THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Цитата сообщения СТЕПНОЙ ВОЛК ГЕРМАН ГЕССЕ

В этот день 50 лет назад 9 августа 1962 года умер лауреат нобелевской премии по литературе писатель Герман Гессе.

Недавно мне посчастливилось осуществить свою давнюю мечту – посетить дом-музей Германа Гессе в деревушке Монтаньола, что под Лугано (Швейцария).
Музей Германа Гессе в Монтаньоле - основан в 1997 году в здании Torre Camuzzi, неподалеку от Casa Camuzzi, где Германа Гессе жил между 1919 и 1931 годами. Среди экспонатов представлены личные вещи писателя, его картины, фотографии и рукописи. Помимо прочего, здесь проводятся разнообразные тематические лекции, посвящённые творчеству Гессе.
Я написал директору музея Regina Bucher, и она пригласила меня посетить музей совершенно бесплатно. Даже разрешили сделать фото и видеосъёмку, хотя обычным посетителям это запрещено. В качестве подарка мне предложили выбрать любую книгу Германа Гессе (я выбрал «Сиддхартху») и поставили на книге памятную печать.
В ответ я подарил музею свой роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», в котором изобразил в одном из героев Германа Гессе - моего любимого писателя.

Когда я впервые прочитал за день и две ночи роман Германа Гессе «Степной волк» (в журнале «Иностранная литература» № 4 и 5 за 1977 год), я узнал в нём себя. И ещё я почувствовал, что обязательно напишу нечто подобное. Спустя десять лет я опубликовал роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», в котором символически присутствует Герман Гессе.

Герман Гессе всегда был чужой странный непонятный необыкновенный чужак. Поэтому он и стал героем моего одноимённого романа.

Я сторонник биографического метода в литературоведении, и считаю, что в книгу нужно смотреть через плечо её автора. В этом мне очень помогли воспоминания «Герман Гессе сам о себе» в изложении Бернхарда Целлера. Я обнаружил массу общего между творческой биографией Германа Гессе и моим творческим «я».

«Когда я впервые прочла Вашу книгу, то нашла в ней многое из того, что сама бессознательно ощущала», – написала немецкая студентка. А гимназист из Токио сообщил: «… чем больше я читаю Ваши книги, тем больше я нахожу в них себя самого».

«Я верю, что бессмысленность преодолима благодаря тому, что не устаю снова и снова искать смысл своей жизни, – писал Герман Гессе. – Я верю, что человек ответственен не за смысл или бессмыслицы жизни вообще, но за то, что он делает со своей собственной, однократной жизнью».

Герман Гессе родился 2 июля 1877 года в городке Кальве (Германия) в семье немецких миссионеров. Его мать Мария Гундерт родилась в Индии в семье теолога Германа Гундерта. Отец Германа – Иоханнес Гессе – был родом из России, балтийским немцем, служил миссионером в Индии, занимался литературной деятельностью.

Герман родился в верующей семье, где читали Библию, знали о Будде и Лао-Цзы, где всё было пронизано пиетизмом. С раннего детства он обнаружил не только разносторонние таланты, но и непреклонность характера.
Вот как мать написала в своём дневнике о маленьком Гессе.
«…В парне чувствуется гигантская жизненная сила, мощная воля и, действительно, своего рода совершенно удивительное понимание для его четырёх лет. Что из этого выйдет? Мою жизнь подтачивает эта внутренняя борьба с его возвышенным тираническим духом, его страстным бунтарством…».

В 1881 году Герман становится учеником местной миссионерской школы, а чуть позже христианского пансионата. Школу он считал враждебной силой, бороться с которой любыми средствами было справедливо и оправданно.
«Я всегда был обидчивым, критически настроенным учеником, сопротивлявшимся любой зависимости и любому верноподданичеству…»

В школьных тетрадях он пишет стихи и рассказы.
«С тринадцати лет мне было ясно одно – я стану либо поэтом, либо вообще никем».
Его первым литературным опытом можно назвать сказку «Два брата», написанную в 1887 году в возрасте десяти лет для своей сестры Маруллы.

В 1890 году Герман отправляется на учёбу в латинскую школу и через год поступает в семинарию в монастыре Маульбронн. Однажды он сбегает из школы. Это бегство знаменует начало тяжёлых душевных конфликтов, выразившихся в нервных кризисах и борьбой за самоутверждение в защиту собственного «Я».
«В течение более чем четырёх лет все усилия повлиять на меня ни к чему не приводили, ни одна школа не могла удержать меня, никакое учение не было долгим. Любая попытка сделать из меня пригодного для общества человека не имела успеха, несколько раз всё заканчивалось позором или скандалом, бегством или высылкой…»

Герман ощущает себя изгоем, ведёт спор с Богом и миром.
Спустя полгода после поступления, Гессе покидает Маульбронн, но душевное состояние юноши ухудшается, он совершает попытку самоубийства.
Родители решают отправить Германа в психиатрическую клинику в Штеттене.

В конце 1892 года Гессе приступает к учёбе в гимназии Каннштадта, но и здесь не может приспособиться. Хотя у Германа были друзья, он чувствовал себя аутсайдером и одиночкой.
«Странно, но я, начиная со своих школьных лет, везде был обречён на одиночество, которое стало для меня в конце концов дружественным».

В 13 лет Гессе мог сказать о себе: «У меня тогда был трудный характер, и я мог считаться довольно невоспитанным сыном – родители уже не справлялись со мной».
Герман многим обязан отцу, прежде всего руководством в чтении. Но отец, поглощённый собственными литературными трудами, мало интересуется занятиями сына.

Через год по совету родителей Герман устраивается учеником в типографию Эсслингена. Это начинание тоже не закончилось успехом. Герман возвращается в Кальв, где некоторое время помогает отцу в миссионерском издательстве. В 1894-1895 Гессе работает механиком на часовой фабрике Генриха Перро.
«Моя ежедневная молитва – молитва о том, чтобы я сохранил свой собственный внутренний мир, чтобы я не погиб».

В 1895 году Герман уезжает из дома и устраивается учеником книготорговца в магазин Хекенхауэра, где проработает четыре года. В дневное время он занимается книготорговлей в магазине. А «по вечерам я спасаюсь бегством от внешнего мира в мир внутренний, мир книг, и занимаюсь планомерными литературно-историческими и вообще духовными исследованиями, которые, как я надеюсь, позже могут пригодиться».

Всё свободное время Герман посвящает самообразованию, много читает.
«Каждый час кажется мне потерянным, если я не провожу его за хорошими книгами и журналами…».
«Так иногда меня сильно влечёт к источникам знаний, однако академические занятия кажутся мне не только не идеальными, но узкими недостаточными, как всё земное».

Герман начинает писать стихи, некоторые из них появляются в одной из венских литературных газет. Его первым напечатанным стихотворением стало «Мадонна» в 1896 году.
В 1899 году на сэкономленные деньги Герман публикует небольшую книжку под названием «Романтические песни». В этот же год издаётся и первый сборник рассказов «Час после полуночи». Но обе книги выходят небольшим тиражом и плохо продаются.
«Что касается названия моей первой книги прозы, то его смысл был мне совершенно ясен, но малопонятен большинству читателей», – жаловался Гессе.

С осени 1899 года Гессе работает в книжном магазине Райха в Базеле. В 1901 году выходят «Сочинения и стихотворения Германа Лаушера, опубликованные посмертно Германом Гессе» - сборник автобиографических рассказов.
«Моя тема – изобразить сферу человечности и любви, сферу интимной жизни и сублимации», – писал Гессе. – «То, что мои сочинения – чисто личные попытки выразить в современной форме интимные вещи, что они поэтому не подходят для больших тиражей, мне едва ли нужно подчёркивать. Я пишу не очень много и лишь исходя из личной потребности».

Постепенно первые произведения Гессе становятся известными в высших литературных кругах Германии. В январе 1903 года Герману приходит письмо из берлинского издательского дома Самюэля Фишера, который предлагает молодому писателю сотрудничать. Через несколько месяцев Гессе отправляет в Берлин рукопись своего первого романа «Петер Каменцинд». Эта книга стала очень популярна среди немецкой молодежи и принесла Герману известность и финансовую независимость, позволившую ему заняться писательской деятельностью.

«Мне хотелось приблизить современного человека к величественной и бессловесной жизни природы, научить его любить эту жизнь. Я хотел научить его прислушиваться к пульсу земли, заставить ощутить себя частью природы, дабы в сутолоке повседневной жизни не забывать, что мы не боги, создавшие сами себя, а дети и частицы земли и космического целого».

Петер Каменцинд «стремится из мира и общества назад к природе, он в миниатюре повторяет наполовину мужественный, наполовину сентиментальный бунт Руссо и на этом пути становится поэтом».
«Самой жгучей моей проблемой было не государство, общество или церковь, но отдельный человек, личность, неповторимый, ненормированный индивидуум».

Герман Гессе хотел идти собственным путём, не хотел приспосабливаться. Он был создан не для жизни в коллективе. Он создавал своё духовное царство и был одиноким королём в сотворённом им самим царстве мечты.
«Мне хотелось также, чтобы в братской любви к природе люди умели находить источники радости и ключи к бытию, хотелось проповедовать искусство созерцания, странничества и наслаждения, чтобы радоваться окружающему миру».

В Базеле Гессе знакомится со своей будущей женой Марией Бернулли. После совместного путешествия по Италии в 1904 году Герман и Мария женятся.

Осенью 1904 года Гессе вместе с женой переезжает в Гайнхофен, тогда ещё небольшую деревню на берегу Боденского озера. Семья селится в обычном крестьянском доме вдали от благ цивилизации. Через три года писатель покупает здесь участок земли, строит новый дом и обустраивает сад. В 1905 году рождается сын Бруно, через несколько лет появятся ещё двое: Хайнер и Мартин.

После нескольких лет жизни в Гайнхофене в доме, Гессе всё сильнее ощущает, что эта жизнь исчерпала себя. Его обуревают сомнения и беспокойства, он чувствует себя чужим в собственном доме.
«Отношение к своей семье для меня ограничивается с годами всё больше тем, что я мучаюсь, чтобы добыть деньги для её содержания…»
«…способен ли вообще к браку художник или мыслитель – человек, который не только инстинктивно проживает жизнь, но прежде всего хочет по возможности объективно рассматривать и представлять её».

Осенью 1911 года Гессе отправляется в большое путешествие. Он хочет увидеть Индию, страну, где долгое время жили его дед Герман Гундерт и бабка Юлия Дюбуа, где работал отец и, где родилась мать. Во время плавания писатель побывает на Шри-Ланке, в Индонезии и Сингапуре. По возвращении он публикует «Записки об индийском путешествии».

Герман жаждал свободы. Но свобода от каких бы то ни было связей могла быть куплена лишь ценой отказа от бюргерского счастья – семьи и домашнего быта.
Нарастал конфликт между прагматичным миром и созерцательным существованием поэта.

В повести «Три истории из жизни Кнульпа» главный герой встречает Бога, с которым начинает спорить о бесцельности своей потерпевшей крушение жизни.
«Слушай, – говорит ему Господь, – ты мне был нужен такой, какой ты есть. Во имя моё ты странствовал и пробуждал в оседлых людях смутную тоску по свободе. Во имя моё ты делал глупости и бывал осмеян; это я сам был осмеян в тебе и в тебе любим. Ты дитя моё, брат мой, ты частица меня самого, всё, что ты испытал и выстрадал, я испытал вместе с тобой».

Когда началась первая мировая война, Гессе пишет: «Пусть эта злополучная война заставит нас глубже, чем когда бы то ни было, почувствовать, что любовь – выше ненависти, понимание – выше озлобленности, мир – благороднее войны».

Весной 1915 года Герман написал в письме своему другу Альфреду Шлейхеру:
«Национализм не может быть идеалом - это особенно ясно теперь, когда нравственные устои, внутренняя дисциплина и разум духовных вождей с той и другой стороны проявили полнейшую несостоятельность. Я считаю себя патриотом, но прежде всего я человек, и, когда одно не совпадает с другим, я всегда встаю на сторону человека».

Война, смерть отца, болезнь жены – всё это способствует ухудшению психического состояния Гессе. В надежде справиться с душевным кризисом, писатель отправляется в Люцерн, где знакомится с доктором Йозефом Лангом, ставшим впоследствии близким другом Гессе. С июня 1916 по ноябрь 1917 года Ланг проводит с ним 60 сеансов психоанализа, которые больше напоминают психотерапевтические беседы между друзьями.

«Жизнь каждого человека есть путь к самому себе. Но ни один человек никогда не был самим собой целиком и полностью, каждый тем не менее стремится к этому… каждый человек – это бросок природы в сторону человека…»

В 1919 году выходит роман «Демиан, или История юности», который Гессе издаёт под псевдонимом Эмиль Синклер. Своё авторство Гессе скрыл ото всех, даже от друзей.

«Я был ищущим и всё ещё остаюсь им, но ищу я уже не на звёздах и не в книгах, я начинаю слышать то, чему учит меня шумящая во мне кровь. Моя история лишена приятности, в ней нет милой гармонии выдуманных историй, она отдаёт бессмыслицей и душевной смутой, безумием и бредом, как жизнь всех, кто уже не хочет обманываться».

В январе 1919 года за три дня и три ночи Гессе пишет «Возвращение Заратустры».
«Немногие познали свою судьбу. Немногие жили своей жизнью. Учитесь жить своей жизнью! Учитесь познавать свою судьбу! – призывал Заратустра юношей. – Вы должны учиться быть самими собой… Вы должны научиться быть другими, даже быть ничем, подражать чужим голосам и считать чужие лица своими…»

«Моя служба и профессия – человечность. Обе необходимы, однако едва ли возможно служить одновременно обеим. Политика требует существования партии, человечность – партию запрещает».

«Долго я бичевал себя перед богами и законами, которые были для меня всего лишь божками. Это было моим заблуждением, моей мукой, моим соучастием в нищете мира. Путь искупления вёл меня в собственное сердце, и лишь оттуда – к Богу, и лишь оттуда – в мир».

В феврале 1919 года Герман и Мария решают разойтись, и писатель покидает Берн.
Новым домом Гессе стал поселок Монтаньола в пригороде Лугано. Здесь писатель снимает четыре комнаты в здании Casa Camuzzi, и живёт отшельником.
«Я превратился в маленького прогоревшего литератора, в обносившегося и несколько подозрительного чужака…»
«В моей душе отражается путь развития всего человечества, и по сути малейшее движение моей души столь же важно, как и любые изменения во внешнем мире…»

Чудесные пейзажи и замечательная атмосфера здешних мест вдохновляет Германа на создание новых произведений; он много пишет и рисует.
«Я рисовал свои мечты», – говорил Гессе о занятиях живописью.

Гессе называли «мудрецом из Монтаньолы». Основываясь на интенсивной дискуссии с индийским миром веры, Гессе создал повесть «Сиддхартха. Индийская поэзия». Этот по сути аллегорический роман был опубликован в 1922 году.
Сиддхартха - имя исторического Будды Сиддхартхи Гаутамы. Но «Мой Сиддхартха, – говорил Гессе – ставит выше не самопознание, но любовь…»

Сиддхартха посвящает свою жизнь поиску Атмана, Единого, который есть в каждом человеке. Из брахмана он становится аскетом и нищим, совершает паломничество к Будде Гаутаме. Сиддхартха не принимает его учение. Нельзя стать Буддой при помощи учения, эта цель должна быть достигнута посредством собственного опыта.
У реки Сиддхартха встречает паромщика Васудеву, который учит внимательно слушать реку и учиться у неё.

«Скажи, Река, в чём Жизни Смысл Извечный, Суть Бытия, Единый в чём Закон? Как жить мне в жизни этой быстротечной? И для чего на свет я был рождён?
- Спроси у Звёзд, спроси у водопада, к которому я издревле спешу. Я всех люблю, и этому лишь рада, и никому помочь не откажу. Живи как я, спокойно и смиренно, твори любовь, и меру во всём знай, будь терпелив, настойчив непременно, и каждому, кто просит, помогай. Жизнь есть отрезок Бытия пространства, - так я теку из ничего в ничто, даря возможность жить и размножаться; в течении моём Закон Всего. В течении вся сила моей жизни. Изменчивая - неизменна я. Покойна и чиста, многим источник пищи. И в этом вижу смысл свой бытия».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

«Моя судьба – в том, чтобы я, писатель, не оставлял попыток понять и полюбить мир, вместо того чтобы пытаться овладеть искусством и законами мышления…»

«Постигать мир, осмысливать, презирать – пусть этим занимаются великие мыслители. Для меня же существенно только одно – умение любить мир…»

С первых дней 1926 года Гессе начинает работать над написанием «Степного волка», одного из важнейших произведений в его творчестве. Творчество им понимается как исповедь.
«Степной волк» – это встреча с собственной душой, пребывающей в аду, страшный путь к самому себе.

Когда книга вышла, понимания она не нашла. Никакое другое произведение не было так неверно понято, никакое другое произведение не нуждалось в разъяснениях автора. Но спустя три десятилетия «Степной волк» имел огромный успех в Америке и в Германии.

«Я не могу вам дать ничего, чего не существует уже в вас самих. Я не могу открыть вам никакого другого выставочного зала, кроме вашей души. Я не могу вам дать ничего, кроме вашей души. Я не могу вам дать ничего, кроме случая, импульса. Я помогу вам увидеть ваш собственный мир, и это – всё».

Роман «Степной волк» во многом автобиографичен. Он отражает сильнейший духовный кризис в жизни писателя, имевший место в середине 20-х годов и даже мысли о самоубийстве.
В романе воплотились результаты психоаналитических бесед с доктором Юнгом, увлечение джазовой музыкой и американскими танцами. Зимой 1926 Гессе специально брал уроки танца у Юлии Лауби-Онеггер (прототип Гермины в романе «Степной волк»). Атмосфера эротики и экстаза, пережитая Гессе на одном из ночных балов в гостинице «Бор о Лак», воспроизведена в романе в сценах маскарада в залах «Глобуса».

«Почти все мои прозаические вещи – духовные биографии, не повествования о событиях, перипетиях и коллизиях, а, в сущности, монологи, в которых изображается одна-единственная личность – та самая вымышленная фигура – со всеми её отношениями к миру и собственному «я».

Роман по своей структуре является своеобразной «книгой в книге». Повествование начинается с предисловия издателя, который решил опубликовать записки, оставленные ему главным героем и озаглавленные «Записки Гарри Галлера (только для сумасшедших)».

В послесловии к швейцарскому изданию романа Гессе писал: «Разумеется, я не могу, да и не хочу предписывать читателю, как ему следует понимать мой рассказ. Пусть каждый возьмёт из него то, что сочтёт для себя подходящим и нужным! Тем не менее мне было бы приятно, если бы многие из читателей заметили, что история Степного волка хоть и изображает болезнь и кризис, но не болезнь, которая ведёт к смерти, не гибель, а её противоположность: исцеление».

Метафорический образ «степного волка» символизирует стремление личности к душевной свободе, высвобождение от ига цивилизации.
В философском значении символ «степного волка» восходит к ницшеанскому противопоставлению стадного человека и «дифференцированного одиночки», которого Ницше в отдельных случаях называет «зверем», а также и «гением».
В психологическом плане образ волка символизирует тёмную сторону человеческой психики, которая, как правило, вытеснена в подсознание, но которую надлежит вывести из глубин и примирить с сознательной жизнью.

«Трактат о Степной волке» и Магический театр произвёл на меня столь сильное впечатление, что я не смог избежать влияния, и нечто подобное изобразил в своём романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

Я всегда сомневался в возможности экранизировать этот литературный шедевр. И когда посмотрел фильм «Степной волк», снятый режиссёром Фредом Хайнсом, убедился в справедливости своего предположения.

Летом 1927 года Гессе в кругу друзей отмечал своё пятидесятилетие. Там находилась Нинон Долбин, австрийский историк культуры, с которой Гессе переписывался многие годы. Они стали жить вместе, а в 1931 году поженились.

Доктор Х.К.Бодмер, верный многолетний друг, построил по желанию Гессе дом («Casa Hesse») и предоставил любимому автору в распоряжение до конца жизни.

В этом же году Гессе начинает писать «Игру в бисер» - последнее большое произведение, над которым он работал с 1931 по 1942 годы. Это философское эссе, замаскированное под сюрреалистический роман.
Действие произведения построено вокруг ордена интеллектуалов, расположенного в фантастической провинции будущего Касталии. Игра в бисер представляет собой синтез всех отраслей искусства в одно, универсальное искусство – искусство сочинения метатекста.

Гессе писал: «Однажды, за много лет до того, как я пытался писать, мне привиделся индивидуальный, но надвременный жизненный путь: я вообразил человека, который, рождаясь снова и снова, оказывается современником великих эпох истории человечества».

Главный герой «Игры в бисер» - Йозеф Кнехт. В переводе его имя может означать и «школьный учитель». Достигая верхов иерархии, Кнехт бросает всё и уходит из Касталии.
«Истина есть, дорогой мой» Но «учения», которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, - такого учения нет. Да и стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, её не преподают».

Роман «Игра в бисер» я начинал читать дважды, но, видимо, был не готов духовно. Только через десять лет я прочитал роман, причём буквально на одном дыхании. Основная мысль романа – «Истина должна быть прожИта, а не преподана» – осталась во мне навсегда.

В середине марта 1933 года Гессе пишет в письме: «… если я – одиночка и «мечтатель» – теперь сознательнее, чем когда-либо, – это идёт от полного осознания, и я вижу в этом не только проклятие, но и предназначение».

Сохранение «высшего своеволия» почиталось Гессе не только как задача литературы, но и как основной принцип собственного существования.

В 1946 году Герману Гессе присуждают Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

Герман Гессе умер 9 августа 1962 года. К 85-летнему юбилею Гессе община Монтаньолы избрала его своим почётным гражданином. Он прожил здесь более четырёх десятилетий.

Существует теория о том, что каждый человек достигает в определённом возрасте полного раскрытия своей собственной сущности и внутренне сохраняет этот возраст жизни, даже когда внешне стареет.
Герман Гессе в душе всегда сохранял в себе возраст двадцатилетнего бродяги, вечного странника, искателя истины.

Несмотря на все перипетии жизни, у Гессе всегда хватало мужества следовать словам Книги о Дао, что путь, а не цель составляет смысл жизни.

Духовная жизнь Гессе это путь к самоосуществлению - «Путь внутрь» - так называлась книга, объединившая три рассказа о Клингзоре и Сиддхартха.

Герман Гессе считал, что истинное искусство умеет говорить ясно и просто о самых сложных вещах. Подлинный читатель должен быть любящим.
«Чтение без любви, знание без благоговения, образование без сердца – наихудшие наши проступки перед Духом».
«…важно не количество прочитанного и усвоенного, но самостоятельный, свободный отбор шедевров … представление о широте и богатстве человеческих мыслей и устремлений».

Герман Гессе не оставил после себя ни дневников, ни воспоминаний. Но он оставил после себя более 35 000 писем, множество стихотворений и рисунков.
В стихотворении, названном первоначально «Трансцендентное», Гессе пишет:

Цветок сникает, юность быстротечна.
И на веку людском ступень любая,
Любая мудрость временна, конечна,
Любому благу срок отмерен точно.
Так пусть же, зову жизни отвечая,
Душа легко и весело простится
С тем, с чем связать себя посмела прочно,
Пускай не сохнет в косности монашьей!
В любом начале волшебство таится,
Оно нам в помощь, в нём защита наша.
Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперёд, идти от дали к дали,
Всё шире быть, всё выше подниматься!
Засасывает круг привычек милых,
Уют покоя полон искушенья.
Но только тот, кто с места сняться в силах,
Спасёт свой дух живой от разложенья.
И даже возле входа гробового
Жизнь вновь, глядишь, нам кликнет клич призывный.
И путь опять начнётся непрерывный…
Простись же, сердце, и окрепни снова.

Лишь верь в себя и в силу духа,
Что жив в тебе и жив тобой.
Ты глас его открой для слуха.
Пойди за ним и стань собой.
Нет счастья, как и нет несчастья.
Лишь радость полная во всём.
Открой её ты в одночасье,
И станешь, может, божеством.
Проникнешь в мир неслышных звуков,
Увидишь всё, закрыв глаза,
Откроешь сердце к тайне духов,
И истина войдёт в тебя».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

P.S. Благодарю директора музея Германа Гессе в Монтаньоле госпожу Regina Bucher и сотрудников музея за предоставленную возможность посетить музей и сделать видеоролик.

А по Вашему мнению, ИСТИНА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОЖИТА ИЛИ ПРЕПОДАНА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

(1877-1962) немецкий писатель, критик, публицист

Герман Гессе родился в маленьком немецком городке Кальве. Отец писателя происходил из древнего эстонского рода священников-миссионеров, представители которого жили в Германии с середины XVIII в. В течение ряда лет он жил в Индии, а в преклонном возрасте вернулся в Германию и поселился в доме своего отца, также известного миссионера и издателя богословской литературы. Мать Германа, Мария Гундерт, получила филологическое образование и тоже занималась миссионерской деятельностью. Овдовев, она вернулась в Германию с двумя детьми и вскоре вышла замуж за отца Германа.

Когда мальчику исполнилось три года, семья переехала в Базель, где его отец получил место учителя в школе миссионеров. Герман рано научился читать и писать. Уже во втором классе Герман Гессе пытался писать стихи, но родители не поощряли подобных занятий, поскольку хотели, чтобы их сын стал ученым-богословом.

Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, Гессе поступил в закрытую латинскую школу при монастыре цистерианцев в небольшом городке Геппингем. Сначала Герман увлекся учебой, но вскоре разлука с домом вызвала у него нервный срыв. С огромным трудом он завершил годичный курс, и, хотя он блестяще сдал все экзамены, после первого года обучения отец забрал сына из монастыря. Позже Гессе опишет учебу в монастыре в романе «Игра в бисер» (1930-1936).

Чтобы продолжить образование, Герман Гессе поступил в протестантскую семинарию в Маульбронне (пригороде Базеля). В ней был более свободный режим, и мальчик мог навещать родителей. Он становится лучшим учеником, изучает латынь и даже получает премию за перевод Овидия. Но все же жизнь вне дома снова привела к нервным расстройствам. Отец забрал его домой, но отношения с родителями осложнились, и мальчика отдали в закрытый интернат для детей с психическими отклонениями, где Герман попытался покончить с собой, после чего попал в психиатрическую лечебницу.

Пройдя курс лечения, Гессе возвратился в родительский дом, а затем по собственной инициативе поступил в городскую гимназию, где один из учителей стал его духовным наставником. Постепенно к Герману вернулся интерес к учебе, он даже сдал часть обязательных экзаменов, но все же в октябре 1893 года его исключили из выпускного класса.

В течение последующих шести месяцев, Герман находился дома, много читал, помогал отцу в издательской деятельности. Тогда он впервые осознал свое истинное призвание - быть писателем. Он просит у отца дать возможность пожить самостоятельно, чтобы подготовиться к литературному труду. Но отец наотрез отказал сыну, и Герману пришлось поступить в ученики к знакомому их семьи, известному в городе мастеру башенных часов и измерительных инструментов Г. Перро. В этом доме молодой человек нашел понимание и обрел душевный покой. Через несколько лет Перро станет прототипом одного из персонажей романа «Игра в бисер». В знак благодарности Гессе даже сохранит герою романа его фамилию.

Спустя год по совету Перро, Герман Гессе оставил мастерскую и стал работать учеником в магазине тюбингенского книготорговца А. Хеккенхауэра. Все свое время он проводил в магазине: продавал научную литературу, вел закупки у издателей, общался с покупателями, большая часть которых состояла из профессоров и студентов местного университета. Вскоре Гессе сдал необходимые экзамены за курс гимназии и поступил в Тюбингенский университет вольным слушателем. Он посещал лекции по истории искусства, литературе, богословию.

Через год Герман сдал экзамен и стал дипломированным книготорговцем. Но он не покинул фирму Хеккенхауэра и каждый день по несколько часов проводил за книжным прилавком. В это время он начинает печататься, вначале публикуя в местных газетах и журналах небольшие рецензии о книжных новинках.

В Тюбингене Герман Гессе стал членом местного литературного общества, на заседании которого читал свои стихи и рассказы. В 1899 году он выпустил за свой счет первые книги - томик стихов «Романтические песни» и сборник рассказов «Час после полуночи». В них он подражает немецким романтикам начала XIX в.

Гессе понимал, что для дальнейшего творческого роста ему нужно общение с профессионалами, поэтому он переехал в Базель, где поступил в крупнейшую в городе букинистическую фирму «П. Райх». Начинающий писатель по-прежнему много занимается самообразованием, а свободное время отдает творчеству. Гессе писал в одном из писем отцу: «Я продаю ценнейшие книги и собираюсь писать такие, какие еще не писал никто».

В 1901 году Герман опубликовал свое первое крупное произведение - роман «Герман Лаушер», в котором создал собственный художественный мир, построенный на образах, заимствованных из немецких мифов и легенд. Критика не оценила роман, выход его прошел практически незамеченным, но Гессе был важен сам факт его опубликования. Менее чем через год он выпустил второй роман - «Петер Каменцинд», который вышел в крупнейшем немецком издательстве С. Фишера. Писатель рассказал историю одаренного поэта, который преодолевает множество препятствий на пути к счастью и известности. Критика высоко оценила это произведение, и Фишер заключил с Гессе долгосрочный договор на приоритетное право выпуска всех его произведений. С. Фишер, а впоследствии его преемник П. Цуркамп станут единственными немецкими издателями книг Гессе.

Одно за другим выходят несколько изданий романа, к Герман Гессе приходит европейская популярность. Договор с издателем позволил писателю обрести материальную независимость. Он оставил работу в букинистической фирме, женился на своей знакомой М. Бернулли, дальней родственнице знаменитого математика и физика Д. Бернулли.

Вскоре после свадьбы супруги перебрались в небольшую деревню Хайенхоффен на озере Бодензее. Гессе занимался крестьянским трудом и одновременно погрузился в работу над новым произведением - автобиографической повестью «Под колесом», а также продолжал выступать как критик и рецензент. Писатель пробует свои силы в различных жанрах: пишет литературные сказки, историко-биографические повести.

Известность Германа Гессе растет, крупнейшие немецкие литературные журналы обращаются к нему с просьбами о предоставлении статей и обзоров новинок. Вскоре Гессе начинает издавать собственный литературный журнал.

Одну за другой писатель выпускает три небольшие повести, в которых рассказывает историю странствий и внутренних метаний бродяги Кнульпа. После выхода произведений он совершил путешествие в Индию. Свои впечатления о поездке он отразил в сборниках очерков и стихотворений. Вернувшись на родину, он застал разгул военной истерии и яростно выступил против войны. В свою очередь, против него была развернута настоящая пропагандистская кампания. В знак протеста писатель вместе с семьей перебрался в Швейцарию и отказался от немецкого гражданства.

Герман Гессе поселился в Берне, а когда началась Первая мировая война, он организовал благотворительный фонд помощи военнопленным, для которого собирал средства, выпускал книги и газеты антивоенной направленности.

В 1916 году в жизни Германа Гессе началась полоса неудач: от тяжелой формы менингита умер старший из трех сыновей, жена писателя оказалась в доме для душевнобольных, а в довершение всего писатель узнал о смерти отца. У Гессе произошел нервный срыв, на несколько месяцев он попал в частную лечебницу к знаменитому психологу К. Юнгу, что помогло ему вновь обрести уверенность в себе.

Тогда Гессе начинает обдумывать новый роман под названием «Демиан» (1919). В нем он рассказал драматическую историю молодого человека, вернувшегося с войны и пытавшегося найти свое место в мирной жизни. Роман вернул Гессе популярность в родной стране и стал настольной книгой молодежи послевоенного времени.

В 1919 году Герман Гессе разводится со своей женой, поскольку ее болезнь оказалась неизлечимой, и переезжает в курортное местечко Монтаньола на юге Швейцарии. Приятель предоставил писателю дом, и он вновь начинает печататься, пишет роман «Сиддхартха», в котором пытается осмыслить современность с позиций паломника-буддиста.

Через некоторое время Гессе женился во второй раз, но этот брак продлился всего около двух лет. Супруги расстались, и писатель с головой уходит в работу над новым большим произведением - романом «Степной волк». В нем он рассказывает историю художника Г. Галлера, который путешествует в странном, фантастическом мире и постепенно находит свое место. Чтобы показать раздвоенность героя, писатель наделяет его чертами человека и волка.

Постепенно у Германа Гессе восстановились контакты с Германией. Его избрали членом Прусской академии, он стал читать лекции в немецких университетах. Во время одной из поездок в Цюрих Гессе случайно встретил свою давнюю знакомую, искусствоведа Нику Дольбин, на которой впоследствии женился.

Супруги поселились в Монтаньоле, где знакомый Гессе, меценат Г. Бодмер, построил для него дом с большой библиотекой. В этом доме писатель прожил с супругой до конца своей жизни.

После прихода фашистов к власти, в 1933 г. в знак протеста, Герман Гессе вышел из Прусской академии. Он практически перестал заниматься публицистикой, хотя и не прекратил антифашистских выступлений. В Германии книги Гессе сжигали на площадях, а его издатель П. Цуркамп оказался в концлагере.

Писатель выпускает роман «Паломничество в страну Востока» и начинает работу над своим главным произведением - романом «Игра в бисер», который вышел в 1943 году. Действие произведения разворачивается в начале XXV века в сказочной стране Касталии. Гессе рассказывает историю своеобразного рыцарского ордена, представители которого занимаются загадочной игрой в бисер, составлением и разгадыванием головоломок. Главный герой романа И. Кнехт проходит путь от ученика до Великого магистра ордена. Хотя в романе нет ни малейших намеков на современность, читатели легко узнавали в персонажах крупнейших представителей немецкой культуры - Томаса Манна , Иоганна Гёте , Вольфганга Моцарта и многих другие. Первую часть романа, посланную автором издателю в 1934 году, гитлеровские власти сразу же внесли в список запрещенных книг.

В 1946 году Герману Гессе присудили Нобелевскую премию «за вдохновенное творчество и блестящий стиль». В конце сороковых годов он также получает самые престижные награды в Германии - литературные премии имени И. Гёте и Г. Келлера. Книги писатели переводятся на разные языки. В 1955 году Герман Гессе получает премию немецкой книготорговли, которой отмечают самые читаемые произведения, написанные на немецком языке.

Писателя также избирают членом различных академий, научных сообществ, но Гессе отстраняется от обрушившейся на него популярности. Он редко покидает свой дом, занимаясь написанием воспоминаний и небольших эссе. Вместе с женой он приводит в порядок свой огромный архив и издает несколько томов переписки с крупнейшими деятелями XX века.

Летом 1962 года писатель умер во сне от инсульта. После смерти Германа Гессе его вдова организовала в доме международный центр памяти писателя, в котором работают исследователи из разных стран мира.

Немецко-швейцарский писатель, лауреат Нобелевской премии

Родился 2 июля 1877г. в Кальве (Вюртемберг, Германия) в семье немецкого священника-миссионера. Религиозное воспитание и дух семьи оказали глубокое влияние на формирование мировоззрения Гессе. Тем не менее он не пошел по теологической стезе.

1892 - Гессе бросает учёбу в духовной семинарии в Маулбронне. Он переживает нервный кризис, который выливается в попытку самоубийства и пребывание в психиатрической лечебнице. После этого Гессе короткое время работает подмастерьем механика, торгует книгами, а затем обращается к литературному творчеству.

1899 - Гессе выпускает свой первый - никем не замеченный - сборник стихов «Романтические песни» и пишет большое число рецензий.

В конце того же года он публикует «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» - произведение в духе исповеди. Это был первый случай, когда Гессе говорил от лица вымышленного издателя - приём, который он в дальнейшем активно использовал и развивал.

1904 - первая повесть «Петер Каменцинд» (Peter Camenzind) Это история духовного формирования юноши из швейцарской деревни, который, увлекшись романтическими мечтами, отправляется в странствия, но не находит воплощения своих идеалов. Разочаровавшись в большом свете, он возвращается в родную деревню к простой жизни и природе. Пройдя через горькие и трагические разочарования, Петер приходит к утверждению естественности и человечности как непреходящих жизненных ценностей.

В этот же год Гессе женится на швейцарке Марии Бернулли. Молодая семья переезжает в Гайнхофен, отдаленное местечко на Бодензее. Последовавший период оказался весьма плодотворным. В основном Гессе пишет повести и рассказы с элементом автобиографизма.

1906 - выходит повесть «Под колесом» (Unterm Rad). Это произведение во многом основано на материале школьных лет Гессе: чувствительный и тонкий школьник погибает от столкновения с миром и косной педагогикой.

1912 - Гессе переезжает в Швейцарию. Для произведений, написанных в этот период, характерен интерес к психоанализу. Кроме того, в них чувствуется сильное влияние Ф.Ницше.

1914-1917 - во время Первой мировой войны, которую Гессе охарактеризовал как «кровавую бессмыслицу», он работает в немецкой службе по делам военнопленных. Писатель переживает тяжелый кризис, который по времени совпадает с расставанием с психически больной женой (развод в 1918 году).

1915 - выходит цикл рассказов «Кнульп» (Knulp).

1919 - под псевдонимом Эмиль Синклер выходит роман «Демиан» (Demian), написанный в 1917г. Темой здесь становится попытка одинокого, чуткого к окружающему миру человека найти путь к счастью и внутреннему удовлетворению.

1920 - выходит «Сиддхартха. Индийская поэма», в центре которой стоят основополагающие вопросы религии и признания необходимости гуманизма и любви.

1922 - выходит сборник стихов «Стихотворения» (Gedichte).

1924 - Гессе становится гражданином Швейцарии. В этом же году он женится на швейцарской певице Рут Венгер (развод в 1927 году).

1927 - выходит роман «Степной волк» (Der Steppenwolf), в котором средствами психоаналитической и экспрессионистской образности рисуется фигура главного героя, сочетающего в себе полярные устремления к цивилизации и варварству. Это одно из первых произведений, открывающих собою линию так называемых интеллектуальных романов о жизни человеческого духа, без которых нельзя представить себе немецкоязычную литературу XX в. («Доктор Фаустус» Т.Манна, «Смерть Вергилия» Г.Броха, проза М.Фриша).

1929 - Гессе добивается самого громкого признания у публики повестью «Нарцисс и Гольмунд» (Narziss und Goldmund). Предметом повествования стала полярность духовной и мирской жизни, что было темой, типичной для того времени. В этом же году публикуется сборник стихов «Утешение ночи» (Trost der Nacht) и начата работа над романом «Игра в бисер».

1931 - Гессе в третий раз женится - на этот раз на Нинон Долбин, австриячке, историке искусства по профессии - и переезжает в Монтаньолу (кантон Тессин).

1932 - повесть «Паломничество в Страну Востока» (Die Morgenlandfahrt), написанная под впечатлением поездки Гессе в Индию.

Герман Гессе родился 2 июля 1877 г. в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы. Мальчик с детства мечтал стать поэтом, но родители настаивали на карьере теолога. В 1890 г. юноша поступил в Латинскую школу в Гёттингене. В 1891 г. он перешел в протестантскую семинарию в Маульбронне, однако оттуда его вскоре исключили.

Гессе пришлось сменить немало профессий. Он был подмастерьем, учеником книготорговца. Юноша много и охотно читал. Особенно его привлекали произведения Гёте и немецких романтиков .

Портрет Германа Гессе. Художник Э. Вюртенбергер, 1905

В 1899 г. Гессе стал членом литературного общества «Маленький кружок». К этому времени он уже пробовал писать стихи и короткие рассказы. Первый роман – «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» – был опубликован в 1901 г. Но успех пришел к писателю через три года, после выхода второго романа – «Петер Каменцинд». После этого литературная деятельность стала для Гессе не хобби, а основным источником существования. Он начал жить на доходы от своих произведений. В 1904 г. Герман Гессе женился на Марии Бернуйи, которая стала матерью его троих детей.

«Петер Каменцинд» во многом автобиографичен. Гессе говорит о стремлении личности к самосовершенствованию и цельности. В 1906 г. была создана повесть «Под колесом», где писатель говорит о проблемах творческой личности. В этот период из-под пера Гессе вышло немало очерков и эссе. В 1910 г. вышел роман «Гертруда», в 1913 г. – сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии», в 1914 г. – роман «Росхальде».

Литературный Нобель. Герман Гессе

В 1923 г. Гессе и его семья стали гражданами Швеции. Писатель открыто выступал против агрессивного национализма Германии, что вызвало недовольство многих соотечественников. Во время Первой Мировой войны Гессе оказывал поддержку благотворительной организации помощи военнопленным в Берне.

В 1916 г. Гессе пришлось вынести несколько ударов судьбы: частые болезни сына Мартина, душевную болезнь жены, смерть отца. Все это вызвало тяжелый нервный срыв, от которого писатель лечился методом психоанализа у одного из учеников знаменитого Карла Юнга . В это время был создан роман «Демиан» (1919 г.), вышедший под псевдонимом Эмиль Синклер. В 1923 г. писатель разводится с женой, в 1924 г. снова женится – на Руфи Венгер. В 1931 г. он женился в третий раз – на Нинон Долбин.

В 1946 г. Герман Гессе был удостоен Нобелевской премии по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

Гессе был также награжден Цюрихской литературной премией Готфрида Келлера, Франкфуртской премией имени Гёте, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев, удостоен почетной докторской степени Бернского университета.

Годы жизни: с 02.07.1877 по 09.08.1962

Немецкий романист, поэт, критик, публицист, художник. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Считается одним из крупнейших писателей XX в. Творчество Гессе стало своеобразным «мостом между романтизмом и экзистенциализмом».

Герман Гессе родился в семье миссионеров и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии. Оотец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.

В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Гессе преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Гессе с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. В 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год, блестяще сдав экзамен, переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. 7 марта 1892 г. Гессе без всяких видимых причин бежит из Маульброннской семинарии. После проведенной в открытом поле очень холодной ночи беглеца подбирает жандарм, водворяет его назад в семинарию, где в качестве наказания подростка сажают на восемь часов в карцер. После этого пребывание в семинарии для Гессе становится невыносимым и в итоге отец забирает его из заведения. Родители пытались определить Гессе еще в ряд учебных заведений, однако из этого ничего не вышло и в итоге Гессе начал самостоятельную жизнь.

Некоторое время юноша работал подмастерьем в механической мастерской, а в 1895 г. устроился работать учеником книготорговца, а затем помощником продавца книг в Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. В 1899 г. Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.

Первый роман Гессе «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд». После этого Гессе оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.

В эти годы Гессе пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март». В 1911 г. Гессе совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии».

В 1912 г. Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии, однако писатель не находит покоя: его жена страдает душевным заболеванием, а в мире начинается война. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного германского национализма, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Полученный опыт оказал огромное влияние не только на жизнь, но и на творчество писателя.

В 1919 г. Гессе покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. Жена писателя уже находится к этому времени в психиатрической лечебнице, детей отдают кого в интернат, а кого оставляют у знакомых. 42-х летний писатель как будто начинает жизнь заново, что подчсеркивается использованием псевдонима для вышедшего в 1919 г. романа «Демиан». В 1924 г. Гессе женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года. В 1931 г. Гессе женится в третий раз (на Нинон Долбин) и в том же году начинает работу над своим наиболее известным романом: «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 г. Кроме литературного труда, Гессе увлекается живописью (с 20-х г.) и много рисует.

В 1939-1945 г. произведения Гессе внесены в Германии в список нежелательных книг. Отдельные произведения даже подпадают под запрет публикации, выход в свет романа "Игра в бисер" запрещен в 1942 г. Министерством пропаганды.

В 1946 г. Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

После получения Нобелевской премии Гессе не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.

В попытках «обуздать» своего сына родители Гессе помещали его даже в лечебно-исправительное заведение для эпилептиков и слабоумных.

Гессе был очень дружен с , с которым сблизился благодаря антивоенным выступлениям.

Гессе так писал о : «Достоевского надо читать, когда мы глубоко несчастны, когда мы исстрадались до предела наших возможностей и воспринимаем жизнь, как одну-единственную пылающую огнем рану, когда мы переполнены чувством безысходного отчаяния. И только когда мы в смиренном уединении смотрим на жизнь из нашей юдоли, когда мы не в состоянии ни понять, ни принять ее дикой, величавой жестокости, нам становится доступна музыка этого страшного и прекрасного писателя».

Гессе вел обширнейшую переписку. По некоторым данных за свою жизнь он ответил более чем на 35 000 писем.

Судьба произведений Гессе оказалась очень непростой. После успеха первых романов, его популярность во время Первой мировой войны стремительно упала и столь же стремительно возродилась после выхода «Демиана». Однако в 30-х годах, с приходом к власти нацистов, о Гессе начинают забывать и его «Игра в бисер» осталась почти незамеченной читательской аудиторией в момент выхода в свет. После присуждения Нобелевской премии последовал новый всплеск популярности, а уже в 50-х годах о Гессе опять забыли. Все это время писатель был малоизвестен за пределами Германии, в год его смерти «Нью-Йорк таймс» отмечала, что романы Гессе для американского читателя «в целом недоступны». И всего через несколько лет Гессе стал самым читаемым европейским писателем в США – настолько его произведения оказались созвучны мировоззрению молодого поколения.

Награды писателя

(1946)
Почетный доктор Бернского университета (1947)
Премия имени Вильгельма Раабе (1950)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама