THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьезно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приему обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают ее в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвященному «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.

Краткий анализ

История создания - Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идеи его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР ее впервые опубликовали в 1987 г.

Тема - Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция - По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую - рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр - Повесть.

Направление - Антиутопия.

История создания

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализированное произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако, даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью - декабрь 1929 - апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1887 г.

Тема

Анализируемая повесть - обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести - строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы : человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики - социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет помогает произведения, символическое значение образов - ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт - чувства людей, находящихся на «острии перемен» и внешний - столкновение старого и нового.

Композиция

В«Котловане» анализ стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую - рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесенной зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр

Жанр произведения - повесть, направление -антиутопия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

В повести «Котлован» А.П. Платонов изобразил строительство «общепролетарского дома», в котором будут жить все трудящиеся города.

«Стройка социализма» рассматривается Платоновым в контексте библейской легенды о Вавилонской башне как новая попытка человечества построить «город и башню, высотою до небес». В повести ведется рассказ о строительстве котлована к этому символическому сооружению. Известно, насколько важно построить цокольную часть дома, дабы он не разрушился от времени и стихийных катаклизмов. Таким образом, рытье котлована – очень важный этап в строительстве и в повести.

Землекопы, задействованные в создании котлована, одинокие люди. Смысл их жизни сводится только к тяжелому, изматывающему физическому труду. Эти землекопы строят фундамент будущего счастья, являясь несчастными людьми. Так, Прушевский «боялся пустого домашнего времени, он не знал, как ему жить одному».

Чиклин (создается такое впечатление) будто нарочно старается как можно больше истощить себя работой, чтобы усталость избавила его от тяжелых, мрачных мыслей, чтобы можно было только уснуть, ни о чем не думая.

У землекопов нет жен, нет детей, они лишены самого простого, обыкновенного счастья. А разве они испытывают радость, удовлетворение от того, что строят дом счастья? Ощущают себя миссионерами? Нет, каждый из них ждет любого удобного момента, чтобы уйти с этого строительства.

Как это символично: котлован для дома счастья «строят люди с бессознательными лицами», «угрюмыми и худыми», не люди, а роботы, запрограммированные лишь на одно действие, - тяжкий, до отупения, физический труд.

Котлован, который методично, не прекращая, роют люди, отнимает у земли «тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов», упраздняется «старинное природное устройство». Вместо естественной жизни, природы, воплотившейся в жадно тянущиеся к солнцу былинках, траве, корешках, - «теснины тоскливой глины», яма для создания эфемерного, придуманного счастья.

Котлован, который усердно роют землекопы, воспринимается как строительная яма, где похоронены заживо изнуренные трудом люди. У этих людей отняли способность думать, мыслить. Их убеждают, что превыше всего стоит это строительство, и ради него необходимо забыть о любви, устройстве семейного счастья, духовной жизни.

На дне этой ямы, в слоях земли, где работали землекопы, будет храниться страшная память об этих несчастных людях! И земля эта, вырытый котлован, станет первоосновой дома счастья. Ужасная перспектива...

Каждый из землекопов – очень несчастен. Вощев, который инстинктивно ощущает, что не может сводиться смысл жизни только к труду до отупения, что должно быть еще что-то, хоронит на дне котлована свою надежду найти смысл жизни. Здесь в процессе изнурительной работы его найти нельзя. Герой, придя в бригаду и став одним из тех, кто роет котлован для общепролетарского дома, избавлен от необходимости и возможности думать.

Существование землекопов сравнивается с пребыванием на дне «ада». Желание сберечь жизнь истощенных непосильным трудом рабочих котлована рождает в голове землекопа проект использования оврага для расширения котлована. «Овраг» всегда был в платоновском мировоззрении символом «адова дна».

Чиклин, развергая «неподвижную землю», «остановился и глянул кругом»: «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована».

Как странно звучит: «хотели спастись навеки в пропасти котлована». Ведь, по сути дела, они роют себе огромную, массовую могилу! Но могила эта воспринимается землекопами как «спасение». Спасение от чего? Вероятно, от той действительности, которая уготована им новым государственным строем. При этом строе теряют свое значение такие святые понятия, как семья, любовь, долг…

И что самое страшное – котлован становится могилой для маленькой девочки – Насти. Настя умирает от недостатка душевного тепла: «Вместо игрушек у нее железный лом, в одном гробу девочка спит, а второй использует в качестве красного уголка». Автор замечает: «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и думал о сплошной коллективизации».

Настя – символический образ коммунизма, будущего государства. Неслучайно Сафронов приветствует девочку «как элемент будущего». Настя умерла, а вместе с ней исчезла и вера в светлое будущее.

Котлован, становясь все больше, превращается в могилу девочки. Яма, которую вырывают для создания дома счастья, становится местом погребения ребенка, самого чистого и святого, что есть на свете.

Смысл названия. “Котлован – углубление в земле для за­кладки фундамента какого-нибудь сооружения”;, – читаем в толко­вом словаре. В повести Платонова слово “котлован”; приобретает гораздо больший смысл.

Котлован – это отголосок языческих мифов. По обычаю в древ­ности самый первый камень, который закладывали в фундамент строящегося дома, нужно было окропить кровью, принесенного в жертву животного. В повести котлован “окроплен”; кровью Сафро­нова, Козлова, Насти и множества безымянных строителей – землекопов.

Котлован – это яма, в которую сброшены “пережитки”; дореволю­ционной России, все самое светлое и доброе, что было в ней прежде.

Котлован – это братская могила, метафора смерти.

Котлован – это писательский вымысел, модель общественного устройства коммунизма. Это символ, образ места, которого нет. В нем заложена авторская идея социальной утопии, которую развен­чивает Платонов, показывая ее безнравственность.

Глоссарий:

  • смысл названия котлован
  • в чем смысл названия повести котлован
  • котлован смысл названия
  • платонов котлован смысл названия
  • в чем смысл названия повести? Котлован

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Смысл названия повести “Собачье сердце” в том, что, во-первых, речь идёт в ней о собаке, которая на непродолжительное время биологически стала человеком. Во-вторых, эта собака...
  2. История создания. А. Платонов – явление в российской лите­ратуре уникальное. Это писатель с обнаженным сердцем, искренне переживающий за все человечество. Он первый русский писатель XX...
  3. Смысл названия. Первоначально М. А. Шолохов свой роман назвал “Донщина”;. Вскоре он отказался от этого названия. Название “Тихий Дон”; символично и одновременно многознач­но. Вся жизнь...
  4. Смысл названия. Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”;. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в...

Главной темой повести А. Платонова «Котлован» является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется через возведение нового здания, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата». В деревне же строительство социализма заключается в создании колхоза имени Генеральной линии, а также - в уничтожении кулаков.
Реализацией этого единого проекта заняты, в той или иной степени, все герои повести. В начал произведения мы узнаем, что тридцатилетнего рабочего Вощева, продолжающего платоновскую вереницу искателей смысла жизни, увольняют с завода - «вследствие роста... задумчивости среди общего темпа труда». В поисках нового занятия герой попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован.
В процессе работы масштабы котлована все увеличиваются и достигают неправдоподобно грандиозных размеров. Соответственно, все более развивается и весь проект строительства социализма. В ходе его осуществления двоих рабочих направляют в деревню, чтобы помочь беднякам провести коллективизацию. Но там они погибают от рук неизвестных «кулаков». В результате - коллективизация была завершена их товарищами, причем бесчеловечно и жестоко (вспомним сцены раскулачивания и отправки крестьян по реке – «в неизвестность»).
В связи с этим название повести «Котлован» приобретает обобщенный символический смысл. Котлован - общее дело, коллективизация усилий и надежд, коллективизация жизни и веры. Здесь каждый отрешается от личного во имя общего - котлована. Однако слово «котлован» ассоциируется и с другими значениями: «перелопачивание» жизни, «поднимаемая целина» земли, строительство храма.
Но важно то, что вектор деятельности людей направлен не вверх, а вниз, вглубь - ко «дну» жизни. В связи с этим постепенно «котел коллективизма» начинает напоминать братскую могилу, в которой хоронят надежду на светлое будущее. А в финале повести, в подтверждение этого, умирает девочка Настя, которая жила в бараке вместе с землекопами и стала их общей дочерью. Больше того, одна из стенок котлована становится для Насти могилой.
Важно, что Платонов сделал героями своей повести наиболее совестливых, работящих, искренних тружеников. Они жаждут счастья и готовы яростно трудиться ради него. Счастье для них заключено не в удовлетворении своих личных потребностей (как у их руководителя Пашкина, живущего уже в сытости и довольстве), а в достижении высшей ступени жизни для всех.
Эти люди уже не верят, что их века хватит на то, чтобы увидеть желанный результат. Но залогом высшей справедливости для них становится осмысленность, нужность их существования. Герои Платонова не погибают в заброшенности и сиротстве, а вкладывает всю свою энергию в общее дело, воплощает свою надежду на лучшее будущее. Смыслом их труда становится будущее приемыша Насти. И - тем трагичнее и сумрачнее финал повести.
Ее смысловой итог заключается в размышлениях Вощева над тельцем только что умершей Насти – «будущего счастливого человека»: «Он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»
Таким образом, повесть Платонова «Котлован» - своеобразная антиутопия. Писатель в огромной степени сомневается в способах достижения прекрасной цели социализма – всеобщего человеческого блага. Он показывает, что ради будущего нельзя калечить настоящее, жертвовать реальными жизнями ради пока еще эфемерных. В представлении Платонова строительство социализма превращается в создание братской могилы, где будут похоронены не только прекрасные мечты, но и миллионы ни в чем неповинных людей.


Завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году.

Краткая история создания

Зачастую в качестве времени написания «Котлована» указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на титульной странице второй машинописной редакции произведения на месте вырезанного первоначального варианта. Современные исследователи творчества писателя не считают, что повесть создавалась точно в указанный период. Впрочем, вышеназванный временной промежуток Платонов выбрал не случайно. Этот период – пик коллективизации, о которой и идет речь в «Котловане».

Название

Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – «Бруски» Панферова, «Цемент» Гладкова, «Лесозавод» Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение. В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе, но и рабочий класс, которому суждено скрепить «трудовые народные массы» и выступить в роли фундамента новой жизни. Платонов следует литературному шаблону того времени. Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика. Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев. В финале котлован так и не выкопан до конца.

Тематика

Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.

Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.

«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.

Персонажи

В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.

Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.

Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, - фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет.

Композиция

Повесть состоит из двух частей. Первая – городская. В центре повествования – копание котлована. Вторая – деревенская. Здесь основное внимание уделено созданию колхоза и раскулачиванию. Такая композиция возникает не случайно. Она соотносится с речью Сталина «К вопросам аграрной политики в СССР», произнесенной в конце декабря 1929 года на конференции аграрников-марксистов. В ней особенное внимание уделялось вопросу «уничтожения противоположности между городом и деревней». В финале действие возвращается в котлован – композиция закольцовывается.

Языковые особенности

«Котлован», как и другие платоновские произведения, отличает особенный язык. Одна из ключевых его особенностей – индивидуально-авторские сочетания. Они выполняют функции средств художественной изобразительности, а также помогают отразить авторскую философию, обратить внимание читателей на проблемы, волнующие автора.

Литературное направление и жанр

В 1920 году, будучи еще начинающим автором, Платонов заполнял анкету Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди прочих там был следующий вопрос: «Каким литературным направлениям вы принадлежите или сочувствует?». Платонов ответил: «Никаким, имею свое». Этой позиции он придерживался на протяжении всего творческого пути.

Согласно определению самого Платонова, жанр «Котлована» - повесть. Кроме того, различные исследователи находили в произведении элементы других жанров. Среди них – антиутопия, производственный роман и даже мистерия.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама