THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет - впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор. Об этом и многом другом вы узнаете на данной странице.

Франц Йозеф Гайдн. Фильм.



Краткая биография

31 марта 1732 года маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.
В шестнадцатилетнем возрасте Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.
Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.
Несмотря на то, что в те времена это считалось уже "поздно", Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел непристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Но страсть довольно быстро угасла. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу - второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази. На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний - 104.
Близких друзей у Гайдна было немного, но один из них был - Амадей Моцарт. Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших

Русский квартет оп.33



Интересные факты:

Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".
Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.

Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.

Симфония № 94. "Сюрприз"



1. Adagio - Vivace assai

2. Andante

3. Menuetto: Allegro molto

4. Finale: Allegro molto

У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.

Симфония №44. "Trauer".



1. Allegro con brio

2. Menuetto - Allegretto

3. Adagio 15:10

4. Presto 22:38

Концерт для фортепиано с оркестром, ре мажор.



Последним произведением композитора считается оратория "Времена года". Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.

Родился в , его отец – колесный мастер – еще ребенком отдал сына учиться пению. Вскоре (1740г.) мальчика приняли в состав хора при знаменитом венском соборе Святого Стефана, где он пел целых десять лет. Попутно талантливого хориста обучали игре на разных музыкальных инструментах, что позволило ему впоследствии зарабатывать на жизнь, играя на скрипке, клавесине и органе. Работая аккомпаниатором у маститого итальянского композитора и педагога по вокалу Н. Порпоры, он начал пробовать себя как композитор и получал одобрение учителя. В основном, конечно же, это была церковная музыка. Музыкальная карьера Гайдна продвигалась. Два года (1759 – 1761) он работал в качестве музикдиректора на графа Морцина, а потом – в должности вице-капельмейстера – у князя Эстерхази – аристократа с венгерскими корнями. Пауль Антон Эстерхази взял Гайдна на службу после смерти Г. И. Вернера, уже известного в Австрии композитора, служившего в его доме капельмейстером. Обязанность музыканта - сочинять музыку по заказу работодателя и руководить ансамблем музыкантов. В 1762-ом таким заказчиком стал Николаус Эстерхази, младший брат прежнего хозяина, которого прозвали «Великолепным».

Вначале Николаус Эстерхази жил неподалеку от Вены в Айзенштадте, в своем родовом замке. Затем переехал в новый замок, построенный в уютном уголке возле озера. Первое время Гайдн писал в основном инструментальную музыку (симфонии, пьесы) для послеобеденного отдыха княжеской семьи и для концертов, которые хозяин устраивал каждую неделю. В те годы Йозеф пишет несколько симфоний, кантат, 125 пьес и церковную музыку, а с 1768-го после открытия нового театра в Эстергазе стал писать оперы. В начале 70-ых годов он постепенно уходит от развлекательного содержания своей музыки. Его симфонии становятся серьезными и даже драматичными, как, например, «Жалоба», «Страдание», «Траурная», «Прощальная». Князю Николаусу Эстерхази не нравилась такая трагическая музыка, он не раз указывал на это композитору, но все-таки дал ему право с его разрешения писать музыку по другим заказам. И автор пишет «Солнечные квартеты», отличающиеся смелостью, масштабностью, изощренностью письма. С этих квартетов начинается классический жанр струнного квартета. А у него самого формируется характерный почерк зрелого композитора. Он написал несколько опер для театра Эстерхази: «Аптекарь», «Обманутая неверность», «Лунный мир», «Вознагражденная верность», «Армида». Но широкой публике они были недоступны. Однако, европейские издатели открыли новый талант и охотно публиковали его произведения.

Новый договор с Эстерхази лишал последнего исключительных прав на музыку Гайдна. В 80-ых годах растет его слава. Он пишет фортепьянные трио, сонаты, симфонии, струнные квартеты, в том числе посвященные будущему русскому императору Павлу, известные под названием «Русские». Новый период творчества композитора ознаменовался также шестью квартетами в честь короля Пруссии. Они отличались и новой формой, и особым мелодизмом, и разнообразием контрастов. Выйдя за пределы Центральной Европы, стал известен и оркестровый пассион под названием «Семь слов Спасителя на кресте», написанный Йозефом для одного испанского собора. Этот пассион впоследствии был переложен автором для исполнения струнным квартетом, хором, оркестром, и он до сих пор пользуется популярностью. После смерти Николауса Эстерхази (1790) Гайдн остался в его доме на должности капельмейстера, но получил право жить в столице, работать за рубежом. Несколько лет он работает в , где много пишет: концертную симфонию, музыку для хоров, несколько сонат для фортепиано, обрабатывает народные песни, оперу-сериа «Душа философа» (по мотивам мифа об Орфее). Там он стал почетным доктором Оксфордского университета, там его музыку слушала королевская семья, там он познакомился с творчеством Г.Ф. Генделя. В 1795-ом Гайдну пришлось возвратиться в Эстерхази. Теперь основной обязанностью капельмейстера было сочинение месс в честь именин княгини. Он написал шесть месс, в которых есть симфонический размах, молитвенная сосредоточенность и гражданские мотивы, навеянные событиями наполеоновских войн. Лучший инструментальный концерт для трубы с оркестром (1796), две монументальные оратории «Сотворение мира» и «Времена года» - образцы зрелого Гайдна. В 1804-ом ему дали звание «Почетного гражданина Вены». Как композитор он уже почти не работал. Умер в Вене в день своего рождения – 31 марта 1809 –го года, оставив неизгладимый след в музыкальном искусстве.

Биография

Юность

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийском селе Рорау , недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае , где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер , директор капеллы венского собора св. Стефана . Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

Служба у Эстергази

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер .

Список сочинений

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона , альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • четыре концерта для скрипки с оркестром
  • два концерта для виолончели с оркестром
  • два концерта для валторны с оркестром
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двухколёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром
  • концерт для флейты с оркестром
  • концерт для трубы с оркестром

Вокальные произведения

Оперы

Всего 24 оперы, в том числе:

  • «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
  • «Истинное постоянство»
  • «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
  • «Армида», 1783 г.
  • «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
  • «Обманутая неверность» (L’Infedelta delusa)
  • «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.
  • «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
  • «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
  • «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)
  • «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд »
Оратории

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater
Мессы

14 месс, среди которых:

  • малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
  • большая органная месса Es-dur (1766 г.)
  • месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
  • месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
  • малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
  • Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
  • месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
  • месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
  • Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
  • месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
  • месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
  • месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • 6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)
  • 12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано

  • Фантазии, вариации

Память

  • В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий .

В художественной литературе

  • Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.

В нумизматике и филателии

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альшванг А. А. Иосиф Гайдн. - М .-Л. , 1947.
  • Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. - М ., 1972.
  • Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение . - М ., 1973.
  • Баттерворт Н. Гайдн. - Челябинск, 1999.
  • Й. Гайдн - І. Котляревський: мистецтво оптимізму. Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць / Ред.‑упорядн. - Л. В. Русакова. Вип. 27. - Харків, 2009. - 298 с. - ISBN 978-966-8661-55-6 . (укр.)
  • Dies . Haydn’s Biographie. - Вена, 1810. (нем.)
  • Ludwig . Joseph Haydn. Ein Lebensbild. - Нордг., 1867. (нем.)
  • Pohl . Mozart und Haydn in London. - Вена, 1867. (нем.)
  • Pohl . Joseph Haydn. - Берлин, 1875. (нем.)
  • Lutz Görner Joseph Haydn. Sein Leben, seine Musik. 3 CDs mit viel Musik nach der Biographie von Hans-Josef Irmen. KKM Weimar 2008. - ISBN 978-3-89816-285-2
  • Arnold Werner-Jensen . Joseph Haydn. - München: Verlag C. H. Beck, 2009. - ISBN 978-3-406-56268-6 . (нем.)
  • H. C. Robbins Landon . The Symphonies of Joseph Haydn. - Universal Edition and Rockliff, 1955. (англ.)
  • Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn . Haydn: His Life and Music. - Indiana University Press, 1988. - ISBN 978-0-253-37265-9 . (англ.)
  • Webster, James; Feder, Georg (2001). «Joseph Haydn». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: (2002) The New Grove Haydn. New York: Macmillan. 2002. ISBN 0-19-516904-2

Примечания

Ссылки


Имя: Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn)

Возраст: 77 лет

Место рождения: Rohrau, Австрия

Деятельность: Австрийский композитор

Семейное положение: вдовец

Йозеф Гайдн - биография

Детство, семья


Деревенский мальчик родился в семье, где любили музыку. Отец его без посторонней помощи освоил арфу, мать часто пела и музицировала. Франц рано продемонстрировал своим любящим родителям прекрасный слух и замечательные вокальные способности. Его музыкальная биография началась уже с 5 лет. Сначала для него это было игрой, он просто пел вместе с отцом, потом его любимым музыкальным инструментом стала скрипка.


Став старше, он пел в церковном хоре. С 6 лет отец отправил своего талантливого сына на обучение и попечение к своему родственнику Франку, которые был в одной из школ ректором. Мальчик усвоил азы грамматики и математики, учился играть на многих инструментах. Его увлекали и струнные, и духовые, он продолжал осваивать скрипку и упражнялся в пении.

Начало успеха

Приехавший из Вены композитор Рейтер отбирал для капеллы певцов. Францу было тогда 8 лет, его талант был замечен, и на пару лет он уехал в столицу Австрии, чтобы петь и учиться мастерству вокала в крупном соборе города. Там впервые Гайдн начал сочинять свои произведения. Вскоре Франц Йозеф был вынужден самостоятельно зарабатывать на своё существование.


Он давал уроки музыки, пел во многих церквах и храмах, играл в ансамблях, используя своё умение играть на разных инструментах. Всё, что удавалось заработать, он оставлял композитору Ноколо Порпоре за предоставленные уроки. Гайдн увлечённо занимался музыкой, уже сочиняя свои самые разножанровые пьесы. Начинающий композитор написал оперу «Хромой бес», её поставили в одном из театров Вены. Затем он создал струнный квартет и симфонию.

Музыка

Гайдн в самом начале своей карьеры был зависим от своего материального состояния, поэтому он вынужден подписать на 30 лет договор с князем Эстергази. Композитор должен был работать капельмейстером при княжеском дворе. Зимой Гайдн жил в столице, в остальные месяцы, а потом и 6 лет полностью, в загородном имении князя.


Князь был привередлив, потому Гайдн сочинял то, что заказывалось, количество музыкантов в придворном оркестре было ограничено. Основным любимым жанром для композитора на долгие годы стала симфония, он впервые создаёт симфонии для детей. Гайдн получает заказы из Парижа, Испании и создаёт прекрасные симфонии, которые стали издаваться во многих городах Англии и Франции.

Дружба

Гайдн подружился с . Их дружба не знала зависти, они учились друг у друга. Как раз к этому времени контракт закончил своё действие, Франц получил свободу, уехал в Вену и почти сразу же принимает приглашение из Лондона. Был большой музыкальный заказ, работа с оркестром, концертные выступления. Композитор работает с сорока музыкантами. Полтора года работы сделали его биографию весьма успешной.


За этот период Гайдн смог создать 280 пьес, опер, симфоний и других произведений. Ему присвоили звание доктора музыки в Оксфордском университете. Имя композитора упоминается в одном ряду с , Иоганном Себастьяном Бахом, Георгом Фридрихом Генделем.

Йозеф Гайдн - биография личной жизни

Гайдн смог улучшить своё финансовое благополучие, что делало его выгодной партией. В 28 лет он влюбился в одну из дочерей парикмахера, который тоже служил, как и композитор, при дворе. Девушка решила отправиться в монастырь. Йозеф сделал предложение старшей сестре своей возлюбленной. Мария Келлер была старше Франца на четыре года. В этом союзе Гайдн не познал счастья. Мария была плохой женой для композитора, она устраивала скандалы, тратила деньги, не разделяла то, что было всей жизнью Йозефа.


Детей у них не было, но их супружеская пара прожила сорок лет. У Гайдна рождались симфонии, одних только опер композитора было поставлено девяносто штук. Всё же Франц познал настоящую любовь, встретив в Италии молодую певицу Луиджу Польцелли. Сильные чувства испытывал только мужчина, женщина была корыстна, высокомерна и не отвечала ему такой же пылкой взаимностью. Когда умерла жена композитора, он продолжал отношения со своей любовницей, но официально оформлять отношения с ней не захотел. Хотя упомянул певицу в завещании.

Последние годы жизни композитороа

Последние десять лет своей жизни Гайдн создаёт пьесы для хорового исполнения, теперь у него появились мессы и оратории. В день кончины композитора в 1809 году в столице Австрии находились войска армии

Согласно краткой биографии Йозефа Гайдна, местом его рождения была деревушка Рорау, что расположена вблизи венгерской границы. Родители достаточно серьезно занимались вокалом и любили играть на музыкальных инструментах.

В 1737 году была обнаружена предрасположенность пятилетнего Йозефа к музыке. Тогда его забрал к себе в город родной дядя. В дунайском городе Хайнбург мальчик стал учиться играть музыку и упражняться в пении. Там его старания были замечены Георгом фон Рейттером, известным композитором и директором столичной капеллы святого Стефана.

Следующие десять лет Йозефу пришлось работать в различных местах, чтобы обеспечить себя. Ему удалось напроситься в ученики к композитору Николе Порпора. Цена уроков была высокой, поэтому молодой Йозеф упросил слушать их, сидя за занавеской.

Систематическое образование получить Гайдну не удалось, но он восполнил пробелы, изучая содержание трудов И. Фукса, И. Маттезона и других композиторов.

Молодые годы

В 50-х годах Гайдн написал ряд своих первых музыкальных произведений, принесших автору знаменитость. Среди них были зингшпиль «Хромой бес», который ставили в различных городах Священной Римской империи, а также дивертисменты, серенады, струнные квартеты, а самое главное – Симфонию №1 Ре мажор.

В 1759 году ему удалось устроиться работать капельмейстером у графа Карла фон Морцина. Граф имел личный небольшой оркестр, в котором Йозеф продолжил свое творчество, сочиняя для графа симфонии.

Работа у Эстерхази

В 1760 году Гайдн вступает в брак с Марией-Анной Келлер. В их браке не оказалось места для детей, о чем он печалился всю жизнь. Жене профессия супруга была неприятна и она никак не поддерживала мужа в его работе, но развод в то время был запрещен.

В 1761 году граф фон Морцин разоряется и Гайдна приглашают перейти работать к князю Павлу Антону Эстерхази. До 1766 года он работал вице-капельмейстером, но после смерти главного капельмейстера княжеского двора Грегора Вернера, Гайдн поднялся в должностной лестнице и стал писать музыку, заниматься организацией оркестра и ставить оперы уже имея на то полные права.

В 1779 году Гайдн и Эстерхази перезаключают контракт, внеся в него ряд изменений. Если ранее все написанные композиции были собственностью княжеской семьи, то при новом контракте композитор мог писать на заказ и продавать любые новые произведения.

Наследие

Работа при дворе рода Эстерхази была творческим расцветом в биографии Гайдна. За 29 лет службы было создано множество квартетов, 6 Парижских симфоний, различные оратории и мессы. Широкую известность получила «Прощальная» симфония 1772 года. Возможность приезжать в Вену помогла Гайдну общаться с самим Моцартом .

Всего же за свою жизнь Гайдн написал 104 симфонии, 52 сонаты, 36 концертов, 24 оперы и 300 различных произведений камерной музыки.

Последние годы

Пиком величия Гайдна стали два оратория – «Сотворение мира» в 1798 и «Времена года» в 1801 годах. Они стали образцом музыкального классицизма. В конце жизни здоровье знаменитого композитора резко пошатнулось. Его последние работы остались неоконченными. Смерть нашла его в Вене, через несколько дней после того, как ее заняла армия Наполеона. Предсмертные слова композитора были обращены к его слугам, которых он хотел успокоить. Люди тревожились за то, что солдат могли разорить и присвоить их имущество. Во время похорон Йозефа Гайдна играл «Реквием» его друга Моцарта.

Тест по биографии

Проверьте, насколько хорошо запомнили краткую биографию Гайдна.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама