THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Анализ рассказа «Матренин двор» включает в себя характеристику его персонажей, краткое содержание, историю создания, раскрытие главной мысли и проблем, которые затронул автор произведения.

По утверждению Солженицына, рассказ основан на реальных событиях, «полностью автобиографичен».

В центре повествования – картина жизни русского села 50-х гг. ХХ века, проблема деревни, рассуждения на тему главных человеческих ценностей, вопросы добра, справедливости и сострадания, проблема труда, умение пойти на выручку ближнему, который оказался в трудной ситуации. Всеми этими качествами обладает праведник, без которого «не стоит село».

История создания «Матрёнина двора»

Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.

Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008)

Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.

В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».

Примечательно, что жизнь и смерть Матрены Васильевны Захаровой отражены в этом произведении максимально правдиво – именно так, как это было на самом деле. Настоящее название деревни – Мильцево, находится она в Купловском районе Владимирской области.

Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А. Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?

Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому. В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине.

Жанр и идея произведения А. И. Солженицына

«Матренин двор» относится к жанру рассказа. Это повествовательный эпический жанр, основными признаками которого является малый объем и единство события.

Произведение Солженицына повествует о несправедливо жестокой судьбе простого человека, о быте деревенских жителей, о советских порядках 50-х годов прошлого века, когда после смерти Сталина осиротевший российский народ не понимал, как ему жить дальше.

Повествование ведется от лица Игнатьича, который на протяжении всего сюжета, как нам кажется, выступает лишь в роли отвлеченного наблюдателя.

Описание и характеристика главных героев

Список действующих лиц рассказа немногочисленный, сводится он к нескольким персонажам.

Матрена Григорьева – женщина преклонных лет, крестьянка, которая всю жизнь проработала в колхозе и которую освободили от тяжелого ручного труда ввиду серьезной болезни.

Она всегда старалась помогать людям, пусть даже незнакомым. Когда рассказчик приходит к ней, чтобы арендовать жилье, автор отмечает скромность и бескорыстие этой женщины.

Матрена никогда не искала жильца намеренно, не стремилась нажиться на этом. Все ее имущество состояло из цветов, старой кошки и козы. Самоотверженность Матрены не ведает границ. Даже ее супружеский союз с братом жениха объясняется желанием помогать. Так как мать у них умерла, работу по дому выполнять было некому, тогда Матрена взяла на себя эту ношу.

У крестьянки родилось шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте. Поэтому женщина занялась воспитанием Киры, младшей дочери Фаддея. Матрена работала с раннего утра да позднего вечера, но никогда и ни перед кем не выказывала своего недовольства, не жаловалась на усталость, не роптала на судьбу.

Ко всем она была добра и отзывчива. Она никогда не жаловалась, не хотела быть для кого-то в тягость. Подросшей Кире Матрена решала отдать свою горницу, но для этого нужно было разделить дом. Во время переезда вещи Фаддея застряли на железной дороге, и женщина погибла под колесами поезда. С этого момента не стало человека, способного на бескорыстную помощь.

Тем временем родственники Матрены думали только о наживе, о том, как разделить вещи, оставшиеся от нее. Крестьянка сильно отличалась от остальных жителей деревни. Это был тот самый праведник – единственный, незаменимый и такой незаметный для окружающих людей.

Игнатьич является прототипом писателя. В свое время герой отбывал ссылку, затем его оправдали. С тех пор мужчина задался целью отыскать тихий уголок, где можно провести остаток жизни в покое и безмятежности, работая простым школьным учителем. Свое пристанище Игнатьич нашел у Матрены.

Рассказчик – закрытый человек, которому не нравится излишнее внимание и долгие разговоры. Всему этому он предпочитает тишину и покой. Между тем с Матреной ему удалось найти общий язык, однако в силу того, что в людях он разбирался плохо, смысл жизни крестьянки он смог постичь только после ее смерти.

Фаддей – бывший жених Матрены, брат Ефима. В юности он собирался на ней жениться, но ушел в армию, и вестей о нем не было три года. Тогда Матрену отдали замуж за Ефима. Вернувшись, Фаддей чуть было не зарубил топором брата и Матрену, но вовремя образумился.

Герой отличается жестокостью и несдержанностью. Не дождавшись смерти Матрены, он стал требовать у нее часть дома для дочери с мужем. Таким образом, именно Фаддей виноват в гибели Матрены, которая попала под поезд, помогая родным растаскивать свой дом по частям. На похоронах его не было.

Рассказ поделен на три части. В первой говорится о судьбе Игнатьича, о том, что он является бывшим заключенным и теперь работает школьным учителем. Сейчас он нуждается в тихом пристанище, которое с удовольствием предоставляет ему добрая Матрена.

Во второй части рассказывается про тяжелые события в судьбе крестьянки, про юность главной героини и о том, что война забрала у нее возлюбленного и ей пришлось связать свою судьбу с нелюбимым человеком, братом ее жениха.

В третьем эпизоде Игнатьич узнает о смерти бедной крестьянки, рассказывает о похоронах и поминках. Родственники выдавливают из себя слезы, потому что того требуют обстоятельства. В них нет искренности, их мысли заняты лишь тем, как выгодней для себя разделить имущество погибшей.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах. Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» (1959) имел автобиографическую основу. То, что увидел писатель в русской деревне после своего освобождения, было типич­ным, а поэтому особенно болезненным. Тяжелое положе­ние деревни, испытавшей страшные годы коллективиза­ции, кормившей страну во время войны, поднимавшей после лихолетья разрушенное хозяйство, так правдиво не представало на страницах произведений. Работа в колхозе за трудодни вместо денег, отсутствие пенсии и какой бы то ни было благодарности («Государство - оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет») - все это реаль­ность крестьянской жизни, о которой нужно было громко заявить. Первоначальным названием было - «Не стоит село без праведника», окончательный вариант был пред­ложен А. Т. Твардовским.

Сюжетная основа рассказа и его проблематика. В цент­ре повествования находится простая русская крестьянка, до краев испившая беды своей страны, своей малой родины. Но никакие жизненные трудности не могут изменить этого душевного человека, сделать его черствым и бессердечным. Вот Матрена никому и не могла отказать, всем помогала. Потеря шестерых детей не ожесточила героиню: всю мате­ринскую любовь и заботу она отдала приемной дочери Кире. Сама жизнь Матрены - нравственный урок, она не уклады­валась в традиционную деревенскую схему: «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом бе­речь’ их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже своим мужем, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смеш­ная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти…»

Рассказ А. И. Солженицына написан в реалистических традициях. И в нем нет излишней приукрашенности. Пра­ведный образ главной героини, для которой дом - это кате­гория духовная, противопоставляется людям обычным, стремящимся своего не упустить и не замечающим, как их жестокость ранит. «Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Мат­рена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой про­жила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей». Символичен трагический конец рассказа: когда разобрана горница, Мат­рена погибает. И жизнь быстро берет свое - Фаддей, деверь

Матрены, «преодолевая немощь и ломоту, оживился и помо­лодел»: начал разбирать сарай и забор, оставшиеся без хо­зяйки.

Внутренний свет души таких людей освещает жизнь ок­ружающим. Потому-то и говорит в финале рассказа автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот са­мый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

    1. Солженицын - летописец советской эпохи. 2. «Матренин двор» - прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи,...

    «Летом 1953 года из пыльной горячей пустыни возвращался наугад - просто в Россию». Эти строки открывают рассказ Солженицына «Матренин двор», удивительный сплав документа и высокой художественной прозы. В рукописи, правда, указывался 1956 г., но, по совету...

    Рассказ А.И.Солженицына \"Матрёнин двор\" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. \"Матрёнин двор\" написан целиком...

    Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрёна, у неё необычная судьба. Её любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашёл...

  1. Новое!

    Матрена - одинокая обездоленная кресть­янка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне му­жа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни - дом: «… не жалко ей было...


Небольшой по объему рассказ А. И. Солженицына «Матренин
двор» вобрал в себя множество тем и проблем, характерных для русской
литературы. Солженицын создал образ крестьянки, заставляющий
вспомнить крестьянок Некрасова, на плечи которых всегда на
Руси ложилась тяжкая ноша хозяйства, семьи. Несмотря на непосильный
труд и заботы, русские женщины оставались и остаются
хранительницами вечных духовных ценностей: добра, сострадания,
бескорыстности, самоотверженности. Свои ранние произведения
Солженицын создавал на основе личного жизненного опыта. Первая
повесть, принесшая ему всероссийскую славу, «Один день Ивана
Денисовича», основана на лагерном опыте писателя, репрессированного
в сталинские годы, «Матренин двор» - реальная история, произошедшая,
когда Солженицына после лагерей устроился в деревню
учителем математики.
Время действия в рассказе - 1956 год. Можно вообразить, что
произведение устарело, недостатки той жизни побеждены. Посмотрим,
так ли это. В начале рассказа авторский герой Игнатьич устраивается
после лагеря учительствовать в селе с поэтичным названием -
Высокое Поле. Но жить там, как выясняется, невозможно: крестьяне
не пекут хлеб, а везут его мешками из города. Разве нынешнее положение
нашей страны, вынужденной покупать импортные продукты,
не является следствием разорения сельского хозяйства? Следующее
место, куда попадает герой, называется Торфопродукт. Вроде бы
маленькая деталь, но в ней отразилась глобальная проблема обеднения
русского языка, которая сейчас решается на президентском уровне,
потому что приняла катастрофические размеры. Сам Солженицын
всегда стремился вернуть языку самобытность, яркость. Он активно
использует народные выражения, пословицы.
Пейзаж Торфопродукта удручает: окрестные леса вырублены,
всюду ведется варварская добыча торфа, трубы изрыгают черный
дым, узкоколейка разрезает поселок пополам. Мотив железной дороги
можно считать важнейшим в рассказе: страх главной героини
перед наступающей городской цивилизацией и ее смерть связаны с
поездом. Каков внешний вид поселка, такова и внешняя жизнь его
обитателей: «Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми
клуба будет надрываться радиола, а по улице подбраживать пьяные
да подпьеривать друг друга ножами». Итак, изменились ли
к лучшему экологическая ситуация или условия жизни людей? Нет,
рассказ по-прежнему звучит современно.
Наряду с публицистической остротой в произведении присутствует
художественная глубина. Вечные проблемы духовности,
внутренней красоты человека раскрываются на примере образа Матрены.
Солженицын раскрывает ее характер в два этапа. Сначала читатель
вместе с рассказчиком видит лишь повседневное существование
одинокой старухи, живущей на краю деревни. Изба Матрены давно
нуждается в ремонте, но еще добротна и тепла. Как с юмором сообщает
рассказчик, кроме него и Матрены, «жили в избе еще: кошка,
мыши и тараканы». Какая-то заброшенность двора Матрены подчеркивается
тем, что в ее избе нет радио. Авторский герой, ищущий
после лагеря тишины, рад этому. Он месяц за месяцем живет у Матрены,
но видит по-прежнему только внешнюю сторону ее существования.
Матрена не умирает с голоду только благодаря маленькому огороду,
где выращивается картофель. Колхоз, в котором она проработала всю
жизнь, не платит ей пенсию, поскольку муж Матрены пропал без
вести на войне, а нужные документы об утере кормильца не собраны.
Причем это не мешает бесцеремонной жене председателя привлекать
одинокую старуху к общим колхозным работам. Часто просят
Матрену помочь соседи и родственники. Она никому не отказывает,
деньги за помощь брать стесняется, и автор замечает, что в деревне
к бескорыстной Матрене относятся насмешливо. Рассказчик
знает, что дети Матрены умирали в младенчестве и она воспитывала
приемную дочь Киру.
Неожиданно автору открывается прошлое Матрены. Оказывается,
были в ее жизни и любовь, и и разлука, и ревность. Жених Матрены,
Фаддей, пропал на три года после первой мировой. Не дождавшись его,
Матрена вышла замуж за брата жениха - Ефима. Вернувшийся Фаддей
не зарубил обоих только из-за брата. Ефим относился к Матрене
свысока, «загуливал» на стороне и пропал на фронте, возможно, сбежал
за границу. Фаддей принципиально выискал невесту с таким же
именем, женился, но счастья в их семье не было. Это его дочь, Киру,
выпросила на воспитание бездетная Матрена. Одинокая, больная
старуха неожиданно предстала перед глазами автора интересным,
много пережившим человеком.
И тут следует трагический финал. Матрена погибает под колесами
поезда. В этой, на первый взгляд, случайной смерти автор видит
символический смысл. Фаддей уговорил Матрену отдать завещанную
Кире горницу при жизни. При перевозке бревен Фаддей с трактористом
из-за жадности прицепил сразу двое саней, одни из которых
застряли на рельсах. Матрена бросилась, как она всегда делала, помогать
мужикам, и тут налетел поезд. Символ городской цивилизации
врезался в избу - символ деревенской жизни. Гибнет Матрена,
и с ней уходит из жизни какое-то удивительное душевное тепло,
которого нет в других жителях деревни. Они даже на поминках беспокоятся,
как бы не попало в чужие руки Матренино добро.
Только после смерти Матрены автор понимает, каким человеком
она была: «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить
вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами.
За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Матрена, в отличие
от односельчан, понимала слово «добро» как доброе чувство,
а не как нажитые вещи. Первоначально Солженицын хотел назвать
рассказ «Не стоит село без праведника». Писатель сумел разглядеть
в смешной и жалкой, по мнению окружающих, старухе праведницу.
Несмотря на тяжелую жизнь, многочисленные обиды и несправедливости,
Матрена до конца оставалась добрым, светлым человеком.

Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрёна, у неё необычная судьба. Её любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашёл девушку по имени – Матрёна и похожую на Матрёну. Дети у героини умерли в младенчестве, она осталась одна. Тяжело трудилась не за деньги, а за трудодни (палочки). Помогала по хозяйству сёстрам и соседям. Денег за это не брала. Взяла на воспитание племянницу Киру. Трудная жизнь её не озлобила. Она всегда приветлива, готова отдать последнее.

Погибла Матрёна попав под поезд, когда перевозили часть дома в райцентр для Киры. Ничем не исключительна судьба Матрёны, таких тружениц в послевоенные годы было много. Но по разному люди воспринимают данное им судьбой. Её жизнь высвечивает нравственные проблемы всегда волнующие людей, что же это за проблемы:

1. Нужно ли делать добро бескорыстно, как это делала Матрёна. Если нужно было копать картошку или пахать землю, или односельчане за помощью к ней обращались, она никому не отказывала и платы не брала. Вручную самую крупную картошку варила постояльцу, а сама жили впроголодь, в жалком доме с тараканами. Солженицын считает, что на таких людях держится земля русская.

2. Проблема одиночества. Из рассказа вытекает мысль, что одиночество понятие относительное. Есть способы не чувствовать себя ненужным, они в жизни Матрёны, это труд. Вся жизнь Матрёны в труде. Как для государства, так и для родных, соседей и чуть-чуть для себя, это притягивает к ней людей. Избавляет от одиночества.

3. Отношения личности гражданина с государством. Автор показал, что государство враждебно и к людям подобным Матрёне. А ведь таких большинство, оно использует их труд не оплачивая. Невольно люди обманывают государство, односельчан и Матрёну, воруют торф. Но ведь в такое положение их поставило само государство. По мнению Солженицына Матрёна и её односельчане не вызывают за это осуждения, они остаются праведниками, так как отстаивают свое право на жизнь в нечеловеческих условиях.

4. Проблема любви. Матрена верна народным представлениям о любви, семейной жизни. Она любит Фаддея, но не бросает своего мужа – его брата. Она верна ему, а вышла замуж она, так как в доме мужа нужны были женские руки, то есть из жалости. Она чувствовала, что должна была помочь дому, где раньше жил любимый ею человек. Автор с уважением относится к такому пониманию любви. Любовь – верность, жалость, выполнение долга. И это сильнее, чем пылкая страсть. Рассказ – ответ на вопрос: как надо правильно жить? Жизнь дана, чтобы сеять добро, не распространять зло, не возвышаться над людьми, а просто по-христиански нести выпавший тебе крест. Так живет Матрена.

Нравственные проблемы рассказа «Матренин двор».

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в обеспеченной и образованной крестьянской семье. Воспитывала его мать (отец погиб в результате несчастного случая на охоте, когда сыну было 6 месяцев). Будущий писатель вступает в комсомол, одновременно учится в двух институтах: В Ростовском университете на физмате и заочно в московском Институте философии и литературы; мечтает стать писателем. 18 октября 1941 года его призывают в армию. После ускоренного обучения в офицерской школе – фронт. От Орла до Восточной Пруссии. Получены боевые награды: орден Отечественной войны 2-ой степени и орден Красной Звезды. Но военные будни не убивают наблюдательности и духовной работы. Появляются сомнения в официальной трактовке истории революции и России. Ими он необдуманно поделился в письме с другом. Оба арестованы в 1945. Солженицын получил 8 лет ИТЛ (сначала в Подмосковье, а затем в Средней Азии). Прошел все круги лагерного ада, стал свидетелем восстания в Экибастузе, сослан на вечное поселение в Казахстан. Приговоренный врачами к смерти от рака, Солженицын неожиданно поправляется. Он расценивает свое выздоровление как Божий дар для того чтобы донести до людей все то, что видел, слышал, узнал. Основные произведения: «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг», «Раковый корпус», «Матренин двор»… Лауреат Нобелевской премии 1970г. Выслан из страны. Создает роман «Красное колесо» об истории России . Вернулся в страну в 1994г.

«Матренин двор » был напечатан в 1963г. в первом номере «Нового мира». Этот рассказ полностью достоверен и автобиографичен . Повествование ведется от лица Игнатича (отчество автора -- Исаевич), который возвращается из ссылки, обогащенный трагическим опытом лагерной жизни, и мечтает затеряться «в самой нутряной России – если такая где-то была, жила» с ее возможной благостью и тишиной. Рассказчик, ведущий повествование -- учитель-интеллигент, постоянно пишущий за тускло освещенным столом «что-то свое», поставлен в положение стороннего наблюдателя-летописца, пытающегося понять Матрену и все, «что с нами происходит».

Казалось бы, рассказчику удалось найти такую патриархальную Россию в деревне Тальново на 184-м км от Москвы. Такая точность несет важный смысл. С одной стороны, это центр России (недаром упоминается Москва), С другой – подчеркнута удаленность, глушь описываемых в рассказе краев (они расположены много дальше 101-го км). А тараканье засилье в доме Матрены рождает ассоциации с Тьмутараканью – очевидной далью. Здесь еще сохранился сочный русский народный язык (в названиях деревень и словечках крестьян), но уже режет слух нелепое наименование станции – Торфопродукт. В этой противоречивости уже заложен контраст быта и бытия .

Герой выбрал дом Матрены Васильевны Григорьевой, в судьбе которой сфокусировались судьбы тысяч русских крестьянок, а точнее всей Руси. Создание образа Матрены происходит как бы постепенно, сначала из описания ее немудреного быта и ее привычек мы вместе с автором делаем выводы об уникальности и исключительности этой женщины. Потом подключаются ее собственные воспоминания, воссоздающие и ее биографию, и жизнь села. Темп повествования убыстряется, драматизируется. Наконец, наступает кульминация--разрушение дома– и развязка – гибель героини. В заключительной части истинный облик героини словно бы проявляется, выплывает из сознания рассказчика на фоне народной жизни описанной на фольклорном основании (причитания, песнопения, похороны, поминки). Таким образом, характер героини на фоне жизни села, а, значит, самой России, раскрывается постепенно, ступенчато.

В конце концов оказывается, что жизнь не оправдала надежд героя на возвращение к исконно русским нравственным ценностям. Колхозники в большинстве своем недоброжелательны . Вспомним хотя бы неодобрительные отзывы о характере Матрены (после ее смерти) одной из ее золовок. Женщина ставила в вину страдалице даже бесплатную помощь другим, хотя сама беззастенчиво пользовалась этой помощью.

Сельчане корыстны сверх меры. Для русского крестьянства запасливость всегда была в чести, но в лице Фаддея, бывшего жениха Матрены, она приобретает поистине страшные, бесчеловечные формы. Ради нескольких десятков бревен он жертвует жизнью Матрены и своего сына и подводит под суд мужа своей дочери.

Некоторое улучшение положения одинокой и больной женщины -- ей удалось выходить себе пенсию за мужа и даже сшить пальто (возможно, первое в своей жизни) из старой железнодорожной шинели, подаренной знакомым машинистом – вызывает в односельчанах не одобрение, а черную зависть . Даже родственники откуда-то появились в одночасье. «А куда ей одной-то столько денег?»

По состоянию здоровья Матрену вывели из колхоза, тем самым лишив даже мизерной помощи (вроде сенокосных участков). Но вот приказать явиться на уборку навоза со своими вилами не считают зазорным. И как бы мимоходом мы узнаем, что работа в колхозе «ни к столбу, ни к перилу» – это совсем не то же что работа «по себе», когда времени счет терялся. И уже не удивляет отсутствие в колхозе лопат и вил. Это всего лишь следствие всеобщей лени и нежелания работать «за палочки».

Случалось в селе и воровство . Так на водосвятии пропал у Матрены котелок со святой водой, что страшно расстроило старую женщину. А вот притаскивание торфа с разработок ни она, ни остальные сельчане за кражу не считали. Было это таким же необходимым для жизни промыслом, как сбор грибов и ягод, только чуть более опасным – поймать могли. На первый взгляд странно и совершенно безнравственно: воровать у своей народной власти…

Только эту власть крестьяне не могли признать своей. По сути своей, жизнь крестьян мало чем отличалась от существования лагерных заключенных. Живых денег они не имели, работали за трудодни – галочки в тетрадке, питались с маленьких неудобренных огородов и не имели права ни скосить для скота вовремя хорошей травы, ни запастись на зиму топливом.

В то же время всякий, кто имел хоть маленькие полномочия, выжимал из народа и земли все. Председатель колхоза Горшков бездумно вырубал леса ради звания Героя Социалистического Труда, начальник торфоразработок обеспечивал топливом все районное начальство…

Более же всего донимала селян бюрократия . Ведь за любой бумажкой или закорючкой в ней приходилось отправляться к властям в «собес от Тальнова в двадцати км к востоку, сельский совет – в десяти км к западу, а поселковый – к северу в часе хотьбы». Каждая ходка (зачастую напрасная) – день. Ничего удивительного нет в том, что, не видя заботы о себе, люди теряли веру и в себя и в необходимость соблюдения нравственных и человечных законов. Из них, кормящих своим трудом всю страну, и поэтому должных иметь особую гордость, так долго и старательно делали рабов, что большинство из крестьян действительно приобрели совершенно рабскую психологию и соответствующую нравственность.

И все это открывала – не вдруг, постепенно – рассказчику его хозяйка, простая русская крестьянка, безсербренница, белая ворона, пророк, на котором не только село, а вся земля стоит. Ее жизнь подобна житию святой. Она не прислуживает людям, а служит от чистого сердца. В этой женщине Игнатич находит высшие черты русской духовности, по которым он истосковался. Но вот смерть Матрены – страшная и в то же время отношением односельчан сведенная к обыденной – никак не похожа на упокоение святой. Как многое в произведениях Солженицына (названия, имена и т. д.), эта смерть очень символична. Символ духовности буквально раздавлен спешащим на всех парах поездом – образом нового развивающегося индустриального государства. Самое страшное в том, что два эти символа могли бы существовать параллельно и, может быть, даже сблизиться, если бы не корысть и безответственность людей, не равнодушие и бездеятельность власти.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама