THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Задача реставраторов - восстанавливать обветшалые и поврежденные произведения искусства. Эта работа творческая, но совсем не простая: неверное движение - и шедевр испорчен, поэтому проколы неизбежны.

сайт собрал нашумевшие случаи, когда реставрация пошла не так, как планировалось.

1. Испорченная фреска

Самый нашумевший случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить облупившуюся фреску с изображением Иисуса в местном соборе. Но почему-то у нее вышло совсем не похоже на оригинал, видимо, зрение подвело пожилую женщину.

Можно спорить бесконечно, зло или благо сотворила Сесилия. С одной стороны, фреска была испорчена. С другой стороны, собор стал известен на весь мир, а Сесилию называют новым Гойей.

2. Герои фрески, лишившиеся глаз

Восстановление фресок в Сикстинской капелле было самой масштабной реставрационной работой ХХ века. Но многие искусствоведы считают, что она оказалась неудачной.

Когда мастера очищали своды от копоти, они затронули верхний слой фресок с поправками самого Микеланджело. В результате некоторые герои даже лишились глаз.

3. Фантазия Берлускони

В 2010 году у входа в резиденцию премьер-министра Италии Сильвио Берлускони установили статуи Марса и Венеры, датированные 175 годом нашей эры. Фигуры были найдены уже с отбитыми частями тела.

Берлускони дал распоряжение восстановить статуи. С виду получилось неплохо, но искусствоведы не оценили порыва премьер-министра. Считается, что переделывать памятники старины на свой лад - сродни вандализму, ведь мы не знаем, как первоначально выглядели фигуры. Сейчас Марсу и Венере вернули первоначальный облик.

4. Осветленная картина

Работа Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» после реставрации стала выглядеть гораздо светлее. Если раньше преобладали пасмурные темные оттенки, сейчас картина выглядит очень ярко, как будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит замыслу да Винчи.

Некоторые из специалистов комитета Лувра в знак протеста против такой реставрации даже покинули свои посты. Но так ли плоха работа реставраторов?

5. Неузнаваемый Ленин

В Краснодарском крае, Россия, после реставрации памятник Ленину приобрел непропорционально длинную руку и чье-то чужое лицо.

Оказывается, памятник имел такой вид уже давно, но его фотографии на глаза широкой общественности попали только в 2016 году. История с монументом даже появилась на центральном телевидении. После этого вождя мирового пролетариата привели в надлежащий вид.

6. Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший памятник архитектуры на земле, и, к сожалению, он тоже постепенно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали один из самых красивых участков стены длиной 780 метров, просто покрыв его слоем бетона.

Сейчас в отношении недобросовестных реставраторов проводится расследование, а остальные части стены реставрируются более бережно.

7. Замок Матрера

Реконструкция старинной крепости Матрера в Испании получилась весьма спорной: башня стала выглядеть слишком современно. Оказалось, реконструктор Карлос Кеведо Рохас хотел, чтобы было ясно, какие части крепости являются новыми, а какие - древними.

8. Борода Тутанхамона


В 2012 году в мире искусства произошел довольно курьезный скандал: все бросились перепощивать новость об испанской пенсионерке Сесилии Хименес, "отреставрировавшей" фреску начала XX века.

Фреска под названием Ecce Homo («Се человек») была местной достопримечательностью маленького испанского городка Борха. Она действительно находилась в плачевном состоянии, но результат работы самопровозглашенного реставратора одновременно ужаснул и рассмешил общественность. Вместо лика Христа со стены храма теперь взирала, по выражению корреспондента BBC, «мартышка в плохо сидящей кофте». В интернете работа пенсионерки стала также известна, как «Пушистый Иисус».

По иронии судьбы, родственница автора фрески - художника Элиаса Гарсии Мартинеса - направила храму средства на восстановление его работы, но помощь запоздала: к тому моменту Хименес уже успела завершить начатое. Весть облетела все новостные каналы мира, а в интернете мгновенно приобрела статус мема, спровоцировав лавину карикатур.

Под шквалом осуждения прессы служители церкви кинулись оправдываться, огородили «место происшествия» и организовали комитет по восстановлению фрески.

Но тут дело приняло неожиданный оборот: в доселе безвестный городок с населением в 5 тысяч человек и царившей безработицей хлынули толпы туристов!

Доходы города выросли в разы, и церковь, не растерявшись, снова открыла доступ к фреске и начала брать с посетителей плату за вход. Сесилия Хименес, сначала просившая прощения за свой вандализм, тоже поменяла отношение к ситуации, наняла адвоката и стала требовать отчислений за труды.

Испанская пенсионерка попыталась самостоятельно отреставрировать фреску XIX века - одну из главных достопримечательностей местной церкви. Результат оказался плачевным.
Фреска работы Элиаса Гарсии Мартинеса, изображающая Иисуса Христа, была украшением церкви близ Сарагосы более ста лет.
ИскусствоС годами она получила некоторые повреждения: часть фрагментов стерлась из-за высокой влажности в помещении, местами краска осыпалась.
Тогда 80-летняя старушка принесла в церковь краски и дорисовала недостающие детали.
По свидетельству корреспондента Би-би-си Кристиана Фрейзера, вместо Спасителя на фреске получилось что-то похожее на волосатую обезьяну в бесформенной тунике. Тонкая работа Мартинеса оказалась скрытой грубо наложенной краской.
Прихожанка скоро поняла, что испортила старинную работу, и связалась с местным советом, который надеется восстановить фреску.
Изображение «отреставрированной» фрески облетело весь мир и привлекло внимание тысяч интернет-пользователей.
– Я очень рада, что моя церковь и мой город стали известны всему миру, благодаря мне, хотя это не было моим намерением, когда я начала реставрировать фреску, – объясняет Хименес.
В результате огромного внимания и массовой критики Хименес остро переживала случившееся.
– Она каждое лето проводит в храме, объясняет Хосе Мария Азнар, отвечающий за содержание церкви. – Все эти годы Сесилия помогала нам реставрировать церковь без всяких проблем. Сначала она боялась трогать фреску, увидев что она сильно испорчена, но однажды утром она взяла кисти и, не обсуждая, это ни с кем стала ее «реставрировать».
Хотя у госпожи Хименес есть недоброжелатели, много людей поддерживают ее. Сотни поклонников направили ей одобрительные письма.
– Я хочу поблагодарить вас за поддержку, которую получаю со всего света, говорит Хименес. – Благодаря ей, я чувствую себя сейчас гораздо лучше.
– Она рассказала моей жене, что она сделала, она сказала: «Я ретушировала фреску, и она теперь выглядит ужасно, я должна уехать из города, я оставлю пока ее так, но когда я вернусь, я ее исправлю», объясняет Азнар. – Но, несмотря на ее добрую волю, я как ответственный за храм должен был сообщить мэрии Борха.
После этого, местные власти пришли в церковь, чтобы проанализировать случившееся. Позже они опубликовали в блоге свои выводы. Они были размещены на Facebook, а Борха и его жителей получили всемирную известность.
Испанские искусствоведы собираются провести в церкви встречу для обсуждения плана реставрации.
Хуан Мария Оэда, член городского совета по вопросам культуры, который занимается этим делом, заявил, что виновница готова встретиться с экспертами и сообщить им, какими материалами она воспользовалась.
"Думаю, она [пенсионерка] действовала из лучших побуждений. Если нам не удастся восстановить фреску, мы повесим на стену церкви фото произведения", - сказал Оэда.
Художественная ценность фрески не очень велика, однако местные жители ее ценили.
По словам корреспондента Би-би-си, как назло, местный реставрационный центр только что получил от внучки художника пожертвование, которое предназначалось для восстановления фрески.

21 августа в испанском издании Heraldo появилась небольшая заметка, в которой речь шла о том, как ужасно жительница небольшого города Борха, 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску "Ecce Homo" ("Се человек"), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. К публикации прилагались фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа было не узнать - фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации в Heraldo вокруг поступка Сесилии Хименес, решившей отреставрировать фреску, которая, по разным данным, датируется концом XIX - началом XX века, разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески "Ecce Homo", расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?", - цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес - именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное - примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант - одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, "карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". О первоначальном облике "Ecce Homo" напоминала лишь эта самая безразмерная туника - и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет - фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название - "Ecce Mono", что они перевели как "Се обезьянка"). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов - "фотожабы" на пушистого Иисуса можно найти, не особенно напрягаясь.

На сайте change.org появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса. Автора обновленной версии старинной фрески сравнивают с Гойей, Мунком и Модильяни, а в самой работе видят критику "креационистских теорий" Церкви. На момент написания этого текста за сохранение "Ecce Mono" высказались более десяти тысяч человек. Возможно, все они правы в своем стремлении признать пушистого Иисуса самостоятельным произведением искусства.

Гойя - не Гойя, но фреску авторства Сесилии Хименес вполне себе можно назвать интересным образцом примитивистской живописи (если абстрагироваться от существования оригинальной версии). Примитивизм как живописный стиль зарождался примерно тогда, когда Гарсиа Мартинес, следуя академическим традициям, расписывал стены небольшой церкви в Борхе; сейчас же работы крупнейших примитивистов, например Нико Пиросмани и Анри Руссо, висят в музеях и стоят огромных денег. Нечего уж говорить про авангардистов, экспериментировавших с этим стилем и обращавшихся к нему, в отличие от испанской бабушки, абсолютно осознанно.

В этой истории Сесилия Хименес показала себя, конечно, не Пиросмани, но точно грандиозным популяризатором, подарившим миру знание. "Самая ужасная реставрация" обернулась настоящим триумфом для художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которого и знать-то до этого момента в мире никто не знал. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, начал там заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. Там женился, преподавал, рисовал, умер - словом, ничего впечатляющего. Самой же интересной страницей в биографии художника стало создание фрески с изображением Иисуса, превратившимся в XXI веке в обезьянку.

То, что обновленная фреска принесет пользу, наверняка поняли уже и в самой церкви, которая в последние дни в усиленном режиме принимает любознательных туристов. И их можно понять - канонических изображений Христа полно, а в капоре - только одно.

В своей статье арт-критик The Guardian Джонатан Джонс справедливо замечает, что набожная пенсионерка могла бы сделать карьеру в комическом жанре. Ее поступок можно сравнить разве что с реставрацией портрета матери Джеймса Уистлера, произведенной знаменитым Мистером Бином, который в прямом смысле начихал на картину, а потом в ужасе приводил ее в порядок. Даром комического разрушения тоже нужно обладать, и, грамотно его используя, сейчас можно выстроить целую стратегию популяризации искусства. Джонс, правда, советует обращать внимание на экземпляры более достойные - на картины старых мастеров, ну или на фрески эпохи раннего Возрождения в Палаццо Скифанойя.

Люди строят дома и пишут картины, создают предметы быта и искусства. Соприкасаясь с такими предметами каждый день, мы незаметно для себя «влияем» на них, приводя к износу и разрушению. Дома покрываются трещинами как красочный слой картин, одежда изнашивается, а книги обрастают потертостями. Именно поэтому наряду с искусством созидания появилось искусство восстановления - реставрация. В реставрации нуждается все, что теряет свой эстетичный вид на определенном этапе времени. Это ответственный и трудоемкий процесс, требующий практических навыков художника, а потому история знает не только качественные примеры реставраций, но и весьма удручающие. О таких неудачных примерах реставрации произведений искусства в этой статье.

Ярче, выше, сильнее!

Французские эксперты в сфере искусств затеяли настоящий скандал, обвиняя Лувр в ужасной реставрации. Стоит заметить, что речь идет о картине Леонардо да Винчи. Это не рядовой портрет знатной особы, а произведение, написанное кистью величайшего мастера живописи. Суть обвинений сводится к излишней яркости, которую полотно приобрело после реставрационных работ. Такая степень яркости, по мнению экспертов, не соответствует первоначальной задумке автора. В Лувре отмечают, что это была самая обсуждаемая реставрация из всех, которые планировались, и комитет с особой тщательностью подошел к выполнению работы. Но это все красочные слова, а на деле из комитета в знак протеста против неуместной реставрации вышли два представителя музея. Это Сеголен Бергеон Лангль, которая несла ответственность за работу реставраторов во всех национальных музеях Франции, и Жан-Пьер Кюзан - бывший хранитель живописных полотен в Лувре. По их мнению, в ходе восстановительных работ не осуществлялось проведение важных анализов, которые бы определили губительное влияние сильнодействующего растворителя. Лангаль и Кюзан вообще посчитали недопустимым использование растворителя, однако британские мастера заявили, что материалы не испортят уникальный живописный эффект Леонардо, называемый сфумато. Комитет в итоге оценил работу реставраторов как приемлемую, однако независимые эксперты сходятся во мнении, что осветление поверхности изрядно подпортило картину. Возможно, британские реставраторы придали яркость, чтобы мы могли видеть шедевр таким, каким он изначально выглядел в мастерской да Винчи, ведь некоторые пигменты краски со временем темнеют и теряют свою сочность.

Невеселые картинки

Реставрация исторического наследия всегда имеет большое значение в каждом государстве. Это могут быть замки, сооружения, картины или фрески. В нашем случае объектом работы стала многовековая фреска династии Цин, находящаяся в храме на Горе Феникса. Рисунок, украшавший стены, пребывал в плачевном состоянии, очертания фигур потеряли ясность, а краска, измученная временем, заметно облупилась. Предприимчивый настоятель храма сам организовал сбор пожертвований для восстановления, для этого требовалось 660 тыс. долларов. В ходе реставрационных работ было допущено множество нарушений, а самое печальное, что художник практически нарисовал новых героев, которые не повторяют сюжет оригинальной росписи. Реставрация категорически не допускает создания нового изображения поверх старого, а только подкрашивает необходимые фрагменты. Посетители храма отмечают, что красивая фреска была безнадежно испорчена и выглядит как дешевое оформление. Два чиновника, отвечавшие за проведение подобных работ, были уволены, но заказчик отметил, что удовлетворен результатом. К сожалению, очевидно, что использование простых цветов и манера художника явили миру мультипликационные сценки в залах древнейшего китайского храма.

Пушистый Иисус

Иногда неудачные реставрации могут стать объектом не только разочарований и критики. Так случилось с фреской, изображающей образ Христа в храме Милосердия. Храм находится в провинциальном городке Бохра, автор фрески - Элиас Гарсиа Мартинес. Прихожанка храма решила, что произведение нуждается в восстановительных работах и решила лично этим заняться. В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес начала личную реставрацию, по ее словам, настоятель храма позволил ей это делать, однако эту информацию официально не подтвердили. Процесс завершился летом 2012 года, и труд Сесилии буквально взорвал интернет, когда снимки попали в сеть. Законченная работа напоминала больше мохнатую обезьяну или при тщательном осмотре - Иисуса в меховой шапке. Эксперты были возмущены, резюмируя, что это худшая в истории реставрационная работа. Возможно, это так, но у Сесилии Хименес, помимо недоброжелателей, появились защитники, которые указывали на преклонный возраст пенсионерки, а поднявшаяся шумиха - следствие ее доброты и желания помочь храму. А помощь действительно была значительной. Неудачная реставрация привлекла огромное количество туристов, а храм собрал благотворительной помощи на сумму свыше 50 тыс. евро.

Мокрое дело

Художники-новаторы удивляют публику не привычными глазу картинами, а инсталляциями и арт-объектами, которые собирают из всех доступных материалов. Современное искусство настолько выходит за рамки понимания, что иногда с ним происходят весьма курьезные случаи. Один из таких произошел в Дортмундской галерее при участии добросовестной уборщицы. Следящая за порядком женщина испортила произведение искусства, решив, что это просто мокрое пятно. Произведение называлось «Когда начало капать с потолка», выполненное скульптором Мартином Кипенбергером. Арт-объект представлял собой резиновое корыто, внутри которого расположилась деревянная башня из досок. Известковый раствор на дне емкости имитировал дождевую воду и являлся неотъемлемой частью композиции. Трудолюбивая уборщица, однако, внесла свои коррективы и старательно вытерла лужу. Скульптура оценивается в 800 тыс. евро, была арендована галереей у частного коллекционера. Работники галереи утверждают, что восстановлению работа не подлежит, а горе-уборщица, чьи данные не разглашаются, получила выговор.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама