Семен Челюскин родился в 1700 году в городе Белев, Тульская область. Осенью 1714 года, юноша зачислен в московскую Школу математических и навигационных наук, которая располагалась в Сухаревской башне. Начиная с 1720 года, служил на кораблях Балтийского флота навигатором.
Позднее, Семен занял должность ученика штурмана и подштурмана. Далее, продолжил службу на Балтике. С 1733 года, участвовал в Великой Северной экспедиции. В период с 1735 по 1736 год, являлся штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции Прончищева. Вел дневниковые записи данной экспедиции. Так же, конспектировал описание открытого берега.
В сентябре 1736 года, из-за болезни и смерти Прончищева, Челюскин принял командование кораблем и вывел судно из залива Фаддеяк к устью реки Оленек. В декабре 1736 года, санным путем вместе с геодезистом Чекиным вернулся в город Якутск.
Семен Иванович являлся первооткрывателем самого северного места континентальной Евразии, которое позже названо мысом Челюскина. Осенью 1742 года, вернулся в город Санкт-Петербург, где получил звание «мичман».
Далее, служил на разных должностях Балтийского флота. В 1746 году, Семен Челюскин командовал яхтой «Принцесса Елизавета». Через пять лет исследователь произведен в лейтенанты, затем получил звание капитана - лейтенанта. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга вышел в отставку.
Память о Челюскине
В честь Челюскина названа улица в легендарном городе Путивль
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
Средний разведывательный корабль «Семён Челюскин» проекта 850 в составе Черноморского и Тихоокеанского (с 1977 года) флотов ВМФ СССР и России в 1966-1993 годах.
В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица.
В Санкт-Петербурге Удельный парк с 1934 по 1991 назывался парк Челюскинцев.
В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
Улица в г. Нежин (Украина)
В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка.
В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
Именем С.И. Челюскина назван борт VP-BTC «Аэрофлота» модели Airbus A320-214.
В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд.
В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Томске, Барнауле, Курске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк
В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица
В городе Донецк (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Днепр (бывший Днепропетровск), Украина в честь Челюскина названа улица
В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь названа улица.
В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица
В городе Оренбург (Россия) в его честь названа улица
В городе Новокузнецк (Россия, Кемеровская область) в честь Челюскина названа улица
В городе Могилёв (Беларусь) в честь экипажа парохода «Челюскин» названа улица
В городе Селидово Донецкой области (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Якутске в честь Челюскина названа улица
( XVIII век)
Челюскин в течение десяти лет - с 1733 по 1743 г. - принимал самое деятельное участие в работах отряда Великой северной экспедиции, описывавшего берега Северного Ледовитого океана от устья Лены на запад. На долю Челюскина выпали опись и обследование наиболее трудных участков побережья - самой северной части Таймырского полуострова. Он дошел, попутно производя съемку, до крайней северной оконечности Азии (77°34), по справедливости впоследствии названной мысом Челюскина. Проявленные при этом Челюскиным мужество, энергия и выносливость ставят его в ряд самых настойчивых и неутомимых полярных исследователей.
Биографических данных о Челюскине сохранилось очень мало. Даты рождения и смерти не установлены. Известно лишь, что он происходил из мелкопоместных дворян бывшей Калужской губернии. Еще с детства у Челюскина стали проявляться наклонности к путешествиям, и отец отдал его в «Навигацкую школу», - так называлось тогда морское училище. Учиться было трудно: не хватало преподавателей, почти не было книг по мореходному делу. Челюскин преодолел все препятствия, окончил в 1726 г. Навигацкую школу и был зачислен на службу подштурманом. 17 апреля 1733 г. Челюскин был зачислен в состав Великой северной экспедиции и одновременно произведен в штурманы.
Во время Великой северной экспедиции Челюскин был в отряде, которым вначале командовал лейтенант Прончищев, а после смерти Прончищева - лейтенант Харитон Лаптев; отряд Прончищева в 1735 г. на дубель-шлюпке «Якутск» спустился в море по Лене и, обогнув дельту, направился к устью реки Оленек, где стал на зимовку.
В начале августа 1736 г. судно двинулось к устью реки Анабар, откуда после небольшой остановки направилось к Хатангскому заливу. Пробиваясь сквозь густые льды, «Якутска достиг, по современным данным, 77°45" с. ш. На обратном пути с величайшим трудом пришлось пробиваться сквозь тяжелые льды. В это время судном командовал Челюскин, так как Прончищев был прикован к постели тяжелой болезнью. 6 сентября судно добралось до места прошлогодней зимовки, где похоронили Прончищева, а вскоре и его жену - Марию Прончищеву.
В середине декабря 1736 г. Челюскин и геодезист отряда Чекин, захватив с собою судовые журналы и отчеты, выехали в Якутск; они везли также образцы горной породы, собранные Чекиным на реке Анабар. Из-за ссоры со сборщиком податей они не получили лошадей и прожили в поселке Сектях на Лене до июня 1737 г. В августе из Якутска в Петербург отправлялся Дмитрий Лаптев, с ним Челюскин послал журналы и карты плавания, а также рапорт, в котором просил о присылке нового такелажа и компасов.
Летом 1737 г. боцман Медведев привел дубель-шлюпку в Якутск. На место умершего Прончищева был назначен лейтенант Харитон Лаптев. Адмиралтейств-коллегия поручила Лаптеву повторить попытку Прончищева обогнуть Таймырский полуостров с востока и с моря описать район от Лены до Енисея, а если это сделать окажется невозможным, то осмотреть и описать берег с суши.
Весь 1738 год ушел на подготовку к плаванию и только летом 1739 г. дубель-шлюпка «Якутск» вышла в море и 6 августа достигла Хатангской губы. Челюскин и Чекин обследовали побережье губы и выяснили, что в нее впадают реки Балахна и Хатанга, а в последнюю впадает река Попигай. Вскоре дубель-шлюпка двинулась дальше и 21 августа достигла мыса Фаддея. Здесь оказались сплошные льды, удобного места для зимовки не нашлось, и отряд принужден был возвращаться в Хатангскую губу, куда и прибыл 29 августа и стал на зимовку в устье реки Блудной. Во время зимовки Челюскин производил обследование и описание окрестностей. Челюскин на оленях добрался до устья реки Таймыры, прошел к морю, а отсюда двинулся вдоль берега на запад.
Дойти до реки Пясины он не смог и 17 мая 1740 г. вернулся на зимовку. Уже приближалась весна, началась подготовка к продолжению плавания,
Дубель-шлюпка смогла выйти из Хатанги только 13 июля, так как мешал скопившийся в Хатангском заливе лед; остров Бегичева «Якутск» миновал только 12 августа. 13 августа при продвижении судна вдоль кромки сплошного льда на северо-запад переменившийся ветер стал нагонять льды. В борту появились пробоины, и вода хлынула внутрь. Положение судна стало безнадежным, и команда покинула его. С большим трудом люди добрались до бывшей зимовки в устье реки Блудной в Хатангском заливе.
Из опыта своих предыдущих плаваний с Прончищевым и двух последних неудачных попыток Челюскин пришел к убеждению, что на таком судне, как «Якутск», обогнуть полуостров Таймыр невозможно. С его доводами согласился и сам Лаптев и совет (консилиум), созванный Лаптевым 8 ноября 1740 г. Было решено просить разрешения у Адмиралтейств-коллегий производить опись Таймырского полуострова сухим путем, т. е. продвигаясь пешком по берегу. Такое разрешение в дальнейшем было получено. Но еще до этого, весной 1741 г., Лаптев отправил несколько сухопутных партий для обследования и описи Таймырских берегов.
Начался самый ответственный этап работы отряда. Большие заслуги принадлежат в этом деле Челюскину, на его долю выпало произвести обследование и опись самых трудных и отдаленных мест побережья. 28 марта 1741 г. Челюскин отправился с места зимовки в путь, в его распоряжении имелись два солдата и три собачьих нарты. Задача Челюскина состояла в том, чтобы добраться по тундре до устья реки Пясины, а оттуда пройти с описью берега вокруг Северо-Западного мыса на восток до устья реки Таймыры.
Преодолевая большие трудности - сильные морозы и бураны, страдая от снежной слепоты (воспаление глаз, вызванное отраженными от снега солнечными лучами), Челюскин все же произвел опись своего участка. 1 июня он встретился с Лаптевым недалеко от устья реки Таймыры, и они вместе прошли до устья Пясины, откуда добрались до Туруханска. В декабре 1741 г. Челюскин снова отправляется на исследование послед него наиболее труднодоступного участка - северного берега Таймырского полуострова. В конце февраля он достиг устья Хатанги. Отсюда он, производя опись берегов, направился к северу вдоль побережья и 1 мая достиг мыса Фаддея. Продвигаясь дальше, Челюскин установил, что берег тянется на север. Наконец, 7 мая 1742 г. он достиг мыса, от которого берег явно поворачивал на юг. Это и был недоступный дотоле мыс Северо-Восточный. Здесь Челюскин определил астрономически широту места (77°34" - по современной карте 77°41´), поставив знак (привезенное с собой бревно), и составил описание мыса.
«Сей мыс каменный, приярый, высоты средней; около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточно-Северный мыс» - записано в путевом журнале Челюскина.
На обратном пути Челюскин встретился с посланным ему навстречу солдатом, а в устье Пясины с самим Лаптевым. Вместе с Лаптевым Челюскин добрался по Енисею до Енисейска, и отсюда оба в августе 1742 г. выехали в Петербург.
Работа отряда была успешно закончена. Большая доля в этом успехе принадлежит Челюскину; благодаря своему мужеству, энергии, выносливости Челюскин преодолел все трудности полярного похода и с честью выполнил поставленную перед ним задачу. Челюскин вел подробный путевой журнал, где тщательно описаны маршруты походов и указаны измеренные координаты.
Журнал Челюскина был впоследствии обработан историком русского флота А. Соколовым и опубликован в «Записках гидрографического департамента». По данным журнала, Соколов перевычислил широту мыса Северо-Восточного. Она оказалась той же, что и у Челюскина. Это окончательно рассеяло некоторые сомнения в том, что Челюскин действительно достиг крайней северной оконечности Азии. В этом огромная заслуга штурмана Челюскина перед географической наукой. Но эта заслуга Челюскина не была оценена его современниками.
Имя Челюскина, однако, не осталось забытым. В 1878 г. Норденшельд первым после Челюскина подошел на «Веге» к Северо-Восточному мысу и, воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, предложил именовать Северо-Восточный мыс в честь Челюскина - мысом Челюскина. Под этим названием и значится теперь этот мыс на карте Арктики.
Кроме этого мыса, о Челюскине напоминают: остров Челюскина (в устье Таймырской губы) и полуостров Челюскина (самая северная часть полуострова Таймыр). Имя Челюскина было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. в одну навигацию Северный морской путь, но в конце пути вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед челюскинцев тысячекратным эхо повторило имя Челюскина всему миру.
В 1745 г. по окончании экспедиции Челюскин был произведен в лейтенанты и командовал придворными яхтами, затем в чине капитан-лейтенанта был переведен в Балтийский флот. В 1760 г. Челюскин вышел в отставку в чине капитана 3-го ранга.
Семен Иванович Челюскин (около 1700 - ноябрь 1764) - русский полярный мореплаватель.
Многие слышали о челюскинцах, храбрых исследователях Арктики, которых спасала в далекие 30-е годы прошлого столетия вся страна, и которые получили первые звания героев Советского союза. Но все ли знают о человеке, давшем свое имя легендарному кораблю? Итак, рассказ о жизни полярного исследователя Семёне Ивановиче Челюскине.
Сведений в истории о С.И.Челюскине сохранилось не так уж и много. Даже годы его жизни и место рождения и захоронения достоверно не известны. Вот что можно узнать о нем в Википедии:
Семён Иванович Челюскин (около 1700 - ноябрь 1764) - гидрограф, путешественник, полярный исследователь. Точно место рождения неизвестно, предположительно - в селе Борищево Перемышльского уезда Калужской губернии.
Осенью 1714 года в Москве Челюскин был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1720-е годы С. И. Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 года служил на Балтийском флоте, в 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега.
В сентябре 1736 года из-за болезни Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.
В 1738-1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева. В 1741-1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.
Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга в отставке.
Известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф сказал о Челюскине так:
"Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки".
Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено.
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.
И все же неутомимые исследователи родного края установили, что Челюскин С.И. родился в период с 1704 по 1707 гг. в в селе Мишина Поляна Белевского уезда (сейчас село в Арсеньевском районе Тульской области).
Спустя две с лишним сотни лет после открытия мыса его имени в Белеве прошла церемония закладки символического камня на месте будущего памятника Челюскину. Уже известен скульптор, который скоро приступит к работе над монументом. По проекту, вокруг памятника раскинется новый городской парк. Место, где будет стоять памятник, отмечено двумя огромными валунами. С возвышенности, где будет стоять монумент, пологий спуск ведет к реке Оке. Сами камни символизируют полуостров Таймыр, а ложбина между ними - Хатангский залив.
Мало известно о личной жизни Семён Ивановича, а также о периоде его жизни после отставки. Вот что пишет об этом один из исследователей (имя не смог установить) его жизни:
"...С отставкой Семен Иванович Челюскин канул в неизвестность, были преданы забвению его поистине героические деяния во имя Отечества. Была неизвестна даже дата смерти первопроходца. Заинтересовавшись этим вопросом, я начал вести архивный поиск, который сосредоточил на детях и жене Челюскина. Установлено, что у Семена Ивановича было три сына и дочь. Не имея дома в Москве, Челюскин обосновался в деревне. Значит, надо изучать обширный фонд Поместного приказа Российского госархива древних актов.
В результате кропотливого просмотра многочисленных дворянских прошений начала-середины 1760-х гг. мне удалось отыскать челобитную вдовы А. Челюскиной. В марте 1765 г. она обращалась к "Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне". В документе, в частности, сообщалось: "...бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана - лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом 1764 году в ноябре месяце моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало...".
Итак, суровый арктический первопроходец и открыватель северной точки Старого Света Семен Иванович Челюскин умер в ноябре 1764 года. Однако до сих пор не установлено место его погребения.
Выскажу некоторые предположения. В своей челобитной вдова Челюскина писала, что после смерти мужа остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский район Тульской области.-В.Б.), Алексинском (Тульская область), Перемышльском (Калужская область) и Белевском (Тульская область). В свое время мне довелось побывать в деревнях и селах, которыми когда-то владел С.И. Челюскин. Изучение данных на местах, а также анализ источников 1750-1760-х гг. позволил сделать такие выводы. Скорее всего, после отставки Семен Иванович поселился в сельце Босарево Алексинского уезда. Дело в том, что недалеко от Алексина в имении своего мужа отставного майора А.А. Змиева проживала его единственная (сыновья С.И. Челюскина селились в других местах) и любимая дочь - Аграфена (или Агриппина) Семеновна. Несомненно, в трудные минуты она ободряла и поддерживала больного отца.
Видимо, Семен Иванович Челюскин умер в сельце Босарево. Но похоронили его, вероятно, в селе Рождество-Слуки. Это предположение можно обосновать следующим фактом. В труде "Приходы и церкви Тульской епархии", опубликованном в 1895 г., сказано: "Село Рождество-Слуки Алексинского уезда, в 7 верстах от города Алексина...Очень древний церковный приход, более 500 лет. Третий храм...построен на средства прихожан майора Александра Змиева. Придельный алтарь в храме во имя чудотворца Николая устроен в 1791 г. на средства жены храмоздателя Агриппины Змиевой...". Примечательно, что святой Николай издавна считается покровителей мореплавателей и путешественников. Уверен, что дочь нарекла церковный придел в память о своем отце-моряке, который, видимо, и был здесь погребен".
Источники:
http://legend-bs.ru/12-istoriya/28-chelyuskin - Семен Иванович Челюскин – человек и пароход http://hramznameniya.ru/news/?id=2644 – Славные имена России. Челюскин С.И.
http://ru.convdocs.org/docs/index-456757.html - Семен Иванович Челюскин http://www.kp.ru/online/news/565140/#close - Под Тулой появится памятник мореплавателю http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:800668 - Родовод
Штурман - первооткрыватель Автор статьи - Дмитрий Анатольевич Овчинников. Первая полярная путешественница XVIII века Т.Ф. Прончищева, родившаяся в Тульской губернии, отправилась в опасный путь и приняла там смерть вместе со своим мужем - командиром одного из отрядов Второй Камчатской экспедиции В.В. Прончищевым. Потом этот отряд продолжил запланированный поход уже под командованием штурмана Семена Ивановича Челюскина - тоже уроженца Тульской губернии. РОДИНА - БЕЛЕВСКИЙ УЕЗД О Прончищевых многое стало известно благодаря исследованиям известного тульского педагога и писателя, действительного члена Географического общества Дориана Михайловича Романова и его ученика - московского журналиста и архивиста Валерия Викторовича Богданова. И именно Богданов серьезно уточнил биографию С.И. Челюскина. Дело в том, что длительное время были неизвестны его точная дата и место рождения. В различных источниках назывались то 1704 год, то «около 1700 года», то Москва, то село Борищево Калужской губернии… Однако Валерий Викторович провел скрупулезный анализ материалов Российского государственного архива древних актов и установил, что Семен Челюскин родился около 1707 года в одной из родовых усадеб Белевского уезда Тульской губернии, где его семья поселилась еще в начале XVII века. В.В. Богданов отмечает: «Род Челюскиных (во многих документах XVII в. эта фамилия значилась как Челюсткины) имеет старинное происхождение. Предки Семена Челюскина служили воеводами, были объезжими и «письменными головами», стольниками и стряпчими. Так, его дед Родион Матвеевич дослужился до «головы» (чин полковника. - В.Б.) московских стрельцов. Это значит, что он был богат, знатен, вхож в царский двор. Родион Челюскин содействовал служебному росту сына Ивана: тот был сначала стряпчим, потом стольником. Круто изменилось колесо фортуны при Петре I. После подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в список Тайной канцелярии. Оказавшись в опале, Иван Родионович был вынужден продавать и закладывать имения и земли, влезать в неоплатные долги и обрек свою семью на скудную жизнь в глухой деревушке…» Из публикаций журнала «Природа» можно установить, что впервые Семен Челюскин прибыл в Москву на смотр дворянских недорослей летом 1714 года, и осенью его уже зачислили в Школу математических и навигацких наук, а в 1721 году он «получил аттестации в науке и в практике», зарекомендовав себя, «как честному человеку надлежит, пробу дав в достоинстве штурманской должности и хорошем обхождении». В книге «Колумбы Росские» есть сведения о том, что в 1720-е годы Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности «навигатора», ученика штурмана и подштурмана. Вместе с тем, он практиковался и в описании прибрежных участков Финского залива. При этом он зарекомендовал себя знающим моряком, и уже в 1727 году подштурман Челюскин обучал гардемарин на Балтике. Также В.В. Богданов установил, что в конце января 1733 года в Адмиралтейство был подан «список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию», где одним из первых числился подштурман Семен Челюскин, которого вскоре произвели в штурманы. Также среди офицеров флота в экспедицию отправлялся земляк и приятель Челюскина лейтенант Василий Прончищев, которому предстояло возглавить отряд по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. Лейтенант взял в свою команду энергичного штурмана. В конце июня 1735 года они ушли в плавание, а спустя год Челюскин похоронил супругов Прончищевых… ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ Во время второй зимовки в Усть-Оленеке Семен Иванович хорошо обдумал обстоятельства предыдущих неудачных плаваний. 23 февраля 1738 года в Адмиралтействе «слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту». Почти два года Челюскин со своим отрядом провели в Якутске, а после длительных приготовлений 13 июля 1740 года наконец-то смогли продолжить поход. Но не надолго… 15 августа дубель-шлюп «Якуцк» намертво затерло дрейфующими льдами вблизи бухты, названной впоследствии именем Татьяны Прончищевой. Челюскин принял решение оставить «Якуцк» и спасать людей, сгрузить на лед снаряжение и припасы, сделать санки и идти к берегу. Там отряд построил потом две «юрты земляные», где люди жили до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, путешественники, как записано в судовом журнале, «претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготною болезнию, от которой несколько служителей померло», но достигли обжитого зимовья… За следующий 1741 год партии штурмана Семена Челюскина и лейтенанта Харитона Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Нижней Таймыры. Конец лета и осень они провели в Туруханске с целью подготовки к съемке северной части Таймырского побережья. 5 декабря 1741 года Семен Иванович выехал с солдатами на собачьих упряжках из Туруханска к реке Хатанге. Между Лаптевым и Челюскиным была договоренность: штурман, достигнув северо-восточной части полуострова, повернет на запад, описывая побережье; лейтенант последует из Туруханска до устья Нижней Таймыры и далее на восток, ему навстречу. 15 февраля 1742 года по рекам Хете и Хатанге группа Челюскина прибыла в Попигайское зимовье, а конце марта двинулась на север, затем - вдоль побережья на северо-запад. У мыса Святого Фаддея штурман соорудил маяк. Все это время он непрерывно вел съемку побережья. 6 мая, согласно записям путевого журнала, при «погоде чистой и сиянии солнечном», Челюскин вычислил географическую широту места - 77°27’. Через два дня группа продолжила путь, а через пять верст достигла неизвестного мыса. Семен Иванович записал в путевом журнале исторические слова: «Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой... Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою». Только в начале XX века было установлено, что этот мыс и есть северная оконечность Евразии. А В.В. Богданов описывает это так: «Только один час провел Челюскин в районе крайней северной точки материка. Штурман указал в журнале, что, по его мнению, Северо-Восточный мыс окончился, и земля лежит от запада к югу. По западному берегу полуострова он направился на юго-запад, к устью Нижней Таймыры». Еще в феврале 1742 года Лаптев устремился к устью Нижней Таймыры, чтобы оттуда пойти навстречу Челюскину. Но ему не хватило провианта, поэтому в начале мая лейтенант выслал навстречу штурману солдата, а сам вернулся обратно в Туруханск. 15 мая группа Челюскина встретилась с тем посыльным, и вместе они двинулись на юг через тундру. 20 июля 1742 года Семен Иванович сделал самую последнюю запись в своем походном журнале: «Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева». ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ С 1878 года тот самый мыс – северная точка Евразии – официально носит имя Семена Ивановича Челюскина. Но признание пришло не сразу… Все дело в том, что 27 августа 1743 года Лаптев представил в Адмиралтейство рапорт, журналы, «сочиненные морские карты» и приступил к обработке материалов и составлению генеральной «Морской карты описания берега Северного Ледовитого моря меж реками Лены и Енисея». В сентябре 1743 года вышла рукопись «Описание, содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчацкой экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние». Ее авторство приписано исключительно Лаптеву, но это не верно. Ведь в ее основу легло «Описание берегов морских, рек и заливов Северного моря, начавшихся с реки Лены», составленное в 1742 году штурманом Челюскиным. Лаптев только осуществил обобщение сведений, собранных в свое время Прончищевым, Челюскиным и другими членами той экспедиции. Когда Семен Иванович вернулся в Петербург, он не был достойно вознагражден, ему лишь милостиво дали самый первый офицерский чин на флоте – мичмана, в котором он и продолжил службу на Балтике. Лаптев же участвовал в составлении «Генеральной карты Сибирским и Камчацким берегам», был командиром крупных морских кораблей, а на закате жизни даже получил большую должность – главного интенданта по снабжению Балтийского флота. Указ Адмиралтейств-коллегии от 18 декабря 1756 года говорит «об отставке морского флота лейтенанта Семена Челюскина с награждением морского капитана 3-го ранга». Уволенный с флота «за болезнью и старостью», с «пашпортом об отставке от всех дел», Семен Иванович стал жить с женой в небольшом имении в Алексинском уезде Тульской губернии... Остались неизвестны дата и место кончины первооткрывателя северной точки нашего родного материка. И опять же велика заслуга Валерия Викторовича Богданова в их уточнении. В результате длительных поисков он обнаружил в фондах Поместного приказа Российского государственного архива древних актов челобитную жены Семена Ивановича Челюскина, датированную мартом 1765 года и обращенную к «Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне», в которой записано: «…бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало». Однако точная дата пока остается загадкой. Высказал В.В. Богданов в своих исследованиях и определенные соображения по месту погребения Семена Ивановича Челюскина. Так, он обратил внимание в той самой челобитной вдовы Челюскина на сообщение, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в уездах: Лихвинском (сейчас это Суворовский район Тульской области), Алексинском, Белевском, Перемышльском, который ныне в Калужской области. После тщательного анализа из всех возможных вариантов Валерий Викторович Богданов остановился на большей вероятности захоронения тела Семена Ивановича Челюскина в селе Босарево неподалеку от тульского города Алексина. Но это предположение требует дальнейших подтверждений… Также хотелось бы обратить внимание, что упомянутые знаменитые путешественники Второй Камчатской экспедиции родились в соседних уездах и были по сути земляками: лейтенант Василий Васильевич Прончищев – родился в «селе Торбеево-тож в Калужской провинции под Алексином» (в настоящее время это село Богимово Ферзиковского района Калужской области), его жена Татьяна Федоровна Прончищева – в селе Березово Алексинского уезда (сейчас Дубенского района) Тульской губернии, штурман Семен Иванович Челюскин – в Белевском уезде Тульской губернии. Стоит упомянуть еще одного участника этой экспедиции – помощника ее главного руководителя Витуса Беринга – капитана-командора Алексея Ильича Чирикова, который появился на свет в селе Лужное Одоевского уезда (ныне Дубенского района) Тульской губернии. Удивительные совпадения! Богата земля тульская на великих людей!
С. И. Челюскин - морской путешественник, исследователь, участник многолетней экспедиции, сделавший серьезные географические открытия, оставленные без внимания при его жизни.
Происхождение
Предки Челюскина (по документам 17 в. - Челюсткины) поначалу были вполне успешными людьми, занимали важные должности, хорошо продвигались по службе, были богаты
Но при Петре Первом отец Семена Ивановича оказался в опале (он был в числе взбунтовавшихся московских стрельцов) и до конца жизни его семья прозябала в деревенской глуши, еле-еле сводя концы с концами.
Точных сведений о том, где и когда родился С. И. Челюскин, до сих пор не обнаружено, примерно это 1700г.
Обучение
В 1714 году дворянский недоросль Семен Челюскин был принят в московскую школу, где мальчиков обучали точным и навигационным наукам. Здесь будущий исследователь постигал премудрости математики, географии, астрономии.
Он был толковым и старательным учеником. В 1721г., окончив учебу, был рекомендован по аттестату на штурманскую деятельность.
Начинающий моряк Челюскин
В начале морской карьеры (1720-е годы) Челюскин служил на Балтийском флоте навигатором, учеником штурмана и подштурманом. Тогда же начали проявляться и его исследовательские наклонности: он описывал прибрежные территории финского залива. А позже, в 1727 г., уже преподавал морское дело балтийским гардемаринам.
Несмотря на явную одаренность, ничто не сулило будущему первопроходцу хорошей карьеры, потому что все главные должности на морских судах предназначались иностранным специалистам, а в адмиралтействе у Челюскина не было влиятельных покровителей.
В составе Камчатской экспедиции
В апреле 1732 г., вышел указ о предстоящей Великой Северной экспедиции, которую еще называли Камчатской. В ее состав неожиданно был включен и подштурман Челюскин, которому было поручено обеспечить экспедицию всем необходимым: провизией, одеждой, оборудованием и оружием.
Преодолев бюрократию и волокиту чиновников, Семен Иванович все нужное достал, хотя и с задержкой. В ходе экспедиции, которой руководил В. Беринг, помимо прочего, предстояло исследовать северный берег моря между Леной и Енисеем.
Для этого был снаряжен специальный отряд под руководством Василия Прончищева, который сделал Челюскина членом своей команды. Экспедиция началась летом 1735. Невыносимые условия работы за Полярным кругом привели к тому, что отряд утратил своего руководителя. Челюскин продолжил начатое Прончищевым.
Два года в Якутске
Беринг отбыл на Камчатку, оставив вместо себя Челюскина. Почти два года экипаж экспедиции пребывал в Якутске, готовясь к новому плаванию и ожидая указаний и помощь из Адмиралтейства.
Во льдах
В середине июля 1740 экспедиция снова вышла в поход. Через месяц случилась беда. Корабль с 40 членами экипажа попал в ловушку. Стиснутый дрейфующими льдами, он не мог двигаться дальше. Для спасения людей был только один выход: высадиться с корабля.
Смастерили большие сани, выгрузили провиант, снаряжение и двинулись на материк. Члены экипажа болели цингой, несколько человек умерли, но, пройдя по ледяной пустыне 700 верст, команда высадилась на берегу.
Сделали две времянки и стали ждать, когда установится зимний путь. Несколько месяцев ожидания никто не сидел без дела. И хотя катастрофически не хватало провизии (выручил сибирский промышленник Сазоновский, приславший семьдесят пудов муки), одолевали болезни и холод, но группа исследователей изучала берег, описывались прибрежные территории. Неизученной осталась лишь северная часть полуострова Таймыр.
В самой северной точке материка
Это сделали Семен Челюскин и Харитон Лаптев. Они разделились: группа Лаптева идет на восток полуострова, а Челюскин - на запад. Туруханские жители очень серьезно помогли исследователям: собачьими и оленьими упряжками, продовольствием. В условиях 50-градусных морозов люди проходили по 30 и даже 40 верст ежедневно.
Нужно было достичь северного побережья, чтобы потом идти вдоль него на запад, описывая территории. И опять же с помощью местных жителей Челюскин совершил этот труднейший переход. На крутом берегу мыса Святого Фаддея был сооружен маяк. Это была точка, где еще не ступала нога человека. А дальше - все по намеченному плану.
Семен Челюскин, собачьи упряжки в самой северной части материка фото
Исследования Челюскина подробно и лаконично описаны в его путевом журнале. Кроме деловых заметок, есть упоминания о замученных собаках, но - ни единого слова, которое бы выявило чувство страха, отчаяния или усталости самого Семена Ивановича. Изо дня в день велись непрерывные работы. Пережили и суровейшие морозы, и страшные метели.
И вот, наконец, достигли мыса, оказавшегося самой северной точкой Евразии. Но Челюскин так и не узнал, что совершил величайшее географическое открытие, он даже не особенно впечатлился увиденным: сделал обычные записи, вычисления и отправился на юго-запад вдоль берега, пока 20.07.1742 в г. Мангазея не встретился с Х. Лаптевым.
Смерть в безвестности
Позже, когда уже стало известно, что Челюскин совершил небывалый подвиг и открытие, мыс был назван его именем. А при жизни он не получил за это никакой награды. Жил до смерти со своей семьей в маленьком имении Алексанского уезда. Умер, вероятнее всего, в 1764 г. Где захоронен, до сих пор неизвестно.