THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Назвать конкретного персонажа, который повинен в гибели Катерины нельзя. На мой взгляд, в ее смерти виновато большое количество героев драмы «Гроза».

Муж не защищал ее от нападок матери, не захотел взять ее с собой в поездку. Если бы он был более смелым, поставил мать на место, стал жить своим домом, Кабаниха бы не гнобила так сильно Катерину.

Кабаниха тоже виновна в ее смерти. Она пыталась «сломать» невестку. Она хотела, чтобы ее дети жили по домостроевским правилам, что было невозможно в новое время.

Варя тоже отчасти виновна в смерти невестки. Если бы она не уговорила Катерину ночевать в саду и не пригласила туда Бориса, не было бы измены.

Борис тоже несет ответственность за эту смерть. Он мог бороться со своим чувством, он понимал, что Катерина замужем. Он знал, какая у нее свекровь.

Родители Катерины тоже несут часть вины. У них состоятельная семья, но они не защитили свою дочь.

Поэтому почти каждый герой пьесы несет на себе часть вины за гибель Катерины.

06.01.2018

Пьеса «Гроза» явилась, по мнению Добролюбова, одним из самых выразительных произведений того периода. Именно в ней впервые в русской драматургии во всей своей полноте был показан народный героический характер, предстающий в образе Катерины. В этой статье мы проанализируем вопрос, кто же, все-таки, виноват в гибели главной героини пьесы Островского?

Эта девушка — настоящее олицетворение народной широты души и свободолюбия. Но жизнь в маленьком городке Калинове тесна для нее. Здесь царят всевластные самодуры и существуют серые посредственности. А в воздухе приволжского городка витает запах рабства и безмолвного произвола.

Само появление Катерины как личности в темной, мрачной атмосфере провинциального местечка исключительно и невероятно. Девушка абсолютна не похожа на остальных безвольных, слабых жен, целиком зависимых от мужчин. Свободолюбивая Катерина идет наперекор традиционному миру с его мелочными законами. Ей хорошо известны местные порядки, и она отлично понимает, какие последствия ее настигнут. Но все равно остается предана своей натуре, не изменяя ей даже на краю гибели.

Так кто стал причиной смерти Катерины?

Сама героиня со свойственным ей прямодушием винит только себя. Конечно, некоторая доля истины в этом есть. Если искреннюю, свободолюбивую, горячую и широкую натуру можно назвать причиной, то именно она виновата в гибели. Царство самодуров, где живет Катерина, чуждо ей. Героине тяжело и душно в этом месте, в котором все построено на лжи.
Любовь к Борису помимо воли Катерины вовлекает молодую женщину в пучину интриг и лицемерия, и вся натура героини восстает против этого: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». А публичный позор для нее не страшнее разлада в собственной душе.

Жизнь под властью Кабанихи отравляет все ее существование. Ограниченность окружения рождает смутный протест. Катерина не властна над собой, не в силах удержать проснувшуюся в ней любовь. Героиня пытается найти отклик чувствам у близких людей, но лишь наталкивается на стену непонимания и отчуждения.

Законный муж, Тихон, не способен оценить свою жену по достоинству, по-настоящему понять ее, он лишь безликое продолжение своей матушки-самодурки. Благодаря своей грубоватой простоте и недалекости он еще больше отчуждается от Катерины с ее изменой, не принимая ее чувств. Но любовь Катерины слишком сильна, ее невозможно загубить.

Полюбив Бориса, такого непохожего на остальных, Катерина всем своим существом стремится выразить эмоции. Но все, на что способен ее возлюбленный – ответить на ее чувства. Он не способен ни бороться за свою любовь, ни защитить свою возлюбленную. После того, как их связь перестает быть тайной, он покорно соглашается уехать.

По складу души Борис напоминает Тихона: старается во всем угодить Дикову. На самостоятельные, решительные поступки эти люди не способны.

Огонек жизни, чуть теплившийся в душе Катерины после расставания с Борисом, совсем гаснет из-за травли Кабанихи. В результате душевной травмы героиня еще сильнее чувствует муки совести и свою греховность. Кабаниха, учуяв подавленное состояние невестки, делает ее жизнь в доме невыносимой. Полностью отчаявшись и разочаровавшись и в себе, и в мире, Катерина бросается в Волгу. Даже несмотря на то, что поначалу тяжелейший грех самоубийства пугает ее, она все же решает сделать шаг в пропасть.

Но, взглянув объективно, нельзя считать только Катерину единственной виновницей произошедшей трагедии. В случившемся виноваты все жители Калинова, которые открыто осуждали внезапное чувство женщины. Ополчившись на нее, все обитатели «темного царства» подводили ее к той черте, которую она смогла переступить.

Кто или что является причиной смерти Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.

Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.

Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.

Катерине особенно тяжело в семье мужа из-за особенностей ее характера. Никому не желая зла, героиня мечтала о счастье и благополучии. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, девушка рассказывает Варваре о том, как формировался мир ее чувств и настроений. Ласка матери, которая в дочери «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц – такова была жизнь героини до замужества. Она жила в замкнутом мире, погружаясь порой в сказочные грезы и мечты: «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

Катерина добра к окружающим, которые, к сожалению, не замечают этого. Она очень много общается с Варварой, доверяет ей свои сокровенные мысли. Девушка пытается найти отзывчивость в сердце мужа, изо всех сил старается быть ему любящей и верной женой. Но все попытки разбиваются о рабскую приниженность Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому «выпить», покутить…

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой: «Такая уж я зародилась горячая! Я лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Ее решительность, ее настрой бороться за свое счастье достигают пика, когда Катерина встречает Бориса. Борис, с первого взгляда, не похож на окружающих, он подарил ей новые впечатления и надежду на счастье. К сожалению, только надежду… Любовь к Борису у девушки была безоглядной, пылкой, не знающей преград. Так любить могут немногие! Весь смысл существования Катерины сошелся в этом человеке. Эта любовь открывала ей дорогу в иную, лучшую жизнь: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись». Мечтательность, безграничная любовь, решительность и искренность непременно помогли бы Катерине обрести счастье, но не в обществе Кабаних и Диких, самодуров и лицемеров. Чистая душа девушки не смогла выжить в этом удушливом обществе. Смерть оказалась предпочтительнее.

Какое же общество окружало Катерину? Большинство жителей города Калинова отличаются редкостным самодурством, тиранией, фанатичной приверженностью к старине, нежеланием принимать ничего нового. И в этом нет ничего удивительного, ведь таковыми являются самые влиятельные и богатые люди в городе – Дикой и Кабаниха.

Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор.

Марфа Игнатьевна Кабанова – это характер сильный и властный. Она ярая сторонница домостроевских порядков. Кабаниху искренне расстраивает то, что ее жизненные принципы уходят в прошлое, молодежь живет своим умом. Ей кажется, что если рухнут ее устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Поэтому она и тиранит всех окружающих. А эти качества вместе с сильным и властным характером делает жизнь в ее доме просто невыносимой.

Так кто же виноват в смерти Катерины? Я считаю, что нельзя назвать какого-то отдельного человека. Катерину погубила сама атмосфера города Калинова, где нет места новому, светлому, хорошему. Виноват в смерти молодой женщины, безусловно, и Борис. Его слабость, безволие, страх остаться без наследства вынуждают его оставить Катерину. Получается, герой только использовал ее, толкнул своей страстью и увлеченностью на грех, а дальше «ночных свиданий» пойти был не способен.

Виновен в смерти Катерины и Тихон. Он мог бы больше внимания уделять своей жене, поддерживать ее, оберегать от нападок Кабанихи.

Считаю, что необходимо здесь упомянуть и Варвару. Она также сыграла свою роль в гибели Катерины. Ведь именно из-за «сладких» речей Варвары в голову героини начали закрадываться мысли об измене мужу, именно Варвара помогла устраивать свидания Катерине и Борису. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремле­ния.

Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездуш­ное существо. Сдетства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений.. В этих условиях сформировались у Катерины есте­ственные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время, гор­дость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Вар­варе: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно-я выбежала на Волгу, селав лодку, да и отпихнула ее от берега. Надругое утро уж нашли, верст задесять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе стар­ших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное оттого, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Бо­рису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю другу друга подрыва­ют, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы стро­чат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видновдиалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе - ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разго­варивать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что толь­ко не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до Тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, осо­бенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с дет­ства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испы­тав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько без- зтрацна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой дна сама признает­ся в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Си­бирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получа­ет отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, кото­рый вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее сло­во обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Про­щай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа осво­бождения, кроме освобождения смертью.

1 вариант сочинения

По моему мнению, здесь нельзя дать точного ответа. Борис и Тихон оба в какой-то степени виноваты в гибели Катерины. Да и они могли догадываться, как все может завершится.
Борис может быть виноват, потому что он связался с Катериной сам, зная, что она замужем. Катерина даже пыталась прогнать его, но тот отказывался и говорил, что любит ее: "Катерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. Борис. Не гоните меня! <...> Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь? Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!".
Еще, Борис, возможно, виноват, потому что, когда Катерина предложила уехать в Сибирь, он отказался.Всё это Борису даже не нужно, он не готов с ней никуда уезжать. Цитата подтверждает, что Борис не берет с собой Катерину: "Катерина. Куда едешь? Борис. Далеко, Катя, в Сибирь. Катерина. Возьми меня с собой отсюда! Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись."
Тихон, по моему мнению, виноват, потому что не уделял должного внимания Катерине. Также, Тихону Кабаниха говорила, чтобы он вел с Катериной себя строже: "Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит. Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно.<...> Кабанова. Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее, и не пригрозить? "
Еще, Тихон слишком сильно зависел от мамы. Он во всем ей подчинялся. Поэтому, ему хотелось куда-то уехать и отдохнуть, а жену брать Тихон не хотел. Также, Тихон уезжает не просто отдохнуть, но еще и выпить: "Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей." Его уезд мог стать одной из причин для измены Катерины, и, в следствии, мог стать причиной гибели Катерины.
Данными цитатами и фразами я хотела показать, что я считаю виновных в смерти Катерины Тихона и Бориса, потому что они оба почти в равной степени виноваты.

2 вариант сочинения

В пьесе Александра Николаевича Островского затрагиваются различные типичные проблемы и события того времени. Одним из самых ярких и, пожалуй, трагичных является самоубийство Катерины. Почему она так поступила и кто же был причастен к ее гибели? Именно это мне бы и хотелось разобрать.

На мой взгляд, в самоубийстве Катерины виноваты многие из города Калинов. Одним из таких людей является Тихон. Девушка хоть и не ощущала каких-то романтических чувств к своему мужу, но старалась быть, так называемой, идеальной женой для него. К сожалению, обстановка в которой находилась Катерина Кабанова просто убивала ее. Тихон во всех ситуациях слушался своей матери, даже когда дело касалось его жены, хоть он и говорил, что ему жаль Катерину, все равно избивал девушку по указанию матери. В пьесе Александра Николаевича Островского данное утверждение подтверждается так: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее». Катерина Кабанова не чувствовала себя нужной, она была совершенно несчастна из-за подобного отношения Тихона к ней. Вместо того, чтоб как-то противостоять Кабанихе и не давать поступать ей грубо по отношению к Катерине, герой же исполняет все приказы матери: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит». Из-за подобной обстановки, сложившейся в доме Кабанихи, Катерина Петровна хотела чувствовать себя нужной и просто счастливой, чего она не ощущала в браке с Тихоном, но нашла в Борисе. Таким образом, Тихон Кабанов сам поспособствовал измене нашей героини, а в скором времени и ее кончине.

Второй немаловажный герой, тоже сыгравший огромную роль в судьбе Катерины- Борис. Борис совершил несколько проступков, в том числе тот, который повлиял на судьбу нашей несчастной и наивной героини. Он показал Катерине, что же такое, быть по-настоящему счастливым человеком. Героиня начала ощущать себя нужной, в ее жизни появился человек, относящийся к ней совсем по-другому, отлично от того, как это делали в доме Кабанихи, и в ее жизни, с приходом Бориса, появился смысл. В пьесе Островского это утверждение подтверждается так: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Такое отношение напоминало ей то же, что и было в ее родительском доме до замужества, Катерина вспоминала об этих временах: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Тем не менее, несмотря на многие положительные моменты во

Взаимоотношении этих двух героев, Борис был виноват в ее самоубийстве. Он дал ей надежду на счастливую жизнь, но когда Дикой посылает парня в Сибирь, а героиня просится поехать с ним, он отказывает ей, не понимая, что делает только хуже, но Катерина, считает ситуацию с Борисом изменой мужу- огромный грех для верующей героини. В пьесе эти слова подтверждаются так: «Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем».

Рассмотрев обоих из представленных мною героев, каждый в какой-либо степени были виноват в такой грустной кончине несчастной девушки. Тихон был бесхарактерным «маменькиным сынком», не имеющим своего собственного мнения. Борис по своей глупости не понимал, что своим отказом Катерине Кабановой дает ей толчок совершить самоубийство. Несчастная девушка просто не видела смысла жить дальше в таком доме (в особенности после позорного признания об измене), атмосфера в нем просто-напросто убивала героиню, и вскоре она и решается на самоубийство.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама