THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Образ Свидригайлова в романе "Преступление и наказание" будет рассмотрен в данной статье. Этот персонаж в произведении является вторым духовным "двойником" Родиона Раскольникова (первый - несостоявшийся жених его сестры). Образ Лужина и Свидригайлова в романе "Преступление и наказание" объединяет принцип вседозволенности.

Внешне, по мнению интересующего нас персонажа, они с Родионом "одного поля ягоды". Однако между Раскольниковым и Свидригайловым имеются весьма существенные внутренние различия. Второй является развратным, порочным человеком. Он не скрывает того, что большинство поступков, совершенных им, были сделаны в результате патологического сладострастия. в романе "Преступление и наказание" можно дополнить и рядом других черт.

Отношение Свидригайлова к добру и злу

Этот персонаж глумится над нравственностью. Свидригайлов признается Раскольникову, что он "человек грешный". героя о людях, в особенности женщинах, являются глубоко циничными. Одинаково равнодушен Свидригайлов к добру и злу. Он способен совершать как хорошие поступки (например, помогает детям Катерины Ивановны и Соне), так и дурные, при этом без видимой причины. Свидригайлов не верит в так называемую "добродетель", считая, что лицемерными являются любые разговоры о ней. Это, по его мнению, лишь попытка обмануть других и самого себя.

Откровенность с Раскольниковым

Свидригайлов с Раскольниковым нарочито откровенен, даже находит при этом удовольствие в том, чтобы "заголиться" и "обнажиться" (выражения из рассказа "Бобок" Достоевского), рассказывая Родиону о наиболее постыдных фактах собственной биографии. Например, он сообщает ему, что был шулером, а также о том, что его "бивали", о том, как Марфа Петровна, поторговавшись, выкупила его за 30 тыс. сребреников, а также о любовных похождениях.

Праздность, в которой живет герой

Образ Свидригайлова в романе "Преступление и наказание" можно охарактеризовать так: ему присуща абсолютная праздность. Краткая биография персонажа выглядит следующим образом. Это дворянин, который два года служил в кавалерии, после чего "шлялся" в Петербурге, а затем женился на Марфе Петровне и с женой жил в деревне. Для него разврат является суррогатом смысла жизни, более или менее истинной вещью, единственной в этом мире, которую он ценит. Свидригайлов рассуждает о том, что в похоти есть по крайней мере нечто "постоянное", основанное на природе. Для этого персонажа разврат - главное занятие. Свидригайлов говорит, что без этого, пожалуй, застрелился бы. Таков образ Свидригайлова в романе "Преступление и наказание", краткое описание его жизни и деятельности.

Загадочность Свидригайлова

Этот персонаж - человек загадочный. Он очень хитер и скрытен, а также весьма умен, несмотря на шутовство. Раскольникову Свидригайлов кажется то "ничтожнейшим" и "пустейшим" злодеем в мире, то кем-то, кто может открыть Родиону нечто новое. Аркадий Иванович внушает, что они похожи в чем-то с главным героем. Однако последний не считает, что между ними есть общее. К тому же Свидригайлов был ему неприятен, так как он лжив и хитер, возможно, очень зол.

"Демонический ореол" Свидригайлова

Многим кажется ужасным злодеем, который окружен недоброй аурой. Много слухов ходит о его дурных делах. Образ Свидригайлова в романе "Преступление и наказание" становится символом источника несчастий для окружающих людей. Дуню преследовали именно из-за этого героя, его обвиняют также в смерти своей жены, Марфы Петровны. Страх и отвращение вызывает Свидригайлов у многих людей. О нем говорит Дуня "чуть не с содроганием". Даже внешний облик этого персонажа, его обычай времяпрепровождения и манера держаться "демоничны": похожее на маску "странное" лицо, загадочное поведение, "фиглярство", пристрастие к "клоакам" и шулерство.

Свидригайлов - обыкновенный человек

Однако не таким уж и страшным является образ Свидригайлова в романе произведения (а лучше - чтение самого романа) поможет вам в этом убедиться. Под "демонической" маской скрывается самый обыкновенный человек. Не может Свидригайлов освободиться от естественных и простых человеческих чувств. В нем можно угадать боязнь жалости, любви, смерти. Не исключается даже, что любовь Аркадия Ивановича к Дунечке могла бы способствовать его нравственному преображению, если бы была взаимной. Этот человек испытывает даже что-то, похожее на угрызения совести. Ему снятся кошмары, являются призраки из прошлой жизни.

Свидригайлов и Раскольников: сходства и различия

Не случайно Свидригайлов себя сравнивает с Родионом. Он так же, как и Раскольников, не верит в то, что преступник может нравственно переродиться, что Родион сможет найти в себе "силу остановиться". Свидригайлов незадолго до смерти думает вновь о нем. Он считает, что Родион мог бы стать "большой шельмой" со временем, а пока "слишком уж жить ему хочется". Свидригайлов - это герой, идущий до конца по пути преступления, совершая самоубийство.

Раскольников, таким образом, существенно отличается от него. Образ героев в романе "Преступление и наказание", как мы уже отмечали, имеет лишь поверхностное сходство. Раскольников способен, по словам Порфирия Петровича, "воскреснуть к новой жизни".

Родион самоубийства не совершает, что доказывает: жизнь не потеряла смысл, даже если сам герой считает иначе. В Раскольникове не умирает нравственное чувство, хотя он и пытается через него "переступить". Мимо людских страданий Родион пройти не может. Это доказывает эпизод с девушкой на бульваре, с больным студентом и его отцом, помощь Мармеладовым, спасение во время пожара детей. В этом непреднамеренном, стихийном, однако вполне очевидном "альтруизме" состоит принципиальное отличие его от Свидригайлова. Однако сам факт близости идей Родиона к мировоззрению его "двойников" (образ Лужина и Свидригайлова в романе "Преступление и наказание") подтверждает, что он находится на ложном пути.

Рассмотрим образ Свидригайлова Аркадия Ивановича. Этот герой является одним из главных персонажей психологического романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского (портрет автора представлен в статье). Федор Михайлович это произведение опубликовал в 1866 году. Оно было напечатано в журнале "Русский вестник". А создавалось это произведение в период с 1865 по 1866 год.

Образ Лужина и Свидригайлова объединяет то, что оба этих героя - моральные Аркадий Иванович олицетворяет собой упадок личности и духовную деградацию, к которым приводит реализация философии Родиона, его взгляда на мир.

Внешняя характеристика Свидригайлова

Рассматривая образ Свидригайлова, опишем сначала его внешние черты. В произведении Аркадию Ивановичу уже более 50 лет, однако он выглядит намного моложе своих лет. Это широкоплечий человек среднего роста, который одевался щегольски и выглядел "осанистым барином". У Аркадия свежее, приятное лицо, борода и волосы еще весьма густые, а его голубые глаза смотрят пристальным, холодным взглядом. Однако Раскольников через некоторое время нашел в этом, казалось бы, миловидном лице что-то страшное и неприятное. Свидригайлов - это дворянин со связями, который привык ставить перед собой цель и любыми способами добиваться ее. Таков образ Свидригайлова при первом знакомстве с этим героем. Однако он на самом деле намного сложнее, в чем вы убедитесь, дочитав до конца эту статью.

Аркадия Ивановича

Продолжая описывать образ Свидригайлова, обратимся к его внутреннему миру. Множество сплетен окружает этого героя, одна хуже другой. В смерти супруги Марфы обвиняет его общество. Свою жену он якобы отравил, а также истязал и, в конечном счете, довел до самоубийства Филиппа, своего слугу, избивал девочку.

Исходящую от этого человека опасность ощущает и Дуня - сестра Родиона, в которую этот дворянин влюблен. Свидригайлов говорит сам о себе, что он лишенный норм и принципов человек, который действует по своему хотению и собственной воле. Он не строит оправдательные теории для сокрытия своих поступков, как Лужин. Аркадий Иванович прямо говорит, что он "развратный и праздный" человек.

Сравнительная характеристика двух героев - Свидригайлова и Раскольникова

Образ Свидригайлова, кратко описанный выше, во многом раскрывается благодаря сопоставлению его с Родионом Раскольниковым. Благодаря способностям, опыту, деньгам Аркадий Иванович имеет уже то, о чем может лишь мечтать Родион, - "независимость от людей и абсолютную свободу". Этот герой смог уже давно переступить через убийство, разврат, обман. Раскольников мог бы позавидовать холодной расчетливости и выдержке Свидригайлова во время преступления, поскольку Аркадий Иванович глупых ошибок не совершает никогда, сентиментальности не поддается. А студент страдает от всего этого. Родион мучается в душе, все свои моральные силы собирает для того, чтобы заставить совесть замолчать. Аркадий Иванович давно уже не ощущал даже намеков на чувство вины и терзания совести. Его не волнуют прошлые грехи, как и грязные поступки, совершенные им недавно. Все это дополняет его образ. Свидригайлов Аркадий Иванович привык жить различными преступлениями, наслаждаться собственными низостями.

Аркадий Иванович переступил уже давно моральные границы, пропасть духовного падения этого героя поистине велика. Единственный его заключается в том, чтобы срывать безжалостно "цветки наслаждения", а затем выкидывать их "в придорожную канаву". Аркадий первым замечает, что с Родионом у него много общего. Однако есть и одно важное отличие - Свидригайлов границы между грехом и моральностью стер, а Родион - нет. У студента вызывает панику тот факт, что зло и добро одинаковы. А для Свидригайлова это жизненная истина.

Положительные стороны Свидригайлова

Изображая его аморальный образ, Достоевский вместе с тем большое значение придает совершенным им хорошим поступкам. Их Свидригайлов совершает даже больше, чем все положительные персонажи вместе взятые. Ведь Аркадий обеспечил будущее не только своим детям, но и сиротам Мармеладовых. Он жаждет устроить судьбу Сони, вытащить ее из этого "водоворота".

Свидригайлов предлагает Раскольникову деньги для того, чтобы тот сбежал в Америку. Он также обещает выплатить долги Катерины Ивановны. Светлая сторона этого героя в отношениях с Дуней также берет верх. Ведь Аркадий Иванович, после того как девушка ему жестко отказала, больше не искал с ней встречи, не причинил Соне зла. "Широкая" натура Свидригайлова наделена странной способностью быть благородной и мерзкой одновременно. В его душе отсутствует четкая граница между злом и добром.

Трагическая раздвоенность внутреннего мира Аркадия Ивановича

Жизненная позиция Аркадия Ивановича объясняется в произведении в некоторой мере трагической раздвоенностью его личности. Он, так же как и Родион, воспринимает болезненно несовершенство этого мира, порядки его, основанные на несправедливости и фальши. Но бунт Свидригайлова, с другой стороны, позитивного заряда не имеет.

Он делает добрые поступки лишь "от скуки", поскольку от него не требует ни ущемлений в своих желаниях, ни страданий материальная помощь людям. Лишь к пустоте, а не к самореализации, приводит героя его теория "сильной личности".

Отвращение к жизни и самоубийство

Аркадий Иванович, несмотря на полное отсутствие в нем нравственных принципов, чувствует отвращение к жизни. Этот герой хочет убежать от этого, он рискует, убивает, после чего сидит в тюрьме, затем соглашается на побег в Америку или полет на воздушном шаре. Однако тяжесть существования, лишенного смысла, давит на плечи, угнетает. Его везде преследует пошлость, "баней с пауками" пугает вечность. Неудивительно поэтому, что Свидригайлов, пресытившись жизнью, решается на самоубийство. Его душа практически мертва, поэтому выстрел из револьвера был логичен.

Чему учит судьба Свидригайлова?

Большую роль в произведении играет образ Свидригайлова. "Преступление и наказание" - роман, который учит нас тому, что вседозволенность, абсолютная свобода приводят не к раскрепощению, как втайне надеялся Родион, а, напротив, к опустошению, ощущению сужения жизненного пространства.

Предупреждением Раскольникову является судьба Аркадия Ивановича. Характеристика образа Свидригайлова показывает, что выбранный им путь ложный. Он ведет лишь к душевной пустоте. Судьба этого героя учит негативным примером истине, которой придерживается Соня, - нужно принять Христа и очиститься для того, чтобы стать свободным по-настоящему.

Содержание

Типы портрета

Введение

Создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё: лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже удастся изучить особенности этой формы, тем полнее откроется содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет художник и его взгляд на человека.

Ученые единодушны в том, что портрет — это отображение внешних черт облика героя, стиля его поведения, описание его поступков, строя его мыслей. Типологическое своеобразие портретистки зависит от особенностей исторического развития литературы, функциональное его предназначение определяется принципом соответствия или несоответствия внешних черт персонажа внутренним, психологическим качествам личности.

Объект нашего исследования - портрет Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель работы - раскрыть своеобразие портрета Свидригайлова в романе.

Согласно поставленной цели выделим основные задачи:

охарактеризовать понятие «литературный портрет»;

выделить основные типы портрета;

раскрыть сущность психологических портретов Ф.М. Достоевского;

выявить художественное своеобразие портрета Свидригайлова в романе «Преступление и наказание».

Понятие литературного портрета

Портрет в современном литературоведении понимается соответственно искусствоведческому значению термина - как изображение лица и фигуры (тела), при этом внешний облик персонажа рассматривается как отражение его внутренней, духовной жизни, характера. Общие представления о соотношении внутреннего и внешнего, приемы изображения обусловлены в значительной степени традицией, «стилем эпохи» (Д.С. Лихачев) , литературным направлением, «доминантой», характерной для индивидуального стиля писателя (А.Б. Есин) .

В словаре литературоведческих терминов С.П. Белокуровой дано следующее определение понятия «портрет»: это «одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т. п. Особый тип описания - психологический портрет - позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя» .

В основе этого определения - принципиально важные положения известного литературоведа Л.Ю. Юркиной , которая выделяет характерные черты портрета - это мимика, жесты, наружность человека, его походка, одежда и т.д. Вместе с тем она отмечает, что внешние черты персонажа способны говорить о его внутреннем мире. Порой описание внешности может и отсутствовать, следовательно, портрет может скрывать внутренние импульсы личности. Положительны и плодотворны размышления литературоведа о том, что «процесс портретирования вбирает в себя речевое поведение героя, описание строя его мыслей» .

Во всем этом, как отмечает Л.Ю. Юркина , легко просматривается «функциональная природа портрета в литературном произведении, тип портрета, характер личности персонажа» . Основываясь на этих положениях, как заключает литературовед, можно получить более или менее полное представление о социальном статусе портретируемой личности, его нравственной конституции, связи человека с развитием общества, культуры и истории. Портрет, таким образом, выступает «не как статичная фигура, а как динамичное и живое явление» .

В ходе анализа произведения, согласно Л.Ю. Юркиной , «особо важным представляется определение степени оригинальности портретов. Давая портрет отдельного персонажа или группы, отличающейся некоторым единством, писатели могут обращаться к литературной традиции» . В литературе изображение внешнего облика, его статики и динамики, в частности жестов часто приобретает устоявшееся значение, является «свернутой» характеристикой персонажей, их отношений. Некоторые черты и свойства характера, психологические реакции, условно говоря, «опредмечиваются», в результате проявление чувств, психологические нюансы получают свое «лицо», «гримасу», «позу» и т.д. Так, например, символична связь руки и сердца, запечатленная, в частности, в виде протянутой руки просящего милостыню и ответного жеста - «руки дающего» .

В портрете, находим у Л.Я. Гинзбург , также может быть реализован опыт реальной жизни. Повторение одной и той же детали, особое внимание писателей к тем или иным чертам лица, особенностям фигуры исследователи трактуют, обращаясь к фактам действительности, обнаруживая, в частности, глубоко индивидуальные причины (например, мотив носа у Г оголя).

В эпическом произведении, согласимся с утверждением Л.Ю. Юркиной , портрет может быть дан с разных позиций, соответственно устройству мира и субъектной организации. С позиции стороннего наблюдателя «объективный» портрет дает повествователь. Персонажи в мире произведения так или иначе реагируют на внешность друг друга, эмоционально, «субъективно» описывая и оценивая ее. Особое значение имеет самооценка персонажей, их представление о своей внешности. Сочетание портретов, портретных деталей, их оценок, данных «извне» и «изнутри» мира героев, отражает представления автора о его персонажах. В целом «тройственность подачи портретов персонажей (самооценка, оценка другими персонажами, оценка первичным субъектом речи) активизирует читательское восприятие действующих лиц» .

Типы портрета

Место портрета, как отмечает Г.И. Романова , в композиции литературного произведения «чрезвычайно важно и разнолико» :

с портрета может начаться знакомство читателя с героем (Обломов), но иногда автор показывает героя уже после совершения им каких-то поступков (Печорин) или даже в самом конце произведения (Ионыч);

портрет может быть монолитным, когда автор все особенности внешности героя привел сразу, единым «блоком» (Одинцова, Раскольников, князь Андрей), и «разорванным», при котором портретные черты «рассеяны» по тексту (Наташа Ростова) ;

портретные черты героя могут быть описаны автором или кем-то из персонажей (портрет Печорина рисуют Максим Максимыч и путешественник-инкогнито);

портрет «может быть «парадным» (Одинцова), ироничным (Элен и Ипполит Курагины) или сатирическим (Наполеон у JT.Толстого), может быть описано только лицо героя или вся фигура, одежда, жесты, манеры» ;

портрет может быть «фрагментарным: изображен не весь облик героя, а только характерная деталь, черта; при этом автор мощно воздействует на читательское воображение, читатель становится как бы соавтором, восполняя портрет героя в собственном сознании» (Анна Сергеевна в «Даме с собачкой» Чехова);

иногда портрет включает пояснения автора о речи, мыслях, привычках героя и т.д.

портреты героев Гончарова, Тургенева, Куприна близки реалистическим живописным портретам;

портреты чеховских героев созданы в импрессионистической манере (Анна Сергеевна, Мисюсь);

портреты героинь Бунина экспрессивны и колористичны (Руся, героини рассказов «Темные аллеи», «Месть») и т.д.

писатели-романтики создавали портреты, передающие страдания мятущейся романтической души. Ироничным образцом романтического портрета стали описания Ленского и Ольги в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».

Самым распространенным, сложным и интересным видом

литературного портрета является психологический портрет , первые

блестящие образцы которого появились в русской литературе в 1 -й половине XIX века: портреты Германа в «Пиковой даме», Онегина и Татьяны в «Евгении Онегине» А. Пушкина, портрет Печорина в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени», портрет Обломова в романе И. Гончарова «Обломов» и др. Автор тонко выявляет особенности характера своего героя через детали внешности: черты лица, позу, вещи. Так сразу формируется не только авторское, но и читательское отношение к герою.

Психологический портрет в творчество Ф.М. Достоевского

В современном литературоведении существует несколько определений термина «психологизм». Остановимся на наиболее интересном, на наш взгляд, определении.

По мнению А.Б. Есина , психологизм — это «особое изображение внутреннего мира человека средствами собственно художественными, глубина и острота проникновения писателя в собственный мир героя, способность подробно описывать различные психологические состояния и процессы (чувства, мысли, желания и т.д.), подмечать нюансы переживаний... психологизм, таким образом, представляет собой стилевое единство, систему средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев» .

Таким образом, можно сделать вывод, что психологический портрет отражает внутренние, психологические, а также поведенческие признаки человека.

Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот к чему стремился Достоевский. Он «пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия «больного» сознания» . Показывая жизнь современной ему России, обнажая психологию современного ему человека, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи и имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романов высказываются резко противоположные суждения, отстаиваются взаимоисключающие точки зрения. Борьба мнений и поиск решений важнейших философских проблем составляют основу романов Достоевского. На переднем плане у него - человек-идея, судьбу и взгляды которого всесторонне исследует писатель.

Сложность и неоднозначность характеров персонажей Ф.М. Достоевского, согласно Г.И. Романовой , в значительной мере «проясняется благодаря анализу и интерпретации таких компонентов изобразительности, как портрет и поведение, получающих в основном различное словесно-предметное воплощение» .

Впечатление углубленного, проникновенного психологизма создается в романе «Преступление и наказание» (1866) благодаря «особому сочетанию портретных характеристик персонажей с изображением поведенческих форм» , а именно: манеры держаться, ходить, смотреть, общаться, и соответствующих им мимики и жестов, а также особенности проявлений сильных эмоций (плач, смех, истерика, гнев и т.д.).

«Поправками» к основному, «полному» портрету, данному в экспозиции, являются короткие замечания повествователя, фиксирующие смену чувств, мыслей героев, их реакцию на изменение обстоятельств» . Это мимика: гримасы нетерпения, страха, ужаса, раздражения, подозрительности и т.д., выражающие в основном негативные эмоции. Последовательно фиксируются жесты (суетливые, неловкие, грубые), движения тела. Характер героев Достоевского на протяжении всего романа не меняется, но смена выражений их лиц предстает как раскрытие глубин этих характеров, создает впечатление постоянного движения, динамики.

Портрет Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Описания внешности героев у Достоевского, как отмечает В.Я. Кирпотин , «строятся иначе, чем психологические портреты, традиционные для критического реализма. Они всегда достаточно схематичны и редко представляются читателю зримо и выпукло. Некоторые из них могут даже повторяться из романа в роман» . В качестве примера можно привести такие однотипные портреты, как портрет демонического красавца с лицом-маской (Свидригайлов, Ставрогин, Ганя Иволгин, Ламберт). «Недоверие и нелюбовь Достоевского к внешнему портрету» отмечают очень многие исследователи, замечая, что Достоевский старается передать «неоднозначность, изменяемость, непостоянство выражения лиц героев. Так и кажется, что если бы было возможно, то он вовсе не давал бы портретов своих персонажей .

Раскрывая внутренний мир своих персонажей, писатель стремился показать столкновение противоборствующих сил, непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Герои его произведений не просто переживают - они мучительно страдают. Стремясь к глубокой психологической мотивировке персонажа, Ф. М. Достоевский подчиняет этой задаче портретную характеристику. Так, в романе «Преступление и наказание» писатель дважды прибегает к описанию внешности практически всех своих героев. Не стал исключением и Свидригайлов.

В романе дважды дается внешний портрет героя. В начале: «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет» .

В конце романа (в 6-й части) портрет повторяется, психологически уточняется, конкретизируется: «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, со светло-

белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем...» .

Как мы наблюдаем в этих характеристиках, герой не может прийти к гармонии с самим собой, поэтому его портрет психологически противоречив. Такая явная диспропорция в портрете Свидригайлова свидетельствует о его усилии сохранить свой нравственный облик и человеческое достоинство, ведь, как мы чувствуем, за внешним лоском и обаянием скрывается пустота. При этом как бы ни старался герой овладеть выражением лица, своими жестами, из-под искусственно сделанного облика все равно выглядывает иной, истинный герой (глаза смотрели «холодно-пристально», «странное лицо, похожее как бы на маску»). Как мы видим, портрет Свидригайлова превращается буквально в маску. В этом образе, отмечает В.Я. Кирпотин , «разрыв внешнего и внутреннего достигает кульминации» . Этот портрет пышущего здоровьем и благополучием человека сильно выбивается из всей галереи портретов романа. Однако нам он представляется маской, под ним - мертвое ничто. Не случайно такие герои, как Свидригайлов, или сами несут смерть, или добровольно отдаются ее власти. По справедливому замечанию В. Шкловского: «Свидригайлов - это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего, кроме своих желаний, и приходящему к смерти» .

По мнению профессора Чижа , в «Преступлении и наказании» Свидригайлов — наиболее совершенное, «бессмертное» изображение нравственного помешательства» .

То, что называется нравственным помешательством, выражается полной или почти полной утратой нравственных понятий при наличии других душевных проявлений. «Русские люди вообще широкие люди, - говорит Свидригайлов, - широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному» . «У нас в образованном обществе особенно священных преданий ведь нет», - развивает он далее свою мысль. Иные составляют себе эти священно-нравственные понятия по книгам или «из летописей выводят», но, по мнению Свидригайлова, это значит быть «колпаком» и «неприлично светскому человеку» . Себя он с чувством удовлетворения называет «белоручкой» и никаких святынь не признает.

Общественная опасность Свидригайловых заключается, по мнению В. Шкловского , в том, что они только с медицинской точки зрения рассматриваются как больные. Достоевский показывает и несомненную болезненность Свидригайлова, страдающего от галлюцинаций, и его заразное, тлетворное влияние. В этом герое ощущается трагическая разорванность жизни, которая так характерна для атмосферы произведений Достоевского.

Заключение

Как мы смогли убедиться, Ф.М. Достоевский показывает удивительную способность несколькими штрихами в описании внешности персонажа (на примере Свидригайлова) не только показывать его внутренний мир, но и уходить в непостижимую область подсознательного, мотивируя тем самым его поступки. Единство формы и содержания в его произведениях проявляется в том, что даже такой элемент, как портрет, говоря словами Н.Н. Наседкина , «становится проводником основной идеи романа - показать расколотый, дисгармоничный мир, в котором живут герои Достоевского» .

Список использованной литературы

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М., 2005.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.- Л.: Художественная литература, 1977. - 448 с.

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., 1997.

Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2003.

Кирпотин В.Я. Достоевский-художник. - М., 1972.

Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения. -М.: Флинта-Наука, 2004. - 255 с.

Романова Г.И. Творческая история // Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные термины и понятия / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999. - 1-е изд.; 2-е изд. перераб. и доп. -2006 - С. 508-521.

Романова Г.И. Тема зла в критике о Достоевском // Филологические науки. - 2005. - № 2. - С. 14-22.

Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX - начало XX вв. - М.: Московский лицей, 1997.

Ю.Юркина Л.Ю. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1999.-С. 296.


Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, - вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания. Показывая жизнь современной ему России, обнажая психологию современного ему человека, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи тк. имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романов высказываются резко противоположные суждения, отстаиваются взаимоисключающие точки зрения. Борьба мнений, поиск решений важнейших философских проблем - вот что составляет основу романов Достоевского. На переднем плане у него - человек-идея, судьбу и взгляды которого всесторонне исследует писатель.
Одним из таких героев является студент Родион Раскольников в романе “Преступление и наказание”. Этот человек, убивший старуху процентщицу и ее сестру, не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою теорию, для проверки которой он и пошел на чудовищный эксперимент - “на кровь по совести”.
Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не “дрожащая тварь”, а прирожденный “властелин судьбы”. Однако Раскольников - натура сложная и неоднозначная. Он, идя на преступление, старался соединить в себе абсолютную власть Наполеона и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным. Если бы о “проба” удалась, он счел бы свою идею доказанной. Эднако все дальнейшие события показали, что тиран и благодетель в одном лице несовместимы.
Двойственность натуры героя, противоречивость его сознания раскрываются писателем через систему персонажей, благодаря которой внутренний диалог, не прекращающийся в уме и сердце героя, получает внешнюю материализацию.
Особое значение Достоевский придает образу Свидригайлова, который и сопоставляется с Раскольниковым и противопоставляется ему. Он отражает индивидуалистическое Начало натуры главного героя. Аркадий Иванович - это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами - все это развратило его. Но недаром Аркадий Иванович стоит рядом с Раскольниковым. Тянет к нему Родиона, совершившего преступление. Свидригайлов - своеобразный “двойник” главного героя, его “оборотная” сторона. “Мы одного поля ягоды”, - говорит Аркадий Иванович Раскольникову. Оба они - пусть по разным мотивам - сочли возможным “перешагнуть через кровь”. В отличие от Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением, Свидригайлов “подбадривает”, успокаивает, “наставляет на путь истинный”. И тогда-то обнаруживаются самое глубокое различие этих двух “частных случаев” и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлову удивительны трагические метания и вопросы Родиона, совершенно лишняя и просто глупая в его положении “шиллеровщина”. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? вопросы гражданина и человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться”, - говорит Аркадий Иванович герою. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко, выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясносамому Раскольникову. “Не переступил он, на этой стороне остался”, а все потому, что “гражданин” и “человек”.
Свидригайлов же переступил, все человеческое и гражданское побоку пустил. Отсюда равнодушный цинизм, обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которой формулирует он самую суть раскольниковской идеи. Аркадий Иванович признает эту идею и своей: “Тут... своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”. Просто и ясно. И нравственные вопросы тут лишние. “Хорошая” цель оправдывает злодейство, совершенное ради ее достижения. Свидригайлов и в самом деле освободил себя от “вопросов человека и гражданина”, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Сладострастие безграничное, “всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее”, - вот “хорошая цель” Свидригайлова! Ради нее возможно любое злодейство: погибает девочка, умирает Марфа Петровна, подготовляется ужасная, отвратительная женитьба на шестнадцатилетней невесте, замышляется насилие над Авдотьей Романовной. Но даже Свидригайлов, “пошляк” и “умник”, вдруг наталкивается на преграду - в себе и в других. Зачем приезжает он в Петербург после смерти Марфы Петровны, возможно, им убитой? Конечно, ради Дунечки Раскольниковой. И тут уже не просто “зверок хорошенький”, уже не только “разожженный уголек”, тут уже нечто большее. Тщательно подготовил Свидригайлов ловушку для Дунечки, все рассчитал - не могла она отказать в свидании, ведь дело касалось брата, его тяжкой тайны. Нравственный поединок Дунечки и Свидригайлова - одно из самых захватывающих мест романа. Не отступил Аркадий Иванович перед револьвером, а перед духовной и душевной силой Дунечки - отступил, перед своей к ней любовью отступил. И не осталось ему после этого ничего другого, кроме как умереть. Окончательное опустошение, смерть - вот результат последовательного освобождения себя от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”.
Но перед самоубийством Свидригайлова Достоевский устраивает еще одну встречу героев-двойников. К Аркадию Ивановичу Раскольников идет накануне той роковой ночи разлуки и борьбы стихий - на небе, на земле, в душах героев, - ночи, проведенной Свидригайловым в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым - над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. В последний раз хочет Родион узнать, как жить “по ту сторону добра и зла”, но не может уже Свидригайлов дать Раскольникову ответ, потому что теперь уже наверняка знает, что у него нет будущего, что его вечность - это “банка с пауками” и нет спасения от отчаяния. После этого Раскольников обращается к Соне и остается жить, хотя и он, в ту же самую ночь, был на грани самоуничтожения.
Окончательно признав себя “вошью”, он идет сознаваться в убийстве, прекращая свой “бунт”. Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие - последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести. Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова - человека, живущего по принципу “все дозволено”.

Задачи и тесты по теме "Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»"

  • Именительный падеж имён существительных. Роль в предложении существительных в именительном падеже - Имя существительное 3 класс

Один из главных героев романа - Аркадий Иванович Свидригайлов. Он дворянин примерно лет пятидесяти, спокойный и воспитанный человек. История Свидригайлова весьма интересна: будучи любителем разгульной жизни, он “гулял” по Петербургу до тех пор, пока не женился на Марфе Петровне. Она увезла его в деревню, желая усмирить сладострастие мужа, однако и там наш герой влюбляется в Дуню. Также он использует богатство своей жены, и даже когда она умирает, Свидригайлов тотчас отправляется обратно в Петербург за Дуней.

В Петербурге Аркадий Иванович находит Раскольникова и просит устроить ему свидание с возлюбленной. Видя, что Свидригайлов - порочный, грубый человек, который ценит в жизни только разврат, Родион отказывает ему. Из-за безысходности своего положения Свидригайлов чрезмерно откровенен с Раскольниковым, он даже находит в этом особое удовольствие. По случайности в Петербурге Свидригайлов поселился рядом с Соней Мармеладовой. Он слышал разговор Сони и Раскольникова, когда Родион признался в убийстве старухи-процентщицы. Свидригайлов сообщил Раскольникову, что знает всё, но обещал хранить молчание. После встречи с Родионом Аркадий Иванович заманивает к себе на квартиру Дуню, где она едва не убивает его из револьвера. Поняв, что его любовь обречена, Свидригайлов совершает самоубийство.

В романе Свидригайлов является двойником Раскольникова. Он олицетворяет разврат, похоть и праздность жизни. Но в отличие от Раскольникова Свидригайлов - слабый человек, потому что не может выдержать всех трудностей и выбирает самоубийство. Возможно, что Аркадий Иванович мог бы сойти с пути преступления, если бы его чувства были взаимны, ведь он не раз испытывает угрызения совести и видит призрак Марфы Петровны.

Свидригайлов - обычный человек, который скрывает своих демонов под маской доброжелательности. Он совершает множество грехов, но так и не приходит на путь истинный. Его загадочность и скрытность исчезают в моменты его откровений и “обнажений”, а его демоничность оказывается обычным сладострастием.

XIX век по достоинству назван «Золотым веком» русской литературы. В этот период она достигает небывалых высот и дарит нам многих известных мастеров слова. Один из них – Фёдор Михайлович Достоевский – искушённый препаратор темнейших уголков человеческой души. Он является автором пяти великих романов: «Бедные люди», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание». В последнем из них писатель погружает нас в глубокий внутренний мир героев, в их мысли и переживания.

Вариант 2

В полифоническом романе Достоевского «Преступление и наказание» один из голосов принадлежит герою, в злодействе и низости которого, кажется, нельзя усомниться. Его второстепенная роль тем не менее определяет одну из ведущих линий романа, связанную с мотивом двойничества и воскрешением Раскольникова.

Романная история Свидригайлова полна разного рода отвратительными событиями: шулерство, долговая яма, доведение до самоубийства глухонемой девочки и Филиппа, мучения Марфы Петровны, преследование Дуни, и, наконец, Свидригайлов сам убивает себя.

Герой последовательно и цинично уничтожает свою душу, нисколько не смущаясь своего поведения. Но Достоевский не мог создать просто плоский образ героя-развратителя и только, объемность персонажа становится очевидна, когда он влюбляется в Дуню и становится свидетелем признания Раскольникова в преступлении перед Соней. В его метаниях и попытках измениться нет логики тогда, когда он заявляет Раскольникову, что они «одного поля ягоды», и тогда, когда едва ли не угрожает Дуне, шантажируя ее и пытаясь добиться ее любви.

Но в этих метаниях и странных поступках попытка найти хоть какой-то выход из страшного положения, в котором оказался Свидригайлов, думая, что мук совести он испытывать не может, а оказалось, что это не так, ведь образ - привидение его покойной жены, так много сделавшей для него и безвременно, возможно, по его вине ушедшей, преследует его неотступно.

Описаний внешности Свидригайлова в романе достаточно много, но одна из портретных деталей - много говорящая: его лицо, обрамленное белокурыми слегка поседевшими волосами, алые губы, сверкающие глаза – все это напоминает маску. Именно маска Свидригайлова и есть составляющая его демонической натуры, даже тогда, когда он пытается ее снять, жертвуя деньги Соне и Дуне, например, это ему не удается – столь велико его заблуждение, чтобы избавиться от него единовременно. Но натура Свидригайлова слабая, и демоны внутри него одерживают победу, маска станет личиной, а Свидригайлов навсегда отправиться «в Америку», так он называет свое самоубийство.

Свидригайлова называют двойником Раскольникова, это не случайно. Как в зеркале суждено увидеть Раскольникову, что происходит с человеком, который возомнил себя право имеющим вершить судьбы других людей и распоряжаться их жизнями. В одном из разговоров с Раскольниковым Свидригайлов предполагает, что вечность – это баня с пауками, эти пауки и есть его демоны, его пороки, страсти, с которыми так он и останется, наложив на себя руки и не дав возможности своей душе очиститься от скверны.

Не спасает Свидригайлова любовь к Дуне, потому что через принуждение, а не через смирение и терпение идет он к этой любви, но старые методы не действуют, не обстоятельства нужно менять Свидригайлову, а себя в обстоятельствах. Встреча с пятилетней девочкой перед смертью для героя становится символом безысходности, так как он видит неискупленные страдания ребенка как знак полного несовершенства мира, в котором, по его разумению, ему больше нет места. Эта роковая ошибка героя становится его приговором.

Сочинение на тему Аркадий Свидригайлов

В романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” акцентируется внимание на внутреннюю составляющую героев, а не на их действия. Одним из героев этого произведения является состоятельный дворянин Аркадий Свидригайлов. Он и Лужин являются моральными двойниками главного героя Родиона Раскольникова. Свидригайлов реализует теорию Родиона. Он получает то, что ему захочется, всеми возможными способами. Это приводит его Аркадия к моральному опустошению и переживанию духовной деградации.

Хотя герой и выглядит не на свой возраст, ему около пятидесяти лет. Он невысокого роста, имеет широкие плечи и одевается довольно щегольски. Дополняли образ густые волосы и борода, а голубые глаза дарили холодный взгляд с долей пренебрежения. Для Раскольникова было что-то угрожающее в этом с виду привлекательном образе, ведь Свидригайлов привык осуществлять свои цели любыми способами.

Вокруг фигуры Свидригайлова ходило много разговоров и слухов. Говорили о нем, что он виноват в смерти своей жены, так как сам отравил ее. Приписывали Свидригайлову и то, что довел слугу своего до самоубийства. Даже Дуня, в которую влюблен Аркадий, чувствует опасность, исходящую от этого человека. Сам же Свидригайлов не отрицает того, что делает всё только по собственной воле и желанию. При этом не пытается оправдать своё поведение, как это делают Раскольников и Лужин.

Свидригайлов - это тот образ, каким мог бы стать Раскольников, если бы переступил моральные границы. Аркадий имеет холодную выдержку и не испытывает угрызений совести в отличие от Родиона. Свидригайлова не терзают ни прошлые грехи, ни совершенные недавно преступления.

Схожесть героев первым отмечает Свидригайлов, но есть одно отличие. Для Аркадия Ивановича, который избавился от моральных принципов, равенство добра и зла стало жизненной истиной. В то же время Раскольникова всё это вгоняет в состояние паники. Несмотря на свою жизненную позицию, Свидригайлов совершает большое количество хороших поступков.

Трагическое раздвоение личности героя приводит к тому, что он начинает чувствовать отвращение к жизни и пустоту. Свидригайлов становится предупреждением для Раскольникова, показывает его возможное будущее.

  • Репин И.Е.

    Родился на Украине в семье военного. Рано проявляет наклонности к рисованию. Обучается азам рисунка и живописи. В 1863 году приезжает в Петербург, где заканчивает Академию художеств. Ученик Крамского.

  • Князь Верейский характеристика, образ в романе Пушкина Дубровский

    Кто знает, как сложилась бы судьба Марии Кирилловны Троекуровой, если бы однажды в своё имение, которое было по соседству с имением Троекурова, не заглянул князь Верейский. Это был его первый приезд в своё имение, а приехал он прямиком из заграницы.

  • Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи



  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама