THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Фёдор Шаляпин с детства обладал красивым голосом.

"… Я помню себя пяти лет. Тёмным вечером осени я сижу на полатях у мельника - Тихона Карповича, в деревне Ометовой, около Казани, за Суконной слободой. Жена мельника, Кирилловна, моя мать, две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещённой неровным, неярким светом лучины.

Лучина воткнута в железное держальце - светец; отгорающие угли падают в ушат с водою, и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает чёрную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер…"


Не раз ловила себя на мысли о том, что для того, чтобы из ребёнка вырос гений, в его детстве обязательно должно присутствовать нечто романтическое - живой огонь, живой ветер, живая вода, народные предания, сказки, свет луны, неспешно льющийся в окно, и блуждание теней…

В общем, ощущение таинственности, когда сердце замирает, душа трепещет или парит, а сознание пытается проникнуть в сердцевину явления или чувства и попробовать их разгадать…чтобы потом своё виденье мира предложить другим.

И не важно, кто гений - музыкант, поэт, художник, учёный.

Именно такое детство, несмотря на бедность его семьи, было у Фёдора Шаляпина.

Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани в семье мелкого чиновника. Отец его служил архивариусом в уездной земской управе. А мать была подёнщицей.

Жила семья очень бедно, и сам Шаляпин вспоминал своё детство как полуголодное. Ни о какой гимназии смышлёному мальчику мечтать не приходилось. Очень рано родители отдали его учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря. Но затем отцу всё-таки удалось устроить сына в 6-е городское четырёхклассное училище, которое Федя окончил с похвальной грамотой.

После чего отец устроил его писцом вначале в уездную земскую управу, потом к ростовщику, и после этого в судебную палату.

Но Шаляпину совсем не нравилось быть писарем, поэтому он ни на одном месте долго не задерживался.

Фёдор Шаляпин с детства обладал красивым голосом.

Сосед научил его азам нотной грамоты, и Шаляпин стал петь в церковном слободском хоре.




Пение юного певца понравилось людям, и его стали приглашать петь не только в другие церкви, но и на свадьбы, похороны, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре. Но после того как голос стал ломаться, пение пришлось на время оставить. В 1890 году голос вернулся к Шаляпину в виде чудесного баритона, и его приняли в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского.

Дебютной вещью, исполненной Шаляпиным на сцене, была хоровая партия в комической опере "Певец из Палермо". Юноша так хорошо справлялся с доверенными ему партиями, что вскоре Шаляпину стали поручать сольные партии.

После завершения сезона Шаляпин присоединился к малороссийской бродячей труппе Деркача. Объехал с ней города Урала и Поволжья, а потом оказался в Средней Азии.

В 1892 году в Баку Шаляпин вступил во французскую оперно-опереточную труппу Лассаля и выступил в нескольких спектаклях. Но труппа распалась.

Оставшийся без денег, Шаляпин с трудом добрался до Тифлиса и перебивался случайными заработками, пока не устроился писцом в управление Закавказской железной дороги.

Фёдору повезло - на него обратил внимание знаменитый тифлисский учитель пения Усатов, который, видя в юноше огромный талант, взялся заниматься с ним бесплатно и даже выхлопотал своему учёнику небольшую стипендию.

В доме учителя за обедами Федя научился хорошим манерам, которые пригодились ему в будущем. Шаляпин на всю жизнь сохранил в своём сердце искреннюю благодарность и любовь к своему учителю.

Фёдор выступал в концертах, организуемых Тифлисским Музыкальным кружком, а затем в 1893 году его пригласили Тифлисский оперный театр, и он стал выступать на профессиональной сцене. Репертуар его расширился до 12 партий из различных опер.

Публика была в восторге от молодого певца, особенно потрясающе он пел в роли Мельника из "Русалки" и Тонио из "Паяцев"




В 1894 году, поправив своё материальное положение, Шаляпин отправился в Москву, в надежде попасть в Большой театр. Но, увы, это ему не удалось, и он устроился в оперную труппу Петросьяна, которую набирали для петербургского театра "Аркадия" в Новой деревне.

Так Шаляпин оказался в столице Российской империи, но, к сожалению, через два месяца театр Петросьяна разорился, и Шаляпин там же в Петербурге вступил в товарищество оперных певцов Панаевского театра. Вскоре его заметили, и в 1895 году с ним заключила контракт на 3 года дирекция Мариинского театра.

Сначала Шаляпин пел на вторых ролях, но в апреле 1896 года он спел партию Мельника в "Русалке", заменяя заболевшего баса, публика и критика пришли в восторг, о нём стали писать в газетах - и Шаляпин стал известным.

Летом он получил приглашение выступить на Нижегородской ярмарке в частной оперной труппе известного русского миллионера и мецената Саввы Мамонтова, который задумал создать чисто русский оперный театр и для осуществления этой цели, пригласил лучших певцов и музыкантов из столицы.

Осенью Мамонтов предложил Шаляпину оставить Мариинку и перейти в его оперу, которая вот-вот должна была начать выступать в Москве.

Зарплата, которую предложил Фёдору Ивановичу Мамонтов, втрое превышала его зарплату на казённой сцене, и Шаляпин согласился.

По воспоминаниям Шаляпина, Мамонтов сказал ему:

    "Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!".



Дебютной партией Шаляпина в Москве была партия Сусанина в опере Глинки. Не меньший успех принесло ему исполнение партии Мефистофеля в "Фаусте". А после исполнения партии Ивана Грозного в "Псковитянке" Римского-Корсакова слава просто обрушилась на Шаляпина.

И, можно сказать, уже не покидала его, какие бы партии он ни исполнял - Досифая в "Хованщине" Мусоргского, Варяжского гостя в "Садко" Римского-Корсакова, Олоферна в "Юдифи", Сальери в "Моцарте и Сальери". Говорят, что особенно потрясающим было исполнение Шаляпиным роли Бориса Годунова в опере "Борис Годунов" Мусоргского.

Критики писали, что с появлением в репертуаре партии Годунова Шаляпин был признан первым оперным певцом России.

Дирекции императорских театров, не жалея денег, соревновались за право заполучить Шаляпина на свою сцену. В 1899 году Шаляпин подписал трёхлетний контракт с Большим театром.

Летом 1898 года Фёдор Иванович женился на артистке мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле Тарнаги.

Шаляпин был известен не только в России, но и за рубежом. В 1900 году он получил приглашение от Миланского театра La Scala исполнить партию Мефистофеля в одноименной опере Бойото. Готовясь к этим гастролям, Шаляпин занимался итальянским языком, тщательно продумывал образ и костюм Мефистофеля.

Его выступление состоялось 16 марта 1901 года, зрители были потрясены, и восторженные аплодисменты не прекращались. На следующее утро Шаляпин проснулся мировой знаменитостью. И после этого он совершал зарубежные гастрольные поездки практически ежегодно.




В 1908 году Дягилев привёз в Париж целый оперный спектакль — "Бориса Годунова" с Шаляпиным в заглавной партии. В 1910 году французский композитор Массне специально для Шаляпина написал оперу "Дон Кихот".

Революцию Шаляпин встретил благожелательно. В апреле 1918 года он вернулся в Мариинский театр.

В ноябре 1918 года постановлением Совнаркома ему было присуждено звание народного артиста. В 1919 году Шаляпин вошёл в состав дирекции театра и практически стал его художественным руководителем.

До 1920 года он пел только в России, борясь в многочисленными "шариковыми", которые требовали выбросить оперу за борт, как буржуазный пережиток прошлого.

В 1920 году Шаляпин возобновил зарубежные гастроли, которые имели потрясающий успех.

В апреле 1922 года Шаляпин ненадолго приезжал в Питер. А потом эмигрировал во Францию и поселился в своей квартире в Париже.

В 1927 году советское правительство лишило Фёдора Ивановича звания народного артиста.

Шаляпин тем временем гастролировал по всему миру, а в 1932 году снялся в звуковом фильме "Дон Кихот", который посмотрели миллионы зрителей во многих странах мира и который стал заметным явлением киноискусства.

Мировая слава Шаляпина росла с каждым годом. Люди готовы были покупать билеты за баснословную цену, лишь бы услышать и увидеть Фёдора Ивановича.

Но в 1936 году стало ухудшаться здоровье Шаляпина, в 1937 году у него обнаружилась болезнь сердца и лёгких. Фёдор Иванович заметно одряхлел, и в 1938 году скончался от лейкемии.

Шаляпин мечтал быть похороненным на родине. Через 46 лет после смерти прах великого певца перевезли в Москву и 29 октября 1984 года захоронили на Новодевичьем кладбище.


Наталия Антонова

Который дан нам самой природой

– У каждого из нас свой, не похожий на других, оттенок голоса. Эту особенную, неповторимую «окраску» голоса музыканты называют французским словом «тембр». Повторите это слово. (Тембр.) Тембр (от французского timbre – «метка, отличительный знак». Э то особенная, неповторимая «окраска» голоса

– Высота голоса зависит от длины голосовых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше. Вы уже знаете, что музыкальные инструменты делятся на группы. Так и певческие голоса подразделяются на мужские, женские и детские голоса. Давайте познакомимся с каждой группой поближе.

(В ходе совместного обсуждения заполняется таблица, и просл ушиваются фрагменты арий, исполненные разными оперными голосами – на усмотрение учителя)

(Звучит песенка Герцога из оперы Дж. Верди “Риголетто” в исп. И.Козловского)

Эта ария была очень популярна. А когда И.С. Козловский брал высокие ноты, можете себе представить, что творилось в зале?

Что значит умение петь ? (кого мы считаем певцом или мастером пения? и что необходимо для этого?)

(В форме мозгового штурма выявляются основные требования к умению петь)


  • должен быть талант, слух, голос;

  • для того чтобы научиться петь, нужно сначала научиться правильно дышать, правильное дыхание помогает долго держать ноту;

  • голос должен быть поставлен, а поставить голос – это:
- открыть возможности голоса;

Правильно держать дыхание;

Для сохранения здоровья и предупреждения расстройств голоса важно выполнять следующие упражнения.

Вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его заполнение). Выдох через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются. Повторить 5-6 раз.

Для развития акустических и тембровых свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма (выполняем упражнения) .

Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрывать полость зева, а не рот. Повторить 10 раз.

– По тембру и высоте различают три типа мужских голосов: тенор, баритон и бас.

Тенор-альтино (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов . Мужчина, поющий "женским" голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. (Олег Безинских, Павел Плавич)

(Звучит Ария Керубино из оперы В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро»

–– Многим из вас, наверняка, известно имя Александра Градского. Это известный российский певец , поэт и композитор. Уже много лет его удивительный голос волнует многочисленную команду его почитателей, и все его песни являются образцом вокального мастерства. Александр Градский (средний по тембру между тенором-альтино и характерным тенором), Леонид Агутин, Пелагея, Дима Билан (драматический тенор) (Звучит – «Мой друг лучше всех играет блюз»)

– 7 июля 1991 года в Риме при открытии чемпионата мира по футболу впервые выступили три выдающихся тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Запись выступления певцов разошлась рекордным тиражом в истории классической музыки. (Звучит запись голосов.)

– Муслим Магомаев – азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец и композитор. Он обладал необыкновенным, красивым голосом. В его репертуаре было более 600 произведений. По сей день, он остаётся кумиром для многих поколений людей. (Звучит запись голоса певца.)

– Дмитрий Хворостовский – выдающийся российский и британский музыкант и один из лучших баритонов современности, которого знает весь мир. Он поёт в лучших оперных театрах мира . (Звучит запись голоса певца.)

Фре́дди Ме́ркьюри (1946 1991 ) - британский певец парсийского происхождения Был Фредди скончался 24 ноября 1991 года от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа . Один из величайших рок-певцов и обладатель одного из величайших голосов за всю историю музыки».

Фёдор Шаляпин – выдающийся русский оперный певец. О нём писали, что в "Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин». Шаляпин был разносторонне одаренной личностью – увлекался живописью, графикой, скульптурой, обладал литературным талантом, снимался в кинофильмах.

Поль Робсон американский певец (бас), актёр, правозащитник, полиглот. Он исполнял песни и говорил более чем на 20 языках, в том числе и на русском . (Звучит запись голоса певца, песня «16 тонн».)

Сопрано – самый высокий женский голос.

Существует лирическое, драматическое, колоратурное.

Галина Вишневская известная всему миру российская оперная певица, театральный режиссёр, педагог, актриса. Ее прекрасный голос покорил миллионы людей в разных странах мира. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира. (Звучит запись Чайковский «Евгений Онегин», сцена письма Татьяны)

Любовь Казарновская – одна из самых знаменитых современных российских оперных звезд, обладающая голосом удивительной красоты, Лирическое сопрано . Певицу наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали.

Мария Каллас – греческая и американская оперная певица (драматическое сопрано), одна из величайших певиц ХХ века. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом «Божественная».

Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Повторите это слово. (Меццо-сопрано.) Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.

Елена Образцова – это знаменитая во всем мире российская оперная певица, актриса, педагог. Она ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. (Звучит запись Рахманинов «Вешние воды»)

Тамара Синявская – российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Выдающаяся представительница русской вокальной школы, обладающая уникальным, благородным и сильным голосом. Её голос вы слышали в начале урока.

–– Монсеррат Кабалье – испанская оперная певица. Специалисты считают, что репертуар Кабалье – один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. Ее голос имеет и мягкость, и непревзойденную силу (Звучит дуэт с Фреди Меркьюри Гимн «Барселона»)

Контральто – самый низкий женский голос. Повторите это слово. (Контральто.) Этот голос встречается довольно редко и отличается особой выразительностью.

Бейонсе - популярная американская певица (контральто)

Лина Мкртчян (контральто) - певица, отличающаяся высокой музыкальной культурой и самобытной трактовкой исполняемых произведений. Ее теплый, полнозвучный голос обладает исключительным диапазоном - от самых низких контральтовых до неожиданно высоких сопрановых нот. В репертуаре певицы свыше сорока программ, в основе которых духовные и камерные произведения. Это старинная музыка XIII-XVIII вв., западно-европейская духовная и оперная музыка, русская вокальная классика, романтические и авангардные циклы. Лина – первая русская певица, исполнявшая русскую духовную музыку в Ватикане . (Звучит запись голоса певца Ave Maria. Бах-Гуно..)

Дискант – В группе человеческих голосов дискант - самый высокий голос мальчиков (Повторите это слово. (Дискант.)

Робертино Лоретти итальянский певец, В начале 60-х годов 20 века, в подростковом возрасте, он завоевал мировую известность, благодаря своему очаровательному, ангельскому голосу-дисканту. (Звучит запись голоса певца.)

Альт – низкий детский певческий голос. Повторите это слово. (Альт.)



Мужские голоса

Женские голоса

Детские голоса

Тенор – самый яркий мужской голос; исполнитель – красавец-герой, блистательный любимец женщин. (И.Козловский, С.Лемешев, Пласидо Доминго , Л.Паваротти, Хосе Каррерас , Александр Градский, Дима Билан ).

    • Тенор-альтино (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов. Мужчина, поющий "женским" голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. ( Олег Безинских, Павел Плавич)
Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. (Муслим Магомаев, Фреди Меркьюри, Д.Хворостовский)

Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов, тяжелый, крупный, красивый, гладкий (Ф.Шаляпин)


  • Сопрано -

  • Колоратурное - наиболее подвижный, самый высокий женский голос (В.Барсова, Б.Руденко, Ю.Загоскина)

  • Лирическое - отличается мягким тембром (Л.Казарновская)

  • Драматическое – большая сила звучания, (М.Гулегина, М.Калласс)

  • Меццо-сопрано - сочетаются полнота звучания и низкий грудной регистр. Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано (Е.Образцова, М.Максакова, М.Кабалье)

  • Контральто – самый низкий женский голос с наиболее выраженным бархатным грудным регистром, в природе встречается очень редко. (А.Петрова, Л.Мкртчян, Бейонсе, А.Пугачёва)

  • Дискант – это высокий детский певческий голос . (Робертино Лоретти – итальянский певец).

  • Альт – низкий детский певческий голос.
Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин соединил в своем творчестве два качества: актерское мастерство и уникальные вокальные данные. Был солистом Большого и Мариинского театров, а также Метрополитен Опера. Один из величайших оперных певцов.

Детство Федора Шаляпина

Будущий певец родился в Казани 13 февраля 1873 года. Родители Федора Шаляпина обвенчались в январе 1863 года, а через 10 лет у них родился сын Федор.

Отец работал архивариусом в земской управе. Мать Федора – Евдокия Михайловна была обычной крестьянкой из села Дудинцы.

Уже в детстве стало ясно, что у маленького Федора музыкальный талант. Обладая красивым дискантом, он пел в слободском церковном хоре и на деревенских праздниках. Позже мальчика стали приглашать петь и в соседние церкви. Когда Федор с похвальной грамотой окончил 4 класс, его отдали в учение к сапожнику, затем к токарю.

В 14 лет мальчик начал работать в земской управе Казанского уезда писарем. Зарабатывал 10 рублей в месяц. Однако о музыке Шаляпин никогда не забывал. Научившись нотной грамоте, Федор старался все свое свободное время посвящать музыке.

Начало творческой карьеры певца Федора Шаляпина

В 1883 году Федор впервые попал в театр на постановку пьесы П.П.Сухонина «Русская свадьба». Шаляпин «заболел» театром и старался не пропускать ни одного спектакля. Больше всего мальчику нравилась опера. А самое большое впечатление на будущего певца произвела опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Отец отправляет сына в училище учиться на столяра, однако когда заболела мать, Федор был вынужден вернуться в Казань, чтобы ухаживать за ней. Именно в Казани Шаляпин начинает пытаться устроиться на работу в театр.

Наконец в 1889 году его принимают статистом в престижный хор Серебрякова. До этого Шаляпина в хор не приняли, а взяли какого-то долговязого, страшно окающего юношу. Через несколько лет, познакомившись с Максимом Горьким, Федор рассказал ему о своей первой неудаче. Горький усмехнулся и сказал, что этим окающим юношей был он, правда и его быстро изгнали из хора ввиду полного отсутствия голоса.

А первое выступление статиста-Шаляпина закончилось провалом. Ему была поручена роль без слов. Кардинал, которого играл Шаляпин, вместе со свитой должен был просто пройти по сцене. Федор очень волновался и постоянно повторял свите: «Делайте все как я!».

Едва вступив на сцену, Шаляпин запутался в красной кардинальской мантии и упал на пол. Свита, помня о наставлениях, последовала за ним. Кардинал так и не смог подняться и пополз через всю сцену. Едва ползущая свита во главе с Шаляпиным оказалась за кулисами, режиссер от всей души дал пинка «кардиналу» и спустил его с лестницы!

Первую сольную роль - роль Зарецкого в опере «Евгений Онегин» -Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

В сентябре того же года Шаляпин переезжает в Уфу и начинает петь в местной опереточной труппе Семенова-Самарского. Постепенно Шаляпину стали поручать небольшие роли во многих спектаклях. После окончания сезона Шаляпин присоединился к странствующей труппе Деркача, с которой он гастролировал по городам России, Средней Азии и Кавказа.

Жизнь Федора Шаляпина в Тифлисе

Как и для многих других великих представителей русской литературы и искусства Тифлис сыграл очень важную роль и в жизни Шаляпина. Здесь он познакомился с бывшим артистом Императорских театров, профессором Усатовым. Прослушав певца, Усатов сказал: «Оставайтесь учиться у меня. Денег за учебу я не возьму». Усатов не только «поставил» голос Шаляпину, но помогал ему материально. В 1893 году состоялся дебют Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра.

ЭЙ, УХНЕМ! Русская народная песня. Исполняет: ФЁДОР ШАЛЯПИН.

Через год все партии для баса в тифлисской опере исполнялись Шаляпиным. Именно в Тифлисе Шаляпин приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

Расцвет творчества Федора Шаляпина

В 1895 году Федор Шаляпин приезжает в Москву, где заключает контракт с дирекцией Мариинского театра. Первоначально на сцене Императорского театра Федор Иванович исполнял только второстепенные роли.

Встреча с известным меценатом Саввой Мамонтовым положила начало расцвету творчества Шаляпина. Мамонтов пригласил певца на работу в Московскую частную оперу с окладом в три раза превышавшим зарплату в Мариинском театре.

В частной опере по-настоящему раскрылся многогранный талант Шаляпина, а репертуар пополнился многими незабываемыми образами из опер русских композиторов.

В 1899 году Шаляпина пригласили в Большой театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф. Он стал всеобщим любимцем. Современники певца так оценивали его уникальный голос: в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин.

Федор Шаляпин. Элегия. Романс. Old Russian Romance.

Музыкальные критики писали, что, видимо, русские композиторы XIXвека «предвидели» появление великого певца, поэтому написали столько замечательных партий для баса: Иван Грозный, Варяжский гость, Сальери, Мельник, Борис Годунов, Досифей и Иван Сусанин. Во многом благодаря таланту Шаляпина, включавшего в свой репертуар арии из русских опер, композиторы Н.А.Римский-Корсаков, А.С.Даргомыжский, М.Мусоргский, М. Глинка получили мировое признание.

В эти же годы певец получает европейскую известность. В 1900 году его приглашают в знаменитый миланский La Scala. Сумма, которая выплачивалась Шаляпину по контракту, на тот период являлась неслыханно высокой. После пребывания в Италии певца стали каждый год приглашать на гастроли за рубеж. Мировая война, революции и гражданская война в России на долгих 6 лет «поставили крест» на зарубежных гастролях певца. В период с 1914 по 1920 годы Шаляпин не выезжал из России.

Период эмиграции

В 1922 году Шаляпин отправляется на гастроли в США. В Советский Союз певец больше не вернулся. На Родине, в свою очередь, приняли решение о лишении Шаляпина звания Народного артиста. Путь в Россию был окончательно отрезан.

За границей Шаляпин пробует силы в новом искусстве – кино. В 1933 году он снимается в фильме «Дон Кихот» режиссера Г.Пабста.

Личная жизнь Федора Шаляпина

Федор Шаляпин был женат дважды. С первой женой, итальянской балериной, Ионой Торнаги певец познакомился в 1898 году в Нижнем Новгороде. В этом браке родилось сразу семеро детей.

Позже, не расторгнув первого брака, Шаляпин сближается с Марией Петцольд. У женщины на тот момент уже было двое детей от первого брака. Они долго тайно встречались. Официально брак был зарегистрирован лишь в 1927 году в Париже.

Память

Умер Шаляпин весной 1938 года в Париже. Великий певец был погребен на кладбище Батиньоль в Париже. Только почти через полвека в 1984 году его сын Фёдор добился разрешения на перезахоронение праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Повторные похороны прошли со всеми почестями.

А через 57 лет после смерти артиста ему посмертно вернули звание Народного артиста СССР.

Так, наконец, состоялось возвращение певца на Родину.

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (род. 1873 - ум. 1938) - великий русский оперный певец (бас).

Фёдор Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани. Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). В детстве Шаляпин был певчим. Получил элементарное образование.

Началом своей артистической карьеры, сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина - партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин - хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно позаняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нем большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894/5 г. - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и пел с успехом партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895-1896 гг. он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896-1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд типов в русских операх. В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрел громкую известность.

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

С 1918 года - художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году Маяковский писал в «Письме к Горькому»: «Или жить вам, / как живет Шаляпин, / раздушенными аплодисментами / оляпан? / Вернись / теперь / такой артист / назад / на русские рублики - / я первый крикну: / - Обратно катись, / народный артист Республики!» В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В 1928 году постановлением СНК РСФСР он был лишен звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкемию, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.

31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника великому русскому певцу Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).

Шаляпин Фёдор Иванович (1873─1938) – великий русский камерный и оперный певец, блистательно соединивший в себе уникальные вокальные данные с актёрским мастерством. Партии исполнял высоким басом, солировал в Большом и Мариинском театрах, а также в театре Метрополитен Опера. Руководил Мариинским театром, снимался в кино, стал первым народным артистом Республики.

Детские годы

Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани.
Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.

Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.

Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Начало театрального пути

Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.

Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова.
В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:

  • Стольник в «Гальке» Монюшко;
  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре. Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально. И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.

В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург. Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков.

В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

Произведение Композитор Образ, созданный Шаляпиным
«Русалка» Даргомыжский А. Мельник
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Дон Базилио
«Борис Годунов» Мусоргский М. монах Варлаам и Борис Годунов
«Мефистофель» А. Бойто Мефистофель
«Иван Сусанин» Глинка М. Иван Сусанин
«Псковитянка» Н. Римский-Корсаков Иван Грозный
Руслан Глинка М. «Руслан и Людмила»

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен.
Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Личная жизнь

Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги. Говорят, что противоположности притягиваются, наверное, следуя этому закону их, абсолютно разных, так сильно тянуло друг к другу.

Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.

Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.

Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.

Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе – первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы – Таня и Федя.

Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд, была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича. Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.

Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.

В 1922 году Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.

Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина.

Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).

Эмиграция и смерть

В 1922 году певец уехал на гастроли в США, откуда уже больше никогда не вернулся в Россию. На родине его лишили звания Народного артиста.

Летом 1932 года он снялся в звуковом кино, где сыграл Дон Кихота. А в 1935─1936 годах состоялись его последние гастроли, он дал 57 концертов в Японии и Китае, Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

Весной 1937 года врачи диагностировали у Шаляпина лейкоз. Через год, 12 апреля 1938 года, он умер в Париже на руках своей второй жены. Его похоронили на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца перевезли из Франции в Россию. В 1991 году было отменено постановление о том, чтобы лишить Шаляпина звания Народного артиста.

Фёдор Иванович вернулся на Родину…



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама