THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Само название статьи «национальная культура Великобритании» на самом деле некорректна, так как Соединенное королевство Великобритании состоит из нескольких, весьма независимых территорий, заселенных разными народами, которым свойственна собственная культура. Итак, мы начнем с Англии:

Английские традиции

Одна из наиболее характерных черт английского национального характера – консерватизм и верность традициям. Хотя Англия считается одной из самых демократичных и открытых всему новому стран современного мира, жизнь британцев продолжает определяться множеством уходящих в старину обычаев, по которым местного жителя сразу можно отличить от гостя страны или эмигранта.

Одной из самых известных английских традиций является приверженность культуре питья чая, которую британцы переняли у китайцев. Уже несколько столетий настоящего английского джентльмена и леди невозможно представить себе без традиционного «ти брейка» – обеденного перерыва на чашечку чая.

Еще одна общепризнанная английская традиция – сдержанность и невозмутимость при любых обстоятельствах ярче всего проявляется при личном общении. В разговоре англичане стремятся избегать прямых утверждений или отрицаний связанных с финансами и личной жизнью собеседника.

К характерным бытовым традициям англичан относятся особая любовь к домашним животным, поддержание в образцовом порядке дворовых садов (являющихся предметом подлинной гордости), а также оригинальный способ умывания (холодная и горячая вода текут из разных кранов, затем собираются в таз или раковину для водных процедур).

Национальный английский костюм, который столетиями носили местные крестьяне и горожане, сегодня можно увидеть лишь во время празднования Майского дня, знаменующего пробуждение природы или торжеств в честь Дня летнего солнцестояния. По старинному обычаю, в эти дни проводятся театрализованные представления танца моррис («танец с мечами»), участники которого наряжаются в традиционные наряды столетней давности и отплясывают замысловатые коленца под аккомпанемент волынок, скрипок и барабанов. на которые равнялись писатели по всему миру.

Особенности национальной культуры Уэльса

Жители Уэльса прекрасно сохранили свою национальную неповторимость и культуру. Они по-прежнему говорят на валлийском языке, который относится к кельтской группы индо-европейских языков; по-прежнему проводят айстеддводы, что означает собрание бардов. Эти традиционные конкурсы музыки и поэзии начали проводиться с 1176 года. Несмотря на то, что ярое строгие нонконформистские протестанты заметно снизили популярность, а местами и вовсе запретило проведение айстеддводов, тем не менее последние выжили и в 1860 году было учреждено Национальное Общество Айстеддвода. В настоящее время проводится три крупных айстедвода и несколько местных, регионального значения.

Главными национальными символами Уэльса считаются Валлийский дракон, лук-порей и нарцисс.

Еще одним неоспоримым достоянием валлийской культуры являются мужские хоры, ведущие свою историю от шахтерских сообществ южного Уэльса. В основе хоров лежит методизм, а их репертуар богат гимнами и другими торжественными произведениями. Время, конечно, внесло свои коррективы: сегодня поют в хорах не только мужчины, но и женщины, хотя это скорее исключение, чем правило.

Особенности национальной культуры Шотландии

Всему миру известна национальная мужская одежда — килты. Шотландцы по-прежнему носят их с удовольствием, а уж в особо торжественных случаях просто невозможно представить шотландца в брюках.

По-прежнему, как в средние века, в Шотландии популярна волынка, ее пронзительные звуки вносят незабываемый колорит в национальную музыку.

Большинство шотландцев являются прихожанами национальной церкви Шотландии, которая так и называется — церковь Шотландии — организована по пресвитерианскому типу.

Танцы также относятся к традиции Шотландии, которую жители ее хранят тщательно и ревностно. Во всем мире шотландские танцы не получили такой известности, популярности и развития, как ирландские, но тем не менее они такие же зажигательные, веселые, интересные и оригинальные. Они танцуются в компаниях («сетах») из трех-четырех пар, большое внимание в этих танцах уделяется движению ног, а также движению пар относительно друг друга.

Шотландские горские игры: на протяжении долгих веков на этих играх мужчины выясняли между собой, кто из них сильнее, умнее, быстрее, ловчее. Казалось бы, сейчас, в наше время, подобная традиция уже должна была изжить себя, но вопреки всему шотландцы относятся к ней все с тем же энтузиазмом, благодаря которому горские игры до сих пор не выродились в один сплошной туристический аттракцион.

Особенности национальной культуры Северной Ирландии

В Северной Ирландии исторически сложились три группы населения, различавшиеся между собой по религии и культуре, которые весьма настороженно относятся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии - пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к Англиканской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией районах проживают остатки коренного населения — ирландцы, католики по своему вероисповеданию.

Культурное наследие Британской империи поистине уникально. Оно в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями Британской Империи. Широкомасштабные изменения в культуре Великобритании произошли после 1945 года. Современная музыка Великобритании - симбиоз сложившихся музыкальных направлений и влияния телевидения и радио. Развлекательное направление в музыке во многом заимствовано у США (джазовое направление). На творчестве большинства композиторов современной Англии сказалось влияние различных авангардных направлений. В массовом понимании популярны рок- и поп- направления. Наиболее примечательными образцами этих изменений может послужить преображение Ливерпуля, а затем и Лондона, в центры мировой поп-культуры в 1960-х годах. «Битлз» были лишь самой первой и наиболее известной из британских рок-групп, которые покорили мир.

Современная литература Великобритании последних десятилетий связана с «сердитыми молодыми людьми», так называемое направление современных писателей-реалистов. Среди современных писателей Великобритании наиболее ярким представителем этого направления является драматург Дж. Осборн.

Британские модельеры одежды прославились своим авангардным стилем, и яркая одежда из магазинов на Карнаби Стрит и Кингз Роад стала известна далеко за пределами Лондона. Кроме этих изменений, а также менее значительного оживления в других областях культуры после окончания Второй Мировой Войны, значительные перемены произошли в самом обществе. Наиболее заметной переменой стало повышение уровня образования. Правительство стало уделять больше внимания развитию и поддержке искусства в стране. Специальный Совет по искусству, сформированный в 1946 году, поддерживает различные области искусства, что, в свою очередь, послужило причиной расширения культурного рынка, в основном коммерческого. Как и во многих развитых странах, столкновение вкусов и ценностей старшего и младшего поколения, периодами было очень жестоким, особенно в 60-х 70-х годах 20-го века. Хлынувший после образования Соединенного Королевства в Великобританию поток эмигрантов из развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство, где приоритетным является свобода вероисповедания. В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах. Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования. Особенностью системы образования в Англии можно назвать преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы. В последние десятилетия влияние государства на развитие образования еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расходов университетов. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.

Таким образом, культура Великобритании объединяет в себе традиции всех колоний Британской империи, это отражается во всех областях искусства и культуры. Особое внимание уделяется образованию, в котором преобладает контроль со стороны государственного сектора. Поток эмигрантов принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие которых во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство, где приоритетным является свобода вероисповедания.

Великобритания — островное государство в Западной Европе . В состав Соединённого королевства входят Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Великобритания расположена на самом обширном европейском архипелаге, включающем Британские острова, группы Гебридских, Оркнейских и др. Великобритания является конституционной монархией, в которой монарх «царствует, но не правит». Лондон — столица Великобритании — один из самых интересных городов мира. В нем есть и многовековая история и самые последние достижения технического прогресса. Лондон — один из крупных портов Британии и главный промышленный центр страны.

На климат Британских островов влияют близость океана и особенно тёплое течение Гольфстрим . Погода в Великобритании так быстро меняется, что даёт британцам нескончаемую и обильную пищу для светских разговоров. Традиционная английская погода — это дождь и сырость; температура зимой очень редко спускается ниже 0 С (в среднем 3-5 С), поэтому трава зеленеет круглый год.

Великобритания - страна, где процветает искусство . Лондонский театр считается одним из лучших в Европе. Провести отдых в Лондоне и не посетить театр — Вы много теряете. В провинции сотни маленьких театров привлекают большое количество зрителей.

Иногда Британские острова поэтически называют Альбионом, то ли из-за частных туманов, то ли из-за белоснежных меловых обрывов у их южных побережий. Поскольку береговая линия крупнейшего острова сильно изрезана, здесь нет такого места, которое было бы удалено от берега более чем на 120 км

Англия - страна с богатой историей и вековыми традициями. Фамильные замки с привидениями, старинные университеты, знаменитые английские пабы, королевская семья, которая является предметом гордости и пристрастного внимания англичан - все это неотъемлемая часть Англии. Также Англия славится всевозможными выставками и фестивалями: праздник цветов, фестиваль трубочистов Рочестера, королевская регата, музыкальные фестивали, ливерпульский фестиваль «Битлз», церемония друидов, праздник Робин Гуда. Одно из распространенных в Англии «хобби» - это садоводство. Нигде нет таких ухоженных садов, парков, лужаек и газонов.

Каждый регион Англии имеет характерный внешний облик, свои самобытные традиции, культуру и обычаи. Жители больших городов с большим удовольствием проводят время за городом. Традиционные занятия - охота, рыбалка, спорт. До сих пор в Великобритании много приверженцев футбола, тенниса, баскетбола, хоккея на траве. Особой же популярностью сегодня пользуются гольф, верховая езда, конное поло и охота на лис. Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику. Отсюда склонность избегать категорических утверждений или отрицаний, используя при этом разнообразные вводные обороты: «мне кажется», «я думаю», «возможно» и так далее.

Древняя и богатейшая история Великобритании нашла яркое отражение во множестве находящихся повсеместно разнообразных памятников всех эпох. Археологическими раскопками обнаружены стоянки древнего человека эпохи палеолита (40000–10000 лет до нашей эры) в Уэльсе и Дербишире, неолитические памятники (3400–1600 лет до нашей эры) в курганах на меловых холмах Южной и Восточной Англии, в Южном Уэльсе, Глостершире, Норфолке и многих других местах остатки поселений, оборонительных сооружений бронзового и железного веков (вплоть до 450 лет до нашей эры) на всей территории страны.

Многие английские города основаны римлянами в первых веках нашей эры. К постройкам этого времени относятся Адрианов вал, отделяющий Англию от Шотландии (возведен императором Адрианом в 122–130 годах), городские ворота в Линкольне, ворота в Колчестере, бани в Бэйте, многочисленные руины римских военных укреплений.

Англосаксонско–романский стиль, господствовавший в архитектуре до середины XI века, отличался простотой архитектурных и строительных приемов: несложные полукруглые арки, двускатные крыши, заимствованные у привычного деревянного зодчества. Сменивший его нормандский стиль просуществовал до конца XII века. Он отличался обилием одинаковых мощных колонн, круглыми украшенными оконными проемами и потолочными сводами, узкими окнами, не очень мощными контрфорсами. Один из лучших образцов этого стиля - старейший в Великобритании собор в Или, был заложен в 673 году, но современный вид приобрел лишь к середине XII века. Выдающимися замковыми постройками нормандского стиля считаются Хедингем в Эссексе и Конисброу в Йоркшире. В том же стиле выполнена и часть строений Эдинбургского замка в Шотландии.

Ранняя готика характерна для строений XIII века, их общий вид определяется существенной высотой и обширностью, длинными, достигающими основания здания окнами (фасад собора в Линкольне, фрагменты соборов в Или и Питерборо).

В XIV веке на смену ранней пришла английская готика - в такой архитектуре сделан характерный акцент на отдельные элементы орнамента: огромные стрельчатые окна со сложной ажурной каменной резьбой, тяжелые контрфорсы, столбы с плотно соединенными нервюрами, увитые листьями скульптуры, карнизы, цветочные орнаменты. Лучше всего этот стиль представляют соборы Йорка, Норвича и Линкольна, отдельные элементы Вестминстерского аббатства. Богатейшая орнаментика достигла совершенства в строительном искусстве поздней готики, или «перпендикулярном» стиле (конец XIV века - XV век), отличающемся особым пристрастием к вертикальным плоскостям (Кингс Колледж в Кембридже, часовня Св. Георга в Виндзорском замке и часовня Генри VII в Вестминстерском аббатстве).

В XVI веке - начале XVIII века в Великобритании господствовали ренессанс и барокко, их элементы зачастую смешивались в одном и том же здании. Важнейшим памятником стиля, называемого «английское барокко», является кафедральный собор Св. Павла в Лондоне, построенный в последней трети XVII века по проекту сэра Кристофера Рена - одного из крупнейших английских архитекторов. Во внешнем облике этого здания присутствуют пространственный размах, слитость, текучесть сложных криволинейных форм.

В XIX веке на смену монументальному георгианскому стилю пришел викторианский. В этом стиле выполнена одна из знаменитых в мире построек - Букингемский дворец. Выдержав испытания судьбы (9 сентября 1940 года немецкая бомба упала на дворец, три дня спустя он был вновь атакован), он предстает перед нами во всем величии и красоте. Более поздние стили - от протовизантийского (Вестминстерский кафедральный собор в Лондоне) до модерна и конструктивизма не изменили сложившегося архитектурного облика большинства городов Великобритании, хотя и придали подчас неотразимый шарм их городской застройке.

Громадный ущерб, нанесенный Второй мировой войной, заставил обратить особое внимание на строительство школьных зданий и жилья для малоимущих и средних слоев населения, сборные конструкции, двухэтажные дома, городское планирование, а не на строительство роскошных особняков. Восстановленная церковь в Ковентри, гостиницы в Лондоне и создание нового района вокруг собора св. Павла в Лондоне заслуживают особого внимания.

Ведущие музыкальные коллективы Британии – Лондонский филармонический и Лондонский симфонический оркестры. Новый филармонический, Королевский филармонический и симфонический оркестр Би-би-си (все в Лондоне); Оркестр Халле (Манчестер); Шотландский национальный оркестр (Эдинбург); симфонические оркестры в Бирмингеме, Борнмуте и Ливерпуле. Национальный совет по искусству и Общество поддержки новой музыки предоставляют новым композиторам помощь в подготовке и публикации их работ.

Большой популярностью в Великобритании пользуется народная музыка, которая исполняется в кабаре, клубах, музыкальных залах, по телевидению и радио. Особенно популярен джаз; джазовых музыкантов часто приглашают ко двору.

Королевский балет и Королевская опера входят в состав Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» в Лондоне. Это ведущие коллективы мирового музыкального театра. Английская национальная опера, Уэльская национальная опера, Уэльская национальная оперная компания пользуются большой популярностью во всем мире. На ежегодный летний оперный фестиваль в Глайндборне съезжаются музыканты и любители музыки со всех концов света. Известностью пользуется и балетная труппа Королевский балет Бирмингема.

В наше время живопись Англии находится под влиянием скорее Нью-Йорка, чем Парижа, частично это результат международных выставок. В Соединенном Королевстве 15 региональных художественных колледжей. Самые известные – Королевский колледж искусств, Центральная Школа искусств и ремесел и Школа изящных искусств Слейда. Обучение во всех школах Королевской Академии бесплатное. Совет по промышленному дизайну имеет центр дизайна в Лондоне и ежегодно выдает 21 премию. В Глазго также имеется Центр дизайна.

Наиболее яркой демонстрацией искусства являются ежегодные фестивали. Они проводятся с древнейших времен. В городе Йорке каждые три года проводятся фестивали средневековых пьес-мистерий. Фестиваль хорового искусства, учрежденный 200 лет тому назад, проводится поочередно в Херефорде, Глостере и Вустере. Эдинбургский международный фестиваль музыки и драматического искусства был основан в 1947 году. Фестиваль предлагает трехнедельную ежегодную программу оркестровой, камерной и вокальной музыки, оперного, балетного и драматического искусства. Одновременно устраиваются художественная выставки и Эдинбургский кинофестиваль. В Шекспировском мемориальном театре в Стратфорде каждое лето даются представления годичной программы произведений Шекспира. Три фестиваля – живописи, скульптуры, музыки и литературы – проходят каждый год в разное время в Челтнеме. Довольно часто проводятся фестивали народных песен и танцев на всей территории Соединенного Королевства. Больше всего известен Праздник шотландских горцев (особенно Национальный гаэльский мод, собирающий до тысячи участников), Королевский Национальный фестиваль Уэльса (живописи, музыки и литературы) и Лланголленский международный музыкальный фестиваль, на который съезжаются участники более чем из 20 стран мира.

В Великобритании имеется также 950 музеев и художественных галерей, главными из которых являются отдел печатных изданий и рисунков Британского музея, музей Виктории и Альберта, Национальная галерея, Национальная портретная галерея и галерея Тейт. Все они находятся в Лондоне. В Эдинбурге расположены Национальный музей древностей, Национальная портретная галерея; Королевский шотландский музей и Национальная галерея современного искусства. В Кардиффе имеется Уэльский национальный музей, а в Белфасте – Национальный музей ирландского народного творчества.

2. ИСКУССТВО АНГЛИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ АНГЛИЙСКОГО СТИЛЯ

Англии искусство, английский стиль – обобщающие названия проявлений искусства на территории Англии с периода средневековья до настоящего времени. В середине 1 тыс. н. э. на Британские острова вторглись германские племена англов, саксов, ютов и фризов. Они оттеснили на Север более древнее кельтское население – бриттов. В VI – VII вв. стала складываться своеобразная англосаксонская культура (сравн. саксонское искусство), но в 1066 г. Британия подверглась норманнскому нашествию. В период правления норманнского короля Вильгельма I Завоевателя (1066-1087) велась борьба англосаксов и норманнов между собой, а тех и других — с набегами викингов. В XII – XIV вв. происходило постепенное слияние англосаксонского населения с франкоязычными норманнами и, к XVI столетию, в общих чертах, сложился оригинальный исторический тип искусства, впитавший в себя кельтские, саксонские, норманнские и романские элементы. Этот тип мы называем английским. Его своеобразие объясняется отчасти и тем, что романские элементы не имели в искусстве Англии такого значения, как в странах континентальной Европы. Высадка на острове римских легионеров во главе с Юлием Цезарем, в 55 г. до н. э., не привела к романизации культуры местных племен. С этим связано и некоторое отставание в формировании предренессансных и ренессансных тенденций. Из-за своего островного положения Англия всегда была обособлена от остальной Европы. Римляне, назвав эту страну по меловым отложениям прибрежных скал туманным Альбионом, так и не смогли продвинуться вглубь, на Север. Испытав ожесточенное сопротивление кельтов, они вскоре окрестили ее «Alter orbis» (лат. «Иная земля»). Трудно обнаружить другую европейскую страну, так великолепно отделенную от остального мира не только проливом Ла Манш (англичане упорно называют его «Английским каналом»), но и традиционным высокомерием людей. «Как у вас там, на островах?» — любят спрашивать англичане у французов и немцев. Особенное географическое и историческое положение Англии влияло на ее искусство. «Непохожесть» художественного развития Англии состоит прежде всего в несоответствии его хронологии истории художественных стилей классических европейских стран: Италии, Франции и даже Германии. «Те художественные тенденции, которые в Европе следуют одна за другой, — писал Б. Виппер, — в Англии существуют одновременно, переплетаясь друг с другом или развиваясь независимо друг от друга». В отношении уплотненности, «спрессованности» этапов и стилей Англию можно сравнить только с одной страной — Россией.

Дух рационализма и прагматизма затруднял в Англии развитие изобразительного искусства. Даже в самом рациональном виде искусства — архитектуре — англичане заимствовали элементы европейской Готики, французского и итальянского Классицизма, голландского и фламандского барокко, перерабатывая все на свой практический вкус. Совершенно не прижилось в Англии иррациональное, мистическое итальянское Барокко. Самое яркое проявление Классицизма в английской архитектуре — английское палладианство А. Джонса, Дж. Уэбба, Дж. Вуда, Дж. Вэнброу, У. Кента, К. Кэмпбелла — самое догматичное и консервативное в Европе. А более оригинальное искусство братьев Адам и К. Рена, известных английских классицистов, — ничто иное, как эклектика. Из разных компонентов английские архитекторы на протяжении веков создавали стиль, который почти не менялся вплоть до современности. Особенно справедливо это в отношении архитектуры «типично английского дома» — коттеджа с элементами Готики и Ренессанса, фахверковой конструкции, планировкой на двух уровнях с внутренними лестницами, дубовыми панелями в интерьерах, витражами, окнами с мелкой расстекловкой и поднимающимися вверх рамами, коврами на полу, обязательным камином в гостиной… Все эти традиционные приметы английской жизни объединяются понятием «староанглийский стиль». Парадоксально, но очень по-английски этот «старый» стиль просто и естественно вошел в «новый» стиль английского Модерна. А революционные течения в искусстве Модерна — конструктивизм, функционализм, были оттеснены на Север и развивались не в чопорном Лондоне, а в Шотландии, в «школе Глазго».

В Англии практически не существовало национальной школы скульптуры, как и в весьма прагматичной Голландии. Наиболее известные художники-декораторы, как например резчик по дереву Г. Гиббоне или орнаменталист Д. Маро, приезжали из Нидерландов. Знаменитый английский керамист Дж. Веджвуд и, сотрудничавший с ним, скульптор и рисовальщик Дж. Флаксман, создавали свой «чистый» классицистический стиль, копируя и соединяя вместе греческие, римские, этрусские, «помпеянские» образцы. В живописи долгое время ведущая роль принадлежала иностранцам: X. Хольбайну Младшему в XVI столетии, А. Ван Дейку и П. Рубенсу в XVII. И только в XVIII в. в лице У. Хогарта английская живопись обрела свой голос, хотя и довольно странный. «Литературная» живопись Хогарта находилась вне европейской художественной традиции, но его теоретический трактат «Анализ красоты» (1753) опередил свое время. Более «живописные» художники, Дж. Рейнолдс и Дж. Ромни, продолжили заложенную Хогартом сентиментальную традицию в портретной живописи, но она быстро привела к помпезному «большому статуарному стилю» — воплощению самого поверхностного, декларативного академизма. Англия знаменита своими граверами. Но классик «чисто английской» техники пунктира — Ф. Бартолоцци, с 1764 г. работавший в Лондоне, по национальности итальянец, и все его достижения — в области воспроизведения живописных оригиналов, картин других художников. Еще одно английское изобретение — техника меццотинто, «английская манера» мастеров-виртуозов В. Грина, Дж. Дина, Дж. Уокера, Дж. Уотсона, Дж. Смита, Т. Фрая, У. Дикинсона, Р. Ирлома также была поставлена на службу репродукции. С середины XVIII в. сентиментальная линия английского изобразительного искусства начинает оказывать решающее влияние на европейское художественное развитие. Англия — родина преромантизма, романтического движения, вылившегося в стиль Неоготики, лишь позднее распространившегося во Франции, а затем в Германии и России. В жанре портрета и пейзажа английская живопись остается национальной даже в непосильной, подчас, конкуренции с французским искусством. Именно англичане: Т. Гейнсборо, Дж. Констэбл, У. Тёрнер, Р. Бонингтон — их называют преимпрессионистами - предвосхитили открытия французских барбизонцев и импрессионистов в области пленэрной живописи. Английский стиль «пикчуреск», в рисунках У. Гилпина и акварелях П. Сэндби, породил моду на «пейзажный стиль», в том числе и в садово-парковом искусстве, и с тех пор живописные «пейзажные» сады свободной планировки стали называться английскими в противопоставление регулярным французским. Но не только в искусстве, во многих проявлениях жизни прочно вошло в обиход выражение «английский стиль». Оно подразумевает умеренный консерватизм, уважение к традициям, рациональность мышления, сдержанность, чувство меры, строгость и элегантность формы. «Хороший английский вкус» (good english taste) несовместим с излишествами. В серии телевизионных передач, посвященных основам английского дизайна, организованной К. Кларком в 1970-х гг., эта мысль была сформулирована так: «Если в жизни мы не ходим по цветам, то мы не должны ходить по ним и на коврах».

Английское искусство, несмотря на все заимствования и внешние влияния, непримиримо остается английским, точно также, как англичанин в любых условиях остается англичанином. Примечательна и ретроспективность, граничащая с реакционностью, с особой силой проявившаяся в дилетантском искусстве английских прерафаэлитов. Оторванность от европейской, эллинистической художественной традиции все же становилась причиной частых сбоев вкуса. С наибольшей силой и самым затяжным образом это проявилось в так называемом «викторианском стиле», захватившем почти весь английский девятнадцатый век — как раз том стиле, с которым так отчаянно сражались прерафаэлиты, Дж. Раскин, У. Моррис. Эклектизм викторианцев был крайностью, как бы реакцией на более соответствующий английскому духу пуританский стиль. Специфичен и «стилистический разброс», проявившийся в искусстве английского Модерна: «эстетическое движение» О. Уайлда, «японизмы» Дж. Уистлера, эдвардианский неоклассицизм. Английская готика и «пейзажный стиль» были популярны в России. В 1770 г. императрица Екатерина II послала в Англию для ознакомления с этим стилем архитектора В. Неелова с сыном. В «пейзажном стиле» устраивался парк в Царском Селе и в Павловске. В 1770-1774 гг. Дж. Веджвуд по заказу Екатерины II исполнил свой прославленный «Сервиз с зеленой лягушкой» для Чесменского дворца, на каждом предмете которого был изображен «типичный английский пейзаж» в романтическом, слегка сентиментальном стиле. В России, главным образом в Петербурге, во второй половине XVIII в. русскими мастерами изготавливалась так называемая «английская мебель» из красного дерева в подражание подлинным образцам Т. Чиппендейла и Дж. Хэпплуайта. Простая и рациональная английская мебель из красного дерева приобрела в Европе такую популярность, что стала вообще ассоциироваться с «английским стилем». Английское искусство было особенно популярным в Европе, и в частности в России, в период Модерна. На фоне безудержно извивающихся линий «удара бича» французско-бельгийского Ар Нуво привлекательными выглядели выставки «школы Глазго» с ее рациональной, геометрических форм мебелью, уют «традиционного английского дома», строгая графика А. Мак-мардо, С. Имейджа, У. Крэйна. Но ограниченность английского искусства во всех его проявлениях, направлениях, стилях и школах совершенно очевидна. Писатель В. Набоков пародировал английский пейзажный стиль в следующей формуле: «Плаксивые красоты английского парка с подстриженным дерном и беседка с голубыми колоннами (Храм уединенного размышления)». Еще одно определение «англиканское творение» (лат. opus angli-canum) — термин, применяемый для обозначения произведений средневекового англо-норманнского искусства и английской готики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно добавить следующее. Чашка чая и «Алиса в Стране чудес» вошли в число 12 «икон английской культуры», выбранных правительством Великобритании. Список двенадцати «самых английских» предметов и явлений составлен министерством культуры, спорта и СМИ Великобритании.

Информация о двенадцати «иконах английской культуры» размещена на специальном веб-сайте www.icons.org.uk. В ближайшее время посетители веб-сайта смогут проголосовать за свои любимые предметы культуры, общественной жизни, языка, национальной кухни и традиций.

В окончательном виде список будет насчитывать 120 пунктов и его планируется расширить за счет памятников Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Пока же, «для затравки», правительство Соединенного Королевства выбрало 12 наиболее популярных, на его взгляд, символов страны и нации.

В их число попало языческое каменное сооружение Стоунхендж близ города Солсбери, которое ежегодно посещают тысячи туристов и поклонников древних религиозных культов. Из современных произведений в список вошла скульптура «Ангел Севера» высотой 20 м и размахом крыльев 54 м, установленная в 1998 году на возвышенности неподалеку от города Ньюкасла.

В перечне 12 икон — две книги: Библия короля Якова I (первый полный перевод Библии на английский язык, выполненный в 1604-11 годах) и сказка «Алиса в Стране чудес», написанная в XIX веке оксфордским математиком Льюисом Кэрроллом. Портрет короля Генриха VIII, написанный в XVI веке художником Гансом Гольбейном-младшим, вошел в число легендарных вещей Англии за мастерское изображение черт личности знаменитого короля.

Согласно списку, наибольшей популярностью пользуются три транспортных средства: военный самолет Spitfire, прославившийся в годы Второй мировой войны, легендарный красный двухэтажный автобус «Рутмастер» с открытой задней площадкой, ходивший по улицам Лондона с конца 1950-х годов до конца 2005 года, и корабль SS Empire Windrush, на котором прибыли в Великобританию большинство выходцев из карибских колоний.

Из явлений массовой культуры в список попали кукольное шоу Панч и Джуди, песня «Иерусалим» на стихи поэта Уильяма Блейка и кубок английской Футбольной Ассоциации. Наконец, в список 12 «икон английской культуры» включена чашка настоящего английского чая, ставшего неотъемлемой частью культуры Соединенного Королевства, связанной с торговлей, путешествиями, колониальным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Маркова, М., 2006.

    Осокин Н.А. История средних веков. М., 2003.

    Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.

    Культурология / Под. ред. Драч Г.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

    Силичев Д.А. Культурология.–М.: ПРИОР, 2001.

В мире много народов и культур, но англичан вы точно не спутаете ни с кем! Хотя их принято считать хладнокровными, сдержанными и чопорными, на самом деле, они дружелюбны, покладисты и очень любят спорт. Интересное сочетание, не правда ли? Так давайте же узнаем побольше об обычаях и традициях англичан, ведь изучая английский язык, важно понимать, как живет и чем дышит этот народ.

Англичане — кто они, какие они?

Англичане от природы вежливы и никогда не устают говорить “Please” и “Thank you”. Они дисциплинированны и не станут громко разговаривать на улице. Они не толкаются, чтобы скорее занять место в автобусе или поезде и встают в очередь на автобусной остановке. Англичане не пожимают руки при встрече. Они стараются не показывать эмоции на публике даже в трагических обстоятельствах. Они не теряют самообладание и сохраняют оптимизм в сложных ситуациях.

Англичане — нация домоседов . Они говорят: «Мой дом — моя крепость» и не любят, чтобы соседи вмешивались в их жизнь. Англичане предпочитают небольшие дома, рассчитанные на одну семью. Камин — сердце английского дома. В то время как жители других стран ходят по вечерам в кафе или коктейль-бары, англичане предпочитают собираться в гостиной и сидеть у огня, обсуждая события прошедшего дня. Во многих домах можно и сегодня встретить камины, иногда с колоннами по бокам и верхней полочкой, где стоят часы, зеркало или семейные фотографии.

Британцы любят садоводство и обожают о нем говорить. Они могут обсуждать методы выращивания огурцов или рассказывать о своем уникальном цветнике, так не похожем на остальные. Иногда британцы выращивают растения в ящике за кухонным окном или в саду у дома. Они очень любят цветы.

Также британцы очень любят животных. На все население приходится около пяти миллионов собак, примерно столько же кошек, три миллиона попугаев, других птиц и аквариумных рыб — а также миллион экзотических животных, например, рептилий. В Британии есть специальные магазины, где продается корм, одежда и другие предметы для собак. Есть собачьи парикмахерские, тренажерные залы и кладбища. В Британии от имени животных посылают рождественские открытки и поздравления с днем рождения. Владельцы могут покупать животным дорогие ошейники, шерстяные пальто, кружевные платьица, пижамы и так далее. При аэропортах есть специальные гостиницы для питомцев. Англичане считают, что они — единственная нация, которая так заботится о животных.

По выходным те, кто живут в крупных городах, любят выезжать на природу. Каждый англичанин любит проводить время в загородном доме с садом и розовыми кустами у крыльца — на свежем воздухе, вдали от суеты, в тишине и покое.

Те, кто остаются дома, стараются сделать все дела, которые не успели сделать за неделю. Кто-то в субботу утром ходит по магазинам, кто-то занимается хозяйством — стиркой и уборкой. Кто-то посещает спортивные мероприятия или сам занимается спортом.

Субботний вечер — подходящее время для вечеринок, танцев, походов в кино или театр.

В воскресенье после завтрака англичане работают в саду, гуляют с собакой, посещают паб. По воскресеньям принято приглашать друзей и родственников на чай.

Традиции англичан в еде

Есть и некоторые традиции, касающиеся еды. Английская кухня — основательная, простая и питательная. Англичане предпочитают плотный завтрак. Он может состоять из овсяной каши, яичницы с беконом, жареной рыбы, тостов с джемом, чая или кофе. Тосты они предпочитают холодными. Как правило, завтрак одинаков изо дня в день.

Чай — неотъемлемая часть жизни британцев, как картофель или хлеб. Есть даже поговорка: «Семь чашек чая помогут проснуться, девять чашек помогут заснуть».

Дневной прием пищи называется ланчем. В будние дни может подаваться мясное рагу, жареная рыба, отбивные, печень, колбаски, овощи. Рис и макароны англичане едят редко. На десерт подается яблочный пирог или горячий молочный пудинг. Воскресный обед — особое событие. На него подается говяжья или баранья вырезка с овощами, а затем — большой пудинг с заварным кремом. С 4 до 6 вечера — время чаепития, которое называют “5 o"clock”. В это время пьют чай с пирожными или маленькими бутербродами. В каком-то смысле, это целый ритуал. Ради чаепития откладываются все другие дела.

Ужин (обычно после 6 вечера) во многом похож на ланч, и во многих семьях это последний прием пищи за день. Иногда за ним может последовать “supper” — обычно это какао с легкой закуской из хлеба и сыра.

У англичан есть популярное особое блюдо, известное как “fish and chips” — рыба с жареной картошкой. Лучше всего покупать его с лотка на стадионе и съедать прямо во время футбольного матча.

Жители Великобритании почти во всем ориентируются на Англию, но не обходится и без культуры Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, а также бывших стран-колоний. Культура Великобритании колоссально поменялась после 1945 года, Ливерпуль вообще преобразился до невозможного, после и столица – Лондон. Самой популярной британской группой стали «Битлз», которые достигли максимального успеха уже в 1960х годах. Мода сразу стала популярным атрибутом культуры Великобритании. Модельеры славились своим вкусом, который стал популярным во всей Европе. Магазины Карнаби Стрит и Кингз Роад были на слуху у всех.

Но в послевоенные годы быстро изменились не только страны, изменился и менталитет общества. Уровень жизни и образования начал подыматься и учеников в высших учебных заведениях значительно прибавилось. С ростом потребности к образованию начинаются строить учебные заведения разного типа: колледжи и университеты.

Программа правительства была направлена и на восстановление тяги к искусству. Поэтому в 1946 году образовывается Специальный Совет по этому вопросу. Развивался и культурный и коммерческий рынок, столкновение интересов было неизбежен, однако так было во всех странах, которые переживали быстрое послевоенное развитие. Поэтому ситуация в стране вплоть до 70х годов была жесткая.

Также наблюдалась тенденция с беженцами, которые принесли вместе с собой свою культуру и религию.

Англичане всегда осторожно относились к иностранцам, особенно к их культуре и социальным аспектам. Хотя эмигранты все равно несколько повлияли на Великобританию, но вот заселили города другие культуры. Расхождения между национальными особенностями англичан, уэльсцев, шотландцев и ирландцев – неизменный атрибут Великобритании. А разнообразие культур в сумме с коренным населением – немного портит выражение «традиционно британский». Британские острова придерживаются одного менталитета и поведения начиная с 1070 года, со дня образования.

До начала 18 века история государства была богатой, народы постоянно противостояли друг другу, доказывали свои права и навязывали свое превосходство. Тем не менее, сейчас каждый народ сохранил свои исконные традиции, поэтому «британский» звучит формально. Иностранцы чаще всего упоминая британцев, имеют ввиду англичан и этим несколько оскорбляют другие народы Великобритании.

Например, шотландцы, уэльсцы и ирландцы являются потомками кельтов, а вот англичане изначально принадлежали к англосаксам. Первые три часто не считают себя британцами, скорее наоборот пытаются обособиться и быть независимыми.

За долгий промежуток времени нации так перемешались, что была введена единая государственная система, политика и другие системы управления. Хотя путают британцев с англичанами неспроста, объединение остальных народов происходило именно под британской короной. Валлийцы стараются выделять себя как отдельный народ, даже нацию, которая не имеет никакого отношение к англичанам. На валлийском разговаривает 26% населения, при этом они имеют свою историю, литературу, проводят национальные фестивали и спортивные состязания.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама