«Мертвые души» - классика российской литературы, пьеса, которую известный писатель Николай Васильевич Гоголь задумал для отображения грандиозной панорамы российского общества чиновников и помещиков, включая все его моменты, особенности и парадоксы. Центральной проблемой данного произведения является неизбежная гибель духовной «составляющей» людей и расцвет тех самых основных представителей российских сословий помещиков тех времен. Автор изображает внутренний и внешний облик прочного помещичья и продажности, также здесь присутствует неприкрытое высмеивание пагубных страстей российского чиновничества.
В самом названии произведения наглядно демонстрируется его неоднозначное значение. «Мертвыми душами» можно назвать не только умерших крестьян, но и других, фактически живых персонажей поэмы. И именно такие определения как жалкие, ничтожные, пустые и, непосредственно, «мертвые» душонки даёт им сам Н.В. Гоголь.
Характеристика героини
Настасья Петровна, она же Коробочка - один из ключевых персонажей Гоголевских «Мёртвых душ». Она наделена судьбой помещицы, которая потеряла своего мужа; является второй «продавщицей» крестьян. Её натура полна корыстолюбия, по сущности Настасья Петровна подлинная крохоборка, видящая потенциальных клиентов-покупателей в каждом прохожем. Именно Чичиков первым обратил внимание на деловитость в торговле и неприкрытую глуповатость по жизни в облике этой помещицы. Невзирая на то, что Коробочка не только безупречная хозяйка, но и умелица извлекать выгоду отовсюду, ведь идею покупать «мертвые души» она вовсе не сочла странной. Более того, она проявила инициативу лично изучить нынешние цены на умерших крестьян, лишь бы не продешевить и не остаться «с носом». Спокойная жизнь Коробочки полна лишь беспокойством о домашних делах, «небольшом» хозяйстве. Зато кто, как ни Коробочка знаком с ценами на продукты как мед, сало, пенька, а все ради того, чтобы повыгоднее их перепродать.
Принадлежащих ей мертвых крестьянских душ сама Коробочка знает наизусть. Сделку, оговорённую с Чичиковым Настасья Петровна согласилась заключить только после его обещания приобрести её хозяйственные принадлежности.
Центральная идея этого персонажа - максимально накопить и приумножить свои и без того небольшие богатства. Собственно, на то она и названа Коробочкой. У Настасьи Петровны находятся в распоряжении примерно восемьдесят крестьянских душ, а жизнь её словно ограничена тонкой скорлупой, которая разграничивает её маленький личный мирок от реального внешнего мира. Все накопленные ею имущества, хозяйка с особой тщательностью бережёт и прячет все по мешочкам и в комодах. И даже учитывая изрядный достаток и изобилие в жилище, она остаётся любительницей надавить на жалость и поплакать над убытками. На вопрос Чичикова о том, как там продвигаются дела у соседних помещиков, упоминая и Манилова, и даже Собакевича, Коробочка же умело изображает абсолютную неосведомлённость о существовании таких личностей, словно ни разу и имён их не слышала.
Коробочка чересчур суеверная представительница помещичья. К слову, она никогда не усомнится в том, что загаданное на картах после произнесённой молитвы непременно сбудется.
Образ героини в произведении
("Чичиков у Коробочки", художник Александр Агин, 1846-47 )
Настасью Петровну можно назвать примитивной, «бедной вдовой», чьё невежество отображается в поведении и манере её речи.
Возникает вопрос: быть может, Настасья Петровна просто исключительная личность, заблудившаяся в глуши провинции?
Однако автор поэмы с сожалением подводит к заключению отрицательный ответ. «Нет», - говорит Гоголь, ведь убожеством, свойственным Коробочке, её пристрастие к деньгам, устремленность нажиться, на чем только придётся, неприкрытая корыстность, глупость и невежественность - ключевые качества, характерные не исключительно Коробочке, также они соответствуют различным слоям господствующих классов, их верхушке.
В конечном итоге, Н.В. Гоголь пишет о Коробочке, как о героине, оказавшейся на самой низкой ступени бесконечной лестницы совершенствования человеческого облика, подчёркивая тем самым типичность образа Коробочки.
Образ Коробочки в поэме «Мертвые души» заключает в себе многое для понимания не только смыслового содержания , но и главной мысли поэмы.
Неслучайно ему отведена столь важная композиционная роль – приезд вдовицы в город навлек катастрофу на голову гоголевского коммерсанта.
Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»
С почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.
В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.
Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.
А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).
Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).
Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая». Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.
Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы. Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти. Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.
А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой. И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый. Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.
Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку. Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.
Внешность Коробочки
Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.
Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.
На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.
Любимые занятия
Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.
Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.
Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.
Отношение к окружающим
Отсутствует! Из эмоций тетушки – только страх на непривычное и горячие «забранки». Даже о возможном профите размышление ведется бездушно, без интонации, потирания рук.
Муж – «покойник», соседей – знает только самых ближайших и своего достатка, крепостные — денежный эквивалент, руки-доходы. Народившиеся у крестьян ребятишки – не люди, а «мелюзга»: не работают, не приносят дохода – так даже и не человеческие дети.
Описание усадьбы
В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.
Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.
В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).
Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.
Жизненные цели
Копить деньги и вещи, чтобы потом завещать распоротый салоп какой-нибудь родственнице. Даже души мертвых крестьян начинает под влиянием момента держать про запас: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…».
В разговоре с гостем в голове Коробочки быстро нарисовался план договориться о подряде на поставки в государственную казну меда, пеньки и свиного сала, муки и скотины.
Почему Коробочка «мертвая душа»
Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.
Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.
Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!
Первое впечатление о помещице
Заезжий сразу признал в ней «матушку»-помещицу: полновластного демиурга домашнего мирка. Гостю-дворянину оказывает гостеприимный прием: настойчиво пытается напоить чаем, распорядилась просушить и почистить одежду, предоставила роскошную пуховую перину, на которую без стула не заберешься.
Отношение Чичикова к Коробочке
Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.
Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».
Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.
Отношение к хозяйству Коробочки
Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.
Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.
Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.
Заключение
Говоря кратко: старуха-помещица – дама сердца Чичикова, его женский двойник, матушка-Богиня. Оба одинаково мертвы даже друг для друга – не видят один другого в упор за коммерческими устремлениями.
Почувствуй заезжий делец Коробочке родственное начало – мог бы и предвидеть роковой для него поступок чертовой бабушки. Страх продешевить погонит ее в город для выяснения «установленных» цен на мертвые души. Так и вскроется авантюра господина Чичикова.
Небогатая помещица, «коллежская регистраторша» Коробочка спокойно живет в своем маленьком домике, и вся ее жизнь заполнена лишь заботами о хозяйстве. Узенький дворик Коробочки полон птицы и всякой другой домашней твари, а за двориком тянутся пространные огороды, в которых есть фруктовые деревья, «накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев», Деревенька у нее «не маленькая» и содержится в порядке. Коробочке известны цены на мед, сало и пеньку, и она хорошо знает, когда их можно выгоднее продать.
Коробочка крайне ограниченна. Она знает, как сохранить от воробьев и сорок фруктовые деревья, но никак не может сообразить, для чего потребовались
Чичикову «мертвые души», тем более, что никакого проку в них она не видит. Чичиков справедливо называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой». Не разбираясь в планах Чичикова, она все же прекрасно понимает, что платить подать за умерших невыгодно, и в конце концов идет на сделку. Постоянно жалуясь на неурожаи и убытки, Коробочка между тем набирает понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки. В один из них она отбирает «целковики», в другой - «полтиннички», в третий - «четвертачки» и прячет их в комод, в котором, на первый взгляд, кроме белья и ночных кофточек, ничего нет.
Коробочка невежественна и крайне суеверна. Она, например, не сомневается, что «если загадать на картах после молитвы», то обязательно приснится «окаянный» с длинными «бычачьими рогами».
Примитивность этой «бедной вдовы» отражается в ее манере говорить. С первобытной простотой она заявляет Чичикову: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи!» Когда Чичиков, покупая мертвые души, не вытерпел и стал повышать тон, она в страхе воскликнула: «Ах, какие ты забранки пригинаешь!»
Патриархальностью веет от домашней обстановки Коробочки. В ее комнатах все больше старинные предметы: портрет старика с красными обшлагами на мундире, «какие нашивали при Павле Петровиче», старинные маленькие зеркала с темными рамками, старые часы с шипеньем вместо боя, старая колода карт. Ни в чем нет даже слабого намека на живую жизнь и серьезные интересы.
Но, может быть, Коробочка с ее ограниченностью и невежеством -лишь редкое явление провинциальной глуши?
Гоголь с грустью заключает: нет. Убожество, свойственное Коробочке, страсть к деньгам, стремление к наживе, корысть, тупость и невежество - это черты, типичные не только для Коробочки, но и для различных слоев господствовавшего класса вообще, для его верхушки. «Может быть, - пишет Гоголь, - станешь даже думать: да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на безконечной лестнице человеческого совершенствования? » Гоголь подчеркивает этим широкую типичность Коробочки.
Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина.
Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.
Образ героини
К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.Что особенного в образе героини:
Умение экономить. Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.
Скрытность. Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.
Смелость. Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.
Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.
Хозяйство Настасьи Петровны
Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:- избенки крепкие;
- выстроены врассыпную;
- постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
- крепкие ворота;
- запасные телеги.
Крестьяне деревни
Чичиков с интересом рассматривает крестьян. Это крепкие живые мужики и бабы. Персонажей в деревне несколько. Каждый по-особенному дополняет образ хозяйки.Служанка Фетинья мастерски взбивает перины, делая их такими уютными, что гость проспал дольше обычного.
Дворовая крестьянка отворила ночью калитку, не боясь незваных гостей. У нее хриплый голос и крепкая фигура, скрытая под армяком.
Дворовая девчонка Пелагея показывает Чичикову дорогу назад. Она бегает босиком, отчего ноги у нее все в грязи и напоминают сапоги. Девчушка необразованная, причем для нее нет даже понимания право, лево. Она показывает руками, куда направляться бричке.
Мертвые души
У крестьян, которые продает Коробочка удивительные прозвища. Часть из них дополняют характеристику человека, другие просто придуманы народом. Все прозвища в памяти у хозяйки, она вздыхает и с сожалением перечисляет их гостю. Самые необычные:- Неуважай–Корыто;
- Коровий кирпич;
- Колесо Иван.
Образ персонажа
В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.
Произведение:
Мертвые души
Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный покупатель.
Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.
Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.
Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души»
Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душамит". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мёртвые души".Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая".)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души.
Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые... набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.
Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.
Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?", И снова автор подчеркивает типичность этого образа: " Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка". Оказывается, тупость Коробочки, ее "дубинноголовость" не такое уж редкое явление.