{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ВАРИАНТ 7
Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.
Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.
Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.
Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).
Часть 3
включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
ЧАСТЬ 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне). Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною уходят.
(Д.И. Фонвизин "Недоросль")
В
1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль".
В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.
В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
В4. Установите соответствие между персонажами "Недоросля" и их высказываниями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.
В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму ("така дрянь", "обойми меня" и т.п.). Укажите этот вид речи.
В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.
Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?
ЧАСТЬ 2
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.
Есть имена, и есть такие даты, -
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, -
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
(А.Т. Твардовский, 1966)
В8. Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.
В9. "Есть
имена и есть
такие даты..." Какой приём использован в первой строке стихотворения?
В10. В словосочетании "славословья музыкою громкой" использовано средство художественной выразительности, в основе которого - перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Как оно называется?
В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1) олицетворение
2) гротеск
3) инверсия
4) антитеза
5) анафора
Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.
В12. Каким размером написано стихотворение А.Т. Твардовского "...Есть имена и есть такие даты..."?
Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С3. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
С4. Чем близки стихотворению А.Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?
ЧАСТЬ 3
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С5.1. Что давало основание современникам А.С. Пушкина называть его "певцом дружбы"?
С5.2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина?
С5.3. Как развивается тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"?
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Укажите жанр, к которому относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Пояснение.
Пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» относится к жанру комедия.
Комедия - это жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Ответ: комедия.
Ответ: комедия
Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина.
Пояснение.
Такое литературное направление называется классицизмом. Дадим определение.
Классицизм - это художественное направление в европейской литературе XVII - начал XIX в. Важнейшая черта классицизма - это высокая гражданственность тематики, обращение к образцам и формам античной литературы как к эстетическому эталону.
Ответ: классицизм.
Ответ: классицизм
Софья Добрынина (Приморско-Ахтарск)
30.01.2016 11:14
Пьесу Фонвизина (Недоросль) в литературном направлении относят к просветительскому реализму. Хотя пьеса содержит в себе черты и классицизма и реализма. Автор использует приема классицизма (единство времени, места..), но делает это по-новому, т.е. показывает жизнь, быт героев. Поэтому "Недоросль" относится к раннему русскому реализму эпохи Просвещения.
Татьяна Стаценко
Читаем вопрос: "Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века..." Вряд ли можно говорить о реализме в русской литературе XVIII века.
По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»), Каким термином они обозначаются?
Пояснение.
Такой термин называется ремаркой. Дадим определение.
Ремарка — это пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. ремарках могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В ремарках, предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание места действия, обстановки.
Ответ: ремарка.
Ответ: Ремарка|ремарки
Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Укажите этот вид речи.
Пояснение.
Такой вид речи называется просторечием. Дадим определение.
Просторечие - это слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Носителем просторечия является необразованное и полуобразованное городское население, иногда слова из разговорной речи употребляют высокопоставленные чиновники с целью найти общий язык с целевой аудиторией.
Ответ: просторечие.
Ответ: просторечие|разговорнаяречь|просторечия
Полина Башкирова
31.01.2017 16:27
Почему не подходит вариант "разговорная" речь?
Татьяна Стаценко
Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
Пояснение.
Они называются «говорящими». Дадим определение.
«Говорящие» фамилии - это фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа.
Ответ: говорящие.
Ответ: говорящие|говорящиефамилии|говорящаяфамилия
В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
Пояснение.
Данный этап называется экспозицией. Дадим определение.
Экспозиция - это изображение обстановки действия и положения действующих лиц до начала самого действия - это завязки и развития конфликта.
Ответ: экспозиция.
Ответ: экспозиция
Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
Пояснение.
Проблеме воспитания в семье русского помещика посвящена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образованностью, держит в подчинении все свое семейство. Госпожа Простакова, же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах. Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего семейства. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.
В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. И. Фонвизина?
Пояснение.
В семье Простаковой царит невежество, тунеядство и праздность. Простаковы-Скотинины думают только о наполнении собственного кошелька и собственного желудка, они не способны ни хозяйствовать, ни приносить пользу. Фонвизин высмеивает таких дворян, но смех его звучит сквозь слёзы, потому что государство в опасности от таких горе-правителей.
Сатирически изображается дворянство и в комедии Грибоедова «Горе от ума». В семье Фамусова все наперёд распланировано: женить дочь надо на богатом, неважно каково будет его внутреннее содержание, лишь бы капиталец был покрупнее. Сам Фамусов проповедует чинопочитание, невежество, далёк от нравственных и моральных ориентиров. Осуждая дочь за связь с Молчалиным, который по чину не вышел, сам не прочь поухлёстывать за служанкой Лизой.
Пустота духовная характеризует и столичное общество, собравшееся на вечере Анны Павловны Шерер. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой сравнивает дворянское общество с хорошо отлаженным механизмом, который, однако, работает впустую. Дворяне ничего не производят, ничего не создают, от праздности они потеряли своё человеческое начало.
Таким образом, для Фонвизина, Грибоедова и Толстого характерно общее отношение к правящему классу – такие люди не могут быть элитой общества, в их руках Россия в опасности.
Пояснение.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог - литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми. Традиционно противопоставляется монологу.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог|полилог
Денис Иванович Фонвизин
Комедия «Недоросль» (1782)
Смысл названия
В XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл |
||
Митрофан |
||
Недоросль в умственном отношении : не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного |
Недоросль в моральном отношении : не умеет уважать достоинство других людей |
Недоросль в гражданском смысле : не дорос до понимания своего долга перед государством: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?.. » (Стародум) |
Система персонажей комедии
Четко выделены три группы: в каждой три мужских и один женский образ |
||
Положительные герои |
Отрицательные герои |
Воспитатели |
Стародум; |
Простакова; Простаков; Скотинин; Митрофан |
Еремеевна; Цыфиркин; Кутейкин; Вральман |
Отрицательные герои
Простакова
Значение имени |
От «простой, простак». В XVIII в. Слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый» |
Черты характера |
Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать. Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами. Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде. Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его |
Воспитание и образование Простаковой |
Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей. Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей. Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лежа на сундуке с деньгами. |
Неоднозначность образа |
В финале комедии Простакова, когда от нее отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей. Характер и жизненные установки Простаковой - не ее вина, а результат дурного воспитания |
Функции в развитии сюжета |
До начала действия комедии: пользуясь сиротством Софьи, завладевает ее имением. В доме Простаковой происходит действие комедии. Простакова решает выдать Софью без ее согласия сначала за своего брата Скотинина, затем - за сына Митрофана. Пытается организовать похищение Софьи, обвенчать ее с Митрофаном |
Простакова |
- «Я люблю, чтоб и чужие меня слушали». - «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». - «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». - «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?» - «Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». Простакова о своем отце: «Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» |
Правдин о Простаковой |
- «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». - «Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья» (Митрофану ) |
Софья о Простаковой |
«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости» |
Скотинин
Значение имени |
Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека |
Черты характера |
Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду» ). Самовлюбленный («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало» ). Умственно не развитый. Главная страсть - любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица» ) |
Воспитание |
Воспитывался в той же среде, что и Простакова. Кичится своей необразованностью |
Функции в развитии сюжета |
Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить ее именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем - чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить. В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (т. е. всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждет наказание за грубое отношение к дворовым |
Митрофан
Значение имени |
В переводе с греческого «являющий собой мать», «матерью данный». В имени героя акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания |
Черты характера |
Избалованный, капризный, эгоистичный. Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает ее. Корыстный, хитрый - угрожает самоубийством, притворяется больным. Ленивый, любит поесть, испытывает отвращение к любому труду - все время проводит на голубятне. В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери. Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин) |
Воспитание и образование |
Полный невежда, несмотря на то что с ним занимаются учителя. «Цыфиркин. Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет. - Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам ». Фраза Митрофана «Не хочу учиться, хочу жениться» стала крылатой |
Функции в развитии сюжета |
Заботой о Митрофане вызвано желание Простаковой выдать за него Софью. Не принимает непосредственного участия в развитии действия комедии, однако является причиной многих конфликтов |
Простаков
Положительные герои
Стародум
Значение имени |
Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе |
Черты характера |
Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”». Косность, бесчеловечность вызывают в нем негодование и презрение («Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока» ). Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества» ). Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе |
Критика двора и монарха |
- «По большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее». - «Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле». - «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». - «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо... Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных». Сама приверженность Стародума к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны» |
Наставления Стародума Софье |
- «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала». - «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами». - «По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». - «С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек - чудовище». - «Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек» |
Воспитание и образование |
- «Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову». - «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» |
Функции в развитии сюжета |
С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи. Наследство, оставленное им Софье, делает ее самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всем повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон - одно лицо. Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии |
Правдин
Значение имени |
Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит. Внимание на фамилии героя акцентируется, что придает ей особую значимость: «Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал. Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали» |
Деятельность Правдина |
Служит чиновником в наместничестве - учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов. Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно» |
Функции в развитии сюжета |
В финале комедии Правдин от имени правительства берет в опеку имение Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами |
Милон
Характеристика |
Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный. Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней. - «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой» |
Функции в развитии сюжета |
Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов - Скотинина и Митрофана. Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой. Спасает Софью от похищения |
Софья
Значение имени |
В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения) |
Характеристика |
Скромная, благоразумная, добродетельная. Является воплощением «добродетели в руках порока». Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры («Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться» ). Уважает старших |
Функции в развитии сюжета |
Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы. Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии. В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берет под опеку |
Воспитатели
Еремеевна |
- «Мама», т. е. кормилица Митрофана. Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана. За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день ». Рабская натура, не имеет чувства собственного достоинства |
Пафнутьич Цыфиркин |
Учитель математики, бывший солдат. Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берется не за свое дело. Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». Это вызывает уважение у положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания |
Сидорыч Кутейкин |
Учитель русского и церковнославянского языков. Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами». Хитер, жаден, за что в финале наказывается |
Вральман |
Учитель истории, немец. Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя. То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей |
Особенности творческого метода в комедии
Черты классицизма |
Принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга; Характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор; Соблюдается правило «трех единств»: времени, места, действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой); Сюжет строится на традиционно-классицистической основе - соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини; Строгая система образов, деление персонажей на положительных и отрицательных; Говорящие имена и фамилии; Статичность героев (их характеры не меняются) |
Жанровое своеобразие
Комическое приобретает мрачно-трагический характер, фарсовые потасовки перестают восприниматься как традиционные смешные интермедии |
Фонвизин явился создателем общественной комедии в России. Через просветительское противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии получило философскую интерпретацию |
Изменилась функция резонера классической драматургии. Стародум Фонвизина выступает в роли политического оратора, и его речи являются формой изложения политической программы |
Впервые в русской драматургии любовная интрига комедии была полностью отодвинута на второй план и приобрела вспомогательное значение |
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну! беда моя! сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин.
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан . Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось либо...
Г-жа Простакова. Так авось либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевной отходят.
В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль».
В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе 18 века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.
В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
В4 . По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»). Каким термином они обозначаются?
В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литератуоною норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи.
В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И.Фонвизина?
Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там все благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!» - «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казенной чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.
Чичиков и Манилов подошли к первому столу, где сидели два чиновника еще юных лет, и спросили:
Позвольте узнать, где здесь дела по крепостям?
А что вам нужно? - сказали оба чиновника, оборотившись.
А мне нужно подать просьбу.
А вы что купили такое?
Я бы хотел прежде знать, где крепостной стол, здесь или в другом месте?
Да скажите прежде, что купили и в какую цену, так мы вам тогда и скажем где, а так нельзя знать.
Чичиков тотчас увидел, что чиновники были просто любопытны, подобно всем молодым чиновникам, и хотели придать более весу и значения себе и своим занятиям.
Послушайте, любезные, - сказал он, - я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол, а если вы не знаете, что у вас делается, так мы спросим у других.
Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно.- Позвольте узнать, - сказал Чичиков с поклоном, - здесь дела по крепостям?
Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:
- Здесь нет дел по крепостям.
- А где же?
- Это в крепостной экспедиции.
- А где же крепостная экспедиция?
- Это у Ивана Антоновича.
- А где же Иван Антонович?
Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу. Иван Антонович уже запустил один глаз назад и оглянул их искоса, но в ту же минуту погрузился еще внимательнее в писание.
- Позвольте узнать, - сказал Чичиков с поклоном, - здесь крепостной стол?
Иван Антонович как будто бы и не слыхал и углубился совершенно в бумаги, не отвечая ничего. Видно было вдруг, что это был уже человек благоразумных лет, не то что молодой болтун и вертопляс. Иван Антонович, казалось, имел уже далеко за сорок лет; волос на нем был черный, густой; вся середина лица выступала у него вперед и пошла в нос, - словом, это было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рылом.
- Позвольте узнать, здесь крепостная экспедиция? - сказал Чичиков.
- Здесь, - сказал Иван Антонович, поворотил свое кувшинное рыло и приложился опять писать.
- А у меня дело вот какое: куплены мною у разных владельцев здешнего уезда крестьяне на вывод: купчая есть, остается совершить.
- А продавцы налицо?
- Некоторые здесь, а от других доверенность.
- А просьбу принесли?
- Принес и просьбу. Я бы хотел... мне нужно поторопиться... так нельзя ли, например, кончить дело сегодня!
- Да, сегодня! сегодня нельзя, - сказал Иван Антонович. - Нужно навести еще справки, нет ли еще запрещений.
- Впрочем, что до того, чтоб ускорить дело, так Иван Григорьевич, председатель, мне большой друг...
- Да ведь Иван Григорьевич не один; бывают и другие, - сказал сурово Иван Антонович.
Чичиков понял закавыку, которую завернул Иван Антонович, и сказал:
- Другие тоже не будут в обиде, я сам служил, дело знаю...
- Идите к Ивану Григорьевичу, - сказал Иван Антонович голосом несколько поласковее, - пусть он даст приказ кому следует, а за нами дело не постоит.
Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.
- Вот он вас проведет в присутствие! - сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Виргилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие крессла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте новый Виргилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу и поворотил назад, показав свою спину, вытертую, как рогожка, с прилипнувшим где-то куриным пером. Вошедши в залу присутствия, они увидели, что председатель был не один, подле него сидел Собакевич, совершенно заслоненный зерцалом. Приход гостей произвел восклицание, правительственные кресла были отодвинуты с шумом. Собакевич тоже привстал со стула и стал виден со всех сторон с длинными своими рукавами. Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье; оказалось, что у обоих побаливает поясница, что тут же было отнесено к сидячей жизни.
Н.В. Гоголь, «Мёртвые души».
Главная > Программа1. Программы вступительных испытаний для поступающих по программам бакалавриата (специалиста) в ФГБОУ ВПО «ПГГТУ» в 2012г.
Программа вступительных испытаний по русскому языку.
Вступительные испытания по русскому языку для поступающих в ПГГТУ проводятся в тестовой форме. Абитуриенту предлагается тест, для выполнения которого необходимо знать общие сведения о русском языке, определения основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила.На вступительном экзамене будет предложен тест с подобными заданиями: - Вставьте нужную букву в слово соприк…снулись а) – о б) – а - Какой суффикс в слове знамя в родительном падеже? а) – ен- б) – ин- в) – ян- - Причастный оборот – это а)причастие с определяемыми словами б) причастие с зависимыми словами в) два причастия - Найдите односоставное предложение а) Нарядный морской вокзал. б) Возле бухты вырос крупный город. в) Построены заводы. г) Организован музей. - Найдите сложное предложение а) Снегопад прекратился внезапно, будто захлопнулся какой-то небесный люк. б) С реки потянул ветер, содрал молодой снег с моста и погнал к стенам монастыря. в) Луна то забегала за тучи, то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба. - Определите тип предложения: Было велено лежать в постели. а) определенно-личное б) безличное в) неопределенно-личное г) назывное - В каком предложении знаки препинания расставлены правильно а) Я подошел к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошел.б) Я подошел к остановке, где никого не было потому, что автобус только что отошел.в) Я подошел к остановке где никого не было потому, что автобус только что отошел.
Разделы русского языка, знание которых необходимо
для подготовки к вступительному экзамену
Фонетика
Звуки речи: гласные и согласные.
Гласные ударные и безударные.
Согласные мягкие и твердые; звонкие и глухие.
Лексикология и фразеология
Характеристика русской лексики (с точки зрения происхождения, употребления, активного и пассивного запаса, стилистической окраски).
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Заимствования в русском языке.
Фразеологизмы, их различие по грамматической структуре. Синтаксическая роль фразеологизмов.
Словообразование
Морфемный состав слова: основа и окончание; части основы (корень, приставка, суффикс).
Варианты морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах.
Способы образования слов.
Сложные слова. Сложносокращенные слова.
Морфология
Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Междометие.
Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Типы склонения. Число. Падеж.
Способы образования имен существительных.
Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен числительных по значению.
Полная и краткая формы качественных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Склонение прилагательных.
Способы образования имен прилагательных.
Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.
Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.
Склонение числительных.
Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.
Глагол: значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Неопределенная форма глагола. Виды глаголов. Переходные и непереходные глаголы.
Спряжения глагола. Наклонения глагола. Времена глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени); род и число (в прошедшем времени).
Способы образования глаголов.
Причастие.
Дееепричастие.
Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.
Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.
Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.
Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.
Междометие. Значения междометий.
Синтаксис
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).
Простое предложение.
Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.
Виды односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные).
Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Приложения.
Обращения. Вводные слова и вводные предложения.
Сложное предложение.
Типы сложного предложения.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.
Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи.
Виды сложноподчиненных предложений.
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные синтаксические конструкции.
Прямая и косвенная речь.
Орфография и пунктуация
Орфография. Правописание гласных: а) в приставках; б) в корнях; в) в суффиксах различных частей речи; г) в окончаниях различных частей речи.
Правописание согласных: а) в приставках; б) в корне слова и в суффиксах различных частей речи.
Употребление разделительных ъ и ь знаков. Употребление неразделительного ь знака.
Употребление строчных и прописных букв.
Слитные, раздельные и дефисные написания в словах.
Не и ни с разными частями речи.
Пунктуация.
Знаки препинания в конце предложения. Тире между членами предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обращениях, вводных словах и вводных предложениях.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.
Знаки препинания при прямой речи и при диалоге.
- Функциональные стили речи (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, обиходно-бытовой). Текст. Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Программа вступительных испытаний по литературе.
Вступительный экзамен по литературе проводится в тестовой форме и представляет собой тест, для выполнения которого необходимо владение следующими видами деятельности: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (из курса средней школы по русской литературе VIII-XX вв.); - определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - письменные интерпретации художественного произведения; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста; - написание развёрнутых ответов на основе художественного произведения.
Примерные вопросы:
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните зад ания после текста.
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ре-бёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять було-чек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бес-тия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Про-тосковал до самого утра.
Г-ж а Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан.А я, дядюшка, почти и вовсе не ужи-нал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то ску-шать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да по-довых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Ква-су целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофа-нушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-ж а Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофа-нушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сер-дечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, ма-тушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от ра-дости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за докто-ром в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь ми-лостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною уходят.
(Д. И. Фонвизин «Недоросль»)
Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или посл едовательность цифр. Впиши-те ответы в текст работы. Ответ, содержащий набор цифр, считается правиль-ным, если все цифры приведены в требуемой последова-тельности.
1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».
2. Назовите литературное направление, получившее
своё развитие в
литературе XVIII века, принципы кото-
рого нашли своё воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина.
Ответ: _____________________.
3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
Ответ: _______________________.
Ответ: ______________________.
5. Речь героев изобилует словами и выражениями,
нарушающими литературную норму («така дрянь»,
«обойми меня» и т. п.). Укажите этот вид речи.
Ответ: _____________________.
6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут
на себе определённую смысловую нагрузку. Как назы-
ваются такие имена и фамилии?
Ответ: _____________________.
7. В приведённой сцене содержатся сведения о пер-
сонажах, месте и времени действия, описаны обстоя-
тельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в
развитии сюжета, для которого характерны названные
признаки.
Ответ: _____________________.
Выполняя задание 8 и 9, опирайтесь на позицию авто-ра, раскрывая собственное видение проблемы. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
8. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
9. В каких произведениях русских писателей сати-рически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. И. Фонвизина?
Программа вступительных испытаний по физике.
Общие указания
1. Механика
Кинематика
Динамика
Законы сохранения в механике
Статика твердого тела
Механика жидкостей и газов
Механические колебания и волны. Звук
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование (1)
ПрограммаЛица, имеющие диплом бакалавра или специалиста по филологии, при поступлении в магистратуру по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература
Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (11)
ПрограммаПрограмма содержит характеристику общих условий поступления и обучения в магистратуре по направлению «Экономика», с конкретизацией для магистерской программы «Управление рисками организаций и финансовых институтов», включает перечень
Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (9)
ПрограммаНастоящее пособие предназначено лицам, поступающим для обучения в сокращенные сроки по основной образовательной программе подготовки бакалавра профиля «Финансовый менеджмент» в рамках направления «Менеджмент» на базе среднего профессионального
Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (12)
ПрограммаНастоящее пособие предназначено лицам, поступающим для обучения в сокращенные сроки по основной образовательной программе подготовки бакалавра профиля «Финансы и кредит» в рамках направления «Экономика» на базе среднего профессионального
Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц
ДокументИмеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;