THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мастер – класс по рисованию для детей дошкольников.

Нетрадиционная техника рисования "Фроттаж".

Название работы: "Уточка".

Кириллова Ирина Николаевна.
Воспитатель МКДОУ "Детский сад №4 "Ромашка", Калужская область, г. Киров.
Назначение: данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж".
Задачи:
1. Учить детей рисовать в технике "Фроттаж".
2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги.
3. Продолжать учить детей работать с трафаретом.
4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
Материал: Два листа бумаги любого формата, восковые мелки, влажные салфетки, скотч, трафареты.

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.
1. Подготовьте рабочее место для рисования.

2. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка. Например уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.



3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.


4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.




5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.


6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.


7. Дорисовываем рисунок, делаем рамку.



Рисунки детей.




Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата. Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея разнообразные шаблоны, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.
Спасибо за внимание!

Умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру. Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность.

Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко. Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки - увлекательное зрелище!

Немного истории

Зародилось это мастерство благодаря художнику-сюрреалисту Максу Эрнсту, который в 1925 году подобным стилем перенес на бумагу потрясшие его очертания деревянных напольных дощечек. Он не принялся их перерисовывать, а просто, положив бумажный лист на пол, растер его углем. Новоявленная техника фроттаж с радостью была одобрена некоторыми сюрреалистами, которые добивались последних результатов большей частью методом натирания бумаги ломтиком свинца. На бумажном листе при этом проявлялись с индивидуально выбранных и подложенных под него предметов контуры изумительных рисунков, мифических животных и птиц. Иногда такое искусство называют техникой воскового резиста.

Что служит основой работы

Фроттаж - что это за искусство? Для занятий таким мастерством потребуются четкие фактуры, а именно: рельефные картинки, деревянные поверхности, жесткие ткани, линейные или кружевные составляющие, крепкие, с необычным изображением листья.

Растирание фроттаж делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

Рисование фроттаж

Выбрав некоторые соответствующие предметы, можно провести эксперименты с ними. Лучше применять карандаши различной мягкости. Одни "ландшафты" изображаются карандашами 2B или B, иные - более мягким. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее - тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении - эффекты могут значительно отличаться. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.

Фроттируя листочки и другие растительные основы, можно получить настоящий и отчетливый образ моделей растений. Для цветочного наклеивания это умение увлекательно тем, что в нем легко создать действующий фон. Для этого необходимо положить под бумагу выбранную фактуру обоев, ткани, ажура, керамической плитки или полотна и натереть ее мелками или карандашом. Следует брать во внимание фигуры, которые есть в окружении, и в объектах для фроттажа недочетов не будет.

С какими предметами можно фроттировать

Орнамент, произведенный при помощи мелковолокнистой дощечки, будет пригоден для зарисовки не только деревянной плоскости, но и человеческой кожи на портрете или далеких холмов на картине. Применяя в качестве фигурной поверхности листья, можно изображать деревья, перья птицы или же стены домов. И тут встает вопрос: фроттаж - что это за техника такая? Это искусство прежде всего для творческих людей, которые обладают еще

Перед работой в стиле фроттаж нужно в первую очередь включить фантазию. Для этого следует внимательно оглядеться вокруг, чтобы найти подходящую вещь для получения требуемого орнамента. Сараи, кладовки, кухни или гаражи - места, где можно посмотреть. Перед выбором какого-нибудь экземпляра необходимо перевести его фактуру на бумажный лист и оценить рисунок.

Картина с изображением забора на фоне природы

Что потребуется для техники:

  • тонкий лист бумаги для чертежа формата А3;
  • карандаши HB-5B;
  • немного досок с нитями различной толщины.

Теперь можно приступать к работе.

  1. Рисование в технике фроттаж начинается с подбора предмета, подходящего для мастерства. Для начала нужно набросать силуэт ограждения карандашом HB, потом изобразить отдаленные строения, поля и немного сплетений травы на ведущем фоне.
  2. Заранее определив, какая комбинация карандаша и деревянной плоскости дает идеальный эффект, следует подложить доску под бумагу и начать штриховку. Если стоит цель расположить волокно дерева параллельно столбцам забора, тогда можно положить дощечку перпендикулярно. Если использовать карандаш 2B с толстым стержнем подальше от заточенного края, то реально достичь эффекта мягкого волокнистого ландшафта.
  3. Для того чтобы перенести рельеф поперечных перекладин ограды, требуется повернуть доску на 90 градусов. Далее необходимо пройти карандашом вдоль нитей (выйдут отчетливые линии). По ходу работы полезно проводить эксперименты с различными методами зарисовки.

Фроттаж - что это еще может значить? Это также проявление собственной фантазии, приобретение опыта и, возможно, дальнейшая перспектива в работе.

рисуем в технике «фроттаж»

Для работы нам понадобится несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но нам придется снять обертку, так будет удобнее работать. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся.

Из дополнительных материалов можно приготовить рамку для будущей картинки, ножницы и карандаш.

И, конечно же, нам понадобятся объекты для рисования. Соберите на прогулке несколько листьев деревьев или кустарников, можно использовать и листья цветов. Хорошо, если у листьев будут крупные жилки. Если от момента сбора листьев до, собственно, рисования должно пройти какое-то время, положите листья в полиэтиленовый пакет, чтобы они не завяли. Кстати, когда будете собирать листья, обратите внимание ребенка на название растений. (Ну а то, что местом для сбора растительного материала не станет ближайшая городская клумба, думаю, и так понятно?) Мы у себя на даче нашли вот что: шиповник, девичий виноград, смородину, липу, скумпию и буквицу.

Выбираем несколько листьев, которые будем рисовать в первую очередь. Возможно, для первых опытов стоит выбрать листья простой формы. Теперь приклеиваем листья на бумагу. Скорее всего, дети приклеят листья лицевой стороной вверх, жилками вниз. Это хорошо, как раз то, что нужно.

Теперь перевернем лист бумаги, мы будем работать на его обратной стороне. Но перед тем, как начать рисовать, подложим под наш рабочий лист несколько других листов бумаги, иначе мы получим не только снимки листьев, но и отпечаток рабочей поверхности. Все готово? Тогда приступим! Мы взяли желтый мелок, положили его на лист бумаги плоско, а затем стали двигать в этом положении, прижимая к бумаге. У нас получились светлые отпечатки листьев.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения листьев проступили четче, и рисунок стал более интересным. Но чтобы все получилось удачно, следите за постановкой рук ребенка: на этом занятии мы работаем всей поверхностью мелка, поэтому не нужно брать его в руку так, как делаем это обычно для письма.

Если рисунок готов, отклейте с его обратной стороны листья растений. Можно поместить готовую работу в рамку. Отмечаем карандашом контур будущей картинки, затем вырезаем.

Кстати, работы в этой технике могут пригодиться не только для создания картин. Таким способом можно получить интересную дизайнерскую бумагу, которая потом будет нужна и для создания открыток, и для украшения альбомов, и для фонов аппликации из природного материала.

Надеюсь, вашим детям понравится рисовать в этой технике. Попробуйте поэкспериментировать, что будет, например, если рисовать не на белой, а на цветной бумаге? Или будет ли рисунок другим, если использовать пастель вместо воскового мелка? Уверена, эти маленькие самостоятельные открытия принесут вашему малышу радость.

Нетрадиционные техники рисования в детском творчестве. Фроттаж.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Правильно говорят, что все новое - это забытое старое. Помню, как в детстве подкладывали под лист бумаги монеты, а затем заштриховывали бумагу в этом месте, получая вполне приличные "деньги "для игры в магазин. Как-то все подзабылось. Я не знала, что существует подобная техника рисования и называется она ФРОТТАЖ. Использовать в этой технике можно любые предметы, имеющие рельефную фактуру.

Название «фроттаж» произошло от французского trotter - «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году таким образом перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста». Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае - плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Натирание - фроттаж - производите аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней. Цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга. Подобрав несколько подходящих предметов, поэкспериментируйте с ними. Попытайтесь использовать карандаши разной мягкости. Одни рельефы лучше передаются карандашами В или 2В, о другие - более мягкими. Хотя это совсем не означает, что чем мягче - тем лучше. Очень мягкий карандаш скорее скрывает, чем проявляет рельеф. Попробуйте штриховать в разных направлениях - результаты могут очень отличаться. Зачастую в работе используют несколько плоскостей одного предмета.

Фроттируя листья и другие растительные элементы, мы можем получить живое и точное изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

Давайте попробуем вместе… Пора цветов и зеленых листьев уходит. Пытаясь сохранить память о теплых днях, можно составить гербарий. Правда, эта задача – для терпеливых, а что делать тем, кто не хочет ждать, пока растения высохнут? – Нарисовать его! Подберите крупные листья для композиции. Лучше, если они будут не засушенными, а свежими, – это позволит сделать более ясный отпечаток. Поместите первый из листьев или цветков под лист тонированной бумаги. Проведите по бумаге боковой стороной стержня для рисования или воскового мелка, "проявляя" изображение. Не смещая рисунок, стержнем более яркого цвета выделите выступающие части растения, например жилки. Так рисунок станет более объемным. Ластиком очистите фон.

Эту же технику можно использовать иначе. Накройте растение белым листом бумаги. Парафиновой свечой натрите бумагу так, чтобы в местах прожилок остался след.

При помощи широкой кисти тонируйте бумагу акриловыми красками или гуашью. В тех местах, где бумага была натерта свечой, краска не ляжет, и на бумаге проступит светлый отпечаток.

Дайте краске высохнуть, затем ножом или краем лопатки счистите с изображения воск, чтобы отпечаток стал более ярким. Готовые работы дополните паспарту и одинаковыми рамками, объединив композицию.

Дополнить композицию можно "прямым" отпечатком растения. В качестве «штампа» возьмите, например, ажурный крупный лист папоротника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в детском творчестве. Фроттаж.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Фроттаж - что это такое? Это умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру.

Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность. Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко.

Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки – увлекательное зрелище! Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Техника «Граттаж». Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания художественных графических композиций. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Монотипия . Это имитация зеркального отражения. На одной стороне листа рисуется пейзаж, потом лист сворачивается и проглаживается, благодаря чему рисунок отпечатывается на другой половине. Потом отпечаток дорисовывается и получается зеркальное отображение. Как пример можно нарисовать пейзаж, состоящий из деревьев, гор, дома и неба. Потом лист складывается и сильно прижимается. Рисунок отпечатывается. Его мы освежаем слоем красок. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.

Кляксография. Известная всем «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Можно получать разные оттиски:

если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

если на оригинал наносить много/мало краски;

если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
- полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

***

На альбом упала краска, На листе осталась клякса. Пририсую ей глаза, Пусть летает стрекоза.

Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Для педагога – организованное самим ребенком условие избавления от подавленности и страхов, укрепления уверенности в себе. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама