THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Взгляды сестры Шарлотты – Эмилии Бронте – и ее творчество, идеи оригинальны, но во многом перекликаются с творчеством Шарлотты.

В этой части работы мы более подробно осветим творчество еще одной из сестер Бронте – Эмилии Бронте. В своем романе она также, как и Шарлотта, вывела новую героиню и по-своему отразила положение женщины в современном ей мире.

Эмилия Бронте начинала со стихов. Герои стихов Эмилии Бронте часто оказываются в положении бездомных скитальцев. Особенно печальна участь женщин: они теряют возлюбленных, родной кров, свободу.

В груди Эмилии Бронте жил метяжный дух, роднивший ее с лучшими поэтами английского прогрессивного романтизма – Байроном и Шелли. Отдаленная от большого мир стенами пастората, она лихорадочно писала о тюрьмах, пытках, войнах, восстаниях, о своей жажде счастья, справедливости и свободы.

Писательница мечтает пронести сквозь жизнь и смерть свободную душу и сердце без цепей.

Слава пришла к Эмилии Бронте в сущности поздно, незадолго до смерти, хотя ей еще не было тридцати лет.

Эмилия знала, что умирает от болезни, против которой медицина ее времени была бессильна. Она встретила свою смерть со спокойным стонцизмом. Возможно, жизнь была для нее тягостна, и поэтому она отказалась от помощи врачей. Она вставала с постели и работала до последнего дня.

«Ей не придется больше дрожать от жестокого холода и резкого ветра. Эмилия уже не чувствует их…», – писала Шарлотта своей подруге. Мы не знаем, думала ли Шарлотта о зимних ветрах йоркишрских холмов, когда писала эти строки, или она имела в виду холодное равнодушие того мира расчетливости и эгоизма, который окружал их.

«Она умерла, когда будущее сулило так много», – писала Шарлотта. И ошиблась. Это время уже миновало. Но была пора, сулившая необычайно многое, так много, что произведения Эмили кажутся лишь малой частью неосуществленного, несмотря на всю их значимость. Собственно говоря, Эмили осуществила многое из того, что оно сулило. Очень соблазнительно гадать, насколько больше удалось бы ей осуществить и – что гораздо важнее – сумела бы Эмили сохранить душевное равновесие, если бы не уступила Шарлотте и отказалась поехать в брюссельский пансион. Быть может, видеть в брюссельском эпизоде решающий фактор, определивший несчастья Эмили, не столь уж разумно. Быть может, в этом есть что-то суеверное. Однако в любом случае ничего хорошего Брюссель как будто не принес, хотя Шарлотта, действовавшая всегда из самых лучших побуждений, бесспорно, не видела никакой связи между пребыванием Эмили в Брюсселе по ее настоянию и своим ежедневным беспомощным бдением возле умирающей сестры. А в конечном счете, даже если бы гений Эмили цвел дольше, ее все равно ожидала бы ранняя смерть, как и всех детей Бронте, которые, как когда-то написала Эмили, были «все в полном здравии».

Романы сестер Бронте резко выдавались свежестью и оригинальность в массе фешенебельных, поучительных и чинных романов, которыми ежегодно наводняют литературный рынок бесчисленное множество английских романистов. И если идея этих романов была та же поучительная и чинная, зато форма, в которую она была облечена, поражала смелостью и реальностью, которых публика не привыкла встречать, особенно в женских романах.

О творчестве Шарлотты и Эмилии Бронте написано огромное количество исследований, монографий, биографий. Буржуазные литературоведы нередко пытаются поставить «Грозовой перевал» выше произведений классиков критического реализма на том основании, что Эмилия Бронте якобы раскрыла «вечные» непреходящие порывы человеческой души, никак не связанные с реальной действительностью, приписывают роману мистицизм, называют его «чистой поэзией». «Грозовой перевал» называли «романтичнейшим из романов» (У.Пейтер), «дьявольской книгой, объединившей все самые сильные женские наклонности», одним из самых лучших романов «по силе и проникновенности стиля» (Д.Г. Россети), «одним из манифестов английского гений… романом, перерастающим в поэзию» (Д. Фокс).

Ральф Фокс, принадлежащие к английской прогрессивной критике, дал глубокий анализ «Грозового перевала» своей работе «Роман и народ». Считая это произведение «одной из самых необыкновенных книг, когда-либо созданных человеческим гением», Р. Фокс подчеркивает его органическую связь со своей эпохой: это – «вопль отчаянного страдания, вырванный из груди Эмилии самой жизнью. Книгу эту создала английская жизнь средневикторианского периода».

2.3. «Грозовой перевал» Эмилии Бронте. Героини в романе

Сюжет романа «Грозовой перевал» навеян отчасти семейными преданиями. Отец Эмилии давно покинул Ирландию, но его еще связывали с родным народом те сказки и легенды, которые он берег в памяти и в долгие зимние вечера рассказывал своим дочерям. Рассказывал он и о своих предках; среди этих семейных историй была одна о каком-то таинственном найденыше, который из мести за испытанные в детстве унижения, разорил воспитавшую его семью. Но не только этот образ, послуживший, видимо, прототипом Хитклира, роднит книгу Эмилии со старыми ирландскими легендами. В суровом колорите романа, в мрачной фантастике некоторых его эпизодов чувствуется дыхание Ирландии, оживают сказания о демонах и феях – эти поэтические грезы оскорбленного и гордого народа.

В «Грозовом перевале» изображена Англия, какой она была в 1847 году. Описанные в романе люди живут не в выдуманном, неземном краю, а в Йоркшире. Хитклиф рожден не на страницах произведений Байрона, а в трущобе Ливерпуля. Нелли, Джозеф и Гэртон говорят языком уроженцев Йоркшира. Чувства и страсти, раскрытые Эмилией Бронте с такой потрясающей силой в романе, разыгрываются в самой реальной и обыденной обстановке. Не случайно роман «Грозовой перевал» начинается с даты – 1801 год, а события, описанные в нем, происходят примерно на протяжении последних сорока лет XVIII века.

Роман «Грозовой перевал» подвергся в свое время ожесточенным нападкам реакционных критиков. Их возмущало несходство этой книги с трафаретными викторианскими романами – полное отсутствие назойливого морализирования, смелое изображение характеров и страстей, сложных человеческих взаимоотношений.

Действие романа происходит в глуши Йоркшира – на ферме Грозовой перевал сквайров Эрншо и в поместье Мыза Скворцов потомственного судьи Линтона. На протяжении долгих лет эти семьи были добрыми соседями, пока судьба не столкнула их с «чужим» - Хитклифом, который принес им разорение и гибель. Отразив в романе вполне реальный процесс перераспределения собственности, писательница романтизировала его причину, придала ему понятную для себя форму мести за поруганную любовь, за униженное человеческое достоинство.

«Грозовой перевал» воспроизводит картину жизни в 1847 году. При всей легкости, непринужденности повествования, при всей естественной многосложности родственных связей между героями «Грозовой перевал» - это весьма искусно построенная книга, в которой самым тщательным образом продуманы технические проблемы композиции.

Центральным стержнем произведения является история взаимоотношений Кэтрин и Хитклифа. Эта история проходит через четыре стадии. В первой части, заканчивающейся посещением Мызы Скворцов, повествуется о зарождении душевной связи между Кэтрин и Хитклифом и об их совместном бунте против Хиндли и режима, установленного им на Грозовом перевале. Во второй части речь идет об измене Кэтрин Хитклифу – эта часть закачивается смертью Кэтрин. В третьей части рассказывается о мести Хитклифа, а в заключительной части говорится о происшедшей с Хитклифом перемене и о его смерти. Даже в двух последних частях, действие которых происходит после смерти Кэтрин, взаимоотношения между Кэтрин и Хитклифом по-прежнему остаются доминирующей темой, лежащей в основе всего, что происходит.


То ли февраль виноват, то ли политические дебаты, но именно в это время я потянулась к «Грозовому перевалу». Перечитала и задумалась: в чём же феномен романа?
Согласно рейтингу, составленному по опросам зрителей британского телеканала UKTV Drama, «Грозовой перевал» — главная романтическая книга всех времен. А в списке «200 лучших книг по версии BBC» (2003) этот роман стоит на двенадцатом месте. По мнению Вирджинии Вульф, «мысль, что в основе проявлений человеческой природы лежат силы, возвышающие ее и подымающие к подножию величия, и ставит роман Эмили Бронте на особое, выдающееся место в ряду подобных ему романов». А известная английская писательница Гаскелл писала, что роман «Грозовой перевал» вызвал у многих читателей дрожь ужаса и «отвращения к той выразительности… с которой были изображены дурные… персонажи».
Итак, три сестры Бронте, три писательницы: Шарлотта, Энн, Эмили. Последняя - самая мужественная, самая талантливая, самая одинокая. В отличие от Шарлотты Эмили не имела близких друзей, редко писала письма, никого не любила, за исключением родных. Характеру её были свойственны замкнутость, стоическая твёрдость и мистицизм. И в то же время, она - отличный поэт, романист, женщина, не вкусившая при жизни ни мужской любви, ни читательской.

В экспозиции романа - холмы Йоркшира, вересковые пустоши, среди них - два поместья: Грозовой Перевал и мыза Скворцы. В сюжете - трагическая история двух семей - Эрншо и Линтон. Мрачная романтика, ураган страстей, замкнутость главных героев - всё это находится в полной гармонии с природой северной Англии. Видимо, она и наложила отпечаток на характер героев. Ледяное дыхание ветра и бурное проявление гнева, проливные дожди и обильные слёзы, летний снег и холод души. Но это с одной стороны. Стоит выглянуть солнцу, блеснуть лучу любви, сострадания, заботы, как картинка меняется. Просыпается нежность, похожая на первоцветы, с песней жаворонка летит мечта, чистая вода горных ручьёв омывает душу. На вопрос: в чём феномен романа, я бы ответила так:

1) Крепко сшитый сюжет продуман до мелочей. С одной стороны, взгляд на события молодого жителя Лондона - мистера Локвуда, с другой - обстоятельный рассказ уроженки этих мест - экономки Нелли Дин, между ними - трагедия главных героев, а вместе с нею - настоящая жизнь.
2) Яркие портреты героев. Озлобленный и мстительный Хитклифф, свободолюбивая и эгоистичная Кэтрин Эрншо, мягкий и интеллигентный Эдгар Линтон, грубый и неотёсанный Гэртон Эрншо и пр.
3) Неразрывная гармония героев, их мироощущения и окружающей природы.
4) Строгая поэтичность, образность, чистота повествования.
5) Психологичность, ибо в романе показаны Тьма и Свет человеческой души.
Была бы рада дополнению этого списка.

Цитаты:
«Люди здесь живут более сосредоточенно, живут больше своим внутренним миром — не на поверхности, не в переменах, не в легковесном и внешнем».

«Один — золото, которым, как булыжником, мостят дорогу; а другой — олово, натертое до блеска, чтобы подменять им серебро».

«Предательство и насилие — это копья, заостренные с обоих концов: того, кто пускает их в дело, они ранят больней, чем его противника».

«Я не могу этого выразить, но, конечно, и у тебя и у каждого есть ощущение, что наше «я» существует — или должно существовать — не только в нас самих, но и где то вовне. Что проку было бы создавать меня, если бы я вся целиком была только здесь?»

«Гордые люди сами вскармливают свои злые печали».

Год издания книги: 1847

«Грозовой перевал» Эмили Бронте – единственное прозаическое произведение известной английской поэтессы. Произведение занимает почетное место в списке лучших книг по версии британской компании BBC. По мотивам романа Эмили Бронте «Грозовой перевал» было снято несколько художественных фильмов. Последней стала одноименная артхаусная картина британского производства, вышедшая на экраны в 2011 году.

Романа «Грозовой перевал» краткое содержание

Действие романа Бронте «Грозовой перевал» начинается с того, что в старую усадьбу под названием Мыза Скворцов приезжает мистер Локвуд. Он решает отдохнуть от шумных вечеринок и постоянных поездок и немного побыть в одиночестве. Некоторое время мистер Локвуд обустраивался на новом месте, после чего он решил познакомиться со своим арендодателем – сквайром Хитклифом. Для этого как в он решает нанести визит хозяину усадьбы под названием Грозовой Перевал. Он надеется познакомиться с интересным и доброжелательным собеседником. Однако все оказывается совсем не так. Уже с первых секунд знакомства мистер Локвуд понимает, что хоть по манере общения Хитклиф и выглядит джентльменом, он является очень замкнутым и жестоким человеком. Внешне сквайр был похож на цыгана, а его дом напоминал темную и суровую пещеру.

Несмотря на то, что знакомство оказалось не таким, как лондонский джентльмен себе представлял, он решает нанести повторный визит в Грозовой Перевал. По дороге в усадьбу погода очень испортилась, и пошел сильный снег. Добравшись до Грозового Перевала, Локвуд понял, что ему не хотят открывать двери. Он также понимает, что добраться до Мызы Скворцов будет довольно проблематично, поэтому спустя несколько попыток все-таки попадает в дом. Там он встречает уже знакомого ему Хитклифа и представляется слуге его арендодателя – Джозефу. Если роман Бронте «Грозовой Перевал» скачать, то узнаем, что немного позже он замечает красивую девушку, которая вела себя очень неприветливо. Молодую особу зовут Кэтрин Хитклиф, и она является невесткой старого хозяина усадьбы. Неподалеку от нее сидел Гэртон Эрншо. Он был немного старше Кэтрин, но мистер Локвуд так и не понял, кем юноша приходится Хитклифу.

Локвуд долго наблюдает за взаимоотношениями, которые царят между всеми присутствующими, и понимает, что доброжелательностью здесь и не пахнет. Он принимает решение покинуть Грозовой Перевал и просит проводить его до Мызы Скворцов. Однако Хитклиф резко отказывает в просьбе и отправляется прочь. Мистер Локвуд не желает добираться назад по заметенным снегом тропинкам, поэтому принимает предложение ключницы по имени Зилла переночевать в Грозовом Перевале. В произведении Эмили Бронте «Грозовой Перевал» читать можем о том, что женщина отводит его в комнату, в которой очевидно никто не живет. Локвуд долгое время не может заснуть и решает немного осмотреться по сторонам. Он находит дневник девушки по имени Кэтрин Эрншо, в котором описывается детство самой Кэти и Хитклифа. Джентльмен немного читает несколько страниц блокнота и впадает в сон. Посреди ночи он видит ужасное сновидение, в котором перед ним предстает привидение покойной Кэтрин Эрншо. Утром Локвуд собирается вернуться на Мызу Скворцов. Уже по дороге он понимает, что сильно простудился.

В романе Бронте «Грозовой Перевал» читать можем о том, что мистер Локвуд вызвал себе доктора, который сказал, что на время болезни ему придется несколько дней провести в кровати. Однако лондонскому джентльмену очень хотелось узнать, кто же такая Кэтрин Эрншо, и как она связана с Хитклифом. Он попросил свою экономику миссис Дин посидеть с ним во время его болезни и рассказать, что она знает о Грозовом Перевале. Оказалось, что миссис Дин помнит все подробности жизни арендодателя Локвуда, поскольку она работала на старого мистера Эрншо – приемного отца Хитклифа. Женщина стала рассказывать трагическую историю Грозового Перевала.

Несколько лет назад семейство Эрншо проживало в усадьбе под названием Грозовой Перевал, а Линтоны – в доме, где сейчас остановился мистер Локвуд. Мистер Эрншо имел двух прекрасных детей – старшего мальчика Хиндли и младшую дочь Кэтрин. Однажды старик отправился в город по делам и по дороге увидел маленького мальчика, похожего на цыганенка. Болезненный внешний вид ребенка пробудил жалость у мистера Эрншо, и тот забрал мальчика к себе. Если читать Эмили Бронте «Грозовой Перевал», то узнаем, что семья решила назвать приемыша Хитклифом. Со временем все жители Грозового Перевала стали замечать, что мистер Эрншо имеет огромную привязанность к маленькому Хитклифу. Он проводит с ним довольно много времени, заставляя даже родных детей ревновать своего отца. Маленькие Хиндли и Хитклиф так и не нашли общий язык и постоянно издевались друг над другом. Однако Кэтрин относилась к приемному брату с некой симпатией, благодаря чему между ними зародилась крепкая и искренняя дружба.

Настало время, и старый мистер Эрншо скончался. Тогда на похороны приехал Хиндли вместе со своей новоиспеченной супругой. Наследник усадьбы тут же решил организовать в Грозовом Перевале свои порядки, отыгрываясь на Хитклифе. Хиндли сделал из него обыкновенного работника, поставив в один ряд с прислугой. Кэтрин в это время проходила обучение христианской морали у старого Джозефа. Ей очень не нравилось время, проведенное с жестоким слугой. Единственное, что радовало юную леди – дружба с Хитклифом, которая постепенно стала перерастать в любовь.

Через некоторое время у Хиндли Эрншо родился сын Гэртон. Супруга господина скончалась через несколько дней после тяжелых родов. С тех пор его существование словно прекратилось. Хиндли осознавал, что потерял самое дорогое, чем его наделила жизнь. Он стал часто выпивать, пропадая в деревне с новыми друзьями, чем очень пугал всех жителей Грозового Перевала.

Дружба Кэтрин и Эдгара Линтона закончилась тем, что молодые люди поняли, что они не равнодушны друг к другу. Все это время Кэтрин терзали ужасные сомнения. Глубоко в сердце она понимала, что вся ее любовь принадлежит ее другу Хитклифу. Однако она не решилась как главная героиня соединить свою жизнь с человеком без рода и племени. Тем более что Эдгар ей очень нравился, несмотря на то, что она понимала, что такая привязанность не продлится долго. Как-то раз Хитклиф подслушал разговор Кэтрин и миссис Дин, в котором девушка обсуждала свою будущую помолвку. Он ужасно разозлился и вышел из дома. После этого молодой человек надолго пропал из Грозового Перевала.

Если книгу Эмили Бронте «Грозовой Перевал» скачать, то узнаем, что через несколько месяцев состоялась свадьба Кэтрин и Эдгара, и молодая девушка переехала на Мызу Скворцов. Прошло несколько лет, на протяжении которых молодожены жили душа в душу. Однажды в их усадьбу постучал незнакомый человек. Миссис Дин не сразу поняла, что перед ней стоит Хитклиф. Он не рассказывал, почему покинул Грозовой Перевал, и куда он пропал на несколько лет. Кэтрин была ужасно рада видеть старого друга. Однако мистер Линтон подозревал, что привязанность его супруги к ее приемному брату имеет нездоровый характер. Его подозрения оправдались. Спустя некоторое время после возвращения Хитклифа Кэтрин потеряла рассудок.

Мистер Хитклиф стал появляться на Мызе Скворцов довольно часто. Он был ужасно груб и не скрывал того, чтоб вернулся в родные края, чтобы отомстить Хиндли и Эдгару. Кроме того, он ужасно злился на Кэтрин за то, что девушка, отвергнув его любовь, согласилась выйти замуж за слабовольного Линтона. За годы, которые Хитклиф бродил по земле, Грозовой Перевал стал обителью местных пьяниц. Ежедневно там собиралось большое количество мужчин для игры в карты. Как-то раз во время одной из игр Хитклиф получил право на имение и все деньги Хиндли. Вот так неожиданно некогда бездомный молодой человек стал владельцем Грозового Перевала.

«Грозовой Перевал» Бронте книга рассказывает, что через какое-то время Изабелла влюбляется в Хитклифа. И хотя все вокруг, включая Кэтрин Линтон, отговаривали девушку от дурной затеи завоевать его сердце, она и думать не могла о том, что он имеет какие-то недостатки. Сам Хитклиф понимая, что старый Линтон завещал Мызу Скворцов не своему сыну, а Изабелле, решил воспользоваться этой ситуацией. Он предложил девушке бежать, на что она тут же согласилась. Они пропали на некоторое время, вернувшись уже как муж и жена. После свадьбы Хитклиф тут же открыл Изабелле все, что он запланировал. Молодая девушка натерпелась ужасных пыток, будучи в браке, однако религиозность не позволяла ей расстаться с ужасным и жестоким супругом.

В Грозовом Перевале умирает Хиндли, и теперь Хитклиф становится абсолютно владельцем поместья. Даже родной сын предыдущего хозяина Гэртон не имеет на дом никакого права. Помимо этого, после смерти Кэтрин, Изабелла решает бежать от своего супруга. Она снимает дом неподалеку от Лондона, где рожает сына, нарекая его Линтон Хитклиф.

Проходит чуть больше десяти лет, во время которых Эдгар Линтон воспитывает свою любимую дочь. После смерти супруги маленькая Кэти стала единственным смыслом жизни мужчины. Да и сама девочка не чает души в своем отце. В отличие от своей матери, мисс Кэти обладала кротким нравом и покорностью. Однажды Эдгар получает письмо, в котором говорится, что его сестра Изабелла скончалась, оставив после себя болезненного сына. Мистер Линтон решает тут же поехать в Лондон и забрать мальчика. Маленькая Кэти не может дождаться, когда же вернется отец и привезет с собой ее кузена. Увидев Линтона, девочка тут же полюбила его всем сердцем. Однако той же ночью на Мызу Скворцов пришел Хитклиф. Он потребовал, чтобы ему отдали его родного сына, и на следующее утро миссис Дин отвезла мальчика на Грозовой Перевал.

Проходит еще три года, на протяжении которых Кэти строго запрещается посещать Грозовой Перевал. Однако как-то раз она нарушает запрет и оказывается в доме Хитклифа. Там она знакомится поближе с двумя своими кузенами – Линтоном и Гэртоном. Гэртона девушка не может воспринимать, как равного себе, поскольку Хитклиф постарался и сделал все, чтобы молодой человек был жестоким и необразованным. А вот с Линтоном все обстоит гораздо проще – Кэтрин понимает, что испытывает к нему сильную любовь. Сам Линтон ведет себя как ужасный эгоист и не желает показывать свои настоящие чувства. Однако Хитклиф понимает, что, поженив двух молодых людей, он сможет стать единственным владельцем не только Грозового Перевала, но и Мызы Скворцов. Тем более, он ненавидит юную Кэти, считая, что его возлюбленная умерла из-за нее.

Когда Эдгар Линтон чувствовал себя ужасно слабым из-за сильной болезни, Хитклиф исполнил свой зловещий план и поженил Линтона и Кэти. Через несколько дней после свадьбы мистер Линтон скончался, а еще через несколько месяцев умер и Линтон Хитклиф. На этом рассказ миссис Дин подошел к концу.

Если произведение Эмиле Бронте «Грозовой Перевал» скачать, то узнаем, что через какое-то время мистер Локвуд чувствовал себя гораздо лучше. Он принимает решение навсегда попрощаться с Мызой Скворцов и уехать обратно в Лондон. Однако ровно через год ему снова пришлось отправиться к Грозовому Перевалу. Он не смог удержаться от того, чтобы не навестить свою старую знакомую миссис Дин, которая рассказала много интересного. Оказывается, за это время произошли большие изменения. Хитклиф полностью потерял рассудок от безумной любви к Кэтрин и скоропостижно скончался. Вражда между Кэти и Гэртоном также немного поутихла. Через какое-то время молодые люди стали интересоваться друг другом, а еще через несколько месяцев – назначили свадьбу.

Уникальность «Грозового перевала»

Роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» является одним из самых загадочных и уникальных произведений мировой литературы. Его уникальность заключается не только в истории создания (Э. Бронте - человек, получивший практически домашнее образование и редко покидавший пределы родного городка), и в художественной ценности (нетрадиционный сюжет, необычная композиция, актуальная проблематика), но и в том, что он обладает бесконечным множеством смыслов. Считается, что Э. Бронте опередила свое время, - многие исследователи обнаруживают в ее романе предвосхищение модернизма. Роман при жизни писательницы не был оценён по достоинству. Всемирная слава пришла к Эмили Бронте значительно позднее, что, впрочем, часто по необъяснимым причинам случается с великими произведениями, но зато, впоследствии оценённые потомками, они живут уже долгие века и никогда не стареют.

«Грозовой перевал» был издан в 1847 году. Это было начало правления королевы виктории (1837-1901), поэтому его иногда относят к разряду «викторианских» романов. Но Россетти и Ч.-А. Суинберн первыми подметили решительное отступление автора от канонов викторианского романа, они положили начало легенде о Бронте как о «звездном» романтике, художнике-визионере. «Никогда еще роман не разражался такой грозой», - восхищался А. Симпсон, теоретик «эстетизма». И был совершенно прав. Ни один роман, написанный до и после «Грозового перевала», не мог передать такого эмоционального накала и столь различных душевных переживаний главных героев, которые передала Эмили Бронте. Но грозовые раскаты книги Бронте многих насторожили, а ортодоксов отпугнули. Время, лучший критик, все расставило на свои места. Минул век, и У.С. Моэм, живой классик английской литературы, включил «Грозовой перевал» в десятку лучших романов мира. «Манифестом английского гения» назвал книгу критик-коммунист Р. Фокс, посвятив ей в своем исследовании «Роман и народ» самые проникновенные страницы. Известный литературовед Ф.-Р. Ливис причислил Эмили Бронте к великой традиции английского романа, отметив при этом уникальность и неповторимость ее дарования. Множится поток исследований, посвященных сестрам Бронте, и Эмили в частности, но загадка семьи Бронте все еще существует, и личность Эмили, истоки ее поэзии и гениального романа остаются до конца не разгаданной тайной. Нужно ли непременно заглядывать под все ее покровы, стараться совлечь их - вопрос спорный. Быть может, именно неистребимое очарование тайны и влечет нас в наш рациональный век к писательнице, хронологически причисляемой к младшим викторианцам, но при более близком знакомстве воспринимаемой скорее как упрек и вызов викторианской эпохе.

«Грозовой перевал» - книга, во многом предопределившая движение английского романа. Эмили первая сосредоточилась на трагическом конфликте между естественными стремлениями человека и общественными установлениями. Она показала, каким адом может быть пресловутая «крепость англичанина» - его дом, какой нестерпимой фальшью оборачивается проповедь смирения и благочестия под сводами домашней тюрьмы. Эмили выявила нравственную несостоятельность и отсутствие жизненных сил у избалованных и эгоистичных собственников, тем самым она предвосхитила мысли и настроения поздних викторианцев, а в чем-то и превзошла их.

Роман поражает необычайной эмоциональной силой, Шарлотта Бронте уподобила ее «грозовому электричеству». «Более страшного, более исступленного вопля человеческой муки никогда не исторгала у человеческого существа даже викторианская Англия». Даже Шарлотту, наиболее близкого Эмили человека, ошеломила исступленная страсть и смелость ее моральных концепций. Она попыталась смягчить впечатление и в предисловии к новому изданию «Грозового Перевала» заметила, что, создав «яростные и беспощадные натуры», «грешные и падшие создания» вроде Хитклифа, Эрншо, Кэтрин, Эмили «не ведала, что творила».

Это роман - загадка, над которой можно раздумывать бесконечно. Роман, опрокидывающий все привычные представления о Добре и Зле, Любви и Ненависти. Эмили Бронте заставляет читателя посмотреть на эти категории совсем другим взглядом, она беспощадно смешивает, казалось бы незыблемые пласты, одновременно шокируя нас беспристрастностью. Жизнь шире любых определений, шире наших представлений о ней - эта мысль уверенно прорывается сквозь текст романа.

Современник Эмили Бронте поэт Данте Габриэль Россетти, так отзывался об этом романе «…это дьявольская книга, немыслимое чудовище, объединившее все самые сильные женские наклонности…».

Действие романа происходит на вересковых пустошах Йоркшира, которые благодаря этому роману вошли в число туристических объектов Англии. Есть два поместья, две противоположности: Грозовой перевал и Мыза скворцов. Первое олицетворяет беспокойство, бурные и неосознанные чувства, второе - гармоничное и размеренное существование, домашний уют. В центре повествования - истинно романтическая фигура, герой без прошлого Хитклиф, которого неизвестно где и когда нашёл хозяин Грозового перевала мистер Эрншо. Хитклиф, вроде бы, с рождения не относится ни к одному из домов, но по духу, по своему складу принадлежит, конечно, к поместью Грозовой перевал. И на роковом перекрещивании и переплетении этих двух миров и строится весь сюжет романа. Бунт отверженного, изгнанного волею судьбы из своего же царства и горящего неодолимым желанием вернуть себе утраченное - основная идея этого романа.

Судьба свела вместе двух гордых свободолюбивых людей - Хитклифа и Кэти Эрншо. Их любовь развивалась стремительно и бурно. Кэти полюбила Хитклифа как брата, друга, мать, как родственную ей душу. Он был для нее всем: «…он больше я, чем я сама. Из чего бы ни были сотворены наши души, его душа и моя - одно…» говорит Кэти. Хитклиф отвечает ей не меньшей бесконечному, бурному, ледяному, она велика и грозна, как хмурое злое небо над Грозовым перевалом, как вольный и могучий ветер, дующий с пустоши. Их детство и отрочество прошло на дикой и прекрасной пустоши, среди безбрежных полей вереска, под грозовым, черным от туч, небом, рядом с Гиммертонским кладбищем. Сколько переживаний, горя и разочарований пережили они оба. Их любовь могла перевернуть всю жизнь, она была сильнее смерти, это была великая и страшная сила. Так любить могли только сильные и необычные личности, такие, как Кэти и Хитклиф. Но спустившись с Грозового Перевала на Мызу Скворцов, выйдя замуж за Эдгара Линтона и таким образом предав Хитклифа и саму себя, Кэтрин изменила своей сущности и обрекла себя на погибель. Эта истина открывается ей на смертном одре. Суть трагического у Бронте, как у Шекспира, не в том, что ее герои физически погибают, а в том, что идеально человеческое в них нарушается.

Сжимая умирающую Кэтрин в объятьях, Хитклиф обращается к ней не со словами утешения, а с жестокой правдой: «Почему ты предала свое собственное сердце, Кэти? У меня нет слов утешения. Ты это заслужила. Ты меня любила - так какое же ты имела право оставить меня? Какое право - ответь! Не я разбил твое сердце - его разбила ты, и, разбив его, разбила и мое. Тем хуже для меня, что я крепкий. Разве я могу жить? Какая это будет жизнь, когда тебя… О Боже! Хотела бы ты жить, когда твоя душа в могиле?».

В эпоху, когда протестантское благочестие выродилось в буржуазное лицемерие, в условиях викторианства с его ложной иерархией нравственных ценностей, строгими ограничениями и условностями, всепоглощающая страсть героев Бронте воспринималась как вызов системе, как бунт личности против ее диктата. Трагически погибая, герои продолжают любить. Хитклиф и Кэтрин - это месть любви XIX столетию.

Таким образом, две главные темы подняты в романе «Грозовой перевал» - тема любви и тема униженных и оскорбленных. Его уникальность и неповторимость заключается в том, что реалистический замысел внедрен в нем через романтическую символику.

Искусство Эмили Бронте глубоко личностно. Но еще великий Гёте открыл, что самопознание отнюдь не чисто субъективистский процесс. Личные чувства, страсти, эмоции Эмили Бронте преобразованы в ее произведениях в нечто более значительное и универсальное. Великое таинство искусства в том и состоит, что, исходя из концентрированного личного опыта, художник оказывается способен выразить всеобщую правду. Гений олицетворяет эпоху, но он и творит ее.

Культ чувств

Свобода художника в выборе формы и стиля

Общественный человек

Полет фантазии, мечты, многокрасочный мир (реальность в сновидениях)

Принцип условности: мир в преображ. виде

Символика

Аллегория

Взволнованность

Эмоциональность

Новый герой – личность одинакая, бунтарь, изгой, разочаров. В жизни, бегущий от общества в иные экзот. Страны «исключ. Герой в исключ. Обстоятельствах»

В 18 лет эмилия стала учительницей. Нужды недавали сестрам жить благополучно. Они вынуждены были трудиться, давая уроки с утра до вечера. Трагически оборвалась жизнь писательницы. Ухаживая за братом она заразилась туберкулезом и после его смерти скончалась и сама в возрасте 30 лет.

Сестры бронте вступили в дитературу в 1846 году, издав собственный сборник стихов. Стихи эмилии были о природе. Она привлекает писательницу не в состоянии покоя, а в движении. Поэтому в ее творчестве присутствует образ бунтаря. Его властная душа утверждает не гармонию с миром, а индивидуальную власть.

Роман открывается датой 1801г. Но события описанные в нем происходят в течении последних десятилетий 18 века. Во время разорения дворянских усадеб Англии.

В центре произведения образ Хитклифа, бунтаря, все разрушающего на своем пути. Читатель впервые видит его в момент трагедии, приближающейся к развязке. В последующих главах романа рассказывается о его судьбе.

Погружение в прошлое осуществляется двумя рассказчиками: Локвудом и Нелли Дин, постоянной участницей событий. Поэтому ее монолог обширнее и полнее чем у мистера локвуда, который лишь констатирует изменения в событиях и остается сторонним наблюдателем. Уомпозиция романа – это своеобразный диалог рассказчиков, который драматизирован чувствами повествователей, возникшими в той или иной ситуации.

Любовь Хитклива к Кэти Эрншо, дочери человека который его приютил, была естественна и свободна в ранней юности, прошедшей среди цветов и трав. Когда же они были вынуждены подчиниться моральным и социальным устоям общества, исчезла красота и свобода чувства. Члены семьи Эрншо, толкнувшие Кэти на предательство по отношению к Хитклифу, на брак с Эдгаром Линтоном, разбудили в душе Хитклифа силы зла и мести. Постепенно они становятся жертвами мести хитклифа. Он действует по законам, по которым живет общество, где подчиняются обладателю большего.

Таким образом конфликт романа социален. Герои романа обнажают ту духовную атмосферу, в которой они жили. Они, наделенные исключительными страстями, появились как отрицание этого времени, этого состояния общества.

Кэти такая же силаня и незаурядная личность как Хитклиф. Она понимает, что ее брак с Эдгаром ничто иное как лицемерие. Возвращение Хитклифа после долгого отсутсвия удручающе подействовало на кэти. Ее инстинктивное стремление к гармонии стало возможно после смерти.

Месть Хитклифа постоянно борется с любовью к Кэти. Проявление ненависти разрушает его личность.

План реальный вбирает в себя мистические черты (призрак Кэти), Это также приносит смятение в жизнь и поэтому со смертью хитклифа восстанавливается гармония.(имя героя означает утес поросший вереском). Но все же вопреки общественным законам могилы хитклифа и кэти рядом. Нэлли говорит о том, что там их мятежный дух должен обрести покой.

Ограниченное небольшим числом действующих лиц пространство романа замкнуто двумя усадьбами-«грозовой перевал» (скваеры эрншо) и «мыза скворцов». (судья линтон) Постоянные возвращения Локвуда позволяют ему увидеть в провинции кипение страстей, которые своей динамикой оттеняют его образ.

Тема месте постепенно исчерпывает сея и уступает место теме торжествующей любви., которая получает дальнейшее развитие в детях кэтрин и ее брата – кэтрин и гэртон. Если трагедия старшего поколения занимает основное пространство романа, но повествование о кетрин и гертоне несколько скромнее. Писательница как бы вновь проиграла прежнюю ситуацию: гэртон в роли подкиыша, кэтрин на месте ее матери. Но молодые герои иначе отнеслись к нравственным и социальным нормам общества, в котором они живут. В их душах торжествует любовь, она уравнивает их, возрождая добро, уничтожая силы зла и разрушения.

В своих романах художники отстаивали права обездоленных, одновременно прославляли светлые стороны национальной жизни, осуществляли анализ политической и экономической жизни своей страны. Анализируя современную действительность, они прославляют такие бессмертные ценности, как любовь, доброта, человечность, христианское милосердие и тепло домашнего костра. Лондон в романах писателей - это не парадный город, который привлекает своей респектабельностью, а кварталы бедняков, где в любое время можно оказаться на улице из-за неуплаченной квартирной платы, где горе идет рядом с радостью, причем радостью сомнительной, часто связанной с бутылкой.

Реализм этого периода - одухотворенный романтизмом. Писатели-реалисты верили в возможность морального усовершенствования общества средствами литературы. Англия середины ХІХ ст. быстро направлялась путем коммерциализации общества, духовность от этого, безусловно, страдала, страдало и милосердие.

Своеобразность художественного метода автора в полной мере проявилась в ее едином прозаическом произведении - романе “Грозовой Перевал”. Много исследователей зашли в тупик, стараясь отнести книгу к одному из двух основных художественных направлений ХІХ столетие - романтизма или “классического реализма”.

Писательница освещает в своем романе две основные темы: тему любви и тему унижения достоинства человека. Они воплощены в сложных отношениях, которые связывают члены двух семей в двух поколениях.

Дом на «Грозовом перевале» - жилье детей бури, а цивилизованный современный дом в уютной Долине Дроздов - детей мира. Отношения между этими контрастными пространствами происходят по принципу взаимоотторжения и притягивание. После смерти Хитклифа-разрушителя, который завладел обеими домами, утихают конфликты и наступает равновесие, которое, по толкованию исследователей, символизирует космическое равновесие. Ежедневные визиты духа Кетрин к смертельно больному Хитклифу можно истолковать как проявления его паранойи.

С непревзойденным мастерством и конкретностью писательница описывает быт персонажей. Вместе с ними читатель будто ощущает шум пронзительного, холодного ветра в кронах елей, который царапает ветвью по оконному стеклу. Читателя будто согревает тепло камину, заслепляет блеск посуды, разложенной на широких дубовых полках. Но уникальность и неповторимость романа заключается в том, что реалистический замысел внедрен в нем через романтическую символику (даже имя главного героя Хитклиф означает “скала, которая поросла вереском”). Писательница стремится передать по возможности точнее страстный, отрывистый язык Хитклифа, и спокойную, эпическую манеру рассказа Элен Дин, жизнерадостное краснобайство маленькой Кетти, и беспорядочное мечтание старшей Кетрин, охваченной сумасшествием. Эмили Бронте детально воссоздает говор Йоркшира в речи старика рабочего Джозефа, чьи выражения звучат будто пасмурный аккомпанемент преступным действиям, которые происходят вокруг.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама