THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В Эрмитаже очередь, люди идут смотреть на Яна Фабра.

Только ленивый в эти дни не сходил в Эрмитаж, который подготовил столько выставок к культурному форуму в декабре 2016, что хватило бы и на год. Но большинство идет на скандальную выставку бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния - воин красоты".

Я "зацепила" несколько работ художника, когда ходила смотреть на "Географа" Вермеера Делфтского. Поскольку фотоаппарат был в руках, а работы Яна Фабра разрешено фотографировать, в отличие от других временных выставок, появились фотографии, которыми я и делюсь.
В Интернете, в периодике, и даже по радио об этой нашумевшей и раздражающей акции Эрмитажа сказано достаточно. Эрмитаж подготовил цикл лекций, просвещающих население относительно ценности современного искусства в лице Яна Фабра.

О самом художнике написано много лестного в СМИ: он и самый известный, и знаменитый, и выставки в самых крупных музеях мира. Его дедушка был знаменитым энтомологом, наверняка отсюда идет любовь художника к натуральным материалам естественного происхождения: а это чучела животных, их шерсть и перья, крылья насекомых и т.д. Все это он использует как материал для своего творчества.

А мы смотрим фотографии. Их немного, так как работы художника находятся в разных залах, и мне попалось на глаза всего лишь несколько.

В залах с, так и хочется сказать "традиционным" искусством, работы Яна Фабра замечаешь сразу, они намеренно выставлены так, чтобы бросаются в глаза, не аккомпанируя старым мастерам, а "перекрикивая" их визгливым цветом.

Вот такие сине-зеленые переливающиеся картины выполнены из крыльев жуков-златок. Их много.

Тут же стоят скульптурные группы, наверное так это надо назвать. Если бы такая работа была представлена в зоологическом музее, никому бы не пришло в голову считать это искусством.

Этикетка к работе: "Верность и повторение смерти". Бельгия, 2016. Пластиковый скелет собаки, панцири златки, чучело попугая, металлическая проволока, металлический каркас.

Пояснительный текст к экспонату:
"Собака - символ верности, искренности и послушания - присутствует на многих полотнах постоянной экспозиции зала. Представленные здесь работы Фабра обращены к этому образу. Восемь зеленых мозаик с изображениями собак, окруженных предметами vanitas (черепа, кости, часы), помещены среди четырех выбранных Фабром картин из коллекции музея: "Адам и Ева" Хендрика Гольциуса, "Бобовый король" и "Пир Клеопатры" Якоба Йорданса, "Кефал и Прокрида" Теодора Ромбаутса.

По мнению Фабра, в них нарушается внутреннее психологическое равновесие, приводящее к трансгрессии, которую художник понимает как некий акт излишества, влекущий за собой опыт греха, предательства и обмана. Соотнесенная с ним тема vanitas отражает здесь не только несовершенство мира и его скоротечность, но и идею наказания, связанную с чувством вины. Две скульптуры Фабра, созданные специально для выставки, представляют собой украшенные надкрылья златок и скелеты собак с попугаями в пастях - символ "укуса смерти", который неизбежно прерывает полноту жизни. Переливчатый блеск златок уже в XIX веке привлекал ювелиров и костюмеров Европы, куда мода пришла из Индии. Там крылья златок на протяжении многих веков используют как для украшения церемониальной одежды и тюрбанов, так и при создании картин. Зеленый цвет, по мысли Фабра, сочетается с зелеными тонами пейзажей в картинах зала и символизирует верность, присущую собаке."

В узком коридоре висят другие шедевры художника: надписи, сделанные шариковой ручкой на ткани. Табличка поясняет: "Из серии 29 рисунков "Ткань-BIC". 1978-2006. Ткань, чернила BIC.
Любуемся, осознаем, проникаемся, идем дальше.

""Человек с пером и птенцами орла". Бельгия, 1986. Бумага, шариковая ручка BIC. Частная коллекция.

Это фрагмент большой работы художника, созданной той же шариковой ручкой BIC. Ее уже, кстати, назвали "нетрадиционным" инструментом для искусства, как же, сам Ян Фабр ею рисует! А до этого он рисовал собственной кровью. Так, глядишь, и карандаш станет экзотикой, если его возьмет в руки знаменитость.

Но, конечно, это все были "цветочки", а от произведения, созданные с использованием перьев и чучел животных - это действительно шокирует.


Название этой инсталляции (а какое слово тут еще применишь? Выставка фрагментов чучел сов со стеклянными человеческими глазами?) - "Обезглавленные вестники смерти". Бельгия, 2006. Гипс, стеклянные глаза, перья, льняная скатерть. Коллекция КУКО.

Настоящие перья совы и стеклянные глаза человека - да еще и полный эффект отрубленной головы. Бррр. Чтобы там ни говорили именитые искусствоведы о ценности диалога между современным искусством и искусством прошлого, а выглядит это жутковато. Детям лучше не показывать.

Текст поясняет замысел художника, а то ведь не ясно, что он имел ввиду! И это - не ирония, правда не ясно. Кто все понял без подсказки? А кто не понял и с подсказкой в виде текста?
Вот он, читаем: "Совы - герои инсталляции "Обезглавленные вестники смерти" (2006), обустроенной наподобие алтаря, - устремили свой холодный взгляд на зрителя, своим молчаливым и торжественным присутствием напоминая о пограничном существовании в стадии посмертного бытия, о переходе от жизни к смерти. Это послание усиливается зимними пейзажами Гейсбрехта Лейтенса (1586-1656) из собрания Эрмитажа, которые размещены по сторонам композиции.

В средневековой Фландрии сова считалась вестником смерти и несчастья. Ее связывали с рядом смертных грехов: ленью, обжорством, похотью. В то же время сова, беспомощная днем, пробуждаясь в ночи, прозревает невидимое, а ее одиночество отвечает меланхолическом характеру - признаку тонкого интеллекта. Но это и символ скромности: ее неподвижность и молчание свидетельствуют об отсутствии гордыни.

Экспозиция, состоящая из изображений пернатых, напоминает некую птичью клетку. По задумке Ффабра, эта параллель отсылает нас к истории Висячего сада, где по сей день сохранились голубятни Екатерины II, и к истории самого музея: ведь именно картинные галереи вдоль сада положили начало эрмитажному собранию. Особый синий цвет рисунков апеллирует к "синему часу" - моменту в природе, когда ночные существа уже засыпают, а дневные ще не успели пробудиться: это мистическое время, когда на границах жизни и смерти сливаются различные энергии.

В предыдущем сюжете , я цитировала слова Юрия Нагибина о том, что каждый открывает в общем-то любое произведение искусства своим ключом. Мне это суждение кажется верным. Я думаю, что художники, вероятно, стремятся не только бездумно "выделиться" и прославиться, но еще и быть понятыми. И для того, чтобы быть понятым, собственно и творят. Произведение искусства - это всегда послание к зрителю и его надо сделать так, чтобы люди восприняли это послание само по себе, без сопровождающих текстов, лекций, радиопередач и кинопоказов. Искусство Яна Фабра непонятно. Возможно, оно обращено к людям будущего, возможно, художник опередил свое время. Я рискну прослыть несовременным человеком и даже показать свою профнепригодность, но выскажу свое мнение: работы Яна Фабра вызывают у меня недоумение, смешанное с отвращением.

На днях я снова собираюсь в Эрмитаж, на этот раз в здание Главного Штаба. Боюсь случайно встретить за поворотом шедевры Яна Фабра.

Он и художник, и скульптор, и сценарист, и даже режиссёр театра. Фабр родился в Бельгии в 1958 году и сейчас считается одним из важных современных художников. Свои работы в области изобразительного искусства он делает из рисунков, фильмов и инсталляций. За такую сборную солянку его и ценят.

Зачем он выставляет в Эрмитаже чучела животных?

Собаки и кошки в инсталляциях Фабра - бездомные животные, погибшие на дорогах. По мнению художника, он таким образом даёт им новую жизнь в искусстве и побеждает смерть. Фабр считает, что сегодня отношение человека к животным потребительское: кошек и собак часто оставляют на дачах или выгоняют из дома. И Фабр хочет показать, что нельзя избавляться от животного, если оно заболело или состарилось. А также художник считает, что, если он демонстрирует чучела попугаев в пасти собачьих скелетов и подвешивает за шкирку чучела кошек, то публика подольше задерживается в залах.

- Почему он не использует искусственные материалы вместо чучел?

По словам Фабра, для него очень важна чувственная составляющая. На все претензии он вспоминает, что фламандские художники для изготовления красок использовали кровь и измельчённые человеческие кости.

- И Эрмитаж разрешил ему показывать ТАКОЕ?

– Ага. И, кстати, проектов, подобных по масштабу, в Эрмитаже до сих пор не удостаивался ни один современный автор. В музее настаивают, что выставку Фабра следует воспринимать как особую форму диалога с наследием Рубенса и Ван Дейка. Чучела как раз соседствуют с их полотнами и напоминают, что художник никому не причинил вреда.

- Общественность-то возмутилась! Выставку закроют?

Да, в Эрмитаж стали поступать многочисленные жалобы, в том числе и от зоозащитников. Посетители музея не поленились оставить в книге отзывов: "На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стёкла с соответствующим звучанием. Собака подвешена за кожу на крюках. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной Северной столицы садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках".

В Сети негодующие люди пишут свои мнения об эпатажной выставке под хештегом #позорэрмитажу. Но не у всех получается правдоподобно играть в зоозащитников:

В свою очередь, руководство Эрмитажа заявило, что не намерено закрывать выставку и продлится она до апреля 2017 года.

- Это только нам так повезло или другие музеи мира тоже выставляли его работы?

Восемь лет назад у Фабра была выставка в Лувре. В зале парадных портретов он разложил надгробные плиты, среди которых ползал гигантский червяк с человеческой головой. В другом зале его экспонатами стали железная кровать и гроб, инкрустированные жуками-златками. К слову, были там и чучела животных.

- Какими ещё выкрутасами он знаменит?

Ну, например, в 1978 году он написал серию картин собственной кровью "Моё тело, моя кровь, мой пейзаж", при этом устроив из создания картин перформанс. В следующем году Фабр снова обратил на себя внимание перформансом "Деньги". Он собрал у посетителей выставки бумажные банкноты, после чего начал их мять, резать, ходить по ним ногами и всё в таком же духе. В конце перформанса он сжёг купюры и написал слово Money, используя пепел.

21 октября в Эрмитаже открылась выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Один из крупнейших мастеров современного европейского искусства бельгийский художник Ян Фабр представил в Эрмитаже двести тридцать работ: графику, скульптуру, инсталляции, фильмы. Выставка вызвала неоднозначную реакцию у посетителей музея, что говорит о безусловном интересе петербургской аудитории к творческим высказываниям автора. В Эрмитаж поступают письма от посетителей музея с критикой произведений Фабра и просьбой убрать некоторые работы художника из экспозиции. Мы подготовили ответы на наиболее часто задаваемые нам вопросы.

– Почему Фабр экспонируется не только в Главном штабе, который зрители уже привыкли ассоциировать с современным искусством, но также и в Главном музейном комплексе?

Действительно, работы Фабра . Идея представить Фабра в Эрмитаже – в диалоге с фламандскими мастерами XVII века, возникла семь лет назад, когда директор музея, Михаил Борисович Пиотровский, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом Современного искусства, побывали на выставке Яна Фабра в Лувре, где инсталляция художника соседствовала с шедеврами Рубенса. По словам куратора проекта Д. Озеркова, «это не вторжение. Фабр, современный художник, приходит в наш музей не для того, чтобы с ним соперничать, а чтобы преклонить колено перед старыми мастерами, перед красотой. Эта выставка не про Фабра, она про энергии Эрмитажа в его четырех контекстах: живопись старых мастеров, история зданий, колыбель революции и место, где жили цари» (The Art Newspaper Russia).

Фотография Александра Лаврентьева

Мерцающие зеленые композиции бельгийца, созданные в жанре vanitas vanitatum (суета сует) на мотив memento mori (помни о смерти), внедряются в стены Нового Эрмитажа (Зал фламандской и голландской живописи). Ян Фабр – тонкий колорист. В Двенадцатиколонном зале он работает в цветах серого мрамора и декоративной позолоты. Его драгоценные изумрудные панно напоминают зрителю об эрмитажных малахитовых чашах и столешницах, о декоре Малахитовой гостиной Зимнего дворца.


Фотография Кирилла Иконникова

Его рисунки ручкой "Bic" близки к лазуриту ваз Больших просветов Нового Эрмитажа.

Лаконичные и строгие рельефы Фабра с «королевами» соседствуют с парадными портретами английской знати и придворных дам кисти Антониса ван Дейка.

Удачно соседство Фабра с «Лавками» Снейдерса, современный художник не цитирует фламандского мастера, а лишь осторожно добавляет мотив черепа – очевидный для историка искусства смысл: тему тщеты и суеты бытия.


Фотография Валерия Зубарова

Сам Фабр на встрече с петербуржцами в Атриуме Главного штаба рассказал о том, что его работы в залах искусства Фландрии призваны заставить зрителей «остановиться, уделить время искусству». «Посетители проходят мимо Рубенса, как мимо витрин большого магазина, они не смотрят на детали», – говорит художник.

– Обращаюсь ко всем службам Государственного Эрмитажа! Как зоозащитник и волонтер я считаю недопустимым для выставления напоказ всем возрастным категориям и губительным для детской психики чучело собаки на крюках! Выставка Яна Фабра – это бескультурье. Особенно это безнравственно в свете огромного отклика на случаи живодерства в Хабаровске. Пожалуйста, уберите из экспозиции чучела животных!

Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть. «Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мертвый пес в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака».

Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания.

Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним.

Зачастую мы любим не животных, а свою любовь к ним. Называя их нашими меньшими братьями, мы часто не понимаем, насколько жестоко относимся к ним. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Против этого выступает Ян Фабр. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества – в укор человеческой жестокости.

– Почему Фабр не мог использовать искусственные материалы вместо чучел животных? Современные технологии позволяют делать их совершенно неотличимыми от настоящих.

«Почему мрамор, а не пластик?», – спрашивает Фабр, отвечая на этот вопрос на встрече в Главном штабе. «Мрамор – это традиция, Микеланджело, это тактильно другой материал. Материал – это и есть содержание». Этот тезис Фабра можно сопоставить с мыслью русских формалистов о единстве формы и содержания.

Для Яна Фабра очень важны «эротические отношения с материалом», чувственная составляющая. Он вспоминает о том, что фламандские художники были алхимиками, для изготовления красок они использовали кровь и измельченные человеческие кости. Художник рассматривает тело как «удивительную лабораторию и поле битвы». Для него тело – это «нечто прекрасное и очень мощное, но при этом уязвимое». Создавая своих монахов для инсталляции «Умбракулум», Фабр использует кости – полые, «духовные тела» его персонажей имеют «внешний скелет», их нельзя ранить, они находятся под защитой.


Фотография Валерия Зубарова

– Чучелам не место в Эрмитаже, они должны находиться в Зоологическом музее.

В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлены кони из Царскосельского Арсенала Николая I (это конские шкуры, натянутые на деревянную основу). В Зимнем дворце Петра I (Конторке Петра Великого) экспонируется чучело собаки, это левретка, одна из любимиц императора. Их нахождение в Эрмитаже не кажется посетителям странным или провокационным, не вызывает страха и возмущения.


Фотография Валерия Зубарова

Художник использует те или иные средства, исходя из принципа внутренней необходимости и собственной сверхзадачи. Для восприятия современного искусства недостаточно беглого взгляда, оно требует (от каждого из нас) внутренней работы и духовного усилия. Это усилие бывает связано с преодолением стереотипов, предубеждений, страха, идеологических и психологических клише, религиозных установок. Оно требует отваги и терпения, заставляет нас расширять границы нашего восприятия. Современное искусство – это то, к чему нельзя быть полностью готовым. Сам Фабр говорит, что его работы «связаны с поиском примирения и любовью. Любовь – это поиск интенсивного диалога и вежливости».


Фотография Валерия Зубарова

Текст: Цибуля Александра, Дмитрий Озерков

Предлагаем Вам также познакомиться со следующими материалами:

«Наша цель достигнута, люди говорят о защите животных»: Дмитрий Озерков - о скандале вокруг чучел на выставке в Эрмитаже (Бумага)

Несмотря на протесты зоозащитников, музей не намерен демонтировать экспозицию

Выставка бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния – воин красоты", которая несколько дней назад открылась в Эрмитаже, вызвала волну негодования в социальных сетях. Разгневанные интернет-пользователи запустили хэштег #позорэрмитажу, а руководству государственного музея пришлось давать объяснения.

Выставка Яна Фабра разместилась не только в Главном штабе Эрмитажа, где обычно выставляют современное искусство, но и в Зимнем дворце. Подвешенные на крюках чучела собак, кошек и кроликов были выставлены на фоне полотен фламандских художников XVII века. Эту идею кураторы позаимствовали в Лувре, где инсталляция бельгийца соседствовала с шедеврами Рубенса.

Некоторые неподготовленные посетители были шокированы работами Фабра. Особенно сильно петербуржцев и гостей Северной столицы возмутили работы "Протест мертвых бездомных котов" и "Карнавал мертвых дворняг". Одна из посетительниц экспозиции рассказала, что когда она с семьей увидела чучела животных, то ужаснулась.

"Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас.... не спали всю ночь...., у детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках", – поделилась своими впечатлениями она.

На фоне резонансного случая с хабаровскими живодерками подобную выставку многие сочли неуместной. "Вся Россия борется с живодерами, такой тяжелый момент для всех нас, Эрмитаж плюет прямо нам в лицо открывая выставку Яна Фабра под названием "карнавал мертвых бродяг"! Где трупы животных распяты, подвешены на крюках, кошки, кролики, собаки с праздничными колпаками на голове! Куда мы катимся, если ЭТО теперь называют искусством?! Нет слов", – написала одна из пользователей сети.

Несмотря на протесты зоозащитников и претензии посетителей, в Эрмитаже не собираются демонтировать инсталляции бельгийского художника. "Мы не считаем, что эта выставка как-то нарушает права животных или тех, кто их любит, а с точностью до наоборот", - сообщил радиостанции "Говорит Москва" руководитель отдела современного искусства музея Дмитрий Озерков.

"Сам Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть", - говорится в сообщении на сайте Эрмитажа.

Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты November 27th, 2016

Мне очень понравилось!
Скажу сразу, я не искусствовед и не любитель постмодернизма.
Но в последние дни градус общественного негодования достиг маразма пика.
Как известно, если сам великий искусствовед современности Милонов назвал выставку в Государственном Эрмитаже "плевком в душу российскому народу", при этом, по старой традиции, борец за нравственность экспозицию не посещал, то надо обязательно идти! Заодно хотелось выяснить, что такое "российский народ", но это вторично.
На самом деле, решающим толчком явился отзыв мамы: иди пока не закрыли выставку, необычно, иногда страшно, заодно в Главном штабе побываешь наконец-то.

Итак, вот из-за этого экспоната разгорелся весь сыр-бор

Господя, и это "плевок в душу российскому народу"? По-моему плевок в лицо российским гражданам - это бесконечное вранье из телевизора и Госдумы, а это просто экспонат в музее.
Удивляет уровень образования в России. С Милоновым все понятно - благодаря старым-добрым приемчикам он достиг потолка своей карьеры - просиживание штанов в Госдуме. Но вот эта масса моих сограждан... Их чему учили в школе, чему воспитывали в семье? Неужели они не могут отличить чучело животного в музее, научно-образовательное вскрытие жирафа в зоопарке и говяжью вырезку в мясном отделе от действий больных на всю голову живодерок в Хабаровске? Обнаженные Венера в Лувре и Давид на улицах Флоренции и Петербурга - это не порнография, а искусство. Анатомия и физиология человека в целом, и половой системы организма в частности - это не развращение несовершеннолетних, а необходимые знания для молодых. Вот и получается, что сифилис в 17 лет - это "так получилось", а на картины Рубенса смотреть стыдно - "там же голые бабы и мужики".
А для идиотов, которые поставили тэг #позорЭрмитажу , нужно организовать принудительные экскурсии в лучший музей мира, и, для профилактики здоровья, в прекрасный Музей гигиены.


Эрмитаж накрыло волной негодования, причем с каждым новым пересказом в Интернете описание выставки усугублялось леденящими душу подробностями. И якобы трупами кошек и собак осквернили Зимний дворец (хотя инсталляция демонстрируется не там), и якобы на ней показывают распятую кошку (хотя на выставке нет такого экспоната), и «дети смотрят» (на выставке установлен возрастной ценз 16+).

Инстаграм заполнился хэштегом #позорЭрмитажу , который был использован уже более пяти с половиной тысяч раз. Одним из тех, кто «накрутил» нервы общественности (не без пользы для себя), стала певица Елена Ваенга. В лучших традициях высказывания «а у вас негров линчуют» она умудрилась в одном посте отбояриться от высказанных ей ранее претензий по поводу езды по встречной полосе задним ходом и натравить людей на Эрмитаж. Сработало: правонарушения певицы больше никого не интересуют!

Не обошлось и без Виталия Милонова. В интервью радиостанции «Говорит Москва», он назвал выставку «плевком в душу российскому народу», а попутно невольно обозначил свою позицию в споре Константина Райкина и Минкульта.

«Если мы скажем что-то против, вылезут сразу хранители русского искусства вроде Райкиных, и будут опять возмущаться, как единственные хранители высокого эстетического чувства, и будут жаловаться на нас», – сказал депутат теперь уже Государственной думы.

Экспонаты выставки он назвал «пошлятиной», «мерзостью» и «галиматьей», самого Яна Фабра – «бомжом от искусства» и «каким-то экспериментатором», а решение Эрмитажа о проведении выставки – «самодурством» и «полным идиотизмом».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский был вынужден объясняться. С присущей ему интеллигентностью он не стал прямо указывать посетителям на их невнимательность и даже сказал, что взбудоражить общественность – как раз и было целью Эрмитажа.

«Крик в защиту животных, действительно, правилен, и мы разбудили людей, заставили об этом говорить, – сказал он, встретившись в минувшую пятницу с журналистами на открытии выставки коллекции Захара Смушкина. – Ян Фабр рассказывает именно про то, что люди, которые на словах «любят животных», порой выбрасывают их на улицы, и тогда они погибают под колесами машин на дорогах. Фабр своим острым рассказом возбуждает общественное мнение и еще раз показывает, что искусство на самом деле очень сложно, а не так примитивно, как его понимают».

Пиотровский пообещал рассказать горожанам, какое количество чучел животных хранится во всех музеях мира, включая и мумии из египетских гробниц.

«В Эрмитаже есть чучела любимых собачек императоров, чучела любимых коней императоров – я не говорю о Кунсткамере и Зоологическом музее. Вспомните, какое количество животных изображено на картинах, и это все убитые животные. Мы только что показывали отреставрированную картину ван дер Хелста – страшное, только что освежеванное тело свиньи. Это разговор о Голландии того времени, и мы несколько раз пытались объяснять, сколько в этом разных смыслов».

При этом директор Эрмитажа напомнил, что вообще-то одна из примет Эрмитажа – это десятки кошек, живущих в его подвалах: о них заботятся, кормят их и проводят медицинские обследования – так что предъявлять музею обвинения в поддерживании живодерства – абсурдно и цинично.
http://www.fontanka.ru/2016/11/12/066/

"Карнавал мертвых дворняг", 2006, Бельгия, чучела животных, деревянный стол, бумага.

Основным приемом выставки Фабра является диалог "старого" и "нового".
На заднем фоне, за разноцветным серпантином


Повар у стола с дичью. Паувель (Пауль) де Вос, Якоб Иорданс. Фландрия, около 1670 года. Эрмитаж

В той же зале, на другой стороне
"Протест мертвых бездомных котов", 2007, Бельгия, чучела животных, деревянный стол, бумага.

За мишурой скрывается картина


Автопортрет. Катарина ван Хемессен, Нидерланды, 1548 год. Эрмитаж

Пояснение к инсталляциям

Инсталляции с котиками и собачками самые сильные и понятные.
Другие экспонаты более символичны.

Умбракулум, Бельгия, 2001 год, кость, металлический провод, алюминий, надкрылья златки.
(Умбракулум - церемониальный зонт, используется в религиозных процессиях.)

Оказывается, крылья жуков - прекрасный глубокий художественный материал.
Как и срезы костей

На заднем фоне - Воскресение Христа, Рубенс. Картину еще не сканировали, изображения нет. Эрмитаж сам только недавно узнал, что это Рубенс - .

Муха и Жук. Дедушка Яна Фабра был энтомологом, что объясняет наличие в творчестве Яна чучел животных, панцирей жуков и т.д.
Чтобы понять смысл, надо было смотреть фильм (я не смотрел, поэтому ничего не понял)

В пролете внутреннего двора - "Повешенный II"

Кабина - это "Дом ножниц", а полотно - "Дорога от Земли к звездам не вымощена"
Раскрашены шариковой ручкой.

Еще в большом зале была вот такая штука

Проблема постмодернизма в том, что никогда не догадаешься - это строительные леса для монтажа экспонатов или самостоятельный экспонат? К Фабру это не относится - его произведения настолько сложны, что сразу все понятно.

Подписи к этой штуке не нашел, а у бабушки-смотрительницы спросить постеснялся:(

Всем известны анекдотические случаи, когда уборщица подметала музейные залы, приговаривая "Вот народ пошел бескультурный! Набросали бумажек прямо в центре музея! А мне убирать за этими засранцами!" По итогу уборщица выкидывала в помойку экспонаты ультра-модных художников. Уверен, что художники-хулиганы только этого и добивались, процесс выкидывания был частью их плана. Впрочем, это слишком тонко для меня.

Статьи для самостоятельного факультативного ознакомления:
Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский о выставке Фабра и протестах против искусства: http://www.fontanka.ru/2016/11/14/129/
Ответы на наиболее популярные вопросы о чучелах животных: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/museum-blog/blog-post/fabr
Вторая половина выставки Фабра, в классической картинной галереи Зимнего дворца:



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама