Примерный план образовательной работы
с детьми средней группы
Тема: «Народная культура и традиции»
Программное содержание :
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.
Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.
Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).
Непосредственно организованная образовательная деятельность
«Познание» - развитие кругозора
Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.
«Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Украшение фартука». Учить рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение рисовать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.
«Коммуникация»/ «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
«Художественное творчество» - рисование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Украшение платочка. (По мотивам дымковской росписи) Учить: выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
«Художественное творчество» - лепка
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Пластилиновая роспись» (дымковская). Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.
«Художественное творчество» –конструирование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Постройка «Башенка», «Домик». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Слушание: «Пастушок»; Русские народные плясовые мелодии.
Пение: «Где был Иванушка», «Кисонька - мурысонька» рус; народные песни.
картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;
иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;
иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», « Колобок», «Теремок», «Репка»;
готовые формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора
бросовый материал для изготовления макета «Подворье»
формы для выкладывания на фланелеграфе узора
картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»
иллюстрации к сказкам «Хаврошечка», «Лисичка - сестричка и серый волк»;
игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек
разукрашивание предметов быта, обводки по контуру
для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;
куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме
раскраски «Дымковская игрушка»;
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:
рассматривание книг, обсуждение;
рассматривание предметов на тему «Русской избы»,
подвижные игры с детьми: с бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»;
посетить музей декоративно-прикладного искусства;
нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;
рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;
рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро
экспериментальная деятельность со свойствами дерева и глины;
развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;
рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.);
рассматривание иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка»,« Колобок», «Теремок», «Репка»;
использование готовых формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора;
изготовления макета «Подворье»;
выкладывания на фланелеграфе узора;
знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка;
картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»;
игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек;
организация подвижных игр;
рассматривание игрушек, иллюстраций, беседа по ним;
Гигиенические процедуры
использование потешек поговорок, загадок; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку;
ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой);
знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками; «Барабек», «Мешок»;
потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса»
Завтрак, обед, полдник, ужин
Прогулка
Наблюдение: использовать народные песенки, заклички «Солнышко, повернись!» «Дождик, дождик, пуще!»
Подвижные игры: игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др
Труд: Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Вечер
экспериментирование с водой, глиной;
рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;
проблемные ситуации «Как нам умыться, если нет водопровода»;
образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;
просмотр СД дисков с народными сказками;
разучивание поговорок и пословиц, чтение потешек;
рассматривание предметов декоративного искусства, иллюстраций, картин;
чтение загадок и стихотворения о дымковской игрушке;
использование считалок в игре «На золотом крыльце сидели…» «Шла кукушка мимо сети…»;
русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей» , «Лисичка-сестричка и волк» ,«Чудесные лапоточки»;
игровые ситуации «В гостях у бабушки Матрёны». Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.
Прогулка
Наблюдение:
Подвижные игры: «Мыши и кот»; с бегом «У медведя во бору» (разучивание); с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание); с метанием «Кто дальше бросит мешочек»; с лазаньем «Наседка и цыплята»; Народная подвижная игра «Зайка серый умывается»;
Тема недели : «Народная культура и традиции ».
Задачи : Продолжать знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира).Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к произведениям искусства
Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества
Прогулка
Индивидуальная работа
Беседа о проведенных выходных: Чем занимались? Куда ходили?
Беседа «Народы России» -воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Д/У «Подбери пару» -учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.
Ситуативный разговор «Чистота – залог здоровья». Ц: Продолжать знакомить детей с понятием "Здоровье".
Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
Чтение «В городе Скороговора» Цель: закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора; воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам.
Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Ц: Продолжать знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.
Труд - «Уберём игрушки вместе!» Цель: воспитывать поведение и положительные взаимоотношения между детьми; умение работать дружно.
«Чудо чудное, диво
дивное – золотая хохлома»
Цель: познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; воспитывать чувство патриотизма
Вераксы Н.Е. «Комплексные занятия. Подготовительная группа», стр. 265
«Малые фольклорные формы»
Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки
«Путешествие в страну фольклора» О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»,
Наблюдение за облаками
Цель : продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.
Трудовая деятельность
Помощь малышам в сооружении горки на их участке.
Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цели :
- упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;
- воспитывать ловкость и выносливость.
С Максимом П., Вовой В. повторить последовательность времен года.
С Катей Г., Машей В. дидактическое упражнение «Волшебный квадрат». Цель: развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.
Комплекс утренней гимнастики.
Д/и «Не ошибись»
Цель: уточнить, закрепить знания детей об органах чувств, развивать находчивость, сообразительность, внимание.
Д/И. «Оденем куклу на праздник» (бумажная) Ц: продолжать познакомить с элементами народного костюма.
«Похож – не похож» (словесная) Цель: продолжать учить детей сравнивать предметы, находить связь в них; признаки развлечения и сходства, узнавать предметы по описанию, развивать описательную речь, логическое мышление.
Чтение и беседа по сказке Н. Бажов «Серебряное копытце» с целью знакомства детей с творчеством уральского писателя Н. Бажова. Ц: Воспитывать осознанное отношение к средствам выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление).
Д/И «Кому, что нужно для работы», «Музей предметов» Цель: углублять знания детей о многообразии предметного мира, о назначении предметов; развивать познавательный интерес
Раскраски «Дымковская игрушка»
«Разрезные картинки»- развивать умение составлять целое из частей (народные промыслы)
Настольно печатная игра «Русские узоры»
«Сантиметр»
Цель: упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины - сантиметром; познакомить с линейкой и ее назначением; упражнять в счете в пределах 20
В.П.Новикова «Математика в детском саду» (подготовительная группа) стр.133
Наблюдение за снегом
Цели :
учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе.
закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце - снег).
Измерить глубину снега на солнце и в тени.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от мусора.
Цель: учить трудиться сообща.
Подвижные игры
«Зайцы».
Цель: развивать умение быстро бегать, увертываться от ловящего.
«Не задень».
Цель: учить перепрыгивать через веревку на высоте 15-20 см.
Игра «Танграм» (квадрат, треугольник) развивать умение складывать фигуру из частей по образцу; развивать мышление и внимание (Настя А., Артем У.)
Игра-головоломка «Вьетнамская игра». Дать представление об изменении геометрических фигур (Катя, Яна)
Комплекс утренней гимнастики
Дидактическая игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных)
Слушание «Как у нас- то в мастерской» А.Филиппенко «Уральский хоровод», хоровод «Прялица».Ц: Рассказать детям о народных промыслах Урала (используя картинки)
Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов
Оздоровительная гимнастика после сна.
Чтение и восприятие художественной литературы:
«Чем пахнут ремёсла» Дж. Родари
Пословицы о труде. Ц:Формировать интерес к профессиям; активизация к познавательной, творческой деятельности.
Беседа «Мебель и утварь в
старинной русской избе» Изготовление с детьми утвари и посуды для русской избы(из бросового материала)
Искусство русской глиняной игрушки. (трафарет) Формировать умение замечать выразительность цвета. Закрепить знание об особенностях росписи дымковской и филимоновской игрушек. Упражнять в поиске цветового решения, соответствующего колориту глиняных игрушек. Воспитывать интерес к народной игрушке
Физкультурное занятие № Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе» стр.
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели :
формировать представление о весенних изменениях в природе;
учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;
воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.
Трудовая деятельность
Расчистка клумбы от прошлогодней травы.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры
«Кто быстрее?», «Дальше и выше»
Цель: упражнять в беге, развивать быстроту
Д/ игра «Что изменилось» Ц: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление (Кирилл Ф., Полина)
С Вероникой, Артемом У. дидактическая игра «Веселый язычок». Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.
Комплекс утренней гимнастики
Беседа «Быт и традиции русского народа». Ц: Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения. Продолжать обогащать речь детей новыми словами. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, точно описывая их качества.
Слушание пьесы «Как мужик на гармошке играл»
Презентация « Народные куклы-самоделки» Ц: развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой
Д/и «Чей сувенир?»- углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев
Оздоровительная гимнастика после сна.
Чтение: сказки «Три дочери» Цель: назвать русские слова.
Рассматривание с детьми слайдовой презентации
«Расписная игрушка».
Рассказ воспитателя о народных промыслах. Рассматривание игрушек, открыток и иллюстраций о народном творчестве.
«Счет тройками»
В.П.Новикова «Математика в детском саду» (подготовительная группа) стр.135
«Дымковские барышни»; Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки, лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать умения правильно оценивать свою работу и работу товарищей. Комарова Т.С. Стр.60
Музыкальное по плану муз. работника
Наблюдение за высотой стояния Солнца
Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека
Исследовательская деятельность
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.
Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?
С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
Трудовая деятельность
Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.
Цель: развивать желание помогать старшим.
Подвижная игра «Солнце и планеты».
Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.
С Денисом и Максимом П. закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет).
С подгруппой детей продолжать учить названия месяцев по сезонам
Комплекс утренней гимнастики.
Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце»
Д/И «Чего не стало»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными; употреблять существительные в родительном падеже.
«Выложи сам». Цель: учить детей анализировать форму предметов, используя изображение фигуры, составлять рисунок из геометрических форм(орнамент)
Оздоровительная гимнастика после сна.
Беседа по пословицам: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей»
Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Настольно печатная игра «Сложи узор»
Цель: учить составлять целое из частей.
«Декоративно-прикладное искусство». Цель: Различать особенности, характерные для каждого вида промысла через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление. Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).
«Кукла в национальном
костюме» стр.144, Т.С. Комарова
Физкультурное занятие № Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе» стр.
Наблюдение за капелью
Цели :
- закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;
- обучать исследовательским действиям.
Трудовая деятельность
Посыпание песком дорожек на участке малышей.
Цель: оказывать помощь малышам и их воспитателям.
Подвижные игры
«Пятнашки», «Не замочи ноги», «Ветер».
Цели:
закреплять умение бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия;
учить внимательно слушать команды воспитателя, преодолевать препятствия.
Анжелика и Артем – закрепить навыки работы с ножницами.
Игра «Составь узор из веревочек» - Костя, Ксюша, Тимофей
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Цель : познакомить детей подготовительной группы ДОУ с народными календарно-обрядовыми праздниками, их традициями.
Задачи :
Прививать любовь к Родине.
Развивать интерес к её истории, культуре, быту.
Формировать желание использовать в самостоятельных играх со сверстниками, народные игры русского народа.
Разделы комплексного плана:
Месяц. Включает название месяца (с 09 - 05)
Название праздника. Включает названия русских календарно-обрядовых праздников.
Краткая информация о празднике. Содержит информацию о календарно-обрядовом празднике.
План разработан на весь учебный год, удобен в работе.
- Мероприятие включает в себя несколько частей:
- ознакомление с бытом (ведущая роль Хозяйки);
- разучивание заклички и пословиц (ведущая роль домовёнка Кузи);
- хоровод или танец;
- показ презентации по теме праздника;
- проведение обряда;
- проведение русских народных подвижных игр.
- Презентация необходима, чтобы у детей была возможность увидеть всё своими глазами, понять смысл праздника и запомнить его.
- Ознакомление с календарно-обрядовыми праздниками проводятся в «Русской избе» (специально оформленное помещение) один раз в неделю.
- Проводит их Хозяйка (воспитатель, наряженная в русский костюм).
- Хозяйка знакомит детей с бытом: солит капусту, топит печь, перемалывает зерно на жерновах и т д.
- Хозяйка использует для приветствия и прощания разнообразные словосочетания, например: «доброго времени суток», «мир вашему дому», «милости прошу», «здравствуйте, красны девицы и добры молодцы», «позвольте откланяться», «надеюсь на скорую встречу».
- Хозяйке помогает Домовёнок Кузя (кукла). Он разучивает с детьми заклички, пословицы, «принимает участие» в играх.
- В проведении мероприятий наблюдается высокая двигательная активность, т. к. дети водят хороводы, кричат «заклички» возле окна, танцуют, играют в народные подвижные игры и т. д.
- В работе для ознакомления с прошлым родного края используется сотрудничество с музеем Рудногорской Сош.
Практическая значимость:
- Помогает воспитателю в работе по ознакомлению дошкольников с русской культурой, бытом.
- Способствует развитию культуры общения, речи.
Эффективность: Доставляет детям радость, объединяет их, воспитывает гордость за свой народ.
Литература:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О. Л. Князева.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина.
Приложение 1: Комплексно - тематическое планирование по приобщению к истокам русской народной культуре в подготовительной группе.
Приложение 2: Презентация «Зимние Святки».
с детьми 1,5 – 3лет
Программное содержание :
1. Ознакомление детей с предметами быта, их названиями, предназначением.
2. Развитие умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок).
3. Ознакомление с народным творчеством на примере народных игрушек.
Непосредственно организованная образовательная деятельность
«Познание» - развитие сенсорной культуры.
Дидактическая игра «Матрёшки» – упражнять в установлении сходства и различия между предметами (большая – маленькая).
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Чтение русской народной сказки «Теремок». Знакомить детей с жанром сказки, учить детей запоминать отдельные слова и выражения героев и воспроизводить их;
/«Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Рассматривание предметов народного быта: (лавка, печь, люлька). Уточнение способов действия с предметами (ухватом, кочергой). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, а не одним словом.
«Художественное творчество» – лепка
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Лепка «Сладкий пирог»; Использовать приёмы формирования умения скатывать ком глины между ладонями прямыми движениями, сплющивать ком глины, придавая ему форму лепешки; побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом; закреплять умение аккуратно пользоваться глиной.
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
4. Расширение представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.). Ознакомление с народными промыслами.
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бочок, белые копытца». Познакомить с русской народной сказкой. Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено. Использовать приёмы обучения детей внимательно слушать и эмоционально воспринимать сказку. выразительно передавать её содержание, используя жесты, мимику.
«Познание» - развитие кругозора/ «Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья); Цель: формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; делать простейшие обобщения. Знакомить с материалами, их свойствами.
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Узор на круге». Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине – большие и маленькие; составлять узор в определенной последовательности: вверху, внизу, справа, слева большие круги, а между ними маленькие. Упражнять в умении аккуратно пользоваться красками. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Ой, ладушки - ладушки, испечем оладушки». Продолжать совершенствовать умения скатывать ком глины между ладонями прямыми движениями, сплющивать ком глины, придавая ему форму лепешки. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной; Воспитывать желание трудиться.
«Художественное творчество» – аппликация / конструирование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Салфетка». Учить составлять узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Слушание: «Со вьюном я хожу» рус; нар; песня; русские народные плясовые мелодии.
Пение: «Поедем, сыночек, в деревню» рус; народная мелодия; «Белые гуси» муз; М; Красева.
Для сюжетных игр в фольклорной избе «Дом» - внести колыбельку (люльку);
Иллюстрации разных матрёшек;
Детские музыкальные инструменты;
Книги русских народных сказок, иллюстрации по сказкам;
Иллюстрации с изображением старинной одежды;
Иллюстрации о труде в поле, огороде, в избе, хлеву;
Выставку: «Русская изба»;
Сарафаны, платочки;
Иллюстраций к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» «Наш козел»;
Кубики (сложи картинку по русской народной сказке);
Народные игрушки, предметы обихода (посуда деревянная, печка, горшки);
Готовые формы для разукрашивания предметов быта, обводки по контуру, аппликации;
Народные инструменты ложки, бубен, свистульки;
Иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др;
Посетить выставки народных промыслов: народного декоративно-прикладного искусства;
Домашнее чтение русских народных сказок, потешек, прибауток с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом;
Для домашнего чтения – пословицы, поговорки, потешки Т; И; Тарабарина, Н;В; Елкина; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», Хитрая лиса»; о народных приметах, праздниках, народной кухне;
Побеседовать «Какую одежду носили бабушки наших бабушек», попросить принести фотографии бабушек и мам в красивой одежде;
Поиграть с детьми в русские народные игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет»; с подлезанием и лазаньем:; «Haceдкa и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики»; с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комapa», «Bopoбышки и кот», «C кочки на кочку»; с бегом: «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках»; на ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит».
Утро
Развивающие ситуации: рассматривание альбомов народного творчества (дымковская и богородская игрушка, матрёшка);
Игровая ситуация «В гости к нам пришли матрёшки». Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить детей составлять небольшие рассказы;
Рассматривания иллюстраций к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» «Наш козел»;
Игры, прибаутки; народные игры с танцевальными движениями; детских музыкальных инструментах народные мелодии организации игр: на соответствие текста и движений рук «Пальчик-мальчик»; игры-драматизации «Умоем куклу»;
Разукрашивание предметов быта, обводки по контуру;
Аппликация по готовым формам;
Составление узора на полосе – на развитие восприятия;
Игры на соответствие текста и движений рук «Пальчик-мальчик»; игры-драматизации «Умоем куклу»; построек из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец»;
Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, и др;); Знакомить с народными промыслами; Продолжать знакомить с устным народным творчеством; Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности;
Игры в уголке ряженья;
Знакомство с умывальником из народной избы;
Игры с народными деревянными, тряпичными, глиняными игрушками;
Народные подвижные игры (Хороводные «Заинька» и «Петушок»);
Прослушивание и подпевание народных песен;
Дидактическая игра «Одень Машеньке сарафан»;
Разучивание потешки «А тари, тари, тари»;
Постройки из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец». Цель: учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали;
Игры со строительным материалом «Расставим мебель» Цель: продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединяя их по сюжету. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробку. Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных).
Гигиенические процедуры
Использование потешек «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…», «Чешу, чешу волосоньки…»,
При одевании: «Купим сыну валенки…», при умывании: «Банька» (Ю; Кушак), «Гуси-лебеди летели …»
Перед сном слушание «Лю-лю, бай» рус; нар; колыбельная
Завтрак, обед, полдник, ужин
Русские народные потешки, пословицы, поговорокы, загадки об овощах и о фруктах;
Ситуативные разговоры о пользе каш, молока.
Прогулка
Наблюдение:
Подвижные игры: с бегом: «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках»; игра с пением «Заинька выходи»; с бегом «Горелки»,
Труд:
Вечер
Рассматривание картинок о народных промыслах;
Дидактические игры с матрёшкой, богородскими игрушками;
Выкладывание на листе бумаги детали разной формы, величины, цвета в определенной последовательности по алгоритму, составляя несложные образы предметов;
Прогулка
Наблюдение:
Подвижные игры: «Мыши и кот», «Зайка», «Карусели», «Лохматый пес», «Мыши в кладовой»
Труд:
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Примерный план образовательной работы
с детьми средней группы
Тема: «Народная культура и традиции»
Программное содержание :
1. Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно - прикладного и изобразительного искусства.
2. Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.
3. Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).
Непосредственно организованная образовательная деятельность
«Познание» - развитие кругозора
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.
«Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Украшение фартука». Учить рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение рисовать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.
«Коммуникация»/
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
«Художественное творчество» - рисование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Украшение платочка. (По мотивам дымковской росписи) Учить: выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
«Художественное творчество» - лепка
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Пластилиновая роспись» (дымковская). Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.
«Художественное творчество» –конструирование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Постройка «Башенка», «Домик». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Слушание: «Пастушок»; Русские народные плясовые мелодии.
Пение: «Где был Иванушка», «Кисонька - мурысонька» рус; народные песни.
Картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;
Иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;
Иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», « Колобок», «Теремок», «Репка»;
Готовые формыиз бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора
Бросовый материал для изготовления макета «Подворье»
Формы для выкладывания на фланелеграфе узора
Картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»
Иллюстрации к сказкам «Хаврошечка», «Лисичка - сестричка и серый волк»;
Игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек
Разукрашивание предметов быта, обводки по контуру
Для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;
Куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:
Рассматривание книг, обсуждение;
Рассматривание предметов на тему «Русской избы»,
Подвижные игры с детьми: с бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»;
Посетить музей декоративно-прикладного искусства;
Нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;
Рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;
Рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро
Экспериментальная деятельность со свойствами дерева и глины;
Развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;
Рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т. п.);
Рассматривание иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка»,« Колобок», «Теремок», «Репка»;
Использование готовых формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора;
Изготовления макета «Подворье»;
Выкладывания на фланелеграфе узора;
Знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка;
Картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»;
Игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек;
Организация подвижных игр;
Рассматривание игрушек, иллюстраций, беседа по ним;
Гигиенические процедуры
Использование потешек поговорок, загадок; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку;
Ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой);
Знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками; «Барабек», «Мешок»;
Потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса»
Завтрак, обед, полдник, ужин
Прогулка
Наблюдение: использовать народные песенки, заклички «Солнышко, повернись!» «Дождик, дождик, пуще!»
Подвижные игры: игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др
Труд: Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Вечер
Экспериментирование с водой, глиной;
Рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;
Проблемные ситуации «Как нам умыться, если нет водопровода »;
Образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;
Просмотр СД дисков с народными сказками;
Разучивание поговорок и пословиц, чтение потешек;
Рассматривание предметов декоративного искусства, иллюстраций, картин;
Чтение загадок и стихотворения о дымковской игрушке;
Использование считалок в игре «На золотом крыльце сидели…» «Шла кукушка мимо сети…»;
Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей» , «Лисичка-сестричка и волк» ,«Чудесные лапоточки»;
Игровые ситуации «В гостях у бабушки Матрёны». Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.
Прогулка
Наблюдение:
Подвижные игры: «Мыши и кот»; с бегом «У медведя во бору» (разучивание); с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание); с метанием «Кто дальше бросит мешочек»; с лазаньем «Наседка и цыплята»; Народная подвижная игра «Зайка серый умывается»;
Труд:
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Примерный план образовательной работы
с детьми старшей группы
Тема: «Народная культура и традиции»
Программное содержание :
1. Развитие и обогащение потребности и желание детей в познании творчества народной культуры; восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений
2. Ознакомление детей с взаимосвязью явлений природы с народными приметами, со способами действий с предметами быта, их функциями.
Непосредственно организованная образовательная деятельность
«Социализация»/«Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Экскурсия в музей «Русская изба». Рассматривание выставок «Старинная и современная посуда», «Что за чудо печь». Развитие потребности и желания детей в познании творчества народной культуры; красивых предметов быта. Отметить особенности старинной и современной посуды.
«Познание» - развитие сенсорной культуры, конструирование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Архитектура и дизайн. Отмечать особенности построек старины. Развивать творческие и конструкторские способности, фантазию, изобретательность. Упражнять: в моделировании и конструировании, построении схем. Учить самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их. Развивать образное пространственное мышление
«Познание» развитие кругозора
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Загадывание загадок об осенних явлениях природы.
«Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Салфеточка. Вязание крючком. Познакомить детей с приёмом вязания – косичка.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Беседа «Русская изба»: обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; Учить детей связно и последовательно рассказывать о предмете развёрнутыми и полными предложениями;
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Колыбельная» Саша Черный. Знакомить детей с новым жанром народного творчества - колыбельная песня, показать особенности и способ бытования в современной жизни;
«Художественное творчество» – декоративно-прикладное искусство/рисование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Знакомство с городецкой росписью; Учить: образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; - пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке; Закреплять умение строить композицию рисунка; Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами; Учить: выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки; рисовать элементы кистью; Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.
«Художественное творчество» - лепка
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Дымковская роспись». Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.
«Художественное творчество» – художественный труд
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Коврик для кукол с элементами декоративной росписи».Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы; Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее, правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Продолжать учить детей аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать желание трудиться.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Слушание и пение народных произведений.
Оформить выставку - «Какие бывают книги»;
Детские музыкальные инструменты предметы и оборудование в стиле народных традиций для разворачивания игровых сюжетов по мотивам музыкальных произведений и народного творчества;
Атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций по сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;
Готовые формы из бумаги, картона предметов быта, обводки по контуру (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок);
Различные виды конструкторов и схемы построек старинных домов, зданий;
Фланелеграф;
Различный природный материал для составления композиций;
Предметы народного творчества, иллюстрации, альбомы, фотографии, образцы росписи, трафареты;
Самовар для организации игры в дом;
Выставка предметов народно-прикладного искусства и народных игрушек;
Дымковские игрушки, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками;
Предметы быта, расписанные в стиле городецкой и хохломской росписи, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:
Совместно с ребенком нарисовать портрет здорового человека. Побеседовать о старинных рецептах поддержания здоровья;
Посетить с детьми музеи, выставки, художественные галереи;
Домашнее чтение русских народных сказок с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом;
Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки на выставку предметов народного творчества;
Знакомство с процессом изготовления блюд обрядовой русской кухни;
Поиграть: «Палочка – выручалочка», «Веревочка», «Заря», «Горелки»;
Изготовить совместно с ребёнком макет «Русское подворье».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро
Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках, предметах одежды и орудиях труда;
Энакомство с выставкой портретов русских богатырей;
Экскурсия в музей «Русская изба» темы «Старинная и современная посуда», «Что за чудо печь»;
Слушание и пение колыбельных песен. Познакомить с выставкой народно-прикладного искусства;
Разучивание потешек, приговорок, поговорок и пословиц, колыбельных;
Развивающие ситуации: рассматривание альбомов по теме народно-прикладного искусства Знакомство с русским народным инструментом – гуслями;
Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок…); Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством;
Расширять представления о народных игрушках (матрёшки – городецкая, богородская; бирюльки);
Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды;
Рисование предметов народного творчества, используя трафареты;
Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий, образцов росписи,
Сюжетно-ролевая игра «Как стать Геркулесом»;
Коллективная работа «Карта полезных продуктов».
Гигиенические процедуры
Использование в режимных моментах русских народных колыбельных песенок, потешек, пословиц «Поспешишь – людей насмешишь», «Умел ошибаться, умей поправляться», «Грамоте учиться всегда пригодится»; скороговорок « Маленькая болтунья» поговорок, загадок об осени и осенней одежде;
Во время умывания слушание песни «Мы умеем чисто мыться»;
Завтрак, обед, полдник, ужин
Прогулка
Наблюдение:
Подвижные игры: «Совушка», «С кочки на кочку», «Замри», «Дети и волк», «Что мы видели, не скажем;», «Пятнашки», «Гуси-лебеди», «Горелки», Башкирские народные иг ры «Стрелою», «Липкие пеньки»;
Бурятские народные игры «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку»;
Белорусские народные иг ры «Прела-горела», «Колечко», «Мороз», «Ванюша и лебеди»;
Казахская народная игра «Платок и узелок»;
русские народные игры «Дорожки», «Ловишки в кругу», «Подстенка», «Лапта», «Петушиный бой»; Пальчиковые игры: « Ласточка, перепелочка», «Барашка купишь?»
Труд: сбор природного материала для дальнейшего использования
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Вечер
Конструктивная деятельность с использованием различных видов конструкторов и схем построек старинных домов, зданий для игр драматизаций;
Рассматривание изделий народных промыслов; игр-драматизаций по сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»; Рассматривания иллюстраций к сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый игры на детских музыкальных инструментах иллюстрации о быте русского народа;
Рассматривание картинок, на которых изображены предметы народного быта разных стран;
Образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров;
Дидактические игры по теме;
Знакомство с выставкой народно-прикладного искусства;
Знакомство с выставкой портретов русских богатырей.
Прогулка
Наблюдение: Заклички: « Дождик, дождик, веселей», « Божья коровка»
Подвижные игры: «Казаки-разбойники», «Картошка», «Стайки», «Мыши в кладовой», «Самолеты», «Мы веселые ребята», «Жмурки», « «Горелки»,
Труд: сбор природного материала
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Примерный план образовательной работы
с детьми подготовительной группы
Тема: «Народная культура и традиции»
Программное содержание :
1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами , народными приметами, героическим эпосом; дать сведения о частушке, собирании и сочинении.
2. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России.
Непосредственно организованная образовательная деятельность
«Социализация»/«Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Беседа «Быт и традиции русского народа». Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения. Продолжать обогащать речь детей новыми словами. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, точно описывая их качества.
«Познание» - развитие кругозора
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Беседа о характерных признаках октября «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит»; Учить: составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении; понимать и использовать слова в переносном значении.
«Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Куклы – обереги. Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек. Изготовлять объемные игрушки из ткани.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Беседа «Быт и традиции русского народа»; Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения; Продолжать обогащать речь детей новыми словами; Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, точно описывая их качества;
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Синий камень» Н; Кондратковская. Знакомить детей с жанром легенд и преданий, учить выделять отличительные особенности жанра, воспитывать интерес к народному творчеству;
«Художественное творчество» - рисование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Искусство русской глиняной игрушки. (трафарет) Формировать умение замечать выразительность цвета. Закрепить знание об особенностях росписи дымковской и филимоновской игрушек. Упражнять в поиске цветового решения, соответствующего колориту глиняных игрушек. Воспитывать интерес к народной игрушке
«Художественное творчество» – декоративно-прикладное искусство
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Декоративное рисование на квадрате; Закреплять умение оформлять декоративную композицию на квадрате, используя элементы хохломской росписи (травку, ягоды, завитки); Упражнять в рисовании кистью по-разному (концом, плашмя); Учить использовать цветовую гамму хохломы; Развивать эстетические чувства, воображение; Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность;
«Художественное творчество» - лепка
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Дымковские барышни»; Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки, лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать умения правильно оценивать свою работу и работу товарищей.
«Художественное творчество» - аппликация
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Коллективная аппликация «Русская деревня»; Закреплять умение оформлять композицию. Развивать эстетические чувства, воображение. Развивать умение работать в коллективе . Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
«Художественное творчество» – конструирование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Поделки макетов, составление план-карты древнего города (деревни). Цель: развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям. Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Знакомство с русской народной лирической песней. Развивать любознательность, активность, интерес к народной музыке, как средству самовыражения совершенствовать певческие навыки, исполнять творческие задания;
Слушание: «Камаринская» муз; П;Чайковского, сборник «Ромашковая Русь» Пение: «Бубенчики», «Дудка» муз; Е; Тиличеевой, сл; М;Долиновой.
Развлечение: Познавательно – тематический вечер «Традиции и обычаи русского народа».
Предметы быта, народно-прикладного искусства, народными играми, игрушками;
Книги и иллюстрации о быте русского народа;
Импровизированные стеллажи, экспонаты для игры «Музей»,
Изделия народных промыслов;
Иллюстрации, репродукции, фотографии, гравюр;
Картины с изображением разного жилища русского человека;
Материалы для выполнения аппликации или рисования «Кокошник» и конструкторами, схемами для постройки «Дворцы»;
Куклы в народных костюмах;
Иллюстрации по разным видам спорта;
Предметами быта, народно-прикладного искусства, народными играми, игрушками;
Материалы для изготовления подарков для родных;
Старые предметы домашнего быта для организации с/р игры;
Народные музыкальные инструменты;
Иллюстрации и кулинарную книгу «Блюда русской кухни»;
Предметы быта, народно-прикладного искусства, народные игры, игрушки, старые предметы домашнего быта для организации с/р игры;
Выставка изделий мастеров рукоделия и народно-прикладного искусства;
Раскраски «Дымковская игрушка»;
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:
Рассказать о народном празднике Покрове, опираясь на поговорки: «Октябрь холоден, да сыт», быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень»
Посетить с детьми областной краеведческий музей;
Поиграть в спортивные игры; Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон , баскетбол , настольный теннис , хоккей, футбол);
Посетить совместно с детьми выставку декоративно-прикладного творчества, обратить внимание на красоту произведений искусства;
Рассказать детям о «Семейных традициях»;
Изготовить макет «Русская деревня» для выставки совместных творческих работ детей и родителей
Городки. Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение. Знать 4-5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит;.
Чтение сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»;
Посетить с детьми исторические места родного города (поселка, села, деревни);
Для развлечения «Русская ярмарка» приготовить дома любое блюдо русской кухни и оформить страничку с рецептом его приготовления для групповой кулинарной книги;
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро
Экспериментирование с целью уточнения свойств предметов при изготовлении предметов народного быта глина, шерсть, береста и др;
Оформление коллективной работы «Ай, да хохлома!»; «Дымковское чудо»;
Выполнение аппликации или рисования «Кокошник»;
Конструктивная деятельность с конструкторами, схемами для постройки «Дворцы» ;
Развивающие ситуации: изготовление народных игрушек и других предметов;
Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, гравюр;
Чтение русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников» (закрепить представление о роли человека-труженика);
Организация подвижных игр: русская народная игра «Каравай», «Гори-гори ясно», «Ручеек», игры соревнования «Перетяни канат», «Поезд»;
Познавательные беседы: «Архитектура древнего и современного города (села)», «Волшебная сказка», «Народные приметы»; Посещение музеев;
На целевых прогулках по улицам города (села) знакомить детей с архитектурой древнего и современного города, сравнивать архитектурные строения и их различия;
Гигиенические процедуры
Завтрак, обед, полдник, ужин
Ситуативные разговоры о культуре приёма пищи в разных странах
Прогулка
Наблюдение:
Подвижные игры: Народные игры; «Гори, гори ясно!», «Лапта»;
С прыжками; «Волк во рву»; С метанием и ловлей; «Ловишки с мячом»;
Труд: сбор природного материала для поделок
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Вечер
Рассматривание изделий народных промыслов;
Рассматривание картинок о культуре и традициях разных народов;
Игры, прибаутки; народные игры с танцевальными движениями;
Образные игры - имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;
Дидактические игры;
Прогулка
Наблюдение: за сезонными изменениями, используя поговорки
Подвижные игры: «Ключи», «Краски», «Городки», «Бабки», «Кондалы», «Ловишки парами», «Веретено»,«Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Kто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Двa Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и нaceдкa»;
Труд:
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 13.03. по 17.03. 2017 год)
Тема : «Народная культура и традиции» Задачи: 1. Познакомить с весенними народными праздниками. 2. Создать условия для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа. 3. Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры. 4. Формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций; 5. Обогащать музыкальными впечатлениями и развивать музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора.
Режим
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Утро
Утренняя гимнастика. Беседа: «Какие у тебя есть сказки» Русский фольклор песенки, заклички, потешки «тили-бом! », «радуга-дуга… » Народная П/игра «Топалы» «Гуси-лебеди» Развитие двигательной активности.
Проговаривание чистоговорок Цель: упражнять в произношении чистоговорок. .Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки».
Настольно-печатные игры по желанию детей Цель: закрепить правила игры
Попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки.
Художественное творчество (Рисование) Лыкова зан. 75, стр 164, тема Золотой петушок. Задачи: Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.
Обучение грамоте (по плану логопеда)
Музыка (по плану музыкального работника)
Прогулка
Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цели: - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Д\и «Испорченный телефон» . Цель : развивать у детей слуховое восприятие, внимание, формировать умение регулировать громкость голоса, четко произносить слова. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина,
Игровые упражнения : «Эквилибристы» . Цель : учить детей ходьбе по бревну, сохранять равновесие, формировать и совершенствовать навыки правильного выполнения основных видов движений..
Труд на участке- очистить дорожки от снега. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке
Работа перед сном
С. Топелиус. «Три ржаных колоса»
Вечер
Гимнастика после сна. Д. и. «Я начну, а ты продолжи» Д. и. «Угадай потешку» Развитие внимания, логического мышления. Отгадывание загадок о птицах Подвижные игры «Раз, два, три – беги», «Зайцы и волк»
Д/и «Повторяйте друг за другом» . Цель : развитие слухового внимания, памяти детей.
Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Описательный рассказ О труде взрослых (гончар) Цель: Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых
Атрибуты для с/р игры, набор иллюстраций для коллажа, оборудование для художественной продуктивной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение : день прибывает. Цель : предложить детям отметить характерные особенности этого явления весной, помочь составить коллективный рассказ «День пребывает» .
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика. Беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?» П/игра «Ручеек»;«Рыбак и рыбки»
Игровое упражнение «Посмотри и запомни» Цель: развивать память, логическое мышление. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Д/И «Раньше и сейчас. Что сначала, что потом» (игра-лото с изображением предметов окружающего мира) Цель: расширять естественно -исторические представления
Дежурство в уголке природы –уход за комнатными растениями Цель: воспитывать трудолюбие.
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Консультация для родителей "Русские народные традиции в семейном воспитании"
Попросить родителей провести дома беседы с детьми о русских народных традициях
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. (Ознакомление с природой) Рыжова , Тема: Прогулка в зоопарк. Задачи: познакомить детей с дикими животными других климатических зон (львом, тигром, слоном, жирафом, крокодилом и т.п.), дать первоначальное представление о том, где они обитают, чем питаются, как добывают себе пищу, как приспособились к окружающей среде. Материалы : иллюстрации с изображением диких животных различных климатических зон, аудиокассета «Голоса животных», стихи и загадки (карточки), книга «Атлас для самых маленьких», стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал воробей», глобус.
Физкультурное По плану инструктора по физкультуре.
Прогулка
Наблюдение за изменениями в природе.
П/игры «Кто самый меткий?», «Догони»
«Пройди по мостику» . Цель : учить детей ходить по наклонной доске с перешагиванием через предметы Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша
Наблюдение за сезонными изменениями. Цель : формировать понятие о смене времен года, дать представления об особенностях каждого сезона. Рассказать о первом весеннем месяце марте .
Труд на участке – разбросать снег для его быстрейшего таяния. Цель: воспитывать умение трудиться сообща. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Работа перед сном
Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: сказка Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой
Вечер
Гимнастика после сна. Репетиция сценки "Девочка Иришка в маленьком домишке." Цель развитие актерских способностей.
Д/И «Я начну, а ты продолжи» Цель: учить детей досказывать стихотворные отрывки из знакомых сказок, развивать память
П/ и «Пустое место» . Цель : формировать у детей умение бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь от опоры, соблюдать согласованность движений рук и ног.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц. П/И «Птички на дереве»
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика. Ситуационное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ» Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, Вовлечение детей в подвижные народные игры. Русская народная подвижная игра «Карусель». Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.
Игра «Рифмы» Цель: упражнять в речевом творчестве. поиграть в д/игру «Что видел» (учить запоминать картинки, а потом перечислять по памяти) Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Ситуативный разговор о том «Почему нужно помогать девочкам и защищать их» Оформить выставку книжных иллюстраций Цель: расширять представление о художниках –иллюстраторах, развивать эстетический вкус.
Дежурство по столовой Цель: воспитывать умение сервировать стол к завтраку.
Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Инд. беседы с родителями «Что читать детям»
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан.8, стр 117, Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значениях числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение.
Художественное творчество (Лепка) Лыкова зан.73 стр.160 Тема: Чудо - букет. Задачи: Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов.
Физкультура (вечер , улица) по плану инструктора по физкультуре.
Прогулка
Наблюдение за небом. Какое небо ранней весной? П\и «Птички и птенчики». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место помогать П/И «Палочка-выручалочка»
П.И. «Не упусти мяч». Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.
Игра –обследование «Экологическое интервью» (обследование участка с целью обнаружения плохих и хороших поступков людей с объектами природы) Цель: закрепить правила поведения в природе.
Труд на участке – уборка снега. Цель: воспитывать трудолюбие.
Самостоятельная двигательная активность детей на участке
Работа перед сном
А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой
Вечер
Гимнастика после сна. Потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса» Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.
Словарная игра «Буква потерялась» Цель: упражнять в чтении, развивать произвольность внимания
Атрибуты для театрализованной деятельности, художественно-продуктивной деятельности.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдения за изменениями в погоде, произошедшими за день. Д/И «С утра до вечера» Цель: развивать наблюдательность. П/И «Колокольчик»
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика.Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.
Д/И «Пословицы» Цель: развивать речевые навыки, закрепить знание пословиц. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Д/И «Путаница» Цель: развивать знания о растениях, развивать навыки командной игры. Настольно –печатная игра
Дежурство детей на занятиях. Цель: учить готовить рабочее место к занятиям.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Непосредственно образовательная деятельность
Познание (Целостная картина мира ) Дыбина. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. Формировать у детей представление у детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Развитие речи . Ушакова зан. 22, стр 178 Составление рассказа "Как Ежок попал в беду" по серии сюжетных картин Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы, антонимы. Воспитывать любовь к родному языку.
Физическая культура (по плану инструктора по физкультуре)
Прогулка
Наблюдение за птицами на участке детского сада П/и «Лови - бросай»; П/и «Салки»
П/И «С кочки на кочку» Цель: упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед
Ситуативный разговор «Если бы не наступала весна, а была всегда зима, то…» Цель: развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения
Труд на участке – подмести веранду. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Работа перед сном
Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. К.Чуковского; «Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро (франц.)
Вечер
Гимнастика после сна. Игра «Катя заболела» Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас.
Д/И «Какого цвета не стало» Цель: развивать внимание. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Ручной труд «Книжкина мастерская» Цель: развивать навыки ручного труда. Реставрировать книги в группе, учить бережному отношению к книгам.
Атрибуты для с/р игры, д/и, оборудование для ручного труда.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение ветра. Отметить, что ветры, дующие с юга на север, теплые. Предложить поиграть с ветром, используя вертушки. Создавать радостное эмоциональное настроение. П/И «Придумай фигуру»
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика. Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.
Д/И «Кто из какой сказки использовал данный предмет?» Цель: развивать память, закрепить знание сказок. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита.
Д/И «Угадай песенку» Цель: закрепить знания о сказках –мультфильмах и их героях. Д/И «Разгадай название сказки» (ТРИЗ) Цель: развивать творческое воображение
Дежурство в уголке природы Д/И «Что изменилось?»
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан. 1, стр 119 Задачи: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части и устанавливать отношения между ними. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать внимание.
Художественное творчество. Рисование . на объемной фигуре Лыкова, зан. 77, стр. 168 Тема: Чудо - писанки. Задачи: Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппортного рисования на объёмной форме (яйце).
Музыка (по плану музыкального руководителя)
Прогулка
Прогулка. Наблюдение за трудом почтальона. Ц ели : продолжать наблюдение за трудом почтальона; обогащать словарный запас за счет специфической лексики; воспитывать уважение к людям труда. П/игры «Солнечные зайчики», «Гуси-гуси».
Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу. Цель: развивать реакцию движения
Ситуативный разговор «Как безопасно вести себя на улице ранней весной?» Цель: закрепить правила безопасного поведения на прогулке
Труд на участке – очистить скамейки от снега. Цель: воспитывать умение выполнять трудовые поручения. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Работа перед сном
Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. с нем. Л. Цывьяна; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Вечер
Гимнастика после сна. Рассказ воспитателя: « Какими игрушками играли бабушки и дедушки» (рассматривание иллюстраций). Игра на русских народных муз. инструментах:
Творческая игра «Вырезание из бумаги» Цель: совершенствовать в навыках работы с ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику рук.
Хозяйственно –бытовой труд в группе. Цель: воспитывать трудовые навыки при мытье игрушек, стирке кукольного белья. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение за облаками, объяснить. Д/И «На что похожи облака?» Цель: развивать творческое воображение, фантазию. П/И «Стоп»