THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Подвал, похожий на пещеру. Везде по стенам - нары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. У самовара хозяйничает Квашня, Барон жует черный хлеб, Настя читает растрепанную книжку. На постели кашляет Анна. Бубнов на нарах кроит шапку. Квашня уверяет, что она - свободная женщина и никогда не пойдет замуж.

Барон издевается над ней, к нему присоединяется Клещ («Ас Абрамкои ты обвенчаешься... только того и ждешь»). Квашня говорит, что сам Клещ «заездил жену до полусмерти». Начинается ссора. Анна просит не ругаться и дать ей умереть спокойно. Квашня жалеет ее. Просыпается Сатин, спрашивает, кто его вчера бил. Бубнов отвечает, что его избили вчера во время карточной игры. Обитатели ночлежки начинают препираться, кому убираться в комнате. Актер слезает с печи и говорит, что ему вредно дышать пылью, так как его «организм отравлен алкоголем». Сатин некстати бормочет слова: «органон, сикамбр, макробиотика, транс-цендентальный». Он любит непонятные, редкие слова, потому что в детстве служил на телеграфе, много читал книг и был образованным человеком.

Актер тоже вспоминает свое прошлое: он играл могильщика в «Гамлете». Актер выводит Анну в сени подышать, в дверях сталкивается с Костылевым, который, напевая под нос «что-то божественное» , подозрительно осматривает ночлежку - он ищет жену. Костылев напоминает Клещу, что тот занимает слишком много места, хочет повысить ему плату за проживание, укоряет, что Анна зачахла от его злодейства. Возвращается Актер, Костылев говорит ему, что на том свете ему зачтутся его добрые дела. На этом же свете Костылев отказывается простить Актеру половину долга. Костылев стучится в дверь Васьки Пепла, Пепел из-за двери спрашивает, принес ли ему Костылев деньги за проданные часы, узнав, что не принес, прогоняет Костылева. У Пепла с Василисой. Сатин советует убить Костылева и жениться на Василисе. Пепел огрызается в ответ. Пепел дает Актеру взаймы - ему деньги достаются легко, он вор. Сатин:

«Многим деньги легко достаются, да не многие с ними легко расстаются... Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна - я, может быть, буду работать... Когда ТРУД - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Актер с Сатиным уходят пьянствовать. Пепел говорит Клещу, что тот «зря скрипит».

Клещ уверяет, что он - рабочий человек, и он вырвется из ночлежки, как только жена умрет. Ему неприятны люди без чести и без совести. Пепел возражает, что честь и нужны тем, у кого власть и сила. Бубнов говорит, что у него нет совести, потому что он не богатый. Наташа приводит нового постояльца - Луку. Наташа напоминает Клещу о необходимости позаботиться об умирающей Анне. Пепел заявляет, что он не боится умирать и предлагает Наташе ударить его ножом в сердце - тогда он умрет с радостью, «потому что от чистой руки». Пепел явно симпатизирует Наташе, хотя обитатели ночлежки предупреждают его, что этим он навлечет на себя гнев Василисы. Лука что-то напевает, Пепел прерывает его. Обитатели ночлежки в разговорах постоянно говорят, что они все равны. Лука:

«Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...»

У Барона от прежней жизни остались воспоминания, как он пил в постели кофе со сливками. Лука: «Барство-то, как оспа... И выздоровеет человек, а знаки остаются». Появляется пьяный Алешка, который твердит, что ничего не желает - ни денег, ни чтобы им командовали. Входит Василиса, выгоняет Алешку, грозит Бубнову, что выселит его, если Алешка еще раз появится (Бубнов живет в долг). Спросив паспорт Луки, Василиса идет к двери в комнату Пепла, попутно ругаясь на обитателей ночлежки за грязь.

Наташа и разговаривала ли с Пеплом. Настя, оставившая книжку про несчастную любовь, обещает, что напьется и опять будет плакать. Настя рассказывает, что Василиса рассердилась на Алешку за то, что тот болтал, будто Васька решил бросить Василису и сойтись с Наташей. Входит Медведев. Медведев интересуется отношениями Пепла и Василисы. Медведев намекает Квашне, что у него и деньги есть, и кавалер он крепкий. Квашня отшучивается и отнекивается. Лука вводит Анну, помогает ей дойти до кровати. Из сеней доносятся шум и глухие крики. Медведев отправляется разнимать дерущихся - со слов прибежавшего Костылева, «Василиса убивает Наташку».

Если домашнее задание на тему: » Краткое содержание: «На Дне» Акт 1 оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Подвал, похожий на пещеру. Везде по стенам - нары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное Пустырь за ночлежкой Костылевых. На бревне сидят Наташа и Настя, на дровнях - Лука и Барон. Клещ лежит на куче

Посвящаю
Константину Петровичу Пятницкому

Действующие лица:

Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Барон, 33 года.
Сатин, Актер - приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой Зоб, Татарин - крючники.
Несколько босяков без имен и речей.

АКТ ПЕРВЫЙ

Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды,
закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, -
из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими
переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В
левом углу - большая русская печь, в левой, каменной, стене - дверь в кухню,
где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая
кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На
переднем плане у левой стены - обрубок дерева с тисками и маленькой
наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем -
перед наковальней - сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам У ног его -
две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки,
исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки -
большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. За столом, у
самовара, Квашня - хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете,
читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая
пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для
шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно
кроить. Около него - изодранная картонка из-под шляпы - для козырьков, куски
клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и - рычит. На
печке, невидимый, возится и кашляет Актер.

Сатин рычит.

Квашня. Чтобы я, - говорю, - свободная женщина, сама себе хозяйка, да
кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала -
нет! Да будь он хоть принц американский - не подумаю замуж за него идти.

Пьеса в четырех действиях Действующие лица: Михаил Иванов Костылев, 54 лет, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его жена, 26 лет. Наташа, ее сестра, 20 лет. Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Васька Пепел, 28 лет. Клеш, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет. Анна, его жена, 30 лет. . Настя, девица, 24 лет. Квашня, торговка пельменями, под 40 лет. Бубнов, картузник, 45 лет. Барон, 33 лет. Сатин, Актер — приблизительно одного возраста: лет под 40. Лука, странник, 60 лет. Алешка, сапожник, 20 лет. Кривой Зоб, Татарин — ключники. Действие первое Подвал, похожий на пещеру, с тяжелым каменным потолком и обвалившейся штукатуркой. В левом углу — большая русская печь, везде по стенам — нары. На переднем плане — обрубок дерева с тисками, за которыми работает Клещ. Квашня хозяйничает, Барон жует черный хлеб, Настя читает потрепанную книжку; на постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов возится со старыми штанами, Сатин только проснулся и лежит на нарах — рычит. Начало весны, утро. Квашня утверждает, что больше замуж не пойдет, Барон, а за ним Клещ возражают, что «с Абрамкой ты обвенчаешься». Квашня огрызается, указывая Клещу: «Ты вон заездил жену-то до полусмерти...» Вспыхивает ссора, Анна просит не шуметь и дать ей хотя бы умереть спокойно. Барон тем временем, заигрывая с Настей, выхватывает у нее книжку, читает название: «Роковая любовь» и смеется над девушкой. Квашня и Барон уходят на базар продавать пельмени. Сатин пытается вспомнить, кто его вчера бил. Бубнов напоминает ему, что он играл в карты, «за это и били». Актер говорит, что однажды Сатина совсем убьют. Ночлежники начинают препираться, кому делать уборку. Актер утверждает, что ему вредно дышать пылью, так как его организм отравлен алкоголем Сатин, поддевая его произносит мудреные слова: «органон», «сикамбр», «макробиотика» и «транссцедентальный». Когда Бубнов спрашивает, что они значат. Сатин отвечает, что он забыл. Вспоминает, что когда он был мальчишкой, то служил на телеграфе и читал много книг, был образованным человеком. Бубнов утверждает, что у него была скорняжная мастерская и его руки были от работы такими желтыми, что думал — не отмоет. А теперь они — просто грязные. «Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрется...» Актер говорит, что главное — не образование, а талант. Анна жалуется- ей не хватает воздуха, Актер помогает ей выйти в сени. В дверях сталкивается с Костылевым. Костылев ищет свою жену и подозрительно прислушивается у двери, ведущей в комнату Пепла. Завязывает разговор с Клешем, говорит, что тот занимает места на пять целковых и надо бы накинуть на него полтинничек. Клещ советует тогда уж сразу петлю на него накинуть и задавить. Костылев благочинно возражает, что на полтинник он купит лампадного масла и за себя, и за него, Клеща, «жертва будет гореть». Вошедшему Актеру он обещает, что за его добрые дела ему зачтется на том свете. Но в просьбе скостить хотя бы часть долга отказывает. Костылев стучит в дверь к Пеплу, просит отворить. Сатин, дразня Костылева, говорит, имея в виду Василису: «Он отворит, а она — там». Костылев нервничает, стучит сильнее, Пепел открывает и грубо спрашивает, принес ли Костылев деньги за проданные часы. Костылев убеждается, что в комнате Пепла Василисы нет, и уходит Сатин, смеясь, предлагает Пеплу «пришибить» Костылева, жениться на Василисе и стать хозяином ночлежки. Пепел отвечает, что они и его пропьют вместе с ночлежкой. Сатин и Актер занимают у Пепла двугривенный и уходят похмеляться со словами: «Нет на свете людей лучше воров». Клещ говорит, что им деньги легко достаются, а он — рабочий человек, и хоть кожу сдерет — но выберется отсюда. Пепел возражает: здесь никто не хуже его, и вообще честь и совесть — понятия для богатых. Вошедший Бубнов подтверждает его слова Наташа приводит нового постояльца — Луку. Пепел явно симпатизирует ей. Наташа напоминает Клещу о больной жене, потому что умирать — страшно. Пепел, бравируя, говорит, что ему лично умирать не страшно, особенно от ее чистой руки. Наташа советует «другим зубы заговаривать» и уходит. Пепел недоумевает, почему она отвергает его, «все равно ведь — пропадет здесь». Клещ и Бубнов предостерегают его от гнева Василисы. Василий предлагает Барону за полбутылки водки встать на четвереньки и полаять. Барон возражает ему, что он-то будет лаять, но что это даст Пеплу? «Ты бы меня тогда заставлял ходить на четвереньках, когда я был не ровня тебе...» Лука с этим соглашается, и в разговорах обитатели ночлежки приходят к мнению, что они все равны, а совесть нужна только богатым. Входит Алешка, навеселе, с гармонией в руках и заявляет, что не желает, чтобы им командовали. Появляется Василиса и выгоняет Алешку, а Бубнову грозит, чтобы тот больше здесь не появлялся, напомнив, что живет Бубнов из милости. Василиса спрашивает у Луки, кто он таков и есть ли у него паспорт Лука обещает принести паспорт на квартиру и отвечает, что он «проходящий». Василиса обзывает его проходимцем и обходит ночлежку. делая выговор ее обитателям за грязь, а на самом деле — разыскивая Пепла и пытаясь что-нибудь выведать об отношениях Пепла и своей сестры Обозвав напоследок постояльцев свиньями, она уходит Бубнов спрашивает Настю, почему Василиса набросилась на Алешку. Настя отвечает, что он говорил про Василису, что она надоела Ваське Пеплу, тот хочет бросить ее и взять себе Наташу Лука вызывается навести в ночлежке порядок. Появляется Медведев, приглядывается к Луке и говорит, что он его не знает Лука отшучивается — не вся земля поместилась на участке Медведева. Медведев пытается выяснить у Бубнова, что говорят про Василису и Пепла, тот отвечает уклончиво. Появляется Квашня, Бубнов шутя нахваливает ей Медведева — кавалер хоть куда, и деньги у него есть. Лука вводит Анну. В сенях раздаются крики, шум и топот. Костылев распахивает дверь и кричит Медведеву «Василиса Наташку убивает!» Все, кроме Луки и Анны, бросаются в сени Анна говорит Луке, что он напоминает ей отца — такой же добрый, мягкий. Лука отвечает: «Мяли много, оттого и мягок». Действие второе Та же обстановка Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты, Клещ и Актер наблюдают за ними. Бубнов и Медведев играют в шашки. Лука сидит на табурете у постели Анны. Бубнов и Кривой Зоб поют тюремную песню («Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно, днем и ночью часовые стерегут мое окно. Как хотите стерегите, я и так не убегу. Мне и хочется на волю, да цепь порвать я не могу»), Анна жалуется Луке на свою жизнь, в которой кроме побоев и обид ничего не видела. Лука утешает ее. Татарин грозит Сатину кулаком и требует честно играть. В конце концов он ловит Барона на том, что тот пытается спрятать карту в рукав, и поднимает скандал. Кривой Зоб благодушно успокаивает его «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут» И уводит его пить чай Сатин, смеясь, упрекает Барона, что он образованный человек, а карту передернуть не может Барон и Сатин идут пить водку и зовут с собой Луку и Актера. Актер хочет прочесть Луке свое любимое стихотворение и понимает, что не в состоянии его вспомнить. Говорит, что его организм отравлен алкоголем, и теперь он забыл даже любимое стихотворение. «Пропил я душу, старик., я. брат, погиб». Лука пытается вернуть Актеру веру в свои силы, утверждает, что существует специальная бесплатная лечебница для пьяниц, он и город может назвать, там Актер сможет вылечиться, начать жить снова. Актера захватывает эта мысль, он тоже уверен, что сможет начать жизнь сначала, потом словно просыпается и уходит Клещ подходит к жене, смотрит на нее, делает какие-то жесты руками, словно желая что-то сказать, но, так ничего и не сказав, уходит. Анна признается Луке, что муж ее бил, и из-за этого она зачахла, но теперь,ей не до него. Она спрашивает Луку, каково ей будет после смерти, не ожидают ли ее мучения и на том свете Лука успокаивает ее, рисуя картины спокойной райской жизни, которая ждет Анну. Но Анна вдруг говорит, что ей так хочется хоть немного пожить, даже если для этого придется еще мучиться. Появляется Пепел, спрашивает у Медведева, как себя чувствует Наташа, на что Медведев отвечает, что его это не касается, потому что дело семейное. Пепел угрожает забрать Наташу, если захочет На возражения Медведева обещает, если Медведев поймает его на воровстве, погубить все их гнездо. Медведев вне себя уходит Лука советует Пеплу забрать Наташу и уехать. На вопрос Пепла — куда? Отвечает — в Сибирь, так как это «золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там, как огурцу в парнике». Пепел говорит на это, что в Сибирь он за казенный счет поедет, как и его отец. «Я когда маленький был, меня звали вор, воров сын», Бубнов вмешивается и советует Пеплу не искать правды — он ее и так про себя знает Пепел требует у Луки ответить, есть ли Бог. Лука тихо отвечает «Коли веришь — есть; не веришь — нет... Во что веришь, то и есть» Появляется Василиса. Она спрашивает Настю, потом интересуется у Анны, жива ли она еще. Спроваживает Луку. Тот хлопает дверью, как будто уходит, а- сам забирается на печь и подслушивает Василиса входит в комнату Пепла, зовет его. Пепел отказывается идти, потому что «вся эта канитель» ему надоела, -как сама Василиса. Василиса говорит- «Насильно мил не будешь», — и спрашивает, не приглянулась ли ему другая. Пепел отвечает, что даже если и приглянулась — в свахи ее не позовет. Василиса намекает ему на возможность сделки: она обещает Василию деньги и Наташу в обмен на смерть мужа. Пепел: «Это ты ловко придумала... мужа, значит, в гроб, любовника — на каторгу, а сама...» В это время входит Костылев, видит Василису рядом с Пеплом, кричит на них, сам пугается своего крика, оправдывается: «Я тебя ищу везде. . Масла в лампады забыла налить, у. ты! Нищая... свинья». Пепел говорит Костылеву, чтобы он убирался, тот отвечает: «Я — хозяин! Сам пошел, да!» Пепел хватает его за шиворот и встряхивает, в это время на печи громко зевает и возится Лука. Пепел выпускает Костылева, тот убегает. Пепел не знает, на его стороне Лука или нет. Лука советует Пеплу гнать Василису прочь, потому что мужа она и сама со свету сживет, а ему, Пеплу, нужно брать ту, которая ему по сердцу, — и бежать отсюда. Лука прерывает разговор, идет посмотреть на Анну и видит, что она умерла. Лука хочет найти Клеща, который ушел в трактир. Пепел идет с ним, потому что не любит покойников. Некоторое время на сцене — пустота и тишина, затем появляется пьяный Актер. С порога кричит, думая, что Лука здесь. «Старик!.. Я вспомнил... слушай Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!» Сзади подходит Наташа, смеется над ним. Актер принимается прощаться с Наташей, объясняя при этом, что весной он уезжает лечиться от алкоголизма в бесплатную лечебницу, чтобы начать новую жизнь. А то он даже забыл свое сценическое имя — Сверчков-Заволжский, а потерять имя — это очень обидно потому что даже у собак есть клички. Наташа обнаруживает, что Анна умерла. Появляется Бубнов и говорит, что о смерти Анны нужно сказать Клещу — это его дело. Предупреждает Наташу: «Сломит тебе голову Васька». Наташе все равно — лучше уж пусть он, чем кто-то другой Входят другие ночлежники, обсуждают смерть Анны, говорят, что мертвую нужно вынести вон, нужно заявить в полицию, чтобы не подумали, что кто-то убил женщину, а Клещ в растерянности, потому что у него сорок копеек всего, а жену нужно хоронить. Кривой Зоб советует ему занять на такой случай, а то и пособирать с ночлежников — кто сколько даст. Актер зовет Луку, он хочет узнать, где находится тот город с лечебницей, о котором Лука ему говорил Сатин смеется над ним — нет такого города. Пьяные выкрики Актера и Сатина будят Татарина, и он уходит жаловаться хозяину «Нельзя спать — нельзя деньги брать. Мертвые, пьяные». Сатин кричит, что мертвецы не слышат и не чувствуют — хоть кричи, хоть реви. Действие третье Пустырь рядом с ночлежкой Костылевых. Старые сани, кусты бузины, куча старых досок, обрубок большого бревна. Два окна ночлежки выходят на пустырь. Вечер, заходит солнце, ранняя весна. Наташа и Настя сидят на бревне, Лука и Барон — на санях, Клещ — на куче дерева, в окне у земли — рожа Бубнова Настя, закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает историю якобы своей любви. История явно вычитана из бульварного романа, и Бубнов время от времени ловит ее на неточностях (она путает имя своего возлюбленного) и смеется над ней За нее вступается Барон («не любо — не слушай, а врать не мешай») и Лука («не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот в чем дело!»). Настя заканчивает «свою» трагическую историю- студент- француз приходит к ней на последнее свидание с револьвером в руках и сообщает о решении своих родителей отказать им в браке Поэтому он должен покончить с собой. В ответ Настя просит его не «решать» себя жизни, потому что она нужна его родителям, а ее жизнь — все равно пропащая... На этом месте Настя плачет. Бубнов и Барон смеются, Лука утешает Настю и, уводя, говорит, что раз она верит, что была у нее настоящая любовь — значит так и было Ее сожитель — Барон — посмеивается им вслед: «Ну и глупа же эта девица., добрая, но... глупа нестерпимо!» Бубнов удивляется — почему это человек так врать любит? У Наташи свое мнение: видно, вранье приятнее правды. Она, Наташа, тоже любит мечтать и ждать, что придет кто-нибудь особенный. Или думать о своей смерти. Барон, жалея ее, говорит, что ей плохо жить из-за сестры. Наташа возражает — не только ей, всем плохо. Клещ взрывается — не всем" Кабы всем — пускай, тогда не обидно! Бубнов удивляется его вспышке, и Клещ, ворча, возвращается на место. Барон говорит, что придется идти мириться с Настей, а то на выпивку не даст. Бубнов продолжает свои размышления насчет вранья: ему понятно, почему врет Настя, — она привыкла подкрашивать свою душу, как свое лицо, а вот зачем так много врет Лука, причем — без всякой пользы для себя? Барон считает, что души у всех серенькие, все желают подрумяниться. Появляется Лука и укоряет Барона в черством отношении к Насте, советует приласкать ее: «Человека приласкать никогда не вредно» Барон уходит мириться с Настей. Наташа называет Луку добрым человеком, жалеющим людей Лука отвечает, что Христос всех жалел и нам велел нужно кому-нибудь и добрым быть. В качестве примера Лука рассказывает свою историю Он служил сторожем под Томском, в глухом лесу. Однажды ночью на дачу залезли двое воров, Лука потребовал, чтоб они ушли, но воры схватились за топор. Тогда Лука пригрозил им ружьем, они испугались и запросили пощады Лука велел им наломать веток и выпороть друг друга. Потом воры попросили хлеба, Лука попенял им, что они могли бы просто так попросить А затем — накормил и приютил. Так они всю зиму и прожили втроем на даче, а весной попрощались и ушли. «Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит, а человек — научит». Бубнов возражает: ему не нравится вранье, он считает, что нужно «валить всю правду, как она есть». Клещ вдруг вскакивает как обожженный и кричит, что правда никому не нужна — работы нет, силы нет, пристанища нет, издыхать надо — вот она правда!» «Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу, ненавижу я всех! И эту правду, будь она, окаянная, проклята!» Клещ убегает за угол Появляется Пепел, здоровается со всеми, называет Луку лукавым старцем и удивляется поведению Клеща Ему объясняют причину. Пепел передразнивает Клеща: «Я — рабочий человек». По мнению Пепла, ежели людей по работе ценить, тогда лошадь лучше всякого человека — возит и молчит. Лука рассказывает еще одну историю о человеке, который верил в праведную землю и искал ее И одна у него радость была — эта праведная земля. А дело в Сибири было. Прислали ссыльного ученого. он посмотрел по своим планам и сказал, что никакой праведной земли в них нет. Человек возмутился, побил ученого, пошел домой и удавился. Бубнов смеется над выдумками Луки и героем его рассказа. Лука объявляет о своем решении уйти из ночлежки, на вопрос Пепла — куда? — отвечает: «В хохлы... Слышал я — открыли там новую веру... поглядеть надо». Пепел обращается к Наташе, просит ее полюбить и пожалеть его, говорит, что он человек не пропащий, грамотный, будет работать и, может быть, он вор потому, что его иначе никто никак не называл. Лука соглашается с ним и советует Наташе не обращать внимания на прежние отношения Пепла и Василисы, поверить Пеплу и почаще напоминать ему, что он — хороший парень. Наташа соглашается с ним, что идти ей некуда, только одна дорога. Пепел обнимает ее не дает ей договорить и объявляет, что на эту дорогу (на панель) он ее не допустит Наташа прижимается к нему, она согласна уйти с Василием при одном условии — как только он ее ударит или обидит, она или руки на себя наложит, или... Пепел снова перебивает ее и клянется: «Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону » Появившаяся в окне Василиса с издевкой «поздравляет» пару с помолвкой и советует Наташе не заблуждаться насчет Пепла: «Он ни бить, ни любить не умеет». Выходит Костылев, кричит на Наташу, требуя заняться хозяйственными делами Пепел вступается за нее, но она отвечает, что ему еще рано командовать, и уходит Пепел заявляет Костылеву, что никто больше над Наташей издеваться не будет, потому что она принадлежит ему. Костылев, поддерживаемый Василисой, грубо отвечает ему. Лука предостерегает Пепла, тот грозит Василисе кулаком и уходит Костылев беседует с Лукой, высказывает свое недовольство тем, что тот лезет не в свои дела, и излагает свой взгляд на странников: это странные люди, которые живут в пустынях и свое мнение держат при себе. К тому же хороший человек обязан иметь паспорт, а у Луки его нету, да и «больно язычок длинен» у него. Поэтому Костылев велит Луке убираться сегодня же Когда он удаляется, Лука говорит Бубнову, что уйдет сегодня в ночь Бубнов соглашается с ним: вовремя уйти — всегда правильно. Рассказывает в качестве примера историю своей жизни: его жена спуталась с мастером из его мастерской, и он понял, что они так или иначе сживут его со свету. Он дрался с мастером и с женой, а потом задумал жену убить. Но вовремя ушел. А поскольку мастерская на жену была, остался Бубнов безо всего. Впрочем, он и так бы мастерскую пропил, потому что когда он уходит в запой — «весь пропьюсь, одна кожа остается... И еще — ленив я. Страсть как работать не люблю!» Появляются Сатин с Актером, Актер радостно обращается к Луке с известием, что он сегодня работал — улицу мел, теперь у него есть два пятиалтынных, он не пропил их, а. сберег на дорогу в лечебницу. Лука разговаривает с Сатиным и выясняет, что привело его на дно жизни. Сатин в запальчивости убил подлеца, который обидел его сестру, и за это отсидел четыре года и семь месяцев в тюрьме. А после тюрьмы ходу нет. Лука удивляется, как легко Сатин переносит жизнь, не то что Клещ. Сатин обращается к подошедшему Клещу с вопросом, что он теперь намерен делать. Клещ в растерянности: говорит, что денег и инструментов нет, все съели похороны. Сатин советует ему ничего не делать, просто обременять землю. Их разговоры прерывает крик Наташи, которую избивают Василиса и Костылев. Актер убегает звать Пепла, все остальные; кроме Клеща, бросаются внутрь. Некоторое время царит тишина, только Клещ, сидя в одиночестве, задает сам себе вопрос, «как жить», и твердит" «Нет пристанища. ничего нет». Появляются Василиса, Костылев, Сатин, Медведев. Квашня и Настя под руки ведут растрепанную Наташу. Сатин, пятясь, оттирает Василису от Наташи, мешая ей ударить сестру. Алешка выхватывает у Медведева свисток, свистит в уши Василисе и убегает. Появляется Пепел, расталкивает всех. Костылев, завидя его, пытается убежать, но Пепел сильным ударом валит его на землю Наташу усаживают на куче дерева. Пепел бросается к ней, расспрашивая, что с нею сделали Квашня кричит: «Гляди-ко, звери какие! Кипятком девке ноги сварили». Наташа, почти в обмороке просит Василия забрать ее и похоронить Бубнов подходит к Пеплу с известием о смерти Костылева Василиса, поднявшись с земли, торжествующим голосом кричит: «Мужа моего.. Васька убил! Я — видела!» Пепел отходит от Наташи, трогает ногой труп Костылева и говорит Василисе- «По- твоему вышло... А.. не прихлопнуть ли и тебя?» Его удерживают Сатин и Кривой Зоб. Василиса скрывается в переулке. Сатин советует Пеплу звать и его в свидетели, потому что он тоже ударил Костылева Пепел пытается объяснить, что ему оправдываться не надо, ему нужно Василису привлечь к ответственности, потому что она подговаривала его убить мужа Вдруг Наташа громко кричит, что ей все понятно: ее сестра и Пепел — заодно, для того Василий с нею о любви говорил, чтобы и ее устранить, как Костылева «Муж им мешал... и я — мешала... Вот — изувечили меня». И Василий, и все окружающие обескуражены таким поворотом событий, пытаются что-то объяснить Наташе, но она мечется почти в беспамятстве и повторяет, что сестра уговорила своего любовника убить мужа... И пусть их забирают и судят, и ее, Наташу, тоже пусть забирают в тюрьму. Действие четвертое На сцене — обстановка первого акта. Только отсутствует комната Пепла (переборки сломаны), на этом месте лежит, изредка возится и стонет Татарин. За столом Клещ чинит гармонию, Сатин, Барон и Настя сидят на другом конце стола, перед ними — бутылка водки, несколько бутылок пива и большой ломоть черного хлеба. На печи возится и кашляет Актер. Ночь. Вспоминают Луку Он пропал во время суматохи при аресте Пепла и Василисы. Лука, по мнению присутствующих, был как мякиш для беззубых, как пластырь для нарывов. Клещ: «Жалостливый был, а у вас вот... жалости нет». Татарин, качая больную руку, как ребенка, говорит, что старик хорош был, закон в душе имел. Всякое время дает свой закон. Барон и Сатин подтрунивают над ним, говоря, что пришло время — и дало «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» — крепкий закон, не скоро износишь! Пьяная Настя заявляет, что все ей опротивело и она готова хоть голая на край света ползти. Сатин советует ей прихватить с собой Актера, которому известно, что в полуверсте от края света стоит больница для органонов, отравленных алкоголем. Актер вмешивается в разговор, цитирует отрывки стихотворений и кричит: «Зачем вы живете? Зачем?» Барон требует, чтобы Актер перестал орать, но Сатин останавливает его — пусть все орут, разбивают себе головы. «Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей». Клещ говорит, что Лука поманил всех куда-то, а дорогу не сказал. Правды он не любил, — считает Клещ, — против правды вое ставал: впрочем, так и надо — какая тут правда, и без нее дышать нечем Вот и Татарину, который руку на работе отдавил, теперь придется ее отнять — вот и правда. Сатин ударяет кулаком по столу и произносит монолог о лжи: есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему, красиво, вдохновенно и возбуждающе. Ложь нужна тем, кто слаб душой, и тем. кто живет чужими соками. «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Сатин говорит, что старик подействовал на него, как соляная кислота на старую и грязную монету. Он вспоминает, как Лука говорил о том, что все люди живут для лучшего даже думая, что живут для себя — по сто лет или больше — для лучшего человека живут. Поэтому особенно нужно уважать детей «может, он родился на счастье нам, для большей нам пользы». Барон, воодушевясь, вспоминает о подвигах своего рода. Настя с наслаждением дразнит его, крича: «Не было этого! Ничего не было!» Барон возражает, распаляется, в гневе бьет кулаками по столу «Было, черт вас возьми!» Настя торжествующе спрашивает, понял ли Барон, каково человеку, когда ему не верят? Сатин рекомендует Барону успокоиться и забыть о каретах дедушки: «В карете прошлого далеко не уедешь» Вспоминает о Наташе и спрашивает Настю, ходит ли она к Наташе в больницу. Настя отвечает, что Наташа ушла из больницы и пропала. Обитатели ночлежки обсуждают вопрос, кто кого «крепче всадит» — Васька Василису или она его? Василия, скорее всего, «закатают» в тюрьму, потому что за убийство в драке — только тюрьма, а не каторга. Настя вдруг кричит на мужчин, обитателей ночлежки, что она их всех бы закатала на каторгу. Упрекает Барона, что тот живет ею — как червь яблоком. Это вызывает дружный хохот мужчин. Настя разбивает чашку об пол и убегает. Клещ заканчивает ремонт гармонии, ему наливают выпить, и он укладывается спать, отвечая на вопрос Сатина, что он привыкает к обитателям ночлежки, потому что — везде люди. Татарин начинает молиться у себя на нарах, Барон, указывая на него Сатину, приглашает посмеяться, но Сатин великодушен: «Когда я пьян — мне все нравится». И произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Человек может верить или не верить — это его дело! Человек — свободен... он за все платит сам и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и все концы... Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! Хорошо это... чувствовать себя человеком!» Сатин вспоминает, что, когда он идет по улице, ему вслед говорят «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» А зачем работать? Чтобы быть сытым? Сатин всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Человек — выше сытости! Барон, соглашаясь с Сатиным, говорит, что он хорошо рассуждает, а вот он, Барон, в последнее время боится — что дальше. Ему кажется, будто он всю жизнь только переодевался: учился — носил мундир дворянского института, а чему учился — не помнит. Женился — надел фрак, потом — халат, а жену взял скверную, а зачем — не понимает. Прожил все, что было, носил рыжий пиджак и какие-то брюки, служил в казенной палате — мундир и фуражка с кокардой... растратил казенные деньги — надели на него арестантский халат. И все — как во сне. Барон уходит искать Настю, Актер слезает с нар и обращается к Татарину: «Помолись за меня». Тот отвечает: «Сам молись». Актер подходит к столу, наливает себе водки дрожащей рукой, пьет и почти убегает в сени со словами: «Ушел!» Входят Медведев в кофте Квашни и Бубнов, оба выпивши, в руках у них выпивка и закуска. Бубнов говорит, что искал Сатина по всем кабакам, а он — здесь... И вообще — где народ, он — угощает А если б он был богатым, то открыл бы бесплатный трактир для бедных. Сатину он готов хоть сейчас отдать свои капиталы. Сатин за- бирает у него рубль с мелочью и говорит, что на эти деньги он сыграет. Появляется босой Алешка, спрашивает, починил ли Клещ гармошку, и признается, что озяб. Бубнов приглашает его промочить горло, однако тут же предострегает, что пить вредно На это Алешка говорит, что он только пьяный на человека и похож Бубнов и Алешка подсмеиваются над Медведевым, называя его «отставной козы бра- банщиком». Медведев потерял должность будочника, теперь он — сожитель Квашни, которая приходит и уводит его спать. Судя по всему, теперь она хозяйка ночлежки. Она упрекает Алешку, что он про нее болтает лишнее — что она будто бы бьет Медведева. «А я думал, ты его била, когда за волосы таскала!» — отшучивается Алешка. Бубнов приходит к нарам Татарина и Кривого Зоба, приглашает их к столу «Все равно — спать не дадим! Петь будем всю ночь!» Они выпивают и затягивают любимую песню: «Солнце всходит и заходит.» В это время вбегает барон и говорит" «На пустыре... там... Актер... удавился!» Сатин: «Эх, испортил песню... дур-рак!»

В пьесе «На дне» раскрываются два параллельных контекста: социально-бытовой и философский. Эти два плана: внутренний и внешний - не переплетаются в тексте пьесы.

Внешний план раскрывает жизнь главных героев в ночлежке, которая принадлежит 54-летнему Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене, 26-летней Василисе Карповне. Проживают в ночлежном доме «бывшие люди», как их называет автор, - люди, не имеющие твердого социального статуса или же имеющие работу, но бедняки.

Этими жильцами являются: 40-летние Сатин и Актер, 28-летний вор Васька Пепел, 40-летний слесарь Андрей Митрич Клещ, его 30-летняя жена Анна, 24-летняя проститутка Настя, 45-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летний Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. Появляются в доме 40-летняя торговка пельменями Квашня и дядя Василисы Карповны - 50-летний полицейский Медведев. Отношения между жильцами очень сложные, нередко случаются скандалы. Василиса, хозяйка дома, влюблена в вора Ваську и уговаривает его убить мужа, желая стать единоличной владелицей ночлежки. Позже, во второй части пьесы Васька Пепел бьет Костылева и убивает его случайно; Ваську берут под арест. Васька, в свою очередь, влюблен в сестру Василисы 20-летнюю Наталью.

Зная это и ревнуя, Василиса нещадно бьет свою сестру. Полностью опустившимися людьми, картежниками и пьяницами являются Сатин – притом еще и шулер - и Актер, который некогда в самом деле был актером провинциальных театров, тогда его еще называли по фамилии Сверчков-Заволжский.

Бывший дворянин Барон промотал все свое состояние и теперь является одним из самых жалких жильцов ночлежки. Пожалуй, один Клещ еще пытается что-то заработать при помощи своего слесарного инструмента, но его жена Анна болеет, и ей требуются лекарства. В конце пьесы, когда Анна умирает, Клещ опускается «на дно» окончательно.

Обычным делом в ночлежке являются пьянки и скандалы. И вот однажды в разгар одного из скандалов в доме появляется странник Лука, который испытывает к людям жалость. Многим он обещает несбыточное светлое будущее. Анна, по его словам, получит загробное счастье. Актер узнает от Луки о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Уйти из дома он советует Ваське и Наташе. Обнадежив людей, Лука сбегает в самый напряженный момент. Это доводит Актера до самоубийства. В финале пьесы жильцы поют песню. Услышав о смерти Актера, Сатин с горечью и досадой бросает: «Эх... Испортил песню... дурак!»

Внутренний план показывает столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина. Ночлежный дом является своеобразным символом человечества, попавшего в тупик. К началу XX века оно утратило веру в Бога, а веры в себя еще не обрело. Следствием этого стало всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы, выражаемое Актером и Бубновым (резонером-пессимистом). Об этом свидетельствуют слова героев: «А ниточки-то гнилые...», «А что же дальше». Обветшал мир, обессилел и приближается к концу. Сатин принимает эту горькую правду и не хочет обманывать ни себя, ни людей. Он предлагает Клещу оставить работу. Что будет, если все люди перестанут работать? Ответ Клеща: «С голоду сдохнут...», - свидетельствует о бессмысленности труда, направленного лишь на поддержание жизни, а не на наделение ее каким-либо смыслом. Сатин является своеобразным радикалом-экзистенциалистом, принимающим абсурдность мироздания, в котором нет бога, а есть лишь Пустота. Лука придерживается другого взгляда на мир. По его мнению, ужасающая бессмыслица жизни вызывает особую жалость к человеку. Чтобы продолжать эту жизнь, человеку нужна ложь, поэтому его надо утешать, ему надо лгать. Иначе человек может не выдержать этой «правды» и погибнуть. Лука рассказывает жителям ночлежки притчу о несчастном искателе праведной земли и равнодушном ученом, показавшим на карте, что праведной земли не существует. Искатель повесился. Здесь проводится параллель с будущей гибелью Актера. Лука в пьесе представлен не просто как обычный странник и утешитель людских душ, но и как философ. Он считает, что человек должен иметь силы жить, несмотря на бессмыслицу жизни, поскольку ему неведомо его будущее, в мироздании он всего лишь странник, и даже сама наша земля - странница во Вселенной. Между Лукой и Сатиным возникает спор. В чем-то Сатин согласен с «правдой» Луки. Ведь именно появление странника побуждает Сатина произнести монолог о Человеке. При этом он подражает голосу Луки, о чем говорит в пьесе принципиальная ремарка. По мнению Сатина, человека надо не жалеть и утешать, а надо сказать ему правду о бессмысленности жизни, научить его уважать себя и побудить к бунту против мироздания. Поняв трагедию своего существования, человек не должен отчаиваться, он должен почувствовать свою ценность. Только в нем и есть весь смысл мироздания. И нет никакого другого смысла, в том числе и христианского. «Все в человеке, все для человека», «Человек - это звучит гордо!»

Акт 1
Подвал, похожий на пещеру. Везде по стенам - нары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. У самовара хозяйничает Квашня, Барон жует черный хлеб, Настя читает растрепанную книжку. На постели кашляет Анна. Бубнов на нарах кроит шапку. Квашня уверяет, что она - свободная женщина и никогда не пойдет замуж. Барон издевается над ней, к нему присоединяется Клещ («А с Абрамкой ты обвенчаешься.. только того и ждешь»). Квашня говорит, что сам Клещ «заездил жену до полусмерти». Начинается ссора. Анна просит не ругаться и дать ей умереть спокойно. Квашня жалеет ее. Просыпается Сатин, спрашивает, кто его вчера бил. Бубнов отвечает, что его избили вчера во время карточной игры. Обитатели ночлежки начинают препираться, кому убираться в комнате. Актер слезает с печи и говорит, что ему вредно дышать пылью, так как его «организм отравлен алкоголем». Сатин некстати бормочет слова: «органон, сикамбр, макробиотика, трансцендентальный». Он любит непонятные, редкие слова, потому что в детстве служил на телеграфе, много читал книг и был образованным человеком. Актер тоже вспоминает свое прошлое: он играл могильщика в «Гамлете». Актер выводит Анну в сени подышать, в дверях сталкивается с Костылевым, который, напевая под нос «что-то божественное», подозрительно осматривает ночлежку - он ищет жену. Костылев напоминает Клещу, что тот занимает слишком много места, хочет повысить ему плату за проживание, укоряет, что Анна зачахла от его злодейства. Возвращается Актер, Костылев говорит ему, что на том свете ему зачтутся его добрые дела. На этом же свете Костылев отказывается простить Актеру половину долга. Костылев стучится в дверь Васьки Пепла, Пепел из-за двери спрашивает, принес ли ему Костылев деньги за проданные часы, узнав, что не принес, прогоняет Костылева. У Пепла роман с Василисой. Сатин советует убить Костылева и жениться на Василисе. Пепел огрызается в ответ. Пепел дает Актеру взаймы - ему деньги достаются легко, он вор. Сатин: «Многим деньги легко достаются, да не многие с ними легко расстаются... Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна - я, может быть, буду работать... Когда труд - удовольствие, жизнь -- хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Актер с Сатиным уходят пьянствовать. Пепел говорит Клещу, что тот «зря скрипит». Клещ уверяет, что он - рабочий человек, и он вырвется из ночлежки, как только жена умрет. Ему неприятны люди без чести и без совести. Пепел возражает, что честь и совесть нужны тем, у кого власть и сила. Бубнов говорит, что у него нет совести, потому что он не богатый. Наташа приводит нового постояльца - Луку. Наташа напоминает Клещу о необходимости позаботиться об умирающей Анне. Пепел заявляет, что он не боится умирать и предлагает Наташе ударить его ножом в сердце - тогда он умрет с радостью, «потому что от чистой руки». Пепел явно симпатизирует Наташе, хотя обитателя ночлежки предупреждают его, что этим он навлечет на себя гнев Василисы. Лука что-то напевает, Пепел прерывает его. Обитатели ночлежки в разговорах постоянно говорят, что они все равны. Лука: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...» У Барона от прежней жизни остались воспоминания, как он пил в постели кофе со сливками. Лука: «Барство-то, как оспа... И выздоровеет человек, а знаки остаются». Появляется пьяный Алешка, который твердит, что ничего не желает - ни денег, ни чтобы им командовали. Входит Василиса, выгоняет Алешку, грозит Бубнову, что выселит его, если Алешка еще раз появится (Бубнов живет в долг). Спросив паспорт Луки, Василиса идет к двери в комнату Пепла, попутно ругаясь на обитателей ночлежки за грязь. Василиса интересуется, была ли в ночлежке Наташа и разговаривала ли с Пеплом. Настя, оставившая книжку про несчастную любовь, обещает, что напьется и опять будет плакать. Настя рассказывает, что Василиса рассердилась на Алешку за то, что тот болтал, будто Васька решил бросить Василису и сойтись с Наташей. Входит Медведев. Медведев интересуется отношениями Пепла и Василисы. Медведев намекает Квашне, что у него и деньги есть, и кавалер он крепкий. Квашня отшучивается и отнекивается. Лука вводит Анну, помогает ей дойти до кровати. Из сеней доносятся шум и глухие крики. Медведев отправляется разнимать дерущихся - со слов прибежавшего Костылева, «Василиса убивает Наташку»

Акт 2
Та же обстановка. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов играет в шашки с Медведевым. Лука сидит на табурете у постели Анны. Бубнов и Кривой Зоб поют тюремную песню («Солнце всходит и заходит...»). Анна жалуется Луке на свою жизнь: «Побои... обиды... ничего, кроме - не видела я... Не помню, когда я сыта была... Всю жизнь в отрепьях ходила». Она боится, что и на том свете ей придется мучиться. Лука утешает ее, уговаривает потерпеть. Во время их разговора игроки в карты жульничают. Татарин возмущается. Кривой Зоб: «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут». Актер пытается почитать Луке стихи, но не может ничего вспомнить, кается, что пропил свою душу. Лука советует ему лечиться от пьянства в больнице, а пока воздерживаться. Лука: «Человек - все может... Лишь бы захотел...» Анна просит Луку поговорить с ней. Тот утешает женщину, уверяя, что отдых не за горами, что господь простит ее и она попадет в рай. Анна еще надеется выздороветь и немножко пожить. Лука гово рит, что в этой жизни ее ничего, кроме мучений, не ожидает. Приходит Пепел, спрашивает Медведева, сильно ли Василиса избила Наташку, грозит увезти девушку и рассказать полиции, что Кос-тылев с женой занимается скупкой краденого. Взбешенный Медведев (дядя Василисы) уходит. Лука уговаривает Пепла уехать в Сибирь. Пепел отказывается, так как ждет, что его пошлют в Сибирь на казенный счет, как в свое время его отца. Пепел спрашивает у Луки, есть ли бог. Лука: «Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть...» Входит Василиса «по делу» к Пеплу. Пепел говорит Василисе, что она ему надоела, потому что в ней «души нет». Василиса отвечает, что насильно мил не будешь, благодарит за правду и предлагает сосватать Наташку. Просит Пепла освободить ее от мужа. Пепел: «Это - ты ловко придумала. Мужа, зцачит, в гроб, любовника - на каторгу, а сама...» Василиса обещает дать ему денег, выдать за него сестру и устроить их отъезд. Появляется Костылев - он кричит, топает ногами, упрекает Василису: «Масло в лампады забыла налить... У, ты! Нищая!.. Свинья!..» Пепел бросается на Костылева. На печке шевелится Лука, и Пепел отпускает Костылева. Пепел догадывается, что Лука слышал его разговор с Василисой. Лука советует Пеплу скорее развязаться с Василисой, взять Наташу и уехать с ней, если она ему серьезно нравится. Анна умирает. Появляется Актер, декламирующий стихотворение: «Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!» Актер сообщает вошедшей Наташе, что он уезжает лечиться от пьянства в светлую и чистую больницу. Он сокрушается, что в ночлежке никто не знает его настоящего имени: «Понимаешь ли ты, как это обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички,.. Без имени - нет человека...» Наташа ждет Пепла, замечает, что Анна умерла. Появляются Лука, Татарин, Кривой Зоб и Клещ, который смотрит на жену через плечи других. Наташа ужасается, что никто, даже муж, не жалеет об Анне. Клещ сознается, что у него нет денег на погребение. Люди обещают одолжить ему. Наташа говорит, что бна боится покойников, а Лука советует ей опасаться живых. Появляется пьяный Актер, спрашивает у Луки, где находится город, в котором расположена бесплатная лечебница для алкоголиков. Сатин: «Фата-моргана! Наврал тебе старик: ничего нет! Нет городов, нет людей... ничего нет!»

Акт 3
Пустырь за ночлежкой Костылевых. На бревне сидят Наташа и Настя, на дровнях - Лука и Барон. Клещ лежит на куче веток. Настя рассказывает вымышленную историю про свой роман со студентом. Остальные уличают ее во лжи, кроме Луки, который Настю жалеет: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она». Наташа говорит, что ложь приятнее правды, признается, что сама она любит мечтать и ждет чего-нибудь необыкновенного. Наташа говорит, что всем плохо жить, а Клещ возмущается: «Ведь если бы всем было плохо жить, тогда было бы не так обидно». Бубнов и Барон утверждают, что люди врут из желания «подкрасить душу». Лука советует Барону приласкать Настю, говорит, что надо быть добрым: «Христос - от всех жалел и нам так велел». Рассказывает историю из своей жизни о том, как он воспитывал грабителей (заставил их сечь друг друга), а потом дал им хлеба. Если бы он не пожалел их тогда, они бы убили его и попали в тюрьму или Сибирь, где их вряд ли научили бы добру. Клещ кричит, что правды нет, работы нет и силы нет. Он не понимает, в чем он виноват, твердит, что всех ненавидит, и проклинает свою жизнь. Появляется Пепел. Он не любит Клеща за злобу и гордыню: «Ежели людей по работе ценить... тогда лошадь лучше всякого человека... Возит и - молчит!» Лука рассказывает притчу о праведной земле. Один бедный человек собирался идти искать праведную землю. Несмотря на то, что жил он очень плохо, он не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти в праведную землю. Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и просил его показать на карте праведную землю, которой, естественно, на карте не оказалось. Человек не верит, сердится: он столько терпел - и все зря. Бьет ученого, а потом уходит и вешается. Лука собирается отправиться на Украину, где открыли новую веру. Пепел зовет Наташу уходить с ним, обещает бросить воровство, начать работать (он грамотный). Он не кается, потому что не верит в совесть, но чувствует, что надо жить иначе. Его ни разу в жизни никто не называл иначе как вором. Он просит Наташу остаться с ним и поверить ему. Наташа отвечает, что не любит его и что он плохо обошелся с ее сестрой. Пепел говорит, что в жизни ему не за что было ухватиться: «Василиса жадная до денег», которые ей нужны, чтобы развратничать. Наташа же, по его словам, сумеет удержать его. Лука советует Наташе выходить за Пепла, потому что больше ей идти некуда, и почаще напоминать ему, что он хороший человек. Наташа соглашается, но только до первых побоев, а потом обещает удавиться. Появляется Василиса и «благословляет» молодых: «Не бойся, Наталья! Он тебя бить не станет... Он ни бить, ни любить не может... Я знаю! Он больше на словах удал...» Вошедший Костылев отсылает Наташу ставить самовар. Пепел говорит Наташе, чтобы она больше не слушалась Костылева, Василиса подзадоривает Пепла, сталкивая его с мужем, однако Лука успокаивает Пепла. Костылев говорит Луке, что человек должен на одном месте жить, «а не путаться зря по земле». По его мнению, человек должен работать, чтобы от него была польза. Человеку нужна не всякая правда, нужно уметь молчать, жить праведно, никому не мешать, никого не осуждать, зря людей не мутить. Лука отвечает загадкой: «Я говорю - есть земля, неудобная для посева... и есть урожайная земля... что ни посеешь - родит». Василиса выгоняет Луку, подозревая, что он беглый. Вошедший Бубнов рассказывает свою историю: его жена сошлась с мастером, они хотели отравить Бубнова, он злился и бил жену, а мастер злился и бил Бубнова. Мастерская была записана на жену, Бубнов сильно пил и в результате остался ни с чем. Появляется Актер. Он хвастается, что сегодня не пил, а работал (подметал улицу) и заработал деньги на дорогу. Сатин декламирует вслух стихи Пушкина («Песнь о вещем Олеге») - «Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?» Затем рассказывает о себе: в юности он хорошо плясал, играл на сцене, смешил людей, но защищая честь сестры, убил человека, попал в тюрьму, которая совершенно его изменила. Появляется Клещ, опечаленный тем, что пришлось продать все инструменты: нужны были деньги на похороны Анны. Теперь он не может работать. Сатин советует ему ничего не делать: «Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется... Подумай - ты не станешь работать, я - не стану... еще сотни... тысячи, все! - понимаешь? Все бросают работать! Никто ничего не хочет делать - что тогда будет?» Клещ отвечает, что тогда все умрут с голоду. Слышатся крики Наташи, поднимается суматоха, Квашня и Настя приводят Наташу, которую Василиса избила и обварила ей ноги кипятком. Прибегает Медведев, которого Костылев просит арестовать Ваську-вора. Появляется Пепел, с размаху бьет Костылева и убивает его. Василиса кричит торжествующим голосом, что Пепел убил ее мужа и зовет полицию. Пепел хочет убить и ее, но его удерживают. Сатин вызывается быть свидетелем - защищать Пепла. Неожиданно Наташа заявляет, что Пепел с Василисой сговорились и убрали мешавших им людей - ее и Костылева, проклинает сестру и Пепла. Пока Пепел пытается ее успокоить, появляется полиция.

Акт 4
Обстановка первого акта. В углу стонет Татарин, за столом Клещ чинит гармонь, рядом сидят Сатин, Барон и Настя, на печи кашляет Актер. Все обсуждают неожиданное исчезновение Луки во время суматохи. Татарин говорит, что старик был хорошим человеком, «закон в душе имел», не обижал людей. Настя все собирается уйти на край света, ее сожитель Барон подшучивает над ней, а Сатин советует взять с собой Актера, которому стало известно, что «в полуверсте от края света стоит лечебница для органонов». Клещ вспоминает, что Лука не любил правды. Сатин возражает, что старик не был шарлатаном и знал свою правду: «Человек - вот правда! Он это понимал... Вы - нет! Он врал... но - это из жалости к вам... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Кто слаб душой., и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею. А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!» Сатин говорит, что Лука подействовал на него, как кислота на старую грязную монету, и предлагает выпить за его здоровье. Барон вспоминает о своем происхождении (старая фамилия, дворяне, выходцы из Франции, богатство, сотни крепостных, лошади, кареты с гербами, десятки лакеев, дома в Москве и Петербурге). Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было («Понял, каково человеку, когда ему не верят?»). Настя рассказывает, что Наташу лечили в больнице, но она ушла оттуда и пропала. Собравшиеся обсуждают, чем кончится процесс над Пеплом и Василисой. Настя утверждает, что Василиса вывернется, а Пепла сошлют на каторгу, выходит из себя, добавляет, что хорошо бы всех обитателей ночлежки сослать на каторгу, говорит, что Барон живет за ее счет, хотя и кичится своим высоким происхождением. На фоне всего этого Сатин продолжает свои рассуждения о человеке: «Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум... Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью... Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!» Появляются Бубнов и Медведев. Оба навеселе. Медведев одет в кофту Квашни, которая взяла его в сожители. Бубнов угощает обитателей ночлежки и отдает все свои деньги Сатину, так как чувствует к нему расположение. Прибегает Алешка, поет, приплясывает, зубоскалит. Мужчины запевают тюремную песню, появляется Барон и кричит, что на пустыре удавился Актер. Сатин: «Испортил песню... дурак!»



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама