THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Только русский ленивый мужик, лежа на печи, способен вдруг достичь славы, заиметь красавицу-жену и полцарства в придачу. Так шутят россияне, вспоминая любимого героя сказок – Ивана-дурака. Но персонаж не так прост, как кажется. Крестьянский парень ловок и смекалист, а прозвище носит «для отвода глаз».

История создания и образ

Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.

Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.

Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.


Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.

Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.


Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).

Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.

Биография и сюжет

Иван-дурак родился в крестьянской семье, но, как повествуют сказки, герою не повезло с умом. Младший из трех братьев – человек бесполезный, «ни украсть, ни посторожить», домовитого хозяина из него тоже не вышло. Коротает дни персонаж на печи. Однако именно ему удается обрести счастье и состояние за счет умения ловко выкручиваться из переделок и достигать поставленных целей.


В волшебных сказках изначально появились две сюжетные линии. В первой герой после смерти отца получает волшебного коня, которого вынужден прятать от братьев. На коне парень проходит через вереницу испытаний, разгадывает загадки и берет замуж царевну. После женитьбы Ивана ждет очередная порция подвигов. Он достает живую воду, молодильные яблоки, свинку с золотой щетинкой и в итоге восходит на престол.


Во втором сюжете Иван-дурак пытается выследить вора, который наведывается каждую ночь в сад и вытаптывает траву. Проказник предстает в лице кобылицы или Жар-птицы. Иван жалеет пойманное животное, даруя ему свободу, а взамен получает награду – чудесного коня или перо. В случае с Жар-птицей царь отправляет Ивана на поиски волшебного пернатого, в награду обещая руку и сердце собственной дочери.


Эти две сюжетные линии со временем пережили всевозможные интерпретации, превратившись в новые произведения. В современных вариантах даже появляется щука, которую Иван якобы поймал (как рыба перекочевала из сказки про Емелю, непонятно). В бытовых сказках Иван-дурак выступает как самостоятельный персонаж, ищет , встречается с и .

К самым популярным русским народным сказкам, знакомящим с этим находчивым героем, относятся:

  • «Конь, скатерть и рожок»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Фольклорную стилизацию сказки с Иваном в главной роли представил в 1834 году. Говорят, прочтя творение тобольского писателя, воскликнул:

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!»

Ершовский Иван-дурак ленив, прост, но храбр и умен. С помощью зверей, в том числе , юноша ловит Жар-Птицу, доставляет к царскому двору Царь-девицу, находит на дне морском ее кольцо. А в конце достигает головокружительных успехов – женится на девице и сам становится царем.

Экранизации

Иван-дурак нередко появляется в кино. В 1941 году сказку по мотивам произведения Ершова подарил советским детям . В главной роли выступил актер Петр Алейников.


А годом ранее в кинотеатрах страны с успехом прошел показ фильма «Василиса Прекрасная» того же режиссера. В Ивана там перевоплотился .


Блестящей экранизацией народных сказок стал очередной русский фильм «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». В цветной картине 1977 года выпуска герой бьется за любовь к купеческой дочери Насте.


Режиссер Надежда Кошеверова в своей работе задействовала именитых актеров – (Настенька), (бабка Варвара), ().


Сравнительно недавно свет увидела еще одна экранизация с Иваном-дураком в главной роли – «Реальная сказка» (2011). Сказочный образ примерил .

В русском народном творчестве живет близкий Ивану-дураку персонаж – . Герой тоже третий сын в семье, нехватка ума заменена притеснениями со стороны братьев. Ивану-царевичу приходится искать молодильные яблоки, живую воду и Жар-птицу. Молодой человек так же проходит испытания и занимает в итоге трон. В сказочный мир современную детвору увлекает мультик «Иван-царевич и серый волк», который сняли в трех частях, последняя вышла на экраны в 2016 году.


До сих пор образ Ивана-дурака продолжают эксплуатировать режиссеры, писатели и поэты, а также доморощенные авторы. Современную интерпретацию сюжетов народного творчества представляет театральная постановка «Сказка про Ивана-дурака, Бабу-Ягу и летающий валенок», а на взрослых корпоративах любят разыгрывать сценку под названием «Как Иван-дурак решил жениться».


В творчестве каждого народа имеется свой дурень. Французский аналог Ивана-дурака Жан-простак общается со статуей святого, в Нидерландах недалекий герой сказок торгуется с распятием. В сказках братьев Гримм появляется персонаж, который спорит с лягушками из-за денег.

Цитаты

«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!»
«Сбегайтесь, серые волки, слетайтесь, черные вороны, вам царь Гестон свежего мяса прислал».
«У меня эта яблонь не продажная, а заветная, и завет вот какой: ежели вы отрубите у себя на руке по пальцу и мне их отдадите, то я вам и яблонь отдам».
«Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!»
«Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!»
«А что, ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-то и сам добежит».
«Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!»

Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, все у него смешно выходит - не так, как у людей.

Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:

Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!

А чем? - спрашивает Иванушка.

Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари - будет похлебка!

Мужик приказывает:

Дверь стереги, чтобы дети в лес не убежали!

Уехал мужик с женой; Иванушка влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади их и говорит:

Ну, вот, я гляжу за вами!

Посидели дети некоторое время на полу, - запросили есть: Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в нее полмешка муки, меру картошки, разболтал все коромыслом и думает вслух:

А кого крошить надо?

Услыхали дети - испугались:

Он, пожалуй, нас искрошит!

И тихонько убежали вон из избы.

Иванушка посмотрел вслед им, почесал затылок,- соображает: «Как же я теперь глядеть за ними буду? Да еще дверь надо стеречь, чтобы она не убежала!»

Заглянул в кадушку и говорит:

Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!

Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает - удивился, рычит:

Эй ты, зачем дерево в лес несешь?

Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось,- Медведь сел на задние лапы и хохочет:

Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!

А Иванушка говорит:

Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!

Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!

Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!

Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.

Да брось ты ее! - говорит Медведь.

Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!

Пришли в берлогу. Медведь говорит жене:

Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!

А Иванушка спрашивает Медведицу:

Тетя, не видала ребятишек?

Мои - дома, спят.

Ну-ка, покажи, не мои ли это?

Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит:

Не эти, у меня двое было.

Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:

Да ведь у тебя человечьи дети были!

Ну да, - сказал Иванушка, - разберешь их, маленьких-то, какие чьи!

Вот забавный! - удивилась Медведица и говорит мужу: - Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!

Ладно,- согласился Медведь,- он хоть и человек, да уж больно безобидный!

Дала Медведица Иванушке лукошко, приказывает:

Поди-ка набери малины лесной, - детишки проснутся, я их вкусненьким угощу!

Ладно, это я могу! - сказал Иванушка.- А вы дверь постерегите!

Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во все горло:

Эх, как неловки
Божий коровки!
То ли дело - муравьи
Или ящерицы!
Пришел в берлогу, кричит:

Вот она, малина!

Медвежата подбежали к лукошку, рычат, толкают друг друга, кувыркаются, - очень рады!

А Иванушка, глядя на них, говорит:

Эхма, жаль, что я не Медведь, а то и у меня дети были бы!

Медведь с женой хохочут.

Ой, батюшки мои! - рычит Медведь. - Да с ним жить нельзя, со смеху помрешь!

Вот что, - говорит Иванушка, - вы тут постерегите дверь, а я пойду ребятишек искать, не то хозяин задаст мне!

А Медведица просит мужа:

Миша, ты бы помог ему!

Надо помочь, - согласился Медведь, - уж очень он смешной!

Пошел Медведь с Иванушкой лесными тропами, идут - разговаривают по-приятельски.

Ну и глупый же ты! - удивляется Медведь, а Иванушка спрашивает его:

А ты - умный?

Не знаю.

И я не знаю. Ты - злой?

Нет. Зачем?

А по-моему - кто зол, тот и глуп. Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем!

Ишь ты, как вывел! - удивился Медведь.

Вдруг видят: сидят под кустом двое детей, уснули. Медведь спрашивает:

Это твои, что ли?

Не знаю, - говорит Иванушка, - надо их спросить. Мои - есть хотели.

Разбудили детей, спрашивают:

Хотите есть?

Те кричат:

Давно хотим!

Ну, - сказал Иванушка, - значит, это и есть мои! Теперь я поведу их в деревню, а ты, дядя, принеси, пожалуйста, дверь, а то самому мне некогда, мне еще надобно похлебку варить!

Уж ладно! - сказал Медведь.- Принесу!

Идет Иванушка сзади детей, смотрит за ними в землю, как ему приказано, а сам поет:

Эх, вот так чудеса!
Жуки ловят зайца,
Под кустом сидит лиса,
Очень удивляется!
Пришел в избу, а уж хозяева из города воротились, видят: посреди избы кадушка стоит, доверху водой налита, картошкой насыпана да мукой, детей нет, дверь тоже пропала, - сели они на лавку и плачут горько.

О чем плачете? - спросил их Иванушка.

Тут увидали они детей, обрадовались, обнимают их, а Иванушку спрашивают, показывая на его стряпню в кадке:

Это чего ты наделал?

Похлебку!

Да разве так надо?

А я почему знаю - как?

А дверь куда девалась?

Сейчас ее принесут, - вот она!

Выглянули хозяева в окно, а по улице идет Медведь, дверь тащит, народ от него во все стороны бежит, на крыши лезут, на деревья; собаки испугались - завязли, со страху, в плетнях, под воротами; только один рыжий петух храбро стоит среди улицы и кричит на Медведя.

> Сказки про Ивана-дурака и о Иване-дураке

В этом разделе представлен сборник сказок про Ивана-дурака на Русском языке. Приятного чтения!

  • I В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый мужик. И было у богатого мужика три сына: Семен-воин, Тарас-брюхан и Иван-дурак, и дочь Маланья-векоуха (вековуха, старая дева. - Ред.), немая. Пошел Семен-воин на войну, царю служить, Тарас-брюхан пошел в город к купцу, торговать, а Иван-дурак...

  • В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле...

    Жили старик со старухой. Было у них три сына: двое умных, а третий - дурачок. Стали братья с родителями собираться на работу. Иван-дурак тоже стал собираться - взял сухарей, налил воды в баклажку. Его спрашивают: - Ты куда собираешься? - С вами на работу. - Никуда ты не поедешь. Стереги хорошенько дверь, ...

  • Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах. I В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый мужик. И было у богатого мужика три сына: Семен-воин, Тарас-брюхан и Иван-дурак, и дочь Маланья-векоуха...

  • Было у старика три сына. Выросли сыновья молодец к молодцу, в руках силы не меряно, волосы кудрявые, на щеках румянец играет. Вот однажды отец и говорит: - Скоро вас женить пора, тесно всем в старом доме станет. Надо новый дом сработать. Принялись они за дело. Брёвна таскали - ухали, сруб ставили - песни...

    Не в котором царстве, не в котором государстве жил-был старик со своей старухой. Ну, старик ничего другого не мог работать, как уж он был очень старый, – ходил в лес дрова рубить. Раз он пошел на свою работу, и только зашел в лес, смотрит – лежит на кусту девять яиц. Он что делать: взял яйца в варежку, ...

  • В одном тридесятом царстве, в триодиннадцатом государстве жил-был царь. Впрочем, там и помимо царя жило народу полным-полно. В основном всё крестьянский люд. А рабочих там и всяких пролетариев не было. Иначе бы этому царю давно конец пришёл, свергли бы. Звали царя по-разному. По одним источникам - Берендеем, ...

  • ГЛАВА N (Про интеллигентность) А сейчас в комнату войдет моя бабушка и скажет: – Ну что, бестолочь, опять бездельничаешь? Весь век бы тебе из себя шута корежить, идол ты стоеросовый. А я кувыркнусь на туго натянутой проволоке и отвечу: – Бабушка, бабушка, Вера Петровна! Ну, зачем ты так ругаешься, надрываешь...

  • В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король со своей королевою; не имели они детей, а жили вместе годов до десяти, так что король послал по всем царям, по всем городам, по всем народам - по чернети: кто бы мог полечить, чтоб королева забеременела? Съехались князья и бояры, богатые купцы...

    Был мужик, у него было три сына: два умных, третий дурак. Вот хорошо, зачал мужик горох сеять, и повадился к нему на горох незнамо кто. Видит отец, что все побито, повалено, потоптано, и стал говорить своим детям: - Дети мои любезные! Надобно караулить, кто такой горох у нас топчет? Сейчас большой брат...

    Жили муж и жена. Долго не было у них детей, а потом, уже на старости лет, родились сразу три сына: один родился вечером, другой - в полночь, а третий - ранним утром. И назвали их всех Иванами: старшего - Иван Вечерник, среднего - Иван Полуночник, а младшего - Иван Утреник. Росли братья на лес глядючи. ...

  • Сказка из похождений слагается, присказками красуется, небылицами минувшими отзывается, за былями буднишними не гоняется; а кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные,...

  • Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям: - Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко...

  • Глава первая ПИСЬМО ИЗ ГОЛЛАНДИИ Это началось ранней теплой желтой осенью в самом начале учебного года. На большой перемене в класс, в котором учился Рома Рогов, вошла классная руководительница Людмила Михайловна. Она сказала: - Ребята! У нас случилась большая радость. Наш директор школы вернулся из...

  • Жил-был старик со старухою; у них был сын Иван-дурак. Пришло время - старик со старухой умерли. Иван-дурак и говорит: - Что мне жить одному дома, лучше идти на божий путь бурлачить. Вот он и пошел. Ему навстречу попал поп. Поп говорит Ивану-дураку: - Ты куда пошел? Иван-дурак отвечает: - Да вот отец...

Один из самых популярных героев русских сказок Иван-дурак считается любимым предметом спора литературоведов и исследователей фольклора. И это неудивительно – персонаж является главным героем многих народных сказках, его жалеют, но завидуют, над ним смеются, но искренне радуются. Кто же такой Иван-дурак и что же за судьба у него в русском эпосе?

Дурак или умный?

Такой ли Иван дурак? На самом деле даже имя его в самом начале не носило негативный оттенок, как это стало сейчас. Раньше, еще до принятия христианства, детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы черти не могли забрать их душу. Одним из таких имен было «Другак» от слова «другой». Позже, для удобства в произношении «другак» стал «дураком». А вот привычное нам значение к слову «дурак» пришло только в 17 веке.

К тому же, задачей сказителей не было выставить Ивана дураком. Это был всего лишь бедный крестьянский парень, немножко ленивый, но очень смекалистый. Способный лежать целый день на печи, не работать и ничего из-за этого не терять.

Загадочный образ Ивана-дурака

Если вы помните, в русском фольклоре есть еще один Иван, но уже совсем с другим характером. Иван-царевич, на которого куда больше хотел бы быть похожим каждый читатель, изначально рождается в богатом доме, обладает силой воли, умом и хорошей физической подготовкой. Несмотря на то, что как раз-таки для достижения своей цели он делает больше и лучше, сочувствуют ему почему-то гораздо меньше. Почему так?

Все дело в том, что каждый из нас имеет толику лени в своем характере. Как бы не хотелось стать сильным, смекалистым и ответственным, возможность получить все без особенных усилий всегда привлекала больше. Да и вообще, образ Ивана-дурака гораздо ближе по ментальности русскому народу. Принято считать, что русские весьма удачливы и даже несмотря на свою глупость, возможно даже, чрезмерную лень, способны получать желаемое в любой ситуации. Пусть с какими-то трудностями и лишениями.

Сказок про Ивана-дурака предостаточно – это и «Иван Утреник» и «Сивка Бурка», даже современная литература пользуется прототипом русского народного героя. «Незнайка на Луне», «Конек-горбунок». Объединяет всех этих героев три главные черты:

  1. Бескорыстность
  2. Отсутствие тщеславия
  3. Крестьянское (бедное происхождение)

Это настоящий хранитель важных человеческих качеств: доброты, верности и любви к родной земле.

За это любил, любит и продолжает любить русский народ Ивана-дурочка. За его искренность и настоящий ум, который проявляется не в хитрости и желании нажиться за счет других, а в смекалке.

Наверное, нет ни одного говорящего по-русски человека, который не смог бы сходу вспомнить хоть одну которой - Иван-дурак. И описать этого героя тоже сможет каждый: Иван - младший сын в семье, непутевый, ленивый и добродушный. Его лучше ни о чем не просить, иначе, да и то только после долгих уговоров, Иванушка все сделает хуже некуда! Но почему же тогда именно ему в конце сказки достанется все самое лучшее и полцарства в придачу? Попробуем в этом разобраться.

Сказки про Ивана-дурака: список

Лучше всего нам помогут разобраться в характере героя сами сказки, вернее, их пересказ. Возьмем только три из них, так сказать, самые типичные.

  1. «Соль». Сказка про купеческого сына Ивана, который, однажды отправившись в путь на корабле с тесом и досками, попал во время бури на неведомую землю и, обнаружив там соль, отправился торговать ею. Удачно продав все, он ухитрился увезти еще и царскую дочь. Но старшие братья не зевали, они выбросили Ивана в океан, а сами разделили его добычу. Да только доброму герою и тут повезло: отнес его домой, прямо за праздничный стол, великан. И отец, узнав о недостойном поведении старших братьев, прогнал их с глаз долой, а младшего женил на царевне.
  2. «Сказка про Ивана-дурака». В этой сказке Иван-дурак выслеживает трех коней, которые вытаптывают траву в царском саду. Помогает ему в этом мышка, которую добрый молодец щедро накормил. Три коня - серебряный, золотой и бриллиантовый - становятся собственностью Иванушки. Но! Как был он для всех дурачком за печкой, так и остался: никому не признался в своей добыче! Позже, когда нужно было по приказу царя допрыгнуть до балкона царевны, стал он делать это по очереди, на каждом коне. И снова возвращался на печку: что поделаешь - дурак?! Только когда нашли и привели его в стали жить Иван-дурак и царевна вместе. Правда, не в самих палатах, а в гусином хлеву. И только три войны, которые Иван выиграл верхом на своих волшебных конях, доказали всему царству, что никакой он не дурак, а просто очень скромный и Настоящий герой! За это и стал Иван царем.
  3. «Дурак и береза». В этой сказке дурак - настоящий, потому что пытался продать быка, полученного в наследство, старой сухой березе, встреченной в лесу. И отдал-таки ей в долг! И два дня ходил за деньгами, все ждал, когда вернет. И только на третий - не выдержал, хватил по стволу топором, а там - клад, спрятанный разбойниками! Что ж, дуракам - счастье!

Есть еще сказки про Ивана-дурака, названия их можно продолжать бесконечно: «Конь, скатерть и рожок», «Иван Быкович», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и т. д.

Чем образ Ивана так приглянулся людям?

Почему Иван-дурак - герой сказок? Отчего русский народ проникается такой любовью к нему? Не оттого ли, что славянам вообще свойственна симпатия к сирым и убогим, эдакая христианская жалость? Об этом можно долго рассуждать.

Ведь народ, который много веков жил в нищете и беспросветности, наверняка чувствовал себя тем же нелюбимым младшим сыном - Иваном-дураком, обманутым судьбой. Хотя, в пику этому, не только сказка, но и сама жизнь учила - не тот по-настоящему дурак, кто, сидя на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня - грех, и она будет наказана!

Вера в чудо рождает чудеса

Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!

Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!

Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.

Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!

Особенности характера сказочного героя

Обратите внимание на важные качества характера нашего главного героя. Все русские сказки про Ивана-дурака описывают его не просто глупым, а именно наивным. Для него каждый новый день - это возможность жить заново, то есть не корить себя бесконечно за вольные и невольные предыдущие ошибки (да он и не помнит их!), а начинать все с нового листа. Разве не этого же добиваются последователи всевозможных философских и религиозных течений?

Говоря другими словами, Иван-дурак доказывает каждый раз, что от человеческих знаний и умений в жизни очень мало зависит, то есть они вторичны и не могут играть главную, решающую роль в судьбе человека. Вспомните изречение величайшего Лао-Цзы: «Умные - не учены, а ученые - не умны».

А Иван в сказках всегда абсолютно открыт для высшего знания. Он, даже отправляясь в путь, как правило, «идет, куда ноги несут» или «куда глаза глядят». Он, таким образом, сразу же отбрасывает здравый смысл (с которым так до конца сказки и не расстаются его старшие братья) и от этого остается только в выигрыше. Оказывается, не все в нашей жизни подчиняется этому самому здравому смыслу!

Отражение в образе Ивана Дурака языческих традиций

Некоторые исследователи тесно связывали образ Ивана с сохраненными в фольклоре языческими традициями. Например, А. А. Дуров в своей диссертации подчеркивал, что русские народные сказки Иван-дурак украшает собою не только из-за своей недалекости, а потому, что язычники, оказывается, так называли всех, проходящих обряд инициации.

И суть тут была именно в особенностях поведения неофита: он должен был забыть свою прежнюю жизнь, отказаться от рассудочности в поступках. Именно эта "дурость" становилась отличительным качеством человека, который хотел превратиться из «запечного олуха» в настоящего мужчину.

Вспомните: в сказке, в начале ее, Иван - посмешище, которое, сидя за печкой, извините за цитату, «сопли на кулак накручивает». А в конце - это успешный, удачливый молодой мужчина. Значит, инициация пройдена!

А если посмотреть на это с другой стороны?

Может быть, образ простофили Ивана-дурака раскрывает лишь мечту народа о сверхъестественных силах, способных помочь любому? И некоторые исследователи считают, что Иванушка - поэтическая греза, отражающая мечту о беззаботной, развеселой жизни, которая все равно приведет и к счастью, и к богатству.

В очерке «Иван-дурак. Корни русской народной веры» А. Синявский даже печалится о народе, выбравшем себе такого главного героя. Ведь дураки в сказках грязные, ободранные, неумытые, не имеющие за душой ни гроша, да и ленивые до умопомрачения. Зато играть на дудочке или сочинять песенки - на это они горазды. Эта тотальная лень пугает автора очерка, ведь она якобы доказывает, что русский человек, ожидая жизненных благ свыше, забывает о своей персональной ответственности.

Евг. Трубецкой в рассуждении о сказочном Дураке утверждает, что привычка перелагать ответственность на «широкие плечи Николы Угодника» - это и есть бич славянского характера, усыпляющий его энергию и отнимающий у него волю к победе.

Отношение в сказке живых существ к Ивану- дураку

Но нужно отметить, что все же не лень или недалекость привлекают к Ивану на протяжении стольких веков верных почитателей, а его доброта, доверчивость и прямодушие. Этот герой не скупится на доброе слово и дело: он отпустит, избавив от беды, живое существо, пожалеет странника или старую женщину, и все они впоследствии отплатят ему той же монетой.

Такому герою, как Иван-дурак, и серый волк поможет, и щука, и собака, и кошка. Перед ним все преграды расступаются - ведь он не боится, что это может не произойти!

Помните указанный в фильме «Чародеи» путь к успеху: «Вижу цель - не вижу препятствий»? Именно так все и происходит с Иванушкой в каждой сказке. Он не видит препятствий тому, чтобы отрубить двенадцать голов Змею Горынычу или превратиться в прекрасного царевича, окунувшись в сосуд с молодильной водой. Он уповает на Бога и получает по своей вере!

Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана

А может быть, и дураком Иван прослыл не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню - родился третьим в семье, а это значит, что все оставшееся от отца наследство заберут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван - дурак, что уже смолоду оказался обойденным?

Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.

Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак - это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…

Образ Ивана-дурака в детской психологии

Говоря о столь неоднозначном образе в русской культуре, важно отметить, что сказки про Ивана-дурака - это еще и действенный метод детской психотерапии. Ведь ребенок естественно чувствует робость перед будущим: как он впишется во взрослую жизнь? Ведь и знает, и умеет он так мало! А сказка успокаивает его: «Не боись, и не такие вверху оказывались!» Сказка говорит: «Главное - это сделать первый шаг, доверившись внутреннему голосу, и тогда получишь даже больше, чем ожидаешь!»

И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть.

Кстати, и каждый ребенок, и сказочный Иван всегда открыты чуду. Может, поэтому чудеса с ними постоянно случаются? А сказка про Дурака на самом деле - еще и о том, как забывать излишнюю «умность», если стремишься выиграть.

Так кто такой этот любимый

Исследователи считают, что сказки про Ивана-дурака несут в себе некую стратегию, которая исходит не из стандартных постулатов, призывающих поступать всегда разумно, а наоборот, опирается на поиск оригинальных, нелогичных и неожиданных решений. Но они успешны!

В Иване-дураке сокрыт идеальный человек - верный своему слову, честный и лишенный личного интереса. Ведь и к богатству (полученному как дополнение к жене) он относится отрицательно, несмотря на то, что в конце сказки всегда владеет им.

Такое положение вещей вполне объяснимо тем, что стремление к богатству - это с точки зрения русского народа всегда признак корысти, жадности, а значит, не может быть качеством положительного человека. И раз Иванушка - это воплощение чего-то идеального, то он просто должен быть бессребреником, не знающим цену деньгам и не стремящимся их нажить.

Почему Бог дураков любит?

Хоть утверждение, приведенное в подзаголовке, кажется на первый взгляд алогичным, логика в нем все же присутствует. Судите сами: ведь Дураку больше не на кого надеяться! Ему больше никто не может помочь! И сам себе он тоже не поможет. Остается лишь надежда на Божий промысел.

Кроме того, Иван-дурак, в каких сказках он бы не появлялся, всегда преисполнен необыкновенного доверия только к этому. Он не слушает человеческих советов и ничему не учится на собственном опыте, зато он абсолютно открыт Провиденью - и оно никогда не подводит такого героя!

И не только Дураков, но и вполне разумных героев волшебных сказок Господь выводит из сложного для них положения, как только они оказываются на перепутье - не знают куда идти. То есть за каждым из них стоит незримо образ Ивана-дурака, его пассивного, открытого для восприятия состояния, которое и помогает сделать единственный верный выбор и выиграть в борьбе за жизнь.

Образ Дурака в литературе и кино

Иван-дурак, способный «взломать» собою все рамки и приличия, так тесно обступившие обычного человека, пустил глубокие корни в русской литературе и в киноискусстве. Этим образом в свое время воспользовались и Ф. М. Достоевский, и А. Н. Островский, и Н. С. Лесков, и М. Горький, и многие другие знаменитые писатели и поэты.

Ведь в его уста можно вложить то, что ни за что не произнесет «благородный» герой, а его поступки заставляют зрителя находиться в постоянном напряжении и безотрывно следить за развитием сюжета.

Искусство доказывает нам: именно Дураки - это поистине свободные люди. Они не связаны условностями, их поступки не поддаются логике, а все, что делается ими - это верный путь к Чуду.

И слава Богу, что Дураки неистребимы! Иначе чудеса просто ушли бы от нас, а мир, соответственно, засох бы стараниями «мудрецов» и прагматиков.

Если для того, чтобы в мире было место Волшебству, они необходимы, значит, каждому из нас можно и нужно время от времени надевать на себя колпак главного героя сказки про Ивана-дурака. Названия же, которые мы даем этому действу, всегда одинаковы - это жизнь!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама