THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Диапазон: Родственные инструменты

Фускле́ц - опорный брус для крепления ножки рояля.

Капода́стр - металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.

Па́нцирь - сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн ), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы - беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклееный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. (Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны). Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было - её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца (см. ниже-шпрейц ).

Штульра́ма - массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.

Шпрейц - брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.

Стру́нный шта́пик - литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы -винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

Педали

Большинство роялей оснащены тремя педалями. Посредством педалей можно:

  • удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая);
  • ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы);
  • удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя).

История

Впервые фортепиано крыловидной формы представил в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори - придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи на приеме в Палаццо Питти во Флоренции. Наблюдая за игрой уличных цимбалистов, Кристофори заметил, что, ударяя мягкими колотушками по струнам, эти музыканты добиваются особой выразительности звука. Кристофори переделал конструкцию клавесина, создав принципиально новый механизм звукоизвлечения посредством ударов мягких молоточков по струнам. Таким образом, стало возможным изменять силу звучания при игре. Первое фортепиано Кристофори назвал Gravicembalo con piano e forte - Большой клавесин с тихим и громким звучанием . До конца XVIII века фортепиано подвергались постоянным усовершенствованиям, что к началу XIX века поставило их вне конкуренции с клавесином и клавикордом. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается фабричное производство в Европе (особенно бурно в Германии), Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.

Классификация

По размеру рояли классифицируются следующим образом:

  • Большие концертные длиной свыше 270 cм - максимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в больших и средних залах, ансамбли с большим симфоническим оркестром, студийная звукозапись
  • Малые концертные длиной 225-250 cм - большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в средних залах, ансамбли малых составов, студийная звукозапись
  • Салонные (универсальные) длиной 200-220 cм - большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное и любительское исполнение в музыкальных гостиных (салонах) и в малых залах, обучение фортепианному искусству
  • Кабинетные длиной 180-195 cм - средний диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
  • Малые кабинетные длиной 160-175 cм - малый диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
  • Миниатюрные миньон (мини) длиной 140-155 cм - минимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: удовлетворение рыночного спроса на инструменты малых размеров.

Примечание: В большинстве случаев номер модели рояля - это его длина в сантиметрах или дюймах.

По своему предназначению рояли классифицируются следующим образом:

  • Совершенные - для занятий чистым искусством
  • Профессиональные - для работы музыканта-профессионала
  • Любительские - для любительского музицирования
  • Обучающие - для обучения фортепианному искусству
  • Интерьерные - для украшения интерьера
  • Статусные - для создания имиджа владельца
  • Антуражные - для создания шоу, представления, инсталляции и пр.
  • Самоиграющие - для развлечения
  • Аутентичные - для аутентичного исполнения музыки определенного исторического периода
  • Универсальные - рояли, сочетающие в себе несколько предназначений

Рейтинг роялей

По качеству, совершенству конструкции, красоте звука, игровым свойствам и надёжности рояли подразделяются на следующие классы (современные производители):

1. Премиум-класс (элита), длина корпуса более 160 см:

C. Bechstein (с 1853 года, Зайфхеннерсдорф, Германия), Steinway & Sons (с 1853 года, Нью-Йорк, США; с 1880 года, Гамбург, Германия), Mason & Hamlin (с 1854 года, Гэверхилл, Массачусетс, США), Bösendorfer (с 1828 года, Нойштадт, Австрия), Steingraeber & Söhne (с 1854 года, Байройт, Германия), Fazioli (с 1981 года, Сачиле, Италия)

Рояли премиум-класса являются совершенными по конструкции и изготавливаются штучно в соответствии с технологией, эволюционировавшей несколько столетий. Также определяющим критерием является достаточно солидный объем производства на протяжении более века. Рояли других классов имеют упрощения конструкций и производятся по более быстрым и упрощенным технологиям - в целях удешевления и удовлетворения спроса в различных сегментах рынка. Рояли Mason & Hamlin занимают особое место благодаря наличию принципиально нового игрового механизма и так называемой Короны Натяжения Crown Retention, сохраняющей в неизменном состоянии купол резонансной деки. Рояли Fazioli позиционируются изготовителем как инструменты премиум, однако, нестабильный и маломощный характер производства позволяет их включить в данную группу лишь с определенной долей вероятности

2. Высокий класс:

August Förster (Лёбау, Германия), Bechstein (линия Academy, Зайфхеннерсдорф, Германия), Seiler (Китцинген, Германия), Steinway & Sons (некоторые модели, США и Германия), Grotrian Steinweg (Брауншвейг, Германия), Bösendorfer (линия Conservatory, Нойштадт, Австрия), Blüthner (концертные рояли, Лейпциг, Германия), Pleyel (Париж, Франция), Shigeru Kawai (концертные рояли, Япония)

3. Средний германский класс:

Schimmel (Германия), Sauter (Германия), Rönisch (Германия), W. Hoffmann (C.Bechstein Europe s.r.o., Германия-Чехия)

3a. Средний класс:

Boston Yamaha (некоторые модели, Япония), Shigeru Kawai (Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), K. Kawai (некоторые модели, Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), Samick (концертные - Samick Music Corp., Южная Корея), Wm. Knabe & Co. (Теннесси, США), Pramberger (Теннесси, США), Beltmann (Gilan Pianos, Нидерланды-Азербайджан), Galaxy (Galaxy Pianos, ОАЭ, Дубаи), Schulze & Pollmann (Сан-Марино, Италия)

4. Потребительский класс:

Petrof (Чехия), Vogel (Польша), Samick (Южная Корея), Kohler & Campbell (США), Boston (некоторые модели, Karawan, Индонезия), Sohmer & Co. (США), Bohemia (Чехия), Haessler (Германия-Индонезия), Yamaha (некоторые модели, Индонезия), Kawai (Kawai Indonesia PT, Индонезия), Brodmann (модели VE, Австрия-Китай), Euterpe (Индонезия), Young Chang (Южная Корея), Bergman (Южная Корея)

5. Низкобюджетный класс:

Essex (Steinway Musical Instruments Inc., фабрика Pearl River, Китай), Blüthner (некоторые модели, Китай), Feurich (Ningbo, Китай), Pearl River (Китай), Kayserburg (Pearl River Piano Co.Ltd., Китай), Ritmuller (Pearl River Piano Co. Ltd., Китай), Irmler (Китай), May Berlin (Китай), Roesler (Чехия-Китай), Weinbach (Чехия-Китай), Wendl & Lung (Ningbo, Китай), Yamaha (некоторые модели, Китай), Kawai (Beijing Xinghai Musical Instruments Co. Ltd., Китай; Kawai Musical Instruments Ningbo Co. Ltd., Китай), Goodway (Ханчжоу, Китай), S. Ritter (Goodway Piano Co. Ltd., Китай), Brodmann (модели PE и CE, Китай), Falcone (Китай), Lietuva (Китай), Niemeyer (Китай), Otto Meister (Китай), Carl Ebel (Китай), Weber (Китай), Schumann (Moutrie Piano Co. Ltd., Китай), Moutrie (Китай), Baldwin (Китай), Astor (Китай), Sorbonne (Китай)

Источники:

Журнал Pianoforum - Всё о мире фортепиано: http://www.pianoforum.ru/

- The Piano Book ®, Buying & Owning a New or Used Piano by Larry Fine, Foreword by Keith Jarrett, ISBN 978-1929145010

Обслуживание рояля

Для обеспечения длительной работы рояля важно поддерживать постоянную температуру и определённый уровень влажности в помещении, где он установлен. Для этого используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность в инструменте и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его жизни в 2-3 раза.

Рояль нуждается в регулярном техническом обслуживании, включающем также настройку , регулировку клавишно-молоточкового механизма, интонировку звука (изменение тембра), замену изношенных частей и т.д.

См. также

Литература

  • Блейк Нили Клавишные инструменты для «чайников» = Piano For Dummies. - М .: Диалектика, 2007. - 288 с. - ISBN 0-7645-5105-1

Примечания

Мы все привыкли к тому, что устройство рояля хоть и замысловато, но стандартно. Ведь рояль – это большой черный (белый) ящик, который всегда черный (белый), всегда одной и той же формы, и звучит везде одинаково на всем земном шаре.

Однако, подобная ситуация сложилась относительно недавно, приблизительно к середине ХХ века. А вся предыдущая история развития этого инструмента была наполнена многочисленными поисками, смелыми экспериментами и творческими новаторскими идеями, которые оставляли свой отпечаток на всех компонентах инструмента, меняя в итоге не только его игровые и акустические характеристики, но и его форму и вид .

Составные элементы рояля

При этом, идет ли речь о строении современного фортепиано или о его предшественниках, всегда можно выделить пять-шесть основных компонентов, которые непременно будут присутствовать в том или ином инструменте. А именно: Резонансная дека, Клавишный механизм, Деревянный корпус, Стальные струны, Чугунная рама, Педали .

Изображение рояля «в разрезе» с описанием его составляющих дано в конце этой статьи. Если слова «штег», «штульрама» или «рипки» для вас ничего не значат – сначала прочитайте нижеследующий текст, а лишь потом обращайтесь к этой схеме.

Итак, устройство рояля в деталях.

Клавишный механизм

Какой бы привычной и справедливой ни была бы фраза: дека – сердце рояля (поскольку именно она рождает и проецирует звук), все-таки, именно особенности клавишного механизма, а не что-либо другое, дали фортепиано новое исключительное свойство: способность передавать широкую гамму динамических оттенков, плавно переходить от forte к piano и обратно. Прежде всего, именно это нововведение дало возможность фортепиано превзойти всех своих тогдашних конкурентов, и в дальнейшем играть ведущую роль в истории мировой музыкальной культуры.

Клавишный механизм состоит из собственно клавиш (обычно их 88), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики.

Механика рояля включает в себя множество узлов и деталей (в общей сложности порядка 6000 деталей из дерева, металла, кожи и войлока), этой теме посвящены специальные книги, здесь же мы ограничимся рассмотрением только основных компонентов современной рояльной механики.

Как это ни странно, но уже в первом фортепиано итальянского мастера Кристофори (1655, Падуя –1731, Флоренция), в так называемом Gravecembalo col piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»), были придуманы все главные конструктивные элементы и принципы действия механики, которые, претерпев неизбежные изменения и усовершенствования в последующие столетия, применяются и по сей день.

Это чертеж первого ударного механизма фортепиано Кристофори (1711-й год).

Главнейшие части механики :
1) Молоточек, головка которого обтянута упругим материалом (первоначально использовалась лосиная кожа), при подскакивании кверху производящий удар по струне, сами молоточки при этом размещались в горизонтальном положении под струнами;
2) Выступ в основании молотка (шультер), за счет которого молоточек приводится в движение;
3) Подталкивающий рычаг особой формы (шпиллер), устроенный таким образом, что после удара молоточка по струне он отводится в сторону, освобождая место для беспрепятственного падения молоточка, тем самым обеспечивая свободное колебание струне;
4) мягкая подложка для молоточков, в состоянии покоя (рулейстик);
5) глушитель (демпфер), освобождающий струну в момент нажатия клавиши и заглушающий ее в остальное время.

Позже (что можно наблюдать по чертежам 1720 г.) Кристофори усовершенствует свою механику, в частности введя в нее устройство, расположенное на конце клавиши для подхвата молоточка после удара, чтобы после возможного подскакивания молоточек не коснулся струны вторично, это устройство стало прототипом современного рояльного фенгера.

Чуть ниже приводится схема и описание действия современного молоточкового механизма рояля.

Тут нужно отметить, что принцип действия и компоненты механизма Кристофори, распознаваемые даже в «навороченной» современной механике, были совсем не единственными. Наряду с подобной системой, основанной на принципе подталкивания молоточка (нем. Stoßzungenmechanik) именовавшейся «английской», существовала также система получившая название «венской» (или «немецкой»), в основе которой лежал принцип подбрасывания молоточка (нем. Prellmechanik).

Этот вид механики применялся у производителей фортепиано вплоть до начала XX века, а частично и позже, составляя серьезную конкуренцию английской механике. О многом говорит тот факт, что такие величайшие композиторы и исполнители как Людвиг ван Бетховен, Иоганн Гуммель, Иоганнес Брамс, Роберт и Клара Шуман, Ференц Лист и многие другие предпочитали именно венские фортепиано. Было, правда, одно исключение – Шопен, чьи симпатии были на стороне английских и французских инструментов.

Английская механика, современный рояль:

Данный тип механики можно назвать «английским» с двойной репетицией, поскольку изобретение механизма двойной репетиции было создано как раз на базе английской механики в 1821 году французским мастером Себастьеном Эраром. В последующие годы это изобретение было взято на вооружение многими ведущими производителями, и получило ряд усовершенствований. В наше же время такой тип механики является мировым стандартом. Правда, при сохранении общего принципа механики, у разных производителей она в деталях может варьироваться.

В данном примере использована фигура (1) (сложная деталь, состоящая из нескольких отдельных частей) с пружиной Герца.

Как всё это работает : при нажатии клавиши фигура молоточкового механизма (1) поднимается. Подвижно закрепленный на ней шпиллер (2) передает усилие клавиши на ролик шультера (3), из-за чего молоточек (4) движется вверх. Еще до момента удара молоточка по струне короткое плечо шпиллера (5) надавливает на освобождающую кнопку (6), это заставляет верхушку шпиллера отклониться от своего положения и выйти из-под шультера. Таким образом, непосредственная передача силы удара через шпиллер на шультер прерывается.

В то время как клавиша достигает своего самого нижнего положения, молоточек по инерции преодолевает оставшееся до струны расстояние, отскакивает от нее и останавливается фенгером (7) на середине пути. После того как фенгер отпускает молоточек, репетиционный рычаг (8) поднимает молоточек на столько, чтобы шпиллер (2) мог вернуться в свое начальное положение под роликом шультера молоточка (3). Таким образом, система рычагов клавиши снова готова к новому удару, еще до того как сама клавиша вернулась в свое верхнее положение.

Здесь следует сказать, что подобный механизм двойной репетиции, во-первых, способствует более быстрому повторению звука, что само по себе существенно обогащает технические возможности инструмента, и во-вторых, дает возможность исполнителю связанно извлекать звуки при непрерывно поднятом демпфере, что дает эффект схожий с игрой на грифе струнного инструмента.

Демпферы (глушители струн, в виде оклеенных войлоком колодочек) (14) располагаются над струнами. При движении вверх заднего конца клавиши поднимается и относящийся к ней демпфер, что позволяет свободно резонировать соответствующей струне. Фигура демпферного механизма (12) оснащена грузиком, призванным обеспечить надлежащее давление демпфера для предотвращения колебания струны. Как только клавиша возвращается в верхнее положение, демпфер полностью опускается на струны.

В наше время используется так называемая «ирландская» система демпферов, наряду с ней какое-то время существовали две других: «венская консольная» и «французская», уступающие первой по эффективности и удобству в эксплуатации.

Видео об устройстве клавишного механизма:

Резонансная дека

Пожалуй, ни к какому другому компоненту фортепиано с момента создания этого инструмента и до сего дня не прикладывалось бы больше стараний для его усовершенствования, чем к резонансной деке. И понятно почему – ведь именно она рождает и проецирует звук, отражая и усиливая колебания струн, обеспечивая богатство звучания рояля.

Представляет она собой деревянный щит, который располагается снизу струн, закрепленный внутри корпуса инструмента.

Дека в рояле традиционно изготавливается из самых ценных пород ели. После тщательного отбора древесина очень медленно и осторожно обрабатывается в климатических камерах. Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели толщиной 9-11 мм.

Интересно, что в начале XIX века толщина деки составляла всего 5-6 мм. Возросшее за это время примерно в четыре раза натяжение струн потребовало соответствующих изменения и в деке. Для этой же цели, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн, а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», расположенных поперек волокон деки. Рипки застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы предать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы предать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается так называемый «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается непосредственно уже самой деке. Штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной. Дискантовые и басовые штеги фрезеруются, в них сверлятся отверстия для штифтов, делаются специальные фаски, после чего устанавливаются штифты.

Нужно отметить, что каждая фортепианная фирма имеет собственную технологию изготовления резонансных дек, отличия при этом могут касаться всех основных параметров деки.

Стальные струны

Источником звука в фортепиано являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором». При этом в верхнем диапазоне, как правило от нот F (в концертных) или H-B, хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне.

Материалом для струн служит специальная стальная проволока высокой прочности, чему исторически способствовало то, что с 1812 года немецкий фабрикант Крупп стал выпускать струны холодной протяжки из тигельной стали.

К струнной проволоке предъявляются очень высокие требования в плане прочности, чистоты поверхности, упругости и однородности. Ее диаметр варьируется, как правило, от 0.775 до 1.6 мм, при этом точность составляет плюс-минус 0.005мм. Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку, в один или два слоя (трехслойная навивка встречается крайне редко). В результате чего достигается толщина, необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на рамном штифте, другим – на настроечном колке (вирбеле).

Многим известно, что суммарное натяжение струн в современных больших концертных роялях может зашкаливать за 20 тонн. Интересно, что в начале XIX века это значение было куда скромнее: всего лишь 5-6 тонн. К середине века возросло до 14 тонн, а к концу столетия составило уже все 18 тонн.

Сила натяжения отдельно взятой струны в верхнем регистре, как правило, составляет 75 кгс, а в басах уже будет зашкаливать за 100 кгс (к сравнению, эти показатели соответствуют максимально допустимому суммарному натяжению всех струн у акустической гитары). При этом общее давление струн на деку рояля может достигать 550 кгс и более!

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы струны стали протягивать крест-накрест друг над другом.

Чугунная рама

Чугунная рама одна из важных составных частей рояля. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в рояле, как мы уже поняли, может превышать 20 тонн.

Потребность в подобном остове фортепиано назрела к концу XVIII века, но к цельнолитой массивной чугунной раме пришли лишь в середине XIX века. Первое же время вводились разного рода металлические элементы в виде распорок и пластин, причем пока только для усиления футора, который еще с первых молоточковых фортепиано нес на себе всю нагрузку от натяжения струн.

Со временем эти усиливающие элементы переросли в цельнолитую металлическую раму, а в 1825 году Алфеус Бэбкок из Бостона запатентовал цельнолитую чугунную раму, позволившую дополнительно повысить натяжение струн, увеличив их толщину, и тем самым добиться более сильного и полного тона, а также повысить стабильность строя инструмента.

Чугунная рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн, так что деревянная конструкция футора взяла на себя роль главным образом опоры резонансной деки. Нужно сказать, что были также попытки делать рамы и из других металлов: например, алюминия, за счет чего удавалось заметно уменьшить вес инструмента. Эти эксперименты были вполне оправданы: ведь вес чугунной рамы большого концертного рояля может достигать порядка 180 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус рояля вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты.

Состоит он из двух частей: футора и наружной стенки (обечайки). Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, состоящую из опорной рамы, шпрейцев футора (массивные распорки), горизонтальных и вертикальных брусков. Служит опорой для деки и поддерживает чугунную раму.

Футор рояля изготавливается из целой кипы тонких слоёв, полученных из прочных сортов отборной древесины, которые покрываются клеем и перемещаются в специальный пресс, где им в течение нескольких часов придается необходимая форма, так называемая крыловидная форма – конечная форма рояля.

По такому же принципу изготовляется наружная стенка корпуса рояля (обечайка), которая в дальнейшем приклеивается поверх футора.

Помимо прочих важных компонентов рояля расположенных в его корпусе, здесь же размещается и так называемая колковая доска, или вирбельбанк, с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса рояля и его форма часто несут на себе элементы дизайна, воплощение смелых художественных замыслов и полета фантазии. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность.

На сегодняшний день у многих ведущих производителей роялей имеется линейка продукции отвечающая запросам самых взыскательных в этом плане клиентов. От стилизации под старину до футуристических изысков.

Педали

Если эпитет «сердце рояля» по отношению к механике или же деке инструмента чаще всего звучат из уст фортепианных мастеров-фабрикантов, то эпитет «душа рояля» принадлежит уже мастерам исполнителям (Антон Рубинштейн) и слова эти относятся именно к педалям инструмента, умение пользоваться которыми относится к важнейшим элементам пианистического искусства.

Сами педали представляют собой устройства рычажного типа, которые управляются ногами. Сейчас это воспринимается вполне очевидным, хотя раньше управление осуществлялось, как ни странно, коленями, а рычаги находились непосредственно под клавиатурой.

Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, которому в 1781 году был выдан патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современный рояль может иметь две или три педали.

В рояле с двумя педалями они выполняют следующие функции :
– левая педаль («пиано») сдвигает клавиатуру с механикой вправо, чем достигается тихое звучание (молоточек ударяет по струне уже в другом месте, чем обычно, в результате чего вместо трёх струн хора он ударяет только по двум или по одной струне в басовом регистре).
– с помощью правой педали все демпферы поднимаются, так что после отпускания клавиш соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным.

У рояля с тремя педалями крайние выполняют те же функции, которые были описаны выше, а средняя может иметь различные назначения:
– в больших роялях это чаще всего педаль «состенуто». При ее нажатии поднятые над нажатыми клавишами демпферы замирают в своем положении и остаются поднятыми и после того, как соответствующие клавиши будут отпущены. То есть эти ноты, независимо от дальнейшей игры, «повисают» продолжая звучать.
– в малых роялях это может быть как педаль «состенуто» так и педаль модератора.
– в некоторых американских роялях средняя педаль поднимает демпферы только в басовом регистре.

В последнее время некоторые фирмы стали использовать в своих роялях четвертую педаль , так называемую harmonic pedal. Которая была изобретена в 80-е годы прошлого столетия во Франции Денисом де ля Рошфодье (Denis de la Rochefordière).

При ее использовании незадействованные во время игры струны (струны не нажатых клавиш) оказываются открытыми (не заглушаются демпферами), в результате чего они приходят в колебание от игровых струн под действием резонанса, тем самым создавая характерный фон, ни как не влияющий при этом на звукопередачу самой музыки.

Для удобства использования педаль совмещает в себе сразу функции и правой педали «форте» и harmonic педали. При этом эффект резонанса обертонов достигается за счет частичного нажатия педали. При полном нажатии она функционирует как педаль «форте».

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Наружная стенка
6. Футор
7. Педали
8. Шпрейцы футора
9. Штег
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Постель деки
13. Вирбельбанк
14. Штульрама
15. Клавиатурный клап
16. Ножка рояля
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Если статья не показалась вам достаточно наглядным пособием по внутреннему устройству рояля, то данное видео поможет разобраться в предмете раз и навсегда (18+):

История

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки - динамику (изменение громкости).

Фортепиано (англ., франц. piano; нем. Klavier) - клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано 88 клавиш.

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (около 1709 г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), - пианофорте - а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано - молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717-1721).

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

Во второй четверти XVIII в. производством фортепиано начинают заниматься немецкие органные мастера, из которых наиболее известны И. Штейн и Г. Зильберманн. Иоганн Андреас Штайн, ученик
Г. Зильбеpманна, реализовавшего идею Г. Шрётера, в 1770 г. усовершенствовал этот механизм. Теперь пианист мог с большей лёгкостью исполнять виртуозные произведения, однако существенным недостатком была слабая репетиция. Механизм Штайна (Prellzungenmechanik) получил название «венского» или «немецкого» и был в употреблении практически без изменений вплоть до второй четверти XIX в.

Себастьян Эрар изобрёл механику «двойной репетиции», которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при полном поднятии клавиши, а значит - при этом демпфер успевал заглушить струну.

С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.

В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких мастеров И.-А. Тишнера, К.-И. Вирта, А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г. Лихтенталя. На сегодняшний день известны имена более 700 фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г.

В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю. Блютнера, К. Бехштейна, в США - Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных. С 1828 года по сей день в Австрии (Вена) существует фортепианная фабрика Bosendorfer - старейшая из ныне действующих.

Устройство фортепиано

Схема разреза рояль:
1 - рама и вирбельбанк;
2 - откидная часть крышки;
3 - каподастр;
4 - демпфер;
5 - неподвижная часть крышки;
6 - контрклавиатура;
7,8,9 - передача от правой педали;
10 - педальный шток;
11 - педаль;
12 - штег;
13 - задний штифт;
14 - задняя пластина рамы;
15 - резонансная дека;
16 - струна.

Внутренний вид пианино:
1 - боковые стенки корпуса,
2 - верхняя крышка,
3 - чугунная рама,
4 - вирбели,
5 - резонансная дека,
6 - молотки,
7 - рулейстик,
8 - фенгеры,
9 - клавиатура,
10 - бакенклёцы,
11 - штеги,
12 - рычаг левой педали,
13 - педальные цуги,
14 - педальные лапки,
15 - цокольный пол,
16 - ролики,
17 – модератор.

Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях - в горизонтальном). Для звуков нижнего регистра используется одна струна, для среднего и высокого регистров используется парный или тройной хор струн.
Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).

Пианино (итал. pianino - маленькое фортепиано) - струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.

Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М. Мюллер - чуть позже, в январе 1801. Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, позднее - перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

Наиболее распространённые кабинетные пианино имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450-1500 мм и высоту около 1250-1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цокольный пол - это узел итовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с балкой и ножкой пианино, называется консоль.



На изображении пианино Schiedmayer & Sohne (Штутгарт) на выставке в Лондоне в 1851 году.

Клавишно-молоточковый механизм

Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора-двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).


Нажмите на изображение для его увеличения

Педали фортепиано

В современных фортепиано присутствует две или три педали.
В более ранних инструментах для тех же целей использовались
выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.
Существует два способа использования педали: прямая педаль - нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие - звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие - пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Терминология фортепианного дела

Линия удара (то, чем не владеют многие "настройщики") - линия по диапазону инструмента, образуемая точками контакта молоточков со струнами

Ложка демпферная - металлическая деталь механики, предназначенная для передачи движения от фигуры к демпферу

Механика - часть клавишного механизма, предназначенная для передачи энергии удара от клавиши к молоточку

Модератор - узел педального устройства с полоской мягкого войлока, предназначенный для уменьшения громкости звука фортепиано

Настройка пианино - сохранение частоты колебаний струны фортепиано в заданных пределах

Нахдрук - величина хода клавиши после выключения шпиллера

Панцирь - часть металлической рамы, закрывающая вирбельбанк

Пасовка - процесс подгонки деталей и узлов при сборке инструмента

Пилот - часть клавиши, передающая движение от клавиши к фигуре

Польстер - полоса толстого мягкого сукна, служащая опорой для гаммерштилей и клавишей

Пушель - мягкий технический войлок, применяемый для изготовления демпферов

Регистр - часть музыкального диапазона инструмента по высоте, отличающаяся характерной звуковой окраской

Резонансный щит - основная часть деки, служащая для усиления и излучения звуковых колебаний

Репетиция - свойство конструкции клавишного механизма, обеспечивающее максимально возможную быстроту повторения ударов молоточка без пропусков по одной и той же струне в секунду

Рипк - брусковая деталь, предназначенная для увеличения жесткости и передачи колебаний струн деке

Рихтовка - цикл операций по выравниванию хода молоточков и подвижных деталей механики

Рулейстик неподвижный - часть механики пианино в виде неподвижного бруска, предназначенная для опоры и крепления на петлях подвижного рулейстика

Рулейстик подвижный - часть механики пианино в виде подвижного бруска, являющаяся опорой молоточков в исходном положении и предназначенная для одновременного приближения молоточков к струнам

Тембр звука - окраска звука фортепиано

Фенгер - деталь механики, предназначенная для торможения движения узла молоточка при взаимодействии с контрфенгером

Фигура - нижний рычаг узла механики, воспринимающий движение от клавиши

Фильц - технический войлок различной плотности для изготовления молоточков и демпферов

Форбаум - деталь рояля для закрытия металлической рамы и вирбельбанка со стороны клавиатуры

Форшибунг - металлический угольник для перемещения механики рояля при нажатии на левую педаль

Фуга - видимая линия при склеивании деталей

Фусклёц - опорный брус для крепления ножки рояля

Футор - основной опорный узел фортепиано, несущий вместе с металлической рамой нагрузку натяжения всех струн; рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса

Хор струн - одна, две или три струны, настроенные в один тон и возбуждаемые ударом одного молоточка

Хорейзен - ключ для выравнивния интервала между струнами

Цвиковка - операция по предварительной настройке фортепиано

Цирлейстик - брусковая деталь для закрытия просвета между клавишами и кланом

Цокольный пол - узел щитовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и предназначенный для крепления педального механизма

Цуга - брусковая деталь, предназначенная для передачи движения от педали к механике

Шлейф - проволочная деталь механики с петлей для соединения узла шультера с фигурой при помощи бентика

Шпацейзен - инструмент для регулировки шпаций

Шпация - расстояние между одноименными деталями клавишного механизма

Шпиллер - деталь механики для передачи движения фигуры шультерному узлу

Шпиллерлюфт - расстояние от верхней поверхности шпиллера до соответствующего выступа шультера в исходном положении клавиши

Шпрейц - деталь рамы футора или составная часть металлической рамы, расположенная вертикально

Штанга демпферная - металлический стержень в механике для одновременного отвода демпферов от струн

Штапик - выступ на металлической раме, служащий для отсечки рабочей части струн

Штег - деталь, предназначенная для передачи колебаний струн деке

Штейнунг - расстояние между плоскостью струн и молоточками, находящимися в исходном положении

Штифтовка - цикл операций по соединению подвижных деталей механики штифтами, забивка штифтов в металлическую раму, штеги и т д.

Штиц - деталь для упора при открывании крышек фортепиано

Штульрама - рамочный узел корпуса фортепиано

Шультер - деталь механики, предназначенная для крепления гаммерштиля и передачи движения от шпиллера к молоточку

Отличия пианино и рояля известны каждому, кто имеет хотя бы малейшее представление о музыке и музыкальных инструментах. Однако, большинству непонятно, чем же так существенно они различаются. И чтобы понять, насколько различны эти инструменты, следует разобраться, что из себя представляет каждый из них.

Что такое рояль

Рояль – это музыкальный инструмент, входящий в семейство клавишных и струнных. Своё название он приобрёл от французского слова «royal», которое на русский язык переводится как «королевский». Рояль выступает одной из разновидностей фортепиано, так же, как и пианино. Тем не менее, инструменты рознятся по некоторым существенным признакам.

Инструмент имеет большой корпус, длина которого варьируется от 160 до 310 см и зависит от типа рояля. Вес рояля так же может быть разным: от 250 до 500 кг.

Существует несколько видов рояля, разница которых сводится к габаритам и назначению. К примеру, есть мини-рояли, предназначенные преимущественно для детей и их комнат, кабинетные рояли, которые размещают в музыкальных учебных заведениях, а также концертные рояли, стоять которым положено в залах театра.

Все рояли, независимо от их размера, имеют одинаковую форму. Они состоят из корпуса, внутри которых содержатся все механизмы инструмента, а также клавиш, расположенных на передней части корпуса. Вся конструкция держится на трёх колёсных ножках, одна из которых поддерживает заднюю часть корпуса, а две остальные являются симметричной опорой для клавиш.

Второстепенными частями конструкции рояля выступают педали и крышка корпуса. Крышка корпуса держит рояль в неполном открытом состоянии. Все рояли выпускаются с тремя педалями, отвечающими за разные функции.

Струнные механизмы рояля расположены в горизонтальной ориентации, что позволяет усилить звук клавиш. Потому основное назначение роялей – это концертные выступления. Клавиатура рояля насчитывает 88 клавиш , из которых 52 имеют белый окрас, а 36 — чёрный. Чёрные клавиши меньше белых по размеру и расположены над ними.

Что такое пианино

Пианино, наряду с роялем, относится к разряду струнных клавишных инструментов, а также попадает под общее определение с роялем. Оба инструмента входят в категорию фортепиано, однако, всё же имеют различия. Пианино обладает корпусом среднего размера. Вес инструмента равен от 250 до 400 кг, а высота в см – от 120 до 150.


У пианино есть одно прямое назначение, потому и не существует большого количества разновидностей этого инструмента. Габариты пианино могут изменяться только в зависимости от того, какая фирма выступила его производителем. Пианино устанавливают в квартирах для домашнего музицирования, в кабинетах музыкальных учебных заведений, а также в небольших концертных залах.

Корпус пианино имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а внутри него находятся ключевые механизмы инструмента. Клавиатура расположена посередине передней части корпуса и поддерживается на двух ножках. Ножки могут быть как на колёсах, так и без. Большая часть выпускаемых инструментов не имеет три педали, а ограничивается двумя. Количество клавиш на пианино составляет 88 штук.

Струны, расположенные внутри пианино, имеют вертикальную ориентацию, а крышка инструмента держится в закрытом положении. Это не позволяет пианино издавать громкие звонкие звуки, оттого оно и предназначено для игры в небольших помещениях.

Общие черты рояля и пианино

Наряду с различиями, инструменты имеют немного общего.

  1. Классификация . И рояль, и пианино, относятся к семейству струнных клавишных инструментов, также их можно объединить под общую категорию фортепиано (форте – громко, пиано – тихо).
  2. Количество клавиш . Рояли и пианино, несмотря на разницу в габаритах, имеют общее количество клавиш и октав. А именно, 88 клавиш, 2 неполных и 7 полных октав.

На этом существенные общие черты инструментов заканчиваются, потому как рояль и пианино действительно различны.

Отличия пианино и рояля

Подробно изучив строение и сущность инструментов, можно вывести их основные различия.

Внешний вид. По описанию рояля своей формой сверху он напоминает крыло, а пианино обладает обычной прямоугольной крышкой. Пианино имеет две колёсных или обычных ножки, которые поддерживают только клавиатуру. Ножки рояля всегда на колёсах, а также являются опорой для всего инструмента. Также инструменты отличаются габаритами: рояль всегда крупнее пианино, если только речь не идёт о его миниатюрной разновидности.

Ориентация струн . Струнные механизмы рояля и пианино рознятся по своему расположению. Это различие инструментов является ключевым, так как именно оно определяет их назначения. Так, горизонтальное расположение струн у рояля позволяет ему издавать более громкие, чёткие и чистые звуки, оттого его прямое назначение к игр в крупных концертных залах. Пианино же имеет вертикально расположенные струны и играет более тихо.

Количество педалей . Все рояли выпускаются с набором из трёх педалей, каждая из которых отвечает за определённую функцию:

  1. Удерживание звуков.
  2. Ослабление звуков.
  3. Удерживание лишь части звуков клавиатуры.

Пианино же не всегда оснащены тремя педалями, чаще всего они дают возможность лишь удерживать и ослаблять звуки.

Так, можно прийти к выводу, что рояль и пианино нельзя назвать одинаковыми инструментами. Хотя они и попадают под общую классификацию.

Музыкальный клавишный инструмент, одна из разновидностей фортепиано. В рояле струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, из-за этого расположения он имеет крыловидную форму и более громоздкий, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино.

Термин "рояль" появился в русском языке в середине XIX века (фр. royal - "королевский"). Инструменты такого же вида, изготовленные ранее, в России называли "фортепиано" или "флигель" (искаж. нем. flugel - "крыло"). В Германии ранние инструменты такого вида называли "молоточковое фортепиано" (hammer klavier), позже - flugel. Крыловидные фортепиано архаичных типов конструкций XVIII и начала XIX веков с точки зрения русской терминологии роялями назвать нельзя. Рояль - самый совершенный и музыкально выразительный вид фортепиано.

Рояль состоит из корпуса, в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, при нажатии на клавиши молоточки приводятся в движение и ударяют по струнам. Посредством двух педалей можно усиливать (правая) или ослаблять (левая) звук (следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы). В конструкции механики рояля используется естественная сила тяжести, что делает звукоизвлечение чувствительным (в отличие от пианино). Звуковой диапазон рояля - 88 тонов (7 и 1/4 октав). Диапазон частот - от 27,5 ("ля" субконтроктавы) до 4185,6 ("до" пятой октавы) колебаний в секунду.

Самые уважаемые композиторы прошлого, среди которых Ференц Лист, Джакомо Пучини, Рихард Вагнер, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Артур Рубинштейн, Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон и многие другие, были виртуозными пианистами. Ноты произведений этих великих мастеров в наше время свободно открыты для общественного использования, и вы можете скачать бесплатно ноты для фортепиано на многих специализированных интернет-ресурсах.

Устройство рояля.

Футор — основной опорный узел фортепиано, вместе с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. На массивной деревянной раме футора крепятся детали и узлы корпуса. Чугунная рама фортепиано — это цельная чугунная отливка сложного решетчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн. В передней части рама имеет порожки или особые винты аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями. Аграф — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора. Форбаум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк. Вирбельбанк — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели и инструмент расстраивается). Фусклец — опорный брус для крепления ножки рояля. Каподастр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн. Панцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2.5 тонн), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы — беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклеенный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. Нетрудно заметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны. Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было, её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца. Штульрма — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепиано. Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн. Струнный штапик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части, служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

За последние 100 лет не было создано ничего принципиально нового в конструкции роялей. "Новшества" современных производителей повторяют эксперименты позапрошлого века, влияющие больше на психологию покупателей, чем на качество инструментов. Применение синтетических материалов в конструкциях и механизмах современных роялей имеет целью удешевление (упрощение) производства, такие инструменты не обладают многолетней перспективой надежности и работоспособности.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама