый простой помещик, который твердо стоит на своей земле, умеет трезво и быстро оценивать людей, не испытывая к ним ни малейших симпатий. По убеждению самого Михаила Семеновича его жизнь удалась, которую он сумел обставить фундаментально и основательно. У него отсутствует чувство страха к кому-либо, хотя он великолепный собеседник с определенной грубостью, прямолинейностью и ослиной упертостью.

Михаил Семенович лишен каких-либо эмоциональных порывов и духовных переживаний, он начисто избавлен от мечтательности и филосовствования. Собакевич с полным отвращением воспринимает все новое, что не укладывается в его сознании, считая, что все эти изыски просвещения - вредные выдумки для народа. Его жизненное кредо - «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Он ругает каждого и считает, что самым порядочным человеком для него остается только прокурор, а вот полицмейстера он считает мошенником, да и губернатора разбойником. Для него каждый человек - это лгун и нечистый на руку. Хотя сам спокойно врет председателю палаты, что решил продать каретника Михеева, несмотря на то, что сам председатель уже знал о его кончине.

("Собакевич представляет Чичикову свою жену", художник Александр Агин, 1846-47 )

Мнение о Чичикове . В отличие от помещицы Коробочки, оторванной от реалий жизни и себарита-мечтателя Манилова, Собакевич быстро понял сущность пройдохи Чичикова и не дал возможности провести себя.

Выслушав просьбу Чичикова о продаже ему мертвых душ, Собакевич, несмотря на неуклюжесть и чудаковатость, быстро сообразил, о чем ведет речь Чичиков, поэтому и назначил столь высокую цену - 100 рублей за каждую проданную мертвую душу. В ходе беседы с Чичиковым полностью раскрывается психология Собакевича - крепкого помещика-кулака, который сумел так наладить работу своих крестьян, что извлекал максимальную выгоду для себя. Свою выгоду Собакевич не упустит никогда, поэтому он твердо решил не отступать от назначенной цены.

Образ героя в произведении

("Обед у Собакевича", иллюстрация П.П. Соколова, начало 1890-х )

Собакевич - один из главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души», в котором он создал собирательный образ, встречавшийся и в глухой провинции, и в столичных салонах. В поэме отображена действительность, которая была в России в конце 19 века, когда крестьяне были крепостными, и их жизнь полностью зависела от помещика.

Гоголь, описывая внешность Собакевича, сравнивал его с неповоротливым медведем, который вдруг своими близко посаженными глазами пронзал собеседника, от чего тому становилось неуютно. При всей монументальности Михаил не лишен и некоторых слабостей, главной из них являлось чревоугодие. Похваляясь перед Чичиковым, он говорил: « У меня, когда свинина - всю свинью давай на стол!».

Для описания образа Собакевича Гоголь использовал все приемы композиционного построения повествования: пейзажи, портреты и речь своего героя.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама