THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Пушкин написал после его смерти: Казалось, смерть такого ничтожного человека не должна была сделать никакого переворота в течении дел. Но такова бедность России в государственных людях, что и Кочубея некем заменить!

Князь Куракин был «очень красивый мужчина, блестящие глаза и густые, черные, красиво отчерченные брови, придавали бы его наружности строгое выражение, если бы оно не смягчалось его приветливыми манерами и вежливым тоном речи ».

Князь П.А.Вяземский писал из Петербурга: «Третьего дня схоронили мы Козодавлева. Многие жалеют о нем, а я жалею о том, что часто смеялся над ним, хотя совесть и не упрекает меня в несправедливости. Я узнал после, что он был добрый человек, а прежде видел в нём только придворного министра, который за все и за всех хватался, сперва, чтобы получить, а потом — удержать своё место. Он умер, как попросту говорят, христианской смертью: спокойно и в полной памяти; заботился только о семействе и поручал его сердцу государя, а любимых своих чиновников — князю Голицыну, который в самый день смерти долго говорил с ним, имея поручение от государя успокоить его заботливость об оставшихся ближних его ».

По отзывам княгини Н. И. Голицыной, дом Ланского был из одним из приятнейших в столице: Добрейшей души старик-отец, превосходная мать, четверо сестер, соперничавших в уменье нравиться, обилие гостей, никакой принужденности, никакого этикета, утонченное воспитание, просвещенный ум, учтивость и гостеприимство прежних времен, сердечность, столь редкая в Петербурге, составляли очарование этого семейства. Нежность, царившая меж сестрами, была примерною, они, казалось, имели одну душу, и эта душа излучала то, что привлекало к ним друзей.

Как вспоминал Б. Н. Чичерин: С новым царствованием он преобразился согласно с новыми требованиями и в 1848 году явился в Москву настоящим типом николаевского генерала, олицетворением всей наглости грубой, невежественной и ничем не сдержанной власти. Он хотел, чтобы всё перед ним трепетало, и если дворянству он оказывал некоторое уважение, то с купцами он обращался совершенно как с лакеями. Закревский всюду видел злоумышленников; в особенности либералы были предметом зоркого наблюдения; шпионство было организовано в обширных размерах.

Граф Каподистрия называл Блудова "перлом русских дипломатов".

«Человек прямой и, несомненно, светлого, направления» (А.Дерибас)

Перовский, заметив Далю, что «охота-де ему писать что-нибудь кроме бумаг по службе», поставил ему дилемму: коли писать — так не служить; коли служить — так не писать.

Из воспоминаний Стогова Э.И.«Он был одного со мною роста, умеренно полный мужчина, с татарским лицом хорошего типа, был брюнет, плешив, что очень шло к нему, глаза матери удивительно хороши, большие, полные жизни и огня, левой руки не было по плечо - оторвало под Бородиным, но он никогда не чувствовал боли перед дурною погодой, как обыкновенно бывает. Голос имел весьма приятный, повинующийся в интонациях.

Бибиков рано поступил в гусары, постоянно был адъютантом, не был пьяницей, не был картежником, но всю жизнь был поклонник хорошеньких женщин. Наук он не знал никаких, говорил по навыку по-французски и по-немецки, замечательно недурно говорил по-русски, но писать не умел ни на одном языке; по-русски до того плохо знал грамоту, что не умел и строки написать без руководства.»

по свидетельству одного из главных его сотрудников, Я.А. Соловьева, "от основных своих убеждений Ланской никогда не отступал. Первой заботой Ланского было окружить себя знающими людьми... "

"Чувствуется, что почва зыблется, зданию угрожает падение, но обыватели как будто не замечают этого, — а хозяева смутно чуют недоброе, но скрывают внутреннюю тревогу."

"В начале 1859 года Иван Сергеевич Аксаков начал, кажется, впервые в России, издавать в Москве еженедельник "Парус". Это было совершенно безобидное и благонамеренное издание славянофильского направления. Но во вступительной статье первого номера этот еженедельник в шутку отдавался под покровительство всех повелителей водных стихий (ведь парус же!) от "древнего Нептуна до русского синего водяного".

Эти строки попались на глаза начальнику штаба корпуса жандармов Александру Егоровичу Тимашёву, которому они показались подозрительными. Своему начальнику, шефу жандармов князю Василию Андреевичу Долгорукову, Тимашёв стал разъяснять, что, мол, за словами "русский синий водяной" скрывается оскорбительный намёк на голубой жандармский мундир. Хотя, что там было оскорбительного, осталось совершенно непонятно, но Долгоруков принял это объяснение и в свою очередь сделал соответствующее представление императору Александру II.
Императору дело было представлено так, что "Парус" обвинялся уже чуть ли не в покушении на безопасность государства!
И.А. Аксакова вызвали в Петербург для объяснений, а третий номер "Паруса" так и не вышел. Аксакова допрашивал сам Тимашёв, который сказал литератору:"Вы, может быть, возненавидите меня хуже Дубельта".

Оскорблённый допросом, Аксаков ответил:"Да вы, Александр Егорович, во сто раз хуже Дубельта; его можно было купить, а вас не подкупишь!"

«Я всегда говорю правду и, не обинуясь, скажу ее и теперь. Я согласен только с одною непреложною и дорогою для каждого русского истиною: надобно любить родину. И только. Это не истина, это чувство, присущее нам как чувство любви к матери, к отцу, к детям. Учить этому взрослых нельзя…»

1880-1881 Лорис-Меликов Михаил Тариэлович

«Эпоха «диктатуры сердца», как прозвали министерство Лорис-Меликова, показала нашим либералам, что даже «конституционализм» одного министра, даже министра-премьера, при полном колебании правительства, при одобрении «первого шага к реформе» большинством в Совете министров не гарантирует ровно ничего, если нет серьезной общественной силы, способной заставить правительство сдаться (В. И. Ленин, Гонители земства и Аннибалы либерализма, Полное собрание сочинений, т. 5, с. 45-46).…»

1881-1882 Игнатьев Николай Павлович

Присоединение Приморья связано в истории с личностью генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьева-Амурского. Но вот что сам он писал тогдашнему министру иностранных дел России князю А. М. Горчакову: «Все сомнения рассеяны, теперь мы законно обладаем и прекрасным Уссурийским краем, и южными портами, и приобрели право сухопутной торговли из Кяхты, и учреждения консульств в Урге и Кашгаре. Все это без пролития крови, одним уменьем, настойчивостью и самопожертвованием нашего посланника, а дружба с Китаем не только не нарушена, но скреплена более прежнего. Игнатьев превзошел все наши ожидания...».

1882-1889 Толстой Дмитрий Андреевич

"Это человек обширной учености, ума серьезного и глубокого, характера твердого, не поддающегося никакому влиянию, не принадлежащий ни к какой партии, идущий прямо к своей цели." В. Лафорет

Злой гений русской молодежи. А. Ф. Кони, Воспоминания о деле Веры Засулич

1895-1899 Горемыкин Иван Логгинович

«Кабинет Горемыкина — сходбище ничтожных людей, которые ожидают событий, но не в состоянии ни их предвидеть, ни их направлять.» А.П.Извольский, министр иностранных дел

С.Е.Крыжановский в своих воспоминаниях отмечал: «Это был прямой потомок той московской знати, полурусской, полутатарской, крепок и телом и духом, и твердой вере и в преданности царю. Это был последний боярин старой Московской Руси».

«Это был в полном смысле слова государственный человек. Он, несомненно, представил бы собой крупное явление в любую эпоху нашей истории, а среди современных нам развинченных, надорванных характеров он возвышался истинным гигантом своею ясною мыслью, глубоким умом, железною волей и золотым сердцем».«Московские Ведомости»

1904-1905 Святополк-Мирский Петр Дмитриевич

Д. Н. Шипов, лидер земского движения «...князь П. Д. был человек всегда прямой и безусловно честный деятель; он обладал добрым сердцем и чуткой душой и всегда подходил к людям с доверием и любовью».

1905 Булыгин Александр Григорьевич

Любимов Дмитрий Николаевич: «...типичный помещик дворянской складки былых времён, тот же гончаровский Обломов, но в новой обстановке, лишённый крепостных людей, преуспевший на службе, где слепая судьба вознесла его на самую высь».

1905-1906 Дурново Петр Николаевич

Между тем бразильский дипломат не преминул сообщить императору Александру ІІІ: «…что ж это у вас за нравы в стране — шеф полиции читает чужие письма, избивает свою любовницу, обшаривает квартиры иностранных дипломатов… »

1906-1911 Столыпин Петр Арадьевич

«В политике нет мести, но есть последствия».

Из допроса: "Я был товарищем министра".

Государь настоял на своем, заявив Коковцову, что после неоднократных встреч с Маклаковым пришел к выводу, что он «человек очень твердых убеждений, но чрезвычайно мягкий по форме».

Из допроса: "Щербатов . — Как это до государя дошло, мне неизвестно. Быть министром мне чрезвычайно не хотелось по целому ряду соображений. ... Назначение мало меня порадовало. По телефону дня за 3-4 ко мне позвонил председатель совета министров и спросил, когда я могу к нему заехать?"

«Я есть человек без задерживающих центров. Мне ведь решительно все равно, ехать ли в публичный дом или с буфера под поезд сбросить», — откровенничал министр.

«Этот православный немец давно известен: неглупый, но бессердечный человек, известный ретроград, крайний правый, человек с умом, административной опытностью и с известным тактом. Спрашивается только, какое впечатление произведет и в России, и в армии назначение "премьером" немца как раз в это время. Доказывай потом, что он православный и по-русски говорит лучше, чем по-немецки".

1916 Хвостов Александр Алексеевич

Есть легенда, что Владимир Ильич Ленин при формировании первого советского правительства предложил Александру Алексеевичу такой же пост, но Хвостов отказался, мотивируя тем, что он монархист и своих убеждений не меняет.

1916 Протопопов Александр Дмитриевич

Протопопов был типичный русский человек старого закала, один из тех людей, кто не войдет в комнату, не осенив себя крестным знамением, не сядет за обеденный стол, не прочитав молитвы, не пройдет мимо церкви, не сняв шапки, не заснёт, если в спальне не будет гореть лампада…

Орган государственной исполнительной власти Кабинета Министров Российской империи, осуществлявший административно-распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.

МВД Российской империи сосредотачивало в своих руках самые разнообразные задачи, как полиции безопасности, так и полиции благосостояния.

  • 1 История и функции
  • 2 Структура министерства
  • 3 Знаки отличия и награды
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История и функции

По мысли графа Сперанского, министерство должно было иметь попечение о производительных силах страны и быть совершенно чуждым функций полиции охранительной. Этот характер МВД изменился с присоединением к нему в 1819 г. Министерства полиции.

Последующие изменения в общем результате расширяли компетенцию МВД, хотя она частично суживалась. Так, в 1826 г. «особенная канцелярия» бывшего министра полиции была выделена в самостоятельное III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии; попечение о государственном и народном хозяйстве отошло отчасти в ведение Министерств финансов и государственных имуществ. С другой стороны, в 1832 г. к министерству внутренних дел присоединено, в виде департамента, главное управление духовных дел иностранных исповеданий, в 1862 г. передана в ведение МВД цензура, в 1865 г., при преобразовании Министерства путей сообщения, - дела строительной полиции, в 1868 г. в его состав вошло упраздненное Министерство почт и телеграфов Российской империи, управление которыми и раньше, до 1830 г., также входило в состав МВД.

В 1880 г. бывшее третье отделение Собственной Е. И. В. канцелярии присоединено к МВД и министру вверено заведование корпусом жандармов на правах шефа жандармов. С 1843 г. МВД заведует статистической частью, в 1861 г. при нём образован особый земский отдел; положение 12 июля 1889 г. о земских участковых начальниках предоставило ему функции судебные и судебного надзора. Заведование тюремной частью передано в 1895 г. из МВД в Министерство юстиции. 1880 г. образовано было особое Министерство, соединявшее в себе столь разнородные части, как почта и духовные дела иностранных исповеданий; но уже в следующем году оно было упразднено, а дела его возвращены в ведение МВД.

Особое положение МВД среди других министерств обуславливается не только многочисленностью, разнообразием и важностью его функций, но и тем обстоятельством, что оно ведает прежде всего полицию, а принудительное осуществление всех вообще распоряжений правительства, к какому бы министерству оно ни относилось, совершалось, по общему правилу, полицией.

Структура министерства

Министру внутренних дел даны два товарища, права которых определялись особыми постановлениями. 1895 году состав МВД был следующим: совет министра, образованный на общем основании, но с некоторым отступлением по делам земского отдела; главное управление почт и телеграфов; главное управление по делам печати, ведающее цензуру, а равно имеющее надзор за промышленными заведениями, относящимися до печати, и за книжной торговлей; земский отдел, медицинские департамент и совет, совещательный ветеринарный комитет, преобразованный в апреле 1901 года в Ветеринарное управление МВД Российской империи, статистический совет и центральный статистический комитет, техническо-строительный комитет, канцелярия министра и департаменты общих дел, хозяйственный, полиции и духовных дел иностранных исповеданий.

Совет министра составляли руководители департаментов, специально назначенные императором чиновники, а также главы всех, кроме православной, религиозных конфессий России.

Департамент общих дел конкурировал с канцелярией министра. Предметы его ведомства: делопроизводство по личному составу МВД, часть инспекторская; дела по дворянским выборам, по вопросам о правах состояния, о сооружении памятников и об открытии для сего подписок; заведование архивной частью всего министерства и др.

Департамент полиции сосредотачивал в себе главное заведование делами общей полиции; ему подчинялись все полицейские органы в государстве. частности, в ведении этого департамента состояли: дела о раскольниках и вообще о сектах, возникающих в недрах православной церкви; дела о государственных преступлениях; дела о недоимках, так как попечение об исправном поступлении податей возлагалось на общую полицию; дела о снабжении иностранцев видами на проживание в России и о высылке иностранцев; дела по утверждению уставов разных обществ и клубов и разрешению публичных лекций, чтений, выставок и съездов, и многое другое. то же время, основными службами этого департамента являлись сыскные и охранные отделения.

Хозяйственный департамент ведал дела по народному продовольствию, общественному призрению, городскому общественному управлению и земскому хозяйству, по утверждению церковных обществ, братств и попечительств, по удалению из мещанских обществ порочных членов, по разрешению учёных съездов и многие другое. 1894 г в составе хозяйственного департамента учрежден особый страховой отдел со страховым при нём комитетом.

Департамент духовных дел иностранных исповеданий ведал, в качестве центрального установления, дела вероисповеданий католического, армяно-григорианского и протестантских, а также духовные дела мусульман, евреев, караимов и ламаистов.

Печатный орган: Журнал Министерства внутренних дел.

Знаки отличия и награды

Большую часть своей истории Министерство внутренних дел Российской империи не имело государственных наград, предназначенных специально для его сотрудников. 1876 году императором Александром II была учреждена медаль «За беспорочную службу в полиции», предназначенная для полицейских и пожарных. 1887 году императором Александром III была учреждена медаль «За беспорочную службу в тюремной страже» - для чинов тюремного ведомства, до 1895 года находившегося в ведении МВД.

Кроме того, за 115 лет существования МВД Российской империи, чины этого ведомства награждались многими другими государственными наградами. Например, высшей наградой Российской империи - орденом Андрея Первозванного было награждено 22 высших должностных лица министерства, немногие из них получили награду непосредственно за работу на полицейском поприще. К ним можно отнести начальника жандармерии А. Х. Бенкендорфа, генерал-губернатора Москвы Д. В. Голицына, министров внутренних дел Л. А. Перовского, С. С. Ланского, Д. А. Толстого.

См. также

  • Министры внутренних дел России
  • Ведомственные округа Российской империи
  • Техническо-строительный комитет МВД (ТСК)
  • МВД СССР
  • МВД России

Примечания

  1. В. Ф. Некрасов и др. МВД России: энциклопедия. - ОЛМА -Пресс, 2002. - С. 12. - 623 с. - ISBN 5-224-03722-0.
  2. Рогов М. А., 2004, с. 21, 23
  3. Рогов М. А., 2004, с. 16

Литература

  • Гербовник Министерства внутренних дел (1880)
  • Рогов М. А. История наград и знаков МВД России (1802-2002). - М.: Интерпресс, 2004. - 543 с. - ISBN 1-932525-24-6.
  • Министерство внутренних дел. 1802-1902: С 2-мя прил. - СПб.: Тип. Министерства внутренних дел, 1901.

Ссылки

  • Министерство внутренних дел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Министерство внутренних дел Российской империи Информацию О

Российской империи? Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного заглянуть в историю. Почему?

Тот факт, что каждого государства есть своя история - это общепринятое и традиционное понятие. Со школьной скамьи мы изучаем эту науку, рассказывающую об образовании и становлении как нашей родной страны, так и других стран мира.

Но существует ли история определенных министерств и ведомств, входящих в политическую структуру государства? Конечно, ведь у них есть свое начало, этап становления и формирования, взлеты и падения лидеров и руководителей, слабые и сильные стороны.

Прежде чем узнать дату создания империи, давайте проведем короткий экскурс в историю данной государственной структуры, рассмотрим ее задачи и цели.

Цели возникновения

На момент образования Министерства внутренних дел Российской империи в государстве уже было учреждено ведомство полиции, которое отвечало за осуществление безопасности и охрану правопорядка по всем губерниям. Поэтому цели данного департамента были немного другими.

Надзор над ссыльными

В 1822 году был издан еще один Указ императора, разработанный Михаилом Михайловичем Сперанским, регламентирующий процесс отправления арестантов и каторжников к месту ссылки. Например, были детально описаны правила и сроки движения в пути. Согласно документу, арестанты должны были быть закованы в кандалы и клеймены (позднее - наполовину обриты).

Как видим, деятельность Министерства внутренних дел охватывала множество различных граней социальной и политической жизни общества.

Награды и отличия

Начиная с 1976 года, по повелению Александра II, сотрудников данного учреждения стали награждать медалями “За беспорочную службу”. Высшие должностные лица Ведомства также были удостоены высоких знаков отличия. Например, императорским Орденом Святого апостола Андрея Первозванного были пожалованы такие видные деятели, как А. Х. Бенкендорф (начальник жандармерии) и Д. В. Голицын (московский генерал-губернатор), а также министры Перовский, Ланский, Толстой.

Конец истории

Серьезные изменения в составе и структуре МВД Российской империи произошли в связи с февральскими событиями 1917 года. Были полностью упразднены некоторые должности и департаменты. Также была образована Чрезвычайная комиссия по расследованию злоупотреблением властью данных подведомств. Вследствие народных бунтов происходили многочисленные уничтожения и разгромления государственных архивов.

Было создано Временное полицейское управление, цель которого была обеспечить граждан личностной и имущественной безопасностью.

Но достичь чего-то кардинального новое министерство не успело. Начались октябрьские события 1917 года.

История России полна парадоксов. Один из них заключается в том, что российская оппозиционная интеллигенция 2 пол. XIX – нач. ХХ в., критикуя царскую администрацию за полицейский произвол, всей своей деятельностью вызывала у правительства необходимость усиления правоохранительной системы. Тем не менее очередная волна массовых выступлений и даже террористических актов снова и снова проявляла беспомощность полицейских органов, неспособных эффективно противостоять преступности.

Очевидно, что одной из главных причин образования III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии 3 июля 1826 г., которое возглавил шеф жандармов Александр Христофорович Бенкендорф, стало восстание декабристов. Таким образом, искренне желавшие либерализации России люди добились образования в стране новых формирований политической полиции.

В начале сентября 1826 г. жандармы получили свою первую должностную инструкцию. Обязанности подразделения были расплывчатыми: заключались они, во-первых, в необходимости обращать внимание на возможные «злоупотребления, беспорядки и закону противные поступки»; во-вторых, наблюдать, чтобы «спокойствие и права граждан не могли быть нарушены», и, в-третьих, предупреждать и устранять «всякое зло» (1). В апреле 1827 г. произошло образование Корпуса жандармов, командиром которого также стал А. Х. Бенкендорф (2).

Уже в первых жандармских инструкциях 1832 г. он предлагал штаб-офицерам Корпуса узнавать, «где есть должностные люди бедные или сирые, служащие бескорыстно верой и правдой, не могущие сами снискать пропитание одним жалованием». Подчеркивалось, что это даст возможность приобрести «многочисленных сотрудников и помощников», готовых «содействовать полезными своими советами» (3). Так зарождалась агентурная работа государственной полиции.

С 1836 г. жандармские подразделения появляются в регионах страны, а Корпус уже насчитывал 12 генералов, 107 штаб-офицеров, 246 обер-офицеров, 4314 нижних чинов и 485 нестроевых (4).

Определённые итоги работы III Отделения подвел шеф жандармов В. А. Долгоруков, в поданном на имя царя отчете за 1857 г. В частности указывалось, что некоторые жандармские чины «не проникнуты вполне сознанием своих обязанностей и, обживаясь на местах, предпочитают иногда спокойное бездействие, нередко же из личных видов делаются равнодушными зрителями злоупотреблений» (5).

Очередная серьезная реформа политической полиции была осуществлена после покушения Д. В. Каракозова на Александра II. Важно понять, что для человека того времени это событие являлось гораздо более, чем просто громким политическим преступлением. Впервые в истории России подданный осмелился посягнуть на жизнь сакральной особы Божьего Помазанника!

Реакцией на это (как и на участившиеся случаи крестьянских выступлений, формирование антиправительственных кружков в регионах и др.) стало утверждение Положения о Корпусе жандармов 9 сентября 1867 г., по которому были образованы губернские жандармские управления – самые массовые органы политической полиции на местах (6).

Первоначальной основной функцией жандармских органов являлось осуществление контроля за деятельностью местных властей по исполнению столичных указов, законов и положений, изучение экономического положения населения и наблюдение за настроениями в различных общественных слоях (7). По закону 19 мая 1871 г. «О порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» жандармы получили полномочия ведения следственной деятельности по политическим преступлениям (8).

Высочайше утвержденные 1 сентября 1878 г. «Временные правила» впервые позволили жандармерии проводить аресты и обыски по политическим преступлениям в административном порядке в тех случаях, когда виновность подозреваемого была для офицеров ГЖУ очевидной, но не имелось необходимых улик, чтобы её доказать (например, если обвинение строилось исключительно на агентурных данных, которые судами не учитывались как доказательства). Однако при этом шеф жандармов генерал-лейтенант Н. Д. Селивестров требовал от подчиненных проявления определенной гуманности и указывал, что превышение жандармами своих полномочий, предоставленных им «Временными правилами», «тяжело отзовётся на людях, неосновательно подвергнутых преследованию и лишённых свободы хотя бы на короткое время» и, в конце концов, только возбудит против правительства общественное мнение (9).

Новым ударом для властей стала череда покушений на Александра II в 1879 – 1880 гг., самым дерзким из которых стал организованный С. Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце. Преступления показали, что власти неспособны даже защитить первое лицо государства и обеспечить безопасность императорской резиденции.

7 февраля 1880 г., два дня спустя после взрыва, великий князь Кон-стантин Константинович записал в своем дневнике: «Мы пережива¬ем время террора с той только разницей, что парижане в революции видели своих врагов в глаза, а мы их не только не видим и не знаем, но даже не имеем понятия об их численности... всеобщая паника» (10).

Через два дня Александр II издал указ о создании Верховной распорядительной комиссии и назначении ее председате¬лем М. Т. Лорис-Меликова. В первой части документа указывалась необходимость положить предел «беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок» (11).

Одним из первых решений «диктатора сердца» (как называли иногда М. Т. Лорис-Меликова), стало кардинальное реформирование политической полиции.

Проведя ревизию III Отделения, член ВРК И. И. Шамшин отметил крайнюю неэффективность его деятельности, связанную с отсутствием притока свежих кадров, запущенностью делопроизводства, общей атмосферой застоя, устаревшими методами сыска, на волокиту, слабое знание положения дел в революционных организациях (12). Подобным образом отзывался и народоволец Н. В. Клеточников, поступивший на службу в III Отделение и передававший его секреты революционерам (своего рода провокатор от оппозиции) (13).

В результате 6 августа 1880 г. по распоряжению М. Т. Лорис-Меликова III Отделение было упразднено, а его дела передавались в Департамент государственной полиции Министерства внутренних дел (с 1883 г. – Департамент полиции МВД) (14).

Также реформаторы расширили полномочия местных органов. 14 августа 1881 г. император Александр III утверждает «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», позволившее устанавливать в отдельных регионах две стадии исключительного положения: усиленной и чрезвычайной охраны. Распространение исключительного положения на губернию давало ГЖУ большие полномочия и облегчало им ведение следственной работы. Офицеры жандармерии, а также начальники полиции получали право предварительно задерживать до двух недель всех лиц, «внушающих основательное подозрение в совершении государственных преступлений или в прикосновенности к ним, а равно в принадлежности к противозаконным сообществам». Вместе с тем дозволялось проведение обысков в любое время и в любых помещениях, в том числе и служебных с правом наложения ареста на имущество, «указывающего на преступность действий или намерений заподозренного лица. Законодатель распространил полномочия ГЖУ и на регионы, где исключительное положение не вводилось, с одной лишь разницей, что в тех местностях жандармы могли подвергать аресту до семи дней (15). Таким образом, ГЖУ окончательно приобрели облик полицейской структуры, обладающей всем необходимым комплексом наблюдательных, розыскных и следственных полномочий.

Первые результаты деятельности жандармерии показали как лучшие стороны, так и недостатки этой структуры.
Жандармы достаточно глубоко вникали во все стороны общественной жизни своих регионов и выявляли далеко не очевидные проблемы, проявившиеся в полную силу только в революцию 1905 г.

Согласно политическому обзору, ежегодно составляемому начальником ГЖУ, в 1880 г. население Воронежской губернии оставалось «вполне преданным законной власти и порядку». В этом году в регионе не было зафиксировано ни одного политического преступления или случая пропаганды, поэтому ВГЖУ занималось прошлогодними делами, которых насчитывалось целых 42. Правда, все эти дознания проводились по 248 ст. Уложения о наказаниях (по фактам заочного оскорбления представителя царской семьи (16)) и, по словам самого составителя обзора начальника ВГЖУ полковника А. С. Бехтеева, эти дела по большей части не имели в себе состава преступления и не могли считаться мерилом политических настроений в губернии (17).

Крестьян начальник ВГЖУ охарактеризовал как «глубоко преданных власти», но отметил тяжелое экономическое положение губернии из-за климатических условий и неурожая. А. С. Бехтеев указывал на недобросовестность разбогатевших крестьян, закабаляющих рядовых общинников. Этих ростовщиков он прямо называет мироедами. Острой критике в политическом обзоре подверглась деятельность сельской администрации и самоуправления. Автор указывал на «злоупотребления волостных правлений и судов, прикрываемые бездействием уездных по крестьянским делам присутствий и неспособностью большинства земских представителей». С точки зрения политической благонадежности у ВГЖУ претензий к земским органам не было. Указывалось, что они не выходят за рамки своих полномочий. Отмечалось спокойствие в учебных заведениях губернии (18).
В течение 1880-ых гг. начальники ВГЖУ достаточно пристально следили за влиянием церкви на местное население. Далеко не лестными словами полковник А. С. Бехтеев охарактеризовал воронежское духовенство в обзоре за 1880 г. Он указал на тяжелое материальное положение священников, которые от этого начинают пить и совершенно не пользуются уважением местного населения. В этом жандармский полковник увидел основную причину распространения сектантства в регионе, особенно иудействующих и духоборцев в Валуйском, Острогожском и Павловском уездах губернии (19).

Подобные обзоры содержали в себе массу интересных деталей. Вместе с тем первые годы деятельности ГЖУ показали очевидные изъяны полицейской структуры России.

В первую очередь, политическая полиция оставалась малочисленной. В обзоре за 1880 г. А. С. Бехтеев признавал бессилие собственных подчиненных, указывая в первую очередь на низкий штат ВГЖУ, в результате чего в крупных городах губернии – в Богучаре, Боброве и Павловске – жандармские пункты вовсе отсутствовали, а там, где они находились, 2 – 3 пунктовых унтер-офицера не могли обеспечить должное наблюдение за 350 – 400 населенными пунктами. При этом, по мнению полковника жандармерии, некомпетентность общей полиции, её малочисленность и загруженность излишней канцелярской работой «в том виде, в котором она существует, не только не приносит никакой пользы населению, но напротив служит бременем сельских обществ и причиной разных пререканий и злоупотреблений» Поэтому автор считал невозможным привлекать общую полицию к делам политического розыска (20).

В начале ХХ в. власти предприняли попытку усиления местных органов государственной полиции путем образования охранных структур.
Охранные отделения и Районные охранные отделения (координировали деятельность местных учреждений политической полиции в рамках нескольких регионов) так и не смогли органично вписаться в полицейскую систему Российской империи. В 1913 – 1914 гг. приказом командира Корпуса жандармов, заведующего полицией В. Ф. Джунковского они были ликвидированы, а их дела передавались в местные ГЖУ (21).
Однозначно оценить деятельность охранных структур достаточно сложно. С одной стороны укомплектованные лучшими специалистами розыскного дела охранные отделения гораздо эффективнее выявляли политических преступников и ликвидировали антиправительственные группы.
С другой стороны властям так и не удалось добиться слаженной работы между охранными структурами и ГЖУ. Как писал А. П. Мартынов, руководивший за годы своей службы Саратовским и Московским охранными отделениями, с образованием новых подразделений «начальники ГЖУ теряли часть своего престижа и, главное, теряли его у местных властей. Надо согласиться, что немногие были способны перенести это без сопротивления. Такое сопротивление и началось» (22). Всё это рождало конфликтные отношения между жандармами и «охранкой», поэтому, с точки зрения ряда полицейских, ликвидация охранных структур стала единственным «выходом из создавшегося положения» в условиях их явно «ненормальных» отношений с ГЖУ (23).

На наш взгляд, еще большей проблемой политической полиции стало отсутствие единоначалия в самих ГЖУ. По строевой и хозяйственной части они подчинялись Отдельному Корпусу жандармов, по следственным вопросам – Департаменту полиции МВД.

Командование ОКЖ было далеко от тонкостей политического сыска. Ярким показателем этого отношения руководства к полицейской составляющей жандармской службы служит распоряжение командира ОКЖ генерал-майора барона Ф. Ф. Таубе от 18 февраля 1907 г. Он писал, что в поступающих на его имя донесениях «продолжают встречаться учёные выражения вроде: «экспроприация», «террористические акты» и т. п.». Барон требовал прекратить это и предписывал «называть вещи своими именами: «грабежами», «убийствами» и проч.» (24).

При этом именно от ОКЖ зависели штаты местных управлений и их укомплектование офицерскими кадрами и нижними чинами. Как писал А. А. Лопухин, бывших директором ДП МВД в 1902 – 1905 гг., при существовавшем положении дел «организация и воздействие на личный состав принадлежат командиру Корпуса жандармов и его штабу, а руководство деятельностью – Департаменту полиции; первым присвоена вся власть без права вмешательства в существо деятельности жандармов, второму – направление этой деятельности без власти» (25). Во многом по причине отсутствия взаимопонимания между Департаментом полиции и штабом Корпуса жандармов постоянно увеличивающиеся обязанности и полномочия ГЖУ не обеспечивались необходимым усилением личного состава.

Жандармские управления были формально независимы от администрации губернатора, но, особенно начиная с ХХ в., нуждались в помощи общей полиции, сотрудники которой привлекались для проведения обысков и арестов по делам о государственных преступлениях.

Несмотря на то, что ОКЖ являлся армейским подразделением, отношение военных к жандармской полиции было сложным. Особенно сильные нарекания вызывала агентурная работа в частях и негласное освещение жандармами положения в воинской среде. Армейские офицеры воспринимали деятельность полиции как вмешательство в их внутренние дела, шпионство за ними. Невысокого мнения о жандармах был генерал В. А. Сухомлинов, считающих их людьми «далеко не высокой нравственной марки». Работу жандармов генерал называл «особенно вредной и унизительной», потому что, наблюдая за деятельностью чиновников и офицеров, они «совали свой нос в жизнь частных лиц» (26). А. И. Деникин в «Очерках русской смуты» указывал на то, что политический сыск в армии создавал нездоровую атмосферу (27). Даже генерал-майор ОКЖ, начальник императорской дворцовой охраны А. И. Спиридович брезгливо относился к агентуре, характеризуя её деятельность как предательство и спекуляцию на товариществе, чуждую офицерству Царской России, единственной среде, которая, по его мнению, не давала секретных сотрудников (28). Сами полицейские признавали проблему и фиксировали недоброжелательное отношение к ним со стороны военных. Директор Департамента полиции А. Т. Васильев в своих мемуарах писал, что «как правило, военные власти с недоверием относились к полиции, что часто затрудняло расследование и уменьшало надежды на успех» (29).

Тем не менее политическая полиция и военное ведомство выполняли большие объемы совместной работы. Тайная полиция проводила дознания по политическим преступлениям в частях. Жандармы проверяли благонадежность призывников и вольноопределяющихся, собирали сведения о дислокации войск, предупреждали о различных угрозах, а позже стали заниматься поиском иностранных шпионов (30).

Жандармерия находилась в тесном контакте с органами прокурорского надзора. Прокуратура выступала в качестве надзорного ведомства, наблюдающего за качеством исполнения жандармами следственной работы с юридической точки зрения. Служащий прокуратуры имел право присутствовать при проведении следственных действий: обысков, арестов, допросов обвиняемых и др. Законченные дознания начальники ГЖУ передавали в прокурорское ведомство для проведения проверок, чтобы при рассмотрении в судебном порядке дела не разваливались по причине допущенных жандармскими следователями процессуальных ошибок (31).

Сотрудничество ГЖУ с другими ведомствами – с учреждениями образования, фабрично-заводскими инспекциями и др. – основывалось на служебной необходимости. Государственные органы были обязаны оказывать содействие полиции, но это вовсе не давало жандармам прав на неограниченное вмешательство. Например, по циркуляру ДП МВД от 11 ноября 1900 г. жандармы могли допрашивать учеников преимущественно в самом учебном заведении и обязательно в присутствии учебного начальства (32).

Такой была структура политической полиции Российской империи, несомненно, сыгравшей важную роль в подавлении революции 1905 – 1907 гг. и значение которой в событиях 1917 г. всё ещё остаётся не до конца изученным.

Список источников и литературы

1. Оржеховский И. В. Самодержавие против революционной России. М., 1982. С. 58 – 60.
2. Лурье Ф. М. Полицейские и провокаторы: Политический сыск в России, 1649-1917. М., 1998. С. 48.
3. Чукарев А. Г. Тайная полиция России,1825-1855 гг. М., 2005. С. 137, 138.
4. Лурье Ф. М. Указ. Соч. С. 49.
5. Оржеховский И. В. Указ. Соч. С. 86.
6. Полное собрание законов Российской империи (далее – ПСЗРИ). Собр. 2. Т. 42. Ч. 2. № 44956.
7. Государственный архив Воронежской области (далее – ГАВО). Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 15.
8. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 46. Ч. 1. № 49615.
9. Белова А. В. Тамбовское губернское жандармское управление: структура, деятельность, кадры: 1867 – 1917 гг. Дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Тамбов. 2008. С. 76 – 78.
10. Перегудова З. И. Политический сыск России (1880 – 1917). М., 2013. С. 31.
11. Там же.
12. Там же. С. 23.
13. Оржеховский И. В. Указ. Соч. С. 110, 111.
14. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997. С. 196.
15. ПСЗРИ. Собр. 3 (1881 – 1913). Т. 1. № 350.
16. См. Страхов Л. В. Политическая полиция и расследование дел об оскорблении царской семьи в конце XIX – начале ХХ века // Вестник полиции, 2016. Вып. 7. С. 4 – 10. Режим доступа: http://ejournal21.com/journals_n/1457610298.pdf .
17.Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. 102. Оп. 77. Д. 53. Л. 8, 8 об.
18. Там же. Л. 9 – 10, 13.
19. Там же. Л. 13 об., 14 об.
20. Там же. Л. 15 – 17.
21. Перегудова З. И. Указ. Соч. С. 143, 144.
22. Мартынов А. П. Моя служба в Отдельном корпусе жандармов // «Охранка»: воспоминания руководителей политического сыска. М., 2004. Т. 1. С. 126.
23. Перегудова З. И. Указ. Соч. С. 142.
24. ГАРФ. Ф. 110. Оп. 21. Д. 106. Л. 4.
25. Лопухин А. А. Настоящее и будущее русской полиции. М., 1907. С. 16.
26. Цит. по: Сухомлинов В. А. Воспоминания. Мемуары. М., Л., 1926. С. 129.
27. Цит. по: Деникин А. И. Очерки русской смуты: Крушение власти и армии. Февраль – сентябрь 1917: Воспоминания. Мемуары. Минск, 2002. С. 9.
28. Цит. по: Колоколов Б. Г. Жандарм с царем в голове. Жизненный путь руководителя личной охраны Николая II. М., 2009. С. 75.
29. Цит. по: Васильев А.Т. Охрана: русская секретная полиция // «Охранка»: воспоминания руководителей политического сыска. М., 2004. Т. 1. С. 405.
30. Страхов Л. В. Тайная полиция и армия: проблемы взаимодействия (на материалах Воронежской губернии) // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки» № 6 (4). С. 295.

Страхов Л. В



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама