THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


- великий композитор и знаменитый человек, жизнь которого была полна интересных, а подчас и трагических событий. О чём мечтал музыкант, смог ли воплотить в жизнь свои планы, как стал композитором? Отразилась ли личная жизнь на его творчестве? Об этом и других интересных фактах из жизни композитора мы и поговорим.
8 июня 1810 года в семье книгоиздателя появился на свет Роберт Александер Шуман, впоследствии ставший известным на весь мир композитором, музыкальным критиком. Семья обитала в немецком городке Цвиккау. Отец будущего музыканта был человеком достаточно обеспеченным, поэтому и образование желал дать сыну хорошее. Поначалу мальчик учился в местной гимназии. И уже с ранних лет проявил способности и стремление к музыке и литературному творчеству. В семилетнем возрасте начинает заниматься музыкой, играет на фортепиано.
Во время учёбы в гимназии сочиняет свои первые литературные произведения и становится организатором литературного кружка. А знакомство с творчеством писателя Ж. Поля сподвигнуло Шумана к написанию первого литературного произведения – романа. Но всё же музыка привлекала мальчика больше, и в десятилетнем возрасте Роберт пишет своё первое музыкальное произведение, которое и определило окончательно дальнейшую музыкальную судьбу Шумана. Поэтому он усердно занимается музыкой, берёт уроки игры на фортепиано, пишет песни и музыкальные зарисовки.
Окончив гимназию, в 1928г. юноша, по настоянию родителей, отправляется в Лейпцигский университет. Здесь он обучается на юриста. Но занятия музыкой всё так же привлекают юношу. И он продолжает брать уроки, но уже у нового учителя Ф. Вика, лучшего в то время фортепианного преподавателя. В 1829г. Роберт перевёлся на учёбу в университет г. Гельдейберга. Но и там, вместо изучения права, активно занимается музыкой. Он убеждает своих родителей в том, что юрист из него не получится, поскольку ему эта работа не интересна.
В 1830г. он вновь возвращается в Лейпциг, к своему преподавателю Ф.Вику. И во время одного из усердных фортепианных занятий Шуберт растягивает сухожилие. Травма была серьёзной, поэтому о карьере пианиста не могло быть и речи. Всё это заставило музыканта обратить своё внимание на стезю музыкального критики и композитора, чем он с успехом и занялся.


1834г. в жизни Шуберта ознаменовался открытием «Нового музыкального журнала» в г. Лейпциге. Молодой музыкант стал издателем журнала, а также и его главным автором. В этом издании находили поддержку все новые молодые музыканты, поскольку и Шуман был сторонником новых веяний в музыке и всячески поддерживал новаторские направления. Именно в это время и начался расцвет его творчества в качестве композитора. Все личные переживания по поводу неудавшейся карьеры пианиста отразились в музыкальных произведениях композитора. Но язык его произведений отличался от привычной в то время музыки. Его сочинения можно смело назвать психологическими. Но всё же слава к композитору, несмотря на непонимание многих музыкальных деятелей, пришла ещё при жизни.
В 1840г. Роберт Шуман женился на дочери своего музыкального учителя Ф. Вика, Кларе, которая была талантливой пианисткой. Под влиянием этого знаменательного события увидели свет такие сочинения композитора: «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта», «Мирты». Также Шуман известен и как автор симфонических произведений. Среди них есть симфонии, оратория « Рай и Пери», опера «Гановева» и др. Но счастливая жизнь композитора омрачалась ухудшающимся состоянием здоровья. В течение двух лет композитор находился на лечении в психиатрической клинике. Лечение особого результата не принесло и в 1856г. Р. Шуман скончался, оставив после себя богатое музыкальное наследие.

Родился 8 июня 1810 г. в немецком городе Цвиккау в семье книготорговца. С самого раннего возраста у юного Роберта проявился яркий талант и к музыке, и к литературе. Мальчик обучался игре на органе, импровизировал на фортепиано, первое свое произведение – Псалом для хора – создал в тринадцатилетнем возрасте, а в гимназии он делал большие успехи в изучении литературы. Несомненно, если бы его линия жизни ушла в эту сторону, то мы и здесь имели бы яркого и выдающегося филолога и литератора. Но музыка все же победила!

По настоянию матери юноша обучается юриспруденции в Лейпциге, затем в Гейдельберге, но это его совершенно не привлекает. Он мечтал стать пианистом, обучался у Фридриха Вика, но повредил пальцы. Недолго думая он начал писать музыку. Уже первые опубликованные произведения его – «Бабочки», «Вариации на тему Abegg» – характеризуют его как весьма самобытного композитора.

Шуман – признанный и несомненный романтик, благодаря которому сейчас в полной мере мы знаем это направление – романтизм. Натура композитора была целиком пронизана тонкостью и мечтательностью, он как будто всегда парил над землей и уходил в свои фантазии. Все противоречия окружающей реальности до предела обостряются в этой нервной и восприимчивой натуре, что приводит к уходу в свой внутренний мир. Даже фантастические образы в творчестве Шумана – это не фантастика легенд и преданий, как у многих других романтиков, а фантастика собственных видений. Пристальное внимание к каждому движению души обусловливает тяготение к жанру фортепианной миниатюры, и такие пьесы объединяются в циклы («Крейслериана», «Новелетты», «Ночные пьесы», «Лесные сцены»).

Но вместе с тем мир знает и другого Шумана – энергичного бунтаря. Его литературный талант тоже находит «точку приложения» – он издает «Новый музыкальный журнал». Его статьи приобретают разнообразные формы – диалоги, афоризмы, сцены – но все они воспевают истинное искусство, которому не свойственно ни слепое подражание, ни виртуозность как самоцель. Такое искусство Шуман видит в творениях венских классиков, Берлиоза, Паганини. Нередко он пишет свои публикации от имени вымышленных персонажей – Флорестана и Эвсебия. Это члены «Давидсбунда» («Давидова братства») – союза музыкантов, противопоставляющих себя филистерскому отношению к искусству. И пусть этот союз существовал лишь в воображении создателя – музыкальные портреты его членов включаются в фортепианные циклы «Давидсбундлеры» и «Карнавал». В число давидсбундлеров Шуман включает и Паганини, и , и – под именем Киарина – Клару Вик, дочь своего наставника, пианистку, начавшую исполнительскую карьеру в одиннадцать лет.

Привязанность к Кларе Вик Роберт ощутил уже тогда, когда она была ребенком. С годами чувство его выросло вместе с нею – но Фридрих Вик желал для своей дочери более состоятельного мужа. Борьба влюбленных за свое счастье растянулась на годы – чтобы препятствовать их встречам, отец планировал для девушки множество гастрольных поездок, запрещал переписываться с Робертом. Отчаявшийся Шуман был некоторое время обручен с другой – Эрнестиной фон Фрикен, тоже попавшей в число давидсбундлеров под именем Эстрелла, а название города, в котором она жила – Аш (Asch) – зашифровано в основной теме «Карнавала»… Но забыть Клару он не мог, в 1839 г. Шуман и Клара Вик обращаются в суд – и только таким способом им удалось добиться от Вика согласия на брак.

Свадьба состоялась в 1840 г. Примечательно, что в том году Шуманом написано множество песен на стихи Генриха Гейне, Роберта Бёрнса, Джорджа Гордона Байрона и иных поэтов. Это был брак не только счастливый, но и плодотворный в музыкальном отношении. Супруги объездили весь мир и выступали в прекрасном дуэте – он сочинял, а она играла его музыку, становясь первой исполнительницей многих произведений Роберта. До сих пор мир не знал подобных пар и не узнает, видимо, еще долго…

У Шуманов было восемь детей. В 1848 г. ко дню рождения старшей дочери композитор создает несколько фортепианных пьес. Позже появились и другие пьесы, объединенные в сборник под названием «Альбом для юношества». Сама идея создания легких фортепианных пьес для детского музицирования была не нова, но Шуман был первым, кто наполнил подобный сборник конкретными образами, близкими и понятными ребенку – «Смелый наездник», «Отзвуки театра», «Веселый крестьянин».

С 1844 г. Шуманы жили в Дрездене. Тогда же у композитора происходит обострение нервного расстройства, первые признаки которого возникли еще в 1833 г. Вернуться к сочинению музыки он смог только в 1846.

В 1850-е гг. Шуман создает довольно много произведений, среди которых – симфонии, камерные ансамбли, программные увертюры, преподает в Лейпцигской консерватории, выступает как дирижер, руководит хором в Дрездене, а затем в Дюссельдорфе.

С большим вниманием относился Шуман к молодым композиторам. Его последним публицистическим произведением становится статья «Новые пути», где он предсказывает большое будущее .

В 1854 г. после обострения душевного расстройства, приведшего к попытке самоубийства, Шуман попал в психиатрическую больницу и ушел из жизни 29 июля 1856 года.

Музыкальные Сезоны

Роберт Шуман – немецкий композитор, родился в 1810, умер в 1856. Несмотря на сильное желание посвятить себя музыке, Шуман после смерти отца по желанию матери, поступил (1828) в лейпцигский университет для изучения юридических наук. В 1829 он перешел в гейдельбергский университет; но как здесь, так и там занимался преимущественно музыкой, так что, наконец, мать его в 1830 дала согласие на то, чтобы сын её сделался профессиональным пианистом.

Портрет Роберта Шумана по дагерротипу 1850 г.

Вернувшись в Лейпциг, Шуман стал учиться под руководством пианиста Фр. Вика; но вскоре паралич одного из пальцев правой руки заставил его отказаться от карьеры виртуоза и он, посвятив себя исключительно композиторской деятельности, начал изучать композицию под руководством Дорна. В следующие годы Шуман написал несколько больших пьес для фортепиано и в то же время выступил, как писатель о музыке. В 1834 он основал журнал «Новая музыкальная газета», который редактировал до 1844. В своих статьях Шуман, с одной стороны, нападал на пустую виртуозность, с другой – ободрял молодых, одушевленных высшими стремлениями музыкантов.

Роберт Шуман. Лучшие произведения

В 1840 Шуман женился на дочери своего бывшего учителя, Кларе Вик и в то же время в его деятельности произошел поворот, так как он, писавший прежде только для фортепиано, стал писать и для пения, а также занялся инструментальной композицией. Когда была основана (1843) лейпцигская консерватория, Шуман сделался её профессором. В том году было исполнено его сочинение для хора с оркестром: «Рай и Пери», которое способствовало распространению его известности.

В 1844 Шуман предпринял со своей женой, замечательной пианисткой, артистическое путешествие, доставившее громкую известность обоим. Во время него они посетили и Россию; с большим успехом прошли их совместные концерты в Митаве, Риге, Петербурге и Москве. После возвращения в Лейпциг Шуман оставил редакцию журнала и переехал с женою в Дрезден, где 1847 принял на себя управление Liedertafel"я и общества хорового пения. Поставив в 1850 в Лейпциге свою оперу «Геновевa», Шуман с семьей переселился в Дюссельдорф, где получил место городского директора музыки.

Однако, хронический мозговой недуг, первые признаки которого появились ещё в 1833 г., стал развиваться очень быстро. В Дюссельдорфе Шуман написал «Рейнскую симфонию», увертюры к «Мессинской невесте» и «Герману и Доротее», несколько баллад, месс и Реквием. На всех этих произведениях уже лежит печать его умственного расстройства, отразившегося и на его капельмейстерстве. В 1853 г. ему дали понять, чтобы он оставил свой пост. Очень огорченный этим, Шуман отправился путешествовать по Голландии, где на долю его выпал шумный успех. Блестящий успех этого артистической поездки с женой был последним радостным событием его жизни. Вследствие усиленных занятий болезнь композитора стала прогрессировать. Он начал страдать слуховыми галлюцинациями и расстройством речи. Однажды поздно вечером Шуман выбежал на улицу и бросился в Рейн (1854). Его спасли, но разум его угас уже навсегда. Он прожил после этого еще два года в лечебнице для душевнобольных, близ Бонна, где и скончался.

+Манфред

I. С творчеством Роберта Шумана музыкальный романтизм вступил в новую фазу своего развития. Это - зрелый этап романтизма, время его цветения в музыке, давшее миру в 30-40-е годы XIX века Шопена, Берлиоза, Паганини, Беллини, начавших свою деятельность Верди, Листа и Вагнера. (В русской музыке это было временем расцвета гения Глинки, многообразие которого включает и романтические черты).

Творчество Шумана, связанное с предшествующими (шубертовскими, бетховенскими) традициями, имеет многие точки соприкосновения и с поздними романтиками – Листом, Вагнером, Брукнером, особенно непосредственно подводит к Брамсу. Шуман (вместе с Шопеном) занимает центральное положение в истории музыкального романтизма. Романтизм Шумана подвергается значительной эволюции: начинает формироваться в конце 20-х – связь с Жан Полем (иенская школа), Гофманом, 30-е годы – бурная кульминация (штюрмерские годы), серед.40-х – эволюционирует в сторону объективизации худож. метода, эмоциональной уравновешенности. Заметны связи с классическими традициями (симфонии, вок.-оратор. жанры). В самом конце творческого пути Шуман теряет художественную самобытность.

В нем сконцентрировались такие качества нем. романтизма как интимность, душевность, психологизм. И другой полюс немецкой романт. сущности – ирония, проникнутая болью и тоской о недостижимом пркрасном. Две грани, два типа героя, отражающих двустороннюю сущность конфликтного шумановского восприятия = Флорестан и Эвсебий. Обобщение двух начал шумановского романтизма - всепроникающий, душевный тихий тон мечты и мятежность порыва, неистовость фантазии, ирония, смех. Оба образа тесно связаны друг с другом.

Есть и другая антитеза – образы народно-национальной традиции, сфера эпического. Отсюда две линии Шумана – субъективно-психологическая (форт. и вокальная лирика) и объективно-жанровая, легендарно-эпическая (симфонии, оратории), которые противостоят друг другу (переплетаются между собой в фантазии C-dur – контрастные планы образов). И все же главное для Шумана – сфера духовности, интимности чувств. И в этом акценте на мире внутреннем, психологическом (усилив. по сравнению с Шубертом) Ш. отразил общую направленность эволюции романтизма.



Метод раскрытия душевного, лирического мира Шумана - через контрасты эмоциональных движений показана внутренняя нить психологического развития. Внимание к психологическому анализу (роднит форт. и вокальн. миниатюры Шумана и оперы Вагнера). Для Шумана важна символическая связь внутри антитезы – мир реальный и фантастика (универс. для всего романтизма). Образные контрасты Ш. – суть жизни, новое её постижение. Шуман стремится познать жизнь во всех её проявлениях, философский охват действительности, реакция на все происходящее в мире, и особенно в его стране.

Отношение к форме. Новая музыкальная форма, рожденная романтической эстетикой. Свободное чередование образов, частая и внезапная смена настроений, переключения из одного плана в другой. Циклов очень много!

Метод Шумана исходил из романтически понимаемой диалектики, основанной на идеи Несовместимости идеала и действительности, желаемого и существующего , двойственности внешнего и внутреннего.

Духовное формирование Ш. началось в 20-е годы , когда романтизм в Германии прошел через расцвет в литературе. Импульсы все шли из литературы. В Шумане очень тесно переплелись музыка и литература. Синтез искусств, проникновение музыкального начала в литературу, особенно в поэзию, и наоборот. Сочентание в вокальных жанрах, в обращении к литературным образам и сюжетам. Дальше – «Новеллетты», циклы-рассказы, лирические миниатюры (Листок из альбома, пьесы с названиями «Поэт говорит» и др.) Шуман считал, что название произведения усиливает силу музыки. Литературно-сюжетное начало отражается не в прямой программности (также имеющей место), а более внутренне и свободно – в особенностях хода музыкального развития.

Особенности творческой эволюции : овладевал планомерно : фортепиано - вокал - камерные жанры - концерт - симфония - оратория - опера - духовная музыка. Изданных - опусов - 147 в различных жанрах: миниатюры, песни, симфонии, ораториальные сочинения, оперы. Был ряд доопусных сочинений разных жанров - ф-но, песни, юнош. симфонии, квартеты. На самом деле получил хорошее музыкальное образование. Затем всю жизнь занимался самообразованием - добирал. Это композитор с великолепной техникой, в т.ч. полифонической.

(1810-1856) ровесник Шопена, Листа, Вагнера, Мендельсона - со всеми был знаком. Не многим более 20 лет пришлось на активный период творчества. 2,5 года в лечебнице в конце жизни. Создал очень много. Продолжатель бетховенской линии. Шуман - и классик, и романтик. Шумановский универсализм - в выборе жанров тоже сказывается: есть и лирические рапсодические пьесы, и классические жанры - сонаты, симфонии, ансамбли. Важен синтез классического и романтического. Во все периоды творчества естественно и то, и другое. Не играл на органе, но есть 6 фуг на BACH - и этим вошел в органную музыку. Детская музыка (для юношества - не автор. название - “43 характерных пьесы”). Опера - без Геновевы представить развитие оперы трудно. Т.е. во всех областях, в которых работал оставил значительный след.

Вопрос периодизации творчества очень важен. Каждый период имеет свой тонус, характер, есть своя доминанта.

Ранний период – конец 20-х и начало 30-х (до Карнавала) проходит под знаком литературных и пианистических занятий, борьба за право стать музыкантом. Студенческие годы – сначала Лейпциг, затем Гейдельберг. Путешествия по Италии и Швейцарии.

30-егг - поиск в жанровой сфере, манере сочинения. Период «Бури и натиска», бурный взлет его гения. Создатель своего романтического фортепианного стиля. Он весь в художественном порыве, творческом движении. Создает: «Карнавал», «Симфонические этюды», сонаты «Крейслериану», фантазию C-dur, «Танцы Давидсбюндлеров», новеллетты, «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Ночные пьесы». Активно развивается его литературно-критическая деятельность. В 1834 году в Лейпциге Шуман создал свой журнал «Новый музыкальный журнал». Обязанности Шумана в журнале были многосторонними – он был издателем, редактором, автором большинства статей. Защищал тардиции классиков и прокладывал дорогу будущему поколению, подлинному новаторству. Статьи о Шопене, Берлиозе, Брамсе. Шуману принадлежит открытие симфонического гения Шуберта.

Средний период - 40-е - женитьба, выход за рамки фортепианной музыки. Взросшая творческая активность, расширение жанровой системы. Лейпцигский этап (до поездки в Россию в 1844г.) и дрезденский этап (1844-1850гг.) Смещение в другие жанры. Песни: 1840г. – «Круг песен» (Гейне), «Мирты» и второй «Круг песен» (Эйхендорф), «Любовь и жизнь женщины» (Шамиссо) «Любовь поэта» (Гейне). Затем обращается к крупным формам инструментальной и вокальной музыки. Фортепианный концерт, первая симфония, три струнных квартета, форт. ансамбли (квинтет и квартет Es-dur), оратория «Рай и Пери». Развитие лирико-романтического русла, претворение классических форм вместе с объективизацией тематики.

Дрезден (после поездки в Россию) .Новые стороны творчества. Дрезден сыграл выдающуюся роль в истории немецкой романтической оперы (Вебер приезжает, Вагнер). Опера «Геновева». Другая линия интересов Шумана – классики (Бах, Моцарт, Бетховен). Он принимает участие в заседании Баховского общества, изучает партитуры опер Моцарта, слушает «Фиделио». Пишет «Реквием по Миньоне» на стихи «Вильгельма Мейстера» Гёте. Замысел оратории «Сцены из «Фауста» Гёте» (закончил в Дюссельдорфе в 1853г.). Много хоровых произведений (связано с его деятельностью) – стимул к этому революция (48-49гг.) и восстание в Дюссельдорфе в 1849г. «Манфред». 1844г. - заболел серьезно. Выходил долго - погружение в Баха - изменение в типе композиции, в способе сочинения музыки. Барочная струя, полифония усиливается.

Поздний период 50-е годы. Внутренняя борьба – борьба творческого начала и угасания духовных сил. Последние годы Шумана – встреча и общение с Брамсом (1853г.). 2.5 года пролежал в лечебнице.

Многие жанры связаны с жизненными обстоятельствами. Например, хоры - Дрезден и Дюссельдорф - руководил разными коллективами. Музыка для детей - 2 альбома, 3 сонаты, много для 4-х рук - писалось как раз в те годы, когда подрастали его старшие дочери.

Шуман - сын издателя, при том пишущего, делал переводы. Шуман - варился в этом с детства. Позже - при издании учитывал все стороны практической составляющей.

Вместе с Шуманом в музыку пришла высокая литература, часто в нетронутом виде, неадаптированная. Эксперименты, новшества Шумана. Интересовался новым в литературе - очень маленький временной промежуток разделял издание литературы и использование ее Шуманом.

Внес огромный вклад в развитие музыкально-выразительных средств - гармония, декламация, форма - монотематические композиции - 4 симфония, ф-ный концерт. Новаторство карнавала - провокационные названия, коротко, техника работы с четырьмя нотами.

Особые жанровые миксты - концертштюк, оратория и опера, театр.пьеса и оратория, вок.цикл и мемориальная статья?

Периоды творчества освещены и представлены в концертной практике неравномерно. Большее внимание уделяется раннему, из среднего выборка, поздний - огромное количество сочинений, но знаем очень мало.

Еще при жизни начали говорить - “Шуман начал как гений, а закончил как талант”. Не совсем верно. Сейчас переоценивается творческое наследие.

«Манфред» - выдающийся образец романтического симфонизма. Написана увертюра в 1848 году, музыка к поэме Манфред Байрона. Определила многие характерные черты нового этапа музыкального романтизма. Образ самого героя – «Фауста 19 века» , композиция увертюры, ее выразительные средства приближают шумановское произведение к поэмному симфонизму Листа, стилистическим чертам драм Вагнера. [Музыка Австрии и Германии].

В музыке Шумана воплотились самые характерные черты немецкого романтизма - психологизм, страстное стремление к идеалу, интимность тона, острота иронии и горечь от ощущения убожества мещанского духа (как он сам говорил, «кричащих диссонансов» жизни).

Духовное формирование Шумана началось в 20-е годы XIX века, когда романтизм в Германии только что пережил свой блистательный расцвет в литературе; влияние литературы на творчество Шумана было очень сильным. Трудно найти композитора, у которого переплетение музыки и литературы было бы столь тесным, как у него (разве что у Вагнера). Он был убежден в том, что «эстетика одного искусства есть эстетика и другого, только материал различен». Именно в творчестве Шумана осуществилось глубинное проникновение литературных закономерностей в музыку, характерное для романтического синтеза искусств.

  • прямое сочетание музыки с литературой в вокальных жанрах;
  • обращение к литературным образам и сюжетам («Бабочки»);
  • создание таких музыкальных жанров, как циклы-«рассказы» (), «Новеллетты», лирические миниатюры, подобные поэтическим афоризмам или стихотворениям («Листок из альбома» fis-moll, пьесы «Поэт говорит», «Warum?»).

В своем увлечении литературой Шуман прошел путь от сентиментального романтизма Жан Поля (в юности) к острой критичности Гофмана и Гейне (в зрелые годы), а затем - к Гёте (в поздний период).

Основное в шумановской музыке - сфера духовности. И в этом акценте на мире внутреннем, усилившемся даже по сравнению с Шубертом, Шуман отразил общую направленность эволюции романтизма. Главным содержанием его творчества стала самая личная из всех лирических тем - тема любви . Внутренний мир его героя более противоречив, чем у шубертовского странника из «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути», его конфликт с окружающим миром острее, импульсивнее. Это усиление дисгармонии приближают шумановского героя к позднеромантическому. Сам язык, которым «говорит» Шуман, сложнее, ему присуща динамика неожиданных контрастов, порывистость. Если о Шуберте можно говорить как о романтике-классике, то Шуман в наиболее характерных своих сочинениях далек от уравновешенности, законченности форм классического искусства.

Шуман - композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Его постижение мира - это не последовательный философский охват дей-ствительности, а мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка, бурный порыв, драматический накал и растворение в созерцании, поэтических грезах. Портреты-характеры, картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, народный юмор, веселые зарисовки, поэзия быта и сокровенные признания - все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.

«Лирик кратких мгновений», как назвал Шумана Б. Асафьев . Он особенно самобытно раскрывает себя в ци-клических формах, где целое создается из множества контрастов. Свободное че-редование образов, частая и внезапная смена настроений, переключение из одного плана действия в другой, нередко противоположный, - весьма характерный для него метод, отразивший импульсивность его мироощущения. Немалую роль в формировании этого метода сыграла романтическая литературная новеллистика (Жан Поль, Гофман) .

Жизненный и творческий путь Шумана

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в саксонском городе Цвиккау , который в то время был типичной немецкой провинцией. Дом, в котором он родился, сохранился до наших дней, сейчас там музей композитора.

Биографов композитора не случайно привлекает личность его отца, от которого Роберт Шуман очень многое унаследовал. Это был человек очень интеллигентный, незаурядный, страстно влюбленный в литературу. Вместе со своим братом он открыл в Цвиккау книжное издательство и книжный магазин «Братья Шуман». Роберт Шуман воспринял и эту отцовскую страсть к литературе, и выдающийся литературный дар, который так блестяще сказался позже в его критической деятельности.

Интересы юного Шумана сосредотачивались главным образом в мире искусства. Он еще мальчиком сочиняет стихи, устраивает в доме театральные представления, очень много читает и с величайшим наслаждением импровизирует за фортепиано (сочинять он стал с 7 лет). Его первые слушатели восхищались удивительной способностью юного музыканта создавать в импровизациях музыкальные портреты знакомых людей. Этот дар портретиста впоследствии также проявится в его творчестве (портреты Шопена, Паганини, своей жены, автопортреты).

Отец поощрял художественные склонности сына. Со всей серьезностью он отнесся к его музыкальному призванию - даже договорился о занятиях с Вебером. Однако из-за отъезда Вебера в Лондон эти занятия не состоялись. Первым учителем музыки Роберта Шумана стал местный органист и педагог Куншт, у которого он обучался с 7 до 15 лет.

Со смертью отца (1826) страстное увлечение Шумана музыкой, литературой, философией вступило в очень напряженный конфликт с желанием его матери. Она категорически настаивала на том, чтобы он получил юридическое образование. По словам композитора, жизнь его превратилась «в борьбу между поэзией и прозой». В конце концов, он уступает, поступив на юридический факультет Лейпцигского университета.

1828-1830 - университетские годы (Лейпциг - Гейдельберг - Лейпциг). При широте интересов и любознательности Шумана занятия наукой не оставили его полностью равнодушным. И все же он с нарастающей силой чувствует, что юриспруденция - не для него.

В это же самое время (1828 год) в Лейпциге он познакомился с человеком, которому суждено было сыграть в его жизни огромную и неоднозначную роль. Это Фридрих Вик, один из самых авторитетных и опытных фортепианных педагогов. Ярким доказательством эффективности фортепианной методики Вика служила игра его дочери и ученицы Клары, которой восхищались Мендельсон, Шопен, Паганини. Шуман становится учеником Вика, занимаясь музыкой параллельно с учебой в университете. С 30-го года он всецело посвящает свою жизнь искусству, бросив университет. Возможно, это решение возникло под впечатлением от игры Паганини, которого Шуман услышал в том же 1830 году. Оно было исключительным, совершенно особенным, возродив мечту об артистической карьере .

Из других впечатлений этого периода нужно отметить поездки во Франкфурт и Мюнхен, где Шуман познакомился с Генрихом Гейне, а также летнее путешествие по Италии.

Композиторский гений Шумана во всей полноте раскрылся в 30-е годы , когда одно за другим появляются его лучшие фортепианные сочинения: «Бабочки», вариации «Abegg», «Симфонические этюды», «Карнавал», Фантазия C-dur, «Фантастические пьесы», «Крейслериана». Художественное совершенство этих ранних произведений кажется неправдоподобным, ведь только с 1831 года Шуман стал систематически заниматься композицией у теоретика и композитора Генриха Дорна.

Сам Шуман почти все, созданное им в 30-е годы, связывает с образом Клары Вик, с романтической историей их любви . Шуман познакомился с Кларой еще в 1828 году, когда ей шел девятый год. Когда дружеские отношения стали перерастать в нечто большее, на пути влюбленных возникла неодолимая преграда - фанатически упорное сопротивление Ф. Вика. «Забота о будущем дочери» приняла у него крайне жесткие формы. Он увез Клару в Дрезден, запретив Шуману поддерживать какие-либо связи с ней. Полтора года их разделяла глухая стена. Влюбленные прошли через тайную переписку, длительные разлуки, тайное обручение, наконец, открытый судебный процесс. Они поженились лишь в августе 1840 года.

30-е годы - это также период расцвета музыкально-критической и литературной деятельности Шумана. В центре ее - борьба с мещанством, филистерством в жизни и искусством, а также защита передового искусства, воспитание вкуса публики. Замечательное качество Шумана-критика - это безупречный музыкальный вкус, острое чутье на все талантливое, передовое, независимо от того, кто автор сочинения - мировая знаменитость или начинающий, никому не известный композитор.

Дебютом Шумана-критика была рецензия на шопеновские вариации на тему из «Дон Жуана» Моцарта. Эта статья, датированная 1831 годом, содержит знаменитую фразу: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!» Так же безошибочно оценил Шуман талант , предсказав никому не известному тогда музыканту роль крупнейшего композитора XIX века. Статья о Брамсе («Новые пути») была написана в 1853 году, после длительного перерыва в критической деятельности Шумана, еще раз подтвердив его пророческое чутье.

Всего Шуманом создано около 200 удивительно интересных статей о музыке и музыкантах. Они часто изложены в форме занимательных рассказов или писем. Одни статьи напоминают дневниковые записи, другие - живые сценки с участием многих действующих лиц. Главные участники этих выдуманных Шуманом диалогов - это Фрорестан и Эвзебий, а также маэстро Раро. Флорестан и Эвзебий - это не только литературные персонажи, это олицетворение двух различных сторон личности самого композитора. Флорестана он наделил активным, страстным, порывистым темпераментом и иронией. Он горяч и вспыльчив, впечатлителен. Эвзебий, напротив, - молчаливый мечтатель, поэт. И то, и другое было в одинаковой степени присуще противоречивой натуре Шумана. В широком же смысле, в этих автобиографических образах воплотились 2 противоположных варианта романтического разлада с действительностью - бурный протест и умиротворение в мечте.

Флорестан и Эвзебий стали наиболее активными участниками щумановского «Давидсбюнда» («Союза Давида»), названного так по имени легендарного библейского царя. Этот «более чем тайный союз» существовал только в голове своего создателя, который определил его как «духовное содружество» художников, объединившихся в борьбе с филистерством за подлинное искусство.

Вступительная статья к песням Шумана. М.,1933.

Например, так же как создателям романтической новеллы в литературе, Шуману был важен эффект поворота в конце, внезапность его эмоционального воздействия.

Данью восхищения игрой гениального скрипача явилось создание фортепианных этюдов по каприсам Паганини (1832-33 гг.)

В 1831 году и Шуману, и Шопену было всего по 21 году.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама