THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В российскую столицу приехали художники со всего мира

С 8 июня по 31 июля в столице пройдет шестая Московская международная биеннале молодого искусства. Свои работы представят более 50 молодых художников со всего мира - победители открытого конкурса. Возраст участников и кураторов - до 35 лет включительно.

Единственная в мире биеннале, участие в которой принимают только молодые художники, охватит сразу несколько площадок: деловой квартал «Рассвет» на Красной Пресне, Московский музей современного искусства (ММОМА), Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО», музей AZ и специальную площадку в ЦУМе. Общее пространство проектов биеннале по размеру сопоставимо с Красной Площадью. В программе 5 блоков: основной проект, стратегические проекты, специальные проекты, параллельная и образовательная программы. Всего за полтора месяца пройдет 55 событий.

Задача биеннале - показать актуальные работы талантливых молодых художников. Ведь среди них есть те, кто через 20-30 лет станет известен на весь мир, чьи работы украсят коллекции лучших музеев, - говорит комиссар биеннале Екатерина Кибовская. - Мы часто не осознаем, что многие признанные произведения искусства были созданы молодыми. Верещагин написал «Апофеоз войны» в 29 лет, Пикассо «Девочку на шаре» - в 24, Дюшан шокировал мир «Фонтаном» в 30.

Основным проектом биеннале станет выставка «Абракадабра». Из 1 500 заявок куратор проекта Лукреция Калабро Висконти (Италия) выбрала 58 работ и объединила их общей темой, отсылающей одновременно к древнему магическому заклинанию и к хиту советских дискотек - песне «Абракадабра» Стива Миллера.


Открытый конкурс этой биеннале дал мне уникальную возможность исследовать практики молодых художников со всего мира. Сам процесс выбора художников для проекта «Абракадабра» был очень увлекательным, - говорит Лукреция Калабро Висконти. - «Абракадабра» несет в себе множество смыслов, это одно из самых универсальных слов, одинаково звучащее на многих языках. История советских дискотек, где играла «Абракадабра» Стива Миллера, и эзотерических практик стали отправной точкой для повествования, затрагивающего самые разные темы: забастовки, обмена веществ, ипохондрии, внимания, близости, сна, недосказанности.

«Абракадабра» пройдет в квартале «Рассвет» на Красной Пресне. «Рассвет» отличает уникальная творческая атмосфера, которую создают старая архитектура вкупе с современными дизайнерскими решениями. Комплекс объединяет бывшие здания мебельной фабрики «Мюръ и Мерилизъ», поставлявшей товары для императорского двора. Сейчас эти строения реконструируются с применением передовых инженерных технологий и бережным сохранением архитектурного облика.

После осмотра основного проекта стоит заглянуть на выставку «Спасибо, пожалуйста, извини» в Государственном центре современного искусства в составе «РОСИЗО». «Спасибо, пожалуйста, извини - это три «волшебных слова» - говорит куратор выставки Женя Чайка. Она предложила собственное видение темы: дом, обычный дом с его проблемами, разговорами, шорохами и бытом. Игра с эмоциями. Экспозиция воссоздает пространство дома, в котором, как и в любом доме есть спальня, гостиная, кухня, коридор, чердак. Двигаясь по кругу, зритель должен самостоятельно определить место старта, полагаясь на собственные ощущения и интуицию.

Следуя логике дома, поднимется на второй этаж, условный второй ярус кровати, где можно буквально читать сны. На выставке зрителю предлагается прочитать чужие сны и написать собственные, предложив их к прочтению. Все в экспозиции предполагает самостоятельные действия посетителя: даже экспликации существуют в формате Print-on-demand - печати по требованию; зритель прочтет текст-объяснение, только если он ему действительно нужен.


Екатерина Кибовская.

Выставка с интригующим названием «Идеальный возраст» посвящена кризисному переживанию возраста в современном мире и осмыслению этого феномена в российском искусстве XX-XXI веков. Она состоит из двух самодостаточных и при этом взаимодополняющих частей, которые представлены на разных площадках – в образовательном центре MMOMA и в Музее AZ.

В MMOMA основу экспозиции, структурно обыгрывающей классический топос «трех возрастов», составят работы из коллекции музея, а также проекты некоторых приглашенных художников молодого поколения. Будут затронуты как более общие социально-психологические сюжеты: культ молодости, индустрия красоты, фрустрация взросления и старения, эйджизм, так и возрастные аспекты художественного творчества, формат «молодого искусства».

В свою очередь, для Музея AZ будут созданы три инсталляции, которые разместятся в неожиданных, секретных, зонах: во внутреннем дворике и на заднем фасаде музейного здания, в виртуальном пространстве «дополненной реальности».

Из параллельной программы биеннале выделяется персональная выставка Александра Щуренкова «Цугцванг» во Fragment Gallery. Художественная практика автора основывается на исследовании психологических процессов, связанных с самопознанием, самоопределением, самоосмыслением и в конечном итоге самоидентификацией личности. Художника интересует прежде всего зависимость данных процессов от широкого спектра ловушек бытия, противоречивую сущность которых, взаимодействие со зрением, знанием, временем, фиксированием информации, ее забыванием, а также подсознательным изменением, он раскрывает в своих работах.

Основным материалом для Щуренкова становятся бытовые объекты, предметы и явления повседневной жизни, которые являются знаками, зафиксировавшими изменение бытия, делающие отсутствующее присутствующим, то есть относящиеся одновременно к прошлому, настоящему и будущему.


Лукреция Висконти. Фото: Николай Зверков.

Экспозиция выставки отталкивается от эволюции понимания памяти как философской категории - от ее платоновского восприятия как физического «отпечатка на воске», до интерпретации памяти как следа, обозначающего, согласно Жаку Деррида, «первоначальное прослеживание и стирание». Следы указывают на то, что было - по Мартину Хайдеггеру, они принадлежат к категории, которую он называет «Das Dagewesene», то есть «больше не существующее бытие», которое «не прошло, но было здесь». Следы также являются знаками, которые без всякого намерения стали таковыми, Марк Блок называет их «невольными свидетелями».

Московская международная биеннале молодого искусства - одно из наиболее ярких художественных событий столицы. Биеннале молодого искусства, ставшая перерождением ежегодного фестиваля молодого искусства "Стой! Кто идет?" (2002-2008), проходит каждые два четных года, в отличие от Московской биеннале современного искусства, которая проходит по нечетным годам. Учитывая, что Иосиф Бакштейн в этом году снял с себя полномочия комиссара Московской биеннале современного искусства, и ее новая структура пока не понятна, биеннале молодого искусства на сегодняшний день является, пожалуй, также и одним из самых амбициозных московских международных арт-событий. А про проект этого года уже можно сказать, что он получился во многом интереснее, чем предыдущая "взрослая" московская биеннале .

Особенность биеннале молодого искусства в том, что участие в ней могут принимать только молодые авторы. В этом году на биеннале произошло важное организационное изменение - не только художники, но и кураторы основного и стратегических проектов были моложе 35 лет. Моложе 35 лет также и комиссар биеннале - должность, введенная с этого года. На нее назначена Екатерина Кибовская , отвечавшая за концепцию современного развития Парка Горького в 2011-2013 годах.

В качестве основного проекта биеннале экспертным советом был выбран проект 32-летнего британца Надима Саммана. Заявку на участие в основном проекте мог послать любой желающий через электронную форму. Окончательных участников выбирал куратор.

Надим Самман - куратор более 40 выставочных проектов в Лондоне, Цюрихе, Москве, Вене, Маракеше. В том числе куратор проекта «Александр Пономарев. Concordia» и «Антарктопия» в павильоне Антарктиды на Венецианской биеннале 2014 года. Познакомиться с избранными проектами Надима Саммана можно на его сайте. Также Надим Самман известен как искусствовед изучавший вопросы включения / исключения искусства советских концептуалистов в западные контексты, в том числе во время эммиграции советских художников в Нью-Йорк.

Основной проект V биеннале молодого искусства

Основной проект V биеннале молодого искусства пройдет на Трехгорной мануфактуре с 1 июля по 10 августа. Для проекта Надим Самман выбрал тему "Глубоко внутри" ("Deep Inside") и отобрал произведения 87 молодых художников из 36 стран мира. Програмные заявления биеннале, как и подобает формату масштабного международного смотра, носят общечеловеческий, глобальный и даже вселенский характер:

"Наше время - время трещин, разломов, пенетрации и полостей. Наша культура - культура бездны. Если модернизм пытался нанести удар по самому фундаменту культуры - достичь "нулевой точки" живописи, изменить структурные основания человеческой психологии, исторические законы и экономическую науку, то сегодня мы расстались с этими иллюзиями. Мы все глубже погружаемся - или падаем - в своего рода черную дыру.Поэтому вполне ожидаемо, что художники заинтересовались непрозрачными, таинственными явлениями, заговорами: тем, что находится по другую сторону горизонта событий, а также всем тем, что связано с нестабильностью и многогранностью. Мы вглядываемся глубоко в бездну, бездна в ответ смотрит на нас. Однако, странным образом, в этой бездне заключено гораздо больше, чем мы можем себе представить: как свидетельствует гигантский отсвет рентгеновских лучей в короне звезды Маркарян 335, бездна может извергать." - рассказывает о проекте куратор Надим Самман.

Феликс Кисслинг. Германия. Анти Солнце.


Глубокая черная дыра в выставочном пространстве, поглощающая своей нематериальной глубиной. Каркас круглой формы сделан из дерева и покрыт слоем черного пигмента с высоким коэффициентом поглощения света.

Эдди Вагенкнехт. США. Данные и драконы.



Серия скульптур, перехватывающих и записывающих анонимные данные, получаемые из действующих поблизости сетей Wi-Fi в режиме реального времени. Собранные вместе монтажные платы и сетевые кабели, сами по себе мрачные и аскетичные, символизируют "облако", социальные сети, данные, утечки и то, что превращает социальный капитал в единичный объект.

Кристиан Фагаролли. Италия. Помнить, повторять, переделывать.

Художник решил привезти в Москву копию модели мозга, сделанную в 1885 году и впервые побывавшую в Москве в конце же XIX века - для изучения частей мозга, ответственных за архивирующие процессы памяти, за чувства и эмоции.

Альваро Урбано. Без названия. Испания.

Художник из Мадрида пробил в стене дырку и пригласил нас заглянуть внутрь на вымышленный ландшафт, из другой реальности. Картина дикой природы, не попавшая ни в одну классификацию - будто музейная диорама, породившая саму себя.

Пауль Росеро Контрерас. Эквадор. Волна.


Художник из Эквадора, живущий в Лос-Анджелесе, сделал биоуправляемую инсталляцию, в составе которой 3Д-модель звуковой волны, созданная из шелка сотнями гусениц шелкопряда, и компьютерная система наблюдения: она производит звуки и образы, отслеживая движения червей. Эта живая инсталляция вводит идею органической 3Д-печати как части гибридного механизма производства.

Катарина Груцай. Австрия. Военные залы.

В серии фотографий перед зрителем предстают странные виды: на первый взгляд, это военные сюжеты, но если присмотреться - они начинают рассказывать совсем другую историю. На снимках, сделанных в Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны, - частично персонализированные пространства, возникшие на фоне военных сцен, изображенных в музейных диорамах. Банкетки, стулья, телефонные аппараты, находящиеся перед картинами со сценами войны, оказываются здесь странными и изолированными объектами.

Юлия Селин. Швеция. Болезнь.


Живопись на биеннале не активно, но тоже была представлена. Художница в своей студии танцует на холсте, лежащем на полу. Физический акт и хореография проявляются в отпечатках пальцев, стоп и коленок в слое краски. Вместе с тем, возникает ассоциация с пейзажем. Холст передает ощущение тела в природе.

Хулиана Серкейра Лейте. Бразилия. Три Танца.


Ночной клуб - это пространство медиации культурного опыта. Танцпол создает пространство "коллективного кипения" и экстатического узаконения альтернативы продуктивному поведению, принятому в прагматичном капиталистическом мире. Художница делает слепк исвоего движущегося тела с помощью разноцветного гипса на протяжении нескольких дней. Итогом становится композиция из трех гипсовых групп - несовершенных следов танца, абстрактных объектов в пространстве.

Стратегические проекты V биеннале молодого искусства:

Гиперсвязи (Hyperconnected) в Московском Музее Современного Искусства (Ермолаевский 17). Выставка, объединившая на 5 этажах музея 15 художников из 17 стран, напоминает, что все мы движемся в едином потоке, где каждый становится множеством, отдельное — частью целого, и все это можно назвать гиперсвязями.

Куратор Жуан Лайя : "В эпоху всеобщего ускорения наши разум и тело меняются, адаптируясь к обстановке и окружению, в которых мы ежедневно оказываемся. Мы перерождаемся, открывая окна, закрывая папки и вглядываясь в отражающие поверхности; нечеткие границы заставляют нас переосмысливать свою идентичность. Как следствие, любое гипотетическое отделение культуры от природы исчезает и окружающая нас природная среда становится средой культурной. Приглашенные мною художники отказались от апокалиптического и утопического видения современности, осознав мир как множественность состояний и позиций".



Адриен Мексика. Франция. Реабилитационный центр дикой природы.


Неринга Черняускайте. Литва. Утраченное наследие.



В Государственном Центре Современного Искусства (Зоологическая 13) "Время обоснованных сомнений". Кураторы: Сильвия Франческини. Валерия Манчинелли:

"Экспонируемые на выставке работы предлагают новый взгляд на значение художественного исследования, развивающегося в нынешних условиях неопределенности, страха и тревоги как о будущем, так и о прошлом, которые определяют индивидуальные и коллективные представления о мире и становятся способом его организации".

Даниэла Ортис. Испания. Мы посмотрели видео, и оно было полно ксенофобии.


В период с 2014 по 2015 год Даниэла Ортис вместе с учениками средней школы в Каталонии работала над проектом, в центре которого - критический анализ системы миграционного контроля.Результатом исследования стала серия рисунков и методическое пособие для рассмотрения вопросов, связанных с ксенофобией, европоцентризмом, системой миграционного контроля и колониальной политикой.

Басма Альшариф. Палестина. США

"Я не думала быть современным художником, когда эмигрировала в штаты, но все постоянно спрашивали меня о политике, о культуре, о моих эмоциях, что я решила выразить их в образной форме" - Басма Альшариф.

Параллельные и специальные проекты V биеннале молодого искусства

Всего в рамках биеннале пройдет несколько десятков параллельных и специальных проектов, на разных выставочных площадках в Москве, Екатеринбурге, Нижнем-Новгороде, Ижевске, Воронеже. Важной чертой биеннале будет также взаимодействие с городом. Выставки состоятся не только в арт-пространствах, но также в Торговых центрах и парках.

В Универмаге Цветной совместно с ГМИИ им. Пушкина состоится выставка "Внутри искусства" , в ходе которой можно будет изучить великие полотна из собрания музея под рентгеновским излучением.

В ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" выставка "Простые названия. Избранные синонимы". Молодые российские художники встроили свои биоморфные объекты в отформатированный садово-парковым искусством естественный природный контекст.

В ЦД ARTPLAY выставка БЕЗМЕСТЬЕ. Выпускники института "ПРО АРТЕ" создали микросообщество, неподвластное влиянию извне. Они запирали себя в замкнутом пространстве, ездили из Петербурга в Москву на полусломанной "газели" и не забывали при этом о собственных работах, которые представлены на выставке. Учебная программа "Школа молодого художника" (Санкт-Петербург), организуемая Фондом "ПРО АРТЕ" адресована молодым практикующим художникам от 20 до 30 лет. Цель программы - развить творческий потенциал и критическое мышление молодых художников, создать поле для их профессионального общения и поддержать новые проекты, которые отвечали бы требованиям нынешней ситуации в области современного искусства.

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 7 июля – 6-я Московская международная биеннале молодого искусства.

Гость передачи – комиссар биеннале, глава дирекции РОСИЗО по специальным проектам Екатерина Кибовская.

Итак, в Москве в очередной раз проходит Московская биеннале молодого искусства (что означает участие художников не старше 35 лет). Она моложе биеннале «взрослой», но тоже имеет за плечами достаточную историю. Тем более, что у «молодежки» был и предшественник – фестиваль молодого искусства «Стой, кто идет?», проводившийся Госцентром современного искусства совместно со школой «Свободные мастерские». Молодежная биеннале по сравнению с ним выросла в статусе – получила поддержку министерств и департаментов. А также обрела разветвленную и достаточно сложную структуру.

«Абакадабра» – это никоим образом не «оценочное суждение», а название основного проекта биеннале. Кроме него имеются два проекта «стратегических», изрядное количество «специальных» и, наконец, «параллельная программа».

Под стратегическими проектами организаторы понимают поиск основных направлений развития молодого искусства.

Без текстов на молодежных выставках действительно не обходится, куда в большей степени, чем на выставках «взрослых». Действительно, как-то даже неприлично не написать что-нибудь об апроприации и подрыве институциональных правил и не процитировать Бодрийяра. :)

Специальные проекты многочисленны и разнообразны. Часть из них представляет работы учащихся нескольких школ современного искусства.

Проекты молодежной биеннале размещены везде – и в индустриальных пространствах, и в отдельных выставочных залах, и в музеях. Причем в последнем случае – не только в залах для временных выставок. Есть и проекты, существующие по принципу «интродукции» – произведения молодых авторов внедрены непосредственно в постоянную музейную экспозицию. Как, например, в музее-квартире Аполлинария Васнецова, где задействована даже новомодная «дополненная реальность».

Параллельная программа – наиболее вольная часть общего проекта. Собственно, это даже не часть проекта, а собственные программы галерей и прочих институций, лишь причисленные оргкомитетом, при совпадении формальных критериев, к собственному расписанию. Эти выставки также разбросаны везде – от музейных залов и солидных галерей до симпатичных крошечных подвальчиков.

Идет молодежная биеннале практически все лето. Какие-то выставки уже закрылись, другие надо поспешить посмотреть. Немало проектов еще впереди – так что следите за новостями (в том числе на сайте самой молодежной биеннале).

Текст: Татьяна Пелипейко

Лукреция Калабро Висконти. Courtesy CLOG

12 мая 2017 года в университете Ка’ Фоскари в Венеции комиссар 6-й Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская представила куратора основного проекта биеннале, которая пройдет в Москве летом 2018 года. Им стала независимый куратор из Италии Лукреция Калабро Висконти. Предложенная ею тема биеннале — «Абракадабра» (Abracadabra). По словам Висконти, «название “Абракадабра” — отсылка к древнему заклинанию и к одноименному диско-хиту Стива Миллера, популярному в восьмидесятые. Я бы описала проект метафорой танцпола, где участники одновременно и развлекаются, и следуют определенным правилам, взаимодействуя самым неожиданным образом. Именно поэтому при выборе художников я собираюсь отдать предпочтение тем, кто работает с перформативными практиками, видео и звуком». Напомним, что с 2015 года куратор биеннале — как и ее участники, представитель новой генерации.

27-летняя Лукреция Калабро Висконти — независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG. Она окончила факультет визуального и перформативного искусства Института архитектуры Венеции, стажировалась в Турине и Нью-Йорке, сейчас обучается по кураторской программе центра De Appel в Амстердаме. В качестве ассистента и координатора принимала участие в ряде выставочных проектов, кураторами были Франческо Бонами и Маурицио Каттелан. Сотрудничала с журналами TOILETPAPER и Le Dictateur. Автор статей в различных изданиях по искусству, создатель онлайн-проектов Curatorshit, shitndie и Ketchup Drool. Среди недавних кураторских проектов Лукреции: «Почему все такие милые?» (Why Is Everybody Being So Nice, 2017, De Appel, Амстердам), «Удачи, увидимся после революции» (Good Luck, See You After the Revolution, 2017, UvA, Амстердам) и «Дорогая Бетти: беги быстрее, кусай сильнее» (Dear Betty: Run Fast Bite Hard!, 2016, Галерея современного и новейшего искусства, Бергамо).

Московская международная биеннале молодого искусства проходит с 2008 года. Учредители и организаторы биеннале — Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры города Москвы, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Московский музей современного искусства.

Комиссар Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская надеется расширить горизонты биеннале и, помимо специалистов из разных стран, привлечь еще больше художников, кураторов и институций из регионов России. Прием заявок от художников в возрасте не старше 35 лет на участие в основном проекте биеннале начнется осенью 2017 года на сайте

Этим летом Москва превратилась не только в футбольную столицу мира, куда съехались более полумиллиона гостей из тридцати с лишним стран. В российскую столицу отправились и многие любители современного искусства, но совсем по другой причине — с 8 июня по 31 июля здесь уже в шестой раз проходит Московская международная биеннале молодого искусства — единственный в своем роде молодежный арт-форум.

Московская молодежная биеннале проводится начиная с 2008 года и со временем стала одним из самых амбициозных и масштабных проектов в области современного искусства в России, в рамках которого представлены новейшие художественные и кураторские стратегии. C прошлого года возраст не только художников, но и кураторов не должен превышать 35 лет. Выставки и другие мероприятия в рамках биеннале охватывают несколько площадок, в том числе и корпуса некогда знаменитой мебельной фабрики «Мюр и Мерилиз», а ныне отреставрированного делового квартала «Рассвет» на Красной Пресне, где развернут основной проект. На должность куратора основного проекта биеннале 2018 была выбрана 27-летняя Лукреция Колабро Висконти — независимый куратор из Италии, которая и является автором оригинальной выставочной концепции под названием «Абракадабра» . В ходе открытого конкурса она выбрала 58 работ молодых художников из более чем 1500 заявок со всего мира. Основной проект продолжают стратегические выставки: одна под названием «Ведутся революционные работы» в ММОМА на Гоголевском бульваре (куратор Барбара Куэто), посвященная роли искусства в мире технологий, а вторая — «Спасибо, пожалуйста, извини» (куратор Женя Чайка) —состоится в Государственном центре современного искусства. Кроме того, в программе — специальные проекты, параллельная и образовательная программы.

Наш обозреватель Елена Рубинова побеседовала с куратором Лукрецией Колабро Висконти и молодыми художниками Сабриной Чоу (США ) и Василисом Папагеоргиу (Греция) о концепции основного проекта биеннале, месте национального и интернационального в современном искусстве, а также о том, что для молодых художников означает «мягкая сила» в эпоху глобализации.

Как появилось это понятие абракадабры в вашей концепции? Что оно означает в данном случае?

Лукреция Висконти: Мне как куратору нужно было найти способ визуализации явлений, которые на первый взгляд кажутся не связанными друг с другом: ипохондрия, внимание, разочарованность, близость, сон, недосказанность, и понятие абракадабра оказалось такой формулой, которая вмещает в себя все те многообразные формы художественного исследования, которые мы отобрали для основного проекта. «Абракадабра» — слово, употребляющееся во многих языках, в том числе и в русском, и мы часто его используем, но не всегда задумываемся, откуда оно произошло. И в разных культурах и эпохах оно наделено разными смыслами. Лингвистически оно выражает и древнее магическое заклинание, и в то же время является перформативным понятием, обладающим силой воздействия на окружающую реальность. До приезда в Россию я совсем не знала о том, как это слово понимается в русском: что оно означает «чепуха», «ерунда» и что в Советском Союзе это была одна из самых популярных песен Steve Miller Band, которую ставили на дискотеках.

На протяжении почти целого года, пока готовился проект, вы плотно работали с 50 представителями вашего поколения — молодыми художниками из разных стран. Как вам видится культура диалога и взаимодействия в эпоху той самой «Абракадабры », которую исследует проект? Насколько она важна сегодня?

Лукреция Висконти : Я убеждена, что современное искусство, и особенно выставочный процесс, дает превосходную возможность для выстраивания диалога, это платформа для взаимодействия разных культур. В данном случае проект позволил еще и всем художниками приехать в Москву для участия в монтаже экспозиции, лично познакомиться и пообщаться. И хотя «абракадабра» — это бессмыслица, которая точно описывает современный информационный мир, где кажется, что границы стерты, а общение уходит в виртуальность, никто не станет отрицать, что развивать взаимоотношения и живое общение художников разных стран не менее актуально. В Москве собрались все — и иностранные участники, и российские, в том числе из других городов. Такую редкую возможность трудно переоценить.

Выстраивание такого общего языка и культурных мостов как-то отличается для вашего поколения, и если да, то чем?

Лукреция Висконти : Безусловно. В экономике «присутствия», в которой, согласно Ж. Деррида, мы все существуем, события происходят в разы быстрее, и в определенных обстоятельствах это позволяет развернуться горизонтально — к примеру, если мне нужно найти кого-то в Японии, то сделать это намного проще и быстрее, чем, например, 25 лет назад. Но в то же время глубина не достигается — ведь, если все происходит на скорости, то как погрузиться в содержательную беседу и найти способ глубже узнать друг друга? И молодое поколение ищет эти новые формы коммуникации.

В ходе работы над этим проектом сталкивались ли вы с ситуацией, когда художники сомневались или решали не принимать участие в проекте по политическим причинам? Ведь сейчас не самые простые времена в отношениях России и многих стран Запада…

Лукреция Висконти : Когда был объявлен открытый конкурс для участия в биеннале, я поделилась этой информацией со всеми своими коллегами, и для некоторых художников вопрос участия действительно стал дилеммой, которую каждый решал для себя по-своему. В большинстве случаев я сумела убедить их, ведь участие в таком проекте — это еще и вопрос доверия к куратору. Нужно сказать, что я не испытывала никакого давления со стороны организаторов биеннале — Министерства культуры и РОСИЗО, все было выстроено в высшей степени доверительно. Я убеждена, что молодым художникам просто необходимо выстраивать культурные мосты, и они хотят это делать, ведь политическая ситуация меняется и быстро, а им предстоит еще долгий профессиональный путь в искусстве.

Сабрина Чоу : Не скрою, что на каком-то этапе я задумалась о том, стоит ли ехать в Москву. Но мне очень понравилось работать с Лукрецией, как, собственно, и сама концепция выставки, так что, в конечном итоге, я решила участвовать и очень этому рада. Искусство ведь может функционировать по- разному: с одной стороны — это часть глобального мира и глобальной политики, а с другой стороны — арт-процесс может быть и особым пространством, где временами можно укрыться и найти момент для того, чтобы обрести успокоение.

Василис Папагеоргиу: Как современный художник, я работаю в самых разных обстоятельствах и странах — много езжу с выставками, особенно по Европе, живу в арт-резиденциях. Для меня возможность участвовать в московской биеннале — это возможность показать свою работу, и если в ней есть содержание, то политическая ситуация или контекст не столь важен.

Что для вас, как представителей молодого поколения тридцатилетних, означает понятие «мягкой силы»? Мы видим, что в современном обществе пост-постмодерна, который, собственно, и исследует нынешняя биеннале, определенные понятия сместились…

Сабрина Чоу :На мой взгляд, понятие «мягкой силы», столь популярное в 80-е и 90-е годы, действительно изменилось, прежде всего потому, что и люди иначе идентифицируют себя. Наряду с подъемом националистических тенденций во многих странах, сами художники все чаще выступают от своего имени, нежели позиционируют себя как представителей той или иной нации или страны. Я помню, что еще лет десять — пятнадцать назад наше правительство больше поддерживало художников, а сегодня, в эпоху глобализации, люди существуют гораздо более фрагментировано. Мне это очень заметно — я из Лос-Анджелеса, хотя сейчас живу в Лондоне, а до этого какое-то время жила и училась в Голландии. Все эти процессы похожи, где бы ты ни находился, но культурный диалог помогает преодолевать эти процессы.

Василис Папагеоргиу : Могу только согласиться с таким мнением. Если говорить о национализме, то лучше всего для художника не идентифицировать себя в терминах принадлежности к нации, а сконцентрироваться на саморепрезентации. В Греции нам пришлось за последние десять лет заново осмыслить понятия национального и интернационального после вхождения страны в Евросоюз. Но теперь все уже привыкли к «новой нормальности». И молодое поколение адаптировалось к новой реальности, оттолкнувшись от изменений и выстроив, соответственно, свой мир.

Что для вас означает этот проект и совместная работа, в том числе и с молодыми российскими художниками?

Лукреция Висконти : Для меня этот масштабный и очень амбициозный проект стал своеобразным тестом — на образ мышления и моей собственной способности думать шире, вне привычных рамок. Я очень благодарна, что мне довелось на нем работать.

Василис Папагеоргиу : Я здесь впервые, и очень бы хотелось остаться в Москве подольше — к сожалению, мы мало успели посмотреть, потому что были все время заняты на монтаже выставки. Москва — город с фантастической энергетикой, и я очень надеюсь побывать здесь еще раз.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама