THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тема города и деревни стала особенно актуальной в русской литературе 20 века, когда эпоха индустриализации стала поглощать деревню: деревенскую культуру, мировоззрение. Деревни стали пустеть, молодые жители стремились перебраться в город, «поближе к цивилизации». Такое положение дел очень тревожило многих русских писателей, связанных с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они видели основы истинной нравственности, чистоты, простоты жизни, коренной мудрости. В послереволюционном творчестве С. Есенина громко звучит проблема города и деревни. Поэту милы родные поля «в печали своей», он провозглашает мир «граблям, косе и сохе» и хочет верить в лучшую долю крестьянства. Но настрой его пессимистичен.

В стихотворении «Я последний поэт деревни» он предрекает скорую гибель деревни, наступление на ее цивилизации в виде «железного гостя». В поэме «Сорокоуст» Есенин сравнивает два мира, представленных в виде чугунного поезда (город) и красногривого жеребенка (деревня). Жеребенок стремится перегнать поезд, но это невозможно: силы неравны. Поэт с грустью отмечает, что настали те времена, когда «живых коней победила стальная конница…» Это отразилось не только в укладе жизни, но, что гораздо серьезнее, в укладе мысли, в представлениях о морали и нравственности. Другим певцом деревенской жизни стал В.

И. Белов. Он вошёл в литературу в самом начале 60-х годов 20 века.

Деревенские люди В.Белова скупы на слова и выражения чувств, порой грубоваты, так как выросли в трудном мире далёкой северной деревни. Неслучайно бабка Евстолья рассказывает сказки о пошехонцах, несчастных мужиках – растяпах. Главный герой его повести «Привычное дело» сродни этим пошехонцам. О нём сказано: «Русский человек умён задним умом, иногда он бывает простоват, попадает впросак», и потому так добродушно посмеиваются над ним односельчане и сам автор. Белов обращается не к идеальному человеку, а к самому обычному, имеющему как положительные, так и отрицательные черты характера. Писатель утверждает, что именно деревенские люди – основа нравственности, чистоты и простоты, основа нации.

В. Распутин в «Матрёнином дворе» также обращается к теме деревни и города. Для писателя понятие деревни сродни понятию «земля», «родина», «память» и «любовь». Жители Матёры, хранители традиций и жизненных основ, не могут представить своей жизни без знакомых с детства мест. Их не привлекает благоустройство города, для них существование вне родного острова бессмысленно, да и невозможно вообще. Молодежь же считает по-другому.

Они отрываются от родных корней, переезжают в город, забывают не только своих предков, но и родную землю, превращаются в людей памяти и без родины. Писатель видит в этом очень тревожную тенденцию. Таким образом, деревенская жизнь, с одной стороны, идеализируется писателями, представляется во всей своей естественности и правде, с другой, деревенская жизнь противопоставляется городской как во многом аморальной, безнравственной, оторванной от своих корней и заповедей предков. В то же время, писатели отмечают, что город побеждает деревню, люди стремятся уехать, деревни превращаются в заброшенные пустыни. Это тревожная тенденция, потому что деревня – основа нации, культуры и мировоззрения русского народа.

(По произведениям В. Астафьева и В. Распутина)

В наше трудное время мы порой стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной деревне. А ведь именно они связаны с наиболее актуальными проблемами общества - экологией и нравственным поведением человека. Решение этих проблем определяет дальнейший ход истории нашей цивилизации.

Темой многих произведений писателей - современников В. Распутина и В. Астафьева - является экологическая проблема. На примере Матёры показана судьба наших многочисленных деревень, которые уничтожили якобы ради блага людей, построив разнообразные ГЭСы, ТЭСы и т.п. Судьбы героев разворачиваются на фоне главной проблемы, задевшей всех. За всю историю Матёры жители держались друг за друга т.е. жили одной семьей. А затопление родной земли нежданно-негаданно свалилось им на голову. Жители до последнего тянут с отъездом, потому что многим из них было страшно уезжать отсюда, где в течение долгих лет они существовали. В буквальном смысле слова у людей перечеркивают их прошлое, ставят перед неизвестным будущим. В деревне жили в основном пожилые люди, а ведь невозможно начинать совершенно новую жизнь в 70-80 лет. Люди до последнего сопротивляются, готовы даже умереть, но они не могут противостоять огромной машине Действительности, сметающей все на своем пути. Я считаю, что герои, созданные Распутиным, являются патриотами родной земли. Может быть, поэтому даже сама природа «помогает» жителям отвести от Матёры неминуемую гибель.

Как и Распутин, Астафьев посвящает цикл своих рассказов современникам, «тем, кто заблудился или блуждает, кто готов перестрелять друг друга, кто тонет в отраве «бормотухи». Писатель всеми средствами пытается обратить внимание читателя на главную идею - безжалостное отношение к тайге. Ведь она с древнейших времен - богатейший источник различных природных ресурсов. На примере Игнатьича автор показывает беззаконный грабеж природы. Он живет одним днем, не задумываясь о последствиях. В поединке с символической царь-рыбой, перед лицом неизвестной высшей силы происходит преображение героя, в тот момент он молится лишь о спасении. Мне кажется, необычное животное выступает в роли вершителя суда над браконьером, показывает, что использование природы вечно невозможно.

Оба произведения объединены одной мыслью: хозяйское отношение человека к окружающей среде. Актуальность этой проблемы заключается в том, что беспощадная эксплуатация и загрязнение природы чреваты непоправимыми последствиями и экологическими катастрофами в будущем. Существование человеческого общества, благополучие его и процветание зависят только от нас и наших совместных усилий!

Тема деревни раскрывается во многих произведениях писателей-современников. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров. к использованию местных речений, диалектов, областных словечек.

Русская деревня всегда находилась в центре внимания наших писателей. В книгах, рассказывающих о современных процессах в деревне, речь идет не столько о социально-экономической стороне бытия. сколько о духовной жизни колхозного крестьянства, о нравственно-психологических конфликтах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема деревни в произведениях современных писателей.

АХТЯМОВА ФИРАЯ КАЮМОВНА, МБОУ «НОВО – АРЫШСКАЯ СОШ» РЫБНО - СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ.

Термин «деревенская проза», включенный в научный оборот и в критику остается спорным. Прежде всего под «деревенской прозой» мы подразумеваем особую творческую общность, то есть это в первую очередь произведения, объединенные общностью тем, постановкой нравственно-философских и социальных проблем. Для них характерно изображение неприметного героя-труженика, наделенного жизненной мудростью и большим нравственным содержанием. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров, к использованию местных речений, диалектов, областных словечек. На этой почве вырастает их интерес к историко-культурным традициям русского народа, к теме преемственности поколений. Правда, употребляя в статьях и исследованиях этот термин, авторы всегда подчеркивают, что он носит элемент условности, что пользуются им в узком понимании.

Художественная литература о селе, о человеке-крестьянине и его проблемах на протяжении 70 лет становления и развития отмечена несколькими этапами: 1. В 20-е годы в литературе были произведения, которые спорили друг с другом о путях крестьянства, о земле. В произведениях И. Вольнова, Л. Сейфуллиной, В. Иванова, Б. Пильняка, А. Неверова, Л. Леонова действительность деревенского уклада воссоздавалась с разных идейно-социальных позиций. 2. В 30-50-е годы уже преобладал жесткий контроль над художественным творчеством. В произведениях «Бруски» Ф. Панферова, «Стальные ребра» А. Макарова, «Девки» Н. Кочина, «Поднятая целина» М.Шолохова отразились негативные тенденции в литературном процессе 30-50-х годов. 3.После разоблачения культа личности Сталина и его последствий происходит активизация литературной жизни в стране. Для этого периода характерно художественное многообразие. Художники осознают свое право на свободу творческой мысли, на историческую правду .

Многие писатели-современники не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и «учились в истине блаженство находить», другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы – серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала, чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Русская деревня всегда находилась в центре внимания наших писателей. В книгах, рассказывающих о современных процессах в деревне, речь идет не столько о социально - экономической стороне сегодняшнего бытия, сколько о духовной жизни колхозного крестьянства, о нравственно-психологических конфликтах.

В повести «На чужой стороне» В. Потанин рассказывает о том, во что превратилась деревня. Старая деревня исчезает. Людей потянуло в города не от хорошей жизни, а чтобы свести концы с концами. Только если в деревне любой труд доставлял удовольствие потому, что почти все сельские ремесла были знакомы сельскому жителю с раннего детства, то в городе работа чётко делится на популярную и непрестижную.

Веня Китасов, главный герой повести В. Потанина, приехал в город, чтобы заработать денег. Но в этом плане ему не повезло. Устроившись на стройку подсобником, Веня все время был на побегушках. То кирпич ему приходится разгружать, то длинные и сырые доски сбрасывать и таскать. Работы было так много, что и покурить некогда. Поэтому Веня и решил уйти оттуда и наняться в цирк. Но и работа в цирке не приносила ему ни морального удовлетворения, ни материальной поддержки. Будущее героя Потанина кажется беспросветным. Все люди, живущие в деревне, убеждены в то, что так жить больше нельзя. Нужны были значительные перемены. Но писатель понимает, что пока надеяться на какие-либо изменения нельзя. Вот почему повесть оканчивается пожаром. Истинная причина загорания Вениного дома осталась неизвестной .

Всем известен роман Ф. Абрамова «Братья и сёстры». Важное место в творчестве писателя занимают повести «Пелагея» и «Алька». В них рассказывает писатель о горестях и радостях людей, живущих в далёкой северной деревне.

Алька родилась в семье трудолюбивых колхозников, но отец часто прихварывал и плохо зарабатывал. Пелагее, матери Альки, удаётся устроиться в пекарню леспромхоза. Она получила это выгодное место не совсем честным путем, но к своим обязанностям относилась добросовестно. В дом её пришел достаток. Алька росла без нравственного идеала, привыкла только брать и ничего не давать людям. Ни семья, ни школа, не научили её трудиться в коллективе. Они вздыхали о какой-то другой, красивой, лёгкой жизни в городе. В городе Алька устроилась работать в ресторан. Лишние деньги, сомнительные друзья, пирушки в кругу сослуживцев - всё это считала Алька настоящей культурной жизнью. Вскоре умирают её отец и мать. Приехать она могла только через неделю после похорон родителей, так как с открытием навигации плавала буфетчицей на одном из видных пассажирских пароходов по Северной Двине. Решив все дела с «наследством», «заколотила дом, возложила прощальные венки с яркими бумажными цветами на могилы отца и матери и к вечеру уже тряслась в районном автобусе ». Ей не хотелось упускать выгодное и весёлое место на пароходе.

Таким образом, сама того не подозревая, Алька променяла подлинную жизнь на жалкое прозябание.

Итак, деревня Ф.Абрамова и В.Потанина противопоставлена городу. Каждодневный крестьянский труд делает человека цельным, высоконравственным.

У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В.Г. Распутина. В повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

И встают Материнцы на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню, свою историю.

Характерен этим и рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». В центре повествования – судьба деревенской женщины.

Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.

"Матрёнин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, - о жизни в социалистическом государстве.

Таким образом, изображение человека из народа, его философии, духовного мира деревни, ориентация на народное слово - все это объединяет таких разных писателей, как Ф. Абрамов, В. Белов, М. Алексеев, Б. Можаев, В. Шукшин, В. Распутин, В. Лихоносов, Е. Носов, В. Крупин и др.

Русская литература всегда была знаменательна тем, что как ни одна литература в мире занималась вопросами нравственности, вопросами о смысле жизни и смерти и ставила глобальные проблемы. В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев.



Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово "деревня"? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, ϶ᴛᴎ труженики, и их крепкие мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Πᴘᴎезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.
Многие писатели ʜᴇ обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и "учились в истине блаженство находить", иные видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли ʜᴇ ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо.
Вспомним "Поднятую целину" Шолохова, "Котлован" Платонова, поэмы Твардовского "По праву памяти" и "Страна Муравия". Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой, ведь о "великом переломе" принято было умалчивать:

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить.
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в современности, в нашей сегодняшней жизни.
В повести "Прощание с Матерой" В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, ᴇᴄᴧᴎ вышестоящие организации решили поставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другую деревню. Крестьян никто ʜᴇ спрашивал, хотят ли οʜᴎ этого: приказали - будь добр, подчиняйся! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, ʜᴇ могут просто расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья ʜᴇ может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни!
Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука важнее природы, и οʜᴎ должны переселиться во что бы то ни стало.
Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который ʜᴇ могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и ʜᴇ сломился. Но так ли вечна природа?
В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры - ведущая тема этого произведения.
Ну а что случалось с крестьянами, когда οʜᴎ покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова "Облава". Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор вытерпев и пережив все, опять возвращается на Родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что οʜᴎ ʜᴇ могут жить без родной земли.
К этой же теме примыкает рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор". Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель может увидеть деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из окна, ϶ᴛο многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в пятидесятые годы крестьяне были такими бедными? Мы ʜᴇ увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка - вот весь скот Матрены.
Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но ʜᴇ считалась инвалидом, она ʜᴇ работала в колхозе, поэтому пенсия ей ʜᴇ полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам писатель, "много было наворочено несправедливости с Матреной".
Но несмотря на все тяготы жизни Матрена ʜᴇ озлобилась: она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю минуту, лишь бы ее квартиранту было хорошо.
Но злость и жадность окружающих погубили крестьянку. Во время перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и Матрена.
В конце рассказа автор пишет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится земля.

Лекция, реферат. Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
112. Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина « | » 114. Художественное своеобразие и историко-философская проблематика









Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда про-

износим слово "деревня"? Сразу же вспоминается старый дом, запах све-

жего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти

труженики, и их крепкие мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих

ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним

летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как труд-

на жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к

этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городс-

кой суеты.

Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской

деревни. Одни восхищались деревенской природой и "учились в истине

блаженство находить", иные видели истинное положение крестьян и назы-

вали деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы

русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома

актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация зас-

тавила писателей взяться за перо.

Вспомним "Поднятую целину" Шолохова, "Котлован" Платонова, по-

эмы Твардовского "По праву памяти" и "Страна Муравия". Эти произведе-

ния, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского кресть-

янства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для

нас загадкой, ведь о "великом переломе" принято было умалчивать:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить.

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль - забыть.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно

отдаются в современности, в нашей сегодняшней жизни.

В повести "Прощание с Матерой" В.Распутин ставит перед читате-

лем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации

решили поставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс

превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня

должна уйти под воду, а жители переселиться в другую деревню. Крестьян

никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали - будь добр, подчи-

няйся! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое реше-

ние. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто

расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка,

здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха

Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда ста-

рая Дарья украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как



мучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей дерев-

Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с

тем, что наука важнее природы, и они должны переселиться во что бы то

ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремон-

ного вторжения в жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не

могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломил-

ся. Но так ли вечна природа?

В.Распутин касается многих нравственных вопросов в своей по-

вести, но судьба Матеры - ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную

деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на

лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась

судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В.Быкова "Обла-

ва". Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безум-

но. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с

родной земли-матушки. Но Хведор вытерпев и пережив все, опять возвра-

щается на Родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то,

что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме примыкает рассказ А.И.Солженицына "Матренин

двор". Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель посе-

лился в избе крестьянки Матрены, и читатель может увидеть деревенскую

жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость

ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из

окна, это многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет

уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективиза-

ция. Неужели в пятидесятые годы крестьяне были такими бедными? Мы не

увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни пали-

садника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка -

вот весь скот Матрены.

Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но

не считалась инвалидом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей

не полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа,

нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам

писатель, "много было наворочено несправедливости с Матреной".

Но несмотря на все тяготы жизни Матрена не озлобилась: она

настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать кар-

тошку. Она думала о себе в самую последнюю минуту, лишь бы ее кварти-

ранту было хорошо.

Но злость и жадность окружающих погубили крестьянку. Во время

перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и

как Матрена, держится деревня, держится земля.

85. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ".

Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было

страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни

Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти

большевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первого

российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому

относился А.Блок, все эти события воспринимались как национальная

трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом

прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам

показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог

певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог

поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России,

написать в страшные для нее дни слова: "Пальнем-ка пулей в Святую

Русь?". Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы

"Двенадцать" в газете "Знамя труда". Сегодня, спустя более трети века,

все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма "Двенадцать"

вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся в

прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять

позицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения.

"Эпиграф столетия" -- так называют блоковскую поэму исследователи

современности, предлагая различные варианты ее прочтения. В

последние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочесть

стихотворение "от противного", доказать, что Блок в нем дал сатиру на

революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли

Прежде всего, А.Блок предупреждал, что не следует переоценивать

значение политических мотивов в поэме "Двенадцать". Она имеет более

широкий смысл. В центре произведения - стихия, вернее, пересечение

четырех стихий: природы музыки, и стихии социальной, само действие

поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как

пишет поэт, "на всем божьем свете". Идет разгул стихийных сил

природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был

А.Блок, это символ, противостоящий самому страшному -

обывательскому покою и уюту. Еще в цикле "Ямбы" (1907-1914) он

писал: "Нет!Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет."

Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в

"Двенадцати" множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этом

разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А.Блок услышал музыку

революции - в своей статье "Интеллигенция и Революция" он

призывал: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте

Революцию". Главное, что услышал поэт в этой музыке, - это ее

смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой

разговор, и старинный романс, и частушка (известно, что А.Блок начал

писать свою поэму со строчек "Уж я ножичком полосну-полосну",

услышанных им и поразивших его своей звукописью). И за всем этим

напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. Стихийна

в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с

роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь

в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха,

пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих

страданий: "Он головку вскидывает,/ Он опять повеселел". А.Блок

очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное

обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше

никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство

Катьки придется отаечать. Не удерживает от убийства и нравственное

чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром

после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено:

"Запирайте етажи,/ Нынче будут грабежи!/ Отмыкайте погреба -/

Гуляет нынче голытьба!" Не в состоянии удержать от т„мных,

страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже

потеряна, и Двенадцать, которые пошли "в красной гвардии служить",

сами это понимают: "Петька! Эй, не завирайся!/ От чего тебя упас/

Золотой иконостас?" и добавляют: "Али руки не в крови/ Из-за

Катькиной любви?" Но убийство творится не только из-за любви - в

нем появилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое -

бунт "голытьбы". Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти,

они обвиняют Ваньку в том, что он "буржуй", они стремятся

уничтожить старый мир: "Мы на горе всем буржуям/ Мировой пожар

раздуем..." И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит

читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века

назад: как мог А.Блок прославить этот разбой и разгул, это

уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был

воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А.Блока

может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был

воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с

присущими ей идеями "народопоклонства" и ощущением вины

интеллигенции перед народом. Поэтому разгул революционной стихии,

который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например,

упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства,

уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт

воспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции,

на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры,

охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности -

такой предстает Россия в поэме "Двенадцать". Но в том страшном и

жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой

18-го года, А.Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад,

в преисподнюю, но в этом же - ее очищение. Россия должна миновать

это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И

именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме -

образ, который появляется в финале, Христос. О финале этом и образе

Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень

разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или

невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить

появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием

А.Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже

нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный

характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в

произведении с самого начала - с названия: для тогдашнего читателя,

воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе

Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников

Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы - это путь из

бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет

путем "надвьюжным", а в лексическом строе поэмы после намеренно

сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные

для А.Блока:

"Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди - Исус Христос".

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А.Блока в

грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке.

Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутреняя,

преодоление в себе темного и страшного.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама