>Характеристики героев Детство
Характеристика героя Алеша Пешков
Алеша Пешков – главный герой и повествователь в автобиографическом произведении М. Горького «Детство». Алеша рассказывает о своем нелегком детстве и своих первых впечатлениях о жизни. После того, как умер его отец, он оказался на попечении дедушки с бабушкой , которые жили в Нижнем Новгороде. Помимо них в семье были еще дяди, тети, другие внуки и все жили в извечном конфликте друг с другом. Мальчик был очень разочарован таким угрюмым родством, но деваться было некуда. В доме также жил слепой мастер Григорий, с которым мальчик иногда общался. Его дяди и двоюродные братья часто издевались над несчастным, а тот, превозмогая себя, переносил эти оскорбления. Алеша нечасто выходил на улицу поиграть с детворой, так как там только и говорили о скандалах в их доме, осуждая это, а заодно и осмеивая мальчика.
Дома его иногда порол дед, как и других внуков за малейшую провинность. За это он считал старика извергом и недолюбливал его. Хотя тот часто сам приходил мириться, рассказывал о своем детстве, учил грамоте по церковным книгам. Бабушку Алеша, пожалуй, любил больше всех остальных. Это была крупная женщина с большой головой и рыхлым носом. Она знала несметное количество сказок и хорошо относилась к внуку. Мать Варвару он видел нечасто. Её авторитет в глазах мальчика упал после того как она с легкостью позволила его выпороть до полусмерти. В доме проживал еще Иван-Цыганок , которого бабушка с детства воспитала. Он заступался за Алешу и всячески веселил. Однако вскоре Иван умер по вине жестокости дяди Якова.
Впоследствии Алеша пытался подружиться не с одним постояльцем дедова дома, а также с некоторыми соседскими мальчишками, но всегда неудачно. Так, например, ломовой извозчик Петр оказался воришкой и непорядочным человеком. Нахлебник по прозвищу Хорошее Дело хоть и нравился Алеше за разные изобретательства, а деду с бабушкой был вообще не по душе. Вскоре парню пришлось съехать. Соседские мальчишки, сыновья полковника Овсянникова, дружили с ним, пока их отец этого не узнал. В школе Алеше также было нелегко. Дети часто издевались над ним за бедный внешний вид, а учителя ругали за мелкие хулиганства. Мать мальчика вышла замуж повторно и неудачно. Вскоре она всерьез заболела и приехала к родителям медленно умирать. Дед с бабушкой совсем не ладили, даже разделили хозяйство. После смерти матери дед сказал, что пора Алеше идти «в люди».
Нередко я плакал, читая, -так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижа- емый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. М.Горький
Характеризуя литературного героя, размышляя об авторском отношении к нему, следует сформулировать свои впечатления: – от внешности человека; – от обстановки, которой он себя окру- жает или в которой оказался; – от поступков, поведения человека; – от его отношения к окружающим людям и людей к нему; – от высказываний человека.
Вывод: «… вся она тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом», слова её напоминают «ласковые» цветы, а походка – движение ласкового зверя. Бабушка казалась Алёше излучающей свет, тепло, радость. Алёшу привлекает доброе, трогательное отношение к миру, её умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слёз, её рассказы, которые «вливали» в сердце мальчика силу, приподнимая его. Бабушка сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу человеком.
В какой обстановке живёт бабушка Алёши? (глава 2, стр)
Вывод: Жизнь в доме деда Алёше кажется «невыразимо странной», противоестественной, вызывает жуткие ощущения. Вражда, драки, издевательство над слепнущим мастером Григорием, наказание детей – вот те «свинцовые мерзости жизни», о которых нам рассказывает М.Горький.
«Дни нездоровья» Каждый вечер перед сном бабушка рас- сказывала мне сказ- ки или свою жизнь. глава 2, стр)
Вывод: описание танца бабушки – это одновременно и характеристика высокоодарённого человека, и благотворное воздействие его таланта на окружающих; танец бабушки – это рассказ в движениях, жестах, мимике о той сложной многотрудной жизни, которую она прожила, о тех горестях и радостях, которые выпали на её долю, это рассказ о ней самой, о её живой душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру, о душевной стойкости и светлом оптимизме, о вере в лучшие стороны человеческой жизни.
Пожар в доме Кашириных. Какие чувства и особенности харак –тера выявились у бабушки и деда во время сложной,дра- матической ситуа- ции? (глава 4, стр)
«Не только тем изумительна жизнь на- ша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой дряни,но тем,что сквозь этот пласт всё-таки победно прораста- ет яркое, здоровое и творческое, растёт доброе- человечье, возбуждая несокру- шимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» М.Горький
В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в че-ловека...
Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бур-ным весельем, вражда и предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили. Доб-рота ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в не-прерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим челове-ком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».
Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? Каким должен быть человек?
Алеше очень нравился «бабушкин» Бог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе пред-ставляла Бога бабушка: «Сидит Господь на холме, среди луга райского... А около Господа ангелы летают во множестве... Бога видеть человеку не дано, — ос-лепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста». Алеша представлял, «что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пче-лы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок». Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен, «но перед ним нельзя было лгать — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке». В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравст-венному становлению мальчика. Одним из таких уро-ков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.
Бабушке этот поступок не понравился: «в дела взрос-лых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Бо-гом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разу-мом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и на-казывать. Ему, а не нам!»
Дедов Бог и молитва отличались от бабушкиных. Дедов Бог — «существо вездесущее, всеведущее, все-видящее». Молился он твердо, точно повторял урок, крестился часто, судорожно кивая головой, голос его взвизгивал и всхлипывал.
В отличие от бабушкиного доброго и справедливого Бога, дед всегда подчеркивал в силе Божией ее жесто-кость: «...вот согрешили люди и — потоплены, еще со-грешили и — сожжены, разрушены города их». «...де-дов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не лю-бил никого, следил за всем строгим оком, он прежде всего искал и видел в человеке дурное, злое, грешное».
В детстве, в период становления личности, ребенку особенно необходимы нравственные ориентиры в жизни. «Мысли и чувства о боге были главной пи-щей» для души Алеши. Бог в душе у мальчика ассо-циировался с образом бабушки, поэтому он ему и нра-вился, в отличие от Бога деда. Первые уроки нравст-венности, полученные от бабушки, навсегда остались с Алешей: «Я не мог терпеть, когда ребята стравлива-ли собак и петухов, истязали кошек, гоняли еврей-ских коз, издевались над пьяными нищими и блажен-ным Игошей Смерть в Кармане». От Григория Ивано-вича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню, Алеша убегал. Ему было «нестерпимо стыдно перед ним», стыдно, что дедушка отказал ста-рому мастеру в крове и еде.
Хорошей школой жизни стали для Алеши Пешко-ва детские годы. Столкнувшись с человеческой зло-бой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось от-крытым для любви к людям. У бабушки Алеша нау-чился черпать силы, научился оптимизму, бескоры-стной любви к миру, она открыла ему светлого и доб-рого Бога. Бог для мальчика — это символ всего прекрасного, что окружает человека. Размышления о «милом друге всему живому» способствовали духов-ному и нравственному становлению Алеши.
«Детство» М. Горького - это не только исповедь собственнйо души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты - человек.
Писатель правдиво рассказывает о собственной семье и дарит нам надежду на возрождение доброй, светлой, человеческой жизни. О ней мечтает на протяжении всего повествования Алёша Пешков. Ему повезло родиться в семье, где отец и мать жили в настоящей любви. Ведь самое главное в жизни ребёнка - жить в семье, в которой тебя не воспитывают, а по-настоящему любят. Не сладок был путь Алёши после потери родителей, но заряд большой любви, полученный в детстве, позволил мальчику не пропасть и не ожесточиться от человеческой дикости, чуждых ему родственников. Плохо, когда осознанная жизнь человека начинается со смерти любимого отца, ещё хуже, когда после неё живёшь в атмосфере ненависти, где люди путают уважение со страхом, когда самоутверждаются за счёт слабого и завидуют друг другу, когда начинают войну за отцовское добро. Автор не испытывает ненависти к тем, кто калечил его детство. Алёша понимал, что дядья несчастны в своём духовном убожестве. Было желание у мальчика уйти из дома с ослепшим мастером Григорием и скитаться, прося подаяние, лишь бы не видеть пьяниц дядьёв, деда-самодура и забитых двоюродных братьев. У него было развито чувство собственного достоинства, он не терпел никакого насилия ни по отношению к себе, ни к другим. Алёша всегда был готов заступиться за обиженного, не мог выносить, когда уличные мальчишки мучили животных, издевались над нищими.
Примером доброты стала его любимая бабушка Акулина Ивановна, фактически ставшая Алёше матерью. С какой любовью рассказывает он о Цыганке, о верных друзьях детства, о нахлебнике Хорошее Дело. В восприятии Алёши Цыганок ассоциировался с героем русских народных сказок. Бабушка и Цыганок помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. Бабушка, великая сказочница, приобщила внука к народному творчеству. Странная дружба завязалась между Алёшей и Хорошим Делом. Хорошее Дело давал Алёше советы, привил ему любовь к чтению книг. Его эксперименты будили в мальчике любопытство, общение с ним раздвигало для Алёши мир далеко за пределы дома и семьи.
Помимо злых, алчных и несчастных людей, Алёша видел добрых и любящих его. Именно любовь спасла Алёшу в трудных жизненных ситуациях и заставила не прогибаться под сложный и жестокий мир.
Алеша Пешков - главный герой повести «Детство» Повесть “Детство” - это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой - Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши.
Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый.
Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим.
Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.
Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били.
Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело.
Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше. Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек - это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался. Алеша был добрым мальчиком.
Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей.
Те, к кому он был больше всех привязан, - это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше.
Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.