THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Кто неправильно застегнул первую пуговицу,
уже не застегнется как следует.
Гете

НАЧАЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Пролог, экспозиция, завязка

1. Пролог
2. Экспозиция
Функции экспозиции
Развернутая и стремительная экспозиции
Элементы экспозиции
Прямая и косвенная экспозиции
Введение главного героя
3. Завязка
Триггер
4. Первый абзац

Начало произведения часто уподобляют небольшому камешку, который, покатившись с горы, увлекает за собой другие и приводит к камнепаду.
Успех произведения зависит от того, насколько ловко автор запустит начальный камень.
Об этом и пойдет речь в данной статье.

В классическом варианте выделяют следующие части художественного произведения:
- пролог
- экспозиция
- завязка
- развитие
- кульминация
- эпилог

Данный список и порядок не являются обязательными. Пролог и эпилог могут не присутствовать в повествовании, а экспозиция может расположиться в любом месте и не обязательно целой частью.
Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).

Классическая схема больше подходит для основательных, медленно развивающихся сюжетов. Облегченная схема используется там, где необходимо стремительное развитие сюжета.

Начало есть более чем половина всего.
Аристотель

ПРОЛОГ
- вступительная (начальная) часть литературно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.
В повествовательных жанрах (роман, повесть, рассказ и т.д.) пролог всегда имеет художественно-эстетическое значение, становясь своеобразной предысторией сюжета, а в литературной критике, публицистике и других документальных жанрах может восприниматься в качестве предисловия.

Пролог
От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время.
<…>
Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать, как мы убегали с уроков, курили в котельной и устраивали толкотню в раздевалке, чтобы хоть на миг прикоснуться к той, которую любили настолько тайно, что не признавались в этом самим себе. Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех, кого нет на этой земле: я хочу понять. Ведь никто же не хотел умирать, правда?
А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила смерть. Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. Но из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.
Как молоды мы были. (Б.Васильев. Завтра была война)

Через пролог автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Еще пример пролога – фильм «Покровские ворота», помните?
Режиссер Михаил Казаков беззаботно едет по Москве 70-х. Подъезжает к старому полуразрушенному дому, в котором прошла его юность. Закадровый текст и сам факт того, что дом разрушают, настраивает зрителя на ностальгическую ноту.

Таким образом, ФУНКЦИЯ ПРОЛОГА – передать события, подготавливающие основное действие.

Однако пролог – это НЕ первый эпизод повествования, насильственно от нее отрезанный.
События пролога не должны дублировать события начального эпизода, но должны порождать интригу именно в сочетании с ним.
Ошибкой является создание интригующего пролога, который не связан с началом ни временем, ни местом, ни героями, ни идеей. Связь между прологом и началом повествования может быть явная, может быть скрытая, но она должна быть обязательно.

ПРОЛОГ НУЖЕН, ЕСЛИ:

1. Автор хочет начать повествование неторопливо, а потом сделать резкий переход к динамике и драматизму. В этом случае в пролог вставляется несколько фраз, намекающих на кульминацию, но, разумеется, не раскрывающую ее.

Пример – та же повесть Васильева «А завтра была война»

2. Автор хочет развернуто описать предваряющие события – кто в каком году что сделал и что из этого вышло. Такой вид пролога позволяет вести неторопливое последовательное повествование с развернутой подачей экспозиции.
В этом случае допускается максимальный временной разрыв между прологом и основным повествованием, который выполняет функцию паузы, а экспозиция становится минимальной и обслуживает только те события, которые дают толчок к действию, а не весь роман.

Пример – сказка Волкова «Желтый туман», в прологе которой автор воспроизводит непрерывную преемственность повествования - историю Волшебной страны и сон колдуньи Арахны длиной в пять тысячелетий.

3. Настроить читателя на определенную эмоциональную волну.
В этом случае в прологе возможны аллюзии и аллегории.
Пример – роман Андрея Белого «Петербург»

ПРОЛОГ
Ваши превосходительства, высокородия, благородия, граждане!
Что есть Русская Империя наша?
Русская Империя наша есть географическое единство, что значит: часть
известной планеты. И Русская Империя заключает: во-первых - великую, малую, белую и червонную Русь; во-вторых - грузинское, польское, казанское и астраханское царство; в-третьих, она заключает... Но - прочая, прочая, прочая.

(в данной фразе Белый пародирует полный официальный титул русского императора, включавший около 60 названий подвластных ему земель ("Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь астраханский, Царь Польский, Царь Херсониса Таврического" и т. д.) и кончавшийся словами: "и прочая, и прочая,и прочая")

<…> И о нем распространяться не будем.
Распространимся более о Петербурге: есть - Петербург, или
Санкт-Петербург, или Питер (что - то же). На основании тех же суждений
Невский Проспект есть петербургский Проспект.
Невский Проспект обладает разительным свойством: он состоит из
пространства для циркуляции публики; нумерованные дома ограничивают его; нумерация идет в порядке домов - и поиски нужного дома весьма облегчаются.
<…>
Если же вы продолжаете утверждать нелепейшую легенду – существование полуторамиллионного московского населения - то придется сознаться, что столицей будет Москва, ибо только в столицах бывает полуторамиллионное население; а в городах же губернских никакого полуторамиллионного населения нет, не бывало, не будет. И согласно нелепой легенде окажется, что столица не Петербург.
Если же Петербург не столица, то - нет Петербурга. Это только кажется, что он существует

(Утверждая мотив "нереальности" Петербурга, Белый следует поэтической традиции изображения города в произведениях Гоголя (см. финал повести "Невский проспект") и Достоевского ("Подросток", ч. I, гл. 8, I).

«Тема "Петербурга" Андрея Белого выросла из двухсотлетней мифологии Петербурга, начало создания которой относится ко времени закладки города. В самой острой форме "Петербург" Белого противостоит "Медному всаднику" Пушкина и одновременно как бы продолжает и развивает его идеи<…> Петербург в "Петербурге" Белого - не между Востоком и Западом, а Восток и Запад одновременно, т. е. весь мир» (с) Д. Лихачев

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
Козьма Прутков

ЭКСПОЗИЦИЯ
- изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей развертывание фабульного действия.

ФУНКЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ:

Определить место и время описываемых событий,
- представить действующих лиц,
- показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.

Дидро писал: «Первый акт драмы, быть может, самая трудная ее часть: он должен открывать действие, развиваться, иногда излагать и всегда связывать».

Посмотрим на примере – как это «излагать» и «связывать»?

Сценарий к\ф «Служебный роман». Закадровый текст идет от имени главного героя – товарища Новосельцева Анатолия Ефремовича.

«Как всем известно, труд облагораживает человека.
И поэтому люди с удовольствием ходят на работу.
Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает.
Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем» (с) – место и время действия + самопрезентация героя=представление действующих лиц.

«Людмила Прокофьевна Калугина, директор нашего статистического учреждения.
Она знает дело, которым руководит. Такое тоже бывает.
Людмила Прокофьевна приходит на службу раньше всех, а уходит позже всех, из чего понятно, что она, увы, не замужем.
Мы называем ее "наша мымра".
Конечно, за глаза» (с) – представление действующих лиц, намек на конфликт.

«Каждое утро по дороге на службу я избавляюсь от своих шалопаев.
- Вот тебе 40 копеек, купишь два пакета молока. И не забудь!
- Ладно!
- И позавтракать не забудь, слышишь!»(с) – самопрезентация героя=представление действующих лиц

«Зовут меня Анатолием Ефремовичем, фамилия моя Новосельцев.
Я живу только на зарплату, то есть от получки до получки.
Одним словом, выкручиваюсь...
Одним словом, верчусь» (с)- самопрезентация героя=представление действующих лиц + намек на конфликт.

А это Ольга Петровна Рыжова...
Оля.
Оля - мой самый верный друг.
Мы подружились давно, еще в институте.
Больше всего я люблю в ней то, что она оптимистка - что бы ни стряслось!
А земной шар, как известно, вертят именно оптимисты» (с) – представление действующих лиц

Равновесие и точность в определении персонажей и обстоятельств – вот в чем должно быть достоинство экспозиции.

ОБЪЕМ ЭКСПОЗИЦИИ

По классической схеме на экспозицию и завязку отводится около 20% общего объема произведения. Но на самом деле объем экспозиции целиком зависит от авторского замысла. Для произведений со стремительным сюжетом достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, для произведений с затянутым сюжетом вступление обычно делают побольше.

Пример развернутой экспозиции – пьеса Островского «Гроза»

Действие развивается медленно и тягуче, вступление зрителя в мир «темного царства» занимает весь 1-й акт и начало 2-го. Зритель имеет возможность внимательно рассмотреть окрестности захолустного купеческого городка Калинова, не торопясь ознакомиться с бытом и нравами его обитателей.
В данном случае задача драматурга - создать детальную картину, не вызывающую у зрителя никаких сомнений в достоверности происходящего на сцене.

Пример стремительной экспозиции – рассказ Конан Дойла «Союз рыжих».

«Это было осенью прошлого года. У Шерлока Холмса сидел какой-то пожилой джентльмен, очень полный, огненно-рыжий. Я хотел было войти, но увидел, что оба они увлечены разговором, и поспешил удалиться. Однако Холмс втащил меня в комнату и закрыл за мной дверь.
- Вы пришли как нельзя более кстати, мой дорогой Уотсон, - приветливо проговорил он» (с)
И далее идет уже завязка сюжета.

Кроме вкусов автора, объем экспозиции диктует и мода, как это ни прискорбно. Требование современных редакторов - экспозиция должна начинаться с динамичной и захватывающей сцены, в которой задействован основной персонаж.

ЭЛЕМЕНТЫ ЭКСПОЗИЦИИ

Начало чего-либо издавна призвано соблазнять.
Эрнст Симон Блох

"В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**" (Пушкин. Метель)

Читателю должны быть представлены основные действующие лица – причем с тем подробностями, которые впоследствии будут использованы в конфликте…

"Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.
Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне". (Пушкин. Метель)

… а также предпосылки конфликта

"Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.
Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялися друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны". (Пушкин. Метель)

Все элементы экспозиции – это «ружья», развешанные на стенах, которые должны выстрелить в нужный для автора момент.

ВИДЫ ЭКСПОЗИЦИИ

Способы экспонирования многообразны. Однако, в конечном счете, все они могут быть подразделены на два основных, принципиально различных вида - прямую и косвенную экспозицию.

В случае ПРЯМОЙ ЭКСПОЗИЦИИ введение читателя в курс дела происходит, что называется, в лоб и с полной откровенностью.

П е р в ы й ю н о ш а. А правда ли, что, полюбив, человек распрямляется, как цветок на свету?
Д е в у ш к а (задумчиво). И так бывает...
В т о р о й ю н о ш а (берет ее руку, смотрит на нее). А разве не может случиться, что сила моей любви переменит тебя неузнаваемо, и ты станешь такой прекрасной, что даже я сам не узнаю тебя?
Д е в у ш к а. Кто знает...
Х о р. Вот какая история случилась на реке Ангаре, недалеко от города Иркутска. В середине двадцатого века в тех местах строили мощную гидростанцию...
- И встретились там три человека.
- История, о которой пойдет речь, это...
В а л я. История моей жизни.
С е р г е й. И моей...
В и к т о р (грубовато). Моей тоже.
В а л я. Меня зовут Валя.
В и к т о р. Меня - Виктор.
С е р г е й (задумчиво). А меня звали Сергеем.
Л а р и с а (кладет руки на Валины плечи). Я дружу с ней, но рассказ этот не обо мне. Меня зовут Лариса... Очень жаль, но я пройду стороной.
С е р д ю к. Сердюк - моя фамилия. Мне уже за пятьдесят, вот что плохо. (Подумав.) В этой истории замешаны еще некоторые, но о них вы узнаете после.
Х о р. Вот конец этой истории. Весенний дождь. Вечереет. На деревянном мостике возле самой Ангары стоит Валя и думает, как ей жить дальше. (Арбузов. Иркутская история)

Яркий пример прямой экспозиции – монолог главного героя, с которого начинается произведение.

Я не люблю принимать приглашения задолго. Как поручиться, что в такой-то день через три недели или через месяц захочешь обедать у таких-то? Возможно, тем временем подвернется случай провести этот вечер приятнее, а когда приглашают так задолго, явно соберется многочисленное и церемонное общество. Ну, а как быть? День назначен давным-давно, званые гости вполне могли заранее освободить его, и нужен очень веский предлог для отказа, иначе оскорбишь хозяев неучтивостью. Принимаешь приглашение, и целый месяц это обязательство тяготит тебя и омрачает настроение. Оно нарушает дорогие твоему сердцу планы. Оно вносит беспорядок в твою жизнь. По сути, есть только один выход - увильнуть в самую последнюю минуту. Но на это у меня то ли не хватает мужества, то ли совесть не позволяет. (Моэм. Чувство приличия)

Еще одна специфическая форма прямой экспозиции - саморекомендация героев зрителю – как то, что сделал Новосельцев Анатолий Ефремович. Обычно такой прием используется для усиления лирического начала.

КОСВЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Формируется постепенно, слагаясь из множества накапливающихся сведений. Зритель получает их в завуалированном виде, они даются как бы случайно, непреднамеренно.

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды». (Булгаков. Мастер и Маргарита)

Одна из задач экспозиции – подготовка появления главного героя (или героев).
В подавляющем большинстве случаев в первом эпизоде главного героя нет, и связано это вот с какими соображениями.
Дело в том, что с появлением ГГ напряженность повествования усиливается, оно становится более насыщенным, стремительным. Возможности для сколько-нибудь детального пояснения если не исчезают, то, во всяком случае, резко убывают. Именно это и вынуждает автора повременить с вводом главного героя.

Роман «Отцы и дети» начинается сценой, в которой Николай Петрович Кирсанов, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, только что окончившего университет. Первым делом в экспозицию Тургенев водит информацию не о главном герое – Базарове, а о Кирсанове, второстепенном персе.
Роман «Война и мир» начинается описанием салона Шерер. Не Пьера и не Болконского показывает нам Толстой, а второстепенных персонажей типа князя Василия.
Список можно продолжить. Объединяет эти произведения одинаковое стремление авторов – подготовить почву для появления героя.

Герой должен однозначно приковать к себе внимание читателя. И здесь самый надежный способ – ввести героя тогда, когда читатель успел уже заинтересоваться им по рассказам других персонажей и теперь жаждет узнать ближе.

Итак, экспозиция обрисовывает - только в общих чертах! - главного героя, намекает хороший он или плохой. Ни в коем случае автор не должен раскрывать его образ до конца.
Во-первых, много рассказывать о герое в самом начале – занудно и длинно. Читатель потонет в многостраничных описаниях совершенно пока неинтересного и неизвестного человека.
Во-вторых, нельзя терять главного козыря в общем сюжетном построении – постепенное развитие характера героя. Если персонаж полностью ясен, то его действия несложно будет предугадать. Предсказуемость сюжета – большой минус для произведения.

То, с чего начинают, должно иметь возможность расти.
Эрнст Симон Блох

Экспозиция действенно готовит завязку, завязка реализует конфликтные возможности, заложенные и более или менее ощутимо развитые в экспозиции.
Экспозиция и завязка представляют собой неразрывно слитые элементы единого начального этапа произведения, образуют исток драматического действия.

ЗАВЯЗКА
- момент, с которого начинается движение сюжета.

В западном литературоведении есть понятие «триггер»= пусковой элемент романа. Он обозначает начало действия.
В большинстве случаев он срабатывает в конце экспозиции и после его включения течение прежней жизни героев делается невозможным.

Например, в «Детях капитана Гранта» триггером служит то, что в брюхе пойманной акулы герои романа находят бутылку, в которой запечатаны корабельные дневники капитана Гранта. Необходимость поиска и возможного спасения пропавшей экспедиции заставляют героев действовать, они отправляются в путь.
В «Ревизоре» триггер - это рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об инкогнито из столицы.

Различают действующий триггер и закадровый (триггер).

Закадровый как бы невидим читателю, но безусловно оказывает воздействие на героев. Например, в «Гамлете» триггер – это убийство отца Гамлета, которое было «за кадром», но определило весь ход событий и судьбы героев трагедии.

Другими словами, завязка – это важное событие, где перед героем ставится определенная задача, которую он должен\вынужден выполнить.
Что это будет за событие - зависит от жанра произведения. Это может быть обнаружение трупа, похищение героя, сообщение о том, что Земля вот-вот налетит на небесную ось и т.д.

Чаще всего завязка бывает банальна. Придумать что-то оригинальное очень и очень сложно - все сюжеты уже придумали до нас. В каждом жанре есть свои штампы и избитые приемы. Задача автора состоит не столько в том, чтобы, что называется, выпендриться в изобретении завязки, сколько в том, чтобы из стандартной ситуации сделать оригинальную интригу.

Завязок может быть несколько – столько, сколько автор настроил фабульных линий. Эти завязки могут быть разбросаны по всему тексту, но все они обязательно должны иметь развитие, а не повисать в воздухе.

ЗАКОН - все представленные завязки должны иметь продолжение и оканчиваться развязкой.

Например,
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше..

ПЕРВЫЙ АБЗАЦ

Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце,
во втором – сдавить покрепче и держать его у стенки
до последней строки.
Пол О Нил. Американский писатель

О роли первого абзаца в газетной статье читайте Рэндалл Д. Универсальный журналист http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Rendall/10.php

Художественные произведения отличаются от публицистических, однако роль первого абзаца сохраняется.

«Первый абзац, который иногда называют вступлением, должен быть выстрелом в десятку. Он должен давать ясное представление о теме и настроении всей книги, в которой ты решил описать свою обдуманную и рассчитанную историю. Если ты придумаешь красивую стилистически фразу, будет еще лучше.
«Ребекка» Дафны дю Морье, например, начинается плавной естественной фразой:
«Той ночью мне снилось, что я снова была в Мендерли».

Это начало так гармонично соответствует книге, что трудно поверить, что еще бы чуть-чуть, и автор выбрала другое начало. В ее колебании, однако, есть определенное утешение для нас - если знаменитую первую строчку писательница придумала позже, значит, и мы не обязаны сразу доводить первое предложение до совершенства. У нас будет еще много времени, чтобы добиться нужного эффекта.
<…>

Вот пример начала нескольких повестей, новых и старых, которые попали мне в руки. Сначала Жорж Сименон, и Les Fantomes du chapelier, повесть, впервые опубликованная в 1949 году, выдержанная в незабываемом настроении:

«Было третье декабря, и по-прежнему лил дождь. Черная тройка, с немного оттопыренным животиком, выделялась на белизне календаря, прикрепленного к кассе, напротив перегородки из темного дуба, отделявшей витрину от самого магазина. Ровно двадцать дней назад, потому что случилось это 13 ноября - очередная пузатенькая тройка на календаре, - у церкви Спасителя, в нескольких шагах от канала, была убита первая старушка».

Как известно, Сименон был бельгийцем, который писал по-французски. Он всегда старался использовать обычный язык. Обрати внимание, какой простотой и красотой одновременно отличается язык этого фрагмента, какая в нем сила. Здесь нет надуманных фраз, которые только отвлекают внимание читателя, а лишь выдержанный в темных цветах, выразительный образ обычного предмета, после которого наступает шокирующее сообщение о многократном убийстве. Этими тремя предложениями Сименон передал беспокойное настроение всей повести». (Лесли Грант-Адамсон)

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213092602051
рецензии
Рецензии
Написать рецензию
Ух! (довольно потираю ручки) - вот по такому я соскучилась!
спасибо, говорю!
Элоиз Хьюм 26.09.2013 22:56

Да, да, Элоиз, оставайся с нами - грядет Пятая школа
Конкурс Копирайта -К2 26.09.2013 23:14

Многое распределилось по полочкам. Я поняла так - нашло вдохновение, назрела потребность высказаться, сделал это. Потом взял свой опус в руки и, если необходимо, отредактировал по правилам литературной науки.
Александра Стрижёва 27.09.2013 11:41

Отточим нафиг вдохновение формой!
Юрий Камалетдинов 27.09.2013 12:35

А вот, кстати, задумалась я. Что же важнее? вдохновение или форма?(улыбаюсь)
Элоиз Хьюм 27.09.2013 17:50

Рискну предположить, что "огонь" без "сосуда" быстро погаснет под водой и ветром. А "сосуд" без "огня" - смысла не имеет.
Удав Юзик 27.09.2013 19:09

Что же это за огонь, который в сосуде? табуретовка?

Об этих вещах я говорил в своих прошлых статьях довольно подробно. Но вопросы, как ни странно, все остаются. Хорошо, тогда я объясню понятнее.

Завязка – развитие и кульминация – развязка – это четыре составляющих элемента любого сюжета в литературе . Поскольку я имею дело с театром – я расскажу, как эти четыре элемента воплощаются в сценическом пространстве, при интерпретации постановщиком драматургического произведения (драматургии).

Драматургия – это (если говорить упрощенно) – вид прозаической литературы, которая создается по определенным принципам сценического действия , существующим в театре. Любая драматургия построена на диалоге между персонажами, который имеет (или должен иметь) ярко выраженную действенную (целевую) природу.

Ах, да. То здесь, а то там – я встречаю непонимание, что такое проза и какова ее роль в литературе. Многие их путают, многие вообще не понимают, что к чему. Запомните: все, что мы читаем – есть литература. Литература условно подразделяется на два основных вида или направления: поэзия (ритмичное изложение) и проза (неритмичное или вольное (не имеющее четкой ритмовой структуры) изложение мыслей автора). Проза, в свою очередь, имеет множество разновидностей , есть как устная, так и письменная проза. Есть некая «хитренькая» проза, которую многим до сих пор непонятно, куда отнести. Это — драматургия.

Древние мыслители (времен Аристотеля, например) относили драматургию к виду поэзии. Впрочем, «почему» они так делали — совершенно понятно. Ибо драматургия тех времен сильно напоминала стихотворные формы (и редко подавалась в прямой «неритмичной» речи так, как это существует сейчас).

Но – много времени прошло с тех пор. И сейчас – драматическое произведение не имеет (почти) ничего общего с поэзией.

Считается, что любая драматургия имеет письменное воплощение (в виде пьесы) и сценическое (в виде интерпретации режиссера). Это и так, и не так – одновременно. Ибо – будучи сформированной в конкретное произведение, имеющее четыре элемента сюжета, ее и, как следствие, его (произведение) можно и должно называть разновидностью прозы (литературы). Как потом перескажет пьесу режиссер – Бог его знает. Но изначально – драматургическое произведение – есть разновидность прозы. Которая, в свою очередь, является «столпом» (направлением) самой литературы.

Безусловно, драматургия – очень несамостоятельна как разновидность или жанр, ибо «заточена» она — не на описательное, а на действенное восприятие, что так востребовано в театре. Но это никак не отменяет ее литературных «корней».

Да, любая пьеса — это изначально литературное (прозаическое) произведение, которое пишется по законам сценического действия. Явным или неявным.

Надеюсь, я не сильно затуманил Вам мозги. Нет? Это хорошо. Что поделать, без четкого определения подобных правил игры, к сожалению, нет смысла писать ни о чем другом. Ибо – тогда мы просто запутаемся в частностях. И Вы ничего не поймете. И я – буду кидать информацию – как об стенку горох. Оно нам надо? Вряд ли.

Итак, давайте приступим к так мною горячо любимым деталям. Отмечу, что «завязку, развитие, кульминацию и развязку», я буду рассматривать через призму драматургических произведений.

Итак, что такое «завязка»? Это то, с чего началась сама история . Возьмем для примера драматургическое произведение (пьесу) «Чайка» А.П. Чехова.

С чего именно начинается «Чайка»? С того, что Костя Треплев со своей возлюбленной – Ниной Заречной – готовится показать спектакль для своей мамы — изредка приезжающей в имение своего брата Сорина – Аркадиной, где проживает Костя. Важнейшая отправная точка этой истории («завязка») – приезд Аркадиной. И вот почему. Приезжает «прима», «светская львица». И для Кости показ спектакля – повод вернуть (или заслужить) уважение матери.

С непростых отношений Кости с матерью, что получит наглядное подтверждение в сцене со спектаклем, и начинается данная история. Кстати сказать, в ходе спектакля мать ведет себя неуважительно, постоянно комментируя те или иные сюжетные ходы и насмехаясь над их неумелостью.

«Развитие» состоит из нескольких поворотных моментов и событий. Это – процесс созревания основного конфликта пьесы. ПРОЦЕСС. Помните, развитие состоит не из одного момента, это всегда комплекс моментов, который усиливает конфликт . Каков основной конфликт в пьесе «Чайка» — каждый режиссер должен понять сам.

Чехов в смысле определения конфликта его пьес – автор не простой. Точнее, есть некоторые его пьесы, в которых конфликт – многоуровневый. «Чайка» — как раз из таковых. В данной пьесе можно искать конфликт между нуждами и интересами поколений (как творческий, так и – возрастной – «отцов и детей»). Можно – конфликт в области «цены успеха» (до какой грани можно и возможно дойти, чтобы получить успех). Можно даже сформулировать конфликт в области стыка времен (это не возрастной конфликт, это конфликт, скорее, технотронный).

И та «завязка», о которой я писал выше – проистекает от возрастного конфликта отцов и детей. Но если Вы ищите (используете) другой конфликт для отбора постановочных решений – Вам будет полезно определять «завязку, развитие, кульминацию, развязку», исходя из конфликта . Об этом я более подробно расскажу далее.

Какие поворотные моменты и события можно назвать «развитием» в пьесе «Чайка»? Это и фактический разрыв отношений Треплева и Нины Заречной в сцене с мертвой чайкой. И неудавшаяся попытка самоубийства Кости некоторое время спустя (сцена, когда Аркадина бинтует сыну голову). И вызов Костей на дуэль супруга Аркадины – писателя Тригорина, который последний не принимает.

Кульминацией сюжета в случае, если мы определяем конфликт в области «отцов и детей» — отъезд (а фактически – побег) матери с супругом — из поместья ее брата – Сорина . «Не договорились». Поколения не поняли друг друга и решили разойтись, чтобы не допустить чего-то совсем уж плохого.

«Развязка» — смерть Кости Треплева в финале. Молодое поколение проигрывает старшему – в смелости, решимости, воле – во всем. «Развязка» — это то, чем в итоге завершается конфликт .

И напоследок – я расскажу, как лучше формулировать «завязку, развитие, кульминацию и развязку», с учетом выбранного мною конфликта поколений .

В начале нашей истории происходит столкновение поколений. Так и назовем «завязку» — «столкновение». В «развитии» мы наблюдаем борьбу и возможность (попытки) приспособления поколений друг к другу. Назовем его – «противоборство» или перетягивание каната». Кульминация – «не договорились». «Развязка» – оказавшись вне противоборства – молодое поколение разрушает себя (Костя кончает жизнь самоубийством, а Нина – теряется в бесконечных жизненных и профессиональных тяготах). «Гибель».

Очень часто мне приходят письма с просьбой рассказать о тонкостях писательского ремесла. Вопросы задают разные:
Как сделать героев интересными? Как лучше выстроить сюжет? С чего начать произведение, чтобы оно сразу увлекло читателя? Какой финал предпочтительней – счастливый или, наоборот, трагический? И так далее.

В основном письма приходят от совсем юных начинающих писателей, поэтому я решила ответить на все вопросы, ориентируясь именно на эту аудиторию.

Давайте поговорим о том, как создаются увлекательные истории, но сразу предупрежу вас – в литературе существуют определённые правила, которым писатель должен следовать, если хочет, чтобы его творение имело успех.

Итак, приступим.
Перед вами чистый лист бумаги. И вы горите желанием сотворить нечто удивительное. С чего начать?

Прежде всего не думайте, что вдруг на вас снизойдёт озарение и ручка начнёт писать сама собой, выдавая гениальный текст строчку за строчкой. Муза (она же озарение) не приходит в пустую голову. Вы должны чётко знать, о чём хотите написать. В вашей голове уже должны созреть хотя бы наброски сюжета, иначе ничего не получится. Вы будете часами сидеть у пустого листа и пытаться «состряпать» хотя бы начало, думая, что дальше уж текст пойдёт сам собой, и сюжет выстроится в процессе написания. Это большая ошибка. Ничего не пойдёт и ничего не выстроится!

Лучше всего на этом пустом листе набросать схему своего произведения, вывести героев, определиться с миром их существования, придумать завязку (основную интригу).

Когда в голове сложится определённая картина, садитесь и начинайте творить. И вот тут-то вас вполне может посетить её величество Муза, да так неожиданно и надолго, что текст «польётся» как из рога изобилия. Более того, бывает и так: к середине книги вы вдруг почувствуете, что хотите развить действие совсем в другом направлении и развязку сделать не такой, какую планировали вначале. На то она и Муза, внезапная, противоречивая, чтобы врываться в ваш творческий мир и давать новый толчок вашим талантам, Муза, без сомнения, любящая и помогающая только тем, кто достоин и трудолюбив. Да, именно трудолюбив.

Вспомните знаменитого химика Менделеева. Ведь не приснилась же периодическая таблица химических элементов поэту или, скажем, пекарю. Её величество Муза подсказала таблицу человеку, который тщательно трудился в своей области. А скрипач Джузеппе Тартини? Озарение пришло к нему во сне, и он сочинил свою «Сонату дьявола», признавшись позже, что это была его лучшая вещь. Примеров много. Они все полностью отдавались любимому делу, и Муза не обошла их своим вниманием.

Но вернёмся к нашему чистому листу и к уже созревшему в голове сюжету. Пока Муза наблюдает за вами, мы немного потрудимся. Итак, начнём.

Вы уже знаете, о чём будете писать, и уже в общих чертах набросали сюжет. Но как его правильно выстроить, так, чтобы он был интересен и увлёк читателя? Классическая схема не так уж сложна.

Экспозиция – завязка – развитие действия по восходящей – кульминация – действие по нисходящей – развязка – финал.

Не пугайтесь. Это не такие уж и страшные слова. Вы, вероятно, думали, что писать литературу можно «как на душу придётся», главное лихо закрутить сюжет? Ну что ж, если хотите – попробуйте не следовать этой классической схеме, но предупреждаю сразу – не исключено, что тогда вы напишите просто калейдоскоп эпизодов самих по себе, возможно, и интересных, но разваливающихся как карточный домик от дуновения ветра, не складывающихся в общую интригующую композицию.

Но мы-то с вами хотим написать добротное произведение, или, как сейчас любят говорить критики, «читабельное», не так ли? Тогда стоит немного поучиться. И уверяю вас, это совсем не скучно.

1. Экспозиция.

Это попросту введение: представление героев, места и времени действия.
Возьмём для примера простенькую сказку «Колобок». Выстроена она, между прочим, чётко по классической схеме.
Вот вам экспозиция:

«Жил-был старик со старухою. Просит старик: "Испеки, старуха, колобок". - "Из чего печь-то? Муки нету". - "Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется".
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.»

Ну что ж, все персонажи представлены: и старик, и старуха, и колобок. Представлено и место, где начнёт развиваться действие. Причём всё изложено настолько лаконично, что буквально в двух фразах понятно, что старики – бедные люди, но, несмотря на это, колобок всё же состряпали добротный, на сметане да в масле (намёк на то, что он получился вкусный и это, как вы догадались, тема для будущей завязки).

Итак, экспозиция вводит читателя в повествование, обрисовывает (только в общих чертах) главного героя, намекает хороший он или плохой. Но запомните – ни в коем случае не раскрывает его образ до конца. Во-первых, много рассказывать о герое в самом начале – это занудно и длинно. Читатель будто попадёт в болотную трясину и потонет в многостраничных описаниях совершенно пока неинтересного и неизвестного ему человека.

Во-вторых, вы тут же отсекаете главный ваш козырь в общем сюжетном построении – постепенное развитие характера героя. Если вы досконально описали персонаж в самом начале, он становится уже неинтересен читателю, поскольку просчитать поступки героя не составит труда. В итоге зарождается «самое страшное зло» для творимого произведения – предсказуемость сюжета. А зачем читать то, что уже заранее известно?

Теперь перейдём к задуманному Вами произведению. Как представить героев и мир, в котором они будут существовать? Как лучше написать экспозицию?

Вот тут уже всё зависит от вкуса писателя и… как это не прискорбно – от моды. Сейчас модно писать произведения, где действие развивается стремительно. Значит и экспозиция должна начинаться с динамичной и захватывающей сцены, где и будет задействован ваш основной персонаж (персонажи).

К примеру, в детективе обычно всё начинается с убийства (похищения и т.п.). Главный герой (следователь) выезжает на место преступления и начинает расследование. Буквально в нескольких штрихах вы можете описать героя: какой он прозорливый (припомнив недавнее раскрытое преступление), и, разумеется, внешность, подчеркнув какие-то особенности, которые будут отличать его от других второстепенных персонажей (к примеру, «пронзительный взгляд голубых глаз», «шрам, пересекающий лицо», необычный голос, словом, что-то запоминающееся).

Даже пусть он будет совершенно обычный человек, как Чичиков. Но Гоголь, ловко «черкнув» его внешность ("не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод"), даёт понять читателю о необыкновенной приспосабливаемости героя к обстоятельствам, и мы уже рисуем этакого человека-хамелеона в своём воображении.

В боевике экспозицию можно начать с боевой сцены – битва главного героя на мечах, кулачный бой, драка, в конце концов, и т.п. В фантастике – со сцены, предположим, приземления летающей тарелки, которую наблюдает основной персонаж.

Вариантов для фантазии много. Главное – увлечь читателя с самого начала, дать возможность начать сопереживать главному герою (героям). Но осторожно! Сумев захватить внимание читателя, все козыри пока «оставьте в рукаве», не раскрывайте интригу.

Конечно, экспозицию можно начать и со спокойных, описательных сцен, но для этого требуется определённое мастерство и опыт. Примеры тому – классики литературы: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие. Спокойно начав произведение, без лишней суеты, беготни и экшена, так любимого нашими современниками, они удерживают читателя своим мастерством слова, изысканностью слога и увлекательностью описаний. И это дорогого стоит!

Но поскольку вы только начинающие писатели, лучше начать произведение с активного действия.

Какую часть занимает экспозиция? Она бывает короткой и длинной. От одного абзаца (как в «Колобке») до нескольких глав. Всё зависит от размера произведения.

Почему я так долго рассказываю об экспозиции? Да потому что это самое начало вашего произведения, и если вы сумеете грамотно написать вступительную часть, то, считайте, читатель уже Ваш, он не закроет книгу на второй странице, а это значит, что ему интересен ваш герой и созданный вами мир.

Итак, с экспозицией закончили. Надеюсь, Вы не заскучали. Тогда перейдём к следующему этапу - завязке.

2. Завязка

Завязка – это первое столкновение конфликтующих сторон. Иными словами, важное событие, где перед героем ставится определённая задача, которую он должен (вынужден) выполнить.

Что это будет за событие зависит от жанра произведения. Вот некоторые из вариантов (в жанре фантастики, например): инопланетяне похищают героя, или грядёт вселенский апокалипсис (комета движется к Земле), или у главного персонажа или его друга-приятеля крадут какой-то ценный предмет (древнюю рукопись, артефакт), или наш герой что-то необычное находит (волшебный меч, таинственный манускрипт) , или попадает в параллельный мир, или вдруг обретает удивительные способности…

Собственно в завязке вы должны преподнести свою ключевую идею, начать развивать интригу.

Скажу сразу, ключевая идея (она же завязка) в большей степени бывает банальна. Придумать что-то оригинальное очень и очень сложно (кажется, всё что можно, сочинители уже придумали).

В каждом жанре есть свои штампы и избитые приёмы. То на человечество обрушивается вселенское Зло, то выходит из могилы вампир… И что будет происходить дальше (в действии по восходящей) в общем-то понятно. Герой начнёт спасать мир, уничтожать зарвавшихся вампиров…

Но, дорогие друзья, штампы штампами, но можно так обыграть типовой сюжет, так закрутить интригу, что банальная идея превратится в мегагениальную. Вот уважаемый мистер Стивен Кинг – мастер по этой части.

Кстати, завязок может быть и не одна, если у вас несколько сюжетных линий. И эти завязки могут быть разбросаны по тексту, в зависимости от того, когда вы вводите новую сюжетную линию. Но, запомните, все они должны иметь своё продолжение, а не «повисать в воздухе».

Например, в процессе того, как наш герой спасает мир от вселенского Зла, он встречает девушку и влюбляется в неё. Эта встреча будет считаться ещё одной завязкой. Иными словами, вы открываете вторую сюжетную линию, где проходите снова все фазы от экспозиции до развязки. И если вы эту сюжетную линию оборвёте (вроде отношения завязались, но девушка дальше в книге так и не появилась), то грош вам цена как литератору.

Или бывает так. Главный герой с кем-то встретился, красиво подрался на мечах, но ничего не приобрел и не потерял, словом, описали вы этот эпизод ради эффектной сцены. Это означает, что ваша новая завязка – пустышка, заброшенный крючок ничего не поймал, вы просто одурачили читателя. А читатель этого не любит!

Итак, главное: все представленные завязки должны иметь своё продолжение и оканчиваться развязкой.

Однако мы забыли про нашего «Колобка». В сказочке всего одна сюжетная линия, поэтому на этом примере легко разобраться с литературными канонами. Так где там завязка? Думаю, вы уже догадались.

«Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.»

3. Развитие действия по восходящей.

Вот здесь, дорогие друзья, и начинается самый что ни на есть полёт фантазии, и именно в этой стадии вас может посетить её величество Муза.

Из банальной завязки (если вы не блеснули оригинальностью и не придумали чего-то необычного) начинается «лепка» самого сюжета. И от того как вы сумеете обыграть действие, зависит коэффициент гениальности вашего произведения. Вы можете «слепить нетленку», а можете – очередную банальную пустышку, коих тысячи пылится на полках книжных магазинов.

Ну что ж, постараемся уйти от штампов?

Итак, обратимся к главному герою. В экспозиции вы его объявили, в завязке «пустили в плавание» по волнам своей фантазии, а теперь самое главное – удержать интерес к нему. Каким он должен быть, главный герой?

Но сначала посмотрим, каким он НЕ должен быть.

Итак, предположим, ваш основной персонаж спасает мир от вселенского Зла. И всё-то у него получается, все его любят и восхищаются им. Если он маг или чародей – то самый могущественный, если воин – то самый смелый и сильный (разумеется, непобедимый). Немощным – помогает, врагов – легко убивает, а в заключении, с оттенком усталой обречённости (а возможно, с пафосом) – спасает мир. Да и что для него спасти мир? Раз плюнуть. Его фразы высокопарны и назидательны. Действия – театральны. Как он бьётся на мечах! Одно загляденье! Девушки от него без ума, враги – трепещут. Ну что, читали о таком?

Таким же театрально-убогим может выглядеть и отрицательный персонаж. Это злобный карлик с отвратительной внешностью или мерзкий урод, способный превращаться в не менее отвратительных тварей. Ему чуждо всё человеческое, он глуп и жаден, корыстен и жесток. Никто не любит его, все боятся и ждут, что вот придёт герой и повергнет ненавистного и мерзкого негодяя.

Дальше – больше. Друзья таких персонажей под стать самим противоборствующим героям. Они «прозрачны» в своих действиях, как маковая роса. Понятно сразу от кого ждать подвоха, а кто в нужный момент придёт на выручку.

И что же получается? Имея «на руках» таких «картонных» персонажей, всё действие сводится, как правило, к «мочилово-рубилово», беготне туда-сюда и, как следствие, к предсказуемому финалу.

Вот и выходит, что читатель, закрыв последнюю страницу, остался в большом недоумении. Что хотел сказать автор? Зачем написал книгу? Что за идею хотел донести до читателя?
Грустно? Ещё бы!

А вот теперь настало время поговорить о том, какими свойствами можно наделить героев книги (положительных и отрицательных персонажей, второстепенных и главных), чтобы они выглядели живыми и интересными читателю.

Прежде всего, у каждого персонажа должны быть свои цели и интересы. И эти цели и интересы не всегда должны совпадать с интересами главных героев. Может статься, что верный друг вдруг оказывается врагом. Герой от него ждёт помощи, а он в самый ответственный момент втыкает нож в спину (образно, конечно).

Почему так получилось? Оказывается где-то в середине пути, их цели разошлись. Вот вам и «крутой поворот» в сюжете. Возможно и наоборот. Враг становится другом.

Идём дальше. Представим, что главный персонаж, вначале заявленный как герой, неожиданно начинает проявлять негероические качества, возможно, даже идёт на сделку со своей совестью. Тоже любопытный вариант. В противовес положительному персонажу злодей может проявить вполне человеческие черты: оказывается, антигерой способен любить, или его, негодяя и жестокого убийцу, полюбила прекрасная чистая дева. Можно пойти вообще на перестановку ролей. Из героев сделать злодеев (фабула: за благими поступками таятся отнюдь не благие намерения), а из злодеев – героев. И такое случается в литературе.

Главное правильно обыграть ситуацию, держать интригу до конца. Не забывайте, что у каждого героя может быть свой «скелет в шкафу». Все эти перипетии делают рассказ более напряжённым, а сюжетную линию – непредсказуемой.

И ещё. Хотите сделать героя интересным? Ставьте перед ним выбор. Между долгом и любовью, Родиной и семьёй, другом и любимой… Герой должен не только спасать мир и приносить себя в жертву ради человечества, но и сомневаться, совершать ошибки, бояться, в конце концов – словом, вести себя как живой человек.

Однажды Лев Толстой сказал: «Среди моих персонажей есть замечательные люди». Понимаете? Толстой проживал жизнь своих персонажей. Он старался сделать их живыми, настоящими.

Ну что ж, о героях мы поговорили. Теперь поговорим о мире, в котором они существуют и действуют. Это своего рода декорации, которые должны быть выписаны не менее интересно, чем сами персонажи. И дело тут не только в пейзажных описаниях (хотя это тоже немаловажно), но и в политическом состоянии вашего «мира», если можно так сказать.

Возьмём, к примеру, тему со вселенским Злом. Пока ваши персонажи действуют, решая свои личные проблемы, на заднем плане зреет глобальный конфликт. И этот конфликт вы должны описать мастерски, с каждым разом всё сильнее и сильнее нагнетая атмосферу. Разумеется, впоследствии герои станут участниками этого конфликта и сыграют в нём решающую роль.

Возьмём, к примеру, сказку о Змее Горыныче. Почему я строю свои примеры на сказках? Да потому что их все читали, все знают и, поверьте мне, именно из сказок (преданий, легенд) выросла вся мировая литература. К тому же сказки выстроены строго по классической схеме, потому и не забыли их до сих пор, читают и перечитывают.

Итак, о Змее Горыныче. Пока герой пашет землю и лежит на печке – словом, занимается своими личными делами, Горыныч ворует людей, сжигает посевы. Жители голодают, матери вне себя от горя. Вот вам зреющий конфликт на заднем плане.

В точке апогея доходит до того, что Горыныч крадёт царскую дочь (или в другом варианте: царская дочь – последняя молодая девица, оставшаяся в королевстве, остальных Горыныч уже утащил). И посмотрите, как мастерски описывают этот конфликт сказочники! Даже взрослые, не говоря уже о детях, переживают, хотя прекрасно понимают, что это всего лишь сказка.

Другой вариант. На заднем плане может и не зреть никакого конфликта. Наоборот. Тишь, гладь, да божья благодать. Только вот приходит ваш герой и рушит эту благодать, возможно, сам того не желая. Здесь можно привести пример приключения Аргонавтов, когда главный герой Язон отправляется за Золотым Руном. Приплыл Язон в Колхиду, хитростью забрал руно, да ещё и царскую дочь прихватил.

Однако мы забыли о нашем «Колобке». Где здесь развитие действия по восходящей? Пожалуйста, вот оно:

«Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

- Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою,- сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешок, Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел!. Катится колобок, а навстречу ему волк:
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только волк его и видел!.. Катится колобок, а навстречу ему медведь:
- Колобок, колобок! Я тебя съем.
- Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я по коробу скребен. По сусеку метен. На сметане мешон. Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился; только медведь его и видел!..»

Нагнетание атмосферы налицо. Колобок всё больше и больше рискует быть съеденным.

И вот тут мы переходим к следующей части – кульминации.

4. Кульминация.

Кульминация – это высшая точка конфликта.
Здесь всё просто. Встречаются два противоборствующих персонажа, между ними должен произойти решающий «бой». Это может быть действительно битва (на мечах, на кулаках, любым другим оружием; как вариант, одна армия против другой), а может быть и совершенно другое разрешение конфликта. Всё зависит от жанра.

Например, раскрывается важная тайна, открывающая глаза герою. Или главный персонаж наконец-то находит то, что искал и из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор (магический предмет, древний артефакт). Или происходит глобальная катастрофа, как в «Титанике» – корабль начинает тонуть. И прочие варианты разыгрываемой интриги.

Теперь посмотрим какая кульминация у нас в «Колобке».

«Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький! А колобок запел:
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, и подавно уйду!
- Какая славная песенка! - сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок погромче.
Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.
- Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, - сказала лиса и высунула свой язык».

Итак, как вы поняли, в кульминации действие достигает наивысшего напряжения. Чем всё закончится читателю неизвестно. Кто победит – не ясно.

И вот теперь, наконец, мы подходим к самому концу: действие по нисходящей – развязка – финал.

5. Действие по нисходящей.

Здесь мы описываем перипетии решающей «битвы». Мастерство автора заключается в том, чтобы как можно дольше удержать читателя в напряжении. Один из часто встречающихся приёмов, к примеру, в сюжете битвы со вселенским Злом – это неожиданная смена преимуществ.

Во время боя может произойти что-то непредвиденное, и удача вдруг покидает героя (из рук выбивают меч, вмешивается кто-то третий и т.п.). В случае с «Титаником» - герой мечется, пытается спасти любимую девушку, паника на корабле. Или, как в приключениях Индианы Джонса, искатель древнего артефакта берёт в руки заветный предмет и тут начинается… землетрясение, град камней, потоп – словом, набор излюбленных древних ловушек, расставленных для расхитителей гробниц.

В общем, если вам удастся красочно описать действие после кульминационного эпизода, это большой плюс.

Но осторожно! Действие по нисходящей не должно быть затянуто. Никаких длинных монологов, диалогов, описаний и т.д. Всё очень динамично, без лишнего «словоблудия». Иначе, к развязке читатель просто устанет. Однако и «комкать» действие по нисходящей тоже плохо. Вы не добьётесь эффекта наивысшего напряжения. Надо очень чётко чувствовать баланс.

Случается и так, что действия по нисходящей может и не быть вовсе. За кульминацией может следовать сразу развязка или даже финал. Как в сказке о «Колобке»:

«колобок прыг ей на язык, а лиса -ам его! - и скушала»

Ну, это, скажем, самое простое разрешение конфликта. Обычно писатели всё же предпочитают пройти все стадии сюжетной схемы, и применять действие по нисходящей. Судите сами. Если бы в сказке о «Колобке» посмаковали решающий конфликт между лисой и Колобком (лиса чувствовала, как вкусен колобок, у неё уже текла слюна, а в это время самому Колобку вдруг пришла в голову мысль: «А не лучше бы спрыгнуть?» Однако он всё думал и думал…), это было бы гораздо напряжённее, правда, дети вряд ли оценили бы такое излишество, ведь конец-то печальный.

Итак, вы поняли, что действие по нисходящей, не такой уж и лишний элемент в классической схеме. Здесь обыгрывается сама кульминация, удерживая читателя в напряжении.

Теперь переходим к самому интересному – развязке.

6. Развязка.

Развязка – это событие, исчерпывающее конфликт. Иными словами, чем закончился решающий «бой». Герой победил или проиграл. Артефакт перешёл в руки того, кто так долго его искал или, наоборот, не достался бедному герою и вообще не достался никому. Терпящий бедствие корабль идёт ко дну, все погибли или не все, а только некоторые, или вообще все спаслись, да и корабль неожиданным образом перестал тонуть (залатали пробоину и т.д.). Вариантов множество. Что автор пожелает, то и будет.

Бывает и так, что конфликт остаётся неразрешимым. Например, как в некоторых детективах. Убийцу вычислили, а улик против него нет, а значит, он будет гулять на свободе. Или получили-таки древний артефакт, но он оказался фальшивкой. Тут, скажем прямо, у читателя наступает некоторое разочарование. Но, может быть, этого и добивался автор? Неразрешимый конфликт не всегда плох. Читатель думает над предложенной темой, в его голове созревают возможные варианты разрешения этого конфликта.

Также развязка может быть и незавершённой. Иными словами, открытый финал. Герой сейчас победил, но зло осталось. Это обычно делают в сериалах, где подразумевается продолжение.

Однако мы с вами говорим о вполне самостоятельном произведении, поэтому переходим к финалу.

7. Финал.

Здесь всё зависит от фантазии автора и от идеи. Финал может быть со счастливым концом, трагическим или смешанным. Например, герой спас страну от надвигающегося апокалипсиса, но сам погиб.

Но самое главное – какой бы ни был финал, он обязательно должен нести смысловую нагрузку. Что хотел сказать автор читателю? Зло всегда победит добро? Или, как ни крути, а зло не победишь до конца? Иными словами, в финале кроется ключевая идея автора, собственно, ответ на вопрос: зачем он написал сие произведение.

Правда, порой писатели не дают определённого ответа, оставляя «пространство» для второго и даже третьего смысла. Дескать, догадайся сам, к чему такой конец, а, может быть, это и не конец вовсе. Особенно это любят делать в кино. Например, Тарковский в своём «Солярисе» не даёт однозначного ответа. Финал-то есть, но, многозначный для зрителя. И это тоже позиция автора.

Подведя итог, хочется сказать о том, что плох тот роман, где автор лишь описывает приключения героя и не заставляет читателя размышлять. Как говорится, приключения интересны и увлекательны, но ничем не заканчиваются. Идеи нет, один голый экшен. Такого автора не интересуют духовные переживания героя, его произведение не несёт никакой смысловой нагрузки. Книга на один день. Прочитал и забыл. Настоящий же писатель в душе непременно хочет, чтобы его произведение запомнили и перечитывали.

Ну что ж, мы с вами рассмотрели классическую схему литературного произведения. Теперь, если вы не потеряли интерес, попробуем сочинить по этой схеме нечто своё, оригинальное и увлекательное.

Желаю успехов!

МЕНЯЕМ ПОЛ ПЕРСОНАЖА: На примере истории из нашего с вами младенчества «Колобок».

Если вы думаете, что придумать новый, ни на что не похожий, способный взорвать издательский и читательский миры сюжет невероятно сложно, то запомните раз и навсегда: вы глубоко и бесповоротно заблуждаетесь. Множество, если не миллионы тем, стоят, в буквальном смысле этого слова, на ваших книжных полках. Достаточно протянуть руку и... «чудо» произойдет.

Скажу сразу: потрясающий пример данной технологии по смене сюжета представляет всем нам полюбившийся мультфильм «Смешарики». Умные ребята взяли Колобка, размножили его, сказав:

«Ты будешь Мишкой, ты – Зайкой, Ты – Хрюшкой... » – и получили настолько прекрасный в коммерческом и художественном плане проект, что уверяю вас: пройдет еще лет десять, как минимум, прежде чем мы услышим, что они решили снять последнюю серию. А пока... А пока они делают деньги, а мы пассажирами застрявшей на обочине «Антилопы» печально смотрим им в след, думая, что для нас подобных чудес уже не осталось...

Композиция – это расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника

Композиция - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений. Важнейший аспект композиции – последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации. В литературе XIX–XX веков заметна склонность к усложненному построению, требующему пристального читательского внимания. Таковы произведения Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, Л.М. Леонова и ряда других писателей.

Выразительные средства композиции

· Повтор

Повтор является важным качеством речи . Повтор задаёт в речи ритм . Повтор прозаических произведений отличается от повтора в поэтических. Это отличие лежит в рамках выяснения природы прозаической и поэтической речи (см также Поэзия и проза). Для поэтической речи важны такие повторы, которые неважны в прозаической. Повторы бывают разных уровней литературного произведения:

Виды повторов

  1. Лингвистический уровень литературного произведения:
    • Фонетические
    • Морфологические
    • Синтаксические
  2. Предметно-образный уровень литературного произведения:
  3. Персонажный уровень литературного произведения.
  4. Сюжетно-композиционный уровень литературного произведения.

Подвиды повтора

  1. Буквальный повтор
  2. Вариативный повтор

· Мотив

· Детализация изображаемого, суммирующее обозначение. Умолчание

· Субъективная организация: "Точка зрения"

· Сопоставление и противопоставление

· Монтаж

· Временная организация текста

Сюжетно-композиционный центр произведения составляют главные действующие лица или
предметы. Остальные элементы и части произведения подчиняются ему и служат более
выразительному выявлению идейного содержания.

  • (от фр. subjet - «предмет») -- ряд событий,происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации. Сюжет - основа формы произведения.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

  • – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.

это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора.

развитие действия - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются. Важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек.

кульминация (от лат. culmen, род. пад. culminis - вершина) -момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов.

Развязка- разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Обычно дается в конце произведения, но может быть и в начале ("Гадюка" А.Н. Толстого); может также объединяться с кульминацией. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама