THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Музыкальные инструменты. Ударные инструменты

Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое ещё не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента.

Ударные гораздо старше всех остальных инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия.

Есть этому и подтверждение: при раскопках в селе Мезин под Черниговом были обнаружены ударные инструменты уже довольно сложной формы, сделанные из челюстей, черепных и лопаточных костей животных. Были даже колотушки из бивней мамонта. Целый ансамбль из шести инструментов, возраст которых 20 000 лет. Конечно же, просто ударить камнем о камень человек догадался ещё раньше.

Название этой группы произошло от способа извлечения звука - удара по натянутой коже или металлическим пластинкам, деревянным брускам и т. д. Но внимательно присмотритесь, и вы увидите, что во всём остальном ударные различаются: и формой, и величиной, и материалом, и характером звучания.

Кроме того, ударные принято делить на две большие группы. К первой относятся те ударные инструменты, которые имеют настройку. Это - литавры, колокольчики, колокола, ксилофон и др. На них можно сыграть мелодию, и звуки их на равных правах с голосами других инструментов могут войти в оркестровый аккорд или мелодию.

А звук барабана, например, содержит так много неупорядоченных частот, что мы не можем соотнести его ни с каким звуком фортепиано, не может определить, настроен ли барабан на соль, ми или си. С точки зрения физики, барабан издаёт шум, а не музыкальный звук. То же самое можно сказать о бубне, тарелках, кастаньетах. Но, несмотря на такую, вроде бы, немузыкальность, эти инструменты очень нужны - одни для ритма, другие - для разных эффектов и нюансов. Это инструменты второй группы, не имеющие определённой высоты звука.

Обратили ли вы внимание на то, что барабан и литавры, очень похожие друг на друга, попали в разные группы. Но существует ещё одна система деления ударных инструментов - на мембранные (у которых звучит натянутая кожа - мембрана) и самозвучащие. Тут барабан и литавры попадут в одну группу, так как звучащий элемент у них одинаков - мембрана. А тарелки, которые из-за неопределённой высоты звука были в одной группе с барабаном, теперь попадут в другую, так как звук у них образуется самим корпусом инструмента. Для нас с вами важно то, что они играют в музыке очень большую роль.

Барабан - один из самых распространённых ударных инструментов. Две разновидности барабана - большой и малый - уже давно входят в состав симфонического и духового оркестров.

Звук барабана не имеет определённой высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, а на «нитке» - одной линейке, на которой обозначен только ритм.

Слушание: Большой барабан, звучание инструмента.

Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками на конце. Их делают из пробки или войлока.

Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Например, в Шестой симфонии Л. Бетховен с его помощью передал звук грома. А в Одиннадцатой симфонии Шостаковича большой барабан изображает выстрелы пушки.

Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», IV часть. «Гроза».

Слушание: Малый барабан, звучание инструмента.

Малый барабан имеет сухой и отчётливый звук. Его дробь хорошо подчёркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нём двумя: палочками.

Многие считают, что играть на барабане – проще простого. Хочу привести вам пример: когда исполняется «Болеро» Равеля, малый барабан выдвигают вперёд и ставят рядом с дирижёрским пультом, потому что в этом произведении Равель поручил барабану очень ответственную роль. Музыкант, играющий на малом барабане, должен выдержать единый ритм испанского танца, не замедляя и не ускоряя его. Постепенно нарастает экспрессия, прибавляются все новые и новые инструменты, барабанщика так и тянет играть чуточку быстрее. Но это исказит замысел композитора, и у слушателей впечатление получится уже другое. Видите, какое искусство требуется от музыканта, играющего на таком простом в нашем понимании инструменте. Д. Шостакович ввёл в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия.

У барабана были когда-то и зловещие функции: под его мерную дробь вели на казнь революционеров, прогоняли сквозь строй солдат. А сейчас под звуки барабана и трубы строем идут на парад. Африканские барабаны были когда-то средством связи, наподобие телеграфа. Звук барабана разносится далеко, это подмечено и использовано. Барабанщики-связисты жили друг от друга на расстоянии слышимости. Как только один из них начинал передавать закодированное в барабанном бое сообщение, другой принимал и передавал следующему. Так радостная или печальная весть распространялась на огромные расстояния. Со временем телеграф и телефон сделали ненужным такой вид связи, но и сейчас в некоторых африканских странах есть люди, знающие язык барабана.

Слушание: М. Равель. «Болеро» (фрагмент).

Слушание: Звучание ударной установки.

В состав симфонического или духового оркестра обычно входят два барабана – большой и малый. А вот в джазовом оркестре или эстрадном ансамбле ударная установка кроме этих двух включает ещё до семи тамтамов. Это тоже барабаны, корпус у них похож на удлинённый цилиндр. Характер звучания: у них иной. В ударную установку входят также и бонги - два небольших барабана, один чуть больше другого. Их соединяют в единую пару и играют на них чаще всего кистями рук. В установку могут войти и конги - их корпус сужается: книзу, и кожа натянута только с одной стороны.

Слушание: Литавры. Звучание инструмента.

Литавры - тоже обязательный участник симфонического оркестра. Это очень древний музыкальный инструмент. У многих народов издавна встречались инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого обтянуто кожей. Именно от них произошли современные литавры. Их роль так важна, что некоторые дирижёры на гастроли возят с собой своего литавриста.

У литавр огромный диапазон силы звука: от подражания: раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Устроены они сложнее, чем барабан. У них металлический корпус в виде котла. Корпус имеет определённые, строго рассчитанные размеры, что позволяет добиться строгой высоты звука. Поэтому композитор может писать для литавр ноты. Корпус бывает разного размера, а значит, и звук разной высоты. И если в оркестре три литавры, значит, уже три ноты. Но инструмент этот можно перестраивать и на несколько звуков. Тогда получается даже небольшой звукоряд.

Раньше перестройка литавры занимала некоторое время. И каждый композитор знал: если требуется звук другой высоты, надо дать литавристу время, чтобы подкрутить винты и перестроить инструмент. В середине XIX в. музыкальные мастера оснастили литавры специальным механизмом, который перестраивает литавры простым нажатием педали. Теперь у литавристов появилось новое качество - им стали доступны небольшие мелодии.

В давние времена любая война буквально не мыслилась без барабанов, литавр, труб. Один англичанин говорил: «Обычно пытаются сделать армию бессильной, отрезав её от продовольствия; я же советую, если у нас когда-нибудь будет война с французами, прорвать им как можно больше барабанов».
Литавристы и барабанщики пользовались огромным авторитетом. Они должны были быть очень смелыми, ведь шли во главе войска. Главным трофеем в любой битве было, конечно, знамя. Но и литавры были также своего рода символом. Поэтому музыкант был готов умереть, но не сдаться с литаврами.

Слушание: Пуленк. Концерт для органа, литавр и симф. оркестра (фрагмент).

Слушание: Ксилофон, диапазон инструмента.

Слово ксилофон можно перевести с греческого языка как «звучащее дерево». Оно удивительно подходит к музыкальному инструменту, состоящему из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками.

Что бы получить привычный звукоряд из дерева, его специально обрабатывают. Из клёна, ели, ореха или палисандра выпиливают бруски разного размера, причём подбирают размер так, чтобы каждый брусок при ударе издавал звук строго определённой высоты. Их располагают в таком же порядке, как клавиши у фортепиано, и скрепляют между собой шнурками на некотором расстоянии друг от друга.

Слушание: Моцарт. «Серенада» (ксилофон).

Слушание: Маримба, диапазон инструмента.

Маримба. Разновидность ксилофона - маримба .

Это те же деревянные брусочки, но в маримбе они снабжены металлическими трубками - резонаторами. Это делает звучание маримбы более мягким, не таким щелкающим как у ксилофона.

Маримба родом из Африки, где бытует и сейчас. Но африканская маримба имеет не металлические резонаторы, а тыквенные.

Слушание: Альбенис. «Астурия» из «Испанской сюиты» в исп. Т. Черемухиной (маримба).

Слушание: Вибрафон, диапазон инструмента.

Интересно устройство ещё одного ударного инструмента - вибрафона . Как ясно из названия, он даёт вибрирующий звук. Звучащие элементы у него делаются не из дерева, а из металла. Под каждой металлической пластинкой располагается резонаторная трубка, как у маримбы. Верхние же отверстия трубок прикрываются крышечками, которые могут вращаться, то открывая, то закрывая отверстие. Частое перемещение крышечек даёт эффект вибрации звука. Чем больше скорость вращения крышек, тем чаще вибрация. Сейчас на вибрафонах устанавливают электрические двигатели. Ксилофон и маримба пришли к нам из глубины веков, а вибрафон - инструмент очень молодой. Он создан в Америке в двадцатые годы ХХ в.

Слушание: Челеста, диапазон инструмента.

Челеста . На полвека старше вибрафона челеста, изобретённая в 1886 году во Франции. Внешне челеста - небольшое пианино. Клавиатура тоже фортепианная, такая же молоточковая система. Только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки, вставленные в деревянные коробочки-резонаторы. Звук у челесты тихий, но очень красивый и нежный. Не случайно ей дали такое название: челеста по-латыни – «Небесная».

Слушание: И. Бах. Шутка (челеста).

Эти инструменты - ксилофон, маримба, вибрафон и челеста - многозвучные, на них можно играть мелодию.

В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». Когда её исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть - страшный скелет с черепом, глядящим пустыми глазницами, с косой в руках. Композитор добился такого эффекта использованием ксилофона.

Семейство ударных инструментов очень разнообразно и многочисленно. Давайте просто перечислим некоторые другие ударные...

Слушание: Колокола, звучание инструмента.

Колокола - набор металлических трубок разной длины, подвешенных в специальной раме.

Слушание: Глокэншпиль (оркестровые колокольчики), звучание инструмента.

Колокольчики - очень похожие на игрушечный металлофон, только в нём больше пластин и сами пластины благозвучнее.

Слушание: Тарелки, звучание инструмента.

Всем хорошо знакомые тарелки .

Слушание: Гонг, звучание инструмента.

Гонг - большой массивный диск с загнутыми краями, который как никто другой умеет создавать впечатление таинственности, мрака, ужаса;

Слушание: Там-там, звучание инструмента.

Разновидность гонга, имеющего определённую высоту звука, - там-там , не настраиваемый точно.

Слушание: Треугольник, звучание инструмента.

Треугольник – стальной прутик, изогнутый треугольником, при ударе по нему металлическим стержнем издающий прозрачный, нежный приятный звук. Список ударных инструментов можно и продолжать.

Вопросы и задания:

  1. Какой из ударных инструментов является самым древним, а какой самым молодым?
  2. Перечислите как можно больше ударных инструментов.
  3. Что такое мембрана?
  4. На какие группы и по какому принципу делятся ударные инструменты?
  5. Назовите ударные инструменты, имеющие определённую высоту звучания.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 33 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Большой барабан, звучание инструмента, mp3;
Малый барабан, звучание инструмента, mp3;
Звучание ударной установки, mp3;
Литавры, звучание инструмента, mp3;
Ксилофон, диапазон инструмента, mp3;
Маримба, диапазон инструмента, mp3;
Вибрафон, диапазон инструмента, mp3;
Челеста, диапазон инструмента, mp3;
Колокола, звучание инструмента, mp3;
Глокэншпиль (оркестровые колокольчики), звучание инструмента, mp3;
Тарелки, звучание инструмента, mp3;
Гонг, звучание инструмента, mp3;
Там-там, звучание инструмента, mp3;
Треугольник, звучание инструмента, mp3;
Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», IV часть. «Гроза», mp3;
Равель. «Болеро» (фрагмент), mp3;
Пуленк. Концерт для органа, литавр и симф. оркестра (фрагмент), mp3;
Моцарт. «Серенада» (ксилофон), mp3;
Альбенис. «Астурия» из «Испанской сюиты», в исп. Т. Черемухиной (маримба), mp3;
Бах. Шутка (челеста), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

1. Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.

2. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д"амур, английский рожок, геккельфон.

3. Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.

4. Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

5. Труба - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.

6. Валторна - духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

7. Тромбон - духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.

8. Туба - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.

Металлофоны - род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.

1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла.


Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).


1. Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

2. Виолончель - музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17-18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

3. Гиджак - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

4. Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

5. Арфа (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

6. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

8. Балалайка - русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

9. Цимбалы (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

11. Клавесин (франц. clavecin) - струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальныхинструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.

1. Струнные (ударно-клавишные и щипково-клавишные): фортепьяно, челеста, клавесин и его разновидности.

2. Духовые (клавишно-духовые и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодика.

3. Электромеханические: электропиано, клавинет

4. Электронные: электронное пианино

фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Было изобретено в начале 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения - удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) высотой звука.


1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) - ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

2. Колокольчики - оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

3. Ксилофон (от ксило... и греч. phone - звук, голос) - ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.

4. Барабан - ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

5. Бубен - ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.

6. Кастаньетвы (исп. castanetas) - ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.

Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

1. Терменвокс - первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость - от расстояния левой руки до др. антенны.

Назад

Ломаем стереотипы. Ударные инструменты, по мнению многих дилетантов, крайне просты в освоении и не изобилуют музыкальным богатством. Сразу скажем: данная точка зрения в корне неверна. Ударные музыкальные инструменты способны не только задавать ритм, но и, как следует из самого их названия, непосредственно создавать музыку. Далее о стереотипах. Когда мы слышим слова «ударные инструменты», барабаны – первое, что приходит к нам в голову. И опять мимо. Ударные инструменты представляют собой огромное количество вариаций приспособлений для извлечения звуков посредством ударов как руками, так и всевозможными . Таковы все народные ударные инструменты или тот же самый металлофон.

Ударные музыкальные инструменты как они есть

Ударные инструменты, барабаны, перкуссия и прочие ударные ухищрения составляют, наверное, самый богатый арсенал инструментов, звукоизвлечение на которых происходит по одному и тому же принципу. Однако, прежде чем купить ударные инструменты, постарайтесь разобраться, что именно вам нужно. Главным параметром в этой ситуации является музыка, которую вы собираетесь играть. Поскольку народные ударные инструменты весьма сомнительно подходят для джаза или пресловутого тяжёлого металла, то вам придётся крайне тщательно выбирать каждую деталь вашей .

Виды ударных музыкальных инструментов

Самое главное , прежде чем купить ударные инструменты, постарайтесь как можно лучше научиться играть на них, так как барабанщик – это ум, честь, совесть, а также каждой группы .


Их нравы

Каждая страна имеет свои национальные музыкальные традиции. Наилучшим образом они проявляются в ударных инструментах, как одних и самых древних, а, следовательно, и самых естественных .

Африка – это интересно. Вполне логично предположить, что и музыка там появилась впервые, поэтому, африканский ударный музыкальный инструмент считают самым древним на земле.

По своей сути африканский ударный инструмент представляет собой максимально простую конструкцию, которая отлично звучит и требует минимальных усилий для изготовления. Гораздо большее восхищение вызывает умение использовать простой африканский ударный музыкальный инструмент для передачи всех возможных музыкальных оттенков.

Восточные ударные инструменты

На Востоке даже барабан дело тонкое. В рамках одной статьи достаточно сложно осветить всё многообразие, которое предлагают восточные ударные инструменты.

Вот лишь основные и самые интересные моменты, на которых хотелось бы заострить .

Индийский ударный инструмент

Индия – это прекрасная страна, где даже в музыке выделяются не семь привычных нот, а так любимые индусами мужское и женское начала.

Даже индийский ударный инструмент в большинстве случаев подразумевает две составляющие, которые олицетворяются с двумя началами человеческой природы. В свою очередь, это позволяет передать в игре все возможные оттенки чувств и эмоций.

Арабский ударный инструмент

Мало кто знает так много способов приятного время препровождения, которое не противоречило бы Корану, как сами арабы.

Арабская музыка сегодня известна по всему миру. Как ни странно, но основной её составляющей является арабский ударный инструмент, который не только задаёт ритм, но и создаёт непередаваемую атмосферу 1001 ночи.

Ударные инструменты – это ударный труд, но главное – это радость в ударных .

Новую музыку в хорошем качестве скачать здесь

Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте : [email protected]

Вам нужен хороший , новый ламповый усилитель или отличный , плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: [email protected] или ВК

Аудиозаписи

    Гобой : деревянные музыкальные инструменты / исполн. Г. Шмальфрус, Т. Варга [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

    Кларнет : деревянные духовые инструменты / исполн. Ж. Ланселот, И. Кита [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

    Саксофон : духовые музыкальные инструменты / исполн. Б. Марсалис, Дж. Харле [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

    Флейта : деревянные духовые инструменты / исполн. П. Мейсен, Х. Руккер, [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

Ударные музыкальные инструменты

Ударные музыкальные инструменты – группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) молоточков, палочек, колотушки и т. п. по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов. Благодаря простоте принципа звукоизвлечения они были первыми музыкальными инструментами (удары палками, костяными скребками, камнями). Всегда связанные с определенными ритмическими чередованиями, они образовали первый музыкальный инструментальный состав. Ударные инструменты используются в современных оркестрах, ансамблях для метроритмического, динамического и тембро-колористического оформления музыки.

С точки зрения акустики ударные инструменты характеризуются наличием в их спектрах широкой шкалы призвуков, в которых присутствует шум. Негармоничность звуков ударных инструментов немного больше, чем негармоничность у инструментов духовой группы. Спектр (тембр) звуков ударных инструментов зависит во многом от места и силы их возбуждения; степени жесткости или мягкости материала, из которого изготавливаются звучащие тела; их размеров. Звук ударных инструментов затухающий, с различной продолжительностью звучания.

Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.

По звуковысотности ударные музыкальные инструменты делятся:

      ударные музыкальные инструменты с определённой высотой звучания , которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда (литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и др.) ;

      ударные музыкальные инструменты с неопределённой высотой звучания , которые не имеют настройки на определённые звуки (большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и др.).

Барабан – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания, представляющий собой полый корпус (или раму), служащий резонатором, на котором с одной стороны или двух сторон натянута мембрана. Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма. Звук извлекается с помощью удара по мембране (наиболее распространённый способ) или трения. Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы. Различают барабаны малый и большой оркестровые , малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги .

Б
ольшой барабан
звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками на конце, их делают из пробки или войлока.

Малый барабан имеет сухой и отчётливый звук, его дробь хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нём двумя палочками.

В состав симфонического или духового оркестра обычно входят два барабана – большой и малый , а вот в джазовом оркестре или эстрадном ансамбле ударная установка кроме этих двух включает еще до семи тамтамов , корпус которых похож на удлинённый цилиндр. Характер звучания у них иной. В ударную установку входят также и бонги – два небольших барабана, один чуть больше другого, их соединяют в единую пару и играют на них чаще всего кистями рук. В установку могут войти и конги – их корпус сужается книзу, и кожа натянута только с одной стороны.

Б
убен
– ударный музыкальный инструмент. Один из древнейших, он появился в симфоническом оркестре в XIX в. Устройство этого инструмента очень несложное: как правило, это узкий деревянный или (реже) металлический обруч (обечайка) с одной стороны затянутый мембраной из кожи или пузыря, другая сторона – открытая. Диаметр – 400–500 мм. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью «барашков» и винтов. На внутренней стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки, у некоторых видов в прорези на штифтах вставляются маленькие металлические «тарелочки». Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони правой руки. Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский – даф или хавал, грузинский – дайра , узбекский и таджикский – дойра.

Во время игры исполнитель свободно держит инструмент в руке пальцами, ладонью, кулаком другой руки ударяет по мембране в центре и ближе к обечайке, извлекая различные по высоте и тембру звуки, проводит по коже увлажнённым пальцем правой руки, вызывая характерный вибрато, встряхивает, производя звон. Иногда ударяют инструментом по колену, локтю, голове т. д. Применяют бубен как ритмический инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Он входит в народные и профессиональные ансамбли, оркестры.

К
астаньеты
– (исп. castanetas , название «кастаньеты» по-испански означает «маленькие каштаны») – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука, принадлежащий к семейству идиофонов мавроандалузского (испанского) происхождения. Кастаньеты наиболее распространены в Испании и Латинской Америке. Интересно, что, несмотря на распространенное мнение о том, что кастаньеты – это сугубо испанское изобретение, во многих других культурах также встречаются подобные музыкальные инструменты. Прообразы современных кастаньет существовали еще в Древнем Египте около 3 тыс. лет до н. э. В те времена они использовались во время религиозных церемоний. Позднее этот инструмент полюбился древним греками и римлянам. Сегодня кастаньеты (или аналогичные им инструменты) встречаются в Индии, Швейцарии, Турции и Японии, а также в некоторых других странах. Однако, несмотря на столь широкую популярность, у большинства из нас кастаньеты все же ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган, стилем фламенко и т. п. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита».

Кастаньеты состоят и двух или трёх раковинообразных пластинок, изготовленных из твердых пород дерева, которые между собой неплотно соединены на одном конце шнуром. При игре исполнитель постукивает в необходимом ритме по одной из пластинок, создавая, таким образом, специфический ярко-щелкающий звук.

К
лавес
– (исп. clave , дословно – «ключ») – кубинский народный ударный музыкальный инструмент африканского происхождения: две круглые палочки длиной 15–25 см каждая, вырезанные из очень твердого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Исполнитель держит одну из них особым образом (так, что сжатая ладонь является резонатором) в левой руке, ударяя по ней другой палочкой.

Звук резкий, высокий, звонко щёлкающий наподобие ксилофонного, но без определенной высоты.

При необходимости могут быть подобраны две и даже три пары таких палочек, отличающихся размером и соответственно высотой своего звучания относительно друг друга (выше–ниже).

Возможны отдельные удары в любой ритмической последовательности, а также тремоло . Для этого исполнитель держит обе палочки рядом, сталкивая их попеременно то верхними, то нижними концами.

Широко применяется в кубинской музыке, а также в таких стилях латиноамериканской музыки, как мамбо, сальса и др.

К
силофон
– (итал. Xylofono , фр. Xylophone ) – ударный самозвучащий музыкальный инструмент, представляющий собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Во время игры размещается на специальном столе, который оборудуется резонаторами – медными гильзами различной величины, подведенными под бруски, при этом звук становится более певучим.

Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента. Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре. Диапазон ксилофона – от си малой октавы до до четвертой октавы.

В настоящее время чаще используются клавиатуроподобные инструменты с брусочками, расположенными в два ряда наподобие клавишей. Звук извлекается двумя выточенными из дерева палочками с утолщениями на концах – т. н. козьими ножками. Тембр звонко-пронзительный, щелкающий, в верхнем регистре – суховатый. Ксилофоны бывают разных размеров, с диапазоном 1,5–3,5 октавы. Ксилофон – очень виртуозный инструмент. На нем возможна большая беглость в быстрых пассажах, тремоло и особый эффект – глиссандо (стремительное движение палочкой по брускам).

Литавры – очень древний музыкальный инструмент. У многих народов издавна встречались инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого обтянуто кожей. Именно от них произошли современные литавры. У литавр огромный диапазон силы звука – от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Строение: металлический корпус в виде котла. Корпус имеет определенные, строго рассчитанные размеры, что позволяет добиться строгой высоты звука. Чтобы не мешать свободной вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха. Литавры представляют собой набор двух, трёх и более медных котлов с натянутой поверх кожей или пластиком, которые устанавливаются на специальную подставку. Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке – треножнике. Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

Играют стоя или сидя палочками с шарообразными или дискообразными головками, изготовленными из фильца (войлок, или фетр).

По указанию композитора в нотах могут также применяться палочки с головками, изготовленными из резины, губки, древесины и из другого материала. От величины головки и степени их упругости (жесткости или мягкости) зависит во многом тембр звука. Палочки держат в обеих руках одинаково, удар ими производится энергичным движением кисти рук вниз.

Маракасы – ударный парный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания из семейства идиофонов латиноамериканского происхождения. В европейскую музыку маракасы пришли из кубинских танцевальных оркестров, где применялись довольно часто как инструмент, подчеркивающий острый синкопированный ритм . Сейчас маракасы – неотъемлемая часть латиноамериканских танцев, таких как сальса, ча-ча-ча, румба, меренга и самба . Они уравновешивают страстные движения и жгучую музыку этих произведений.

Оригинальные кубинские маракасы изготавливаются из высушенного полого кокосового ореха, внутрь которого засыпаются мелкие камешки и зерна оливы. Снизу прикреплена рукоятка. При круговом движении маракас издает глуховатый шипящий звук, при потряхивании – характерный шум. Современные маракасы представляют собой шары с рукояткой, изготовленные из тонкостенного деревянного, пластмассового или металлического материала, наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая, таким образом, звонко-шуршащий звук, воспроизводя различные ритмические рисунки.

Разновидности: абвес, атчере, эрикунди – на Кубе, кашиши, аджа, агуэ, шере, ганза – в Бразилии, уада – в Чили.

М
аримба
– ударный музыкальный инструмент (африканского происхождения), звучащими элементами которого являются деревянные пластины (от 4 до 20), укреплённые горизонтально (при помощи кожаных или волокнистых шнуров) на двух металлических или бамбуковых рейках, расположенных параллельно или под углом друг к другу. Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд – пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин. Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.

Звук извлекается ударами двух деревянных прямых или изогнутых палочек с каучуковыми наконечниками. В музыкальном обиходе маримба имеет также название маримбафон .

Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.

Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.

Т
арелки
(итал. piatti , фр. cymbales , нем. Becken, англ. cymbals) – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука, который состоит из двух слегка вогнутых металлических дисков с плоскими краями (изготавливаются из латуни или нейзильбера). С наружной стороны тарелки имеют выпуклости, называемые чашечками, в центре которых просверлены отверстия для крепления ремешков, необходимых для удержания в руках.

Тарелки были известны уже Античному миру и Древнему Востоку, но особенной любовью и исключительным искусством их изготовления славились турки. В Европе тарелки стали популярны в XVIII в., – после войны с османами.

Высота звучания тарелок зависит от размера, марки металлического сплава и способа их изготовления (ковка, литье). Тарелки бывают различного диаметра. В духовом оркестре применяются обычно тарелки среднего диаметра 37–45 см. На качество звука влияют способы их возбуждения, размеры, материал, из которого они изготовлены.

На тарелках, как правило, играют стоя, чтобы ничто не мешало их вибрации, и чтобы звук свободно распространялся в воздухе. Обычный прием игры на этом инструменте – косой, скользящий удар одной тарелки о другую, – после чего раздается звонкий металлический всплеск, который долго висит в воздухе. Если исполнитель хочет прекратить вибрацию тарелок, он подносит их к груди, и колебания затихают.

На тарелках возможно исполнение тремоло , что достигается быстрым чередованием ударов по тарелкам палочками от литавр или малого барабана. В оркестровой практике также применяется игра на тарелке (или тарелках), подвешенной на специальной подставке. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки «чарльстон», тарелки «гонг».

Т
реугольник
– ударный музыкальный инструмент высокой тесситуры . Представляет собой изогнутый в виде не завершенного треугольника стальной прут диаметром 8–10 мм разных размеров, соответственно, разной высоты звучания (хотя и неопределенной). При игре держится в руке или подвешивается на жильной струне. Играют на треугольнике металлической палочкой без рукоятки, при необходимости (как исполнительский прием) приглушают звук левой рукой, которая держит треугольник. Звук высокий, яркий, чистый и прозрачный. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.

Трещ етка – ударный деревянный музыкальный инструмент, предназначенный для ритмического или шумового сопровождения пения, танцев, обрядов и магических ритуалов. В музыкальном инструментарии различных народов существует множество трещоток самых разнообразных форм и устройств. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещеток в XII в.

Трещетки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещётки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Использование трещеток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещёток.

В симфоническом оркестре трещетка – это ящичек, вращаемый исполнителем вокруг зубчатого колёсика на рукоятке, при этом упругая деревянная пластинка, перескакивая, с одного зубца на другой, издает характерный треск. Наиболее эффектно резкое сухое тремоло в нюансе forte или fortissimo – тихая звучность вообще невозможна; получаются также ритмически не слишком сложные последовательности отдельных «хлопков».

Чокало (тубо) – ударный музыкальный инструмент, близкий маракасам по принципу звукообразования. Это металлические (чокало) или деревянные (камесо) цилиндры, наполненные, так же как и маракасы, каким-либо сыпучим материалом. Особенностью некоторых моделей чокало, является наличие кожаной мембраны, составляющей одну из боковых стенок. Как и камесо , чокало, держат обеими руками, встряхивают в вертикальном или горизонтальном направлении или вращают. И тот и другой инструменты звучат громче и острее, чем маракасы. Постукивания по корпусу пальцами также дают более яркую звучность, чем на маракасах.

Программа

Музицирование (ансамбль), проходит в единстве с освоением музыкального инструмента и включены в единые годовые требования. Основной... оперы «Война и мир» (6); А. Рыбалкин. Скоморошина (14)*. Характерный танец (5); Г. Свиридов. Музыкаль­ный ящик (16 ...

  • «музыкальный инструмент – трещотка»

    Документ

    Трещотки. Сделать музыкальный инструмент . История музыкального инструмента – трещотка. История возникновения русских музыкальных народных инструментов уходит в далекое... детям гораздо проще познавать этот мир через громкие, звенящие звуки трещотки...

  • «коллективное музицирование» «беседы о музыке» «сольфеджио основы музыкальной грамоты» «музыкальный инструмент фортепиано»

    Программа

    Тема 1 Деревянные звуки окружающего мира 3 Тема 2 Металлические музыкальные инструменты 3 Тема 3 Звуки осенней природы... на детских музыкальных инструментах и в пении песен. Исполнение репертуара. 2 год обучения Раздел 1 «В мире звуковых...

  • Рабочая программа по музыкальному искусству

    Рабочая программа

    5. Эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент ” 2.6. Музыкальные инструменты Повторение песен. Знакомство с тембрами фортепиано... не погасло! Песни разных народов мира . Музыкальные инструменты России. Разнообразие народных песен. ...

  • Ударные музыкальные инструменты появились раньше всех других музыкальных инструментов. В глубокой древности ударные инструменты использовали народы Африканского континента и Ближнего Востока для сопровождения религиозных и воинственных танцев и плясок.

    В наши дни ударные инструменты являются весьма распространенными, так как ни один ансамбль не обходится без них.

    К ударным принадлежат инструменты, у которых звук извлекается посредством удара. По музыкальным качествам, т. е. возможности получения звуков определенной высоты, все ударные инструменты подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки и др.).

    В зависимости от вида звучащего тела (вибратора) ударные инструменты подразделяются на перепончатые (литавры, барабаны, бубен и др.), пластинчатые (ксилофоны, виброфоны, колокольчики и др.), самозвучащие (тарелки, треугольники, кастаньеты и др.).

    Громкость звучания ударного инструмента определяется размерами звучащего тела и амплитудой его колебаний, т. е. силой удара. В некоторых инструментах усиление звучания достигается добавлением резонаторов. Тембр звучания ударных инструментов зависит от многих факторов, главными из которых являются форма звучащего тела, материал, из которого инструмент изготовлен, и способ удара.

    Перепончатые ударные инструменты

    В перепончатых ударных инструментах звучащим телом является натянутая перепонка или мембрана. К ним относят-ся литавры, барабаны, бубен и др.

    Литавры — инструмент с определенной высотой звучания, имеющий металлический корпус в виде котла, в верхней части которого натянута мембрана из хорошо выделанной кожи. В настоящее время в качестве мембраны используют специальную перепонку из полимерных материалов повышенной прочности.

    Мембрана крепится на корпусе с помощью обруча и натяжных винтов. Этими винтами, расположенными по окружности, натягивают или отпускают мембрану. Таким образом осуществляется настройка литавры: если мембрану натягивать, то строй будет выше, и, наоборот, если мембрану отпускать, то строй будет ниже. Чтобы не мешать свободнойт вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха.

    Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке — треножнике.

    В оркестре литавры используют в наборе из двух, трех, четырех и более котлов различной величины. Диаметр современных литавр от 550 до 700 мм.

    Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

    Звуковой объем литавр равен примерно квинте. Большая литавра настраивается ниже всех других. Диапазон звучания инструмента — от фа большой октавы до до малой октавы. Средняя литавра имеет диапазон звучания от си большой октавы до фа малой октавы. Малая литавра — от ре малой октавы до ля малой октавы.

    Барабаны — инструменты с неопределенной высотой звучания. Различают барабаны малый и большой оркестровые, малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги.

    Барабан большой оркестровый представляет собой корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей или пластиком. Большой барабан имеет мощный, низкий и глухой звук, который извлекается деревянной колотушкой с шарообразным наконечником из войлока или фильца. В настоящее время для мембран барабанов стали применять вместо дорогостоящей пергаментной кожи полимерную пленку, имеющую более высокие показатели прочности и лучшие музыкально-акустические свойства.

    Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Размеры 680x365 мм.

    Барабан большой эстрадный имеет форму и конструкцию, аналогичную оркестровому барабану. Размеры его 580x350 мм.

    Барабан малый оркестровый имеет вид невысокого цилиндра, обтянутого с двух сторон кожей или пластиком. Мембраны (перепонки) крепятся к корпусу с помощью двух ободов и стяжных винтов.

    Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма.

    Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы и товарный вид. Размеры малого оркестрового барабана 340x170 мм.

    Малые оркестровые барабаны включены в состав военных духовых оркестров, они применяются и в симфонических оркестрах.

    Барабан малый эстрадный имеет то же устройство, что и оркестровый. Размеры его 356x118 мм.

    Барабан том-том-тенор и барабан том-том-бас не отличаются по устройству и применяются в эстрадных ударных установках. Барабан том-тенор крепится при помощи кронштейна к большому барабану, барабан том-том-бас устанавливают на полу на специальной подставке.

    Бонги представляют собой барабаны небольших размеров с натянутой с одной стороны кожей или пластиком. Они входят в состав эстрадной ударной установки. Между собой бонги соединяются переходниками.

    Бубен — представляет собой обруч (обечайку), у которого с одной стороны натянута кожа или пластик. В корпусе обруча сделаны специальные прорези, в которых укреплены латунные пластинки, имеющие вид маленьких оркестровых тарелочек. Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони правой руки.

    Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский — даф или хавал, грузинский — дайра, узбекский и таджикский — дойра.

    Пластинчатые ударные инструменты

    К пластинчатым ударным инструментам с определенной высотой звучания относятся ксилофон, металлофон, марим-бафон (маримба), виброфон, колокольчики, колокола.

    Ксилофон — представляет собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента.

    Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре.

    Диапазон ксилофона — от си малой октавы до до четвертой октавы.


    Металлофоны сходны с ксилофонами, только звуковые пластины изготовлены из металла (латуни или бронзы).

    Маримбафоны (маримба) — ударный музыкальный инструмент, звучащими элементами которого являются деревянные пластины, а для усиления звучания на нем установлены трубчатые металлические резонаторы.

    Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.

    Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд — пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин.

    Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.

    Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.

    Вибрафон представляет собой набор хроматически настроенных алюминиевых пластин, расположенных в два ряда аналогично фортепианной клавиатуре. Пластины устанавливаются на высокой станине (столе) и крепятся на шнурках. Под каждой пластиной в центре находятся цилиндрические резонаторы соответствующей величины. Через все резонаторы в верхней части проходят оси, на которых крепятся вентиляторные крыльчатки — веерочки. С боку станины вмонтирован портативный бесшумный электродвигатель, который равномерно вращает крыльчатки на протяжении всей игры на инструменте. Таким образом достигается вибрация. Инструмент имеет демпферное устройство, соединенное с педалью под станиной, для приглушения звука ногой. Играют на вибрафоне двумя, тремя, четырьмя иногда и более длинными палочками с резиновыми шариками на концах.

    Диапазон вибрафона — от фа малой октавы до фа третьей октавы или от до первой октавы до ля третьей октавы.

    Вибрафон используют в симфоническом оркестре, но чаще в эстрадном оркестре или как сольный инструмент.

    Колокола — набор ударных инструментов, которые применяются в оперном и симфоническом оркестрах для имитации колокольного звона. Колокол состоит из набора цилиндрических труб от 12 до 18 штук, настроенных хроматически. Трубы обычно латунные никелированные или стальные хромированные диаметром 25—38 мм. Их подвешивают в раме-стойке высотой около 2 м. Звук извлекают ударом деревянного молота по трубам. Колокола снабжены педально-демпферным устройством для глушения звука. Диапазон колоколов 1—11/ 2 октавы, обычно от фа большой октавы.

    Колокольчики — ударный музыкальный инструмент, который состоит из 23—25 хроматически настроенных металлических пластинок, размещенных в плоском ящике в два ряда ступенями. Верхний ряд соответствует черным, а нижний ряд — белым клавишам фортепиано.

    Диапазон звучания колокольчиков равен двум октавам: от ноты до первой октавы до ноты до третьей октавы и зависит от числа пластинок.

    Самозвучащие ударные инструменты

    К самозвучащим ударным инструментам относятся: тарелки, треугольники, там-тамы, кастаньеты, маракасы, погремушки и др.

    Тарелки представляют собой металлические диски, изготовленные из латуни или нейзильбера. Дискам тарелок придана несколько сферическая форма, к центру прикреплены кожаные ремешки.

    При ударе тарелок друг о друга издается продолжительный звенящий звук. Иногда применяют одну тарелку и извлекают звук ударом палочки или металлической щетки. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки "чарльстон", тарелки "гонг". Звучат тарелки резко, звеняще.

    Треугольник оркестровый представляет собой стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма. При игре треугольник свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой, выполняя различные ритмические рисунки.

    Звук треугольника яркий, звенящий. Применяется треугольник в различных оркестрах и ансамблях. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.

    Там-там или гонг — бронзовый диск с загнутыми краями, по центру которого ударяют колотушкой с войлочным наконечником, звук гонга глубокий, густой и мрачный, достигает полной силы не сразу после удара, а постепенно.

    Кастаньеты — в Испании являются народным инструментом. Кастаньеты имеют форму раковин, обращенных одна 1С другой вогнутой (сферической) стороной и связанных шнуром. Изготавливают их из дерева твердых пород и пластмассы. Выпускают кастаньеты двойные и одинарные.

    Маракасы — шары из древесины или пластмассы, наполненные небольшим количеством мелких кусочков металла (дробью), снаружи маракасы красочно оформлены. Для удобства удержания во время игры они снабжены ручкой.


    Встряхивая маракасы, воспроизводят различные ритмические рисунки.

    Маракасы находят применение в оркестрах, но чаще в эстрадных ансамблях.

    Погремушки представляют собой наборы маленьких тарелочек, укрепленных на деревянной пластине.

    Ударная установка эстрадного ансамбля

    Для полного изучения группы ударных музыкальных инструментов специалисту, занимающемуся их реализацией, необходимо знать состав ударных установок (комплектов). Наиболее распространен следующий состав ударных установок: большой барабан, малый барабан, спаренная тарелка "чарльстон" (хей-хет), тарелка одинарная большая, тарелка одинарная малая, бонги, том-том бас, том-том тенор, том-том альт.

    Прямо перед исполнителем на полу устанавливается большой барабан, он имеет упорные ножки для устойчивости. Сверху на барабане при помощи кронштейнов могут быть закреплены барабаны том-том тенор и том-том альт, дополнительно на большом барабане предусмотрена подставка для оркестровой тарелки. Кронштейны, закрепляющие том-том тенор и том-том альт на большом барабане, регулируют их высоту.

    Неотъемлемой частью большого барабана является механическая педаль, при помощи которой исполнитель извлекает из барабана звук.

    В состав ударной установки обязательно входит малый эстрадный барабан, который крепится на специальной подставке тремя прихватами: двумя откидными и одним выдвижным. Подставка устанавливается на полу; она представляет собой стойку, снабженную стопорным устройством для фиксации в заданном положении и регулировки наклона малого барабана.

    Малый барабан имеет сбрасывающее устройство, а также глушитель, которые используются для регулировки тембра звука.

    В комплект ударной установки могут входить одновременно несколько разных по размерам том-том барабанов, том-том альтов и том-том теноров. Том-том бас устанавливается с правой стороны от исполнителя и имеет ножки, с помощью которых можно регулировать высоту инструмента.

    Барабаны бонги, входящие в ударную установку, размещаются на отдельной подставке.

    В состав ударной установки входят также оркестровые тарелки с подставкой, механическая подставка для тарелок "чарльстон", стул.

    Сопутствующими инструментами ударной установки являются маракасы, кастаньеты, треугольники, а также другие шумовые инструменты.

    Запасные части и принадлежности к ударным инструментам

    К запасным частям и принадлежностям ударных инструментов относятся: подставки для малого барабана, подставки для оркестровых тарелок, механическая педальная подставка для оркестровых тарелок "чарльстон", механическая колотушка для большого барабана, палочки литавровые, палочки к малому барабану, палочки барабанные эстрадные, щеточки оркестровые, колотушки для большого барабана, кожа для большого барабана, ремни, футляры.

    В ударных музыкальных инструментах звук извлекается ударом какого-либо приспособления или отдельных частей инструмента друг о друга.

    Ударные инструменты подразделяют на перепоночные, пластинчатые, самозвучащие.

    К перепоночным относят инструменты, у которых источником звука является натянутая перепонка (литавры, барабаны), звук извлекается ударом о перепонку каким-либо приспособлением (например, колотушкой). В пластинчатых инструментах (ксилофоны и др.) в качестве звучащего тела используют деревянные или металлические пластинки, бруски.

    В самозвучащих инструментах (тарелки, кастаньеты и др.) источником звука является сам инструмент или его корпус.

    Ударные музыкальные инструменты — это инструменты, звучащие тела которых возбуждаются ударами или встряхиванием.

    По источнику звука ударные инструменты подразделяют на:

    Пластинчатые — в них источником звука являются деревянные и металлические пластинки, бруски или трубки, по которым музыкант ударяет палочками (ксилофон, металлофон, колокольчики);

    Перепончатые — в них звучит натянутая перепонка — мембрана (литавры, барабан, бубен и др). Литавры представляют собой набор из нескольких металлических котлов разной величины, покрытых сверху перепонкой из кожи. Натяжение перепонки может изменяться специальным устройством, при этом изменяется высота извлекаемых колотушкой звуков;

    Самозвучащие — в этих инструментах источником звука является сам корпус (тарелки, треугольники, кастаньеты, маракасы).



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама