THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что такое художественная литература? О ней мы узнаем с раннего детства, когда мама читает на ночь сказку. Если задаться этим вопросом всерьез и поговорить о литературе в целом, о ее видах и жанрах, то, конечно, мы вспомним и о научной литературе, и о документальной прозе. Любой человек, даже не имеющий филологического образования, сможет отличить художественную литературу от других жанров. Как?

Художественная литература: определение

Для начала определим, что же такое художественная литература. Как говорят учебники и справочники, это вид искусства, который с помощью написанного слова выражает сознание общества, его суть, взгляды, настроение. Именно благодаря книгам мы узнаем, о чем думали люди в тот или иной временной отрезок, как жили, что чувствовали, как разговаривали, чего боялись, какие ценности у них были. Можно прочитать учебник истории и знать даты, но именно художественная литература детально опишет быт и жизнь людей.

Художественная литература: особенности

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое художественная литература, нужно знать, что все книги делятся на художественные и не художественные. В чем отличие? Приведем примеры предложений из художественной литературы.

"В ту же секунду, когда я решил для себя, что до смерти не хочу быть здесь, в двери за моей спиной загремел замок и появился уставший после ночного дежурства Фред. Он пялился на незнакомцев, наполнивших его дом ужасной вонищей и размотавших везде бумажные салфетки". Это отрывок из первой книги Дэнни Кинга "Дневник грабителя". Он показывает нам основные признаки художественной литературы - описание и действие. В художественной литературе всегда есть герой - будь даже это история, написанная от первого лица, где как будто сам автор влюбляется, грабит или путешествует. Ну и без описаний тоже никуда, иначе как нам понять, в какой именно среде действуют герои, что их окружает, куда они идут. Описание дает нам возможность представить, как выглядит герой, его одежда, его голос. И у нас формируется свое представление о герое: мы видим его таким, каким нам помогает увидеть его наше воображение в совокупности с желанием автора. Мы рисуем портрет, автор нам помогает. Вот что такое художественная литература.

Вымысел или правда?

К какому выводу мы приходим? Художественная литература - это вымысел, это придуманные автором герои, придуманные события, иногда и несуществующие места. Писателю предоставлена полная свобода действий - он может творить со своими героями что хочет: отправить в прошлое или будущее, на край земли, убить, воскресить, обидеться, украсть миллион в банке. Если копать глубже, то, конечно, все понимают, что у героев есть прототипы. Но зачастую они настолько далеки от книжных людей, что параллель провести практически невозможно. Автор может лишь позаимствовать манеру говорить, ходить, описать привычку. Бывает, что реальный человек толкает писателя на создание героя и книги. Так, Алиса Линделл сподвигла Льюиса Кэролла написать любимую книгу многих детей "Алиса в Стране чудес", а прообразом Питера Пэна стал один из сыновей Артура и Сильвии Дэвис, друзей Барри Джеймса. Даже в исторических романах границы вымысла и правды всегда размыты, что уж тогда говорить о фантастике? Если мы возьмем отрывок из новостной ленты, из газеты, мы будем знать, что это факты. Но если тот же отрывок мы прочитаем на первой странице романа, нам и в голову не придет поверить в реальность происходящего.

Какие цели преследует художественная литература?

Литература нас учит. Еще с детства стихи про Мойдодыра учат нас соблюдать гигиену, а повесть про Тома Сойера - что за проступком следует наказание. Чему литература учит взрослых? Например, смелости. Прочитайте сокровенную повесть Василя Быкова о двух партизанах - Сотникове и Рыбаке. Сотников, больной, изможденный тяжелой дорогой, искалеченный во время допросов, стойко держится до последнего и даже из страха смерти не выдает своих товарищей. Да и на примере Рыбака есть чему поучиться. Предавший своего товарища и самого себя, он переходит на сторону врага, о чем сожалеет позже, но путь назад отрезан, путь назад только через смерть. И, возможно, он больше наказан, чем повешенный товарищ. Все как из детства: без наказания нет проступка.

Итак, цели художественной литературы определены четко: показать на примере героев, как следует поступать и как не следует; рассказать о том времени и месте, где происходят события, и передать накопленный опыт следующему поколению.

De gustibus non est disputandum, или О вкусах не спорят

Помните, в конце каждого класса перед летними каникулами учитель давал нам список художественной литературы, книги из которого необходимо было прочитать к сентябрю? И многие мучились все лето, едва продвигаясь по этому списку. Действительно, читать то, что тебе не нравится, просто неинтересно. Каждый выбирает по себе - "один любит арбуз, другой свиной хрящик", как говорил Салтыков-Щедрин. Если человек говорит, что он не любит читать, он просто не нашел свою книгу. Кто-то любит путешествовать во времени с писателями-фантастами, кто-то преступления раскрывать в детективных романах, кто-то млеет от любовных сцен в романах. Нет единого рецепта, как нет и автора, который каждому бы нравился и каждым воспринимался одинаково, потому что художественную литературу мы воспринимаем субъективно, отталкиваясь от нашего возраста, социального положения, эмоциональной и нравственной составляющей.

Сколько людей - столько и мнений?

На вопрос о том, что такое художественная литература, можно ответить и так: это литература вне времени и мест. У нее нет четко ограниченных функций, как у словаря или инструкции к стиральной машине, но у нее более важная функция: она воспитывает, критикует, дает нам отдых от реальности. Книги художественной литературы неоднозначны, их нельзя интерпретировать одинаково - это не рецепт морковного пирога, когда десяток человек, шаг за шагом следующие указаниям, в итоге получат одинаковую выпечку. Здесь все сугубо индивидуально. Книга «Ковчег Шиндлера» автора Кенилли Томаса Майкла не может быть оценена одинаково: кто-то осудит немца, спасшего людей, кто-то будет этот образ хранить в сердце как образец достоинства и человеколюбия.

Что такое произведение в литературе? В чем его особенности? Какие бывают жанры Во всем этом следует разобраться незамедлительно. Классическая литература насыщена великими именами, каждое из которых вносило что-то новое в такое понятие, как произведение. В чем же эта новизна?

Что такое произведение: понятие, характеристика, стили

Произведением в литературе называют любое окончательно оформленное творчество автора. Это может быть и небольшое стихотворение, и огромный роман, и яркая притча, а также наброски. Произведение отличает наличие пространственной формы, то есть особого осмысления происходящих событий. Также у любого творческого создания есть свой стиль и своя речь. Это может быть научное литература или публицистическое послание. Все зависит от автора и от причин, побудивших его к созданию своего шедевра. Что такое произведение? Теперь стало понятно: это любой созданный писателем творческий объект.

Литературные произведения 19 века: выдающиеся имена и их творчество

19 век в русской литературе называют золотым, ведь именно на это время приходится расцвет Пушкина, меланхолия Лермонтова или психологизм Толстого. Запутанность Достоевского и проблематичность Тургенева переплетаются с чувственной поэзией Тютчева и Фета. Что же отличает 19 век от остальных? Во-первых, как было сказано выше, творчество Пушкина. Выходец начал открывать свой талант еще в стенах родной школы, и именно этому времени будут посвящены его великие стихотворения. Во-вторых, великие комедии Гоголя и Грибоедова, а в конце века еще и Чехова, заставят дворянство и власть задуматься о своих поступках и жизни в обществе. В-третьих, тяжелые психологические переживания и путь смысловых исканий помогут читателям Льва Толстого окунуться в этот загадочный мир человеческого разума, а точность передачи переживаний будет помогать людям «жить» романом. В-третьих, великие произведения Достоевского покажут все недостатки общества того времени, а вместе с Иваном Тургеневым они обратят внимание на людей нового типа и нового времени.

Произведения 20 века

Эти произведения всегда будут находиться как бы в тени. Безусловно, серебряный век русской литературы ничем не хуже. Здесь есть такие великие имена, как Маяковский, Есенин, Блок, Набоков, Васильев и многие другие. Нахальство и хулиганство начала века подарили людям «Облако в штанах» Маяковского, «Доктора Живаго» Пастернака, середина - тяжелые и трагические Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», Александра Твардовского «Василий Теркин» и Василя Быкова «Сотников». Рассвет СССР многие писатели пережили за границей, откуда присылали свои произведения. Среди них были и Набоков с Довлатовым.

Что такое произведение? В литературе это целый мир, целая система взаимоотношений героев, переплетение их чувств и анализ поступков. Это плавная речь и четкий стиль. Именно поэтому к каждому творческому объекту нужно подходить аккуратно и правильно, ведь автор вкладывает в него всю свою душу.

Литературное произведение - форма существования литературы как искусства слова. Что же делает его художественным?

Читальный зал Российской государственной библиотеки.

Мы всегда ощущаем особую жизненную конкретность литературного произведения. Оно всегда связано с реальной действительностью и в то же время не тождественна ей, является ее изображением, претворением, художественным отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением таким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предстает как особая жизнь.

«Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир», - писал В. Г. Белинский. Здесь великолепно уловлена динамика содержания художественного произведения. Чтобы «повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном самообновлении мир, его надо «как бы вновь создать», воспроизвести такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни.

Жизнь - это не только материальная действительность, но и жизнь человеческого духа, это не только то, что есть, что реализовалось в действительности, но и то, что было и будет, и то, что «возможно в силу вероятности или необходимости» (Аристотель). «Овладеть всем миром и найти ему выражение» - такова сверхзадача художника, по прекрасному определению И. В. Гёте. Потому и размышления о природе произведения искусства неразрывно связаны с глубочайшим философским вопросом о том, что такое «весь мир», представляет ли он собою единство и целостность и можно ли «найти ему выражение», воссоздать его в конкретном индивидуальном явлении.

Произведение, чтобы реально существовать, должно быть создано автором и воспринято читателем. И опять-таки это не просто разные, внешне обоснованные, обособленные, внутренне взаимосвязанные процессы. В истинно художественном произведении «воспринимающий до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем- либо другим, а им самим» (Л. Н. Толстой). Автор же выступает здесь, как писал М. М. Пришвин, в роли «убедителя, заставляющего и на море, и на луну смотреть собственным личным глазом, отчего каждый, будучи личностью неповторимой, являясь в мир единственный раз, привносил бы в мировое хранилище человеческого сознания, в культуру что-нибудь от себя самого». Жизнь произведения осуществляется лишь на основе гармонии автора и читателя - такой гармонии, которая непосредственно убеждает, что «каждый человек может чувствовать себя равноценным всем другим и всякому другому» (М. Горький).

Произведение представляет собой внутреннее, взаимопроникающее единство содержания и формы. «Стихи живые сами говорят. И не о чем-то говорят, а что-то», - писал С. Я. Маршак. Действительно, очень важно осознавать это различие и не сводить содержание литературного произведения к тому, о чем в нем рассказывается. Содержание - это органическое единство отображения, осмысления и оценки действительности, причем мысли и оценки в художественных произведениях не существуют обособленно, но пронизывают изображаемые события, переживания, действия и живут только в художественном слове - единственно возможной форме воплощения данного жизненного содержания.

Предмет реальной действительности, его осмысление и оценка превращаются в содержание литературного произведения, лишь внутренне объединяясь и воплощаясь в художественной форме. Также и любое слово, любое речевое средство оказывается художественно значимым лишь тогда, когда оно перестает быть просто информацией, когда внешние по отношению к нему жизненные явления становятся его внутренним содержанием, когда слово о жизни преображается в жизнь, запечатленную в литературном произведении как словесно-художественном целом.

Из сказанного ясно, что художественная форма литературного произведения - это не просто «техника». «Что такое отделывать лирическое стихотворение... доводить форму до возможного для нее изящества? - писал Я. И. Полонский. - Это, поверьте, не что иное, как отделывать и доводить до возможного в человеческой природе изящества свое собственное, то или иное чувство... Трудиться над стихом для поэта то же, что трудиться над душою своей». Труд над осмыслением окружающей и своей собственной жизни, над «душою своей», и труд над построением литературного произведения - это для настоящего писателя не три разных вида деятельности, а единый творческий процесс.

Л. Н. Толстой хвалил стихи А. А. Фета за то, что они «роженые». А В. В. Маяковский назвал свою статью «Как делать стихи?». Мы понимаем и противоположность, и частичную справедливость этих характеристик. Если художественные произведения и «рождаются», то все же не совсем так, как рождается человек. А из статьи В. В. Маяковского даже при всех ее полемических преувеличениях все же вполне ясно, что стихи «делают» совсем не так, как делают вещи на конвейерном, поточном производстве. В литературном произведении всегда существует это противоречие организованности («сделанности») и органичности («рожденности»), а высочайшие художественные достижения характеризуются особо гармоническим его разрешением. Вспомним, например, стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...», четкое построение которого становится совершенно естественным выражением высокого человеческого чувства - самоотверженной любви.

Искусственно созданное словесно-художественное высказывание преображается в органически жизненное целое, каждый элемент которого необходим, незаменим и жизненно значим. И понять, что перед нами художественное произведение, - это прежде всего значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.

Жизнь, содержащаяся внутри произведения, как малая вселенная, отражает и проявляет в себе вселенную, полноту человеческой жизни, всю целостность бытия. И встреча автора и читателя в художественном мире литературного произведения становится поэтому ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру, воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности.

Слово произведение имеет много толкований, это и музыкальное сочинение, и литературное, художественное и другие творения искусства. Произведением называют математическое действие, а так же процесс создания чего-либо, ассоциируя его со словом "производство". В этой статье мы рассмотрим, что такое произведение в самом широком смысле слова.

Произведения литературы

Начнем с понятия, которое наиболее часто употребляется в сочетании со словом "произведение". Это литературные произведения. Даже самые маленькие по объему литературные формы имеют статус произведений. Романы, повести, серии рассказов, пьесы являются произведениями литературы, как и юмористические двустишия, состоящие из пяти-семи слов. Все перечисленные формы называется произведениями литературного жанра, у которых есть автор. Это главное их отличие. Здесь следует заметить, что народные произведения назвать литературными очень сложно, потому что у них нет конкретного автора. Песни, легенды, былины, пословицы и поговорки относятся к фольклорным произведениям, которые написаны в течение многих веков народом.

Произведения живописи

Все, что нарисовано человеческой рукой на самых различных поверхностях и имеющее художественную ценность, и есть художественные произведения. Самая популярная поверхность, конечно, холст и приравниваемая к нему бумага. На холсте рисовали и рисуют художники разных эпох, стран, направлений творчества. Холст натягивается на раму, потом талантливой, или не очень, рукой наносится сюжет. Потом готовая картина обрамляется рамкой. Также художники расписывают и дерево, и посуду, любые предметы быта, включая стены домов. К сожалению, как и в любом творчестве, есть художники, создающие картины, которые нельзя назвать произведением искусства. Отсутствие таланта, вкуса, порождает кич, поэтому они не имеют ничего с произведениями художественной культуры и живописи.

Произведения музыки

Музыкальное произведение характеризует прекрасная гармония, созданная на основе всего семи нот. Музыкант сродни Богу, творит практически из ничего, а получается прекрасная музыка, живущая многие годы и даже века. Невозможно представить, что будущие поколения смогут забыть Моцарта. А кто бы вспомнил, кто такой Сальери, если бы не Пушкин с его бессмертным литературным произведением. Но музыку Сальери не вспомнит рядовой слушатель. Так в чем же отличия одного творения от другого? Если произведение – это то, что произведено, сделано, создано, то и у Сальери произведения. Только Моцарт создавал бессмертные музыкальные творения, его произведения гениальны. А сколько людей, мнящих себя музыкантами, тоже пытались творить и думали, что из-под их пера выходят произведения музыки! Теоретически это так. На самом деле это утверждение под большим вопросом.

Жанры произведений

У творческих произведений бывают самые разнообразные жанры. После самых популярных, о которых мы уже рассказали, после литературы, живописи и музыки, идут цирк, кино, мультипликация, пение, театр, даже скульптура и архитектура. Все жанры произведения имеют общие черты. Они призваны художественно преобразовывать действительность и доносить до зрителя самую главную свою мысль. Разные у произведений искусства только способы донесения этих мыслей – живопись, танец, стихи, пластика и многое другое. Означает ли это, что в произведениях искусства нет правды? Конечно, есть. Но правдивое изображение жизни не является произведением. Только наложенное на художественный вымысел и сюжет, произведение становится творческим объектом.

Математическое произведение

Еще одна трактовка слова "произведение" - математическая. Если в равенстве с одной стороны два или несколько множителя, то с другой стороны знака "равно" стоит произведение. Произведение чисел это сумма одного множителя, повторенная столько раз, сколько единиц во втором множителе. Это одно из четырех простейших математических действий. Произведение чисел обозначается точкой, крестиком или звездочкой, но этот знак часто пропускают и пишут, к примеру, так: 2а, 5в, ав. Все это означает произведение множителей, чисел или буквенных переменных.

Литературное произведение - это целый мир, со­стоящий из первоэлементов, лишь условно на них разла­гаемый. При анализе произведения мы говорим о теме, идее, композиции, поэтических средствах и других эле­ментах целого, но надо помнить, что творение искусства существует только в единстве всех его составляющих. Тем не менее, понимание того, из каких элементов состоит произведение, т.е. анализ содержания и формы, позволя­ет глубже понять его, проникнуть в замысел художника, соотнести со временем.

Художественное произведение - это единство содержания и формы. Каждый элемент содержания (тема, идея, художествен­ный образ, конфликт) художественно оформлен. Каждый эле­мент формы (жанр, композиция, сюжет, поэтические средст­ва) наполнен содержательно. Содержание не сводится к тому, о чем рассказывается в произведении, т.е. к факту. Важно, какая оценка дается факту, какой смысл в него вкладывается писате­лем. Содержание - это единство предмета изображения, его ос­мысления и оценки. Для раскрытия содержания важно выясне­ние темы произведения.

Определение «Литературное произведение» «Художественное произведение»


На этой странице искали:

  • литературное произведение это
  • литературное произведение определение
  • художественное произведение определение
  • художественное произведение это


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама