THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Когда Елисей Мысин садится за фортепиано и из-под его пальцев начинает литься музыка, трудно поверить, что ему - пять лет. Он пока не достает ногами до педалей фортепиано, а высоту стула для него приходится увеличивать с помощью подушки. Однако талант и трудолюбие уже помогли ставропольскому вундеркинду завоевать высокую оценку профессионалов и любовь публики из разных уголков страны.

После того как в эфире одного из российских телеканалов Елисей исполнил первую часть концерта фа-минор Иоганна Себастьяна Баха для фортепиано с оркестром, прославленный виртуоз Денис Мацуев сыграл с мальчиком в четыре руки его авторскую пьесу "Торнадо" и пригласил маленького музыканта в летнюю творческую школу фонда "Новые имена" в Суздаль. А проголосовавшие за него зрители обеспечили пианисту путевку в финал всероссийского конкурса юных талантов "Синяя птица".

В холле детской музыкальной школы N 1 Ставрополя, где на подготовительном отделении учится Елисей Мысин, стоит большой баннер с его фотографией. Здесь белокурого мальчика давно прозвали маленьким Моцартом. И неспроста - как и великий австрийский композитор, он начал увлекаться музыкой в три года вслед за своей старшей сестрой.

По словам мамы Елисея Ольги Мысиной, способности сына она заметила еще до его рождения. Когда дочь Лиза, которая в этом году заканчивает музыкальную школу, играла на фортепиано, малыш в животе активно реагировал на этюды и сонаты, причем совершенно по-разному.

А после того, как Елисей стал дотягиваться до клавиш, он начал пробовать играть сам и постоянно спрашивал у сестры: Лиз, ты так делаешь? И, что самое интересное, у него получалось повторять мелодию, - рассказывает Ольга. - Он вообще всегда поглощен музыкой. Вчера мы, к примеру, летели на самолете из Москвы, и он всю дорогу что-то напевал. А в гостинице, увидев стоящий там для антуража старый рояль, тут же сел играть. В итоге собрал вокруг себя чуть ли не всех постояльцев, которые устроили ему настоящую овацию.

В канун Нового года Елисей написал еще одну пьесу и назвал ее весьма символично - "Мандарин"

Мальчику не было и трех лет, когда родители отдали сына в группу эстетического развития музыкальной школы. В 3,5 года с ним начала заниматься заведующая фортепианным отделением Людмила Тихомирова. То, что из него выйдет толк, было заметно сразу, утверждает преподаватель:

У Елисея хорошие руки - гибкие, мягкие и широкие, а также неординарный слух. Играют ученики, к примеру, "В пещере горного короля" Грига, он послушает, подходит и одним пальчиком подбирает. Кроме того, он очень трудолюбив и настойчив, мгновенно схватывает и затем тщательно работает над каждым звуком. А когда что-то не получается, очень расстраивается и злится. Не на меня, как многие, - за то, что я ставлю такие сложные задачи, а на себя.

Именно эти качества помогли маленькому пианисту буквально за три недели с перерывом на поездку на другой конкурс выучить и показать в эфире первую часть концерта Баха, которую учат в старших классах музыкальной школы.

Изначально планировали исполнять Чайковского, но после кастинга нам позвонили и сказали, что нужен другой репертуар. Я до последнего думала, что не успеем, однако Елисей повел себя как настоящий взрослый музыкант - пока у него не получилось сделать все правильно, его нельзя было оттащить от фортепиано, - признается педагог.

Сейчас юный виртуоз раскрывается и как композитор. Вслед за "Торнадо" в канун Нового года он написал еще одну пьесу и назвал ее очень символично - "Мандарин".

Музыка живет у Елисея в душе, - отмечает Людмила Даниловна. - И моя задача как наставника - помочь ему продолжать развиваться. Никаких звездных болезней! Да, мы сильно опережаем программу, но через накопление базы не перепрыгнешь - нужно укреплять руки, нарабатывать и технику, и репертуар.

В жизни маленький пианист - скромный и даже застенчивый. Свалившаяся популярность и постоянные просьбы сделать селфи его очень смущают. Но когда мальчик садится за инструмент и начинает перебирать клавиши, то буквально на глазах преображается, становится уверенным и свободным как настоящий артист. Для него не существует ни зрителей, ни судей, вокруг - только музыка.

На вопрос о любимом композиторе Елисей отвечает не задумываясь:

В планах мальчика - научиться играть на скрипке и органе. А главная мечта - иметь собственный рояль и выступить с оркестром на своем концерте.

Несмотря на то что занятия на фортепиано занимают большую часть жизни ставропольского вундеркинда, он успевает еще играть в футбол и шахматы, кататься во дворе на велосипеде и самокате, собирать конструкторы.

Многие пишут мне и говорят, что у Елисея наверняка нет нормального детства, но это не так, - говорит о наболевшем Ольга Мысина. - Мы просто даем ребенку заниматься тем, что ему нравится. И в Москву на конкурс поехали только для того, чтобы профессионалы заметили его талант и, возможно, помогли бы ему вырасти в хорошего пианиста. Но даже если он в дальнейшем выберет другую профессию, музыка обязательно поможет ему стать культурным, гармоничным и душевным человеком. А это для нас - главное.

Между тем

Всероссийский конкурс детских талантов "Синяя птица", придуманный командой ВГТРК, оказался столь популярен, что канал принял решение продлить его на второй сезон. Наравне с жюри за участников конкурса голосуют телезрители всей России. "Синяя Птица - это атмосфера настоящего фестиваля, атмосфера настоящей семьи. В моем графике, который составляет 245 концертов на будущий сезон, я обязательно приеду сюда, буду участвовать в этом удивительном проекте, потому что я знаю, что поток заявок огромный со всей страны и абсолютно с разных регионов, меня это очень воодушевляет", - говорит Денис Мацуев, российский пианист-виртуоз. В прошлом сезоне он был ведущим, а в этом - стал членом жюри. "Мы очень многие вещи собираемся попробовать, которые вообще не делали раньше на телевидении нигде. Это все расширяет идею конкурса "Синяя птица" - вдохновлять наших зрителей искать таланты в себе, вокруг себя, среди своих друзей, знакомых, среди своих детей", - говорит Дарья Златопольская, ведущая Всероссийского конкурса "Синяя птица".

Ричард Клайдерман - французский пианист, музыкант и аранжировщик, получивший наибольшую популярность благодаря своим классическим и популярным произведениям, которые принесли ему славу одного из величайших музыкантов современности. За свою карьеру Ричард написал более 1300 композиций, которые разошлись тиражом в более чем 150 миллионов; 267 из них получили "золотой" статус в нескольких странах, а еще 70 - "платиновый". Такой невероятный успех занес имя Клайдермана в Книгу Рекордов Гиннесса (Guinness Book of World Records) как Самого успешного пианиста мира.


Ричард Клайдерман, урожденный Филипп Паже (Philippe Pagès), родился 28 декабря 1953-го года в Париже, Франция (Paris, France). С самого раннего детства Ричард изучал музыку и учился играть на фортепиано под руководством своего отца, преподавателя музыки и профессионального музыканта. К моменту окончания школы музыка была для мальчик

а не просто хобби, но занятием, за которым он хотел бы провести свою жизнь.

Поступив в Парижскую консерваторию, Ричард быстро завоевал любовь студентов и уважение преподавателей, которые быстро рассмотрели удивительный талант молодого Клайдермана. Его карьера и будущее профессионального музыканта оказалось на краю гибели, когда Ричард

знал о болезни отца и почти полном банкротстве семьи. Так, чтобы поддерживать себя и оплачивать обучение, он устроился в банк, а также начал выступать с современными французскими музыкантами как сессионный музыкант. Интересно, что очень быстро Ричард пробился в группы самых популярных музыкантов того времени, хотя другим музыкантам на эт

о требовалось годы, но, как вспоминает он сам, в то время он был готов играть любую музыку, за которую ему платили, так что профессиональным музыкантам было выгодно заполучить молодого и перспективного музыканта к себе в группу.

В 1976-м году Клайдерман был приглашен на собеседование и прослушивание для баллады "Ballade pour Adeline"

(или просто "Adeline"). Из 20 претендентов на позицию пианиста был выбран именно Ричард, чья манера игры поразила продюсеров своей неоднородностью: в ней сочеталась легкость и сила, энергия и меланхолия. Всего за несколько дней записи появилась финальная версия "Ballade pour Adeline", проданный тираж которой на сегодняшний день составляе

т 34 миллиона пластинок в 38 странах мира. Несмотря на то, что эта работа стала самым ярким достижением музыканта, в его копилке еще несколько сот популярных произведений, которые пользуются успехом не только в Европе и Соединенных Штатах, но и в довольно защищенной от западного влияния Азии. Во многих азиатских странах творчество Ричард

Клайдермана пользуется таким успехом, что порой занимает все полки в музыкальных магазинах, не оставляя места мэтрам классической музыки - Моцарту, Вагнеру, Бетховену и др.

Проводя большую часть времени в гастролях, Ричард зарекомендовал себя как крайне работоспособный музыкант - в 2006-м году он дал 200 концертов за 250 дней, испол

ьзуя выходные лишь для переездов и настройки звука в новых местах. За свою карьеру он стал автором 1300 произведений, которые выходили как сольными альбомами, так и попадали на экраны телевизоров и кинотеатров. В общей сложности на сегодняшний день доступно порядка 100 дисков Ричарда - от его ранних работ до самого последнего творчества.

Для развития аппарата недостаточно играть по многу часов упражнения. Необходимо беречь силы для остальной работы.

Известно искушение заниматься тем, что знаешь и что лучше выходит. Сумейте этому противостоять, иначе вы не добьетесь успеха.

Заметьте, что устранение одного пробела техники помогает устранению всех других пробелов. Знайте свои слабые стороны и наступайте на них решительно.

Те, кто, поиграв упражнения утром полчаса или даже час, думают, что с техникой покончено, ошибаются.

Я не совсем даже уверена, нужно ли с упражнений начинать свои ежедневные занятия. «Лечение» аппарата становится более эффективным, когда упражнения разумно распределяются в течение всего рабочего дня.

Прерывайте время от времени разучивание художественного произведения и возвращайтесь к преодолению определенных технических трудностей, - вы достигнете успеха быстрее и с меньшей затратой сил.

Изучая технические упражнения, учтите следующие советы:

1. Высота посадки должна обеспечить горизонтальное положение руки.

2. Упражнения играются без педали.

3. Не напрягайте руку. Утомившись, отдохните или перемените тип упражнения.

4. При работе в медленном темпе forte или piano погружайте палец глубоко в клавишу.

5. Думайте не только об ударе пальцем, но и о его подъеме. Уметь снимать руку с клавиатуры так же важно, как и опускать ее. Первый навык является условием второго.

Для того, чтобы добиться легкости исполнения, полезно в начале работы преувеличивать четкость артикуляции. Сила звука уменьшается при постепенном ускорении темпа.

6. Контролируйте ваши большой, второй пальцы и не опрокидывайте руку к мизинцу, чтобы последний сохранял способность к собственному удару.

7. Беспрерывно контролируйте гибкость руки. Она должна быть свободной от плеча до кисти. Не играйте с поднятыми «жесткими» плечами.

8. Работайте, постепенно ускоряя движение, но часто возвращаясь к медленному темпу.

9. Считайте! В упражнениях сильные доли являются точками опоры и исходными точками разбега пальцев. Акцентируйте! Четкость ритма способствует четкости пальцев.

10. Играйте упражнения выразительно! Слушайте себя!

Отражая сущность нашей работы, эти указания дадут добросовестному музыканту повод для размышлений и, без сомнения, помогут ему овладеть секретом великих пианистов - умением работать!

В заключение хочу еще раз обратиться ко всем пианистам доброй воли, желающим извлечь пользу из этой работы. Единственного и исчерпывающего метода научиться искусству пианизма не существует.

Часто говорят: техника - работа воображения. В этом есть доля истины. Можно, например, самому сочинять замечательные технические формулы, исходя из произведений, которые изучаешь. Эти бесчисленные маленькие находки имеют свой смысл. Но они опасны если пианист думает заменить ими упражнения или традиционные этюды.

Изучение произведения не ограничивается только техническими задачами. Звучность, стиль, красота фразы, полнота звучания, аккордов, благородство ритма, равновесие частей - вот цели, которые должен ставить перед собой пианист, желая воспроизвести замысел автора. Для этого исполнитель должен быть освобожден от технических забот.

Этой свободы он достигнет непрерывным изучением формул, содержащихся в этюдах больших мастеров фортепиано. Как ни необходимы для формирования виртуоза и музыканта «Хорошо темперированный клавир» Баха или этюды Шопена - эти вершины фортепианной литературы,- они не заменят «Школы беглости пальцев» и «Школы виртуоза» Черни.

Для того чтобы достигнуть мастерства, нужно много работать, нужно много терпения. Не забывайте также о скромности и уважении традиций.

Этим простым истинам я подчинялась, их я претворяла в жизнь.

Маргерит Лонг, из предисловия к “Школе упражнений”

Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов: как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.

Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов, пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем считаются гигантами музыкального мира. Но кто они эти величайшие пианисты? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.

Фредерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.

Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: "Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати".

Ференц Лист (1811-1886)

В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист - венгерский композитор, педагог и пианист.

Среди его наиболее знаменитых работ является безумно сложная соната для фортепиано си-минор Années de pèlerinage и вальс Mephisto Waltz. Кроме того, его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении.

Сергей Рахманинов (1873-1943)

Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века.

Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста, начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.

Артур Рубинштейн (1887-1982)

Этот польско-американский пианист часто цитируется как лучший исполнитель Шопена всех времен.

В возрасте двух лет у него обнаружили абсолютный слух, а когда ему было 13 дебютировал с Берлинским Филармоническим оркестром. Его преподавателем был Карл Генрих Барт, который в свою очередь учился у Листа, таким образом можно смело считать его частью великой пианистической традиции. Талант Рубинштейна, сочетающий в себе элементы романтизма с более современными техническими аспектами, превратил его в одного из лучших пианистов своего времени.

Святослав Рихтер (1915 - 1997)

В борьбе за звание лучшего пианиста 20 века Рихтер является частью могущественных российских исполнителей, появившихся в середине 20 столетия. Он показал огромную приверженность композиторам в своих исполнениях, описывая свою роль как "исполнитель", а не интерпретатора.

Рихтер не был большим поклонником процесса записи, однако сохранились его лучшие живые выступления, включая 1986 года в Амстердаме, 1960 - Нью-Йорке и 1963 в Лейпциге. Для себя он держал высокие стандарты и осознав, что на итальянском концерте Баха, сыграл не ту ноту , настаивал на необходимости отказа печатать произведение на компакт-диск.

Владимир Ашкенази (1937 -)

Ашкенази является одним из лидеров в мире классической музыки. Родившись в России, в данный момент он имеет исландское и швейцарское гражданство, и по-прежнему выступает как пианист и дирижер по всему миру.

В 1962 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского, а в 1963 покинул СССР и жил в Лондоне. Его обширный каталог записей включает все фортепианные произведения Рахманинова и Шопена, сонаты Бетховена, фортепианные концерты Моцарта, а также сочинения Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Марта Аргерих (1941-)

Аргентинская пианистка Марта Аргерих поразила весь мир своим феноменальным талантом, когда в возрасте 24 лет в 1964 году победила на международном конкурсе имени Шопена.

Сейчас она признана одной из величайших пианисток второй половины 20 века и знаменита страстной игрой и техническими способностями, а также исполнением произведений Прокофьева и Рахманинова.

Как путь выбрать решать вам! Но для начала -



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама