THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Примерный план образовательной работы

с детьми средней группы

Тема: «Народная культура и традиции»

Программное содержание :

    Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.

    Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.

    Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).

Непосредственно организованная образовательная деятельность

«Познание» - развитие кругозора

Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Труд» - рукотворный мир

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Украшение фартука». Учить рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение рисовать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.

«Коммуникация»/ «Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

«Художественное творчество» - рисование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Украшение платочка. (По мотивам дымковской росписи) Учить: выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

«Художественное творчество» - лепка

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Пластилиновая роспись» (дымковская). Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.

«Художественное творчество» –конструирование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Постройка «Башенка», «Домик». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

    Слушание: «Пастушок»; Русские народные плясовые мелодии.

    Пение: «Где был Иванушка», «Кисонька - мурысонька» рус; народные песни.

    картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;

    иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;

    иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», « Колобок», «Теремок», «Репка»;

    готовые формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора

    бросовый материал для изготовления макета «Подворье»

    формы для выкладывания на фланелеграфе узора

    картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»

    иллюстрации к сказкам «Хаврошечка», «Лисичка - сестричка и серый волк»;

    игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек

    разукрашивание предметов быта, обводки по контуру

    для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;

    куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме

    раскраски «Дымковская игрушка»;

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:

    рассматривание книг, обсуждение;

    рассматривание предметов на тему «Русской избы»,

    подвижные игры с детьми: с бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»;

    посетить музей декоративно-прикладного искусства;

    нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;

    рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;

    рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро

    экспериментальная деятельность со свойствами дерева и глины;

    развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;

    рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.);

    рассматривание иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка»,« Колобок», «Теремок», «Репка»;

    использование готовых формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора;

    изготовления макета «Подворье»;

    выкладывания на фланелеграфе узора;

    знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка;

    картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»;

    игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек;

    организация подвижных игр;

    рассматривание игрушек, иллюстраций, беседа по ним;

Гигиенические процедуры

    использование потешек поговорок, загадок; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку;

    ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой);

    знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками; «Барабек», «Мешок»;

    потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса»

Завтрак, обед, полдник, ужин

Прогулка

Наблюдение: использовать народные песенки, заклички «Солнышко, повернись!» «Дождик, дождик, пуще!»

Подвижные игры: игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др

Труд: Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Вечер

    экспериментирование с водой, глиной;

    рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;

    проблемные ситуации «Как нам умыться, если нет водопровода»;

    образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;

    просмотр СД дисков с народными сказками;

    разучивание поговорок и пословиц, чтение потешек;

    рассматривание предметов декоративного искусства, иллюстраций, картин;

    чтение загадок и стихотворения о дымковской игрушке;

    использование считалок в игре «На золотом крыльце сидели…» «Шла кукушка мимо сети…»;

    русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей» , «Лисичка-сестричка и волк» ,«Чудесные лапоточки»;

    игровые ситуации «В гостях у бабушки Матрёны». Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.

Прогулка

Наблюдение:

Подвижные игры: «Мыши и кот»; с бегом «У медведя во бору» (разучивание); с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание); с метанием «Кто дальше бросит мешочек»; с лазаньем «Наседка и цыплята»; Народная подвижная игра «Зайка серый умывается»;

Тема недели : «Народная культура и традиции ».

Задачи : Продолжать знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира).Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к произведениям искусства

Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества

Совместная деятельность

Прогулка

Индивидуальная работа

Беседа о проведенных выходных: Чем занимались? Куда ходили?

Беседа «Народы России» -воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Д/У «Подбери пару» -учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.

Ситуативный разговор «Чистота – залог здоровья». Ц: Продолжать знакомить детей с понятием "Здоровье".

Оздоровительная гимнастика после дневного сна.

Чтение «В городе Скороговора» Цель: закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора; воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам.

Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Ц: Продолжать знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.

Труд - «Уберём игрушки вместе!» Цель: воспитывать поведение и положительные взаимоотношения между детьми; умение работать дружно.

«Чудо чудное, диво

дивное – золотая хохлома»

Цель: познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; воспитывать чувство патриотизма

Вераксы Н.Е. «Комплексные занятия. Подготовительная группа», стр. 265

«Малые фольклорные формы»

Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки

«Путешествие в страну фольклора» О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»,

Наблюдение за облаками

Цель : продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Трудовая деятельность

Помощь малышам в сооружении горки на их участке.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цели :

- упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;

- воспитывать ловкость и выносливость.

С Максимом П., Вовой В. повторить последовательность времен года.

С Катей Г., Машей В. дидактическое упражнение «Волшебный квадрат». Цель: развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

Комплекс утренней гимнастики.

Д/и «Не ошибись»

Цель: уточнить, закрепить знания детей об органах чувств, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Д/И. «Оденем куклу на праздник» (бумажная) Ц: продолжать познакомить с элементами народного костюма.

«Похож – не похож» (словесная) Цель: продолжать учить детей сравнивать предметы, находить связь в них; признаки развлечения и сходства, узнавать предметы по описанию, развивать описательную речь, логическое мышление.

Чтение и беседа по сказке Н. Бажов «Серебряное копытце» с целью знакомства детей с творчеством уральского писателя Н. Бажова. Ц: Воспитывать осознанное отношение к средствам выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление).

Д/И «Кому, что нужно для работы», «Музей предметов» Цель: углублять знания детей о многообразии предметного мира, о назначении предметов; развивать познавательный интерес

Раскраски «Дымковская игрушка»

«Разрезные картинки»- развивать умение составлять целое из частей (народные промыслы)

Настольно печатная игра «Русские узоры»

«Сантиметр»

Цель: упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины - сантиметром; познакомить с линейкой и ее назначением; упражнять в счете в пределах 20

В.П.Новикова «Математика в детском саду» (подготовительная группа) стр.133

Наблюдение за снегом

Цели :

    учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе.

    закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в не­живой природе (солнце - снег).

Измерить глубину снега на солнце и в тени.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от мусора.

Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры

«Зайцы».

Цель: развивать умение быстро бегать, увертываться от ловящего.

«Не задень».

Цель: учить перепрыгивать через веревку на высоте 15-20 см.

Игра «Танграм» (квадрат, треугольник) развивать умение складывать фигуру из частей по образцу; развивать мышление и внимание (Настя А., Артем У.)

Игра-головоломка «Вьетнамская игра». Дать представление об изменении геометрических фигур (Катя, Яна)

Комплекс утренней гимнастики

Дидактическая игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных)

Слушание «Как у нас- то в мастерской» А.Филиппенко «Уральский хоровод», хоровод «Прялица».Ц: Рассказать детям о народных промыслах Урала (используя картинки)

Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов

Оздоровительная гимнастика после сна.

Чтение и восприятие художественной литературы:

«Чем пахнут ремёсла» Дж. Родари

Пословицы о труде. Ц:Формировать интерес к профессиям; активизация к познавательной, творческой деятельности.

Беседа «Мебель и утварь в

старинной русской избе» Изготовление с детьми утвари и посуды для русской избы(из бросового материала)

Искусство русской глиняной игрушки. (трафарет) Формировать умение замечать выразительность цвета. Закрепить знание об особенностях росписи дымковской и филимоновской игрушек. Упражнять в поиске цветового решения, соответствующего колориту глиняных игрушек. Воспитывать интерес к народной игрушке

Физкультурное занятие № Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе» стр.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели :

    формировать представление о весенних изменениях в природе;

    учить видеть изменения в поведении воробьев с прихо­дом весны;

    воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бе­режное отношение к ним.

Трудовая деятельность

Расчистка клумбы от прошлогодней травы.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Кто быстрее?», «Дальше и выше»

Цель: упражнять в беге, развивать быстроту

Д/ игра «Что изменилось» Ц: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление (Кирилл Ф., Полина)

С Вероникой, Артемом У. дидактическая игра «Веселый язычок». Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Комплекс утренней гимнастики

Беседа «Быт и традиции русского народа». Ц: Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения. Продолжать обогащать речь детей новыми словами. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, точно описывая их качества.

Слушание пьесы «Как мужик на гармошке играл»

Презентация « Народные куклы-самоделки» Ц: развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой

Д/и «Чей сувенир?»- углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев

Оздоровительная гимнастика после сна.

Чтение: сказки «Три дочери» Цель: назвать русские слова.

Рассматривание с детьми слайдовой презентации

«Расписная игрушка».

Рассказ воспитателя о народных промыслах. Рассматривание игрушек, открыток и иллюстраций о народном творчестве.

«Счет тройками»

В.П.Новикова «Математика в детском саду» (подготовительная группа) стр.135

«Дымковские барышни»; Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки, лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать умения правильно оценивать свою работу и работу товарищей. Комарова Т.С. Стр.60

Музыкальное по плану муз. работника

Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Трудовая деятельность

Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.

Цель: развивать желание помогать старшим.

Подвижная игра «Солнце и планеты».

Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.

С Денисом и Максимом П. закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет).

С подгруппой детей продолжать учить названия месяцев по сезонам

Комплекс утренней гимнастики.

Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце»

Д/И «Чего не стало»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными; употреблять существительные в родительном падеже.

«Выложи сам». Цель: учить детей анализировать форму предметов, используя изображение фигуры, составлять рисунок из геометрических форм(орнамент)

Оздоровительная гимнастика после сна.

Беседа по пословицам: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей»

Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".

Настольно печатная игра «Сложи узор»

Цель: учить составлять целое из частей.

«Декоративно-прикладное искусство». Цель: Различать особенности, характерные для каждого вида промысла через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление. Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).

«Кукла в национальном

костюме» стр.144, Т.С. Комарова

Физкультурное занятие № Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе» стр.

Наблюдение за капелью

Цели :

- закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;

- обучать исследовательским действиям.

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке малышей.

Цель: оказывать помощь малышам и их воспитателям.

Подвижные игры

«Пятнашки», «Не замочи ноги», «Ветер».

Цели:

    закреплять умение бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия;

    учить внимательно слушать команды воспитателя, пре­одолевать препятствия.

Анжелика и Артем – закрепить навыки работы с ножницами.

Игра «Составь узор из веревочек» - Костя, Ксюша, Тимофей

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Цель : познакомить детей подготовительной группы ДОУ с народными календарно-обрядовыми праздниками, их традициями.

Задачи :

    Прививать любовь к Родине.

    Развивать интерес к её истории, культуре, быту.

    Формировать желание использовать в самостоятельных играх со сверстниками, народные игры русского народа.

Разделы комплексного плана:

    Месяц. Включает название месяца (с 09 - 05)

    Название праздника. Включает названия русских календарно-обрядовых праздников.

    Краткая информация о празднике. Содержит информацию о календарно-обрядовом празднике.

План разработан на весь учебный год, удобен в работе.

  1. Мероприятие включает в себя несколько частей:
  • ознакомление с бытом (ведущая роль Хозяйки);
  • разучивание заклички и пословиц (ведущая роль домовёнка Кузи);
  • хоровод или танец;
  • показ презентации по теме праздника;
  • проведение обряда;
  • проведение русских народных подвижных игр.
  1. Презентация необходима, чтобы у детей была возможность увидеть всё своими глазами, понять смысл праздника и запомнить его.
  2. Ознакомление с календарно-обрядовыми праздниками проводятся в «Русской избе» (специально оформленное помещение) один раз в неделю.
  3. Проводит их Хозяйка (воспитатель, наряженная в русский костюм).
  4. Хозяйка знакомит детей с бытом: солит капусту, топит печь, перемалывает зерно на жерновах и т д.
  5. Хозяйка использует для приветствия и прощания разнообразные словосочетания, например: «доброго времени суток», «мир вашему дому», «милости прошу», «здравствуйте, красны девицы и добры молодцы», «позвольте откланяться», «надеюсь на скорую встречу».
  6. Хозяйке помогает Домовёнок Кузя (кукла). Он разучивает с детьми заклички, пословицы, «принимает участие» в играх.
  7. В проведении мероприятий наблюдается высокая двигательная активность, т. к. дети водят хороводы, кричат «заклички» возле окна, танцуют, играют в народные подвижные игры и т. д.
  8. В работе для ознакомления с прошлым родного края используется сотрудничество с музеем Рудногорской Сош.

Практическая значимость:

  1. Помогает воспитателю в работе по ознакомлению дошкольников с русской культурой, бытом.
  2. Способствует развитию культуры общения, речи.

Эффективность: Доставляет детям радость, объединяет их, воспитывает гордость за свой народ.

Литература:

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О. Л. Князева.

    Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина.

Приложение 1: Комплексно - тематическое планирование по приобщению к истокам русской народной культуре в подготовительной группе.

Приложение 2: Презентация «Зимние Святки».

с детьми 1,5 – 3лет

Программное содержание :

1. Ознакомление детей с предметами быта, их названиями, предназначением.

2. Развитие умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок).

3. Ознакомление с народным творчеством на примере народных игрушек.

Непосредственно организованная образовательная деятельность

«Познание» - развитие сенсорной культуры.

Дидактическая игра «Матрёшки» – упражнять в установлении сходства и различия между предметами (большая – маленькая).

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Чтение русской народной сказки «Теремок». Знакомить детей с жанром сказки, учить детей запоминать отдельные слова и выражения героев и воспроизводить их;

/«Труд» - рукотворный мир

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Рассматривание предметов народного быта: (лавка, печь, люлька). Уточнение способов действия с предметами (ухватом, кочергой). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, а не одним словом.

«Художественное творчество» – лепка

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Лепка «Сладкий пирог»; Использовать приёмы формирования умения скатывать ком глины между ладонями прямыми движениями, сплющивать ком глины, придавая ему форму лепешки; побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом; закреплять умение аккуратно пользоваться глиной.

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

4. Расширение представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.). Ознакомление с народными промыслами.

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бочок, белые копытца». Познакомить с русской народной сказкой. Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено. Использовать приёмы обучения детей внимательно слушать и эмоционально воспринимать сказку. выразительно передавать её содержание, используя жесты, мимику.

«Познание» - развитие кругозора/ «Труд» - рукотворный мир

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья); Цель: формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; делать простейшие обобщения. Знакомить с материалами, их свойствами.

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Узор на круге». Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине – большие и маленькие; составлять узор в определенной последовательности: вверху, внизу, справа, слева большие круги, а между ними маленькие. Упражнять в умении аккуратно пользоваться красками. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Ой, ладушки - ладушки, испечем оладушки». Продолжать совершенствовать умения скатывать ком глины между ладонями прямыми движениями, сплющивать ком глины, придавая ему форму лепешки. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной; Воспитывать желание трудиться.

«Художественное творчество» – аппликация / конструирование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Салфетка». Учить составлять узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Слушание: «Со вьюном я хожу» рус; нар; песня; русские народные плясовые мелодии.

Пение: «Поедем, сыночек, в деревню» рус; народная мелодия; «Белые гуси» муз; М; Красева.

Для сюжетных игр в фольклорной избе «Дом» - внести колыбельку (люльку);

Иллюстрации разных матрёшек;

Детские музыкальные инструменты;

Книги русских народных сказок, иллюстрации по сказкам;

Иллюстрации с изображением старинной одежды;

Иллюстрации о труде в поле, огороде, в избе, хлеву;

Выставку: «Русская изба»;

Сарафаны, платочки;

Иллюстраций к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» «Наш козел»;

Кубики (сложи картинку по русской народной сказке);

Народные игрушки, предметы обихода (посуда деревянная, печка, горшки);

Готовые формы для разукрашивания предметов быта, обводки по контуру, аппликации;

Народные инструменты ложки, бубен, свистульки;

Иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др;

Посетить выставки народных промыслов: народного декоративно-прикладного искусства;

Домашнее чтение русских народных сказок, потешек, прибауток с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом;

Для домашнего чтения – пословицы, поговорки, потешки Т; И; Тарабарина, Н;В; Елкина; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», Хитрая лиса»; о народных приметах, праздниках, народной кухне;

Побеседовать «Какую одежду носили бабушки наших бабушек», попросить принести фотографии бабушек и мам в красивой одежде;

Поиграть с детьми в русские народные игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет»; с подлезанием и лазаньем:; «Haceдкa и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики»; с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комapa», «Bopoбышки и кот», «C кочки на кочку»; с бегом: «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках»; на ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит».

Утро

Развивающие ситуации: рассматривание альбомов народного творчества (дымковская и богородская игрушка, матрёшка);

Игровая ситуация «В гости к нам пришли матрёшки». Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить детей составлять небольшие рассказы;

Рассматривания иллюстраций к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» «Наш козел»;

Игры, прибаутки; народные игры с танцевальными движениями; детских музыкальных инструментах народные мелодии организации игр: на соответствие текста и движений рук «Пальчик-мальчик»; игры-драматизации «Умоем куклу»;

Разукрашивание предметов быта, обводки по контуру;

Аппликация по готовым формам;

Составление узора на полосе – на развитие восприятия;

Игры на соответствие текста и движений рук «Пальчик-мальчик»; игры-драматизации «Умоем куклу»; построек из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец»;

Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, и др;); Знакомить с народными промыслами; Продолжать знакомить с устным народным творчеством; Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности;

Игры в уголке ряженья;

Знакомство с умывальником из народной избы;

Игры с народными деревянными, тряпичными, глиняными игрушками;

Народные подвижные игры (Хороводные «Заинька» и «Петушок»);

Прослушивание и подпевание народных песен;

Дидактическая игра «Одень Машеньке сарафан»;

Разучивание потешки «А тари, тари, тари»;

Постройки из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец». Цель: учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали;

Игры со строительным материалом «Расставим мебель» Цель: продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединяя их по сюжету. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробку. Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных).

Гигиенические процедуры

Использование потешек «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…», «Чешу, чешу волосоньки…»,

При одевании: «Купим сыну валенки…», при умывании: «Банька» (Ю; Кушак), «Гуси-лебеди летели …»

Перед сном слушание «Лю-лю, бай» рус; нар; колыбельная

Завтрак, обед, полдник, ужин

Русские народные потешки, пословицы, поговорокы, загадки об овощах и о фруктах;

Ситуативные разговоры о пользе каш, молока.

Прогулка

Наблюдение:

Подвижные игры: с бегом: «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках»; игра с пением «Заинька выходи»; с бегом «Горелки»,

Труд:

Вечер

Рассматривание картинок о народных промыслах;

Дидактические игры с матрёшкой, богородскими игрушками;

Выкладывание на листе бумаги детали разной формы, величины, цвета в определенной последовательности по алгоритму, составляя несложные образы предметов;

Прогулка

Наблюдение:

Подвижные игры: «Мыши и кот», «Зайка», «Карусели», «Лохматый пес», «Мыши в кладовой»

Труд:

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Примерный план образовательной работы

с детьми средней группы

Тема: «Народная культура и традиции»

Программное содержание :

1. Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно - прикладного и изобразительного искусства.

2. Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.

3. Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).

Непосредственно организованная образовательная деятельность

«Познание» - развитие кругозора

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Труд» - рукотворный мир

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Украшение фартука». Учить рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение рисовать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.

«Коммуникация»/

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

«Художественное творчество» - рисование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Украшение платочка. (По мотивам дымковской росписи) Учить: выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

«Художественное творчество» - лепка

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Пластилиновая роспись» (дымковская). Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.

«Художественное творчество» –конструирование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Постройка «Башенка», «Домик». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Слушание: «Пастушок»; Русские народные плясовые мелодии.

Пение: «Где был Иванушка», «Кисонька - мурысонька» рус; народные песни.

Картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;

Иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;

Иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», « Колобок», «Теремок», «Репка»;

Готовые формыиз бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора

Бросовый материал для изготовления макета «Подворье»

Формы для выкладывания на фланелеграфе узора

Картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»

Иллюстрации к сказкам «Хаврошечка», «Лисичка - сестричка и серый волк»;

Игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек

Разукрашивание предметов быта, обводки по контуру

Для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;

Куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:

Рассматривание книг, обсуждение;

Рассматривание предметов на тему «Русской избы»,

Подвижные игры с детьми: с бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»;

Посетить музей декоративно-прикладного искусства;

Нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;

Рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;

Рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро

Экспериментальная деятельность со свойствами дерева и глины;

Развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;

Рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т. п.);

Рассматривание иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка»,« Колобок», «Теремок», «Репка»;

Использование готовых формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора;

Изготовления макета «Подворье»;

Выкладывания на фланелеграфе узора;

Знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка;

Картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»;

Игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек;

Организация подвижных игр;

Рассматривание игрушек, иллюстраций, беседа по ним;

Гигиенические процедуры

Использование потешек поговорок, загадок; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку;

Ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой);

Знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками; «Барабек», «Мешок»;

Потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса»

Завтрак, обед, полдник, ужин

Прогулка

Наблюдение: использовать народные песенки, заклички «Солнышко, повернись!» «Дождик, дождик, пуще!»

Подвижные игры: игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др

Труд: Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Вечер

Экспериментирование с водой, глиной;

Рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;

Проблемные ситуации «Как нам умыться, если нет водопровода »;

Образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;

Просмотр СД дисков с народными сказками;

Разучивание поговорок и пословиц, чтение потешек;

Рассматривание предметов декоративного искусства, иллюстраций, картин;

Чтение загадок и стихотворения о дымковской игрушке;

Использование считалок в игре «На золотом крыльце сидели…» «Шла кукушка мимо сети…»;

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей» , «Лисичка-сестричка и волк» ,«Чудесные лапоточки»;

Игровые ситуации «В гостях у бабушки Матрёны». Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.

Прогулка

Наблюдение:

Подвижные игры: «Мыши и кот»; с бегом «У медведя во бору» (разучивание); с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание); с метанием «Кто дальше бросит мешочек»; с лазаньем «Наседка и цыплята»; Народная подвижная игра «Зайка серый умывается»;

Труд:

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Примерный план образовательной работы

с детьми старшей группы

Тема: «Народная культура и традиции»

Программное содержание :

1. Развитие и обогащение потребности и желание детей в познании творчества народной культуры; восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений

2. Ознакомление детей с взаимосвязью явлений природы с народными приметами, со способами действий с предметами быта, их функциями.

Непосредственно организованная образовательная деятельность

«Социализация»/«Безопасность»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Экскурсия в музей «Русская изба». Рассматривание выставок «Старинная и современная посуда», «Что за чудо печь». Развитие потребности и желания детей в познании творчества народной культуры; красивых предметов быта. Отметить особенности старинной и современной посуды.

«Познание» - развитие сенсорной культуры, конструирование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Архитектура и дизайн. Отмечать особенности построек старины. Развивать творческие и конструкторские способности, фантазию, изобретательность. Упражнять: в моделировании и конструировании, построении схем. Учить самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их. Развивать образное пространственное мышление

«Познание» развитие кругозора

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Загадывание загадок об осенних явлениях природы.

«Труд» - рукотворный мир

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Салфеточка. Вязание крючком. Познакомить детей с приёмом вязания – косичка.

«Коммуникация»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Беседа «Русская изба»: обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; Учить детей связно и последовательно рассказывать о предмете развёрнутыми и полными предложениями;

«Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Колыбельная» Саша Черный. Знакомить детей с новым жанром народного творчества - колыбельная песня, показать особенности и способ бытования в современной жизни;

«Художественное творчество» – декоративно-прикладное искусство/рисование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Знакомство с городецкой росписью; Учить: образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; - пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке; Закреплять умение строить композицию рисунка; Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами; Учить: выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки; рисовать элементы кистью; Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.

«Художественное творчество» - лепка

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Дымковская роспись». Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.

«Художественное творчество» – художественный труд

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Коврик для кукол с элементами декоративной росписи».Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы; Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее, правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Продолжать учить детей аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать желание трудиться.

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Слушание и пение народных произведений.

Оформить выставку - «Какие бывают книги»;

Детские музыкальные инструменты предметы и оборудование в стиле народных традиций для разворачивания игровых сюжетов по мотивам музыкальных произведений и народного творчества;

Атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций по сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;

Готовые формы из бумаги, картона предметов быта, обводки по контуру (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок);

Различные виды конструкторов и схемы построек старинных домов, зданий;

Фланелеграф;

Различный природный материал для составления композиций;

Предметы народного творчества, иллюстрации, альбомы, фотографии, образцы росписи, трафареты;

Самовар для организации игры в дом;

Выставка предметов народно-прикладного искусства и народных игрушек;

Дымковские игрушки, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками;

Предметы быта, расписанные в стиле городецкой и хохломской росписи, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:

Совместно с ребенком нарисовать портрет здорового человека. Побеседовать о старинных рецептах поддержания здоровья;

Посетить с детьми музеи, выставки, художественные галереи;

Домашнее чтение русских народных сказок с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом;

Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки на выставку предметов народного творчества;

Знакомство с процессом изготовления блюд обрядовой русской кухни;

Поиграть: «Палочка – выручалочка», «Веревочка», «Заря», «Горелки»;

Изготовить совместно с ребёнком макет «Русское подворье».

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро

Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках, предметах одежды и орудиях труда;

Энакомство с выставкой портретов русских богатырей;

Экскурсия в музей «Русская изба» темы «Старинная и современная посуда», «Что за чудо печь»;

Слушание и пение колыбельных песен. Познакомить с выставкой народно-прикладного искусства;

Разучивание потешек, приговорок, поговорок и пословиц, колыбельных;

Развивающие ситуации: рассматривание альбомов по теме народно-прикладного искусства Знакомство с русским народным инструментом – гуслями;

Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок…); Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством;

Расширять представления о народных игрушках (матрёшки – городецкая, богородская; бирюльки);

Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды;

Рисование предметов народного творчества, используя трафареты;

Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий, образцов росписи,

Сюжетно-ролевая игра «Как стать Геркулесом»;

Коллективная работа «Карта полезных продуктов».

Гигиенические процедуры

Использование в режимных моментах русских народных колыбельных песенок, потешек, пословиц «Поспешишь – людей насмешишь», «Умел ошибаться, умей поправляться», «Грамоте учиться всегда пригодится»; скороговорок « Маленькая болтунья» поговорок, загадок об осени и осенней одежде;

Во время умывания слушание песни «Мы умеем чисто мыться»;

Завтрак, обед, полдник, ужин

Прогулка

Наблюдение:

Подвижные игры: «Совушка», «С кочки на кочку», «Замри», «Дети и волк», «Что мы видели, не скажем;», «Пятнашки», «Гуси-лебеди», «Горелки», Башкирские народные иг ры «Стрелою», «Липкие пеньки»;

Бурятские народные игры «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку»;

Белорусские народные иг ры «Прела-горела», «Колечко», «Мороз», «Ванюша и лебеди»;

Казахская народная игра «Платок и узелок»;

русские народные игры «Дорожки», «Ловишки в кругу», «Подстенка», «Лапта», «Петушиный бой»; Пальчиковые игры: « Ласточка, перепелочка», «Барашка купишь?»

Труд: сбор природного материала для дальнейшего использования

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Вечер

Конструктивная деятельность с использованием различных видов конструкторов и схем построек старинных домов, зданий для игр драматизаций;

Рассматривание изделий народных промыслов; игр-драматизаций по сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»; Рассматривания иллюстраций к сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый игры на детских музыкальных инструментах иллюстрации о быте русского народа;

Рассматривание картинок, на которых изображены предметы народного быта разных стран;

Образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров;

Дидактические игры по теме;

Знакомство с выставкой народно-прикладного искусства;

Знакомство с выставкой портретов русских богатырей.

Прогулка

Наблюдение: Заклички: « Дождик, дождик, веселей», « Божья коровка»

Подвижные игры: «Казаки-разбойники», «Картошка», «Стайки», «Мыши в кладовой», «Самолеты», «Мы веселые ребята», «Жмурки», « «Горелки»,

Труд: сбор природного материала

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Примерный план образовательной работы

с детьми подготовительной группы

Тема: «Народная культура и традиции»

Программное содержание :

1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами , народными приметами, героическим эпосом; дать сведения о частушке, собирании и сочинении.

2. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Непосредственно организованная образовательная деятельность

«Социализация»/«Безопасность»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Беседа «Быт и традиции русского народа». Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения. Продолжать обогащать речь детей новыми словами. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, точно описывая их качества.

«Познание» - развитие кругозора

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Беседа о характерных признаках октября «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит»; Учить: составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении; понимать и использовать слова в переносном значении.

«Труд» - рукотворный мир

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Куклы – обереги. Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек. Изготовлять объемные игрушки из ткани.

«Коммуникация»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Беседа «Быт и традиции русского народа»; Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения; Продолжать обогащать речь детей новыми словами; Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, точно описывая их качества;

«Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Синий камень» Н; Кондратковская. Знакомить детей с жанром легенд и преданий, учить выделять отличительные особенности жанра, воспитывать интерес к народному творчеству;

«Художественное творчество» - рисование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Искусство русской глиняной игрушки. (трафарет) Формировать умение замечать выразительность цвета. Закрепить знание об особенностях росписи дымковской и филимоновской игрушек. Упражнять в поиске цветового решения, соответствующего колориту глиняных игрушек. Воспитывать интерес к народной игрушке

«Художественное творчество» – декоративно-прикладное искусство

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Декоративное рисование на квадрате; Закреплять умение оформлять декоративную композицию на квадрате, используя элементы хохломской росписи (травку, ягоды, завитки); Упражнять в рисовании кистью по-разному (концом, плашмя); Учить использовать цветовую гамму хохломы; Развивать эстетические чувства, воображение; Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность;

«Художественное творчество» - лепка

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Дымковские барышни»; Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки, лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать умения правильно оценивать свою работу и работу товарищей.

«Художественное творчество» - аппликация

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Коллективная аппликация «Русская деревня»; Закреплять умение оформлять композицию. Развивать эстетические чувства, воображение. Развивать умение работать в коллективе . Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

«Художественное творчество» – конструирование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Поделки макетов, составление план-карты древнего города (деревни). Цель: развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям. Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Знакомство с русской народной лирической песней. Развивать любознательность, активность, интерес к народной музыке, как средству самовыражения совершенствовать певческие навыки, исполнять творческие задания;

Слушание: «Камаринская» муз; П;Чайковского, сборник «Ромашковая Русь» Пение: «Бубенчики», «Дудка» муз; Е; Тиличеевой, сл; М;Долиновой.

Развлечение: Познавательно – тематический вечер «Традиции и обычаи русского народа».

Предметы быта, народно-прикладного искусства, народными играми, игрушками;

Книги и иллюстрации о быте русского народа;

Импровизированные стеллажи, экспонаты для игры «Музей»,

Изделия народных промыслов;

Иллюстрации, репродукции, фотографии, гравюр;

Картины с изображением разного жилища русского человека;

Материалы для выполнения аппликации или рисования «Кокошник» и конструкторами, схемами для постройки «Дворцы»;

Куклы в народных костюмах;

Иллюстрации по разным видам спорта;

Предметами быта, народно-прикладного искусства, народными играми, игрушками;

Материалы для изготовления подарков для родных;

Старые предметы домашнего быта для организации с/р игры;

Народные музыкальные инструменты;

Иллюстрации и кулинарную книгу «Блюда русской кухни»;

Предметы быта, народно-прикладного искусства, народные игры, игрушки, старые предметы домашнего быта для организации с/р игры;

Выставка изделий мастеров рукоделия и народно-прикладного искусства;

Раскраски «Дымковская игрушка»;

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:

Рассказать о народном празднике Покрове, опираясь на поговорки: «Октябрь холоден, да сыт», быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень»

Посетить с детьми областной краеведческий музей;

Поиграть в спортивные игры; Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон , баскетбол , настольный теннис , хоккей, футбол);

Посетить совместно с детьми выставку декоративно-прикладного творчества, обратить внимание на красоту произведений искусства;

Рассказать детям о «Семейных традициях»;

Изготовить макет «Русская деревня» для выставки совместных творческих работ детей и родителей

Городки. Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение. Знать 4-5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при на­именьшем количестве бросков бит;.

Чтение сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»;

Посетить с детьми исторические места родного города (поселка, села, деревни);

Для развлечения «Русская ярмарка» приготовить дома любое блюдо русской кухни и оформить страничку с рецептом его приготовления для групповой кулинарной книги;

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро

Экспериментирование с целью уточнения свойств предметов при изготовлении предметов народного быта глина, шерсть, береста и др;

Оформление коллективной работы «Ай, да хохлома!»; «Дымковское чудо»;

Выполнение аппликации или рисования «Кокошник»;

Конструктивная деятельность с конструкторами, схемами для постройки «Дворцы» ;

Развивающие ситуации: изготовление народных игрушек и других предметов;

Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, гравюр;

Чтение русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников» (закрепить представление о роли человека-труженика);

Организация подвижных игр: русская народная игра «Каравай», «Гори-гори ясно», «Ручеек», игры соревнования «Перетяни канат», «Поезд»;

Познавательные беседы: «Архитектура древнего и современного города (села)», «Волшебная сказка», «Народные приметы»; Посещение музеев;

На целевых прогулках по улицам города (села) знакомить детей с архитектурой древнего и современного города, сравнивать архитектурные строения и их различия;

Гигиенические процедуры

Завтрак, обед, полдник, ужин

Ситуативные разговоры о культуре приёма пищи в разных странах

Прогулка

Наблюдение:

Подвижные игры: Народные игры; «Гори, гори ясно!», «Лапта»;

С прыжками; «Волк во рву»; С метанием и ловлей; «Ловишки с мячом»;

Труд: сбор природного материала для поделок

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Вечер

Рассматривание изделий народных промыслов;

Рассматривание картинок о культуре и традициях разных народов;

Игры, прибаутки; народные игры с танцевальными движениями;

Образные игры - имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;

Дидактические игры;

Прогулка

Наблюдение: за сезонными изменениями, используя поговорки

Подвижные игры: «Ключи», «Краски», «Городки», «Бабки», «Кондалы», «Ловишки парами», «Веретено»,«Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Kто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Двa Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и нaceдкa»;

Труд:

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 13.03. по 17.03. 2017 год)

Тема : «Народная культура и традиции» Задачи: 1. Познакомить с весенними народными праздниками. 2. Создать условия для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа. 3. Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры. 4. Формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций; 5. Обогащать музыкальными впечатлениями и развивать музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора.

Режим

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Утро

Утренняя гимнастика. Беседа: «Какие у тебя есть сказки» Русский фольклор песенки, заклички, потешки «тили-бом! », «радуга-дуга… » Народная П/игра «Топалы» «Гуси-лебеди» Развитие двигательной активности.

Проговаривание чистоговорок Цель: упражнять в произношении чистоговорок. .Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки».

Настольно-печатные игры по желанию детей Цель: закрепить правила игры

Попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки.

Художественное творчество (Рисование) Лыкова зан. 75, стр 164, тема Золотой петушок. Задачи: Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.

Обучение грамоте (по плану логопеда)

Музыка (по плану музыкального работника)

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цели: - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Д\и «Испорченный телефон» . Цель : развивать у детей слуховое восприятие, внимание, формировать умение регулировать громкость голоса, четко произносить слова. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина,

Игровые упражнения : «Эквилибристы» . Цель : учить детей ходьбе по бревну, сохранять равновесие, формировать и совершенствовать навыки правильного выполнения основных видов движений..

Труд на участке- очистить дорожки от снега. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке

Работа перед сном

С. Топелиус. «Три ржаных колоса»

Вечер

Гимнастика после сна. Д. и. «Я начну, а ты продолжи» Д. и. «Угадай потешку» Развитие внимания, логического мышления. Отгадывание загадок о птицах Подвижные игры «Раз, два, три – беги», «Зайцы и волк»

Д/и «Повторяйте друг за другом» . Цель : развитие слухового внимания, памяти детей.

Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Описательный рассказ О труде взрослых (гончар) Цель: Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых

Атрибуты для с/р игры, набор иллюстраций для коллажа, оборудование для художественной продуктивной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение : день прибывает. Цель : предложить детям отметить характерные особенности этого явления весной, помочь составить коллективный рассказ «День пребывает» .

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика. Беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?» П/игра «Ручеек»;«Рыбак и рыбки»

Игровое упражнение «Посмотри и запомни» Цель: развивать память, логическое мышление. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Д/И «Раньше и сейчас. Что сначала, что потом» (игра-лото с изображением предметов окружающего мира) Цель: расширять естественно -исторические представления

Дежурство в уголке природы –уход за комнатными растениями Цель: воспитывать трудолюбие.

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Консультация для родителей "Русские народные традиции в семейном воспитании"

Попросить родителей провести дома беседы с детьми о русских народных традициях

Непосредственно образовательная деятельность

Познание. (Ознакомление с природой) Рыжова , Тема: Прогулка в зоопарк. Задачи: познакомить детей с дикими животными других климатических зон (львом, тигром, слоном, жирафом, крокодилом и т.п.), дать первоначальное представление о том, где они обитают, чем питаются, как добывают себе пищу, как приспособились к окружающей среде. Материалы : иллюстрации с изображением диких животных различных климатических зон, аудиокассета «Голоса животных», стихи и загадки (карточки), книга «Атлас для самых маленьких», стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал воробей», глобус.

Физкультурное По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка

Наблюдение за изменениями в природе.

П/игры «Кто самый меткий?», «Догони»

«Пройди по мостику» . Цель : учить детей ходить по наклонной доске с перешагиванием через предметы Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша

Наблюдение за сезонными изменениями. Цель : формировать понятие о смене времен года, дать представления об особенностях каждого сезона. Рассказать о первом весеннем месяце марте .

Труд на участке – разбросать снег для его быстрейшего таяния. Цель: воспитывать умение трудиться сообща. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: сказка Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой

Вечер

Гимнастика после сна. Репетиция сценки "Девочка Иришка в маленьком домишке." Цель развитие актерских способностей.

Д/И «Я начну, а ты продолжи» Цель: учить детей досказывать стихотворные отрывки из знакомых сказок, развивать память

П/ и «Пустое место» . Цель : формировать у детей умение бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь от опоры, соблюдать согласованность движений рук и ног.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц. П/И «Птички на дереве»

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика. Ситуационное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ» Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, Вовлечение детей в подвижные народные игры. Русская народная подвижная игра «Карусель». Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.

Игра «Рифмы» Цель: упражнять в речевом творчестве. поиграть в д/игру «Что видел» (учить запоминать картинки, а потом перечислять по памяти) Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Ситуативный разговор о том «Почему нужно помогать девочкам и защищать их» Оформить выставку книжных иллюстраций Цель: расширять представление о художниках –иллюстраторах, развивать эстетический вкус.

Дежурство по столовой Цель: воспитывать умение сервировать стол к завтраку.

Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Инд. беседы с родителями «Что читать детям»

Непосредственно образовательная деятельность

Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан.8, стр 117, Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значениях числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение.

Художественное творчество (Лепка) Лыкова зан.73 стр.160 Тема: Чудо - букет. Задачи: Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов.

Физкультура (вечер , улица) по плану инструктора по физкультуре.

Прогулка

Наблюдение за небом. Какое небо ранней весной? П\и «Птички и птенчики». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место помогать П/И «Палочка-выручалочка»

П.И. «Не упусти мяч». Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.

Игра –обследование «Экологическое интервью» (обследование участка с целью обнаружения плохих и хороших поступков людей с объектами природы) Цель: закрепить правила поведения в природе.

Труд на участке – уборка снега. Цель: воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная двигательная активность детей на участке

Работа перед сном

А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой

Вечер

Гимнастика после сна. Потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса» Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.

Словарная игра «Буква потерялась» Цель: упражнять в чтении, развивать произвольность внимания

Атрибуты для театрализованной деятельности, художественно-продуктивной деятельности.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдения за изменениями в погоде, произошедшими за день. Д/И «С утра до вечера» Цель: развивать наблюдательность. П/И «Колокольчик»

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика.Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.

Д/И «Пословицы» Цель: развивать речевые навыки, закрепить знание пословиц. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Д/И «Путаница» Цель: развивать знания о растениях, развивать навыки командной игры. Настольно –печатная игра

Дежурство детей на занятиях. Цель: учить готовить рабочее место к занятиям.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Непосредственно образовательная деятельность

Познание (Целостная картина мира ) Дыбина. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. Формировать у детей представление у детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Развитие речи . Ушакова зан. 22, стр 178 Составление рассказа "Как Ежок попал в беду" по серии сюжетных картин Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы, антонимы. Воспитывать любовь к родному языку.

Физическая культура (по плану инструктора по физкультуре)

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада П/и «Лови - бросай»; П/и «Салки»

П/И «С кочки на кочку» Цель: упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед

Ситуативный разговор «Если бы не наступала весна, а была всегда зима, то…» Цель: развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения

Труд на участке – подмести веранду. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. К.Чуковского; «Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро (франц.)

Вечер

Гимнастика после сна. Игра «Катя заболела» Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас.

Д/И «Какого цвета не стало» Цель: развивать внимание. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Ручной труд «Книжкина мастерская» Цель: развивать навыки ручного труда. Реставрировать книги в группе, учить бережному отношению к книгам.

Атрибуты для с/р игры, д/и, оборудование для ручного труда.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение ветра. Отметить, что ветры, дующие с юга на север, теплые. Предложить поиграть с ветром, используя вертушки. Создавать радостное эмоциональное настроение. П/И «Придумай фигуру»

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика. Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.

Д/И «Кто из какой сказки использовал данный предмет?» Цель: развивать память, закрепить знание сказок. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита.

Д/И «Угадай песенку» Цель: закрепить знания о сказках –мультфильмах и их героях. Д/И «Разгадай название сказки» (ТРИЗ) Цель: развивать творческое воображение

Дежурство в уголке природы Д/И «Что изменилось?»

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Непосредственно образовательная деятельность

Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан. 1, стр 119 Задачи: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части и устанавливать отношения между ними. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать внимание.

Художественное творчество. Рисование . на объемной фигуре Лыкова, зан. 77, стр. 168 Тема: Чудо - писанки. Задачи: Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппортного рисования на объёмной форме (яйце).

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Прогулка

Прогулка. Наблюдение за трудом почтальона. Ц ели : продолжать наблюдение за трудом почтальона; обогащать словарный запас за счет специфической лексики; воспитывать уважение к людям труда. П/игры «Солнечные зайчики», «Гуси-гуси».

Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу. Цель: развивать реакцию движения

Ситуативный разговор «Как безопасно вести себя на улице ранней весной?» Цель: закрепить правила безопасного поведения на прогулке

Труд на участке – очистить скамейки от снега. Цель: воспитывать умение выполнять трудовые поручения. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. с нем. Л. Цывьяна; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Вечер

Гимнастика после сна. Рассказ воспитателя: « Какими игрушками играли бабушки и дедушки» (рассматривание иллюстраций). Игра на русских народных муз. инструментах:

Творческая игра «Вырезание из бумаги» Цель: совершенствовать в навыках работы с ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику рук.

Хозяйственно –бытовой труд в группе. Цель: воспитывать трудовые навыки при мытье игрушек, стирке кукольного белья. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за облаками, объяснить. Д/И «На что похожи облака?» Цель: развивать творческое воображение, фантазию. П/И «Стоп»



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама