THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г. , г. Москва.

О парадоксе “Чёрного квадрата” Малевича задумывался каждый.

Ничего проще придумать нельзя. Как чёрный квадрат. Ничего легче нарисовать нельзя. Как чёрный квадрат. Тем не менее он признан шедевром.

Если сегодня он попадёт на открытые торги, его готовы будут купить за 140 миллионов долларов!

Как возникло такое “недоразумение”? Примитивное изображение всеми искусствоведами мира признается шедевром. Они сговорились?

Очевидно, в “Чёрном квадрате” есть что-то особенное. Невидимое обычному зрителю. Попробуем это “что-то” обнаружить.

1. “Чёрный квадрат” не так прост, как кажется.

Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.

Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.

А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить “Чёрный квадрат”. Потому что не все в этой картине так просто.

Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный

“Чёрный квадрат” на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ парараллельны друг другу.

К тому же “Чёрный квадрат” НЕ совсем чёрный.

Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая – жженая кость. Вторая – чёрная охра. А третья – ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.

То есть Малевич не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил прочерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку краски.

Существует четыре “Чёрных квадрата”

Если бы это была случайно созданная картина, художник не стал бы создавать ее повторений. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 “Чёрных квадрата”.

Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна – в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание, насколько они не похожи.

Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый “Квадрат” 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.

Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из “Квадратов” больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой – намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).

Ниже – все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую.

Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930-1932 гг. 53,5 х 53,5 см. . 3. Чёрный квадрат. 1923 г. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.

“Чёрный квадрат” закрывает ещё две картины

На “Квадрате” 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний красочный слой. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде картины “Дама у фонарного столба”.


Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914 г. Городской музей Стеделек, Амстердам

Это ещё не все. Под ней – другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.


Казимир Малевич. Точильщик. 1912 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен

Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.

Почему же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!

Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут незначимые картины. Или которые художник считает неудачными.

Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и до чистого супрематизма в виде “Чёрного квадрата”.

2. Сильная теория сильной личности

“Чёрный квадрат” был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. “Supreme” означает “превосходный”. Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Это целая школа. Как . Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.

Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм – это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.

Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.

Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.

Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже и возглавить это движение.

Он придумал по сути новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, который вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.

“Чёрный квадрат” и есть главный знак этой азбуки. “Нуль форм”, как говорил Малевич.

До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё в начале 14 века. По этой азбуке и существовало все искусство. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы. В которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.

“Чёрный квадрат” – главная “буква” в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.

Вместе с “Чёрным квадратом” Малевич создаёт “Чёрный крест” и “Черный круг”. Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.

Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915 г. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916 г. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.

Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, “поиграли” в красивую теорию и хватит.

На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.

Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932 г. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932 г. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934 г. Третьяковская галерея

Так что “Чёрный квадрат” – это не конец искусства. Как иногда его обозначают. Это начало нового искусства.

Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

3. Огромное влияние на жизненное пространство

Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях. А шёл в массы.

Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.

Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. . Wikiart.org

Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.

Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.)

На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них – Эль Лисицкий. Который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.

Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.

Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.

Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.

Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них – один из самых известных архитекторов Заха Хадид (1950-2016 гг.).

Слева: Dominion Tower. Архитектор: Заха Хадид. Строительство 2005-2015 гг. Москва (м. Дубровка). В центре: Стол “Малевич”. Альберто Льеворе. 2016 г. Испания. Справа: Габриело Коланджело. Коллекция весна-лето 2013 г.

4. Почему “Черный квадрат” вызывает недоумение. И почему он все-таки шедевр

Почти каждый зритель пытается понять Малевича с помощью привычного языка натурного изображения. Того самого, который придумал Джотто и который развили

Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится – не нравится. Красиво – не красиво. Реалистично – не реалистично.

Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся? Только осудить или высмеять.

Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я такое тоже могу нарисовать” и прочее.

Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только лишь вместе с тем пространством, которому он служит.

PS.

Малевич был известен при жизни. Но материальной выгоды он от этого не получил. Отправляясь в 1929 году на выставку в Париж, он просил власти отпустить его туда … пешком. Потому что денег на дорогу у него не было.

Власти поняли, что пришедший на своих двоих в Европу товарищ Малевич подорвёт их авторитет. Поэтому 40 рублей на поездку выделили.

Правда через 2 недели он был срочно вызван телеграммой обратно. И по приезду сразу арестован. По доносу. Как немецкий шпион.

Вконтакте

Шутка длиною в век: специалисты из Третьяковской галереи подробно рассказали о секретах знаменитого "Чёрного квадрата" Казимира Малевича. Картине уже сто лет, а сказать, что её хорошо понимает широкая публика нельзя до сих пор. Даже искусствоведы, и те спорят. Обсуждение подогревается и новыми фактами, которые стали известны специалистам. Название у картины изначально было совсем другим, а под слоями краски - ещё две картины.

Сенсационные детали исследования и уникальные кадры. Сотрудники Третьяковской галереи снимали, как заглянули в "Черный квадрат", сообщил . В рентгеновских лучах под картиной отлично видны сложно соединенные между собой геометрические фигуры. Это совсем другая картина. Да не одна, а две, утверждают эксперты. И обе - цветные.

О том, что "Черный квадрат" непрост, а внутри еще одно изображение, знали уже в девяностые годы прошлого века, после первых исследований. Но понять, что именно там, техника не позволяла. Сейчас в год столетнего юбилея картины с помощью цифрового оборудования эксперты работу возобновили. Обнаружили не только картины.

"Самое главное: помимо двух композиций мы нашли отпечатки пальцев предположительно самого Малевича, потому что они вделаны вот прямо по сырому слою, это в основном участки белого поля", - рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.

Нашли еще и надпись. Почерк, правда, у Малевича непростой. Но эксперты расшифровали: "Битва негров в темной пещере". Теперь считают это заочным диалогом художника с предшественниками. Еще в конце девятнадцатого века появились черные прямоугольники "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхолда, а потом и у Альфонса Алле.

Ясно одно - творческий процесс у Малевича был сложный. Но версию, что он просто в сердцах зарисовал неудавшиеся работы черной краской, новые исследования опровергают.

"Это сложносоставная краска, которая состоит из нескольких веществ. Среди них, например, жжёная кость, черный углеродосодержащий пигмент и мел. То есть эту краску он готовил. Это было не спонтанно - выдавил, написал - а все-таки он думал, как это будет выглядеть", - отметила Екатерина Воронина.

"Это такое специальное сочетание пигментов, которое дает особенный бархатистый эффект, который нужен был Малевичу. Потому что ему нужен был не просто черный цвет, а глубокая черная бездна", - добавила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это не только одна из самых загадочных в мире картин, но еще и одна из самых дорогих. Станет ли "Черный квадрат" еще дороже, ведь теперь там не одна картина, а целых три - вопрос. Но то, что интерес к нему не исчезнет - совершенно точно. В Третьяковке, возможно, появится и инфракрасное изображение картины. Впрочем, то, что это не совсем "Черный квадрат", видно даже невооруженным глазом.

Юлия Богоманшина, Александра Сергомасова, Дмитрий Шаракин, "ТВ Центр"

Кто нарисовал «Черный квадрат» известно даже людям, далеким от искусства. Она стала своеобразным антиподом профессионализма и художественной ценности, а также сюжетом многих анекдотов. На самом деле речь идет о совершенно уникальном явлении в творческом мире и «Черный супрематический квадрат» (настоящее название картины) далеко не так прост, как кажется простому обывателю. В чем смысл Черного Квадрата Казимира Малевича до сих пор неизвестно доподлинно, но существует много интересных теорию, в которых попробуем разобраться вместе.

История создания и возможные теории

Автор «Черного Квадрата» - нашумевшего произведения, будоражившего умы и по сей день, - Казимир Северинович Малевич. Длительные поиски и открытия нового направления принесли свои плоды и именно Малевичу приписывают разрушение традиционных устоев. Теперь нет привычных форм, цветовых сочетаний и пропорций «золотого сечения». Выставка картин с футуристическим названием «0,10» (ноль-десять) принесла ему мировую славу и подарила известность «Черному квадрату». Открытием стало не только превосходство простых линий и фигур (основными считается три: квадрат, круг и крест), но и глубинный смысл. Следует отметить, что супрематическое движение стало настоящим прорывом и открыло новый взгляд на традиционное искусство. Впоследствии увидела свет и книга «Черный квадрат» Казимира Малевича, в которой автор нагнетает еще больше таинственности и не дает объяснения своему произведению. Вместе с тем, существует несколько заслуживающих внимания теорий, связанные с созданием произведения.

Теория 1: скрытый смысл

Самое простое объяснение столь необычному произведению - художник просто закрасил черной краской неудавшуюся картину. В пользу этого можно привести разноцветные «прожилки», проступающие на фоне полотна. Многочисленные исследования специальными приборами с целью обнаружения подлинной картины под черным фоном проводятся до сих пор, но результата пока не дали. Реставрацию самой картины и восстановление якобы существующего нижнего изображения не разрешают проводить искусствоведы. Впрочем, их намерения как раз и ясны, ведь в случае обнаружения другой картины, цена картины «Черный квадрат» будет весьма сомнительной.

Теория №2: эволюция футуризма

Увлекаясь теориями кубизма и основав собственное направление - супрематизм, автор своим произведением воплотил в жизнь идею полного формализма. Манифест Малевича «Черный квадрат»- отказ от содержания и баланс четких форм. Такое явление искусства дано понять не каждому, но и последователей у него хватает. Это произведение даже называют «вершиной достижения беспредметного искусства», что подчеркивает полный отрыв изображения от реальности и отсутствие любого художественного посыла.

Теория №3: психологический прием

Подобная манипуляция сознания успешно используется во многих сферах современной жизни. Впоследствии даже появился термин «Эффект квадрата Малевича». Его суть - любой человек поддается влиянию общественного мнения и не может сознательно определить ценность того или иного предмета, как и распознать правду и ложь. Чем знаменит «Черный квадрат» Малевича? По аналогии с «голым королем», суть и смысл этой картины определяется не задумкой художника и даже не используемыми пропорциями, перспективой и цветом, а исключительно мнением других. В этой роли выступают художественные критики, которые нашли в ней больше смысла, нежели было заложено изначально.

Кстати, в пользу этой теории говорит и то, что изначально выставка не имела столь оглушительного успеха. Только с назначением Малевича на должность народного комиссара ИЗО в 1929 году его картины стали широко известны и популярны. Таким образом, художник в буквальном смысле заставил признать свое творчество, пусть даже и путем злоупотребления служебным положением.

Теория №4: вызов религии

Поводом к такому мнению стало расположение картины. Выставка включала 49 произведений художника, а знаменитый «Черный квадрат» входил в состав триптиха, в котором также были круг и крест. Вместе с тем, картина висела в «красном углу», где по православным обычаям располагалась икона. На этот момент обратили внимание все критики, поэтому и назвали «Черный квадрат» новой иконой грядущего века. Известно, что Малевич активно поддерживал идеи коммунизма и занимал руководящие должности при новой власти. Именно это в полной мере и способствовало его популярности.


Теория №5: мистическое озарение

Сам автор на вопросы о создании своей картины отвечал, что действовал бессознательно, практически в трансе. Так ли это на самом деле, неизвестно, но большинство людей сходится во мнении, что есть в этом произведении некое таинственное притяжение. Многие видят в глубине другие фигуры, причем ни одна из них не окрашена в черный цвет. Кроме того, особо впечатлительные люди плохо себя чувствуют рядом с полотном, испытывают приступы паники и беспричинного страха. Утверждать мистические истоки сотворения и тайный смысл, что означает «Черный квадрат» Малевича очень сложно, а вот списать все на психологическое воздействие, описанное ранее, намного разумней. Не зря ведь много людей восторгаются этим полотном, ну не может же быть это обычный квадрат!

Интересно, что «Черный квадрат» по сути - неправильное определение. Форма отображенной геометрической фигуры неправильна, ведь ни одна сторона не является параллельной противоположной. Кроме того, при написании картины черный цвет не использовался вообще. Необходимый оттенок был получен смешением красок разных тонов. Именно поэтому на полотне отчетливо виден эффект кракелюр (верхний растрескавшийся слой краски) под которым проглядывают разноцветные полосы.

Интересный факт о «Черном квадрате»:

Известно, что Малевич был далеко не первым художником, позиционирующим подобный минимализм в искусстве. Первооткрывателями можно назвать сразу несколько авторов:

  1. Роберт Фладд в 1617 году написал картину «Великая тьма», которая также выполнена в виде черного квадрата.
  2. В 1843 году появилось произведение «Вид на Ла-Хог (ночной эффект)» художника Берталь.
  3. В 1854 году - «Сумеречная история России».

Предшественниками также можно назвать юмористические зарисовки «Ночная драка негров в подвале», датированная 1882 годом и ее откровенная пародия «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1893 год). Не менее интересным опусом стало создание полотна «Философы ловят кошку в темной комнате» французского журналиста Альфонса Алле (1893 год). Как уже можно догадаться, все вышеописанные полотна представляют собой прямоугольник черного цвета.

Где сейчас находится «Черный Квадрат» Малевича?

Оригинальное полотно меняло много владельцев, но сейчас принадлежит фонду Третьяковской галереи. Выкупил и передал в собственность ее влиятельный и очень богатый российский меценат. Считается, что стоимость полотна составляла 1 млн. долларов. Сколько стоит «Черный квадрат» Малевича? По данным международного аукциона «Сотбис» стоимость составляет более 20 млн, но его художественная ценность просто неизмерима.

Кстати, всего Казимир Малевич создал четыре полотна «Черного квадрата».

Категория

Я очень люблю этот вопрос!

Начну как всегда из далека))

Ответ на вопрос о «Черном квадрате» несколько глубже, чем бы могло показаться.

Для начала необходимо окунуться в историю искусств, а именно на рубеж 19 и 20-ых веков. Итак, Импрессионисты, они первыми заявили и стали изображать мир вкруг, не так как это делали академисты, а так как они его видели: с игрой света и тени, с не классической композицией, с совершенно другим подходом к изображению мира.

Именно импрессионисты послужили отправной точкой для современного искусства. Далее появились постимпрессионисты, которые продолжили экспериментировать, прежде всего с цветом (напр. Фовисты в лице Анри Матисса) и затем с формой предметов (напр. Кубисты, в лице Пабло Пикассо).

Все эти эксперименты максимально упрощали изображаемые предметы (но, ни в коем случае, не в плохом смысле этого слова). Это все было своего-рода нормальной эволюцией живописи и искусства в целом, было вполне логично, что по истечению многих тысяч столетий, начиная от античного искусства, разбирая изображаемый предмет на составные части, форму, цвет и линию искусство придёт к основе основ всего – к черному квадрату.

Возвращаемся к Истории искусств, кубисты – они разобрали мир на простые формы, в основе их искусства лежит совокупность простых основ (сфера, конус, цилиндр). Эти фигуры лежат в основе любого натюрморта и природы в целом. Кубизм – это исследование формы и ее эмоциональное наполнение. В работах Анри Матисса мы видим красоту цвета, формы и орнамента. В его произведениях большую роль уделял линиям и ритму.

Параллельно с кубизмом и фовизмом идут футуристы. Для последних, была характерна тема быстроты времени. Посмотрите работы Умберто Боччони, его произведения напоминают «вид из окна проносящегося поезда». В 1905 году состоялась первая выставка футуристов, на которой был объявлен Манифест, они говорили, - что они расчищают путь для нового восприятия времени. Они разрушали все, что было (в искусстве), что бы пришли новые, будущие художники.

Чуть позже (1915-е г.г.), но практически параллельно начинают появляться и развиваться конструктивисты. Ярким представителем конструктивистов был Родченко – увлекался чистой формой (это было особенно на пике, так как в России закончилась революция, все было пронизано новой, чистой формой, новой жизнью).

НО все выше перечисленные художники ищут себя на «базе» старых искусств. И теперь мы подходим к самому интересному, в это же время начинает формироваться группа художников, которая нашла совершенно новый путь – Это Василий Кандинский и Казимир Малевич. Первым в своей новаторской идеи был – Василий Кандинский, со своей теорией абстрактного искусства, цвет и движение без сюжета и иллюстраций, гармония и динамика за счет цветовых пятен и линий. Эмоция художника – напрямую транслируется зрителю. Посмотрите его работы, и сразу все поймете.

К 1915 году Казимир Малевич создает теорию нового искусства. Чуть раньше Василий Кандинский создает свою теорию абсолютного искусства. Основная его идея это цвет и движение без сюжета и иллюстраций, баланс гармонии и динамики, его работы это цветовые пятна и линии. Таким образом эмоция художника напрямую передается зрителю, без какого-то было пересказа или искажения.

Идея К. Малевича была чем-то похожа на Кандинского, но все-таки отличалась. К. Малевич и супрематизм – это очень четкая идея, искусство проходит стадии созревания, и выходит на чистую форму супрематизма. Малевич называл этот путь так «От фовизма и кубизма к супрематизму». Идея супрематизма – это возвращение к началу искусства, к истокам цвета и формы, полный уход от образности (в этом схожесть с Кандинским). По теории Супрематизма существуют 3 формы: квадрат, круг и крест, треугольник только в рамках композиции. Чистые цвета: черный, белый, красный, синий и желтый. Знаменитый «Черный квадрат» - это идея концентрации супрематизма.

Казимир Малевич с идеей Супрематизма – в его теории искусство проходит стадии созревания, выходя на чистую форму суприматизма. Возвращение к началу искусства – исток цвет и форма. Гармония, пропорции, ритмика в сочетании с простыми цветами, абсолютно полный уход от иллюстрированности.

Черный квадрат – это концентрация идеи суприматизма. Черный цвет – макро/микро космос, точка отсчета. Искусство Малевича, отлично «встраивалось» в новую Советскую жизнь. Это уже совсем другое искусство, оно очень философское, для его понимания и объяснения пишется теория. Поэтому, рассматривать Черный квадрат, без какого либо контекста, и считать это изображение примитивным, совершенно нельзя. Для его понимания нужно изучить все прошлые эпохи и тогда все станет логично и понятно.

Казимир Малелевич был новатором, и для начала 20 в. Его тезисы и искусство были чем-то невероятным. Искусство нельзя рассматривать с позиции "и я так могу нарисовать..." Малевич со своим Манифестом был первым, и именно поэтому он новатор. У него есть и другие работы, где видно, что он действительно художник. Некий перелом стал происходить на рубеже 20-21 в.в., стало главным не искусство с эстетикой, а концепция, и художниками стали называть себя даже те, кто толком не умел рисовать.... Но прошло время, и вновь востребованы художники, способные создать удивительной красоты полотно, и в то же время, эти же художники могут сотворить нечто простое, написать концепцию и это будет гениально.

Казимир Малевич представил свой знаменитый «Черный квадрат» в 1915 году на выставке носившей название «0 10». Черный квадрат это манифест, это новое искусство. Малевич свел все искусство прошлых эпох к нулю и пошел совершенно другим путем. Супрематизм переводится как высший/ преодоление – этими прилагательными можно охарактеризовать и творчество Малевича. Стоит отметить, что Малевич намеренно повесил свой квадрат на выставке в красный угол, в русских домах на этом месте всегда висела икона.

Сто лет назад эти два слова обрели смысл, не дающий покоя великому множеству людей.

Картина «Черный квадрат» для любого зарубежного любителя искусства - самое известное русское художественное произведение, - символ идеи, надолго опередившей время даже в стремительном XX веке.

Художник эпохи катаклизмов

Казимир Северинович Малевич прожил жизнь, меньше всего похожую на судьбу ловкого шарлатана от искусства, поставившего цель разбогатеть на продаже заумных теорий, символом которых видится многим «знатокам» картина Малевича «Черный квадрат». Он родился в 1879 году в Киеве, в многодетной семье управляющего производством на сахарном заводе. Стремление к рисованию было с детского возраста, но низкий достаток не позволил получить систематическое художественное образование, заставил рано начать трудовую жизнь в качестве чертежника.

В Курске, куда переехала семья Малевичей, он организовал кружок любителей живописи и стал готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда безуспешно пытался поступить в 1905 году - ему не хватало формального образования. Хотя Казимир и был уже семейным человеком, он переселяется в Москву, занимается в частном училище выпускника Императорской академии художеств Ф. И. Рерберга и активно участвует в деятельности художественных объединений, иногда самых радикальных, - таких как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Синий всадник» и т. д.

Время поиска

Новое время отменяло старые ценности. Терялся смысл изобразительной функции живописного искусства, документировать время взялась фотография и рождающееся кино, заставляя художников экспериментировать с формой. Социальные и экономические революции делали неактуальными привычные темы, активно влияя на поиск нового содержания полотен.

Малевич жил в самой гуще художественной жизни, испытал влияние самых передовых веяний: писал импрессионистические пейзажи, участвовал в эпатажных акциях футуристов (например, - гулял по Кузнецкому мосту с деревянными ложками в петлицах), писал картины в стиле кубизма, разработал свой стиль - «заумный реализм», оформлял издания самых авангардных поэтов, таких как А. Кручёных и Велимир Хлебников. Вместе с Маяковским выпускал «Сегодняшний лубок», отражавший события начавшейся Первой мировой войны.

«Победа над Солнцем»

Еще в 1913 году произошли события, во многом определившие творческую судьбу Малевича. В Петербурге состоялся «Первый всероссийский съезд футуристов», в котором приняли участие три человека: изобретатель нового языка - «зауми» - Алексей Кручёных, сторонник музыкального диссонанса Михаил Матюшин и активный противник фигуративной живописи Казимир Малевич. Итогом вдохновенной работы стали два представления оперы «Победа над Солнцем», вошедшие в историю авангардного искусства. Именно отсюда родом картина Малевича «Черный квадрат», - похожий мотив появился в виде задника в декорациях к 1-му действию оперы.

Главной темой оперы стало рождение нового, машинного будущего, которое может возникнуть только при полном разрушении старого мира. Эта тема воплощалась непрофессиональными актерами в фантастических костюмах по эскизам Малевича, произносивших малопонятную, но экспрессивную «заумь», двигавшихся среди удивительных декораций под резкие атональные звуки, извлекаемые из Спектакли закончились скандалом, т. е. цель была достигнута.

Выставка «0,10»

Современники отмечали способность Малевича объединять вокруг себя художников, генерировать объединяющие идеи. Но даже для его единомышленников была полной неожиданностью экспозиция из 39 картин, подготовленная к выставке, открывшейся 19 декабря 1915 года в галерее Н. Добычиной на в Петрограде. Название «Ноль, десять» означало ноль предметных форм на картинах и десять участников выставки (хотя их было 14). Именно на ней впервые появилась картина «Черный квадрат», - фото запечатлело её в «красном углу», там, где обычно располагались иконы.

Художник сам развешивал картины ночью перед открытием, писал плакаты и подписи, подготовил манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Таким образом он стал во главе нового художественного течения, символом которого стала картина «Черный квадрат». Выставка была обозначена как «Последняя футуристическая», но с определением её как перехода к супрематизму, как предлагал Малевич, его соратники не согласились, - слишком радикальные идеи провозгласил художник.

Супрематизм

Название произошло от латинского supremus - наивысший - и польского supremacja - превосходство, главенство. В теоретических разработках нового стиля Малевич говорил о доминировании беспредметности как определяющего качества истинного изобразительного искусства. Освобожденная от фигуративности, живопись становится актом чистого творения, подобного божественному, а картина «Черный квадрат» в этом смысле обладает качеством первоклетки, первоэлемента нового мира.


Другое значение термина Малевич выводит из важнейшего значения для создаваемой новой реальности главных инструментов, которые он использует - цвета, линии, простой геометрической формы. Первые же супрематические мотивы, в том числе картина Казимира Малевича «Черный квадрат», обладали особой выразительностью, основанной на лаконичных по цвету композициях, не искаженных линейной и воздушной перспективой, имитацией объема и т. д. В дальнейшем развитие основных принципов приняло форму влияния на различные жанры - супрематистскими стали композиции из фигур людей, появились даже трехмерные элементы - «архитектоны», ставшие выражением взглядов Малевича на

Основа нового мира, создаваемого художником имела одно главное выражение - «Черный квадрат». Смысл картины определялся значением атома, из которого строится не отображение существующего мира, а новая, другая реальность, и многогранность этого мира придавала многозначность и «Черному квадрату». В чем она?

Апофеоз беспредметности

Провозглашая независимость истинно чистого искусства от функции документирования окружающей действительности, художник неизбежно приходит к потере любой фигуративности, или к поиску начальной формы, которую невозможно разъять на составляющие элементы. Таков первоэлемент, который нашел Малевич - «Черный квадрат». Смысл картины в том, что впечатление, производимое ею, не зависит от смыслового наполнения, от ассоциаций с объектным миром, от конкретных ссылок и аллюзий. Задача, поставленная мастером, непроста, она требует участия зрителя, напряжения его душевных сил, наличия у него некоего багажа. И чаще всего она не дает явные ответы, а обозначает лишь новый способ получения впечатлений от бытия, а разве не это цель искусства?

Цвет - основа новой живописи

Полное название своей самой знаменитой картины мастер обозначал так: «Черный супрематический квадрат на белом фоне». Для художника и философа здесь было важно каждое слово, ведь главенство цвета, его первичность лежит в основе супрематизма. Можно встретить описание картины «Черный квадрат» Малевича, где цвет краски, нанесенной на холст, представляется сложной смесью различных оттенков, среди которых и нет однозначно черного, а белое обрамление называется мерцанием светло-кремовых оттенков.

Представляется, что это имело смысл для мастера, когда он делал дальнейшие шаги, - в знаменитых сериях «белого на белом», когда выразительность живописи строится на тончайших цветовых взаимоотношениях между плоскостями. Картина «Черный квадрат» - это декларация доминирующего цвета, самого весомого, значительного, контрастного. Хотя понимание как результата смешивания всех основных цветов (теплых и холодных, спектральных и дополнительных), усиливает значение этой декларации.

Энергия и свет

Не зря первое упоминание о черном квадрате встречается у Малевича в его работе над оформлением футуристической оперы «Победа над Солнцем». Описание картины «Черный квадрат», объяснение белого фона, на котором размещается непрозрачная плотная фигура, как света, бьющего из-за надвигающейся завесы, встречается и у самого художника, и у зрителей, и особенно органично в контексте событий, происходящих в опере.

Удивительно, как Малевичу удалось предугадать живописные направления, ставшие актуальными спустя полвека. Эд Рейнхардт, Сол Левитт, несомненно, шли по пути, указанному «Черным квадратом». У Марка Ротко энергия цвета и вибрации лаконичной формы приобретает космические масштабы, а средства выражения этой энергии аналогичны супрематическим почти буквально.

Неизвестно, насколько принципиальна была для Малевича рукотворность формы, легкая непараллельность сторон квадрата, пульсация фона и мерцание черного цвета, но что-то заставляет всматриваться в эту картину и с каждой минутой мистическое излучение от нее становится ощутимее.

Кризис идей, конец искусства?

Банально присвоение художественному гению пророческих качеств, но в случае Малевича дар предвидения очевиден. Также были очевидны для современников апокалиптические мотивы, которыми наделил Малевич «Черный квадрат». Смысл картины им виделся в глухом тупике, куда завело искусство и особенно живопись, развитие общественной мысли.

Привычная функция изобразительного искусства объявлялась устаревшей, а квадрат виделся закономерным итогом творческих поисков формалистов. Не зря существует легенда, что, увидев «Черный квадрат», Пикассо охладел к кубизму - дальше двигаться некуда... Не добавляло оптимизма уже наступившее военное время и явное предчувствие будущих революционных потрясений.

И всё же с вершины прошедшего времени в лозунгах, провозглашенных Малевичем, слышится призыв искать новые пути, а отрицание старых методов отображения меняющегося мира не кажется доминантой. Это подтвердилось дальнейшим творчеством мастера и его учеников, жизнестойкостью его идей.

Точка отстчета

Полотно Малевича до сих пор будоражит дремучих комментаторов, которых возбуждает фамилия художника и сумма, заплаченная за оригинал картины, - «критиков», обладающих младенчески девственным интеллектом. Они-то уверены в нулевой значимости такого искусства. поглощающая светлую материю истинных художественных ценностей, видится и высокообразованным блюстителям духовных традиций и моральных норм.

А между тем фамилия Малевича известна каждому будущему художнику, дизайнеру или архитектору во всем мире, супрематизм оказал влияние на самых знаменитых современных мастеров. Например, автор суперсовременных форм в зданиях и окружении человека - Заха Хадид - особо подчеркивает влияние идей русского художника на всё её творчество.

Что нужно, чтобы написать картину «Черный квадрат»

Можно прожить всю жизнь, не думая о сытой комфортной жизни, смотреть на мир иначе, чем другие. спорить с друзьями и врагами, воспитывать учеников, пытаться убедить в своей правоте государственную власть и оказаться в бедности и изгнании, умереть от мучительной болезни в еще не старом возрасте и превратить собственные похороны в акцию авангардного искусства.

Но зачем усложнять? Холст, чуть-чуть краски и минимум малярных навыков, - готов шедевр мирового значения. А еще лучше - компьютерный графический редактор и качественный принтер - так ровнее, правильнее, красивее… И самое главное - не прилагать лишних умственных усилий, ведь всё так просто…



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама