THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Светлана Бодрова -вдова Сергея Бодрова-младшего, который пропал без вести 15 лет назад весной 2002 года. На данный момент женщина работает на Первом телеканале режиссером телепрограммы «Жди меня».

Светлана Бодрова: биография

Жена Бодрова - Светлана - родилась в 1971 году в Подмосковье. Известно, что до замужества с Сергеем женщина была замужем за милиционером Михайловым. Однако отношения долго не просуществовали, и брак молодых дал трещину. Светлана уехала в столицу и поступила в Московский геодезии и картографии на факультет журналистики.

Спустя некоторое время она познакомилась с влиятельным мужчиной, который помог ей стать автором программ «Акулы пера» и «Канон». Когда Светлане Бодровой (фото девушки указано в статье) было 26 лет, она познакомилась с Сергеем Бодровым. Их встреча состоялась на Кубе, куда молодая журналистка совместно с телекомпанией «ВИД» отправилась с целью освещения фестиваля молодежи и студентов.

Светлана Бодрова - жена Сергея Бодрова

Молодые люди начали встречаться, и уже спустя год сыграли свадьбу. В том же 1998 году у Сергея и Светланы Бодровой родилась девочка,которую назвалиОльгой, а за месяц до исчезновения Бодрова у пары появился на свет мальчик Саша. Об отношениях с супругов известно не много по причине того, что семейная пара предпочитала держать в тайне от общественности свою личную жизнь.

Когда Сергей пропал без вести, Светлана осталась одна с двумя детьми. Женщина очень любила мужа и прожила с ним 5 счастливых лет. Уход из жизни супруга стал для нее и для Оли с Сашей страшным ударом.

На данный момент, прожив долгие годы без сильного плеча, Светлана Бодровапродолжает самостоятельно воспитывать своих детей. Единственное, иногда ей оказывают в этом помощь мать и свекровь.

По утверждениям близких людей, у вдовы Бодрова достаточно замкнутый образ жизни.Невзирая на то что женщина красива и обаятельна, после смерти супруга (трагедия произошла в далеком 2002 году) ей так и не удалось встретить мужчину, который бы смог достойно заменить Сергея Бодрова.

Воспоминания о погибшем кумире

До своей смерти известный артист, который запомнился миллионам благодаря участию в таких кинолентах, как «Брат» и «Брат-2», построил добротный дом для своей семьи. И по сей день Светлана с детьми часто приезжают в тот дом, но без любимого мужа и отца. До последнего Светлана жила надеждой и верила в то, что ее супруг жив. Но, увы, факты говорят обратное.

Известно, что о своей будущей жене - Светлане Бодровой - Сергей Бодров много размышлял еще с детских лет. Российский актер утверждал, что всегда знал, как его супруга должна выглядеть. Он много думал об этом и ждал встречи с любимым человеком. А когда это произошло, Сергей узнал девушку и женился на ней.

Когда молодые люди были в браке, Сергей не обращал ни малейшего внимания на своих поклонниц. Находясь вдали от любимой жены, он присылал супруге невероятно красивые романтичные письма.

Дети Светланы

В одномиз интервью журналистка Светлана Бодроваподелилась воспоминаниями, как они были счастливы с Сергеем Бодровым до его гибели. Журналистка особо отметила то время, когда у них в семье родилась дочка Олечка. По мнению Светланы, сейчас, если бы ее супруг Сергей был жив, он очень бы гордился успехам своей дочери.

Три года назад, в 2014 году, девушка окончила школу с золотой медалью. После чего поступила во ВГИК на бесплатное отделение. Сейчас Оля осваивает специальность «артист драматического театра и кино». Как оказалось, на данную специальность был ограниченный набор в количестве 12 человек, кроме этого, только 4 места были предназначены для представительниц слабого пола.

Попасть во ВГИК было очень сложно. На одно место был конкурс до 1000 человек. Однако Оля не хотела говорить приемной комиссии, что она приходится дочерью кумира миллионов - Сергея Бодрова.

Девушка «на отлично» сдала ЕГЭ по русскому и сделала такие творческие задания, как разработка собственного сценария и постановка этюда. Дойдя до последнего этапа, Ольге пришлось сказать, кто ее папа, и то только после того как один из экзаменаторов спросил, не родственница ли она Сергея Бодрова. Девушка обмолвилась, кто ее отец, но заявила, что в связи с этим не ждет никаких поблажек и хочет добиться поступления в вуз благодаря только своему личному таланту и приложенным усилиям.

20 сентября этого года исполнилось 15 лет со дня гибели актера, режиссера и телеведущего Сергея Бодрова. В 2002 году команда фильма «Связной» с ним во главе отправилась из Владикавказа в горы и трагически погибла во время схода ледника Колка. Супруга Бодрова, телережиссер Светлана Бодрова, все эти годы отказывалась рассказывать о муже и только сейчас согласилась дать первое большое интервью Colta.ru.

ФОТО ИТАР-ТАСС/Интерпресс

О знакомстве с Сергеем Бодровым

«Мы познакомились одновременно в 1997 году. Мне как одному из лучших работников телекомпании ВИD пообещали отпуск в любой точке мира, где захочу. Я выбрала Ниццу. А потом они Ниццу зажали и говорят: «Взгляд» едет на Кубу, они будут работать, а ты - отдыхать. В общем, садясь в самолет , я ненавидела «Взгляд» и всех этих людей, с которыми мне придется почему-то провести свой отпуск. И вот там, на Кубе, мы вдруг как начали с ним (Бодровым) разговаривать… Я почему-то прекрасно помню этот момент: мы зацепились в домике Хемингуэя друг за друга. И дальше говорили, говорили, не переставая: о себе, обо мне, о нем. Он потом мне в одном письме написал: «Мы с тобой как два брата-близнеца, которых разлучили тридцать лет назад». Мы, знаете, были как неотлипшие какие-то друг от друга, можно так сказать? Говорили друг с другом так, как будто до этого молчали всю жизнь. Знаете, я пыталась стенки какие-то строить, конечно. Я-то привыкла жить одна, я была взрослая - 30 лет, мне казалось, что я никогда уже не выйду замуж и никогда у меня не будет детей ; я была уверена: в моей жизни есть и будет только одно - работа . И я как-то этим защищалась. Но Серега не отпускал. После Кубы мы с ним практически не расставались».

О чувствах к супругу

«Мы с ним, конечно, были на одной волне, я его поддерживала во всем этом. И всегда и во всем им гордилась . Помню, когда он диссертацию защищал, я вышла и говорю ему: «Я тобой, как родиной своей, горжусь, Серега!» А ему там в комиссии говорят: «Жена на вас так смотрела! Невероятно...» А я просто каждую секунду понимала, какое мне выпало счастье: какой невероятно глубокий и талантливый человек рядом со мной. Мы так много могли бы нашим детям дать вдвоем. Я одна не в состоянии это сделать. Мне от этого очень тяжело. Тяжело, что у меня нет этих ежедневных часов на кухне с ним, когда мы могли до утра говорить, говорить, говорить. Могли молчать точно так же. Ехать в машине и молчать. Или дома находиться и молчать. Иногда я вижу, как люди не умеют молчать друг с другом, а мы с ним могли. Не разговаривали - но это не значило, что мы не хотим разговаривать, мы все равно вместе, у нас внутренний между собой диалог».

О сыне

«Наш сын Саша - он такой же, очень похож по характеру на Сережу. Очень. Даже в движениях иногда: когда он начинает кривляться или танцевать, меня прямо током пробивает, потому что я вижу Сережу. Как-то на генном уровне все передалось, вплоть до характера. И я понимаю, что, если бы они с Сережей сейчас были вместе, они настолько тонко друг друга чувствовали бы и понимали».

О фильме «Связной»

Помню, как он мне дал его прочесть в первый раз. И у меня такое чувство было, знаете, я про себя подумала: «Как у этого, в общем-то, мальчика столько всего сразу помещается в голове? Какой он талантливый! Какое мне выпало счастье». Потому что, понимаете, вроде мы рядом, какая-то бытовуха окружает, но в то же время у меня в руках оказалось произведение, которое характеризует его совсем в другом качестве, - со сложными конструкциями и глубоким пониманием многих вещей, жизни, характеров людей, все это переплетается. И я читаю и понимаю, что я соприкасаюсь с человеком невероятного таланта и ума. А он рядом со мной ведь живет! Это трудно объяснить толком, но когда у тебя идет обычная жизнь, даже пронизанная отношениями, любовью, наполненная детьми, ты все равно не всегда можешь до конца оценить счастье, которое тебе судьба подарила: быть рядом с таким человеком. А еще я горжусь, что он всегда мне говорил: «Если бы не ты, я, может, не снял бы, не написал». Да, я, конечно, подталкивала его заниматься своим делом. И, дописав сценарий «Связного», он сказал: «Я сниму это так, что мне не стыдно будет перед тобой».

О гибели мужа

«В это поверить было невозможно. Очень больно. Знаете, когда мы привезли его личные вещи тогда из Осетии, я разбирала их. И в сумке лежала совсем потрепанная записка, которую я ему писала еще в Петербурге, когда он снимал «Сестер». Еще у нас Саши не было, была только Олечка. Там в конце было написано: «Помни, что два человека на этой Земле любят тебя по-настоящему: я и Олечка». И я нашла эту записку в его сумке, вынести это было невозможно».

15 лет назад актер и режиссер Сергей Бодров-младший и 23 сотрудника съемочной команды фильма «Связной» погибли в Кармадонском ущелье. Эта трагедия произошла из-за внезапного обвала ледника с вершины горы. Сам артист и все члены его команды официально числятся погибшими, но их тела так и не смогли обнаружить. Семья усопшей звезды культового фильма «Брат» ни разу не прокомментировала смерть актера. Все родственники покойного категорически отказывались общаться на эту тему с прессой. Однако отец артиста Сергей Бодров-старший, который уже более 20 лет живет в США, впервые нарушил молчание и рассказал о своем горе в декабре прошлого года. Он стал героем программы «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.


Примеру Бодрова-старшего недавно последовала и вдова Сергея-младшего Светлана Бодрова. Она впервые после смерти мужа дала интервью прессе. На этот шаг ее сподвигла кончина их с Сергеем близкого друга, телепродюсера Сергея Кушнерева, который умер в феврале 2017 года. Именно с ним Светлана долгие годы делала программу «Жди меня». При беседе с изданием Colta.ru она рассказала о знакомстве с Бодровым, о жизни после его исчезновения, об их детях и о недавнем выпуске на канале Юрия Дудя, посвященном ее покойному супругу.


Как оказалось, до личного знакомства Светлана ни разу не видела фильмы с участием будущего мужа. Но после того, как Бодрова заметил Кушнерев и пригласил его на программу «Взгляд», а впоследствии на место ведущего передачи, актера и режиссера открыла для себя не только вся страна, но и Светлана. Именно в связи с этой деталью вдова артиста и возмутилась. Она отметила, что у Дудя Александр Любимов рассказал, что это он заметил молодого Бодрова и пригласил его на телевидение. «Никакого отношения к приглашению Бодрова во «Взгляд» Любимов не имеет. Скажу больше: когда в нашем доме, в нашей семье случилась трагедия, Саша Любимов не позвонил ни мне, ни маме Сережиной. Не предложил помощь и не спросил: «Света, как ты?» Хотя он с готовностью участвует во всех фильмах про Сережу, представляясь большим другом», — отметила Светлана.

Тесно общаться с Бодровым его будущая жена, которая была режиссером программы, начала во время их совместной командировки на Кубу. По словам Светланы, в какой-то момент они так разговорились, как будто до этого «всю жизнь молчали». Однако она не собиралась заводить с ним романтических отношений. «Я-то привыкла жить одна, я была взрослая — 30 лет, мне казалось, что я никогда уже не выйду замуж и никогда у меня не будет детей; я была уверена: в моей жизни есть и будет только одно — работа. И я как-то этим защищалась. Но Серега не отпускал. После Кубы мы с ним практически не расставались», — призналась она.


Светлана во всем поддерживала своего возлюбленного и не уставала восхищаться им. «Каждую секунду понимала, какое мне выпало счастье: какой невероятно глубокий и талантливый человек рядом со мной». Бодрова переживает, что у ее детей нет возможности получить то внимание, которое бы им мог дать отец. «Наш сын Саша — он такой же, очень похож по характеру на Сережу. Даже в движениях иногда: когда он начинает кривляться или танцевать, меня прямо током пробивает, потому что я вижу Сережу», — рассказала Светлана. Младший сын супругов родился незадолго до трагедии с отцом. Тогда молодые родители приобрели квартиру, а Бодрова ушла в декрет из «Жди меня».

После произошедшего в Кармадонском ущелье Бодрова вернулась на работу, но каждые выходные летала в Осетию на поиски мужа. «Нам ведь еще и не на что было жить. Мы перед отъездом Серегиным купили квартиру. Тут были голые стены. Двое детей. Надо как-то их кормить, надо деньги зарабатывать, надо жить. Но я вообще не помню этих месяцев. По‑моему, я вообще ничего не соображала. Я даже не понимала, что всё, что я остаюсь ни с чем, что все кончено. Я летала каждые выходные».

Через некоторое время безрезультатных попыток найти Сергея Светлану охватило отчаяние. И тогда Кушнерев посоветовал ей обратиться к Константину Эрнсту. По ее словам, он принял большое участие в поисках и помог привезти в Осетию все необходимые, что было нужно для этого процесса. «Он почему-то об этом никогда не говорит. А я никогда прежде не давала интервью, вот никто и не знает», — заметила Светлана. Бодрова призналась, что ей очень помогал ее коллега Кушнерев, который не только стал крестным отцом ее детей, но и помог их с Сергеем дочери с поступлением в театральный ВУЗ. По ее словам, так как тело ее мужа не было найдено, и его захоронения нет, она регулярно ездит на могилу Кушнерева.

На эту тему: 18-летняя дочь покойного Сергея Бодрова скрыла родство с ним при поступлении в театральный ВУЗ Фото: Persona Stars Кадр из программы «Наедине со всеми»

ВСЕ ФОТО

Сегодня ровно неделя с того дня, когда ледник Висячий в сопровождении мощных селевых потоков обрушился на Кармадонское ущелье. О съемочной группе Сергея Бодрова-млашего, как и о нем самом, до сих пор ничего не известно. В тот день, 20 сентября, съемочная группа Сергея Бодрова-младшего прибыла в район села Нижний Кармадон для съемок художественного фильма "Связной". За 20 минут до схода ледника они направились в зону, где произошло ЧП. Прошла неделя, и шансов, что кто-нибудь остался в живых, практически не осталось. Однако родственники и друзья Сергея Бодрова не теряют надежды.

В пятницу издание "Газета" публикует материалы "круглого стола", который состоялся в редакции журнала "Искусство кино" перед началом съемок новой картины Сергея Бодрова.

- Данила Багров - что он за человек, что им движет, в чем его личная боль? Ты к нему ближе всех. И, может быть, лучше других чувствуешь силу его влияния. Твой отец, Бодров-старший, рассказывал про концерт, посвященный "Брату-2". Там была какая-то немыслимая аудитория, несколько тысяч человек. Бодров держался в сторонке, как вдруг видит: выходишь ты, поднимаешь руку - и гигантская аудитория замирает. Потом ты сказал какие-то слова, кажется, из Александра Невского, и зал взревел от восторга. Что это были за слова?

Я думаю, что папа немного подыграл. Он хитрый и точно знает, кому что рассказать и кто является наиболее сильным агентом влияния. А цитата из Невского была такая (за точность не ручаюсь): "Сила не в оружии, сила в правде!" Я помнил ее еще по каким-то советским учебникам. А может быть, ее внушил мне Балабанов √ она была у него в подсознании. В общем, мистика русской идеи сработала. Ну а то, что народ бурно реагировал, так сами понимаете √ концерт большой.

Нет, твой отец какую-то другую фразу упоминал. "Я люблю Родину только за то, что она наша". Так, кажется.

Была и такая фраза. Я две сказал. Вторую уже от себя: "Давайте любить нашу Родину только за то, что она наша". Такое нечаадаевское обращение┘

- Как ты это понимаешь, к какой (это) аудитории обращается? Ты представляешь себе этих людей? Это подросшие фанаты Цоя или кто-то другой? Знаешь ли ты людей, которые "клюнули" на Данилу Багрова?

Я сразу же цепляюсь за слово "клюнули". Мне оно не близко. А фраза Цоя вовсе не означает, что Родина будет нашей или вот теперь стала нашей. Это очень важный момент. Мне кажется, что она никогда не переставала быть нашей и не должна перестать, мы отвечаем за нее, какой бы она ни была. Иначе в устах рокера, и в устах любого другого типичного представителя √ например партийного функционера семидесятых или энкавэдэшника тридцатых √ все слова о Родине становятся спекуляцией. Я опасаюсь заявлений типа "наше время пришло". Чье время? Время думающих интеллигентных людей? Но почему, кто нам его подарил, как мы им распорядились? Мне кажется, это ложная формулировка √ "теперь наше время". Да, сейчас никто и не возьмет на себя ответственность за время. Если десять лет назад это еще было принято, то сейчас √ нет. А что касается публики┘ Признание, популярность √ это далеко не всегда адресное попадание. И тяжело бывает┘ Пробую я девочку на главную роль в своем первом фильме, разговариваю, спрашиваю: "Тебя предавали когда-нибудь в жизни?" А она: "Подпишите, пожалуйста, открыточку"┘ Но случается вдруг и очень важная встреча. Хотя и короткая, когда человек┘ Вот гаишник останавливает меня, и за две минуты я узнаю: был на войне, четыре ранения и контузия, жена бросила, сейчас один, "чего дальше √ не знаю┘ ну все, желаю удачи"┘ И понимаю, что есть какая-то связь с человеком, есть язык. И все-таки я против всего того, что граничит с каким-то снобизмом, нельзя отвергать и тех, кто орет в зале. Нельзя! Все равно мы все вместе, это наша страна и наши люди.

- Но ведь ты человек совершенно другой судьбы. Не чувствуешь ли ты себя чужим в той истории, которую подарил тебе Балабанов? Ты все-таки человек из другой среды, с другой биографией. Понимаю, что чужую судьбу можно принять как некий моральный груз, принять искренне, душой. Но роль остается ролью или ты пытаешься соответствовать своего герою?

Друзья, хотите верьте, хотите нет, но взят именно некий груз, некая ответственность. Да, я знаю, что мое положение двойственно. С одной стороны, есть, скажем, Даниил Борисович Дондурей, который занимает определенную позицию, достаточно жесткую и непримиримую, и критикует фильмы с моим участием. Меня это как-то смущает, потому что я понимаю, что отдаляюсь от того круга, к которому он принадлежит. С другой стороны, есть огромное число людей, страна┘ Не могу сказать, что хорошо ее знаю, - я москвич, за плечами университет, и мне вся эта ситуация какого-то выбора между одними и другими людьми совершенно не нравится. Но когда я вынужден выбирать, то я, конечно, большую ответственность чувствуют за тех, кого, наверное, меньше знаю и с кем, может, меньше встречался в жизни. И коли уж так получилось, что я работал с Балабановым, снимался в его фильмах, я все равно должен и буду защищать какие-то важные вещи, которые опасны, часто действительно находятся на грани фола, непонятны, тяжелы и оскорбительны для многих. Я все равно буду защищать то, что важно для множества людей √ униженных, пораненных и надломленных. Поверьте, я очень далек от мысли о своей особой роли в фильмах Балабанова. И поэтому могу сказать о них прямо: это умелая или неумелая, но терапия, это какой-то кислород, который сейчас нужен.

- А ты чувствуешь влияние, которое оказывает на тебя твой герой? Ведь когда ты снимался в "Кавказском пленнике", такого сильного включения в другую судьбу не произошло. Когда ты понял, что можешь говорить от имени нового "потерянного поколения"?

Вы меня немножко подталкиваете в сторону этого поколения и вместе с тем отталкиваете от себя┘ Ну ладно. Не знаю, с какого момента, но сегодня я готов от имени "кавказского" материала свидетельствовать, хотя и по своему разумению. Например, если разбирать эпизод убийства немого Хасана в "Кавказском пленнике", который бежал-догонял, хотел помочь, а герой Меньшикова его убил. Казалось бы: как же так, взял и убил? Но это на самом деле некое естественное течение любой войны, оно высноит на поверхность материал именно такого рода. Вспомните военную прозу Юрия Германа (если только не ошибаюсь): раненого привозят в госпиталь, ухаживают за ним, он обожженный, без рук, без ног, месяцами не отходят от него. А он вдруг заговорил √ по-немецки. На войне много сомнительных в нравственном отношении парадоксов, если только не появляется понятие "враг". В "Брате" стреляют друг в друга не потому, что не хотят разговаривать, а потому, что враги и разговаривать невозможно, таков момент времени.

- Существует весьма распространенное мнение, что Брат √ это мститель. А мне кажется, что Брат √ это защитник. Как ты думаешь? Ведь дело не просто в расхождении во мнениях. Это расхождение знаковое.

Я второй раз в жизни участвую в подобного рода обсуждениях со знающими людьми. В первый раз было тоже немного народа и присутствовал православный священник, довольно известный. И вот он сказал6 "Брат √ это целлулоидный герой. Как это может быть √ такая стрельба? В традициях русской литературы есть тема покаяния, хотя бы рефлексии по поводу содеянного, а здесь √ пострелял и уехал". А я попытался его возразить. И стал говорить, что Брат √ это некое состояние первобытности. Состояние, когда сидят люди возле пещеры у огня, вокруг первобытный хаос √ твердь и небо еще не устоялись. И вот встает один из этих людей и говорит: "Да будет так √ мы будем защищать женщину, хранить вот этот костер, защищать своего и убивать врагов". И все. Это словно первые слова закона еще до всех законов, слова протозакона, ситуации, когад закона еще нигде нет. Потом эти люди обретут Христа, через много-много лет обретут покаяние. Все это будет. Но сейчас ничего нет кругом, никакой морали и закона. Неправильно, когда к нашей первобытности начинают подходить с мерками цивилизованной политики.

- Но ведь не все же такие первобытные. Есть ли какие-то возрастные ограничения у той аудитории, которая принимает Брата как своего?

Я думаю, что это, конечно, в основном молодые. Наверное, какая-то опасность в фильмах о Брате есть, но Брат не более опасен, чем выступление какой-нибудь странной музыкальной группы. Почему у молодых есть склонность к такому герою, не знаю. Но мне кажется, что существует жажда, такое кислородное голодание не от отсутствия силы, жестокости, обреза под курткой, а от отсутствия некоего слова закона, справедливости, что ли, пусть превратно понятой, оболганной, исковерканной, но тем не менее восстанавливающей утраченное равновесие в мире.

- А равновесия без пистолета разве не бывает? Нельзя достичь справедливости иначе?

А никто этого еще не знает. Данила пробует первым и пытается добиться справедливости. Прав он или не прав √ рассудит время. Наверное, потом, когда справедливость рано или поздно восторжествует, все забудут про пистолет, но справедливость будут любить. А какой из прекрасных мировых порядков устанавливался без пистолета?

- Зачем же убивать всех? Данила иногда даже не задумывается, справедливо то, что он делает, или нет, - он просто стреляет.

Знаете, что странно? Мы же занимаемся кино и забываем, что в конце концов оно √ сказка. И в обычном народном понимании, как правило, сказка с острыми ощущениями √ стрельба, погоня, любовь┘ Мы почему-то начали вдруг обсуждать фильмы Балабанова уж слишком серьезно┘

- Ну это как раз дань уважения фильмам. Что для тебя фильм √ аналог сказки или аналог жизни? За этим две разные эстетические задачи. Ты сказал, что кино √ это сказка и в кино все немножко не так, как в жизни. Но твоя молодая публика, наверное, воспринимает "Брата" и "Брата-2" все-таки как аналог жизни, а не сказки, и даже как некий образец жизни, которому надо следовать. Разве не так?

Я нисколько не хочу приуменьшать силу воздействия фильмов о Брате. Но мне кажется, что их не стоит разбирать как реальную историю, случившуюся с конкретными людьми.

- А ты считаешь случайностью или закономерностью, что картины Балабанова и твоя "Сестры" стали для многих способом размышления о герое, о жизни, о ее ценности?

- "Сестер" я как-то вообще не включал в этот контекст. Я сейчас их не имею в виду. Случайно или закономерно? Не знаю. Наверное, и то, и другое. Эти фильмы так сделаны √ есть какое-то общее понимание той самой меры правды и неправды в кино и границы между ними, что одним позволило возмутиться, другим поверить в придуманную историю, а кому-то действительно чуть ли не обрез схватить (был какой-то сумасшедший, как я читал, но, правда, это один только случай).

- Хотелось бы все-таки вернуться к вопросу о "Сестрах" и к взаимоотношениям "сестре" с "братьями".

Вы знаете, когда на рекламном плакате нарисовали человека с ружьем и написали "Сестры", все сразу стало ясно √ ясно, откуда ноги растут. Хотя сначала название было другое √ "Танец живота". Потом, переименовав фильм в "Сестер", я хотел сохранить момент легкой игры и дистанции по отношению к фильмам о Даниле Багрове. И даже его появление в "Сестрах" - не моя присяга ему, а скорее веселый "привет Балабанову". Я пытался делать кино не о девочке, которая станет снайпером, а о том, что есть большой мир и есть маленький. Когда тебе четырнадцать лет, ты острее всего переживаешь жизнь в том маленьком мире, который рядом. Но как-то сама собой появилась и более общая тема, которую Сельянов хорошо формулирует: интересно снимать кино про достойных людей. В этой формулировке, наверное, есть некоторое противоречие с настоящим моментом. Кажется, актуальнее фильмы про болезнь, про страх, про ненависть. Все мы знаем, что милиционеры плохие, они пьют, берут взятки, грабят, деньги отнимают, насилуют. Но хочется верить, что есть и милиционер, который не способен на это. Представление, наверное, романтическое, но я знаю, что и на самом деле такой милиционер найдется. И понимаю, что люди хотят, как и я, верить, хотят надеяться на красивый конец некрасивой жизни. Это душевно подкрепляет. Русло, направление, зерно именно в этом. А дальше начинается специфика, в которую "Сестры" не попадают. Ведь "Брат-2" - комедийное кино, в нем иногда шутки могут заходить за грань приличия, но это такое кино. Данила стреляет в кого не надо, а кого "надо бы" застрелить, он вдруг прощает. Это очень русский тип: "на кого бог пошлет", "орел или решка" - тут гражданской ответственностью и не пахнет. Даже главного злодея, который должен быть наказан по всем правилам, Данила оставляет ненаказанным.

- Сергей, а когда ты почувствовал себя по-настоящему взрослым человеком с позицией? До "Брата" или после?

Вопрос серьезный. Я постараюсь сейчас вспомнить, когда. Были две, что ли, крайности в моем состоянии. Когда-то давно мне казалось, что лучше не делать того, что можно истолковать превратно, или того, что может иметь какие-то неожиданные последствия √ в общем, не делать ничего лишнего. В этом смысле выстраивалась и определенная ответственность: не говорить таких слов, которые могут быть неправильно поняты или повлечь за собой что-то непредусмотренное. Но потом я пришел к мнению, что не стоит так уж бояться оплошать и лучше сделать что-то, что может помочь кому-то или даже тебе самому. То есть от созерцательной практики пришел к более активной. Что такое взросление, взрослость, не знаю. Когда безногие восемнадцатилетние ребята в госпитале Бурденко рассказывают тебе, что есть правда в том кино, которое было сделано, начинаешь серьезно относиться √ не к себе самому, упаси бог, а к тому, что получилось на экране. Потом отматываешь и понимаешь, что были сказаны какие-то слова или сделано что-то такое, что оказалось важным для одного, для другого, для третьего┘ И чувство ответственности постепенно накапливается, обретаешь позицию, то есть начинаешь защищать что-то важное для этих пацанов и уже для себя тоже.

- А что важное?

А вот что важное √ очень трудно сформулировать. Понимаете, это что-то очень для них дорогое. И┘ боюсь все упростить словами "месть", "возмездие", мол, "мы тут растоптанные", мы из грязи, а мы тоже может, хотим"┘ Да нет, не то; это какие-то очень человеческие вещи, какое-то движение души к достоинству, к справедливости.

- Просто вопрос задам: ты согласился бы сыграть олигарха, самого хорошего, золотого, бриллиантового или не считаешь это возможных после Брата?

Ну, друзья, вы опять меня ловите. Поймали уже. Конечно, нет. Нет и нет. Главное, что я вообще не хочу связывать дальнейшую жизнь с актерской профессией.

- То есть и на Сирано де Бержерака не согласился бы?

Да нет, ну какой Сирано де Бержерак┘ Понятно же, что роль Брата немножко имеет прежде всего какой-то социальный смысл. Зачем же теперь, уже согласившись с тем, что я отвечаю за сказанное, сделанное в фильме и за людей, которые приняли фильм, делать что-то абсолютно другое? Будь тысячи из этих людей даже не правы, слишком озболены, искалечены, психически надломлены войной, все равно хоть малое зерно правды, которое они в себе несут, стоит кому-то защищать. Вот и все. И я думаю, что эта роль не то чтобы суперблагородная, но она просто необходима┘ Я только знаю одно: нельзя, нельзя на этих ребятах ставить крест┘

- Чувствуешь ли ты конкуренцию? Есть ли у тебя конкуренты, которые были бы так же удачливы в своих кинематографических ответах на запросы времени, как ты?

Ну, мне, честно, говорить про это совсем сложно. Я в актерской профессии чувствую себя человеком посторонним. Со стороны только и могу что-то сказать. Я с огромным уважением отношусь к тем артистам, которых люблю, к их мастерству, но сейчас мне не нравится собственно актерское существование в кадре, оно всегда какое-то фальшивое, ложное. Наберусь даже наглости заявить, что┘ чем меньше профессиональных актеров на экране, тем лучше для того кино, о котором мы пытаемся сейчас рассуждать.

- И все-таки есть ли сейчас кто-то в кино, кто может отнять у тебя аудиторию?

Отнять аудиторию?.. (Смех. Пауза.) Я так отвечу: любой, ну почти любой честный, имеющий что-то за душой человек может быть открытием для зрителей. Ребята из "Последнего героя" могли бы тоже быть носителями сегодняшней правды. Счастье, если √ когда я буду снимать кино √ найдется такой герой, который окажется просто настоящим человеком.

- На наше предложение сыграть олигарха ты решительно сказал "нет". Нет, потому что ты отвечаешь за свою аудиторию. Не кажется ли тебе, что это была бы очень большая и вполне мужская задача √ понять свою ответственность перед аудиторией несколько иначе и попытаться внушить ей, что люди могут вписаться в новую жизнь, сыграв √ поскольку ты присягнул, условно говоря, положительному герою √ хорошего олигарха? Если, разумеется, ты считаешь, что богатые в нашей стране могут быть хорошими, и сможешь заставить своего зрителя в это поверить. Может быть, этим ты сделал бы для своих зрителей немало, подвел бы их к мысли, что успех приходит не всегда √ и не только √ к сильным мужикам?

Пусть лучше это сделает кто-то другой. Есть сила сказанного слова √ она в ясности идеи. Понимаете? Опасно, уцепившись за хвост этой идеи, въезжать с ней на какие-то другие уровни. Кем же я тогда стану?

- Иудой.

Иудой. Опасно это. Сказано то, что сказано, сделано то, что сделано. А дальше┘

"Брата-3" не будет?

Да нет, конечно. И странно было бы его ждать. Хотя говорить о людях достойных по-прежнему интересно и важно.

- А таких людей ты видишь только на войне или на необитаемом острове? Или они где-то еще могут быть?

Они всюду. Если я в дальнейшем буду делать кино, оно, конечно, будет совсем другое. Только никакого послания, никакой миссии┘ Как только звучат эти слова, следует кричать "караул" - и срочно дистанцироваться от них. Однако это не означает, что надо вовсе отказаться от пафоса и естественной серьезности в разговоре.

- Публика, которая так отогрелась на "Братьях" и с удовольствием посмотрела "Сестер", чего сейчас ждет? Какой заказ она дает сценаристам, продюсерам, режиссерам? Какой социальный заказ?

Думаю, что ждут очень чистого человека. Он наивен, мало что знает о том, как должна быть устроена жизнь, вряд ли у него в голове есть такая же четкая картина мира, как, скажем, у Данилы Багрова. Этот человек очень молод, но уверен в себе, хотя и беззащитен. Он будет сильным своей чистотой √ и все. Он не будет ребенком.

После фильма ‘Брат’ Алексея Балабанова ряд интервьюеров, общавшихся с Сергеем Бодровым, удивлялся примерно так:’Я рассчитывал увидеть смурного паренька. А встретил нормального, веселого парня…’ На контраст работало еще и то, что Сергей закончил искусствоведческий факультет МГУ и написал диплом ‘Венецианская архитектура ХVI века’.Журналисты хватались за это и доказывали своим читателям, что на самом деле Бодров вовсе не такой, как его герой Данила, а наоборот — добрый и интеллигентный.

Несовпадение экранного и реального имиджей Сергея нравилось и фотографам — они с удовольствием ‘играли’ с ним, то возвращая его к образу Данилы Багрова, то вспоминая о его серьезном образовании.
Видимо, именно оно заставляло его кротко сносить все эти ‘игры’ прессы, так как фотографироваться он терпеть не мог… Интервью давать — тоже. Мы публикуем это давнее его интервью, потому что из него можно очень ясно понять ‘каким он парнем был…’

— Ты себе на каких фотографиях больше нравишься: где ты скромный и в очках или где без очков и с автоматом?
— Да мне все равно.

— Но тебе хоть какой-то кайф доставляет то, что у тебя берут интервью, узнают, на обложки фотографируют?
— Кайф? Да нет, конечно. От этого на самом деле столько же приятного, столько же и неприятного. Я не воспринимаю все это как что-то важное. Если считать важными все эти съемки и интервью, то тогда ты должен серьезно относиться вообще ко всему, что о тебе пишут, к любой статье. А это глупо, бессмысленно, забирает силы и энергию.

— Часто пишут неправду?
— Помню один заголовок — ‘Бодров женился на стерве’.

— Но, может быть, именно твоя скрытность провоцирует такие вещи? Ты ведь всегда говоришь о личной жизни очень уклончиво, если вообще говоришь.
— Я не считаю нужным о ней говорить. Личная жизнь потому и называется личной, чтобы о ней не рассказывать. Мне очень не нравится, когда начинают в душу лезть. Да для меня вообще интервью давать — мука адская. Когда дочь родилась, звонить начали… Ребенка ведь даже друзьям своим не показываешь первые недели, а тут журналисты начинают расспрашивать.

— Ты домашний человек? Можешь сказать, что твой дом — твоя крепость?
— Я и об этом не особенно хочу говорить — домашний я, не домашний… А что касается крепости — можно носиться неделю везде, а можно дома залечь на диване на неделю, депрессию переживать.

— На письма зрителей ты отвечаешь?
— Было письмо от женщины, кажется, из Южноуральска. Пожилая женщина так трогательно ко мне обратилась: ‘Дорогой Сергей Сергеевич…’ Пишет: ‘Прошу совета вашего. Младший сын ушел в армию, хороший сын, работящий. 0дна у него радость была до армии — купил себе мотоцикл ‘Урал’. И был он ему как ребенок — чистил его сын, лелеял, холил. Потом оставил в гараже и ушел служить. В Чечню. Письма все время пишет, спрашивает: ‘Мама, как там мой мотоцикл?’ И вот случилась у меня беда. Залезло в гараж жулье, мотоцикл украли, а я боюсь сыну в этом признаться. А со старшим сыном тоже беда. Он этих подонков нашел, а они его избили да еще ограбили. Вот вы в фильме так лихо с подонками расправлялись, что вы мне посоветуете?’
Вот что сказать ей: ‘Вызывайте милицию’ или ‘Бог им судья’? Я первый раз в жизни решил лично на это письмо ответить. Сидел, часа два думал.

— И что ответил?
— Нашел какие-то слова. Сейчас я их не повторю. Но надеюсь, что тот парень, когда из Чечни вернется, правильно меня поймет. Хотя он про жизнь знает в cто раз больше, чем я. Конечно, я посоветовал не мстить.

— Думаю, эта женщина была рада, что ее сыну не придется мстить. Но многих твой совет наверняка бы удивил — после ‘Брата’ тебя воспринимали не как Сергея Бодрова, а как Данилу Багрова. А сам ты какую-то связь с ним чувствуешь?
— Мы с ним как близнецы. Знаешь, бывают такие близнецы — внешне друг на друга похожие как две капли воды, а внутренне совершенно разные. Идет такое виртуальное влияние. Возможно, он делает меня жестче, а я его — мягче.

— Года два назад, после выхода ‘Брата’ на экраны, ты говорил, что пришло время таких людей, как Данила. Оно продолжается?
— Я не очень хорошо помню, что тогда говорил, но, по-моему, это время и не кончалось. За родных своих надо постоять? Надо. Слабых надо защищать? Надо. Родину свою надо любить? Надо. Нет, это время постоянно, оно никогда не кончится.

— Представь Данилу Багрова не своим экранным близнецом, а живым человеком, с вот такими взглядами, манерой поведения, способами разрешения конфликтов. Ты бы хотел, чтобы у тебя был такой брат?
— (Очень долго думает). Нет. Брат… Вообще, я всегда сестру хотел… Ну вот, и ответил на вопрос.

— Довольно большая часть ‘Брата-2’ снималась в Америке. Как тебе эта страна, и будет ли ей ‘кердык’?
— Будет. Особенно если говорить о национализме. Там ведь национализм ужасный, совсем другой, чем у нас, но его очень много. Вот, например, черные белых называют ‘сноу-флейк’ — перевести это можно как ‘снежные хлопья’ или ‘снежок’. Слово это ругательное. Мы снимали одну из сцен в баре, в негритянском районе, где вообще белым появляться не стоит. И позвали местный народ сниматься в массовке — пиво им бесплатное поставили, они очень рады были. И когда мы начали снимать эпизод, в котором негр, обращаясь к белому, называет его ‘сноу-флейк’, они все были в таком восторге, что даже зааплодировали, — в настоящем кино негр обращается к белому и произносит это слово! В полном были восторге.

— А черных нельзя называть ‘ниггеры’?
— Да, это слово нельзя произносить, оно считается очень обидным. Меня как-то гримировала американская гримерша, мы разговаривали и ждали чернокожих актеров, и она вдруг склоняется низко-низко и на ухо мне шепотом говорит: ‘Скоро ниггеры придут!’

— Национализм есть, к сожалению, не только в Америке. Слова из первой картины ‘Не брат ты мне, гнида черножопая’ так и не забыли, а после ‘Брата-2’ вспомнят опять. Причем нынешняя политическая ситуация их не то чтобы оправдывает, но…
— Знаешь, количество добра и зла в мире всегда одинаково. И если сейчас зло воплощено в виде гуннов с черными бородами, то так и должно быть. С этим злом можно бороться, но количество его в мире не изменится.

— Ты что же, абсолютный фаталист?
— Да. Я фаталист.

— А как ты думаешь, Салмана Радуева надо расстреливать?
— Можно об этом рассуждать, но в принципе ничего же не изменится. Если смотреть с точки зрения человечества, его общего развития и воспринимать людей как букашек, то от того, будет этих букашек больше или меньше, ничего толком не изменится. Это, в общем-то, верная философия, но в этом случае тебе уже все равно, что будет с тобой, с твоими родными, потому что ты и на них смотришь как на букашек… Если исчезнут, то ничего не изменится. Гунны будут появляться все время разные и никогда не исчезнут, но это совершенно не значит, что с ними не надо бороться. Только борются все по-разному.

— То есть противиться злу надо, но не надо противиться насилием?
— Ну вот представь. Две тысячи человек, все совершили что-то жуткое: изнасилования, расчлененка, они все преступники. И надо пойти и их расстрелять. Радуев тоже преступник. Это тоже жизненная философия — пойдет человек их расстреливать или не пойдет.

— А ты?
— Я не пойду.

— А ты не ездил в Чечню встречаться с солдатами. Они наверняка смотрели ‘Брата’ и видят в тебе что-то близкое…
— Не ездил. Но если бы такая ситуация сложилась — поехал бы обязательно. Мне письмо пришло от парня, который служил в Чечне, потом вернулся в Питер, связался там с какими-то бандитами, получил я от него письмо, а под письмом подпись ‘Данила’, я даже вздрогнул. Мы с ним встретились, поговорили. Сейчас он организовал у себя что-то вроде клуба чеченских ветеранов.

— Ты в армии служил?
— Нет.

— А оружие любишь?
— Да, как всякий мужчина. В нем что- то такое мистическое есть.

— У тебя после ‘Брата’ не было опасений, что тебя растиражируют как типаж?
— Да не позволю я себя особенно растиражировать.

— Отказываешься от ролей? Но ко- го-то же тебе сейчас предлагают?
— Предлагают. Предлагают негодяя. Он не мерзавец, а именно негодяй. Так что, может быть, что-то и получится.

— А с телевидения ты ушел оконча- тельно?
— Ушел. Я начал понимать, что это не совсем моя работа. Потому решил оставить программу ‘Взгляд’.

— Ты, несмотря на довольно большое количество ролей, постоянно говоришь, что ты не актер. Что в тебе должно измениться, чтобы ты себя им почувствовал?
— Во мне ничего не должно измениться, потому что я актером себя чувствовать не буду. А так, нужно больше самовлюбленности, и главное — стремление всем понравиться.

— А в тебе этого нет?
— Нет. Во мне этого нет. Я не хочу быть актером.

— А кем хочешь?
— Я? Хотел бы кино ставить, быть режиссером.

— Но если ты говоришь, что ты не жесткий чкловек, как бы ты мог управлять таким огромным коллективом? Там же орать надо.
— Я не стал бы орать.

— То есть осветителю, который опо- здает на два часа на съемку, ты скажешь вместо ‘Трам-тарарам…’ ‘Простите, но своим опозданием вы очень помешали нашей работе’?
— Да. Осветителю я скажу так, а вот продюсеру, который будет вмешиваться в работу, могу и ‘Трам-тарарам…’.

— А если бы ты ставил свой фильм, он был бы чем-то похож на картины Алексея Балабанова?
— Работать с Балабановым мне нра- вится, но снимать так, как он, я не стал бы. А как стал бы, я еще не знаю. Вообще, люди, человеческие отношения намного выше искусства. Мне живой человек интереснее любого фильма, любой картины.

— Может быть, в тебе психолог скрывается?
— Да кто во мне только не скрыва- ется…

— А твой Данила, он любит людей?
— Он едет выручать брата друга, который в результате-то оказывается вовсе не самым лучшим человеком. Подонка, который только что чуть его не убил, он не убивает, потому что в коридор выбежал маленький сын этого самого подонка и прочел стихотворение о Родине, от которого у Данилы просто ком в горле появился… По-моему, нельзя такое сделать, не любя людей.

— А ты в общении избирателен?
— Ну конечно. А как же иначе. Да, я избирателен в общении.

— А с Витей Сухоруковым, ‘братом’ своим, ты дружишь?
— Мы вместе жили в квартире в Чикаго, специально попросились. Там были огромные окна, от пола до потолка, смотришь — и весь город перед собой видишь. Фильм-то малобюджетный, я как в эту квартиру вошел, подумал: не ошиблись ли мы дверью? А Витя на всю эту красоту посмотрел и сказал: ‘Витька Сухоруков в Чикаго. Видела бы мамка моя…’ А потом минут сорок молчал. Он первый раз был за границей, потом пошел гулять по Чикаго, исходил весь город. Витя замечательный.

— Ты получил достаточно серьезное образование — одно название твоего диплома заставляет замирать от уважения. А в жизни тебе это образование как-то пригодилось?
— Конечно. Вот приезжаешь в какой-нибудь город. Что обычно об этом городе знаешь? Что там есть центральная площадь, какие-то магазины… А я знаю, что там в музее есть одна картина, у которой ты можешь целый день провести. И этот день прибавляется к твоей жизни.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама