THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

>Характеристики героев Детство

Характеристика героя Алеша Пешков

Алеша Пешков – главный герой и повествователь в автобиографическом произведении М. Горького «Детство». ­Алеша рассказывает о своем нелегком детстве и своих первых впечатлениях о жизни. После того, как умер его отец, он оказался на попечении дедушки с бабушкой , которые жили в Нижнем Новгороде. Помимо них в семье были еще дяди, тети, другие внуки и все жили в извечном конфликте друг с другом. Мальчик был очень разочарован таким угрюмым родством, но деваться было некуда. В доме также жил слепой мастер Григорий, с которым мальчик иногда общался. Его дяди и двоюродные братья часто издевались над несчастным, а тот, превозмогая себя, переносил эти оскорбления. Алеша нечасто выходил на улицу поиграть с детворой, так как там только и говорили о скандалах в их доме, осуждая это, а заодно и осмеивая мальчика.

Дома его иногда порол дед, как и других внуков за малейшую провинность. За это он считал старика извергом и недолюбливал его. Хотя тот часто сам приходил мириться, рассказывал о своем детстве, учил грамоте по церковным книгам. Бабушку Алеша, пожалуй, любил больше всех остальных. Это была крупная женщина с большой головой и рыхлым носом. Она знала несметное количество сказок и хорошо относилась к внуку. Мать Варвару он видел нечасто. Её авторитет в глазах мальчика упал после того как она с легкостью позволила его выпороть до полусмерти. В доме проживал еще Иван-Цыганок , которого бабушка с детства воспитала. Он заступался за Алешу и всячески веселил. Однако вскоре Иван умер по вине жестокости дяди Якова.

Впоследствии Алеша пытался подружиться не с одним постояльцем дедова дома, а также с некоторыми соседскими мальчишками, но всегда неудачно. Так, например, ломовой извозчик Петр оказался воришкой и непорядочным человеком. Нахлебник по прозвищу Хорошее Дело хоть и нравился Алеше за разные изобретательства, а деду с бабушкой был вообще не по душе. Вскоре парню пришлось съехать. Соседские мальчишки, сыновья полковника Овсянникова, дружили с ним, пока их отец этого не узнал. В школе Алеше также было нелегко. Дети часто издевались над ним за бедный внешний вид, а учителя ругали за мелкие хулиганства. Мать мальчика вышла замуж повторно и неудачно. Вскоре она всерьез заболела и приехала к родителям медленно умирать. Дед с бабушкой совсем не ладили, даже разделили хозяйство. После смерти матери дед сказал, что пора Алеше идти «в люди».


Нередко я плакал, читая, -так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижа- емый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. М.Горький


Характеризуя литературного героя, размышляя об авторском отношении к нему, следует сформулировать свои впечатления: – от внешности человека; – от обстановки, которой он себя окру- жает или в которой оказался; – от поступков, поведения человека; – от его отношения к окружающим людям и людей к нему; – от высказываний человека.




Вывод: «… вся она тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом», слова её напоминают «ласковые» цветы, а походка – движение ласкового зверя. Бабушка казалась Алёше излучающей свет, тепло, радость. Алёшу привлекает доброе, трогательное отношение к миру, её умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слёз, её рассказы, которые «вливали» в сердце мальчика силу, приподнимая его. Бабушка сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу человеком.


В какой обстановке живёт бабушка Алёши? (глава 2, стр)


Вывод: Жизнь в доме деда Алёше кажется «невыразимо странной», противоестественной, вызывает жуткие ощущения. Вражда, драки, издевательство над слепнущим мастером Григорием, наказание детей – вот те «свинцовые мерзости жизни», о которых нам рассказывает М.Горький.




«Дни нездоровья» Каждый вечер перед сном бабушка рас- сказывала мне сказ- ки или свою жизнь. глава 2, стр)




Вывод: описание танца бабушки – это одновременно и характеристика высокоодарённого человека, и благотворное воздействие его таланта на окружающих; танец бабушки – это рассказ в движениях, жестах, мимике о той сложной многотрудной жизни, которую она прожила, о тех горестях и радостях, которые выпали на её долю, это рассказ о ней самой, о её живой душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру, о душевной стойкости и светлом оптимизме, о вере в лучшие стороны человеческой жизни.


Пожар в доме Кашириных. Какие чувства и особенности харак –тера выявились у бабушки и деда во время сложной,дра- матической ситуа- ции? (глава 4, стр)




«Не только тем изумительна жизнь на- ша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой дряни,но тем,что сквозь этот пласт всё-таки победно прораста- ет яркое, здоровое и творческое, растёт доброе- человечье, возбуждая несокру- шимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» М.Горький

В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в че-ловека...

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бур-ным весельем, вражда и предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили. Доб-рота ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в не-прерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим челове-ком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился «бабушкин» Бог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе пред-ставляла Бога бабушка: «Сидит Господь на холме, среди луга райского... А около Господа ангелы летают во множестве... Бога видеть человеку не дано, — ос-лепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста». Алеша представлял, «что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пче-лы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок». Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен, «но перед ним нельзя было лгать — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке». В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравст-венному становлению мальчика. Одним из таких уро-ков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился: «в дела взрос-лых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Бо-гом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разу-мом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и на-казывать. Ему, а не нам!»

Дедов Бог и молитва отличались от бабушкиных. Дедов Бог — «существо вездесущее, всеведущее, все-видящее». Молился он твердо, точно повторял урок, крестился часто, судорожно кивая головой, голос его взвизгивал и всхлипывал.

В отличие от бабушкиного доброго и справедливого Бога, дед всегда подчеркивал в силе Божией ее жесто-кость: «...вот согрешили люди и — потоплены, еще со-грешили и — сожжены, разрушены города их». «...де-дов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не лю-бил никого, следил за всем строгим оком, он прежде всего искал и видел в человеке дурное, злое, грешное».

В детстве, в период становления личности, ребенку особенно необходимы нравственные ориентиры в жизни. «Мысли и чувства о боге были главной пи-щей» для души Алеши. Бог в душе у мальчика ассо-циировался с образом бабушки, поэтому он ему и нра-вился, в отличие от Бога деда. Первые уроки нравст-венности, полученные от бабушки, навсегда остались с Алешей: «Я не мог терпеть, когда ребята стравлива-ли собак и петухов, истязали кошек, гоняли еврей-ских коз, издевались над пьяными нищими и блажен-ным Игошей Смерть в Кармане». От Григория Ивано-вича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню, Алеша убегал. Ему было «нестерпимо стыдно перед ним», стыдно, что дедушка отказал ста-рому мастеру в крове и еде.

Хорошей школой жизни стали для Алеши Пешко-ва детские годы. Столкнувшись с человеческой зло-бой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось от-крытым для любви к людям. У бабушки Алеша нау-чился черпать силы, научился оптимизму, бескоры-стной любви к миру, она открыла ему светлого и доб-рого Бога. Бог для мальчика — это символ всего прекрасного, что окружает человека. Размышления о «милом друге всему живому» способствовали духов-ному и нравственному становлению Алеши.

«Детство» М. Горького - это не только исповедь собственнйо души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты - человек.

Писатель правдиво рассказывает о собственной семье и дарит нам надежду на возрождение доброй, светлой, человеческой жизни. О ней мечтает на протяжении всего повествования Алёша Пешков. Ему повезло родиться в семье, где отец и мать жили в настоящей любви. Ведь самое главное в жизни ребёнка - жить в семье, в которой тебя не воспитывают, а по-настоящему любят. Не сладок был путь Алёши после потери родителей, но заряд большой любви, полученный в детстве, позволил мальчику не пропасть и не ожесточиться от человеческой дикости, чуждых ему родственников. Плохо, когда осознанная жизнь человека начинается со смерти любимого отца, ещё хуже, когда после неё живёшь в атмосфере ненависти, где люди путают уважение со страхом, когда самоутверждаются за счёт слабого и завидуют друг другу, когда начинают войну за отцовское добро. Автор не испытывает ненависти к тем, кто калечил его детство. Алёша понимал, что дядья несчастны в своём духовном убожестве. Было желание у мальчика уйти из дома с ослепшим мастером Григорием и скитаться, прося подаяние, лишь бы не видеть пьяниц дядьёв, деда-самодура и забитых двоюродных братьев. У него было развито чувство собственного достоинства, он не терпел никакого насилия ни по отношению к себе, ни к другим. Алёша всегда был готов заступиться за обиженного, не мог выносить, когда уличные мальчишки мучили животных, издевались над нищими.

Примером доброты стала его любимая бабушка Акулина Ивановна, фактически ставшая Алёше матерью. С какой любовью рассказывает он о Цыганке, о верных друзьях детства, о нахлебнике Хорошее Дело. В восприятии Алёши Цыганок ассоциировался с героем русских народных сказок. Бабушка и Цыганок помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. Бабушка, великая сказочница, приобщила внука к народному творчеству. Странная дружба завязалась между Алёшей и Хорошим Делом. Хорошее Дело давал Алёше советы, привил ему любовь к чтению книг. Его эксперименты будили в мальчике любопытство, общение с ним раздвигало для Алёши мир далеко за пределы дома и семьи.

Помимо злых, алчных и несчастных людей, Алёша видел добрых и любящих его. Именно любовь спасла Алёшу в трудных жизненных ситуациях и заставила не прогибаться под сложный и жестокий мир.

Алеша Пешков - главный герой повести «Детство» Повесть “Детство” - это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой - Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши.

Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый.

Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим.

Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били.

Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело.

Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше. Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек - это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался. Алеша был добрым мальчиком.

Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей.

Те, к кому он был больше всех привязан, - это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше.

Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама